Тройка российских моторных масел, которые можно смело покупать вместо импортных

Чем можно заменить импортное моторное масло

Для каждого автомобиля моторное масло является важным, как и бензин. Неспроста при проведении технического обслуживания ТС производят замену масла. От качественно подобранной продукции зависит длительность работы двигателя. Главная задача масла заключается в смазке трущихся частей мотора. Именно поэтому за его уровнем должен следить каждый водитель, в противном случае на машине не удастся далеко уехать.

Из-за резкого повышения цен на смазки и автомобильные запчасти автовладельцы стали еще больше экономить. Многие из них начали покупать неоригинальную продукцию, среди такой является моторное масло, у которого нет всех допусков производителя. Такое масло может только испортить авто.

Для упрощения жизни водителям марка «Лукойл» представила список моторных масел, которые станут доступной альтернативой импортному сырью и подойдут для любого автомобиля. Для транспортных средств с дизельными и бензиновыми моторами отменно подойдет Lukoil Genesis Universal 5W-30, куда заливают «синтетику» стандартов: ACEA A1/B1, ACEA A5/B5 и API SL. Использовать данный продукт могут все владельцы таких марок авто, как Ford, Kia и Hyundai.

Автовладельцы дизельных ТС, таких как Volkswagen и Audi, которые требуют «синтетику» уровня ACEA С2/C3 и API SN, могут использовать моторное масло Genesis Universal Diesel 5W-30.

Масло Lukoil Genesis Universa является универсальным, поэтому его могут использовать владельцы многих автомобилей европейского бренда. Оно полностью отвечает требованиям ACEA A3/B3, A3/B4 и API SN, причем его можно заливать как в дизельные агрегаты, так и в бензиновые.

Для чего применяют веретенное масло

Веретенка относится к индустриальным маслам общего назначения. Она используется:

  • для смазывания скоростных пар трения (подшипников, направляющих, шестерен и т.д.) в механизмах с малой и средней нагрузкой, не требующих применения смазок с улучшенными противоизносными, противокоррозионными, антиокислительными свойствами;
  • в качестве гидравлической жидкости гидроприводов тяжелых металлообрабатывающих станков, кузнечно-прессового оборудования, дорожной и строительной техники;
  • для изготовления легированных масел различного назначения, СОЖ, пластичных (консистентных) смазок.

Применение веретенного масла в наибольшей степени зависит от кинематической вязкости: с ростом этого показателя оно используется в менее быстроходных и сильнее нагруженных механизмах.

Дольше всего веретенка сохраняет эксплуатационные характеристики, когда ее применяют при рабочих температурах до +60°С.

Как понять по маркировке, для чего используется веретенка

В марках веретенных масел цифры означают их кинематическую вязкость при t+50 С°.

В таблице 1 приведены марки веретенки и их обозначение по ГОСТ 17479.4-87, состоящее из четырех групп знаков. Первая из них (буква И) указывает на принадлежность продукта к индустриальным смазочным материалам, вторая (одна или две прописные буквы) – на группу по области применения, третья (буква А) – на отсутствие присадок в составе, четвертая (цифры) обозначает класс кинематической вязкости.

Обозначение по ГОСТ 17479.4

Соответствие группы по ISO 6743/0-81

Легконагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)

Тяжелонагруженные узлы (зубчатые передачи)

На что обращать внимание при покупке моторного масла

Внешний вид жидкости не всегда может сказать о её качестве, поэтому следует знать, как отличить подделку масла с помощью нескольких способов. Этим нюансам в первую очередь следует придавать значение.

Цена

Если вы интересуетесь, как отличить оригинальное масло от подделки, обратите внимание на его стоимость. Заниженная до 20% цена в большинстве случаев указывает на контрафакт

Даже крупные дилеры не могут позволить себе предложить такую скидку, так как производители снижают стоимость для них лишь на несколько процентов. Возможно, вы встречали подобные привлекательные предложения в некоторых торговых точках. Но вспомните, как в действительности проводят такие акции, распродажи.

