Крепыш валдай: next

О прекращении производства семейства «Валдай»

На седьмой Международной специализированной выставке «Коммерческий автотранспорт», проводившейся в 2006 году в Москве, новая, на тот момент, модель горьковского автозавода – автомобиль «Валдай» – была признана  победителем в номинации «Лучший отечественный грузовик».

Состоявшийся в 2010 году переход с минских дизелей на современные моторы Камминз китайской сборки сделал «Валдай» значительно более комфортным и тихим, ушли излишние вибрации на холостых и снизился расход топлива. Сторонников данной модели значительно прибавилось. В связи с этим, прекращение её производства был многими принято резко отрицательно.

Историческое фото: последний ГАЗ-33106 «Валдай» и его преемник – «ГАЗон Некст».

Последний автомобиль «Валдай» сошёл с конвейера Горьковского автозавода в последних числах декабря 2015 года. На смену «Валдаю» компания вывела на рынок пятитонный грузовик «ГАЗон Некст», модификация «Сити» – также обладающий низкой погрузочной высотой, на низкопрофильных колёсах, городской развозник.

Однако до сих пор высказываются мнения о неравнозначности данной замены. По сравнению с обладающим малыми габаритами и маневренностью «Газели» «Валдаем», «ГАЗон Некст» называют неповоротливым, «слоноподобным» и, к тому же, стоящим на порядок дороже автомобилем. Отмечается также, что «ГАЗон Некст» – модель ещё «сырая», недоработанная. Подобные настроения сказываются на спросе: рынок принял «ГАЗон Некст настороженно, и его продажи в первые годы производства не блещут.

Вердикт

В целом в сегменте среднетоннажных грузовиков модель получилась очень даже достойной. Конечно, «Валдай Next» не идеал, но таковых в природе просто нет. Но для городского развозного автомобиля плюсов у него больше. Большой запас грузоподъёмности, отличная манёвренность и управляемость, прекрасная обзорность, необходимые современные системы помощи водителю, включая помощь при трогании в горку, кондиционер и мультимедиа в базовой комплектации, большой пробег без дозаправки и множество ниш для документов.

Хотя конкурентов у машины хватает, в том числе и по стоимости. В первую очередь это JAC N80. А вот Hyundai 78 и Mighty, Fuso Canter и другие обойдутся дороже.

Об эксплуатации

Вставляем ключ зажигания. Он здесь, к слову, выкидной, как в современных европейских легковушках. Ещё и с управлением центральным замком.

Сиденье можно отрегулировать только в горизонтальной плоскости. Подрессорирование и регулировка по высоте попросту отсутствуют. Водителям с длинными ногами будет не особенно удобно. Правда, спасает смена положения рулевой колонки по наклону.

Справа от водителя разместили ручку стояночного тормоза. Тут же подстаканник и ниши для мелких вещей. Спереди ― короткий рычаг КПП.

На передней панели находится 2DIN-магнитола с возможностью подключения по Bluetooth, тахограф, блок управления «печкой». Под всем этим спрятали блок с предохранителями.

Перед собой водитель видит показания тахометра и спидометра. Между ними цифровое табло с показаниями о скорости, температуре и прочих данных.

Мультируль выполнен из качественного пластика, впрочем, как и приборная панель. Он не люфтит, правда, на нашем экземпляре почему-то установлен не прямо, что с непривычки сбивает с толку. Кнопки на левой стороне руля отвечают за мультимедийные функции, справа ― за круиз-контроль и телефонию.

Что ж, пора в путь. Пробуем тронуться. Педаль сцепления ходит легко, а вот с переключением передач возникла заминка. Первая попросту не включается. Ладно, трогаемся со второй.

Переключать скорости приходится часто. Это сразу выдаёт стихию «Валдая Next» ― город. На пятой передаче машина едет на скорости 50 км/ч с 2100 оборотами. При переходе на 6 передачу обороты снижаются до 2000, а скорость возрастает до 60 км/ч.

Выезжаем на трассу. Разгоняем машину. На 6 передаче доводим мотор до 2500 оборотов.

Так что лучше эксплуатировать «Валдай Next» в городских условиях. От светофора до светофора, что называется. Как раз коробка на это рассчитана. Плюс на трассе постоянно приходится на скорости подруливать. Наш испытатель объясняет это особенностью всех машин с передней рессорной подвеской: «Наезжаем правой стороной, рессора одна прогибается, соответственно, длина меняется, и балка шевелится».

Уже после тест-драйва мы выяснили, что в конструкции грузовика предусмотрены два режима: экономичный и мощный. И, скорее всего, мы всё время использовали экономвариант. Поэтому не исключаем, что во втором режиме машина будет вести себя по-другому. Правда, и расход топлива будет выше.

О манёвренности «Валдая Next» можно слагать легенды. При полном выкручивании руля складывается ощущение, что грузовик крутится вокруг своего бака. Шутка ли, радиус разворота заявлен на уровне 6,2 м.

К тормозной системе нареканий нет никаких. Она отзывчива к педали, а ABS реагирует очень корректно. Присутствует и антипробуксовочная система. Она активна автоматически при включении зажигания, но её можно отключить при необходимости. Чем мы и воспользовались, чтобы опробовать грузовое шасси в непривычной для него роли ― дрифте.

Алексей Шимановский крутился на «пятаке», выбрасывая из-под колёс снежные фонтаны и повергая в зачарованное состояние окружающих. Не каждый день увидишь, как 8-тонная машина крутится вокруг своей оси в управляемом заносе.

К слову, несмотря на рессорную подвеску, идёт «Валдай Next» по дороге довольно мягко. По сравнению с тем же «Садко Next» ― небо и земля. Не трясёт, к тому же шумоизоляция на достойном уровне ― в кабине можно спокойно разговаривать, не повышая голос. Шум двигателя минимальный.

Очень удачно расположили форсунки стеклоомывателя. Они находятся на «дворниках», и «омывайка» попадает непосредственно на радиус их хода. А не перелетает куда-то за кабину или по бокам.

Весьма порадовала обзорность. Бескапотная компоновка позволяет видеть перед собой всё происходящее. Боковые зеркала двойные. Верхние с электроприводом и подогревом, а нижние сферические нужно регулировать вручную.

Модификации автомобилей «Валдай»

Базовые модификации «Валдая» – под индексами ГАЗ-3310 и ГАЗ-33101, с турбированным дизельным двигателем ГАЗ-562 (3,13 л, 150 л.с., 420 Н•м), до серийного производства не были доведены. В серию пошла модификация ГАЗ-33104, оснащённая силовым агрегетом Д-245.7 минского моторного завода.

ГАЗ-33106, оснащённый турбодизелем Cummins ISF, выпускавшийся с 2010 по конец 2015 года, стал, как уже отмечалось, наиболее удачным вариантом «Валдая». Экспортные версии грузовика ГАЗ-33106 комплектовались также дизельным двигателем «Cummins CIV».

Длиннобазный шестиметровый тентованный ГАЗ-33106 «Валдай».

Варианты модификации:

  • С мотором Д-245.7: ГАЗ-331041 и ГАЗ-331042 – с удлинённой базой; ГАЗ-331043 – с удлинённой базой и дубль-кабиной.
  • С мотором Камминз: ГАЗ-331061 – с удлинённой базой; ГАЗ-331063 – с удлинённой базой, дубль-кабиной и двумя спальными местами.

Пожарный автомобиль ГАЗ-33106 «Валдай» «Касатка» в Румынии.

Колёсная база в серийных удлинённых версиях увеличена с 3,31 до 4-х и 4,75 метров; борт – до 5 и 6 метров соответственно. Есть и другие, гораздо менее распространённые, виды автомобилей семейства «Валдай»:

  • ГАЗ-33104В – тягач седельный (производства фирмы «Чайка-Сервис», под заказ) – для работы с бортовым полуприцепом;
  • ГАЗ-43483 – опытная модификация, с усиленной подвеской шасси, полной массой 8,5 т и двойной кабиной;
  • САЗ-2505 – самосвал, обладающий задней разгрузкой, объёмом кузова 3,78 кубометра и грузоподъемностью в 3 тонны;
  • САЗ-2505-10 – самосвал с трёх-сторонней разгрузкой, объёмом кузова 5 кубометров и грузоподъемностью в 3,18 тонн;
  • САЗ-3414 — седельный тягач для работы с бортовым полуприцепом САЗ-9414 (производство под заказ).
  • КАвЗ-32081, ПАЗ-3202, ГалАЗ-3207 – компактные автобусы.
  • Касатка – пожарный спецавтомобиль.

Грузовик для города

Если проанализировать непрерывное обновление модельного ряда горьковских среднетоннажных грузовиков, которое продолжается уже около восьми лет, то в дополнение к капотному «Газону» поколения NEXT, исповедующему традиции классической архитектуры грузовых автомобилей из Нижнего Новгорода, так и просится типовой современный «Cab over Engine», так популярный у ретейлеров и вообще хорошо подходящий для задач дистрибьюции и городской логистики. Этот городской грузовик полной массой 6,7 т займёт продуктовую нишу между «тяжёлыми» модификациями «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т и среднетоннажным грузовиком «ГАЗон NEXT», полной массой от 8,7 т.

Бескапотная компоновка автомобиля позволила обеспечить довольно комфортный радиус поворота: 6,2 м на короткой базе и 7,2 м на длинной. А благодаря компактной кабине на раме высвобождается монтажная длина надстройки, поэтому машена остаётся манёвренной, а грузовое пространство используется более эффективно.

Стоимость автомобилей «Валдай» на вторичном рынке

В большинстве регионов России найдётся с десяток и более предложений о продаже подержанного автомобиля «Валдай». На вторичном рынке представлены не только тентованные грузовики, но и изотермические фургоны, машины с самодельными спальниками над кабиной, спецтехника на базе «Валдая» – эвакуаторы, ассенизаторские машины, краны-манипуляторы, самосвалы. Диапазон цен, в зависимости от года выпуска, технического состояния и оснащения – от 180 тысяч от 1 миллиона рублей.

История и особенности конструкции ГАЗ-33106 «Валдай»

Маневренность не очень волновала предшественниов «Валдая» – среднетоннажные грузовики семейства ГАЗ-3307. Которые, как известно, разрабатывались ещё в 80-х годах ХХ века и были рассчитаны на эксплуатацию, главным образом, в сельской местности.  Да и в городах тогда совсем не было так тесно, как в нашу эпоху.

«Валдай», в отличие от своего предшественника, имеет более низкую посадку (погрузочная высота автомашины в гружёном состоянии составляет всего 985 мм). Уменьшению погрузочной высоты способствовала, в том числе и замена традиционных ГАЗовских 20-дюймовых колёс на привычные для европейских развозных грузовиков –размерностью в 17,5 дюймов.

Разумеется, по проходимости «Валдай» не может потягаться с ГАЗ-3307. Это преимущественно «городской житель», развозной грузовик класса N-2, категории MCV, для дорог с твёрдым покрытием. В отличие от «Газели», прав категории «В» для вождения «Валдая» будет недостаточно: для него требуется категория «С».

Стандартный «Валдай» с фургоном на дорогах.

Первые образцы грузовика «Валдай» создавались в сотрудничестве с Минским автозаводом, ещё в 1999 году. Однако в итоге «МАЗ» опередил нижегородцев, первым запустив в массовое серийное производство свой низкорамный среднетоннажник – пятитонный МАЗ 4370 «Зубрёнок».

Была идея оснастить ГАЗовский среднетоннажный грузовик безкапотной кабиной типа МАЗ-5336, но конкретного воплощения она не получила. Решено было использовать массовую кабину нижегородского супербестселлера – «Газели».

Тем более, что под капотом моторного отсека этой кабины, который, как известно, рассчитан на короткий 4-х цилиндровый двигатель, получилось довольно компактно разместить рядный 6-ти цилиндровый дизельный мотор ГАЗ-562 (лицензионный «Steyr», первый движок «Валдая»). Это позволило, несмотря на выдвигающийся вперёд кожух двигателя, сохранить место для второго пассажира, посередине. То есть, кабину можно охарактеризовать как «условно трёхместную» – для коротких поездок и двухместную – для продолжительных и междугородных.

Внешне ГАЗ-33106 «Валдай»  очень похож на «Газель», но, вместе с тем, заметно отличается от неё своим массивными бампером и решёткой радиатора, а также более внушительными размерами. При аналогичной кабине и внешней схожести, «Валдай» выглядит гораздо серьёзнее: его ширина и высота больше, чем у «Газели» на 284 и 125 мм соответственно.

Подробности о двигателях «Валдая» – ниже. Хотя поначалу выбор был сделан, из экономических соображений, в пользу «тракторного» ММЗ Д-245.7, наилучшим из всех вариантов для «Валдая» стал турбодизель Камминз (ISF).

«Валдай» на автодроме.

Конструкция кузова данного грузовика – рамная. Сама рама собирается из лонжеронов, взятых у модели ГАЗ-3307, с оригинальными траверсами и кронштейнами. Построенный на платформе пятитонника, «Валдай» обладает значительным запасом прочности, позволяющим перевозить грузы массой и более четырёх тонн.

В итоге эволюции модели получился ГАЗ-33106 – современный бизнес-развозник с удобной погрузочной высотой, довольно-таки комфортабельной подвеской, безопасной тормозной системой и экономичным дизельным двигателем. Машина, на которой получается зарабатывать неплохие деньги!

Прочие характеристики

  • Размеры:
    • длина – 6513-6919 мм
    • ширина – 2300 мм
    • высота по кабине – 2310 мм
    • высота по фургону – 3155-3555 мм
  • Колесная база – 3310-4000 мм
  • Дорожный просвет – 177 мм
  • Минимальный радиус разворота – 6.2 м
  • Количество дверей/мест – 2/3
  • Подвеска:
    • передняя – зависимая, рессорная, с резинометаллическими шарнирами и стабилизатором поперечной устойчивости
    • задняя – зависимая, рессорная, со стабилизатором поперечной устойчивости
  • Рулевое управление:
    • тип – интегральный рулевой механизм
    • усилитель – гидравлический
  • Тормозная система – двухконтурная, с пневматическим приводом и ABS:
    • передние тормоза – дисковые
    • задние тормоза – дисковые
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: