Структура грузового автомобильного парка России
Оценить состояние парка грузовиков в РФ мы имеем возможность по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ». Их на начало 2022 года насчитывалось 3,8 млн штук. При этом в расчет берется среднетоннажная (CV) и крупнотоннажная (HCV) техника. Почти 86% парка – грузовики HCV.
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
Рис. 3. КаМАЗы – самые популярные грузовики России
На протяжении последних пяти лет количество машин до нынешнего года оставалось неизменно на уровне 3,7 млн единиц и лишь на 1 января 2022 выросло до 3,8 млн. Зато доля иномарок в структуре грузового автомобильного транспорта выросла по сравнению с 2010 годом существенно, с 10 до 31%.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
Таблица 1. Изменение парка грузовиков по маркам по состоянию на начало года
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Грузовые автомобили | 2010 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Всего, млн штук | 3,4 | 3,73 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,8 |
В % | ||||||
Отечественных марок: | ||||||
КаМАЗ | 21,9 | 22,2 | 22,6 | 23,1 | 23,9 | 17,1 |
ГАЗ | 24,8 | 21,4 | 21,2 | 20,9 | 20,4 | 11,7 |
ЗИЛ | 19,3 | 15,7 | 15,5 | 15,0 | 14,5 | 5,6 |
МАЗ | 7,6 | 7,8 | 7,9 | 7,8 | 7,8 | 5,5 |
Урал | 5,4 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,8 | 2,9 |
Иномарок: | ||||||
Volvo | 1,6 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,5 |
MAN | 1,3 | 2,1 | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,4 |
Scania | 1,1 | 1,8 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 2,1 |
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
К самым популярным маркам грузовиков неизменно относятся машины отечественного автопрома: КаМАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, правда, доля их постоянно снижается.
p, blockquote 13,1,0,0,0 –>
Рис. 4. Изменение доли самых популярных отечественных марок грузовиков, в %
Санкции висят дамокловым мечом
«Группа ГАЗ» получила от американского конгресса очередную отсрочку по введению антироссийских санкций до марта 2020 года, для того чтобы американские инвесторы успели вывести из неё свои активы. Возможно, что до назначенного срока Дерипаска сможет решить вопрос по доле своей собственности в АЗ ГАЗ и санкций вообще удастся избежать. Впрочем, такое положение «под дамокловым мечом» не мешает «Группе ГАЗ» продолжать оставаться лидером как по общему выпуску грузовиков в стране, так и лидировать в сегментах LCV и MCV, а также работать над внедрением новых моделей. Таковым, например, стал полноприводный грузовик «Садко NEXT» (победитель в номинации «Перспектива 2019 года» на конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года», итоги которого были подведены на автосалоне COMTRANS`2019), запущенный на рынок с августа. Кроме того, в 2019 году АЗ ГАЗ продолжил выпуск ограниченных партий «ГАЗель NEXT» с немецкими турбодизелями Volkswagen экологических классов Euro 5 и Euro 6, хотя и не на экспорт.
За январь–сентябрь 2019 года ООО «АЗ ГАЗ» произвел 38,5 тыс. (–8,8%) грузовиков, АО «АЗ «Урал» – 5,12 тыс. (+9,4%), а ОАО САЗ – 805 ед. (+35,1%). Соответственно, доля «Группы ГАЗ» снизилась до 40,7% от всего производства грузовиков в стране против 43,6% за аналогичный период 2018 года.
Самые популярные на рынке модели АЗ ГАЗ за 9 месяцев были реализованы в количестве 40,9 тыс. (–1,8%), включая 34 тыс. LCV (–1,8%) и 6,8 тыс. MCV (+5,3%). В том числе за 9 месяцев АЗ ГАЗ выпустил 8,3 тыс. (–3,1%) шасси; грузовиков с бензиновым (газовым) мотором – 16,7 тыс. (–11,3%) и 13,5 тыс. (–9%) – с дизелем.
Реализация новых серий «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT» за 9 месяцев составила, соответственно, 18,6 тыс. (–2,4%) и 4,64 тыс. (+5,7%). Зато сбыт прежней серии «ГАЗель БИЗНЕС» снизился на 0,3% до 11,6 тыс., тогда как «Соболя» – отгрузили на 2,8% меньше, до 3,77 тыс. Продажи ГАЗ-3307, -3308, -3309 ожидаемо сократились на 1,9%, до 1,9 тыс., зато реализация самосвала ГАЗ-САЗ-3507, напротив, выросла в 2,4 раза, до 176 ед.
Продолжается подъём «бензиновой» модели ГАЗ-3307 (+83,4%, до 1,08 тыс.), которая упорно фигурирует в данных ГИБДД, тогда как заводчане категорически утверждают, что бензиновые моторы ЗМЗ V8 больше на конвейере ГАЗа не встречаются.
Суммарное производство LCV марок ГАЗ и Mercedes-Benz Sprinter Classic (производство последнего остановлено с января 2019 года без указания срока возобновления) за январь–сентябрь 2019 года составило 39,8 тыс. (–7,6%).
Общая реализация LCV бренда Mercedes-Benz за январь–сентябрь составила 2,4 тыс. (–59,5%), включая 904 ед. (–77,8%) суммарных продаж «российских» Sprinter Classic и импортных Sprinter (кстати, официальная презентация нового поколения Sprinter прошла на Comtrans’19), кроме того, было продано 1,03 тыс. (–19,5%) модели V-klasse и 383 ед. модели Vito (–16,9%), 78 ед. модели Vaneo (–24,3%), а вот каблучок Citan с рынка окончательно ушёл.
Kia Sorento (рестайлинг)
Kia Sorento актуального поколения дебютировал в 2020 году и спустя всего несколько лет южнокорейский производитель работает над обновлением. Еще в прошлом году были замечены тестовые прототипы среднеразмерного кроссовера Kia Sorento в камуфляжной пленке.
Судя по шпионским снимкам у модели сильно изменится внешний дизайн передней части, в особенности оптика, которая будет иметь мало общего с нынешней. Впрочем многие издания подготовили рендеры обновленного Sorento, но каким автомобиль окажется в реальности мы скорее всего узнаем в конце 2023 года, когда производитель полностью рассекретит рестайлинг.
Региональный разрез
Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2022 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.
Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто
№ п/п | Регион России | Кол-во, тысяч |
1 | Москва | 3687 |
2 | Московская область | 2711 |
3 | Краснодарский край | 1852 |
4 | Санкт-Петербург | 1747 |
5 | Ростовская область | 1320 |
6 | Свердловская область | 1316 |
7 | Республика Татарстан | 1246 |
8 | Республика Башкортостан | 1229 |
9 | Челябинская область | 1096 |
10 | Самарская область | 1042 |
11 | Нижегородская область | 941 |
12 | Красноярский край | 879 |
13 | Приморский край | 842 |
14 | Новосибирская область | 812 |
15 | Ставропольский край | 791 |
16 | Воронежская область | 770 |
17 | Саратовская область | 739 |
18 | Иркутская область | 734 |
19 | Волгоградская область | 709 |
20 | Кемеровская область | 672 |
На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.
Рис. 5. Доля региональных парков легковых автомобилей на 01.01.2019 года, в процентах
GAC GS8 нового поколения 2023
Новое поколение китайского внедорожника GAC GS8.
Gac GS8 – полноразмерный семиместный кроссовер одного класса с Hyundai Palisade, Honda Pilot и Toyota Highlander. Первое поколение в России появилось в 2019 году, но в Китае уже как несколько лет предлагается автомобиль второго поколения, а в 2023 году новая модель должна дебютировать и в России.
Кроссовер построен на платформе с базовым передним приводом (полный привод реализуется через муфты подключения задних колес), поперечно расположенным мотором и несущим кузовом.
В Китае новый Gac GS8 предлагается в двух версиях, классической с бензиновым турбомотором 2.0 (252 л.c, 400 Hm) и восьмиступенчатым “автоматом” Aisin, а также в гибридной модификации с тем же турбомотором (но со сниженной мощностью до 190 л.c и 320 Hm) в паре с электродвигателем (182 л.c и 270 Hm). Также за доплату предложена полноприводная гибридная модификация с дополнительным электромотором на задней оси (54 л.c и 121 Hm).
Цены в Китае начинаются от 29 000 долларов за базовую комплектацию, но в России цены на старую модель начинаются от 2 789 000 рублей (т.е намного дороже в Китае).
Старт продаж в России: ориентировочно 2023 год.
[править] Показатели
Грузоперевозки
В 2022 году перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта по итогам 2022 года составили 5 447 млн т и 253,1 млрд т-км (соответственно 100,3 и 102,2 % к уровню 2016 года), коммерческие перевозки грузов и коммерческий грузооборот — 1 604,8 млн т и 133 млрд т-км (соответственно 101,8 и 105,9 %).
Пассажирские перевозки
В 2022 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 10,9 миллиарда пассажиров (99,2 % к уровню 2016 года), пассажирооборот составил 116 млрд пасс.-км (99,3 %).
Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием федерального, регионального или межмуниципального значения в России с движением общественного пассажирского транспорта (тыс. км):
- 1 января 2015 года: 429,7658
- 1 январь 2022 года: 426,6053
Разновекторное движение в малом классе
Дочерняя фирма ПАО «АВТОВАЗ» АО «ПСА ВИС-Авто» специализируется на коммерческих (а не спортивно-рекреационных) пикапах и развозных фургонах, бронеавтомобилях на базе легковушек марки LADA и реализует их через её же фирменную дилерскую сеть. За 9 месяцев она произвела суммарно 2,48 тыс. пикапов (+5%), включая 1,04 тыс. (–7,1%) коммерческих пикапов и фургонов серии ВИС-2390 (на базе рестайлинговой серии Granta) и 381 ед. (рост в 2 раза) серии ВИС-2346 (на базе LADA 4×4), а также лишь 6 ед. (–87%) нового фургона модели «2750» на базе LADA Largus. Кроме того, в линейке «БРОНТО» произведено 1,04 тыс. (+4,9%) бронированных спецавтомобилей на базе LADA 4×4 и ещё 12 ед. (–20%) снегоболотоходов мод. 1922–00 «Марш».
За 9 месяцев «ПСА ВИС-Авто» реализовал 1,31 тыс. (–3,2%) пикапов и фургонов, включая 1,06 ед. (–11,8%) переднеприводной модели ВИС-2390 (-2347/-2349) и 246 ед. (+65,1%) полноприводной модели ВИС-2346.
Производство на ВАЗе коммерческой модели LADA Largus F90 составило за 9 месяцев 8,5 тыс. (+21,3%), включая также 355 ед. газобаллонной версии F90G, данную модель упорно включают в статистику легковых автомобилей LADA (чего уже не делает сам производитель). Соответственно продажи F90 составили за 9 месяцев 3,65 тыс. (–0,3%), включая ~350 ед. газобаллонных F90G.
ООО «УАЗ» (входит в концерн «Группа СОЛЛЕРС») произвело за III квартала 2019 года 18,2 тыс. (+47,6%) LCV (без джипов, микроавтобусов, санитарок и пикапов), а реализовало за 9 месяцев 10,9 тыс. (–3,3%), из которых 7,1 тыс. (–6,8%) коммерческих «головастиков» и «буханок» (от УАЗ-3303 до УАЗ-39094), а также 90 ед. (–36,2%) УАЗ «Карго» (УАЗ-2360) и 1,32 тыс. (–6,8%) полуторок УАЗ «Профи» (УАЗ-23602Х), 36 ед. новых санитарок УАЗ-128811 и 96 ед. джипов УАЗ-2924 (ранее известных как УАЗ-315196 «Хантер»).
ООО «Форд СОЛЛЕРС Елабуга» произвело за 9 месяцев на заводе в ОЭЗ Алабуга 8,3 тыс. (+17,6%) коммерческих версий серий Ford Transit Custom и Ford Transit, на базе которых многочисленные бодибилдеры выпускают спецавтомобили, в том числе не отраженные в заводской и отраслевой статистике. Продажи LCV бренда Ford составили за 9 месяцев 8,6 тыс. (+14%), включая 8,5 тыс. (+16%) Transit (вместе с микроавтобусами), а также 120 ед. (–46,9%) Transit/Tourneo Custom и всего один (–87,5%) Transit Connect.
Итальянские бренды FIAT (561 ед., –19,3%) и IVECO (586 ед., +25,2%) как обычно представлены только моделями Fiat Ducato и IVECO Daily.
Завод ООО «ПСМА РУС» в Калужской области с конца 2017 года ведёт сборку компактных развозных фургонов Citroёn Jumpy и Peugeot Expert на платформе CMP2. За 9 месяцев 2019 года их произвели в количестве 1,11 тыс. (–24,1%), включая 628 ед. фургонов Peugeot Expert (–16%) и 477 ед. Citroёn Jumpy (–32,6%).
Продажи LCV+УПВ Citroёn составили за 9 месяцев 1,41 тыс. (–12,7%), в числе которых наиболее популярной моделью стал полноразмерный фургон Jumper с 760 ед. (–6,2%), а новых Space Tourer продали 572 ед. (+27,7%), тогда как «каблучков» Berlingo только 80 ед. (–77,6%). Соответственно, LCV родственной марки Peugeot за этот же период реализовано 2,23 тыс. (+2,5%), включая 1,54 тыс. (+55,1%) Expert/Traveller, 629 ед. (–18,4%) Boxer и 62 ед. (–85%) «каблучков» Partner.
Импортных LCV французского бренда Renault за 9 месяцев было реализовано 1,67 тыс. (–4,8%), из которых 1,43 тыс. (–12,5%) составил «каблучок» Dokker. Фургонов и грузовичков серии Master продано 233 ед. (+9,9%), а также 3 ед. электрофургонов Kangoo EV (–25%) и один фургон Trafic (–66,7%).
Немецкий Volkswagen коммерческие автомобили (NFZ) продал за 9 месяцев 4,59 тыс. (–0,2%) лёгких коммерческих автомобилей, где на серию T6 с моделями Transporter, Caravelle, Multivan и California, которые собирают в Калуге на заводе «Фольксваген Рус», пришлось 3,18 тыс. (–1,4%). Развозной «каблучок» Caddy разошёлся в количестве 963 ед. (–4,1%), зато пошёл в гору новый полноразмерный Crafter (451 ед., +21,2%).
Продажи импортных LCV Hyundai составили 1,5 тыс. (+14,6%), из которых 1,19 тыс. (+18,5%) пришлись на минивэн Starex и фургон Hyundai H1 и ещё 290 ед. (+7,8%) на модель Hyundai Grand Starex, а ранее популярный Hyundai Potter II разошёлся в количестве только 20 ед. (–42,9%).
Статистика по мировому авторынку 2021
За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах: в аналогичный период 2020 года из-за пандемии были закрыты многие автосалоны, следовательно, и продажи были низкими. Поэтому в первые шесть месяцев 2021 года на всех основных рынках произошел двузначный рост продаж легковых автомобилей:
-
Китай увеличил показатели на 27% (9,83 млн);
-
США – на 29% (8,294 млн);
-
Европа – на 27% (6,486 млн);
-
Япония – на 12%;
-
Бразилия – на 32%; в совокупности до 3,914 млн
-
Россия – на 37%;
-
Индия – на 93% (1,495 млн).
Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода (в 2019 году объем рынка новых автомобилей составлял 90,3 млн) не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.
На это повлиял не только высокий спрос на полупроводники со стороны производителей бытовой техники, но и проблемы с поставками из-за неблагоприятных погодных условий и ЧС: пожар весной 2021 года на фабрике микрочипов Renesas Electronics привел к сокращению мирового автопроизводства. Если в первом квартале автопроизводители потеряли 1,4 млн машин, то во втором квартале – 2,6 млн. Четвертый квартал, по данным АЕБ, также оказался провальным: дефицит полупроводников, повышение цен на авто и уменьшение финансовых запасов у потенциальных покупателей привели к снижению продаж. Объемы продаж в мире с октября по декабрь 2021 года снижались на 18-20%.
Рис. 1. Мировой рейтинг самых популярных автомарок 2021
Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире, по данным агентства JATO Dynamics, остается Toyota. За прошедший год Toyota выпустила 10,5 млн машин, включая марки Lexus, Daihatsu и Hino, что на 10% больше, чем в 2020 году. По всему миру компания продала 7,35 млн легковых автомобилей. Больше всего автомобили этой корпорации востребованы на рынках США (2,03 млн), Китая (1,64 млн) и Японии (1,22 млн).
На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5% (до 8,9 млн машин). При этом отставание от Toyota за 2021 год только увеличилось. Из 8,9 млн произведенных машин Фольксваген продал 4,57 млн: почти половину (2,11 млн) на китайском рынке. Марки Nissan и Ford показали падение мировых продаж на 1% и 10% соответственно, а Hyundai поднялся на два позиции, увеличив количество продаж на 6%.
В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж (на 4%). Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11% (1,92 млн), Audi — на 2% и Lexus — на 16%. Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).
Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.
Рис. 2. Мировой рейтинг самых крупных автомобильных рынков в 2021 году (млн шт.)
По объемам продаж на первом месте оказался Китай: за год там продали 21,12 млн легковых автомобилей. На китайском рынке даже увеличился спрос впервые за последние четыре года. США и Япония стабильно занимают вторую и третьи строчки. А вот Индии за год удалось почти полностью восстановить свой рынок, который сильно обвалился из-за ковидных ограничений в 2020 году. Несмотря на то, что у Канады нет собственного автопрома легковых машин (только многочисленные заводы международных брендов), стране удалось подняться с 9-го места на 6-е. Россия закрывает десятку крупнейших авторынков мира.
201311110808-201311110808-2_no_copyright_
Как прогнозируют в «Автостате», уже через 2–3 года наша страна сможет опередить Германию по общему количеству машин даже при меньших объемах продаж новых авто. По оценкам Frost & Sullivan, в 2015–2020 годы российский авторынок не превысит отметки в 3 млн легковых машин в год, тогда как в Германии будет ежегодно продаваться примерно по 3,3 млн автомобилей. Однако в отличие от Германии, чей автопарк практически не растет, а только обновляется, в нашей стране число легковых машин увеличивается во многом благодаря медленному выбытию автохлама, что и позволит российскому автопарку стать крупнейшим в Европе.
«Население России почти вдвое больше, чем в Германии, поэтому и общий автопарк может быть больше. А вот по количеству автомобилей на душу населения мы вряд ли сможем скоро обогнать немцев. В Германии одна машина приходится примерно на двух жителей, а у нас — на четырех. Впрочем, Германия и не является европейским лидером по данному показателю», — отмечает Дмитрий Лукашов.
Самые популярные иномарки
Если на два активных отечественных бренда приходится 33% автопарка, то на 20 иностранных брендов из числа активных приходится 51% зарегистрированных в РФ машин. Из этого следует, что автовладельцы при покупке новой машины чаще всего отдают предпочтения зарубежному автопрому.
Распределение иностранных активных брендов по странам-производителям выглядит следующим образом:
- 18% — это представители семи японских брендов: Toyota, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Suzuki, Lexus и Datsun;
- 9% — корейские автомобили марок Hyundai и KIA;
- 8% — четыре немецких автопроизводителя;
- 8% — европейские марки, за исключением Германии;
- 7% — американские представители Chevrolet и Ford;
- менее 1% в российском автопарке занимает китайский бренд Geely.
Специалисты прогнозируют, что в скором времени доля американских брендов будет снижаться из-за прекращения продаж легковых автомобилей Ford и существенного снижения представленности Chevrolet в России. Самые благоприятные перспективы у китайского Geely, эти автомобили в год продаются в количестве более 1000 штук.
Среди иностранных марок самыми популярными в России стали:
- Toyota — 3 162 549 единиц. Это в 4,25 раз меньше, чем автомобилей Lada.
- Kia — 2 027 876 единиц, в 6,62 раза меньше, чем авто отечественного лидера.
- Nissan — 1 910 958 единиц, в 7 раз меньше автомобилей Lada.
Самые популярные в российском автопарке иностранные модели на июль 2019 года:
- Kia Rio — 799 975 шт.
- Ford Focus — 786 355 шт.
- Hyundai Solaris — 775 519 шт.
- Renault Logan — 692 657 шт.
- Toyota Corolla — 647 671 шт.
Анализ статистических данных показал, что:
- Автопарк россиян на треть состоит из отечественных машин.
- Вторыми по популярности с отставанием в 5% стали азиатские бренды из Японии и Кореи, их доля равна 27%.
- Представители европейского автопрома имеют в российском автопарке долю в 16%.
Российский автопарк на 33% состоит из машин российского автопрома, различного возраста и моделей. Интересно, что в шестерку зарегистрированных машин входят модели Lada, которые уже несколько лет не выходят с конвейера, их общая доля в автопарке — 17%.
Ситуация после 24 февраля 2022: как повлияли санкции на авторынок
Согласно прогнозам аналитического объединения S&P Global Mobility, в 2022 и 2023 годах ожидается сокращение мирового производства легковых машин из-за экономических проблем, связанных с ухудшением геополитической ситуации. Количество автомобилей может уменьшиться на 2,6-4 млн.
При оптимистичном раскладе (сокращении на 2,6 млн) Европа потеряет 1,7 млн единиц, миллиона из которых рынок лишится из-за пониженного спроса и ограниченного экспорта на рынках России и Украины. Оставшиеся потери в 700 тыс. эксперты связывают с недопоставками важных комплектующих. За март этого года компании BMW и Volkswagen уже уменьшили объемы производства, так как украинские заводы прекратили поставлять жгуты электропроводки.
При пессимистичном раскладе за два года производство снизится на 4 млн автомобилей, а за ближайшие восемь лет (с 2022 по 2030) – на 25 млн.
Из-за санкций рвутся цепочки поставок, что ведет к сокращению или остановке производства многих брендов. Кроме того, следует ожидать роста цен на энергоносители и сырье. К примеру, возможно нарушение логистики по поставкам палладия, 40% которого экспортируется из России. Недопроизводство машин скажется на отложенном спросе: хотя неудовлетворенную покупательскую способность, которая на начало 2022 года составляла 12% (нехватка 10 млн машин), к середине марта удалось сократить на треть.
МОТОРНЫЕ МАСЛА TEXACO DELO ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ
Моторные масла TEXACO DELO обладают высокоэффективными свойствами и обеспечивают надежную защиту двигателя даже в экстремальных условиях эксплуатации. Вы всегда можете положиться на высокоэффективные моторные масла TEXACO DELO и другие смазочные материалы бренда Texaco, которые помогут вам получить снижение расходов на обслуживание и максимальную производительность.
При производстве продукции TEXACO DELO используются самые современные технологии, которые в сочетании с накопленными экспертными знаниями позволяют получить смазочные материалы, обеспечивающие эффективную защиту вашей техники и продление срока ее службы, тем самым помогая вашему бизнесу стать еще более успешным даже в условиях жесткой конкуренции.
МОТОРНЫЕ МАСЛА TEXACO DELO
- Гарантия усиленной защиты двигателя, работающего в суровых российских условиях
- Работа двигателя при продленном интервале замены
- Обеспечение экономии топлива
- Продленный ресурс и максимальная эффективность двигателя
Региональный разрез
Аналитическое агентство «АВТОСТ» зафиксировало на территории РФ на 1 января 2019 года 43 526 тыс. легковых автомобилей.
Таблица 2. ТОП-20 регионов с максимальным парком легковых авто
№ п/п | Регион России | Кол-во, тысяч |
1 | Москва | 3687 |
2 | Московская область | 2711 |
3 | Краснодарский край | 1852 |
4 | Санкт-Петербург | 1747 |
5 | Ростовская область | 1320 |
6 | Свердловская область | 1316 |
7 | Республика Татарстан | 1246 |
8 | Республика Башкортостан | 1229 |
9 | Челябинская область | 1096 |
10 | Самарская область | 1042 |
11 | Нижегородская область | 941 |
12 | Красноярский край | 879 |
13 | Приморский край | 842 |
14 | Новосибирская область | 812 |
15 | Ставропольский край | 791 |
16 | Воронежская область | 770 |
17 | Саратовская область | 739 |
18 | Иркутская область | 734 |
19 | Волгоградская область | 709 |
20 | Кемеровская область | 672 |
На эти двадцать регионов приходится 57,7% всех легковых авто в РФ. На парки оставшихся регионов остается менее 19 млн легковушек. В регионах первой тройки – Москва, область и Краснодарский край – 19% российского парка.
Рис. 5. Доля региональных парков легковых автомобилей на 01.01.2019 года, в процентах
Наиболее популярные и продающиеся марки
В десятку наиболее популярных марок у российских автомобилистов вошли:
- Lada — 13 469 315 шт.
- Toyota — 3 162 549 шт.
- Kia — 2 027 876 шт.
- Nissan — 1 910 958 шт.
- Renault — 1 854 133 шт.
- Hyundai — 1 840 688 шт.
- Volkswagen — 1 605 309 шт.
- Chevrolet — 1 538 764 шт.
- Ford — 1 410 463 шт.
- Mitsubishi — 1 089 130 шт.
Проанализировав продажи новых автомобилей, специалисты «Автостат Инфо» пришли к выводам:
- За последний год в России активно продаются легковые авто только 22 марок, за год представителей каждого такого бренда покупают не менее 1000 раз.
- Хуже с продажами дела обстоят у 28 автобрендов: спрос на них есть, но он намного меньше.
20141226_img_1053
Между Ливией и Иорданией
Уровень автомобилизации в среднем по России составляет 317 машин на 1000 жителей. При этом еще в 1997 году этот показатель был значительно меньше — 118 машин, и с тех пор неуклонно увеличивался. Тем не менее по числу машин на душу населения Россия находится в окружении таких стран, как Ливия (333) и Иордания (315 машин). А в общемировом рейтинге по обеспеченности автомобилями наша страна занимает лишь 52-е место. При этом Россия уступает даже некоторым государствам бывшего Советского Союза, таким как Литва (638 авто), Эстония (524) и Латвия (344). Впрочем, уровень автомобилизации в Прибалтийских республиках, а также в Грузии и Армении и в советские времена был выше, чем в целом по России.
В сравнении с большинством республик бывшего СССР Россию отличают более высокий уровень доходов и больший протекционизм по отношению к подержанным иномаркам, что ведет к превосходству нашей страны по денежным показателям и отставанию по количественным продажам автомобилей, отмечает старший менеджер A.T. Kearney Дмитрий Коляков. «Необходимо учитывать значительную региональную неоднородность России — причины, препятствующие росту автомобилизации в Москве, совсем не те, что в Марий Эл, — уверен эксперт. — В качестве общего наблюдения можно сказать, что регионы с меньшим уровнем автомобилизации, в основном, сдерживаются низким уровнем располагаемых доходов, а регионы с высоким уровнем — вопросами инфраструктуры (пробки и проблемы с парковкой делают автомобиль менее привлекательным)».
При этом вопрос, является ли уровень автомобилизации в России низким для страны с таким, как у нас, уровнем доходов, степенью их распределения и укладом жизни, остается открытым. Действительно, в странах, где государство совсем не препятствует ввозу подержанных иномарок и не облагает их серьезными налогами, уровень автомобилизации, как, например, в Грузии, Армении и Прибалтике, может быть выше даже при сравнимом или более низком уровне доходов. Однако такое положение вещей, скорее, является исключением, чем правилом. Соображения инфраструктуры, экологии и защиты собственного производства заставляют большинство стран бороться с неограниченным ввозом подержанных иномарок, что повышает качество и молодость автопарка, но снижает номинальную автомобилизацию. Если сравнивать не уровень автомобилизации на душу населения, а продажи новых автомобилей, Россия оставляет далеко за собой страны бывшего СССР.
«Жигули» или иномарка
По данным ГИБДД на начало 2022 года (официальные данные формируются раз в год), в РФ было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн — это легковые машины. В 2003 году в ГИБДД числилось 23,3 млн автомобилей, вдвое меньше, чем сейчас. Прирост автопарка — примерно 1-1,5 млн. легковых машин ежегодно — обеспечивается, по большей части, ростом продаж новых машин. В сентябре 2022 года авторынок России вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом.
Основная часть, 44,7 млн авто, принадлежит физлицам, из них 221 тыс. числится за индивидуальными предпринимателями. 2,09 млн легковых автомобилей принадлежат юрлицам, из них 607 тыс. находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это значит, что на них ездят, в том числе, чиновники).
Самая популярная машина в России — Lada-2107, однако предпочтения россиян сильно отличаются в зависимости от региона. Например, в Калининградской области лидером является Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге — Ford Focus, в Татарстане — Lada 2114, в Чечне — Lada 2170 «Приора», в Хакасии — Lada 2106. Toyota Corolla является самой популярной моделью в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, Приморском крае.
Соотношение автомобилей иностранных и отечественных брендов примерно одинаковое, последних чуть больше. При этом надо учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто: многие автокомпании успели построить собственные автомобильные заводы, где ведется как крупноузловая сборка машин ( в Калининграде, собирающий BMW), так и производство с полным циклом (завод Hyundai в Ленинградской области, VW в Калужской области) с высоким уровнем локализации. Renault Logan, собираемый в Москве, на две трети состоит из деталей российского производства. Традиционно считавшийся российским «АвтоВАЗ» на самом деле принадлежит на 96% СП Renault и Ростеха (владеют 66,2% и 33,8%, соответственно). Локализация моделей Lada, в среднем, составляет 85%, остальные 15% — это запчасти иностранных брендов.
Изменение структуры автопарка России
Данные агентства «Автостат»
Бум иномарок
В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» — их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых —секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин — порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.
Прогноз формирования парка легковых автомобилей в России до 2022 г., тыс. шт.
Как считает директор департамента продаж Петр Костиков, доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.
Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей, поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.
Skywell HT-I
Skywell – новый китайский бренд на российском рынке. Пока у нас продается только одна модель – электрокроссовер Skywell ET5, но скоро должна выйти гибридная модификация под отдельным названием – Skywell HT-I.
Подзаряжаемый гибрид оснащен электромотором мощностью (176 л.c и 300 Hm), а также бензиновым атмосферным двигателем 1.5 (110 л.c и 135 Hm). При высоких нагрузках (например, при обгоне) оба агрегата работают вместе, но на небольшой скорости ресурс бензинового двигателя тратится на подзарядку тяговой батареи. И наоборот – на высоких скоростях основным агрегатом служит ДВС.
Российские цены на полностью электрический кроссовер Skywell ET5 начинаются от 2 480 000 рублей, тогда как прайс-лист на версию подзаряжаемого гибрида HT-I еще не опубликован.
Грузовики Белоруссии
В Республике Беларусь за 9 месяцев 2019 года, по данным «АСМ-холдинг», было произведено 6,44 тыс. грузовых автомобилей (–16,3%). В их числе 4,01 тыс. (–14,4%) грузовиков и 1,72 тыс. (–20,1%) самосвалов для бездорожья, а также 705 ед. (–16,8%) карьерных самосвалов. Отметивший летом своё 75-летие ОАО «Минский автозавод» (МАЗ), произвёл 5,24 тыс. (–9,1%) грузовых автомобилей. В России за 9 месяцев было реализовано 2,07 тыс. (–1%) МАЗов. Кроме того, в нашей стране за 9 месяцев было реализовано 647 ед. (–10%) грузовиков марки МАЗ-MAN, из которых львиная доля пришлась на трёхосное (6х4) шасси МАЗ-6312-604 ед. (–14,9%), выпускаемое по контрактному соглашению с МАЗом.
РУПП «БЕЛАЗ» выпустил за январь–сентябрь 701 ед. (–17,1%) карьерных самосвалов и прочих сверхтяжёлых грузовых автомобилей. Наибольшим спросом пользовались модели грузоподъёмностью 110–130 т – 209 ед. (–42,4%), но прирост по выпуску был только у самосвалов грузоподъёмностью 200–240 т (+32,2% до 197 ед.) и 55–60 т (+23,5% до 100 ед.).
РУПП «МоАЗ» после перерыва произвёл за 9 месяцев 2019 года лишь 3 ед. самосвалов МоАЗ-75054.
ОАО «Минский завод колёсных тягачей» (МЗКТ) выпустил за 9 месяцев 142 ед. (–55,9%) тяжёлых внедорожных машин, преимущественно плетевозов и шасси (121 ед., –59%), а также седельных тягачей (21 ед., 0%). За январь–сентябрь в России реализовано (на гражданском рынке) лишь два самосвала МЗКТ, что на 77,8% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Возрастная структура парка легковых автомобилей в Европе
Стоит отметить, что российский парк автомобилей иностранных брендов достаточно молод, что связано, прежде всего, с растущим спросом на них, который возник в начале 2000-х годов. Если на иномарки, выпущенные до 2005 года, приходится 32%, то доля машин в возрасте от 5 до 10 лет — 29%. А больше всего автомобилей моложе 5 лет — почти 39%, что во многом обусловлено выходом на рынок бюджетных иномарок в последние годы.
По мнению Петра Костикова, для омоложения всего российского автопарка необходимо понизить ставки по автокредитам, выделять больше субсидий для автопроизводителей, снизить стоимость бензина, страховок и, конечно же, улучшить качество дорог. «В целом, даже несмотря на кризис, россияне будут покупать машины, но искать более экономически доступные варианты», — резюмирует он.