Первый российский грузовик
Автомобиль АМО-Ф-15 был разработан на базе итальянского
грузовика FIAT 15 Ter, в конструкцию которого в ходе производства был внесен ряд
изменений. Изначально на АМО грузовики только собирались. Собственный
промышленный выпуск удалось наладить только к началу 1925 года.
Через два года директором предприятия был назначен Иван Лихачев. В 1931 году была затеяна масштабная реконструкция: значительно
расширена площадь завода, построены новые производственные мощности.
Предприятие переименовали в «Завод имени Сталина».
АМО-Ф-15 представлял собой двухосный заднеприводный грузовой
автомобиль грузоподъемностью до 1,5 тонны. На нем устанавливался 4-цилиндровый
рядный карбюраторный двигатель мощностью 35 лошадиных сил. Он мог развивать
максимальную скорость до 50 км/ч. С 1924 по 1931 год завод выпустил 6285 таких
автомобилей.
ЗИЛ-157 (1958-1978)
Это трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, созданный на базе ЗИС-151. Широко использовался в Советской Армии, а также в народном хозяйстве регионов со сложными природно-климатическими условиями.
В 1978 году производство ЗИЛ-157 было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод), в то время один из филиалов ЗИЛа, где под индексом ЗИЛ-157КД эта машина производилась вплоть до 1991 года.
Автомобиль ЗИЛ-157, как и его предшественник ЗИС-151, имел сложную трансмиссию с 5-ю карданными валами: промежуточным (между раздаточной коробкой и КПП); на передний мост; на средний мост; к заднему мосту подходили два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту. На ЗИЛ-157 применялись колёса и шины размером 12,00-18.
Впервые в советском автопроме на серийном грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать давление в шинах всех колёс, по выбору. Мощность двигателя ЗИЛ-157 составляла 109 л.с.
ЗИЛ-157 унаследовал от предшественников прозвище «Захар», а также его называли и по-другому: «Колун», «Мормон», «Крокодил».
«Рабочая лошадка»
Один из самых массовых автомобилей в истории советского
автопрома стал грузовик ЗиЛ-130. С 1963 до прекращения производства в 1994 году
автозаводом были изготовлены 3,366 миллиона таких машин разных модификаций. Он
широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт.
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался
красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн —
больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень
выносливым. Решением аттестационной комиссии в 1973 году автомобилю ЗИЛ-130 был
присвоен Государственный Знак Качества СССР.
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала
расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских
грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й
получил небесно-голубую кабину с белым передком.
Дальнейший финал Завод ЗИЛ
Если кто-то думает, что конструкторы и рабочие завода расслабились, то такого не было никогда.
Они сражались за свои детища до последнего рабочего дня — до конца 2017 года.
На фоне разрушения цехов, принудительных увольнений талантливых конструкторов и технологов.
При этом выпуск и сбыт продукции не останавливались, но прибыль руководством завода в его развитие практически не вкладывалась. Они «выживали из производства последние соки» безо всякой ответственности за свои действия.
Даже нашлись энтузиасты, которые выкупили спеццех по производству правительственных автомобилей.
Вернули на работу уже дедушек, знающих эти авто до последнего винтика.
И занимались там как обслуживанием и ремонтов данных автомобилей, находящихся в частных руках. Так и созданием новых машин.
Последнюю свою разработку они даже предложили для гаража специального назначения.
Но там от них отказались, сославшись на то, что они не подходят для бронирования. Мол не хвататет у них запаса мощности двигателя и запаса конструкции для навешивания брони.
А раньше почему-то хватало. В итоге последние два ЗИЛа кабриолета из этого цеха попали в Кремль для проведения парадов на Красной Площади. До их замены на автомобили-кабриолеты AURUS.
За эти лихие 90 и 2000-е годы, когда у того же КАМАЗа сгорел завод по производству двигателей в 1996 году. И до тех пор, пока они позже не построили новыйзавод. Завод ЗИЛ только сводили на нет, закрывая агрегатные заводы в Смоленске, Рославле, Рязани, Мытищах, Тутаево Ярославской области. А в конце концов и серийный завод-дублёр в Новоуральске в Сибири.
Кто же он тот самый доброжелатель?
Обоими до самого конца их существования владела мэрия г. Москвы.
Тот же Москвич 2141 — это аналог современной Шкода Октавия. Которая появилась только в 1996 году. В 2000-м устранили её болячки. С 2004 по 2011 у неё были большие проблемы с новыми моторами TSI и «сухими» КПП DSG DQ200. Которые с 2012 устранят. И сейчас их просто тьма на дорогах. Миллионные тиражи, огромный спрос.
В данном случае руководство Шкоды не испугали трудности. Они приняли все усилия, взяли кредиты, заручились гарантиями правительства страны.
Устранили проблемы и продолжили производство, постоянно занимались модернизацией. Дорабатывали свои модели и добились желанных успехов, спроса и прибыли.
Тот же Бу Андерсон, чтобы о нём не думали, как и Ли Якокка, приложил все усилия и вытянул ГАЗ и ВАЗ из банкротсва. В те же самые годы.
И сейчас оба завода на высоте. С моделями которые он протолкнул в производство. И заставил всех работать на должном уровне с требуемым качеством. Выгнал всех бездельников и оставил за бортом бракоделов-поставщиков деталей на сборочный конвейер. Предварительно дал им время на исправление ошибок. Кто прислушался и перестроился — остался.
Завод ЗИЛ, канув в прошлое, дал жизнь многим другим заводам: УАЗ, УРАЛ, КАЗ, FAW, БАЗ, ЛИАЗ, и самому главному — КАМАЗ.
Самый низкий поклон, всем тем, кто работал на ЗИЛе!
ИСТОРИЯ
В середине 1950-х годов темпы роста промышленности и сельского хозяйства СССР заметно ускорились. ЗИС 150, разработанный в довоенный период, из-за устаревания конструкции уже не мог удовлетворить возросшие потребности. ЗИЛ 164, появившийся в 1957 году, стал временным решением и полностью проблему не закрыл, поскольку представлял собой глубокую модернизацию ЗИС 150. Стране требовался принципиально новый автомобиль. Разработка продукта проходила в сжатые сроки, опытные экземпляры ЗИЛ 130 появились уже в 1956 году. В качестве силовой установки 4-тонная машина получила агрегат ЗИЛ-120, доставшийся ей от предыдущей модели. Подобная мера была временной, вскоре основным двигателем стал 8-цилиндровый 150-сильный агрегат. Тестирование и доработка модели заняли 6 лет, опытные партии ЗИЛ 130 были выпущены лишь в 1962 году. Однако даже после этого автомобиль не попал в серию, на дополнительные испытания ушло еще 2 года. Полноценное производство новой модели открылось в октябре 1964 года.
Появление ЗИЛ 130 стало знаковым событием для советского автопрома. Отечественные водители получили модель, по уровню комфорта превосходившую все существующие машины. 5-скоростная трансмиссия с синхронизаторами всех передач (кроме первой) и гидроусилитель руля заметно упрощали управление. Машина трогалась с места со второй передачи, а первая скорость использовалась лишь для крутых подъемов и бездорожья.
Дизайн ЗИЛ 130 также был новаторским. Внешность грузовика разрабатывал Эрик Сабо. Молодой специалист создал совершенно новый образ со стильными обводами кабины, панорамным стеклом и рельефной решеткой радиатора. Машина получила капотную компоновку на американский манер. Среди грузовых моделей ничего подобного в тот момент не было.
Поменялся и цвет автомобиля. Если раньше машины окрашивали в цвет хаки для быстрой мобилизации в военный период, то теперь основным стал небесно-голубой цвет. Передок ЗИЛ 130 сделали белым. Существовали и другие цвета (темно-зеленый, желтый), но именно небесно-голубой стал основным.
Модель быстро завоевывала интерес потребителей. Помимо красоты, автомобиль обладал богатым функционалом и надежностью. До капитального ремонта ЗИЛ 130 проезжал 300000 км, а его грузоподъемность составляла 5 тонн.
Удачная конструкция сыграла злую шутку с машиной. Долгое время с момента появления изменений в конструкции автомобиля не происходило. На заводе имени Лихачева занимались созданием бескапотных грузовиков, а модернизации ЗИЛ 130 практически не уделяли внимания. Только в 1966 году производитель задумался об улучшении конструкции модели, которая к тому времени уже серьезно устарела. Именно тогда появилось первое обновление серии. Однако серьезных преобразований в конструкции модели не произошло.
В 1978 году началось производство модернизированного ЗИЛ 130-76, внешне отличавшегося от первоначальной версии видоизмененным «передком» (передние фары и подфарники поменяли местами).
В 1986 году серию вновь обновили. Машина получила название ЗИЛ 431410, но в плане конструкции и дизайна оказалась практически полной копией предшественника. Главным минусом автомобиля был бензиновый агрегат с низкими показателями экономичности и экологичности. Дизельный двигатель производитель разрабатывал самостоятельно, а первые модели ЗИЛ 130 с ним появились лишь в 1987 году. При этом на большинство модификаций продолжили устанавливать старый бензиновый мотор.
Производство серии на заводе имени Лихачева окончательно завершилось в 1994 году. На Уральском автомоторном заводе автомобиль выпускали вплоть до 2010 года.
ЗиС-155
После войны практически всем советским городам требовалось кардинальное обновление автобусного парка, и уже к 1949 году на ЗиСе был разработан и запущен в серию самый массовый автобус пятидесятых годов — ЗиС-155. Скорости его создания, как и в случае с БТР-152, опять способствовала широкая унификация с грузовиком.
На этот раз с двухосным ЗиС-150, разумеется, с внесением ряда изменений, дабы 50 пассажиров чувствовали себя более менее комфортно. Планировалось, что ЗиС-155 станет переходной моделью и долго на конвейере не задержится, однако он выпускался до 1957 года, а в эксплуатации в некоторых городах находился до начала семидесятых годов.
Несмотря на слабый 90-сильный двигатель, салон с высокими ступеньками и ряд других недочетов, автобус продолжал исправно служить десятилетиями. А самое главное — позволил насытить автобусные парки достаточно современной для своих лет машиной.
Всего было выпущено около 22 тысяч ЗиС-155, многие их которых отправились работать в страны народной демократии. В 1956 году вместе со всей остальной продукцией ЗиСа автобус пережил ребрендинг и стал называться ЗиЛ-155.
Об истории модели
К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.
На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).
Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.
Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.
В состав данного комплекса вошли: грузовой автомобиль (с крановой установкой) ЗИЛ-4906; грузопассажирский ЗИЛ-49061 и «запасной» малогабаритный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, оборудованный двигателем от легкового автомобиля. В общей сложности, за годы выпуска было сделано 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.
Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.
Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.
На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.
После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.
Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.
Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.
Новая и последняя крупносерийная капотная модель
Но КБ ЗИЛ на то и легендарное и богатое специалистами. Плюс московские лучшие ВУЗы страны. Включая МАДИ, Баумана и помощь НАМИ.
Они руки не складывали вплоть до ликвидации завода в 2017 году. До самой осени 2016 года в постепенно закрываемых цехах там производили последнее их творение ЗИЛ 169 или серийный ЗИЛ 4331.
Эту машину тоже можно назвать легендарной! Для неё на скудные от прибыли на продажах ЗИЛ 130 средства.
Большая часть прибыли ушла на создание будущего КАМАЗ. Плюс заводам на развитие оставляли как правило около 1% от чистой прибыли в СССР. Остальное уходило в казну государства и изредка выделялось как субсидии для создания новых моделей.
Новые веяния
На ЗИЛ взяли и создали новую раму, великолепный дизельный двигатель ЗИЛ 645 на 180 л.с. Он был с самым минимальным расходом топлива в пересчете на получение 1 л.с. среди грузовиков СССР.
Новый завод под двигатель в Тутаево под Ярославлем. Плюс параллельное серийное производство двигателя в Новоуральске.
Новую усиленную трансмиссию и многоступенчатую КПП с режимами под разные условия эксплуатации.
Новую удобную высокую и широкую кабину с вариантом двухместного спальника. Чего у КАМАЗ не было до конца 2000-х!
И с полностью откидным капотом вместе с крыльями. Это давало доступ к мотору со всех сторон. Чего до сих пор нет даже в новом Урал Next! И кабина там внутри меньше размером — от Газели NEXT.
Ко всему прочему в этой машине изначально гораздо меньше тряска водителя, чем на колесе на КАМАЗа. В итоге получается меньше расстройств пищеварительной системы.
Последний ЗИЛ 169 базовый — будущий ЗИЛ 4331 с дизелем ЗИЛ 645 на 180 л.с.
Последний советский лимузин
ЗИЛ-41041 — последнее зиловское поколение лимузинов. Их
производство началось в 1985 году с приходом нового Генерального секретаря ЦК
КПСС — Михаила Горбачева. Автомобили предназначались для обслуживания членов
Политбюро (за что получили прозвище «членовоз» в обиходе) и встреч иностранных
делегаций и выпускались ограниченными партиями не более 20 штук в год.
ЗИЛ-41041 оборудован карбюраторным двигателем с рабочим
объемом 7,68 л. Развивает до 200 км/ч и разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд,
расходуя 25-30 литров бензина на 100 километров пути.
Последний автомобиль этого типа был выпущен для президента
Казахстана в 2002 году. В 2011 или январе-августе 2012 (по разным данным) года
был выпущен еще один ЗИЛ-410441, проданный Януковичу. Выпуску последних трех
автомобилей ЗИЛ посвящен документальный фильм «Последний лимузин».
Начало конца завод ЗИЛ
А дальше будет череда невероятного.
С огромными задержками по времени дизельный ЗИЛ 4331 поставят на конвейер в 1987г. При весьма слабом финансировании, но огромным спросом на грузовик.
Его произведут в количестве более 500 тысяч штук даже в тяжëлые времена 90-х гг.
Когда спрос будет минимальным чисто из-за отсутствия свободных средств у большинства покупателей. А не по какой-то иной надуманной причине.
Почти все эксплуатанты будут латать свои прежние авто.
модель ЗИЛ 4331 со спальником на два человека. Выпускали малыми партиями в 90-е и 2000-е ггДва полноценных спальных места на 2 человека. Утеплённая кабина (для основного и сменного водителя или пассажира). На ночь сидения для увеличения пространства сдвигаются вперёд. Такие удобства были только в самых дорогих МАЗах. В УРАЛах такого до сих пор нет! И это ещё без высокого потолка. См. на других фото ниже.
Были и такие ЗИЛы с завода, полный привод 6 на 6, объёмный кузов и два спальных места для передвижения вне дорог
Прощай, отличный передовой мотор
В приказном порядке из Москвы свернут уже полностью работающий конвейер. По производству дизельного мотора ЗИЛ-645 в Новоуральске.
По своему качеству сборки он был даже лучше чем из Тутаево.
Дизельный мотор ЗИЛ 645 собственной разработки. Выпускали серийно в Тутаево и Новоуральске. Тише КАМАЗ 740. Более приёмистый на разгонах, изначально спроектирован как многотопливный
В начале 90-х, при слабом финансировании самой армии в целом, армия откажется от закупок МиГов. В пользу более широкофункциональных СУ.
А также от закупок бензиновых ГАЗ-66 и ЗИЛ 131. В пользу дизельных и более грузоподъëмных КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320.
К слову сказать в этот момент ЗИЛ потерял 30% своих заказов и 30% прибыли соответственно.
бронированный ЗИЛ тягач — не заинтересовал армию
Шасси бронированного ЗИЛ 4331 для разных задач — не заинтересовал армию
Ещё удар
В конце 80-х прекратится заказ правительственных ЗИЛов и автобусов Юность на их базе.
Ниже представлены базовые модификации.
На основе которых также было разработано множество более современных разновидностей.
Автомоблиль ЗИС 101
Кабриолет ЗИС 102Послевоенный ЗИС 110Открытый ЗИС 110 кабриолетМодель ЗИЛ 111
Новый ЗИЛ 114
Удлиннённый ЗИЛ 117
Вариант ЗИЛ для проведения парадов на Красной Площади в МосквеМикроавтобус Юность на шасси и агрегатах правительственных ЗИЛов
последний правительственный ЗИЛ, не пошедший в серию
Предшественник КАМАЗа
Далее создадут удлинённый трехосный ЗИЛ-133. С приводом на две задние оси.
Сначала с тем же 8-ми цилиндровым бензиновым двигателем на 150 л.с.
А затем с дизельным 8-ми цилиндровым на 210 л.с. Он впоследствии станет двигателем КамАЗ-740.
Да его создали и сделали в КБ ЗИЛ!
Крупнотоннажник ЗИЛ 133 бензиновый для проведения Олимпиады 1980 г. Два отделения для перевозки лошадей. Плюс отдельное купе со спальными местами посередине для сопровождающих
Магистральный ЗИЛ 133 ГЯ дизельный серийный с прицепом
Дальше круче — сначала создадут ещё в 60-х первый бескапотный ЗИЛ. Который наверху не смогут оценить по достоинству.
А потом легендарный бескапотный шоссейный ЗИЛ-170. С двумя и тремя осями, дизелем с перспективой под турбонаддув. В вариантах бортового, самосвала, тягача и полноприводного!
И с ЗИЛ-170 начнется закат истории завод ЗИЛ ещё в конце 1970-х гг! На самом верху в правительстве СССР в приказном порядке скажут отдать все наработки на новый завод — в Набережные Челны в Татарстан.
ЗИЛ 170 станет КАМАЗом. Дальше прикажут передать туда специалистов, технологии, документацию, опыт. И доработать все модификации под пожелания местного КБ для серийного производства.
Тут можно поставить точку в истории завод ЗИЛ. По сути уже тогда формально завод переехал в новое место.
новый ЗИЛ 170 — будущий КАМАЗ
Такие двухосные тягачи тоже впервые сделали на ЗИЛе
ЗиС-101
Прошло всего 14 лет после окончания Гражданской войны, а из ворот завода имени Сталина выехал автомобиль высшего класса — ЗиС-101. Таким образом СССР вступил в закрытый клуб держав, выпускающих машины подобного уровня.
В этот раз также не обошлось без американской помощи: кузовное ателье Budd спроектировало кузов и изготовило штампы, а техническую часть советские инженеры подсмотрели частично у Buick, частично у Packard. Разумеется, о тотальном копировании речь не шла, и машина получила ряд самобытных технических решений: например, усиленную раму и ходовую часть.
ЗиС-101 поступал даже в таксомоторные парки (такое могло быть только в СССР), демонстрируя заботу партии о трудящихся. Этот автомобиль позволил советским инженерам обзавестись необходимыми компетенциями для последующей работы над более сложными и современными автомобилями: впервые в СССР был освоен выпуск восьмицилиндрового мотора, впервые был изготовлен бронированный кузов и впервые был выпущен спорткар ЗиС-101А «Спорт».
«Синяя птица»
Отличился ЗиЛ и выпуском весьма необычной спецтехники, а именно — разработкой и производством знаменитого поисково-спасательного комплекса «Синяя птица», используемого при поиске приземлившихся космических аппаратов. Это именно комплекс, так как в состав «Синей птицы» входят три уникальных вездехода: ЗиЛ-4906, 49061 и 29061.
Последний является шнекороторным вездеходом, который отыщет космонавтов где угодно, в любой местности: там, где не пройдут его старшие собратья, которые не только отличаются выдающейся проходимостью, но и умеют плавать.
Шнекороторному вездеходу по силам передвигаться по рекам, озерам и болотам за счет полых шнекороторов и по любому бездорожью, однако по твердой поверхности он передвигаться не может, поэтому перевозится в кузове ЗиЛ-49061.
В мире ничего подобного комплексу «Синяя птица» нет, и, несмотря на то, что комплекс начал эксплуатироваться в восьмидесятых годах прошлого века, заменить его пока нечем. Да и незачем, так как уникальные возможности позволят ему находиться в строю и через двадцать лет. Перед разработчиками «Синей птицы» остается только снять шляпу — они создали настоящий поисково-спасательный шедевр.