Содержание
Генри Форд (1863-1947) был бизнесменом и предшественником индустриализации Северной Америки. Он основал компанию Ford Motors и разработал различные изобретения, которые способствовали росту массового производства. Благодаря своему методу производства Форд смог снизить затраты на автомобили, которые производила его компания. Таким образом, он вернулся к этому виду транспорта, более доступному для среднего класса.
Форд сколотил состояние и стал одним из самых важных магнатов своего времени, несмотря на то, что официально закончил лишь шестой класс формального образования, дополненного техническим.
В годы, когда Генри Форд был учеником и работал машинистом, он заинтересовался изобретением, которое в то время было процветающим и очень прибыльным бизнесом. В конечном итоге он получил около 161 патента на свое имя.
Модель Т была его самым символическим автомобилем и вызвала различные изменения в американском обществе, в том числе изменение динамики жилищного строительства.
Еще один отголосок произошел в области урбанизации с появлением пригородов. Кроме того, необходимо учитывать влияние транспортных средств с бензиновым двигателем на переход Соединенных Штатов от сельскохозяйственной страны к индустриальной.
Распределение населения до автомобильной революции показало, что 2 из 8 американцев жили в городах. Когда умер Генри Форд, это соотношение изменилось и составило 5 из 8.
Ford создал систему франчайзинга, с помощью которой он открыл дилерские центры для продажи своих автомобилей во всех крупных городах Соединенных Штатов. Таким же образом он применил эту систему в важнейших городах каждого континента.
Его считают отцом «фордизма», термина, придуманного для обозначения системы массового производства, условий труда промышленных рабочих и консьюмеризма 20 века.
Сегодняшнее состояние компании и её перспективы
В начале 2000-х кризис компании был существенным. Однако после прихода к руководству корпорацией Алана Малалли, деятельность гиганта -автопроизводителя снова стала приносить прибыль. Проведена реструктуризация, осуществляется переход на новую стратегию корпорации по выпуску автомобилей, единых для всех рынков.
Финансовое положение
По итогам 2017 года чистая прибыль Ford возросла на 65% и достигла 7,6 млрд. $, выручка увеличилась на 3% и равняется почти 157 млрд.$. Прибыль за последний квартал составила 2,4 млрд. $, годом ранее были убытки.
По прогнозам американских специалистов в 2018 году ожидается снижение прибыли компании. Выручка прогнозируется на уровне 142 млрд. $.
В России наблюдается рост покупок в кредит кроссоверов и внедорожников, особенно Ford Explorer и Ford Kuga. В 2017 году их доля в продажах фирмы возросла до 31%, что обеспечило компании СП Ford Sollers, представляющей интересы Форда в России, увеличение реализации на 16%. В 2017 г. продано коммерческих автомобилей марки Ford на 68% больше, чем в прошлом году.
Компания рассчитывает на дальнейший рост продаж внедорожников. Планируется увеличение производства на предприятиях Татарстана с одновременным обновлением некоторых моделей. Фирма возлагает большие надежды на усиление позиций в сегменте легкого коммерческого транспорта.
Планы
В этом году концерном планируется представить 23 новых моделей на международном рынке. В целом компанией определена стратегия на сокращение числа моделей легковых автомобилей. Основной упор будет сделан на разработку новых грузовиков и внедорожников.
Миссия корпорации заключается в постоянном улучшении продукции компании, чтобы соответствовать запросам наших покупателей, позволять фирме процветать и обеспечивать прибыль её акционерам и собственникам.
Американская корпорация Ford Motor Company давно входит в список ведущих автопроизводителей мира. За более, чем вековую историю, Форд располагается на четвертом месте по объему продаж автомобилей, а их модели пользуются популярностью на всех континентах планеты. Сегодня мы окунемся в историю зарождения и развития Форд, а также узнаем благодаря чему компания смогла добиться таких высот.
Просто бизнес, ничего личного
За любой красивой историей успешного капиталиста скрывается неприглядная история людей, за счёт которых и был достигнут успех. Это норма. Триумф Форда стал возможен не только благодаря его гению. Основную роль сыграл подход к бизнесу — максимально жёсткий и требовательный. В 1913 году на предприятиях бизнесмена началась конвейерная сборка. Форд со своими помощниками определили, что на сборку одного магнето у рабочего уходило 20 мин. Они изменили принцип работы, разбив её на несколько десятков действий. Это привело к уменьшению времени до 13 мин. Затем был немного изменён сам конвейер и некоторые действия. Итог: рабочий стал собирать магнето для автомобиля за 5 мин. Точно такие же принципы вводились чуть ли не на всю конвейерную сборку. Рабочие превращались в роботов, которые из смены в смену выполняли одни и те же действия в чётком соответствии с таймингом. Сотруднику нельзя было потратить зря ни секунды. В результате время на сборку одного двигателя было сокращено с 9,9 часов до 5,9 часов. Ресурсы экономились, автомобили стоили дешевле.
Но у этого метода было много противников. Форда критиковали за безжалостное отношение к людям, за превращение их в бездушных роботов. Появился даже термин «фордизм». Вот только Генри не обращал на это внимания. Понимая, что подход требует от рабочих больших физических и моральных затрат, он компенсировал это хорошей заработной платой. В 1914 году его рабочие получали минимум 5 долл. в день (довольно много по тем временам). Правда, у Форда был специальный отдел, который следил за тем, на что рабочие тратили зарплату. Если что-то Генри не нравилось, то он увольнял этого человека.
Завод Ford, 1913. (Wikimedia Commons)
Также Форд сократил рабочий день на своих предприятиях до 8 часов и ввёл три рабочие смены. Он всячески боролся с бюрократией и не позволял раздувать штат, считая это пустой тратой денег.
Когда началась Первая мировая война, Форд выступил пацифистом и попытался уговорить конфликтующие стороны разобраться мирным путём. Естественно, его никто не стал слушать. А когда в конфликт всё-таки вмешалась Америка, он начал производить самолётные двигатели, грузовики, боеприпасы.
В 1919 году Генри оставил пост президента компании, который занял его сын Эдсель. Вот только от дел Форд не отошёл и систематично вносил изменения в развитие компании.
Добрался Форд и до СССР. Он продал за океан несколько тысяч тракторов, а также лицензию на самостоятельное производство Fordson F. Велось сотрудничество и в автомобильном направлении. Американцы побывали на Горьковском заводе, помогли советским рабочим освоить конвейер, а также наладить выпуск автомобилей, созданных по лицензии.
Сам Форд в интервью, мемуарах и книгах пытался выставить себя человеком доброжелательным, радеющим за мир. Но тюремные условия на его предприятиях говорили об обратном. Также есть немало фактов, говорящих о том, что Форд симпатизировал нацистам. Например, он поздравлял Гитлера с днём рождения. В начале 1920-х годов довольно резко и жёстко высказывался о евреях. Антисемитские взгляды предпринимателя нашли отражение в книге «Международное еврейство». Вот только мысли Генри не нашли поддержки в обществе. Понимая, что это может ударить по его компании, в 1927 году Форд извинился и сжёг творение.
Книга Форда «Международное еврейство», 1920. (Wikimedia Commons)
Не простил Форд и Лиланда. В конце 1920-х годов тот руководил компанией Lincoln Motor Company. И дела у неё шли плохо. Форд воспользовался моментом и выкупил её. Лиланд бросил своё детище.
Есть предположения, что в начале Второй мировой войны Форд занимался производством техники и двигателей для Германии. Правда, тогда не только он сотрудничал с Третьим рейхом. Несколько десятков американских компаний получали деньги нацистов. Всего лишь бизнес, ничего личного. Затем почти все расторгли договорённости с Германией и переключились на помощь союзникам.
В 1943 году Генри вынуждено вернулся в кресло президента компании — умер Эдсель. Но управлять империей у него уже получалось плохо, поэтому вскоре пост занял его внук — Генри Форд II. А Форд-старший окончательно отошёл от дел.
Генри Форд являлся яростным приверженцем здорового образа жизни и верил, что сумеет дожить до 100 лет. Не получилось. Магнат умер в 1947 году, когда ему было 83 года.
«Иди вперед»
Лозунг компании Ford Motor Company полностью отображает её деятельность. Заброшенная фабрика, переоборудованная под автомобильный завод в Детройте, была зданием фирмы Форда. Первое время сборка происходила достаточно медленно, ведь на фирме работало всего несколько бригад. Это не устраивало Генри Форда, и он внедрил на заводе конвейерное производство. Буквально за считанные месяцы предпринятая им модернизация производства выводит компанию в лидеры автопрома.
Поначалу практически всю прибыль компании Генри Форд пускал на создание рекламы. «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу» – так говорил сам Форд. Он понимал, что привлекая к делу писателей и известных деятелей того времени, он в итоге добьётся узнаваемости бренда Ford.
В 1908 году с началом производства модели «Форд-Т» к компании приходит удача. Автомобиль, разработанный самим Генри, не имел дорогой отделки, но был очень практичен, а его цена – на порядок ниже, чем в прайсах конкурентов. Владельцем модели «Форд-Т» был сам Эрнест Хемингуэй.
За 20-е годы автомобилей было продано больше, чем у всех вместе взятых конкурентов. На вырученные деньги Генри Форд приобретал корабли, заводы, газеты… В 1925 году он даже основал собственную авиакомпанию «Ford-Airways». Таким способом он выстраивал финансовую крепость для своей корпорации.
Генри Форду удалось воплотить «американскую мечту». Он видел свою миссию в том, чтобы поднять уровень жизни людей. Автомобили были для него не только способом передвижения, а гораздо большим – источником радости. Когда журналисты спрашивали его, чего может хотеть такой богатый человек как он, Форд отвечал: «Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу».
Зачем миллиардер наладил конвейерное производство?
Отметим, что говорить про Генри Форда, что он «отец конвейера», все же неверно. Конвейерное производство применялось в промышленности задолго до него. Однако, лишь ему впервые в истории удалось поставить «на поток» выпуск столь сложного продукта, как автомобиль. А также первым поставить управление персоналом и производством на научную основу. Он изучил множество научных публикаций, доказывающих, что разделение и специализация труда улучшают общую эффективность. Позже его подход к организации производственных процессов обретет научное название — «фордизм».
Главное достоинство новой технологии — не только в упрощении, но и в значительном ускорении сборки машины. Что изобрел Генри Форд:
- Во времена, когда двигатель собирал 1 специалист, ему приходилось затрачивать на один мотор 9 часов 54 минуты. После того, как процесс был разделён на 84 отдельных операций для 84 рабочих, время сборки сократилось в разы, составив вмего 40 минут!
- Когда автомобиль собирали на одном месте, только на сборку шасси затрачивали 12 часов. После того, как Форд внедрил мобильные платформы, подачу деталей с помощью крюков и моторных тележек, период изготовления сократился в 2 раза.
- На полную сборку автомобиля ранее требовалось 12,5 часов, а после всех нововведений — всего 93 минуты!
К учениям теоретиков Форд всегда добавлял что-то свое. К примеру, у него были работники, которым платили почасовую зарплату за то, что они ничего не делали и просто сидели в комнате отдыха. Это была ремонтная бригада конвейера. Как только механизм останавливался из-за неисправности, счетчик з/п ставили на паузу. До тех пор, пока специалисты не исправят поломку. Таким образом руководитель стимулировал их одновременно на быстрый и качественный ремонт.
Помимо восхищения, пропагандируемая Генри конвейерная система производства встретила жесткую критику из-за обезличивания работников: творец по натуре, человек был вынужден выполнять изо дня день изматывающие, монотонные операции. Превращаясь из свободно мыслящей личности в послушный «винтик системы». Наиболее полно недостатки конвейера описаны в научно-фантастическом романе «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
Предыстория
Генри Форд, безусловно, является одним из самых знаменитых людей мира, и сложно найти человека, который ничего не знает о нем. Генри знаменит тем, что умудрился сделать доступный для широких масс автомобиль, тем самым подстегнув автомобильную промышленность к бурному развитию. В честь этого человека даже был назван один экономический термин – «фордизм». Термин обозначает новую организацию поточного производства, которая стала возможной при помощи сборочного конвейера.
На самом же деле, Форд собрал первый автомобиль ручным способом, как и все производители того времени. До этого в сборочном цеху устанавливали в ряд шасси, вокруг каждого из которых суетилась бригада из нескольких рабочих — она то устанавливала двигатели, то собирала кузов, то подтаскивала крылья, колеса, коробки с болтами, самостоятельно собирая машину снизу доверху. Себестоимость автомобилей, собранных ручным способом была высока, и поэтому только богатые люди в то время могли позволить себе купить машину.
Начало пути в бизнесе
До 1888 года Форд работал инженером в фирме Эдисона. В то время снова днем Генри ходил на работу, а ночами создавал первый автомобиль. Машина была закончена в 1893 году. Эдисон не поддерживал своего сотрудника в увлечении автомобилями. Тогда Генри уволился, и устроился в другую фирму, но и там его идеям не нашлось применения.
Из-за того, что Форд разъезжал по Детройту на собственном неказистом авто, его обзывали сумасшедшим.
В 1902 году Генри решился на участие в гонках. Он сумел обогнать чемпиона Штатов, и привлек к своему авто много внимания. В 1903 году изобретатель и предприниматель организовал свою фирму Ford Motor. Он также первым использовал конвейер для сборки авто. Каждую новую модель Форд стремился сделать проще, экономичнее и надежнее.
За свою карьеру промышленнику Форду пришлось бороться с синдикатом производителей автомобилей. Эти дельцы просто воровали технологии и выпускали свои варианты машин. Форд засудил «умельцев», и тогда все желающие стали приобретать у него лицензии.
С модели «Форд-Т» начался подлинный успех компании Генри. Эта модель выделялась демократичной стоимостью, простым дизайном и практичностью. Сам Эрнест Хемингуэй признал «Форд-Т» лучшим автомобилем своего времени.
Удивительно, но мальчик, выросший на ферме, умел обращаться с деньгами. Компания Форда постепенно снижала цену на автомобили, когда другие повышали ее.
Завод «Хайленд парк», рудники, шахты, другие производства – все это стало частью империи Генри Форда. Ему удалось сотворить абсолютно «замкнутый» цикл производства.
Оптимизируя производство, Форд также следил за своими рабочими. Он, часто, повышал им зарплату на 5 долларов, но если прибавка тратилась на выпивку, работника безжалостно увольняли. На заводах Форда рабочие трудились в 3 смены по 8 часов, хотя везде были приняты две удлиненные смены.
В 20-х годах популярность фордов на потребительском рынке начала падать. Тогда Генри придумал давать автокредиты, а также разнообразил цвет и комплектацию своих автомобилей. Несколько раз Генри Форд рисковал остаться банкротом, но ему удавалось оставаться на плаву при помощи выпуска новой модели. Однажды он даже выпустил новый гоночный болид, чтобы спасти компанию.
Объединение филиалов
Изюминкой этого среднеразмерного седана с солидным багажником (объемом 560 л) была V-образная верхнеклапанная «четверка» объемом 1.1 или 1.5 л мощностью 40 или 55 л.с., вынесенная за переднюю ось; полностью же синхронизированная КПП, напротив, размещалась «в базе».
Необычна была и передняя подвеска, в которой вместо пружин упругим элементом служила поперечная рессора, заодно выполнявшая роль одного из рычагов. Не то, чтобы после этого за «Таунусами» и «Кортинами» выстроилась очередь, однако лед недоверия к переднему приводу был сломлен – только в Кельне по 1968 год было выпущено свыше 350 тысяч машин.
Удачный незапланированный эксперимент стал решающим аргументом в споре сторонников и противников идеи слияния всех европейских отделений воедино: в 1967 году была создана Ford оf Europe Inc. cо штаб-квартирой в Лондоне, перенесенной впоследствии в Кельн.
Новосозданный концерн начал проводить политику на унификацию европейских моделей и начиная с 1972 года английские «Форды» отличались от немецких только правым расположением руля.
С другой стороны, в то благословенное для производителей время потребитель еще не требовал от них «прыгать выше головы», поэтому простота конструкции и, соответственно, невысокая цена, являлись приоритетами.
В первый же год только в Англии было продано 543 тысячи автомобилей, однако настоящий звездный час наступил через два года, когда Хану Миккола на полуторалитровой версии мощностью 140 л.с. победил в супермарафоне Лондон-Мехико длиной 17 000 миль.
Первая половина этого десятилетия у Ford ушла на окончательное утверждение в роли основного производителя автомобилей среднего класса. На этом этапе главным конкурентом был Opel, против которого, помимо «Эскортов», «Таунусов» и «Капри», выступало новое семейство Granada. Однако в обойме Рюссельхайма был субкомпактный Kadett, и наличие бреши в модельном ряду в этом секторе, ставшем после энергетического кризиса сверхпопулярным, было равносильно самоубийству.
К счастью, в кресле директора сидел Ли Якокка, предвидевший эту ситуацию. По его настоянию в Валенсии был построен завод, на котором с 1976 года началось производство переднеприводного малолитражного хетчбэка Fiesta, ставшего общеевропейским любимцем. А в 1980 году появился и принципиально новый переднеприводный Escort с несколькими типами кузовов, ставший «Автомобилем года» и вышедший на миллионный уровень продаж всего за 13 месяцев. Третьим автобестселлером стала Sierra с полностью независимой подвеской и оригинальным, очень просторным и аэродинамически выверенным, кузовом, в значительной степени компенсировавшим устаревшую классическую компоновку.
В настоящее время отделение «Форд Европа» располагает заводами в Бельгии, Великобритании, Германии, Польше, Португалии, России, Турции. Выпускает легковые автомобили, легкие грузовики и микроавтобусы.
Практически все модели европейского Ford предназначались для массового производства, но в 60-е годы была поставлена цель добиться заметных успехов в автоспорте, в результате чего появились специальные спортивные автомобили, выпускаемые ограниченными сериями.
Личная жизнь изобретателя
Известно, что в 1887 году изобретатель женился на дочери небогатого фермера Кларе Брайант. Семейная жизнь Форда удалась, как и его карьера. С Кларой Генри прожил до самого конца своих дней. Он любил жену. Говорил, что, если бы ему выпала еще одна возможность прожить жизнь, то он согласился бы на это только в том случае, если с ним будет Клара.
У Клары и Генри родился один ребенок. Сын Эдсел вскоре после окончания учебы стал «правой рукой» отца. Отец и сын часто спорили, но всегда поддерживали друг друга. Форд был трезвенником и обожал деревенские танцы, а Эдсел слушал джаз и иногда перебирал с коктейлями.
Управленческие решения Форда
В 1914 году Генри Форд поднял заработную плату работников до 5 долларов в день. Высокий уровень зарплат поддерживался даже в кризисные времена. Это позволило повысить мотивацию сотрудников и увеличить производительность труда. Текучесть кадров снизилась, и компания сэкономила на обучении персонала. Для семей сотрудников был построен комфортабельный поселок. Благодаря верным управленческим решениям промышленник перетянул к себе лучших специалистов с других заводов.
Форд не только заботился о своих сотрудниках, но и устанавливал жесткие требования. На заводах была внедрена система бонусов за здоровый образ жизни. Рабочие-трезвенники ежедневно получали прибавку в размере 25-75 центов к заработной плате. Генри без разговоров увольнял пьющих людей или утаивающих деньги от семьи.
В 1926 году на заводах Форда был введен 8-часовой рабочий день и 5-дневная неделя. Работы велись в три смены. При этом Форд никогда не поддерживал профсоюзы, так как считал, что они не заинтересованы в росте производительности труда. Его компания была последней из крупных корпораций США, на заводах которой существовали профсоюзы.
Конфликты с профсоюзами вынудили Форда отойти от дел в 1930-е годы. Он передал Ford Motors Company своему сыну Эдселу. Идеи Форда обсуждались по всему миру, активно внедрялись в промышленности и предпринимательстве.
Сотрудничество с РФ и СССР
В 1929 году Ford Motor Company подписала соглашение с советским правительством об открытии двух заводов компании в СССР — в Нижнем Новгороде и Москве. Контракт предусматривал, что Форд будет контролировать строительство завода в Нижнем Новгороде для производства автомобилей модели А. В Москве же должно было заработать сборочное производство. Взамен СССР согласился купить 72 000 автомобилей Ford в разобранном виде и все запчасти, которые потребуются в течение следующих 9 лет. Сумма их покупки составила около $30 млн.
Форд предоставил подробные чертежи заводских зданий и оборудования и отправил инженеров и мастеров для наблюдения за строительством и запуском. В 1936 году этот завод в Нижнем выпускал ГАЗ М-1, построенный на базе Ford B. Даже в годы холодной войны, когда напряжённость в отношениях двух новых сверхдержав достигла предела, советские автоконструкторы продолжали работать с американским магнатом.
В середине 1960-х годов Генри Форд — младший прилетел в Москву специально для того, чтобы купить лицензию на производство советского микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Это советское изобретение отличалось ярким дизайном — своего рода гибрид автобуса и лимузина. К сожалению, переговоры Форда с советским правительством результатов не дали.
Вскоре Ford Motor Company пришлось столкнуться с ещё одной «русской революцией». На этот раз коммунистическую сверхдержаву — закрытую и враждебно настроенную ко всему американскому — сменила либеральная страна, которой нужны были качественные автомобили. Однако экономический климат 1990-х годов создавал определённые риски для иностранных автомобильных компаний, стремящихся занять нишу.
Как и в 1930-х годах, компания пошла на риск и стала одной из первых иностранных компаний, открывших филиал в Российской Федерации в 1992 году. Спустя десятилетие, в 2002 году, американский производитель открыл свой первый завод по выпуску иномарок.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, Ford смог завоевать сердца и многих российских автолюбителей — и всё благодаря одной модели: Focus.
Профсоюзы
В 1926 году Генри Форд представил еще одну новинку для сотрудников своих заводов и смежных предприятий: 5-дневную рабочую неделю. Таким образом, суббота и воскресенье остались временем отдыха; Форд считал, что отдых не должен быть привилегией миллионеров.
29 октября 1929 года фондовый рынок упал, что вызвало явление, известное как Великая депрессия.Чтобы поднять экономику и сотрудничать со своим персоналом, Ford повысил заработную плату на своих заводах до 7 долларов в день, хотя поддерживать эту меру было невозможно. Компания не только была вынуждена почти наполовину сократить зарплату своим рабочим, но и сочла необходимым уволить около половины сотрудников.
Отношения между Ford и профсоюзами были очень плохими, поскольку работодатель считал их дестабилизирующей структурой. Были даже физические нападения со стороны службы безопасности компании на членов Союза работников автомобильной промышленности (UAW, сокращенно на английском языке).
В 1941 году, после сильных протестов, Форд уступил и позволил своим рабочим организовать профсоюз. Он выполнил их требования и предоставил им большие льготы, чем они ожидали получить.
Интересные факты
Хотя логотип у Ford Motor Company существовал с первых дней основания компании, его установка на машины стала обязательной только в 1976 году. До того момента всем и так было понятно, что это авто марки Ford. Но чем больше становилось производителей машин на автомобильном рынке, тем менее очевидным это становилось.
На производстве выпускали различные модификации кузова Ford T, но только в одном цвете – черном. По непонятной причине Генри Форд утверждал, что «автомобиль может быть любого цвета, если он черный». Поэтому «Форд-Т» часто сравнивали со старой девой в черном платье и капоре.