Цена без сомнения считается важным фактором, но так как и в крупных магазинах можно приобрести контрафакт, из-за мошеннических схем самих продавцов нужно также обращать внимание и на иные особенности выбора

Упаковка

Как определить подделку моторного масла по упаковке знает не каждый водитель. Следует отметить, что каждая компания изготавливает многоступенчатую защиту, использует специальные голограммы, двухслойные этикетки, крышки, отличающиеся сложной пломбой и т. д. Дизайн ёмкостей постоянно усовершенствуется, а разнообразие видов масел огромное, сложно рассмотреть особенности каждого

Эксперты предлагают обратить внимание на общие признаки:

Канистра. Для оригинальной тары применяют высококачественный пластик, который переливается при попадании лучей света, имеет схожесть с краской металлик. Её поверхность гладкая, швы ровные, без дефектов. У подделки обычно поверхность неоднородная, стенки тары просвечиваются, видны спайки. Помимо этого, наблюдается неровная разметка шкалы.
Крышка. Производители устанавливают кольцо-пломбу, имеющее усики, его задачей является фиксация крышки на горловине. У некоторых компаний можно встретить наличие штрихкода, логотипа на боковой поверхности. О подлинности говорят и голограммы, которые переливаются под разным углом, меняя символы. На поддельных ёмкостях крышка обычно удерживается на клее.
Этикетка. Считается самым сложным элементом, она характеризуется качественной полиграфией, не имеет пузыри, ровно наклеена. В подделке этикетка отличается некачественной, блеклой печатью, иногда присутствуют орфографические ошибки.
Дата производства. Производители указывают точную дату и время, даже с учётом секунды. Такой штамп читается отчётливо, не имеет каких-либо изъянов. На дне тары также пробита дата изготовления, она относится именно к ёмкости

Стоит обратить внимание, что тара должна быть изготовлена раньше, чем продукт. Имеются и отметки срока годности, номер партии

В поддельной продукции данной особенности не придают значение.

Можно ли смешивать разные масла в двигателе

Чтобы сразу внести конкретику – да, смешивать можно. Но, нельзя делать этого бездумно. Сразу нужно оговорить, что речь идет именно о доливке масла. Т.е. добавить 10-15% жидкости одного производителя в другое – это одно. А сделать смесь в пропорции 50 на 50 – тут уже никто не даст гарантии, что с двигателем не будет проблем.

В подтверждение – несколько фактов:

  • Существует полусинтетическое масло . А это как раз смесь минерального (50-70%) и синтетического (30-50%) продуктов.
  • У двигателя есть такое понятие , как не сливаемый остаток. В зависимости от модели автомобиля и способа замены масла, остаток отработки может достигать 10-15% от общего объема. Кстати, если при замене используется промывка – она тоже остается в двигателе.
  • Этот вопрос регулируется международными стандартами для производителей ГСМ.

Что говорят международные стандарты

В мире царит глобализация и стандартизация. Все, что производится и продается на международных рынках должно соответствовать установленным нормам и стандартам.

Что значит взаимозаменяемость для смазочных жидкостей? Можно выделить два пункта:

  • производителей присадок не так уж и много – фактически в составе многих различных жидкостей они одинаковые;
  • в составе практически всех смазочных материалов присутствуют присадки против вспенивания. Зачем это делается – читайте дальше.

А теперь самое интересное. Все современные масла производятся в соответствии с двумя стандартами:

  • API – американский стандарт;
  • ACEA – европейский стандарт.

В них дан четкий ответ на вопрос – можно ли смешивать разные масла в двигателе. В стандартах написано, что масло прошедшее сертификацию имеет полную совместимость с любой другой сертифицированной маркой смазочной жидкости того же класса. Причем, смешивание не должно повлечь за собой никаких негативных последствий. Если жидкость не будет соответствовать этому требованию – ее просто запретят продавать. Для этого и применяются присадки против вспенивания.

Применение индустриального масла

Следует учитывать, что масло индустриальное И-20А имеет определенную область применения. Если его применят не по назначению, то вещество не обеспечивает требуемую степень смазки. Масло веретенное И-20А предназначено для замедления изнашивания основных элементов в следующих устройствах:

  1. Прокатные станки.
  2. Металлорежущие конструкции.
  3. Оборудование, предназначенное для прессования.
  4. Насосы различного предложения.
  5. Текстильные машины, применение которых связано с изготовлением различных изделий.
  6. Вентиляторы, предназначенные для подачи воздуха.
  7. Для смазывания различного промышленного оборудования.

Применение масла И-20А в качестве смазки

Основные качества смазывающих веществ определяют то, что рассматриваемая марка может применяться только в случае возникновения несерьезного давления между трущимися элементами. Примером использования можно назвать смазывание движущихся элементов открытой пары.

Кроме этого, применение масла И-20А позволяет:

  1. Защитить поверхность от коррозии.
  2. Отвести излишки температуры от трущихся поверхностей.
  3. Очистить металлическую поверхность от загрязнений.
  4. Не допускается пенообразование.

Стоит учитывать, что при эксплуатации рабочей среды она начинает стареть. При этом происходит снижение эксплуатационных качеств, к примеру, теряется эластичность. Для решения проблемы требуется специальная фильтрующая конструкция. Кроме этого, проводится полная или частичная замена рабочей среды.

Какие бывают мнения

На самом деле, лить или не лить – вопрос довольно щекотливый и ставит в тупик даже опытных автомобилистов. Причем мнения по этому поводу, кардинально различаются. Одни категорически не советуют смешивать, другие говорят, что если смешать – ничего страшного не случится. Но так ли это и что будет, если все-таки смешать?

Все существующие мнения можно разделить на три группы:

  1. Смешивание моторных масел не допускается . Производители смазочных материалов, применяют разные нефтепродукты, и что самое главное – разные присадки. Именно присадки могут конфликтовать между собой. Как результат – смесь может вспениться или выпасть в осадок. А дальше – капитальный ремонт двигателя.
  2. Смешение масел допускается . Причем оно может быть каким угодно, т.е. можно, например, долить минералку Castrol 15w40 в синтетику Shell 5w30 и все будет в порядке. Что тут сказать? Такие эксперименты лучше не проводить – ваш двигатель точно не оценит.
  3. Мешать масла можно , но только учитывая определенные правила. Вот это гораздо ближе к истине. Почему – скоро разберемся.

Но все это по большей части теория. На практике, может быть иначе, водитель в безвыходной ситуации идет на риск, смешивает «несмешиваемые» жидкости и двигатель работает нормально. А можно купить хорошее масло и в довесок получить проблемы с автомобилем. Поэтому первое правило – на смазочной жидкости экономить нельзя.

Что говорят производители

Почему так происходит? Тут все просто – ну кто станет рекомендовать покупать у конкурентов? Наоборот, каждый производитель говорит, что его продукция самая лучшая, технологичная, эффективная и т.д., при этом намекая, что все остальные марки гораздо хуже.

Интересные истории о производителях масел

Выходец из Казахстана зарегистрировал торговую марку в Германии, построил завод в Литве (г. Клайпид, 800 км от Питера) и производит там масло MANNOL под рекламой немецкого качества, хотя к Германии, как вы видите масло отношения не имеет.

Масла ROLF позиционирует себя как немецкое качество. Если вы зайдете на сайт масла РОЛЬФ. Вы увидите грозного немецкого мужика, который держит канистру с немецким флагом. Далее смотрим, что вся продукция Rolf изготовлена в жестяной таре, которая запрещена в Германии. Копируем адрес производителя на сайте и переходим по нему. Перейдем на сайт данного завода, адрес которого указан на сайте ROLF, и увидим там, что данный завод производит все что угодно, кроме моторных масел. Так вот Rolf — это полностью российское масло, произведенное в Обнинске.

История с Японским качеством ENEOS масло. В Японии данное масло выпускается в пластмассовых канистрах. А в России вы могли видеть в жестяных канистрах, которое к Японии не имеет никакого отношения. 20 лет назад предприниматель из Владивостока выкупил производство и продажу масел ENEOS на территории России. Закупил жестяную тару там же, где и закупается ZIC. Наладил поставки по всей России. Производство данного масла отлажено в Корее г. Мичанг. Основной слоган — ENEOS первое масло Японии. Но в Российских реалиях данное масло к Японии не имеет никакого отношения.

Все масло Shell, которое продается в России производится в г. Торжок.

Поломки двигателя Признаки неисправности Проблемы с датчиками Признаки неисправности Теххарактеристики Сгорел предохранитель Причины поломки Система зажигания Расшифровка кодов

Таблица аналогов трансмиссионных масел и жидкостей C.N.R.G. N-Trance для МКПП и АКПП

C.N.R.G.N-Trance Вязкость Лукойл Газпромнефть Роснефть Sintec ROLF Mobil Shell Fuchs Total KIXX ZIC
GL-4 75W-90 ТМ-4 75W-90 Gazpromneft GL-4 75W-90G-Box GL-4 75W-90G-Box Expert GL-4 75W-90 Kinetic MT 75W-90 Transmission 75W-90 API GL-4
80W-90 ТМ-4 80W-90 Gazpromneft GL-4 80W-90 Kinetic MT 80W-90 Транс GL-4 80W-90 Mobilube GX 80W-90 TRANSMISSION GEAR 7 80W-90 Geartec GL-4 80W-90 G-EP 80W-90
GL-4/5 75W-90 UNI S 75W-90ТМ-4/5 75W-90 Gazpromneft GL-4/GL-5 75W-90G-Box GL-4/GL-5 75W-90 Kinetic UN 75W-90 Transmission plus 75W-90 GL-4/GL-5 Mobilube 1 SHC 75W-90 SPIRAX S4 AT 75W-90 TITAN CYTRAC 235.8 75W-90TITAN CYTRAC HSY 75W-90TITAN GEAR SYN 75W-90 TRANSMISSION DUAL 9 FE 75W-90 Gearsyn GL-4/5 75W-90 GFT 75W-90
GL-5 75W-90 ТМ-5 75W-90 Gazpromneft GL-5 75W-90G-Box GL-5 75W-90G-Box Expert GL-5 75W-90 Kinetic Hypoid 75W-90 TRANSMISSION S7 AE 75W-90TRANSMISSION 75W-90 GL-5 Mobilube HD 75W-90 TITAN SUPERGEAR HYP 75W-90 TRANSMISSION AXLE 8 75W-90 Geartec GL-5 75W-90
80W-90 М-5 80W-90 Gazpromneft GL-5 80W-90G-Box Expert GL-5 80W-90G-Truck GL-5 80W-90 Kinetic Hypoid 80W-90 ТМ5-18 (GL-5) 80W-90 TRANSMISSION 80W-90 GL-5TRANSMISSION M5 A 80W-90 Mobilube HD 80W-90 SPIRAX S3 AX 80W-90 TRANSMISSION AXLE 7 80W90 Geartec GL-5 80W-90 G-5 80W-90
85W-90 М-5 85W-90 Gazpromneft Super T-3 85W-90G-Truck GL-5 85W-90 Mobilube HD-A 85W-90 TRANSMISSION AXLE 7 85W90
ATF IID ATF DX IIG-Box ATF DX II Kinetic ATF IID ATF II DEXRON ATF IID ATF 220 TITAN ATF 3000 FLUIDE ATX ATF 2
ATF IIIG ATF ATF DX IIIG-Box Expert ATF DX III Kinetic ATF III ATF III DEXRON ATF III ATF 320 SPIRAX S3 ATF MD3SPIRAX S2 ATF AX TITAN ATF 4000 FLUIDE AT 42 ATF 3
ATF III Multi ATF SYNTH MULTI G-Box ATF DX III Kinetic ATF III Synt ATF MULTIVEHICLE SPIRAX S4 ATF HDX TITAN ATF 5005 ATF DX-IIIATF Multi ATF MULTI
ATF VI ATF SYNTH VI G-Box ATF DX VI ATF DEXRON VI Spirax S6 ATF X TITAN ATF 6000 SL FLUIDMATIC MV LV ATF DX VI ATF DEXRON 6

Оригинальные масла

Мало кто задумывался что залито в канистре оригинального масла. Ведь ни одна из фирм производителе автомобилей не производит масло, она даже не смешивает их с базовых масел и присадок. Она его просто закупает. Так от куда же берется это масло? И это огромный секрет, ни один из автопроизводителей не расскажет, где они закупают масло.

Узнать это не так уж и сложно. Когда к официальным дилерам приходит масло, вместе с ним и сертификат соответствия. Как раз в таком сертификате мы и узнаем чье же масло используется в качестве оригинального.

Оригинальное масло — производитель

  • Mitsubishi (все) — Eneos
  • TOYOTA (все) — MOBIL
  • Nissan (5w30) — MOBIL
  • Nissan (5w40) — Total
  • Mazda — Total
  • Honda Ultra — Idemitsu или ZIC
  • Subaru — Idemitsu
  • SsangYoung — Lukoil
  • General Motors — в Корее ZIC
  • General Motors — в Европе Mobil
  • General Motors — в России Лукойл

Так что покупая масло в оригинальных упаковках, вы просто переплачиваете за бренд, который там нарисован. В новые иномарки, которые производятся в России заливается масло Лукойл (задумайтесь). И ничего в этом плохого нет. А тем кто говорят, что они заливают то же масло, что и с завода, то посмейтесь им в лицо.

Рекомендации по выбору

Универсальной рекомендации стоит ли выбирать российское или импортное масло дать просто невозможно. Во многом это вопрос индивидуальных предпочтений. Кто-то предпочитает покупать дорогое немецкое или французское масло, полагая, что тем самым он полностью защищает мотор своего авто от серьезных поломок. Тогда как многие экономные автовладельцы предпочитают выбирать масло от отечественных брендов, мотивируя это оптимальным сочетанием качества, эксплуатационных характеристик и стоимости такой продукции.

Также необходимо учитывать и автомобиль, для которого выбирается такая смазка. Конечно, в дорогой представительский немецкий седан заливать масло от ЛУКОЙЛа не следует. В то же время в недорогую Кия заливать эстеровое синтетическое масло, стоимость которого за 5 литров составит 10 тысяч рублей и более, также не стоит. Нужно придерживаться некой золотой середины, что и позволит правильно подобрать такую техническую жидкость для своего автомобиля.

Специалисты отмечают, что для недорогих иномарок эконом-сегмента будет вполне достаточно отечественного моторного масла, которое следует менять приблизительно каждые 8-10 тысяч километров пробега. А вот в высокофорсированные турбированные моторы следует заливать по возможности качественную смазку, учитывая при этом рекомендации производителя. В технической документации к автомобилю можно найти все указания по допускам масла, которое может использоваться с конкретным автомобилем.

При выборе масла необходимо учитывать отзывы других владельцев по конкретным маркам смазки. Даже в рамках одного бренда линейки технической жидкости могут существенно отличаться. В особенности это касается синтетического масла и полусинтетики. Поэтому не лишним будет изучить профильные форумы в интернете и узнать отзывы других владельцев и их личный опыт по использованию того или иного моторного масла.

Помните также то, что приобретать моторное масло необходимо в специализированных магазинах, где предложат все необходимые гарантии качества на реализуемую смазку. А вот покупая масло на рынке или же у сомнительных продавцов на разлив, вы неизменно рискуете приобрести контрафакт, использование которого приведет к серьезным поломкам двигателя.

Экономия на масле обязательно в последующем аукнется критическими неисправностями, а в ряде случаев потребуется даже капитальный ремонт мотора, что обойдется автовладельцу в не одну сотню тысяч рублей. При этом всех таких затрат можно было бы избежать, покупая качественную смазку и меняя ее своевременно.

Подведем итоги

Качеству приобретаемого моторного масла необходимо уделить должное внимание. Именно от этого зависит беспроблемность использования авто и отсутствие серьезных поломок мотора

Российское масло подойдёт для автомобилей эконом-класса, а вот для высокотехнологичных машин, которые оснащаются мощными форсированными и турбированными моторами следует всё же выбирать высококачественное импортное моторное масло.

09.09.2019

Кто производит базовые масла?

Лидером по продаже базовых масел во всем мире является компания ExonMobil. На фото ниже вы можете видеть рейтинг производителей базовых масел первой и второй категории.

Сколько стоит ОСАГО на ваш автомобиль?
Поможем узнать стоимость и оформить полис без переплат с учетом скидок за КБМ! · Выбор лучшей цены. Скидка 50%. Официальный полис. Экономия времени. Узнайте цену страховки. Экономия до 3500 ₽.

Базовые масла 3-й категории из которых изготавливаются синтетические масла больше всего в мире производит компания SK Lubricants. Именно та, которая производим масло ZIK. И клиентами компании ZIK являются практически все производители, которых вы знаете: Exon Mobil, Shell, Castrol, BP, Elf. Даже если вы не покупаете ZIC масло, то так или иначе оно залито у Вас в двигателе в виде базового масла.

А если учесть, что производитель покупает еще и синтетические присадки в определенных фирмах, то, например, в один год такие бренда как Мобил, ЗИК и Кастрол покупали присадки у одной и той же фирмы, а также базовые масла они использовали одни и те же. Но цена на все 3 бренда совершенно разная.

Причины дефицита импортного моторного масла в России

Активное повышение цен на смазочные материалы и запчасти на машины связаны с введенными санкциями и ростом стоимости валют. С российского автомобильного рынка ушли все мировые бренды.

Все это заставило российских автовладельцев задуматься о смене импортной продукции на российскую. Многие стараются найти альтернативу. Те, кто не хочет, чтобы его бизнес рушился, сами отправляются за границу, покупают все необходимое и возвращаются назад.

Те, кому не удалось закупить импортные масла, могут использовать российские бренды, ведь на таком масле сможет ездить любой автомобиль, даже если у него современный турбированный двигатель.

Если в продаже вовсе не будет рекомендуемых масел, то стоит обратить внимание на их аналоги. В данном случае нужно знать, что класс качества масла не может быть ниже рекомендованного

Например, если SN – значит никаких SM и ниже. Масло желательно заменять как можно чаще, поскольку много авто эксплуатируется в условиях городских пробок. Не рекомендуется эксплуатировать двигатель на максимуме его возможностей, иначе могут появиться некоторые нюансы.

Состав и технические характеристики веретенного масла

Благодаря особенной нефтяной природе веретенка имеет отличные вязкостно-температурные характеристики, обеспечивает высокую степень защиты деталей механизмов от коррозии.

Эксплуатационные свойства веретенных масел зависят от способа производства, по которому они делятся на:

  • дистиллятные – их получают путем вакуумной перегонки мазута из сернистых и малосернистых нефтей (если количество сернистых соединений в составе нефти превышает допустимый предел, для их удаления применяют метод селективной очистки). Обладают высокой термостабильностью и хорошими вязкостно-температурными характеристиками, но из-за недостаточного количества естественных маслянистых веществ в составе имеют слабые смазывающие свойства;
  • остаточные – производятся способом деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков, образующихся после дистилляции мазута. Существенно уступая дистиллятным продуктам по термостабильности и вязкостно-температурным показателям, превосходят их по смазывающей способности;
  • компаундированные – смеси дистиллятных и остаточных масел с требуемыми техническими параметрами.

Технические характеристики и состав веретенки регламентирует ГОСТ 20799-88 (таблица 4).

Норма для марки

1.Кинематическая вязкость при 40 °С, мм 2 /с

По ГОСТ 33 или приложению А (1)

2.Кислотное число мг КОН на 1 г масла, не более

По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362

3.Зольность, %, не более

4.Массовая доля серы в маслах из сернистых нефтей, %, не более

По ГОСТ 1437 или приложению А (2)

5. Содержание механических примесей

7.Плотность при 20 0 С, кг/м 3 , не более

8.Температура застывания °С, не выше

9.Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более

10.Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

11.Стабильность против окисления: приращение кислотного числа окисленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более

приращение смол, %, не более

По ГОСТ 18136, ГОСТ 15886, пп.3.2 и 3.4 настоящего стандарта

12. Со держание растворителей в маслах селективной очистки

По ГОСТ 1057 или ГОСТ 1520

13. Со держание водорастворимых кислот и щелочей в маслах щелочной очистки

Заключение

Как видно из вышеизложенного, ничего страшного в том, чтобы ненадолго смешать масла на разных базовых составах и даже от разных производителей, нет. Самое главное – не ездить долго на таком «коктейле». Если залили разные составы от разных изготовителей – лучше всего доехать до первого магазина и купить ту смазку, которая подходит вашему силовому агрегату. Затем поменять моторную жидкость на первой же СТО, предварительно тщательно промыв мотор. В таком случае вреда вашему двигателю никакого не будет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: