Как показывает себя рынок автострахования
Как мы уже рассказывали в других наших статьях в рубрике “Авто”, обязательное страхование автогражданской ответственности показывает рост сборов (+15% в первом полугодии 2022 года). Страховщикам удалось достичь этого благодаря существенному повышению тарифов на обязательную страховку. Из-за изменившихся цен на комплектующие стоимость восстановительного ремонта ТС значительно возросла. Страховые компании были вынуждены поднять цены на ОСАГО, чтобы сбалансировать сборы и выплаты. Некоторые СК стали продавать полис по верхней границе тарифного коридора. И даже так они заявляют о необходимости его дальнейшего расширения. Регулятор услышал это и объявил, что в ближайшем будущем расширит границы тарифного коридора ещё на 26%. Подробнее об этом читайте в нашей отдельной статье ЦБ планирует расширить тарифный коридор ОСАГО на 26%.
А вот ситуация с КАСКО не такая однозначная. Чаще всего данный полис приобретают на кредитные автомобили. Учитывая, что кредиты были в подвешенном состоянии на протяжении нескольких месяцев, рынок добровольного автострахования стал падать. Кроме того, многие предпочли отказаться от пролонгации страховки из-за возросшей стоимости авто и комплектующих. После начала спецоперации страховщики также предлагали клиентам доплатить за имеющуюся страховку, чтобы увеличить страховую сумму. В противном случае выплаты могло бы не хватить для полноценного ремонта.
Страховые компании также посчитали, что нынешняя кризисная ситуация повлияет на уровень преступности. Так, например, ожидалось увеличение количества угонов с целью последующей разборки автомобилей на запчасти. Риск угона можно застраховать только по полису Каско, однако для многих это оказалось слишком дорого. В результате страховщики начали предлагать полисы добровольного автострахования с усечённым количеством рисков. Зачастую покрытие по таким договорам распространялось исключительно на угоны. Страховые компании заявили, что подобные полисы пользуются хорошим спросом. Однако, как ранее сообщили в МВД, ситуация с угонами не стала хуже – увеличения количества подобных преступлений не наблюдается.
Вероятнее всего ситуация так и останется спорной до конца 2022 года. Все будет зависеть от геополитической ситуации. Остаётся надеяться, что ситуация начнет исправляться в 2023 году.
Страхование вчера, сегодня и завтра. Оставайтесь с нами и будьте в гуще событий рынка автострахования на информационно-аналитическом ресурсе Calmins.com!
NEO-волонтер Сергей Н.
Calmins.com
Прогноз формирования парка легковых автомобилей в России до 2022 г., тыс. шт.
Как считает директор департамента продаж Петр Костиков, доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.
Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей, поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.
201311110808-201311110808-2_no_copyright_
Как прогнозируют в «Автостате», уже через 2–3 года наша страна сможет опередить Германию по общему количеству машин даже при меньших объемах продаж новых авто. По оценкам Frost & Sullivan, в 2015–2020 годы российский авторынок не превысит отметки в 3 млн легковых машин в год, тогда как в Германии будет ежегодно продаваться примерно по 3,3 млн автомобилей. Однако в отличие от Германии, чей автопарк практически не растет, а только обновляется, в нашей стране число легковых машин увеличивается во многом благодаря медленному выбытию автохлама, что и позволит российскому автопарку стать крупнейшим в Европе.
«Население России почти вдвое больше, чем в Германии, поэтому и общий автопарк может быть больше. А вот по количеству автомобилей на душу населения мы вряд ли сможем скоро обогнать немцев. В Германии одна машина приходится примерно на двух жителей, а у нас — на четырех. Впрочем, Германия и не является европейским лидером по данному показателю», — отмечает Дмитрий Лукашов.
20150422_201310041137_201310041137__no_copyright_
Автомобильная география
Если посмотреть на карту иномарочного автопарка, то больше всего таких машин на дорогах Калининградской области (около 90% в региональном парке) и на Дальнем Востоке, где за счет ввоза подержанных «праворулек» из Японии в Приморский край доля иномарок составляет примерно 85%. Преобладают зарубежные автомобили в парках двух столиц — Москве и Петербурге (порядка 75%), а также в Сибири и на Урале (55%).
По словам Анны Озделен, одним из драйверов продаж иномарок на Дальнем Востоке и в Приморском крае является их географическая близость к Японии, Корее и Китаю, точно так же, как для Калининградской области — близость к Европе. «Уровень доходов населения в Москве и Санкт-Петербурге значительно выше, чем в других регионах, поэтому иномарки здесь пользуются популярностью. Кроме того, в Московской и Ленинградской областях высока доля продаж автомобилей премиум-класса», — говорит она.
СТАТИСТИКА ПРОДАЖ АВТО В РОССИИ ПО МОДЕЛЯМ
№ | Модель | Октябрь | 10 месяцев | Доля рынка | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2022 | 2021 | Изм. | 2022 | 2021 | Изм. | Окт.2022 | Окт.2021 | 10 м.2022 | 10 м. 2021 | ||
1 | LADA GRANTA | 10 978 | 6 339 | 73,2% | 63 095 | 100 657 | -37,3% | 25,3% | 5.4% | 12,2% | 7,9% |
2 | HAVAL JOLION | 3 049 | 1 357 | 124,7% | 14 080 | 4 595 | 206,4% | 7,0% | 1.2% | 2,7% | 0,4% |
3 | LADA NIVA TRAVEL | 2 229 | 1 647 | 35,3% | 12 509 | 21 235 | -41,1% | 5,1% | 1,4% | 2,4% | 1,7% |
4 | CHERY TIGGO 7 PRO | 2 134 | 2 090 | 2,1% | 12 296 | 10 136 | 21,3% | 4,9% | 1.8% | 2,4% | 0,8% |
5 | LADA NIVA LEGEND | 1 926 | 1 011 | 90,5% | 10 715 | 22 099 | -51,5% | 4,4% | 0,9% | 2,1% | 1,7% |
6 | GEELY COOLRAY | 1 394 | 1 261 | 10,5% | 8 935 | 9 166 | -2,5% | 3,2% | 1,1% | 1,7% | 0.7% |
7 | LADA VESTA | 1 296 | 9 628 | -86,5% | 30 389 | 94 646 | -67,9% | 3,0% | 8,2% | 5,9% | 7,4% |
8 | CHERY TIGGO 4 | 1 029 | 1 757 | -41.4% | 6 642 | 15770 | -57,9% | 2,4% | 1.5% | 1,3% | 1,2% |
9 | GEELY ATLAS PRO | 619 | 424 | 46,0% | 4 980 | 800 | 522,5% | 1,4% | 0,4% | 1,0% | 0,1% |
10 | HYUNDAI CRETA | 582 | 4 596 | -87,3% | 17 621 | 55 332 | -68,2% | 1,3% | 3,9% | 3,4% | 4,3% |
11 | УАЗ ПАТРИОТ | 577 | 1 551 | -62,8% | 5 305 | 10 109 | -47,5% | 1,3% | 1,3% | 1,0% | 0,8% |
12 | HAVAL F7 | 564 | 1 221 | -53,8% | 4 789 | 10 518 | -54,5% | 1,3% | 1,0% | 0,9% | 0,8% |
13 | HYUNDAI TUCSON | 530 | 1 639 | -67,7% | 5 090 | 8 256 | -38,3% | 1.2% | 1,4% | 1,0% | 0,6% |
14 | RENAULT LOGAN | 501 | 1 772 | -71,7% | 9 371 | 25 766 | -63,6% | 1,2% | 1,5% | 1,8% | 2.0% |
15 | KIA SPORTAGE | 498 | 1 692 | -70,6% | 6 785 | 21 692 | -68,7% | 1,1% | 1.4% | 1,3% | 1,7% |
16 | LADA LARGUS VP | 476 | 2 574 | -81,5% | 11 687 | 32 280 | -63,8% | 1,1% | 2.2% | 2,3% | 2,5% |
17 | VOLKSWAGEN POLO | 476 | 3 351 | -85,8% | 10 940 | 42 088 | -74,0% | 1,1% | 2,9% | 2,1% | 3,3% |
18 | EXEEDTXL | 464 | 203 | 128,6% | 3 679 | 1 747 | 110,6% | 1,1% | 0.2% | 0,7% | 0,1% |
19 | HYUNDAI SOLARIS | 464 | 5036 | -90,8% | 18 075 | 49927 | -63,8% | 1,1% | 4,3% | 3,5% | 3,9% |
20 | KIA RIO | 455 | 6 799 | -93,3% | 23 157 | 67 953 | -65,9% | 1,1% | 5.8% | 4,5% | 5,3% |
21 | GEELY TUGELLA | 440 | 302 | 45,7% | 4 043 | 1 375 | 194,0% | 1,0% | 0.3% | 0,8% | 0,1% |
22 | HYUNDAI ELANTRA | 434 | 189 | 129,6% | 2 340 | 3 042 | -23,1% | 1,0% | 0,2% | 0,5% | 0,2% |
23 | KIA SELTOS | 403 | 1 207 | -66,6% | 8 197 | 13 888 | -41,0% | 0,9% | 1,0% | 1,6% | 1,1% |
24 | EXEEDLX | 368 | 2 070 | 0,8% | 0,0% | 0,4% | 0,0% | ||||
25 | HYUNDAI SANTA FE | 357 | 825 | -56,7% | 2 436 | 10 587 | -77,0% | 0,8% | 0.7% | 0,5% | 0,8% |
Всего о России | 43 308 | 117 456 | -63,1% | 518 011 | 1 281 607 | -59,6% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
201311201208-201311201208-no_copyright_dsc_4945
Машины преклонного возраста
А вот по возрасту национального автопарка наша страна — одна из последних в Европе. Так, почти каждый второй автомобиль в России уже отметил 10-летний юбилей (на долю машин, произведенных до 2005 года, приходится 48,9% от общего парка). Для сравнения, в Старом Свете машин старше 10 лет %, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), значительно меньше — 37,5. Доля легковых авто в возрасте от 5 до 10 лет составляет 23,7% российского автопарка против 31,7% в Европе. А автомобилей моложе 5 лет в нашей стране 27,4%, тогда как в Старом Свете — 30,8%. По словам экспертов, российский автопарк более старый, чем в Европе, поскольку уровень доходов и высокие кредитные ставки не позволяют россиянам обновлять свои машины так же часто, как это делают европейцы. К тому же в России до сих пор нет единой государственной политики в отношении утилизации старых автомобилей и действуют более низкие стандарты экологичности транспортных средств.
Изменение структуры автопарка России
Данные агентства «Автостат»
Бум иномарок
В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» — их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых —секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин — порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.
Региональный разрез
Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2022 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.
Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто
№ п/п | Регион России | Кол-во, тысяч |
1 | Москва | 3687 |
2 | Московская область | 2711 |
3 | Краснодарский край | 1852 |
4 | Санкт-Петербург | 1747 |
5 | Ростовская область | 1320 |
6 | Свердловская область | 1316 |
7 | Республика Татарстан | 1246 |
8 | Республика Башкортостан | 1229 |
9 | Челябинская область | 1096 |
10 | Самарская область | 1042 |
11 | Нижегородская область | 941 |
12 | Красноярский край | 879 |
13 | Приморский край | 842 |
14 | Новосибирская область | 812 |
15 | Ставропольский край | 791 |
16 | Воронежская область | 770 |
17 | Саратовская область | 739 |
18 | Иркутская область | 734 |
19 | Волгоградская область | 709 |
20 | Кемеровская область | 672 |
На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.
Рис. 5. Доля региональных парков легковых автомобилей на 01.01.2019 года, в процентах
Автопроизводители покидают российский рынок
Надо отметить, что пока ни один из игроков массового сегмента не заявил об окончательном уходе, однако деятельность приостановили или временно свернули многие.
-
Audi приостановила деятельность в России 25 февраля: прекратились поставки, на российский рынок успели поступить те машины, которые на тот момент уже прошли таможню.
-
BMW
сообщили об уходе с российского рынка 1 марта: были прекращены поставки, а также остановлена работа завода «Автотор» в Калининграде. Причем из-за нарушения логистики бренд приостановил и работу зарубежных своих предприятий. -
Rolls-Royce, хотя Россия была крупнейшим рынком сбыта марки в Европе.
-
Infiniti, Lamborghini, Porsche — дилерские центры продолжают торговать машинами, которые были оплачены Россией ранее.
-
Jaguar Land Rover, Ferrari, Mercedes-Benz, Ford, Nissan, Honda, Toyota
(из-за нарушения логистики). -
Volkswagen AG — прекращено производство Volkswagen и Skoda на заводах в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
-
Один из немногих китайских брендов, который покинул Россию – Changan. Компания прекратила производство на заводе «Юнисон» в Беларуси, где собирались и кроссоверы для поставок в России.
Однако многие производители автомобилей, в основном китайские и корейские бренды, продолжают деятельность в России:
-
Зато корейские автопроизводители Hyundai и Kia уходить с российского рынка не планируют: машины этих брендов в России пользуются высоким спросом. А за февраль этого года Kia реализовала 15 001 автомобиль, хотя это и меньше на 9% по сравнению с февралем 2021 года.
-
Mazda также пока остается на российском рынке: сборка моделей Mazda6, CX-5 и CX-9 продолжается во Владивостоке.
-
Концерн Stellantis продолжает работу завода в Калуге: там собираются коммерческие автомобили Peugeot, Citroen и Opel и легковые автомобили Citroen C4 Sedan и Peugeot 408.
-
Другие китайские марки (Chery и EXEED) хоть временно прекратили закупку автомобилей для России в феврале из-за нестабильности рубля, все-таки возобновили производство и на российском рынке остались. В России Chery торгует кроссоверами Tiggo 8 Pro, Tiggo 8, Tiggo 7 Pro и Tiggo 4. По данным АЕБ, в феврале было продано 2907 машин этой марки (+45%).
-
Еще один китайский бренд Dongfeng (не самый популярный на российском авторынке) продолжает продажи: даже увеличил стоимость своей единственной модели в России (кроссовера DFM 580) на 200 тыс. рублей.
-
Также прекращать поставки не стала китайская марка GAC Motor: в планах у компании в 2023 году завести на российский авторынок кроссовер GS8 второго поколения, помимо уже присутствующих в России внедорожников GS5 и GS8 и минивэна GN8.
-
Не собираются прекращать сотрудничество с Россией и Geely, и Haval. За февраль бренд Geely реализовал на 82% больше машин на российском рынке, чем за аналогичный период 2021 года, (2188 шт.).
Продажи китайских автомобилей и так росли последние несколько лет.
Рис. 17. Продажи китайских машин с 2018 по 2021 гг.
К тому же, продажи всех китайских брендов, которые присутствуют на российском авторынке, возросли в первые два месяца этого года. Лишь продажи Changan упали на 12%. В общей сложности за первые два месяца года реализация китайских авто выросла на 72% (в 2022 – 17 545, в 2021 — 10 203).
Рис. 18. Продажи популярных китайских марок в январе-феврале двух последних лет
Скорее всего, в 2022 году Китай займет еще большую долю российского авторынка.
Водитель на месте пассажира
До середины 2000-х праворульные японские автомобили были весьма популярны, особенно на Дальнем Востоке. За относительно небольшие деньги можно было получить машину со всеми удобствами: кожаным салоном, климат-контролем, полным приводом, электрическими стеклами, что было недоступно на отечественных автомобилях. С 2009 года начали действовать заградительные таможенные пошлины, в результате количество ввозимых в РФ машин с правым рулем резко сократилось. Но не прекратилось.
По данным ГИБДД, в России на конец 2022 года числилось 2,9 млн праворульных легковых автомобилей. Это чуть меньше, чем в 2015 году (2,94 млн), и чуть больше, чем в 2016 году (2,75 млн). Больше всего таких машин в Приморье, где числится 676 тыс. «праворулек» — это более 80% всего регионального парка легковушек.
Данные аналитического агентства «Автостат» свидетельствуют о приросте автопарка легковых праворульных авто на 30 тыс. шт. за шесть месяцев 2022 года. Примерно каждый девятый перепродаваемый автомобиль в России — «праворульный».
Возрастная структура парка легковых автомобилей в Европе
Стоит отметить, что российский парк автомобилей иностранных брендов достаточно молод, что связано, прежде всего, с растущим спросом на них, который возник в начале 2000-х годов. Если на иномарки, выпущенные до 2005 года, приходится 32%, то доля машин в возрасте от 5 до 10 лет — 29%. А больше всего автомобилей моложе 5 лет — почти 39%, что во многом обусловлено выходом на рынок бюджетных иномарок в последние годы.
По мнению Петра Костикова, для омоложения всего российского автопарка необходимо понизить ставки по автокредитам, выделять больше субсидий для автопроизводителей, снизить стоимость бензина, страховок и, конечно же, улучшить качество дорог. «В целом, даже несмотря на кризис, россияне будут покупать машины, но искать более экономически доступные варианты», — резюмирует он.
Иномарки захватили российские дороги
Статистика по мировому авторынку 2021
За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах: в аналогичный период 2020 года из-за пандемии были закрыты многие автосалоны, следовательно, и продажи были низкими. Поэтому в первые шесть месяцев 2021 года на всех основных рынках произошел двузначный рост продаж легковых автомобилей:
-
Китай увеличил показатели на 27% (9,83 млн);
-
США – на 29% (8,294 млн);
-
Европа – на 27% (6,486 млн);
-
Япония – на 12%;
-
Бразилия – на 32%; в совокупности до 3,914 млн
-
Россия – на 37%;
-
Индия – на 93% (1,495 млн).
Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода (в 2019 году объем рынка новых автомобилей составлял 90,3 млн) не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.
На это повлиял не только высокий спрос на полупроводники со стороны производителей бытовой техники, но и проблемы с поставками из-за неблагоприятных погодных условий и ЧС: пожар весной 2021 года на фабрике микрочипов Renesas Electronics привел к сокращению мирового автопроизводства. Если в первом квартале автопроизводители потеряли 1,4 млн машин, то во втором квартале – 2,6 млн. Четвертый квартал, по данным АЕБ, также оказался провальным: дефицит полупроводников, повышение цен на авто и уменьшение финансовых запасов у потенциальных покупателей привели к снижению продаж. Объемы продаж в мире с октября по декабрь 2021 года снижались на 18-20%.
Рис. 1. Мировой рейтинг самых популярных автомарок 2021
Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире, по данным агентства JATO Dynamics, остается Toyota. За прошедший год Toyota выпустила 10,5 млн машин, включая марки Lexus, Daihatsu и Hino, что на 10% больше, чем в 2020 году. По всему миру компания продала 7,35 млн легковых автомобилей. Больше всего автомобили этой корпорации востребованы на рынках США (2,03 млн), Китая (1,64 млн) и Японии (1,22 млн).
На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5% (до 8,9 млн машин). При этом отставание от Toyota за 2021 год только увеличилось. Из 8,9 млн произведенных машин Фольксваген продал 4,57 млн: почти половину (2,11 млн) на китайском рынке. Марки Nissan и Ford показали падение мировых продаж на 1% и 10% соответственно, а Hyundai поднялся на два позиции, увеличив количество продаж на 6%.
В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж (на 4%). Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11% (1,92 млн), Audi — на 2% и Lexus — на 16%. Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).
Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.
Рис. 2. Мировой рейтинг самых крупных автомобильных рынков в 2021 году (млн шт.)
По объемам продаж на первом месте оказался Китай: за год там продали 21,12 млн легковых автомобилей. На китайском рынке даже увеличился спрос впервые за последние четыре года. США и Япония стабильно занимают вторую и третьи строчки. А вот Индии за год удалось почти полностью восстановить свой рынок, который сильно обвалился из-за ковидных ограничений в 2020 году. Несмотря на то, что у Канады нет собственного автопрома легковых машин (только многочисленные заводы международных брендов), стране удалось подняться с 9-го места на 6-е. Россия закрывает десятку крупнейших авторынков мира.