Как без штрафа обогнать колонну с патрульным сопровождением?

Обгон колонны автомобилей

По общему правилу обгон колонны, в которой и ведущие автомобиль ДПС, и ведомые рядовые участники подают сигналы, свидетельствующие о том, что движется именно колонна, запрещен.

Одновременно если автомобили движутся в порядке, напоминающем таковой для колонны, но сигналов не подают, то для запрета их обгона нет основания.

Наконец, безусловно разрешено опережение транспортной колонны, так как для данного маневра в целом заметно сниженные требования к допустимости.

Как идентифицировать организованный транспортный ряд

Идентифицировать организованный транспортный ряд можно по тому, что у водителей горят фары, а впереди их едет автомобиль ДПС, который производит соответствующий звуковой сигнал, также у него включен проблесковый маячок.

Разрешено ли данное опережение, если с сопровождением ДПС

Такое разрешение дается, если у такого ведущего автомобиля не включен надлежащий звуковой сигнал.

Разметка должна допускать выезд на встречную полосу и на участке не должны быть оборудованы знаки, запрещающие подобный маневр.

При этом оговаривается, что, если речь идет не о простом опережении, но именно об обгоне, то его в любом случае нужно производить, сообразуясь с ситуацией на дороге и наличием автомобилей на встречной полосе.

Какое предусмотрено наказание

В соответствии с Правилами дорожного движения запрещено производить обгон колонны машин.

В то же время в этом нормативном акте нет особой нормы, описывающей санкцию именно за обгон организованной колонны.

При нарушении правил движения водителем по отношению к такой колонне, ответственность наступает за конкретное совершенное им действие, рассматриваемое как недопустимое.

В частности, выше указывалось, что обгон представляет собой исключительно выезд на встречную полосу, в противном случае это опережение.

Из этого следует, что обгон колонны (который по такому определению также должен включать выезд на встречку) может повлечь наказание именно по статье КОАП за неправильный выезд на встречку, которая в ПДД существует.

В этот перечень обгон колонны не включен, что делает вышеприведенное рассуждение небеспорным, но в общем случае некорректный обгон колонны все же наказывают именно как за неправильный выезд на встречку.

Кроме того, в законе предусмотрена обязанность для водителей пропускать автомобили, у которых включен звуковой сигнал и запущен проблесковый маячок.

Ответственность за нарушение этой нормы может наступать в виде штрафа в размере 500 рублей либо лишения прав длительностью 3 месяца.

Как правильно поставить машину на учет смотрите в статье: как поставить машину на учет в ГИБДД. Хотите узнать, как снять запрет на регистрационные действия с автомобилем после покупки, читайте здесь.

Однако эта норма не имеет отношения к обгону колонны, так как такая группа транспортных средств обычно ездит заметно медленнее обычных автомобилей, поэтому у них может возникнуть потребность в ее обгоне, но обычно не будет потребности не пропустить колонну.

Стоит также оговорить, что в ПДД присутствует норма о запрете самочинно занимать место в колонне либо несанкционированным образом ее пересекать, проезжая между ее машинами.

Однако это иное деяние, нежели обгон колонны, и квалифицировать обгон именно по этой норме нельзя.

Штраф

Штраф в этом размере водителю определяет инспектор ГИБДД. У него появляется такая возможность, если:

  • водитель допустил обгон не соответствующим правилам образом впервые либо более, чем год спустя со дня последнего нарушения;
  • если инспектор установил наличие смягчающих обстоятельств согласно КоАП.

Кроме того, оговаривается, что именно штраф величиной 5000 рублей (но не лишение прав!) будет ждать водителя, если его решение было зафиксировано камерой.

При этом данная норма устанавливается и при повторном обгоне со стороны водителя. И в этом случае при фиксации произошедшего камерой ему придется заплатить 5000 рублей, для него не предусмотрено ни повышение величины штрафа, ни лишение прав.

Основная информация

Судя по определению, которое дают Правила, идентифицировать колонну можно по следующим признакам:

  • в одном и том же ряду движутся как минимум 3 транспортных средства;
  • впереди них едет автомобиль патрульной службы с включенными маячками;
  • сопровождающий автомобиль имеет специальную окраску, означающую его принадлежность к определенному ведомству.

В определении, данном Правилами, указано, что на автомобилях, входящих в организованную колонну, должен быть включен ближний свет.

Данное положение несколько устарело, ведь, согласно п. 19.5. Правил, в светлое время на всех едущих ТС должны быть запущены ходовые огни или лампочки ближнего света. Также допускается вместо ближнего применять противотуманки (аб. 3 п. 19.4. Правил).

Можно ли обжаловать

Если инспектор остановит водителя за обгон колонны на дороге, придется смириться. Если гражданин не согласен с данными протокола, его можно обжаловать. Процесс начинается с подачи искового заявления в суд.

Придется заручиться поддержкой свидетелей, приложить в качестве доказательства данные видеорегистратора, запись диктофона или видеокамеры, сделанную при беседе с сотрудником ДПС.

Обращаем внимание на то, что при составлении протокола на месте водителю следует описать свое видение ситуации, поскольку иначе штраф нельзя будет оспорить в суде. Основными минусами ситуации можно считать:

Основными минусами ситуации можно считать:

  • стоимость услуг юриста может многократно превысить сумму штрафа;
  • большой процент решений, вынесенных в пользу ГИБДД.

Несмотря на возможность обжаловать правонарушение, водителю на дорогах нужно быть внимательным, помнить, что обгон организованной колонны запрещен.

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Главные аспекты

Обгон колонны по встречке в настоящее время запрещается, если относящиеся к ней автомобили соблюдают все правила движения в колонне.

Им необходимо оставаться в пределах единой полосы, также они обязаны подавать все требуемые звуковые и световые сигналы.

При этом в законах установлен лишь запрет на данный обгон, однако прямо не указано, какое наказание за него ждет водителя.

Принято, что его действия квалифицируются по статье о неправильном выезде на встречную полосу.

В случае же, когда он недопустимым образом пересекает линию разметки или нарушает требования знака, действующего на данном отрезке, его наказывают уже за соответствующее нарушение.

Основные определения

Организованная колонна машин Это группа из трех или более машин, которые следуют одна за другой в одном и том же ряду на трассе, при этом транспортные средства в колонне имеют включенные фары ближнего света. Также эта группа машин сопровождается ведущим транспортным средством, у которого включены имеющие синий или красный цвет проблесковые маячки. На кузове последнего ТС располагаются специальные цветографические схемы. Такие дорожные колонны предназначены для транспортировки заключенных, военнослужащих, несовершеннолетних и иных лиц
Обгон Это опережение особым образом одним транспортным средством одного или нескольких других транспортных средств. Чтобы опережение (более широкое понятие) рассматривалось как обгон (более узкое понятие), необходимо, чтобы этот маневр состоял из трех этапов. В первую очередь транспортное средство выезжает с занимаемой полосы на другую, которая может быть только либо полосой для движение в противоположную сторону на двух полосной дороге, либо средней полосой на трехполосной (обгонять на дороге с четырьмя и более полосами запрещено). Далее по этой полосе это транспортное средство опережает одно или несколько транспортных средств, движущихся по его прежней полосе. Вслед за этим оно возвращается на эту же, прежнюю полосу

Таким образом, простое опережение одним ТС другого при движении по находящимся рядом полосам обгоном не считается, оставаясь именно опережением.

Также не относится к нему перестроение на более левую полосу с последующим обгоном. Наконец, даже описанный выше маневр не считается обгоном, если при перестроении автомобиль не заехал на чужую или среднюю полосу. Если маневр целиком произошел на своей стороне дороги, это опережение.

Что говорится в ПДД

В Правилах дорожного движения указывается четкие критерии, которые позволят обозначить колонну:

  • как минимум три транспортных средства движутся по одной и той же полосе;
  • перед ним идет автомобиль ДПС, маячки которого включены;
  • на этот автомобиль нанесена определенная окраска, которая удостоверяет его принадлежность к тому или иному ведомству.

Основным отличительным признаком такой колонны является именно предшествующее ей сопровождающее авто. При его отсутствии она перестает быть организованной.

Норма, согласно которой у автомобилей в колонне должны оставаться включенными фонари ближнего света уточняется другими положениями ПДД, в соответствии с которыми у автомобиля также могут быть включены ходовые огни или противотуманки.

Для получения водителем подобного авто преимущества на дороге, в частности, возможности требовать от других авто пропустить его машину, когда она выезжает на перекресток с второстепенной дороги, ему необходимо включить надлежащий звуковой сигнал.

В правилах определено, что у прочих водителей существует обязанность пропускать на дороге автомобили, у которых включен особый звуковой сигнал и маячки

Какими нормативными актами регулируется

Тема обгона колонны машин в 2021 году регулируется Правилами дорожного движения, в частности данный вопрос регламентируется разделом 11 данного нормативно-правового акта.

Наказание за нарушения ПДД, в том числе связанные с обгоном колонны авто, указываются в Кодексе об административных правонарушениях (сокращенно КоАП).

Встречный разъезд

Бывает в жизни водителя и еще один случай – затрудненный встречный разъезд. Наличия препятствия на проезжей части вынуждает объезжать его по «встречке». И здесь действует «правило здравого смысла»: водитель, на полосе которого находится препятствие, обязан уступить дорогу встречному автомобилю.

Согласитесь, вполне разумное требование.

Однако не все так просто. Согласно ПДД, на участках дорог с крутыми спусками подъемами, обязательно обозначенными соответствующими предупреждающими знаками (1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»), действуют иные правила. Они могут показаться парадоксальными, но это обманчивое впечатление.

Независимо от расположения препятствия на проезжей части водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом; водитель, двигающийся на спуск, обязан уступить дорогу.

Конечно, это очень «опасное» правило. Водитель, двигающийся на спуск, может просто-напросто забыть про свою обязанность в данных условиях уступить дорогу встречному автомобилю, который в этот момент пользуется преимуществом.

Чем же руководствовались создатели ПДД, регламентирую именно таким образом действия водителей? А вот чем!

  1. Остановка на подъеме означает то, что трогаться в горку будет очень сложно.
  2. А вдруг у двигающегося в гору не работает «ручник» (стояночная тормозная система).
  3. Автомобиль, поднимающийся в гору, перегружен. У водителя будет дополнительные сложности с троганием на подъеме.
  4. На дороге гололед. Или влажное дорожное покрытие. В таких условиях можно начать буксовать.

И во всех описанных ситуациях возможно возникновения затора.

Да и чисто по-человечески: в любом случае водитель, двигающийся на спуск, находится в более комфортных условиях, чем его коллега, поднимающихся в горку.

Таким образом, «плюсы» этого правила налицо. Но есть здесь один «минус» — водительская память. Поэтому «золотым правилом» для каждого водителя в описываемых условиях будет следующий «обоюдоострый» принцип:

  1. Едешь вниз – уступи дорогу встречному (вдруг встречный водитель помнит о своем преимущественном праве на проезд).
  2. Едешь вверх – не торопись пользоваться преимуществом (вдруг встречный водитель позабыл о том, что надо уступать дорогу).

Подводя итог рассмотрению этой обширной темы, можно сделать один общий вывод: если водитель заботится о собственной безопасности, то при выполнении маневров обгона и опережения, а также затрудненного встречного разъезда, он будет проявлять максимум внимательности, предупредительности и осторожности. Естественно, присовокупив к этим позитивным качествам и четкое знание требований раздела 11 Правил дорожного движения

Реальные примеры с комментариями

Несколько примеров из реальной практики, которые показывают, как обгоняют водители и к чему это приводит:

  1. Автомобиль едет за тентованной фурой по двухполосной загородной дороге с прерывистой разметкой. Водитель начинает обгон, но в середине маневра прерывистая становится сплошной. Автомобиль все таки обгоняет грузовик и становится на свою полосу. Чуть дальше его останавливает инспектор ДПС, оформляет протокол. Решением суда нарушителя лишают удостоверения на 4 месяца по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ. В такой ситуации не принимают объяснение: «Я не видел знака из-за тента». Водителю нужно было отказаться от обгона, снизить скорость и вернуться в свой ряд.
  2. Водитель видел впереди мост, начиная обгон. Но оценил расстояние, как достаточное, чтобы завершить маневр до начала ограничения. Однако, обгоняемый автомобиль набрал скорость, и водителю пришлось закончить обгон уже на мосту. Да, правилами запрещено препятствовать обгону увеличением скорости. Но доказать на суде невиновность не получится. Нарушение правил зафиксировала видеокамера и водителя, совершившего обгон, оштрафовали на 5000 руб.
  3. Водитель первого автомобиля подал сигнал левого поворота и пошел на обгон. За ним второй автомобиль показал левый поворот и выехал следом. Первый автомобиль завершил маневр, второй не успел, а по дороге едет встречная машина. Вернуться обратно на свою полосу невозможно, т.к. там уже есть третий автомобиль. Второй автомобиль вплотную прижимается к обгоняемому автомобилю. Тот, в свою очередь, уходит от бокового столкновения на обочину и останавливается. Своими действиями водитель второго автомобиля создает аварийную ситуацию, помеху движению и нарушает правила выезда на встречную полосу. Наказание — лишение права управления автомобилем на полгода.
  4. При плотном потоке транспорта, водитель пошел на обгон, не верно рассчитав расстояние до встречной машины. Обгоняемый автомобиль резко затормозил, собрав позади ДТП паровозом, а встречный, избегая столкновения, вылетел в кювет. Водитель встречной машины разбился насмерть. Водителя обгонявшей машины суд признал виновным в ДТП с тяжелыми последствиями и по ст. 264 УК РФ приговорил к 2 годам тюремного заключения с лишением прав на 3 года.

В результате каждого из перечисленных случаев могло произойти ДТП. А с учетом того, что обгон – это высокая скорость, 90% аварий заканчиваются фатально.

Обгон колонны в 2020 году — с сопровождением, пдд, штраф — АВТОПРАВО

В некоторых случаях на дорогах можно встретить колонну транспортных средств, движущихся по линии с небольшой скоростью. В начале и в конце — машины ГАИ с мигалками. Так часто перевозят детей, военнослужащих, заключенных.

Согласно правилам дорожного движения, такие транспортные группы не могут быть обгонены. С другой стороны, замедление заставляет многих водителей нервничать, поэтому они пытаются обогнать

Важно понимать, при каких обстоятельствах это можно сделать, не нарушая правил

Когда обгон колонны с сопровождением необходим

Аккуратная группа транспортных средств обычно движется намного медленнее, чем обычные автомобили. В некоторых ситуациях обгон конвоя жизненно необходим.

Например, для решения неотложных проблем колонну, которую сопровождает ГАИ, обгоняют спецмашины. Это может быть машина полиции, скорая помощь, МЧС. Они имеют преимущественное право преимущественного проезда и используют его в таких ситуациях.

На дорогах же иногда возникают непредвиденные ситуации, в которых нормальные водители не могут избежать обгона

Этот маневр необходимо выполнять осторожно, с учетом правил безопасности и дорожного движения

По закону водитель обязан проезжать автомобили с включенным звуковым или мигающим сигналом. Это не относится к обгону медленно движущегося конвоя.

Перед выполнением маневра необходимо убедиться, что он безопасен для других участников дорожного движения, что на участке дороги нет спецтехники. При обгоне нельзя заклинивать колонну между машинами, проезжайте между ними.

важно помнить, что обгон называется продвижением с выходом на финишную полосу. Почему не обязательно обгонять машину ГИБДД? На пути автолюбителя в транспортном потоке всегда встречается автомобиль ДПС

Иногда…

Почему не обязательно обгонять машину ГИБДД? На пути автолюбителя в транспортном потоке всегда встречается автомобиль ДПС. Иногда…

При этом п.1.2 ПДД РФ четко определяет понятие организованного транспортного конвоя, выделяя следующие особенности:

  • включая ближний свет для каждой машины.
  • три или более транспортных средств, движущихся по одной полосе в одном направлении;
  • автомобили ГАИ, на кузове которых нанесена цветная графика, с включенными мигалками, звуковыми сигналами в голове и хвосте колонны автомобилей;

категорически запрещается обгон такой группы автомобилей, за исключением случаев, когда это не связано с пересечением разделительной полосы, выездом на встречную полосу с игнорированием требований дорожных знаков.

Несмотря на запреты, четко определенного наказания за такое нарушение нет. В определенных обстоятельствах сотрудники ГИБДД могут оценивать это по-разному, выбирая части, отличные от статьи 12.15 ПДД.

Например, часть 4 этой статьи предусматривает штраф до 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до 6 месяцев. Кроме того, строгость штрафа зависит от первичного или вторичного характера нарушения.

Почему лучше проиграть наглецу, который после обгона застрял в колонне? На дороге бывают разные ситуации, особенно когда есть пробка. Часто водитель может быть на 100% уверен, что…

Каждый водитель должен помнить, что категорически запрещено обгонять транспортную группу, которая движется по всем правилам, установленным для организованного конвоя.

В последнем абзаце пункта 3.2 Правила дорожного движения запрещается обгон транспортного средства с нанесенными на кузов цветными схемами, красными и синими проблесковыми маячками и звуковыми сигналами.

Если в конце группы вагонов такой машины нет, то это не колонна. В этом случае возможен обгон, не нарушая никаких правил.

можно ли одновременно обгонять несколько автомобилей? В процессе обгона участвуют несколько участников дорожного движения, и сумма зависит от каждого из них…

Следовательно, невозможно обгонять составы с сопровождением только при наличии знаков, характеризующих их как организованные. В остальных случаях такие действия не будут являться нарушением правил. На практике доказать свою правоту в таких ситуациях не всегда просто. Помощником здесь будет регистрация авторегистратора или свидетелей.

Опережение на автостраде

Между тем, если дорога двухполосная, а движение одностороннее, проехать колонну не запрещено. Как правило, автомобиль сохраняет крайнюю правую полосу движения и позволяет другим участникам дорожного движения продвигаться вперед. Главное в этом случае — не вписаться в ее ряды.

Это опасно для самих автомобилей и их пассажиров, так как военные водители не имеют большого опыта вождения грузовиков и часто не успевают среагировать на маневры автомобилей. Кроме того, вооруженные солдаты часто сидят в крытых грузовиках, и экстренное торможение может привести к травмам.

Военные немедленно сообщают о нарушителях по радио в машины сопровождения и передают данные в мобильные участки ГИБДД.

Согласно статье 12.15 КоАП РФ за проезд через организованную транспортную или пешеходную колонну либо занятие в ней места налагается административное взыскание в размере одной тысячи пятисот рублей.

Если автомобили VAI или ГАИ препятствуют маневрам вперед даже на двух и более полосных дорогах в одном направлении, то вы действительно перевозите что-то опасное в колонне. Закрывать полосы движения могут только специальные автомобили с синими и красными проблесковыми маячками. И их команды обязательны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: