Национализация активов Renault
16 мая стало известно о подписании соглашений о передаче 100% акций ЗАО «Рено Россия» правительству Москвы, 67,69% акций «АвтоВАЗа» – российскому государству в лице ФГУП «НАМИ». Оставшиеся акции российского автоконцерна сохранит госкорпорация «Ростех» .
За Renault сохранена возможность обратного выкупа своей доли в «АвтоВАЗе». Компания может его реализовать в течение следующих шести лет. Обе сделки одобрены Федеральной антимонопольной службой.
Передача доли группы Renault государству позволит обеспечить сохранение управляемости «АвтоВАЗа» и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкций. «АвтоВАЗ» продолжит выпускать всю линейку автомобилей Lada. Помимо этого завод будет проводить сервисной обслуживание машин Renault на российском рынке.
Московский завод «Рено» примут на баланс города. Там наладят выпуск автомобилей «Москвич», сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Технологическим партнером завода станет «КАМАЗ». В будущем там хотят наладить выпуск электромобилей.
Когда Рено вернется в Россию в 2022 году
Когда стало понятно, что Рено уходит из России в 2022 году, последние новости подтвердили шанс на скорое возращение. Однако о точных сроках и порядке возвращения производства в страну говорить трудно. В ситуации неопределенности о силе и продолжительности экономических санкций судить нельзя.
Автолюбителям тяжело поверить, что Рено-Ниссан уходит с российского рынка навсегда. Никаких официальных комментариев представителей концерна нет, что еще делает ситуацию еще более непонятной. Есть надежда на возвращение из-за оговорки о том, что такой шанс Рено себе оставил. Российская сторона также не комментирует сроки и возможность на возобновление сотрудничества.
Последствия ухода
Renault оставляет пути для возвращения в Россию. Однако отсутствие на рынке компании станет заметным даже в ближайшем будущем. Ближайшие последствия таковы:
- Приостановка производства таких моделей, как Duster, Kaptur и Arkana. Приостанавливается также производство в России Nissan Terrano;
- Снятие с производства Lada X-Ray, которая собирается полностью на базе Renault с использованием французских технологий и иностранных запчастей;
- Производство автомобилей линейки Лада без подушек безопасности и системы АВС, так как в России возник кризис производства микрочипов, необходимых для использования дополнительных опций. Уже сегодня начинается выпуск упрощенной комплектации автомобилей;
- Дефицит узлов и деталей для базовых моделей Лада, которые привозились из других стран и т.д..
В ближайшем будущем модели Renault станут дефицитом в России. На сегодняшний день есть новости о дефиците деталей для LADA Largus и Lada Vesta. Как именно будет решаться ситуация с дефицитом до конца не известно, но глаза Минпромторга заверяет, что серьезных проблем не возникнет.
Ситуация с ростом цен
Избежать роста цен на фоне обесценивания национальной валюты и сокращения поставок импортных автомобилей было невозможно.
Дистрибьюторы и дилеры поспешили обезопасить себя и выбрали максимально возможные ценники на свои товары.
Цены на автомобили Lada
Только в феврале 2022 года они были подняты два раза: с 588 тыс. руб. до 728 тыс. рублей подорожала Lada Granta, и с 836 тыс. до 1,112 млн рублей – Lada Vesta. В процентном соотношении рост составил 24 и 33 % соответственно. Лидером ценовой гонки стала Lada Largus, стоимость которой увеличилась в полтора раза и составляет на сегодняшний день 1,235 млн рублей. Подорожали и Niva — цена Legend составляет теперь 819 тысяч, а цена Travel перевалила за миллион.
Ценовая политика УАЗ пока является самой спокойной. Стоимость машин выросла на некритичные 25–60 тыс. руб. Однако общая тенденция не обошла эту марку стороной, и вне зависимости от того, какие марки авто ушли с российского рынка, на ценнике «буханки» теперь красуется цифра с шестью нулями.
Цены на автомобили Renault
Французские автомобили подорожали существенно. Duster в простой комплектации теперь стоит на 400, а в более сложной на 600 тысяч дороже. Автодилеры просят за него 1,618 млн руб. Renault подорожал примерно на 300 тыс. и предлагается покупателями за 1,124 млн рублей. Дороже всех оказалась Renault Arkana, ценник на которую начинается с 1,874 млн руб., что по сравнению с предыдущими значениями больше на 507–719 тысяч.
Цены на автомобили Hyundai и KIA
Отправляясь за покупкой Hyundai Solaris и KIA Rio, необходимо взять с собой не менее 1,245 млн рублей. А для тех, кому приглянулся Hyundai Tucson, сумма покупки будет выражена цифрой 2,500 млн руб. Несмотря на питерскую сборку, на 300 тыс. руб. подорожала Creta, стоимость которой стартует с 1,659 млн рублей. Не отстает от нее и калининградский KIA Seltos, цена которого теперь 1,68 млн руб.
Цены на автомобили Toyota
Прирост цен на отдельные модели этой марки автомобиля составил один миллион рублей. Именно на такую сумму стали дороже кроссовер Highlander, минивэн Alphard и внедорожник Prado. Но самый мощный взлет претерпела цена флагманского LC300. Теперь за него придется заплатить на полтора миллиона больше. Минимальная сумма, указанная сегодня на ценнике этого автомобиля, — 7,278 млн рублей, и, по мнению экспертов, это только та часть айсберга, которую можно увидеть.
Цены на автомобили Volkswagen и Skoda
На официальных сайтах этих компаний нет информации о том, какие цены на свои марки авто назначили. Компании ушли с российского рынка, и приобрести машину теперь можно только у частных продавцов. В объявлениях о продаже Skoda Octavia версии 1.6 MT Ambition Plus минимальная цена — 2 млн рублей. Это на 250 тысяч больше, чем было заявлено в последнем действующем прайс-листе официальных продавцов данных моделей.
Цены на автомобиль Nissan
Цена этого автомобиля также подверглась серьезной коррекции. Nissan Terrano подорожал на 455 тысяч рублей, а Nissan Pathfinder сразу на полтора миллиона. Qashqai еще можно найти в объявлениях по старой цене, но минимальная новая цена составляет 2,337 млн руб.
Цены на автомобили, произведенные в Китае
Модельный ряд Chery продается на 15–20 % дороже. Tiggo 4 сегодня предлагают приобрести за 1,36 млн рублей, а минимальная цена флагманского Tiggo 8 Pro выросла до 2,57 млн рублей.
Самый популярный у наших автолюбителей китайский бренд Haval активно пересматривает свою ценовую политику и, как считают эксперты «Коммерсанта», заявят в новых прайс-листах цену примерно на миллион выше, чем предыдущая. Новый Haval F7 в простой комплектации владельцы выставляют на продажу за 2,2 млн рублей. Топовая комплектация обойдется дороже — примерно 3,5 млн руб.
Модели Geely Atlas Pro, Tugella и Coolray, которые собирают в Белоруссии, пока не сходят с конвейеров, так как выпуск их до конца марта приостановлен. Имеющийся в наличии кроссовер Atlas Pro дилеры предлагают приобрести за 3 млн рублей.
Конечно, указанные цены нельзя воспринимать как устоявшиеся. Будут ли они снижаться или повышаться, зависит от того, как станет развиваться ситуация в дальнейшем.
Вернутся ли ушедшие компании на российский рынок
Бренды, ушедшие с российского рынка 2022 году, уже возвращаются. На сегодня известно, что как минимум 14 крупных компаний уже вернулись в Россию и еще 20 планируют сделать это совсем скоро. Им невыгодно терять привлекательный рынок и нести убытки. Если ранее они заявляли, что возвращение возможно только в случае полной деэскалации ситуации, то сегодня ситуация несколько изменилась.
Какие компании ушли с российского рынка, а потом вернулись:
- Continental. Фирма возобновила производственный процесс в Калуге в августе 2022 года. Согласно официальной информации, бренд решил не оставлять без работы своих сотрудников.
- Colliers International. Производитель просто сменил название бренда на Nikoliers и вернулся на рынок консалтинговых услуг.
- Inditex – испанская фирма, в которую входят бренды Bershka, Massimo Dutti, Oysho, Zara. Планировалось открыть магазины к декабрю 2022 года, потом — к 1 марта 2023 года. Новостей об открытии пока нет.
- Uniqlo – поставщик текстиля из Японии, планировал возвращение с осени 2022 года, но в октябре начал сокращать сеть магазинов. Продукция доступна на маркетплейсах.
- Warner Bros. Планирует вернуться на рынок совсем скоро, но пока неизвестно, на каких условиях. С тех пор новостей не было.
Отдельные компании продали свой бизнес за символическую стоимость, гораздо ниже рыночной. Возможно, сделано это для того, чтобы впоследствии вернуться. Например, OBI продала свою торговую сеть всего за 1 евро. Похожее говорили и про АвтоВАЗ (где покупателем выступило фактически государство).
Многие бренды, ушедшие с российского рынка, неофициально объявляли, что они не хотели этого делать. Подобное решение стало вынужденным из-за имеющихся сложностей с логистикой и давления общественности. Возможно, уже скоро все привычные для россиян товары и приложения вновь станут доступными. Остается только ждать наблюдать за ситуацией.
Из-за низкого спроса на автомобили в России могут закрыться от трех до шести автозаводов, пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад консалтинговой компании BCG.
Рекорд продаж автомобилей в России был установлен в 2012 году — тогда нашими соотечественниками было приобретено 2,8 миллиона новых машин. С тех пор продажи падают каждый год, а автозаводы с мощностью более трех миллионов машин в год недостаточно загружены и несут убытки.
Старший партнер BCG Владислав Бутенко отметил, что лучшая стратегия в таких условиях — не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать.
Как считают в BCG, в зоне риска оказались производители, «не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также те, кто запустил производство не так давно.
«Ведомости» отмечают, что в прошлом году из России ушла американская компания GM, а на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и выпуск Toyota Land Cruiser Prado.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов полагает, что вероятность консервации заводов существует, но это вряд ли случится в ближайшие год-два. По мнению эксперта, пока компании будут осторожничать — оптимизировать штат, сокращать рабочие смены и дни.
С прогнозами экспертов не согласны в Минпромторге — в ведомстве считают «более вероятным постепенное восстановление рынков уже в краткосрочной перспективе». Сохранить автопроизводителей в России можно при условии «своевременной и грамотной поддержки», за счет собственных усилий компаний и благодаря экспорту, считает представитель министерства.
Денис Еременко, генеральный директор компнии «Подбор Авто», к которому обратилась за комментариями редакция информационного портала Retail & Loyalty, считает, что вопрос реальности прогноза напрямую зависит от курса рубля к основным валютам.
При текущей ситуации закрытие заводов зарубежных производителей, особенно в заявленном количестве, маловероятно – считает эксперт, допуская такой сценарий лишь при значительном ослаблении рубля.
«Если прогноз все же сбудется – говорит он – это, безусловно, положительно повлияет на вторичный рынок авто в России, т. к. при закрытии заводов еще больше потенциальных покупателей новых автомобилей переключатся на б/у. Если же прогноз не сбудется, это в первую очередь будет свидетельствовать о стабильности в автоотрасли и в экономике в целом.»
Говоря о текущем состоянии рынка подержанных автомобилей в 2016 году Д. Еременко отмечает, что при сохранении нынешних трендов он не ждет каких-либо резких колебаний динамики вторичного рынка автомобилей в этом году.
«По итогам первого квартала 2016 года мы видим, что продажи поддержанных машин выросли на 6.1% по сравнению с прошлым годом. Рост вторичного рынка сегодня стимулируют цены на новые автомобили и понимание людей, что кризис пришел к нам надолго и нужно жить уже в этих реалиях» — говорит эксперт.
Статьи по теме
Плохо светят фары: почему и что делать
Почему не опускается стекло: причины и способы устранения неполадок
Как прикурить машину и что для этого понадобится
Бьет руль при торможении: причины и устранение проблемы
Как снять гидроусилитель руля и заменить его
Провал педали газа: причины и ремонт
Привод машины: разбираемся в устройстве
Почему не работает кондиционер в машине: причины и способы устранения
Симулятор вождения автомобиля: плюсы и минусы тренажера
Компьютерная диагностика автомобиля: когда нужна, как проводится
Как прочистить форсунки омывателя: причины засора и способы его устранить
Замена рулевой рейки: причины и порядок действий
Высокий уровень антифриза: причины и способы устранения
Лучшие авто с пробегом и советы по выбору
Аэрография на машину: материалы, виды, этапы
Трудности у АвтоВАЗа
АвтоВАЗ на данный момент испытывает трудности, возникшие в связи с отсутствием достаточного количества электронных комплектующих. Серьезные проблемы связаны также с проблемами логистики. Компания уже не успевает выполнить свои обязательства перед автодилерам. В связи с этим новые заявки будут приниматься только до мая 2022 года. Какие еще трудности марка отечественного авто встретит на фоне ухода с российского рынка не только производителей машин, но и тех, кто поставлял для них комплектующие, пока сказать трудно.
Сегодня конвейеры предприятия периодически останавливаются по причине отсутствия необходимых импортных составляющих. Для того чтобы как-то отрегулировать ситуацию, было принято решение об уходе сотрудников в корпоративный отпуск в апреле 2022 года. Возобновить работу планируется только после 24 числа.
Неприятными последствиями сложившейся ситуации станет необходимость существенно упростить комплектацию Niva Legend и Granta, на которых теперь не будут установлены электронные системы ABS. Эти мероприятия должны быть завершены к маю 2022 года. Но возвращение этих моделей на рынок будет возможно только в более поздние сроки из-за необходимости согласований с Техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором предусмотрено обязательное наличие антиблокировочных тормозных систем и систем стабилизации.
Компании, работающие с ограничениями
В России закрываются предприятия, владельцами которых являются иностранцы, но далеко не все из них решили покинуть рынок. Многие решились на полумеры и продолжают работу с некоторыми ограничениями (что почти не сказывается на потребителях):
- Samsung – магазины компании работают, но поставки ограничены;
- Xiaomi – уменьшен объем ввозимых товаров и ассортимент;
- Colgate-Palmolive – обеспечивает рынок продуктами первой необходимости;
- Procter & Gamble Co – реализуют только повседневные товары;
- Orsted (датская энергетическая компания) – работает, но не заключает соглашений с фирмами РФ;
- Bayer (немецкая химико-фармацевтическая компания) – свернула инвестиционные программы, отказалась от поставок семян, но поставки медикаментов не прекращены;
- Durex, Nurofen, Strepsils, Vanish, Cillit Bang – запустили передачу бизнеса, владельцами станут сотрудники или представители третьей стороны;
- Eli Lilly – поставляет только медицинские препараты;
- GlaxoSmithKline – не будет поставлять витамины и биологические добавки, останутся только лекарства;
- Volvo – остановила поставки в Россию, но официально проводит гарантийное обслуживание;
- Peugeot – французская компания сохраняет производственные мощности в Калужской области;
- PepsiCo – пока оставляет на российском рынке детские товары;
- Nestle – остались и поставляют продукцию первой необходимости, в частности детское питание;
- Mondelez International (второй по величине производитель продуктов питания в мире) – остался в РФ, но не выделяет средства на маркетинг;
- SAP (поставщик ПО) – работает со старыми клиентами, но не принимает новых клиентов;
- Ситимобил – завершил работу, но каршеринг Сити Драйв остается на рынке;
- Samsung Pay – доступен для карт «Мир» в некоторых банках.
Многие из компаний предпочли лишь остановить инвестиции в российский рынок, продолжая вести на нем операционную деятельность.
Продолжающие сотрудничество производители
Достаточно большое количество зарубежных производителей решили сохранить партнерские отношения с российским авторынком. Поток автомобилей и запчастей, которые они поставляют в нашу страну, остается стабильным.
Автомобиль GAC
Китайские автомобили, выпускаемые компанией GAC Motor, не только продолжат продаваться на российском рынке, но производители рассчитывают в 2023 году презентовать здесь новую модель флагманского кроссовера второго поколения GS8. Сегодня российские потребители могут приобрести в автосалонах страны минивэны GN8, внедорожники GS5 и GS8.
Автомобиль Geely
По сравнению с февралем прошлого года продажи данной марки авто выросли на 82 %. Покупатели приобрели в текущем месяце 2188 автомобилей, среди которых самым востребованным оказался кроссовер Atlas Pro. Восемьсот пятьдесят человек стали счастливыми обладателями этой модели в феврале 2022 года.
Автомобиль Haval
Сообщений о приостановке работы завода компании Haval, производственные мощности которого размещены в Тульской области, не было. На данный момент на рынке представлены модели этой марки, включая новинки — кроссоверы F7 и F7x.
Автомобиль Hyundai
Какие планы у владельцев марки и останется их авто или уйдет с российского рынка, представители бренда Hyundai озвучивать отказываются. Пока неизвестно, выполнят ли они ранее данное обещание представить российским автомобилистам возможность приобрести новые спортивные модели N-Line, являющиеся модификацией Tucson и Creta.
Автомобиль Chery
Компания уже справилась с проблемами в логистической цепочке, которые временно затруднили процесс поставок автомобилей данной марки в Россию. Судя по заявлениям представителей Chery, уход с российского рынка они не планируют.
Автомобиль Mazda
Сборка представленных в нашей стране моделей Mazda6, CX-5 и CX-9 осуществляется во Владивостоке на базе завода «Мазда Соллерс». Предприятие по-прежнему регулярно получает необходимые для этого запчасти. По заявлениям представителей российского подразделения компании, информации о каких-либо изменениях в режиме работы предприятия пока нет.
Автомобиль Stellantis
Концерн Stellantis располагает производственными мощностями в подмосковной Калуге. Здесь организовано производство легковых машин Citroen C4 Sedan и Peugeot 408, коммерческих моделей под марками Peugeot, Citroen и Opel и турбодизельных моторов объемом 1,6 литров. Руководитель концерна заверил, что деятельность завода будет прекращена только в случае нехватки комплектующих. На данный момент их дефицит отсутствует, так как предприятия поставщиков располагаются на территории Северной Африки и на юге Европы.
Уходит ли Рено из России
Сомнения о том, Рено остается или уходит из России, возникли с самого начала введения экономических санкций. Однако к маю 2022 года вопрос решился окончательно. Появились новости об уходе автоконцерна из страны.
Выход Рено из состава акционеров «АвтоВАЗа», в котором доля составляла 68%, осуществляется в пользу московского Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Однако известно, что для Рено остается возможность обратного выкупа доли за символическую сумму в течение ближайших 5 лет. Передача доли акций сулит смену руководства «АвтоВАЗа», так как до ухода Рено главой являлся Николя Мор. Кто именно встанет у руля пока неизвестно, но вопрос решится в ближайшее время.
Судьба другого предприятия ЗАО «Рено Россия» тоже решена. Он полностью переходит в муниципальную собственность. Предприятия закрывать не планируют, но перепрофилировать его придется. Так как модели Renault производиться в России больше не будут, упор будет сделан на производство линейки Lada. Здесь возникает ряд вопросов по импортозамещению некоторых запчастей, который привозились их других стран.
Есть другой вариант развития событий – получение права и лицензии от Renault на производство некоторых моделей. Однако такой вариант маловероятен, так как непонятна реакция представителей автоконцерна и неясны масштабы дефицита запчастей на такие модели автомобилей. Российские аналитики склоняются к тому, что концерн не пойдет на это.