Что делать
По данным «Автостата», у руководства «АвтоВАЗа» уже готов план по возобновлению производственных потерь и выходу на ранее установленные объемы выпуска автомобилей. Для его реализации работникам завода придется очень сильно напрячься.
В первую очередь вместо восьмичасовых рабочих смен их будут ждать девятичасовые. Также завод планирует обязать их работать по субботам.
Вынужденный простой будет компенсирован работникам компенсируют выплатами в размере двух третей средней зарплаты. Но все это ожидает рабочих лишь после решения проблем с комплектующими, а когда именно это случится, никто не знает.
Карьера Андерсона после АвтоВАЗА
После того, как Андерссон ушел из российского автопрома, он долго избегал работы на крупных автопроизводителей. После ухода из АвтоВАЗа Андерссон основал собственную компанию Bo Group Enterprises и стал читать лекции по закупкам на курсе MBA в Линчепингском университете.
В 2017 году он возглавил европейское отделение японской компании Yazaki, являющейся крупнейшим мировым поставщиком жгутов проводов и других электронных компонентов для автопрома. Там он проработал вплоть до августа 2021 года.
В конце лета 2021 года узбекская государственная компания Узавтосаноат назначила Андерссона генеральным директором своих основных дочерних компаний: UzAuto Motors (выпускает автомобили под маркой Chevrolet) и UzAuto Motors Powertrain (производство двигателей и коробок передач). Одна из первостепенных задач, которые стоят перед Андерссоном, — преодоление кризиса, связанного с дефицитом полупроводников и логистикой, говорится в сообщении «Узавтосаноат». Кроме того, ему предстоит модернизировать производство. Сейчас UzAuto работает над локализацией новых моделей на глобальной платформе GEM — кроссовера Chevrolet Tracker и седана Chevrolet Onix.
Фото: Максим Туманов / ТАСС
На Ташкентском экономическом форуме 30 сентября Бу Андерссон сказал: «Я не супермен, но они хотят, чтобы я дал продукты лучшего качества, новые модели, включая электромобили, лучшие цены и лучшую доступность. Наши акционеры хотят повышения эффективности и производительности, и единственный способ добиться этого — работать с командой менеджеров и создавать ценности».
Время на АвтоВАЗе
Бу Андерссон был президентом АвтоВАЗа на протяжении двух лет. За это время он получил несколько наград за достижения в автомобильной сфере. Но поздней осенью 2015 года заговорили о скорой отставке шведского специалиста, когда его публично раскритиковал Сергей Чемезов глава «Ростеха» — российского акционера АвтоВАЗа.
В числе причин отставки Андерссона Чемезов назвал убытки АвтоВАЗа и кадровую политику шведа. Социальное недовольство в Тольятти нарастало, прошло уже несколько акций протеста, напомнил Чемезов. Еще одной претензией в адрес Андерссона со стороны Чемезова оказался избыток, по его мнению, иностранных комплектующих при производстве автомобилей Lada.
«Теперь нам нужен другой человек. Это все», — резюмировал Чемезов.
Убытки за 2015 год АвтоВАЗ действительно понес рекордные — 74 млрд руб. Но надо понимать, что в те годы российский автопром находился в глубоком кризисе. «Не знаю никого, кто мог бы сказать, что он делает деньги в России сейчас с учетом того, где находится рубль, и что рынок падает на 50%», — отмечал бывший глава Renault-Nissan Карлос Гон.
Большая часть убытка — 42 млрд — пришлась на бухгалтерские списания, произошедшие из-за кардинального снижения объемов рынка.
Фото: АвтоВАЗ
Кадровая политика Андерссона тоже подверглась критике. За 2014–2015 годы автопроизводитель сократил штат на 28%, до 48 тыс. работников. Осенью 2015 года глава «Ростеха» возмутился, что народ выгнали на улицу, и пообещал провести с Андерссоном «воспитательную работу». В ноябре 2015 года акционеры отклонили разработанный менеджментом завода бюджет на 2016 год. При этом производительность предприятия выросла за время работы Андерссона в разы.
За два года при шведском менеджере АвтоВАЗ выпустил шесть новых моделей. Четыре из них были вариациями на тему уже существующих автомобилей — «приподнятые» Largus Cross, Kalina Cross, модифицированная версия классической «Нивы» под названием Urban 4×4 и Granta в кузове лифтбек. Но главными запусками Бу Андерссона стали хэтчбек XRAY и седан Vesta в новом фирменном дизайне за авторством Стива Маттина, знаменующем начало новой эпохи на АвтоВАЗе. Причем если первый является, по сути, перелицованным Renault Sandero Stepway, то Vesta построена на новой платформе, разработанной АвтоВАЗом при участии специалистов Renault-Nissan.
Главный дизайнер Lada британец Стив Маттин покинул пост спустя девять лет работы в России. Под его руководством Lada получала совершенно новую внешность, а Х-дизайн стал узнаваемым. (Фото: autonews.ru)
Кто виноват
По данным «Автостата», весь завод «АвтоВАЗа» в Тольятти не работает из-за всего лишь одного поставщика – компании «Роберт Бош Самара». Именно она пока что не может обеспечить необходимый объем поставок деталей, так как сама испытывает нехватку комплектующих для них.
Дмитрий Курашев, UserGate: Экосистемный подход будет определять развитие рынка ИБ в России
Безопасность
Причина всей этой вакханалии кроется в мировой пандемии коронавируса, начавшего свое распространение с китайского Уханя и отправившего всю Россию в первую самоизоляцию в конце марта 2020 г. Люди по всему миру стали переходить на удаленную работу и скупать необходимую для этого электронику. Производителям техники пришлось нарастить выпуск своей продукции, однако компании, выпускающие микросхемы для них, оказались не готовы к повышенным нагрузкам. Как итог, все они, и даже гигантская TSMC, до сих пор не в силах наладить производство нужного объема полупроводников.
Новых Lada и Renault пока не будет
На заводе «АвтоВАЗ» полностью остановлено производство автомобилей, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Прекращена сборка всех моделей, выпускающихся автогигантом на заводе в Тольятти.
По информации РИА «Новости», причиной остановки всех трех сборочных линий на «АвтоВАЗе» послужила нехватка микросхем, используемых в автомобилях. Представители профсоюза завода опубликовали подтверждение этой информации на странице организации в соцсети «».
Как выяснили специалисты «Автостата», на текущей неделе некоторые автомобили «АвтоВАЗа», в частности, Lada Granta, выпускались только лишь 9 ноября 2021 г. Французские Renault Logan и Sandero наряду с отечественными Lada Xray и Largus собирались с 8 по 11 ноября 2021 г. включительно, с 12 ноября 2021 г. конвейер по их производству встал.
Что касается внедорожника Niva, то он не выпускается на протяжении всей недели. Единственное, специалисты «Автостата», какой из имеющихся версий «Нивы» коснулись эти вынужденные «каникулы».
Остановка конвейеров «АвтоВАЗа» с высокой долей вероятности вызовет дефицит машин в рознице и ставший привычным рост цен
Прогнозы по срокам возобновления производства машин в Тольятти эксперты «Автостата» не делают.
«АвтоВАЗ» не одинок
Проблемы с поставками электронных компонентов для автомобилей испытывает далеко не только «АвтоВАЗ». Это общая беда для автогигантов, притом всех, не только российских.
Артем Пермяков, Directum: HR-специалист становится агентом цифровизации
Цифровизация
В конце августа 2021 г. CNews писал, что из-за дефицита чипов компании Audi и Toyota решили закрыть часть заводов. Также им пришлось резко сократить объемы своего производства. Продолжается все это как минимум с начала 2021 г. Еще январе 2021 г. CNews сообщал, что глобальная нехватка микросхем затронула едва ли не всех остальных крупнейших мировых автопроизводителей. На тот момент от нее пострадали, в частности, Ford, Fiat, Chrysler, Nissan, Suzuki и Volkswagen.
Однако россияне, известные своей смекалкой, нашли выход из сложившейся ситуации. В сентябре 2021 г. из-за глобального дефицита микросхем ГАЗ начал выпускать некомплектные «Газели». Завод пошел на этот шаг, чтобы не останавливать конвейеры.
Остановка конвейеров и простой рабочих обошлись бы группе ГАЗ дороже, чем установка недостающих деталей в уже готовые автомобили. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – заявил тогда управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов.
Работа в GM и «Группе ГАЗ»
Шведский специалист начал свою карьеру в автомобильной промышленности в 1987 году в компании Saab, а с 1993 по 2009 год занимал различные руководящие должности в подразделениях закупок в General Motors.
С 2009 по 2013 год Бу Андерссон возглавлял российскую «Группу ГАЗ». За эти годы шведский топ-менеджер вывел ее на прибыль. Если 2006 год компания закончила с многомиллиардными убытками, то в 2012 году предприятие получило чистую прибыль 8,8 млрд руб. по МСФО.
Одним из шагов, которые привели к позитивным результатам, было решение о распределении части операционных доходов между менеджментом и рабочими. Андерссон говорил, что так каждый сотрудник заинтересован в получении прибыли предприятия, так как от этого зависит его ежегодный бонус. «Нет результатов — нет бонусов», — объяснял Андерссон.
Фото: Шарифулин Валерий / ИТАР-ТАСС
Под его руководством была модернизирована производственная система и освоен выпуск семейства «ГАЗель Next».