Турбинное масло тп-22с. технические характеристики

Требования, предъявляемые к смазочным материалам для турбин

С учетом условий технического задания изготовителей турбинных агрегатов, производители масел производители турбинного масла используют нефть только высокого качества.

Сырье подвергается глубокой очистке, а в базовую основу вводится целый комплекс специальных присадок.

Благодаря этому продукт получает уникальные свойства:

высокая стабильность против окисления при работе в различных условиях взаимодействия с кислородом;
низкий процент выпадения осадков, которые могут разрушить высоко оборотистые механизмы турбин;
противодействие образованию эмульсии с водой (при смене температуры внутри турбины может образовываться конденсат);
по этой же причине, смазки должны стойко противостоять коррозии на поверхности металлических деталей;
противостояние вспениванию – важное требование, с учетом скоростей работы подвижных узлов турбин;
кавитация должна быть минимальной.

Кроме того, в маслопроводах турбоагрегатов накапливаются мельчайшие продукты износа, которые могут вывести из строя всю систему. Поэтому турбинное масло (чаще всего применяется ТП 22С) должно хорошо очищаться фильтрами в текущем режиме эксплуатации.
Общие требования для всех типов турбинных согласно ГОСТ 9972-74 масел изложены в перечне. Эти же параметры необходимо соблюдать при эксплуатации электрических станций, в которых применяются турбины:

  • кислотность нового масла не более 0,3 мг согласно методике измерения;
  • после окисления в процессе эксплуатации не более 0,8 мг;
  • содержание воды в составе – 0%;
  • на просвет не должны обнаруживаться механические примеси, доля осадка менее 0,15%;
  • стабильность при эксплуатации при температуре 120°C должна сохраняться на протяжении не менее 14 часов непрерывной работы.

Обратите внимание
Если в процессе окисления показатель кислотности превышает установленные нормативы, в рабочее масло допускается введение дополнительных антиокислительных присадок.

Требования к высокотемпературным турбинным маслам, DiN51 515, часть 2, ноябрь 2004 г. L-TG для эксплуатации в условиях высоких температур
Группа смазочных масел Предельные значения Испытания в соответствии с Сопоставимы с ISO стандартами
TG 32 TG 46
Класс вязкости по ISO TSOVC 32 TSOVC 46 D/W51 519 ISO 3448
Кинематическая вязкость: при 40 °С, DIN 51 550 в соответствии
с DIN 51 561 или DIN 51 562-1
ISO 3104
минимальная, мм*/с 28,8 41,4
максимальная, мм*/с 35,2 50,6
Температура вспышки (в закрытом тигле), минимальная, °С 160 185 DIN. ISO 2592 ISO 2592
Деаэрационные свойства при 50 °С, максимальные, мин. 5 5 DIN 51 381
Плотность при 15 °С, минимальная, г/мл Должно быть указано поставщиком DIN 51 757 ISO 3675
Температура застывания, максимальная, °С ≤-6 DIN ISO 3016 ISO 3016
Кислотное число, мг КОН/г Должно быть указано поставщиком DIN51 558-1 ISO/DIS6618
Зола (оксидная зола), %масс. Должно быть указано поставщиком DIN EN 7 ISO 6245
Содержание воды, максимальное, мг/кг 150 DIN51 777-1 ISO/DIS12937
Уровень чистоты, минимальный 20/17/14 DIN ISO 5884 с DIN ISO 4406 ISO 5884 с ISO 4406
Пена: ISO 6247
Ступень 1 при 24 °С, максимально, мл 450/0
Ступень II при 93 °С, максимально, мл 100/0
Ступень 111 при 24 °С после 93 °С, максимально, кг, 450/0
Деэмульгируемость, мин Должно быть указано поставщиком DIN51 599 ASTM-D 1401
Водоотделение (после обработки паром), максимальная, с 300 300 DIN51 589, часть 1
Медная коррозия, максимальная 2-125/43 DIN 51 759 ISO 2160
Защита стали от коррозии.
Коррозионная агрессивность, максимальная
0-А DIN 51 585 ISO/DIS 7120
Стойкость к коррозии 3,000 DIN 51 587 ISO DIS 4263
Время в часах до достижения дельта NZ 2,0 мг КОН/г

ASTM-D 2272

RBOT, мин ≥800
Модифицированный RBOT;% времени минуты в немодифицированном
методе испытания
≥85%

В случае, когда после введения присадок, антиокислительные свойства не стабилизируются, масло подлежит замене.

Это дорогостоящая процедура, поэтому производители обеспечивают заданные свойства еще в процессе смешивания основы с комплексом присадок.

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). Информационные данные о соответствии марок турбинных масел по ГОСТ 9972-74 СТ СЭВ 2880-81

ПРИЛОЖЕНИЕСправочное

ГОСТ 9972-74

СТ СЭВ 2880-81

Масло марки

Масла марок

ТА-32; ТБ-32

ТА-46; ТБ-46

ТА-68; ТБ-68

(Введено дополнительно, Изм. N 6).Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеНефть и нефтепродукты. Масла. Технические условия. Сборник ГОСТов. — М.: Стандартинформ, 2011

Масло турбинное ТП-22С получают путем очистки селективными растворителями сернистых парафинистых нефтей. Оно содержит специальные присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозийные и деэмульгирующие свойства.

Общим предназначением масла Тп-22С является смазывание подшипников и вспомогательных механизмов паровых турбин, использование в газовых турбинах и в качестве уплотняющей среды в системах регулирования, противоизносная защита центробежных и аксиальных турбокомпрессоров. Существует мнение, согласно которому Тп-22С является одним из самых распространенных турбинных масел.

Если использование марки ТП-22С разрешено производителем оборудования, то масло может применяться в паровых турбинах, центробежных и аксиальных турбокомпрессорах. Но стоит отметить, что такое использование возможно только тогда, когда смазывающие свойства и вязкость турбинного масла могут гарантировать защиту оборудования от износа.

Регенерация турбинного масла

В процессе эксплуатации масло неизбежно теряет заложенные при производстве свойства. При достижении критической отметки, в соответствии с правилами, смазка требует замены.

Однако это достаточно дорогой продукт, даже для бюджетов организаций, эксплуатирующих турбоагрегаты. Мы уже знаем, что при потере некоторых свойств, можно просто добавить присадку в рабочее масло. А как быть в случае, когда восстановление невозможно?

Отработку можно регенерировать с помощью специальных установок. В первую очередь смазка очищается до состояния заводской основы. Это требует определенных затрат, но все таки стоимость несопоставима с покупкой новых объемов турбинного масла.

Затем в полученное «сырье» вводятся недостающие присадки, которые закупаются у производителей того же масла. В результате малыми затратами получается практически «новый» продукт.

Установка по регенерации турбинного масла

Единственный недостаток (который, впрочем, покрывается экономией), срок эксплуатации восстановленного продукта меньше, чем у «нового». Зато регенерацию можно повторять несколько раз.

Раньше этот метод практиковался лишь в европейских странах, обеспокоенных больше экологией, чем экономией. С появлением более производительных и недорогих станций регенерации, эта практика применяется повсеместно.

Параметры и применение наиболее популярных расходных материалов

Технические характеристики ТП-22С

Определены в соответствии с условиями эксплуатации. Масло содержит комплекс присадок, обеспечивающих баланс антиокислительных, антикоррозийных и противовспенивающих свойств.

Производится на основе сернистых парафинистых нефтей. Самый популярный состав благодаря сбалансированным характеристикам и доступной стоимости.

Турбинное масло ТП-22Б

Производится из парафинистых нефтяных основ с низким содержанием серы. Очистка производится с применением селективных растворителей.

Благодаря усиленным присадкам, антиокислительные и деэмульгирующие свойства на высоком уровне, что определяет стоимость масла.

Образование осадков практически сведено к нулю. Аналогов этого типа масла нет, применяется в турбинных компрессорах при производстве аммиака.

Следующее турбинное масло ТП-30

Производится из парафинистых нефтей, с высоким содержанием серы. После тщательной селективной очистки и добавления необходимых присадок получается относительно универсальный продукт, в рамках сферы применения.

Паспорт на турбинное масло ТП-30

Учитывая работу в паровой среде, это масло не образует эмульсии с водой, по крайней мере, стойкой. Используется в любых турбоустановках практически без ограничения условий эксплуатации.

Турбинное масло ТП-46

Имеет основу и пакет присадок, аналогичную ТП-30. При этом улучшенные антиокислительные свойства позволяют не терять характеристик даже в условиях сильного обводнения.

Поэтому смазку можно использовать в турбоагрегатах предыдущих поколения выпуска, или в устройствах с высокой степенью износа.

Основное предназначение – паровые генераторы с редукторами, работающими при повышенных нагрузках. Таковыми являются, например, судовые установки.

Производство турбинных масел

Механическая очистка

С ее помощью из состава удаляются микро вкрапления посторонних жидкостей, особенно воды. Очистка производится с помощью выпаривания.

Затем продукт обрабатывается с помощью центробежной силы в специальных сепараторах. В центрифугах производится разделение на фракции с различной массой.

Также применяется гравитационная и вибрационная очистка. Для удаления частиц металла масло прогоняется через электромагнитное поле большой силы.

Окончательная «доводка» выполняется на вакуумных установках. После фильтрации через грубые и тонкие сетки масло считается освобожденным от примесей.

При сильном (с точки зрения технологии производства) загрязнении может производиться отстаивание, в процессе которого на дно емкости оседают самые тяжелые частицы. Однако этот способ слишком трудоемкий и требует большого количества времени.

Физико-химические способы

После механической очистки применяется химическая обработка: селективное растворение, адсорбция и коагуляция. Современные методики практикуют ионно-обменную очистку.

Ввиду риска взаимодействия с комплексом присадок с химическими реактивами, они добавляются в основу масла после завершения всех этапов очистки.

Кроме того, плотность турбинного масла после добавления примесей не позволяет произвести качественное отделение вредных компонентов.

Преимущества использования

К достоинствам использования масла ТП-22С относится:

  • Можно использовать в экстремальных условиях.
  • Масло этого вида, применяемое в турбокомпрессорах и турбинах, обладает высокой стабильностью к окислительным процессам. Может использоваться в оборудовании, подверженном нагреву.
  • Благодаря хорошим деэмульгирующим характеристикам это масло можно использовать в паровых турбинах старого типа. Там, где велик риск попадания в смазочную жидкость большого количества воды. Например, морских турбинах.
  • Воспламеняется при температуре не выше 198 ºC. Что позволяет снизить риск возникновения пожароопасных ситуаций.

Чтобы воспользоваться всеми преимуществами материала, необходимо в процессе его использования периодически менять масло и очищать резервуары от абразивных отложений, ухудшающих износ оборудования. Частота замены смазки регламентируется изготовителем оборудования.

Теххарактеристики турбинного масла ТП 22С

Данное масла владеет следующими характеристиками, определяющими его сферу применения:

  • Кинематическая вязкость его составляет при разных температурах (50 и 40 градусов по Цельсию) значения от 20 до 23 и от 28,8 до 35,2 мм²/с соответственно. При этом индекс вязкости масла составляет 90 единиц.
  • Щелочность ТП 22С имеет достаточно низкое значения — до 0,07 мг КОН/г, что позволяет в значительной мере избежать негативного влияния окислительных процессов.
  • Согласно техническим условиям, температура застывания и вспышки в открытом тигле формирует диапазон от минус 15 до плюс 186 градусов по Цельсию, при которых возможна работа масла, что обеспечивает работу турбин при достаточно большом количестве избыточного тепла.
  • Кроме этого ТП 22С совсем не имеет в составе кислотных или щелочных соединений, механических добавок, а также фенола. Но при этом турбинная смазка содержит серные вещества на уровне до 0,5%.

Этот и другие показатели — самые низкие среди аналогов, что позволяет этому турбинному маслу оставаться самым используемым среди остальных видов смазки для турбинных установок.

Показатель деэмульсации (в секундах) составляет 180 единиц. При этом масло не приводит к коррозии на стальных стержнях, а цветность масла составляет 2,5 ЦНТ.

Еще один важный показатель — это плотность турбинного масла. Средняя плотность турбинного масла при нормальных условиях составляет 0,9 грамма на один кубический сантиметр объема при нормальных условиях температуры (20 градусов по Цельсию).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Турбинные масла с присадками должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.(Измененная редакция, Изм. N 5).

2.2. По физико-химическим показателям турбинные масла с присадками должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

1. Вязкость кинематическая, мм/с, при 40 °С

3. Кислотное число, мг KОН на 1 г масла, не более

4. Стабильность против окисления:осадок после окисления, %, не более

6. Натровая проба подкисленной щелочной вытяжки базового масла, оптическая плотность в кювете 20 мм, не более

7. Число деэмульсации, мин, не более

8. Коррозия на стальных стержнях

Отсутствие

9. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более

10. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

11. Температура застывания, °С, не выше

15. (Исключен, Изм. N 9).

16. Массовая доля серы в базовом масле, %, не более

Отсутствие

18. Стабильность против окисления в универсальном приборе:

22. Плотность при 20 °С, г/см, не более

Примечания:

1. При изготовлении масел марок Тп-30 и Тп-46 из сернистых нефтей массовая доля серы в базовом масле допускается не более 0,8 и 1,1% соответственно.

2. Допускается по соглашению с потребителем поставка масел марок Тп-22 и Тп-30 без антипенной присадки.

3. (Исключен, Изм. N 6).

4. Испытание по подпункту 8 таблицы для масел марок Тп-22 и Тп-30 проводится с дистиллированной водой, для масла марки Тп-46 — с раствором неорганических солей.Для текущих анализов продукции разрешается применять готовую медицинскую соль (соль для ванн, морскую соль и др.), 2,5%-ный раствор.После промывки стержней по ГОСТ 19199 разрешается протирать их фильтровальной бумагой для удаления эмульсии.

5. При применении присадки В 15/41 кислотное число масла марки Тп-46 устанавливается не более 0,05 мг на 1 г масла.

6. (Исключен, Изм. N 7).7, 8. (Исключены, Изм. N 9).(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9).

Основные технические характеристики турбинного масла ТП-22С

Название показателя

Значение

Вязкость кинематическая, мм 2 /с:
– при 50 o С

– при 40 o С
Индекс вязкости
Температура вспышки в открытом тигле, o С
Температура застывания, o С
Кислотное число, мг KOH/г
Массовая доля серы, %
Стабильность против окисления при 150 o С, 16 ч и расходе кислорода 3 дм 3 /ч:

– массовая доля осадка, %

– кислотное число, мг KOH/г

– летучие низкомолекулярные кислоты, мг KOH/г
Время деэмульсации, с
Цвет на колориметре ЦНТ, ед. ЦНТ

ГОСТ 9972-74 «Масла нефтяные турбинные с присадками» регламентирует технические требования, правила приемки, методы испытаний, гарантии изготовителя и требования безопасности таких марок турбинных масел, как Тп-22, Тп-30 и Тп-46.

Технические условия

Все сведения, касательно турбинного масла Тп-22С, приведены в технических условиях (ТУ 38.101821-83 «Масло турбинное Тп-22С. Технические условия»). Они определяют технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы испытаний, упаковку, маркировку, хранение и транспортирование масла турбинного Тп-22С, а также гарантии изготовителя.

Плотность

Плотность турбинного масла ТП-22С – это его масса в единице объема. Данный показатель является физической характеристикой этого вещества. При температуре окружающей среды 15 ºС паспортное значение плотности для турбинного масла ТП-22С составляет 0,87 г/см 3 .

Расфасовка

ТП-22С может фасоваться в бочки (весом 175 кг) и кубы (весом 850 кг).

Промышленностью выпускаются турбинные масла ТП-22С в канистрах (1 л, 10 л, 20 л), бочках (50 л, 216, 5 л (180 кг)), пластиковых кубических емкостях и евробочках металлических. Также возможен отпуск автоналивом.

Марки масла ТП-22С

Турбинное масло ТП-22С может выпускаться двух марок – «1» и «2». Главное отличие – стабильность против окисления. У марки «1» она выше.

Применение и полезные свойства

ТП-22С является достаточно популярной маркой, поскольку применяется почти во всех типах турбин:

  • аксиальных и поршневых турбокомпрессоров (при условии оптимального значения показателя вязкости, обеспечивающего необходимые противоизносные свойства);
  • в гидравлических системах, служащих для производства электроэнергии на электростанциях высокой мощности. В данном конкретном случае турбинное масло ТП-22С исполняет роль гидравлической жидкости и среды уплотнения;
  • в некоторых газовых турбинах;
  • в паровых турбинах как смазка для подшипников и прочих механизмов.

Кроме вышеперечисленных применений данный тип турбинного масла используется вместо компрессорного (по рекомендации производителя).

Полезные свойства ТП-22С следующие:

  • высокий индекс вязкости;
  • минимальная склонность к кавитации;
  • тепловая стабильность.

Практическое использование турбинного масла ТП-22С позволяет защитить от коррозийных отложений и износа валы подшипников и турбин, а также улучшить их эксплуатационную безопасность.

Все сказанное выше в полной мере относится только к свежи турбинным маслам. Во время эксплуатации в них постепенно накапливаются разнообразные примеси, химический состав нарушается, свойства изменяются. Турбинное масло не может в полной мере выполнять возложенные на него функции. Появляется риск выхода из строя оборудования или даже его поломки. Такие последствия, конечно, крайне нежелательны. Поэтому нужно регулярно контролировать состояние турбинного масла ТП-22С и осуществлять своевременную его очистку.

Оборудование для очистки турбинного масла

GlobeCore предлагает решение данной проблемы, в полной мере отвечающее современным требованиям к чистоте турбинных масел.

Масляная мобильная станция СММ-1,2МТ обеспечивает комплексную очистку турбинных масел, вязкость которых при температуре 50 ºС не превышает 280 сСт. Многократное прохождение очищаемого продукта через блок фильтров гарантирует его очистку до 9 класса чистоты при 13 исходном классе.

Станция масляная мобильная СММ-1,2Т

Установка может работать в трех режимах: фильтрации и нагрева, фильтрации, осушки и дегазации, а также вакуумирования.

Использование оборудования для очистки турбинных масел, поставляемого GlobeCore, позволяет производить комплексную их очистку термовакуумным способом за один цикл, существенно продлить срок службы и предотвратить возможные неполадки оборудования, вызванные загрязнениями масел.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: