Права на мопед и скутер
Говоря о транспортных средствах, нужно прежде всего разобраться в том, для каких категорий требуется наличие прав, а для каких – достаточно лишь умения ими управлять. Мощность мопедов, к примеру, позволяет использовать их для езды без сопровождающих документов.
Мопед также является участником движения
Законодательные нормы в отношении мопедов и скутеров часто меняются. С ноября 2013-го года введена необходимость иметь права на мопеды и скутеры. Причем управлять данными ТС можно с любой категорией водительских документов.
С апреля 2014-го на скутер понадобится документ – категории М и выше. Дополнительное требование – присутствие шлема у водителя. Если за рулем скутера находится гражданин младше 16 лет, инспектор вправе прекратить движение.
Отсутствие прав на указанные виды транспортных средств карается административным штрафом. Если документы изначально не были получены, наказание в денежном выражении составит от 5 до 15 тысяч рублей – это касается как мопеда, так и скутера. Кроме назначения административного штрафа, само транспортное средство будет задержано и передано на штрафную стоянку. Получить его обратно может только водитель с соответствующими документами.
Если права водитель оставил дома и может доказать это, штрафные санкции не превысят 500 рублей для скутера и 800 рублей для мопеда. При утере документа данный факт фиксируется в ОВД. После внесения сведений в базу формируется временное удостоверение, которое по истечении 2 месяцев должно быть заменено на новое. Иначе водитель столкнется с санкциями в 5-15 тысяч рублей.
Водитель вносит сведения об отсутствии прав в базу
Что делать, если остановили без прав на мотоцикле?
Вне зависимости от разновидности транспортного средства, водитель обязан иметь с собой водительское удостоверение. Для управления мотоциклом существуют две категории «А» и «А плюс». Если водительское удостоверение забыто, потребуется заплатить штраф 500 рублей.
Проблемы будут ждать водителя в том случае, если водительское удостоверение при себе есть, а вот категории соответствующей нет. Штраф за езду на мотоцикле без подтвержденной категории может составить от 5 до 15 тысяч рублей. Окончательная сумма будет выявлена исходя из обстоятельств, а также от региона. Однако, это ещё не всё: транспортное средство будет конфисковано.
Какой размер штрафа за лишнего пассажира?
Перевозка пассажиров в количестве, превышающем норму – один из вариантов нарушения правил транспортировки людей. Наказание за лишнего пассажира в 2023 году определено первой частью статьи 12.23 КоАП РФ – административный штраф 500 рублей.
Если в 2023 году водитель будет задержан перевозящим «лишнего пассажира» за пределами кабины автотранспортного средства, его деяние попадет под смысл ч. 2 статьи 12.23 КоАП РФ. За это законодатель определил иной размер штрафа – 1000 руб. Значительно строже будет санкция при соответствии деяния диспозиции третьей либо четвертой части рассматриваемой статьи административного кодекса. В соответствии с ними, если нарушение касается перевозки ребенка, а также, если число пассажиров превысит количество обустроенных мест для сидения при организованной перевозке группы детей, наказание разнится в зависимости от субъекта: в качестве штрафа водитель уплатит – 3 тыс. рублей; виновное должностное лицо – 25 тыс. рублей; юридическое лицо – 100 тыс. рублей.
Внешний вид удостоверения 2019 года
Внешне реформированное удостоверение, как и предыдущие права, выполнено в форме пластиковой карточки, окрашенной в двухцветный тон. На первый взгляд, оно практически не отличается от предыдущего прототипа ВУ. Но при более детальном его изучении можно заметить:
- Увеличенную таблицу, где устаревшие категории B, А, C и D дополнились отдельными подгруппами;
- Усовершенствованную защиту в виде водных знаков и зашифрованных элементов просматривающихся только под инфракрасным светом;
- Несколько новых полей на лицевой части документа, позволяющих инспектору увидеть более обширную информацию о водителе.
А вот чем еще отличаются корочки старого и нового образца, кроме защитной системы и таблицы категорий водительских прав, мы рассмотрим ниже.
Лицевая сторона
На лицевой части реформированного ВУ, в левом краю, располагается фотография гражданина, получившего разрешение на управление автомобильным транспортом. Сразу под ней, в графе 7, можно найти и личную подпись водителя. А вот вся основная информация о нем заложена в центре удостоверения, под номерами:
- 1 – фамилия владельца документа;
- 2 – его имя и отчество (первые две строки заполняются в двух форматах, в соответствии с требованиями Венской и Женевской конвенций: русскими буквами и латиницей);
- 3 – дата и страна рождения;
- 4а – день, месяц и год начала действия корочки;
- 4б – период аннуляции ее юридической силы (на 2019 год для ВУ установлен единый срок действия в 10 лет);
- 4с – наименование структуры (подразделения) ГИБДД, осуществившего выдачу водительского удостоверения;
- 5 – серийный номер документа;
- 8 – город или регион прописки гражданина;
- 9 – типы транспортных средств, на управление которыми человек имеет разрешение (какие существуют категории и подкатегории водительских прав 2019 года и какова их расшифровка, мы рассмотрим ниже).
Кроме личной информации автомобилиста, лицевая сторона ВУ включает в себя еще и защитный символ, выполненный в виде аббревиатуры «RUS». Располагается он сразу над фотографией, а при попадании на него инфракрасных лучей, цвет его фона меняется.
Тыльная часть
Большую часть тыльной стороны водительского удостоверения занимает таблица с 16 типами транспортных средств, управление которыми разрешено на территории РФ. А дополняют данную таблицу еще 3 графы, где указано:
- Дата присвоения конкретной категории;
- День, месяц и год ее аннуляции;
- Возможные ограничения, касающиеся определенного вида ТС (если у водителя существуют ограничения по управлению пассажирскими автобусами и грузовой техникой, то напротив категорий Д и С должны стоять отдельные пометки).
Сразу под таблицей, в поле под номером 14, присутствует место для внесения стажа и общих ограничений, имеющих отношение ко всем категориям ТС. Сюда обычно ставятся пометки: «годен только в очках» и «АТ», что означает возможность управления любым видом транспорта, только с автоматической коробкой.
Кроме информации о пригодности и стаже водителя, тыльная часть бланка также включает в себя: индивидуальный штрих-код, предназначенный для ведения автоматического учета (расположен по левому краю) и серийный номер удостоверения, состоящий из 10 цифр (в самом низу корочки). Но предназначаются эти два элемента исключительно для сотрудников ГИБДД. Для автолюбителя они никакой информации не несут.
Что необходимо для открытия новой категории/подкатегории
Для того чтобы открыть новую категорию, необходимо:
- закончить специальный курс в автошколе и пройти медкомиссию. Если до 2016 г. можно было готовиться к сдаче экзаменов экстерном или самостоятельно, то сейчас требуется документ от автошколы, которая имеет специальную лицензию на осуществление подготовки водителей данной категории;
- успешно сдать экзамены;
- оплатить госпошлину (2000 руб. в РФ).
Говоря о том, как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2019 году, заметим, что тут возможны различные нюансы:
- Во-первых, «дочерние» подкатегории «А1», «В1», «С1» и «D1» будут открываться автоматически при условии наличия «главных» — «А», «В», «С» и «D».
- Во-вторых, отсутствие «главной» категории «Е» исключает автоматическое открытие подкатегорий «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ» и «D1Е». Необходимо иметь минимальный стаж вождения по категориям «В», «С» и «D» в один год, пройти обязательное обучение и успешно сдать экзамены.
- В-третьих, разные категории водительского удостоверения нового образца в 2019 году могут требовать прохождения разных испытаний:
- теоретический экзамен (по билетам на знание ПДД);
- на площадке или автодроме:
- для категорий «В» и «С» — 6 упражнений: начало движения, въезд в гараж задним ходом, начало движения на подъеме и др.;
- для «D» — 4 упражнения: сцепление и расцепление, параллельная парковка у платформы на разгрузку.
- вождение на улицах города (по утвержденному маршруту).
- Для мотоциклистов («А» и «М») — сдается теория и практический экзамен на площадке (три упражнения — на управление (змейка, восьмерка и др.), парковку и выезд, остановка и высадка пассажиров).
Категория В1 что это означает
В 2016 году у нас появилось несколько новых категорий для управления ТС – в частности, категория В1. Однако далеко не все водители успели узнать в подробностях о внедрённых новациях. Что же изменилось в старой категории В, какие машины можно водить с категорией В, и зачем она вообще нужна?
Водительские права для подкатегории В1 необходимы для управления квадрициклами и трициклами
На самом деле всё очень просто: старая, привычная категория В теперь обзавелась дополнительными подкатегориями:
- собственно категория В – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, в которой могут ехать до 8-ми пассажиров;
- подкатегория ВЕ – разрешает управление легковой машиной весом до 3,5 тонны, к которой прикреплён прицеп весом до 0,75 тонны, а в салоне могут ехать не более чем 8 пассажиров;
- подкатегория В1 – разрешает управление трициклом либо квадрициклом, на котором стоит двигатель объёмом более 50 кубических сантиметров и весом меньше 0,55 тонны.
Если вы открываете категорию В1 , то в её 12-й графе у вас может быть проставлена пометка: буквы AS либо MS. Что это значит? AS, или Automotive Steering, означает возможность управления ТС, которое оснащено автомобильным рулём.
Водительские права для подкатегории В1 необходимы для управления квадрициклами и трициклами. Это достаточно экзотичные для нашей страны автомобили, хотя их количество на дорогах России в последние годы, несомненно, увеличилось.
Кроме того, пометка предполагает наличие в вашем квадрицикле или трицикле настоящего автомобильного сидения, а не мотоциклетного седла. MS, или Motorcycle Steering, означает управление квадрициклом либо трициклом, в котором вместо автомобильного руля установлен мотоциклетный руль и мотоциклетное же седло вместо сидения.
Квадрицикл это четырёхколёсный мототранспорт двигатель которого развивает мощность до 20 лошадиных сил и который подлежит регистрации в ГИБДД
Трицикл, который необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить права на его вождение, представляет собой трёхколёсный мототранспорт, оснащённый двигателем с объёмом камеры не меньше 50 кубических сантиметров. Впрочем, это может быть и электрический трицикл.
Квадрицикл – это четырёхколёсный мототранспорт, двигатель которого развивает мощность до 20 лошадиных сил, и который подлежит регистрации в ГИБДД. Если на нём вместо ДВС установлен электродвигатель, то его мощность не должна превышать 15 КВт. Масса квадрицикла должна быть не более 400 кг (до 550 кг, если квадрицикл предназначен для перевозки грузов), а скорость передвижения может превышать 25 км/ч.
Для открытия подкатегории В1 не нужно сдавать никаких специальных экзаменов. Она присваивается водителям, которые прошли полноценное обучение и сдали экзамены: по категории В – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой AS; по категории А – одновременно присваивается подкатегория В1 с пометкой MS.
Если вы являетесь опытным водителем и восстанавливаете свои действующие в настоящее время водительские права по причине их утери, то подкатегорию В1 вам откроют автоматически, без экзаменов, при получении дубликата удостоверения. Пометка об открытии подкатегории В1 проставляется на оборотной стороне бланка.
Если же вам необходимо получить удостоверение с категорией В1, то придётся проходить обучение и сдавать экзамен либо на категорию В, либо на категорию А, в зависимости от того, каким ТС вы собираетесь управлять. Одновременно с категорией В либо А вам откроют подкатегорию В1, о чём будет свидетельствовать запись в новеньком водительском удостоверении.
Таблица с категориями и подкатегориями новых водительских прав
- Категория М – это мопеды, управлять которыми можно с 16 лет. Объем двигателя подобного транспортного средства не должен превышать 50 кубических сантиметров. Мопеды из данной категории, предусмотренной водительским удостоверением нового образца, не нужно ставить на учет в органах ГИБДД. Условно говоря, это такие «велосипеды» с моторчиком. Между тем, остается популярной следующая нечестная схема: покупатель приобретает мопед, который имеет более мощный двигатель, то есть не должен быть включен в категорию М, но оформляет его как малосильное ТС, чтобы не заниматься вопросами постановки на учет. При замене ВУ, М – открывается автоматически, абсолютно без обучения. То есть, сотрудники ГИБДД, готовя новые бумаги, видят, что у заявителя уже открыта какая-то категория. Следовательно, можно прописать в правах то, что он может справиться с управлением мопеда. Это разрешает делать закон;
- Категория А1 в водительских правах – что это? Легкие мотоциклы. ВУ с этой открытой категорией дают право управлять двухколесным транспортом, объем двигателя которого не превышает 125 «кубиков»;
- Если в таблице категорий «активна» буква А, то владелец ВУ имеет право на управление мощных мотоциклов, у которых объем двигателя превышает 125 кубических сантиметров. Таким образом, что касается двухколесных транспортных средств, то категории, дающие возможность управлять ими, рассмотрены. Две из них можно открыть с 16 лет;
- B1. Что разрешает данная категория: управлять квадроциклами и трициклами с объемом двигателя более 50 куб. см. Если у транспортного средства одного из данных типов менее мощный двигатель, то это не означает, что на нем можно ездить без прав. Права на квадроцикл нужны всегда. Только на управление подобными ТС малой мощности достаточно будет иметь ВУ с открытой категорией М;
- Категория Б без цифр и дополнительных букв дает право ездить на «классических» легковых автомобилях – тех, которые имеют РММ не более 3,5 тонн и не рассчитаны на более чем 7 пассажиров;
- В число новых категорий и подкатегорий включена BE – она нужна тем, кто хочет ездить на легковой машине с прицепом. Причем не с любым, а с таким, который весит ¾ тонны. Таким образом, что касается легковых авто – предусмотрено три категории и подкатегории: «квадрики» и трициклы, просто «легковушки», авто с прицепом;
- Категория С дробится на 4 подкатегории. Начнем с С1. Она дает право управлять «рабочей лошадкой», полная масса которой не доходит до 7,5 тонн;
- С1Е – по аналогии с подкатегориями B, можно догадаться, что речь идет о небольших грузовичках, но с прицепом;
- Категория С, если не имеется никаких дополнений, позволяет управлять грузовиками с разрешенной предельной массой свыше 7,5 тонн;
- СЕ – тоже можно догадаться: дает возможность водить грузовики, о которых речь идет в предыдущем пункте, но с прицепом. Добавим, что все перечисленные виды категорий водительских прав в 2018 году можно открыть с 18 лет. Исключения: М и А1;
- D1 – маломестные автобусы. Максимальное количество сидячих мест – 16. Минимальное – 8, если меньше, то ТС, скорее всего, будет легковым автомобилем – зависит от величины разрешенной максимальной массы. Получить такие права можно с 21 года. Государство подчеркивает таким образом, что перевозка большого числа людей – дело ответственное, доверить его 18-летнему нельзя;
- Существует в России и категория D1E, необходимая для управления автобусами, указанными в предыдущем пункте и имеющими прицеп. Представляется, что такие «составы» не очень распространены. По крайней мере, на улицах населенных пунктов их сложно увидеть;
- Права категории Д без каких-либо буквенных или цифровых дополнений дают возможность их владельцу управлять большими автобусами, в которых сидя может расположиться более 16 человек. Минимальный возраст выдачи такого документа тот же – 21 год;
- Что такое категория DE: большие автобусы с прицепом. Опять же, они не очень распространены. Но, теоретически, если владелец автобуса захочет дополнить ТС прицепом, то придется открывать ДЕ;
- Остались еще две категории, необходимые для управления трамваем и троллейбусом: Tm и Tb, соответственно. Их можно открыть с 21 года.
Список закрытый. Каких либо других дополнений к нему нет. Как видно, в классификации отсутствует категория Е. В классификации транспортных средств она была объединена с C. Чтобы водить фуры, нужно иметь не E, как раньше, а CE.
С тем, какие бывают категории водительских прав – разобрались. Нужно переходить к особенностям внешнего вида и содержания ВУ.
Подкатегории водительских прав в 2021 году
Категории водительских прав имеют
разновидности внутри своего раздела — подкатегории. Их можно открыть вместе с
основным типом или отдельно.
Таблица подкатегорий водительских
прав в 2021 году
Стоит
знать! Все подкатегории с приставкой цифры 1 к литере автоматически относятся к
более легким версиям автомобилей. Иногда открывая основную категорию,
пользователь получает право управления и подкатегорией. Но открыв только
подкатегорию, за руль основного вида транспорта садиться нельзя.
А1
Если водительское удостоверение с отметкой А
не имеет ограничения по объему двигателя (хоть гоночный Yamaha 1.1 л с весом
200 кг), то подкатегория А1 разрешает рулить только скутерами и легкими
мотоциклами, а также квадроциклами, объем ДВС которых не превышает 50-125 см³.
Владельцам важно обращать внимание на мощность — она не превышает 11 кВт.
Прицеп или коляска в таком случае не допускается
В1
Разновидность появилась недавно. В 2021 году в
правилах дорожного движения и законе «О безопасности дорожного
движения» нет конкретных характеристик транспорта. В ФЗ№196, ст.25
упоминаются «трициклы и квадроциклы», относящиеся к подкатегории. Из
самого пластикового водительского документа по картинке видно, что такое ТС
может быть даже с крышей и небольшим багажным отделением. Более детально
узнать, какие версии мототехники относятся к В1 можно в ГИБДД.
С1
Подкатегория разрешает рулить легкими
грузовиками, масса которых свыше 3.5 тонны, но не превышает 7.5 тонн
Другой
важной характеристикой выступает допустимый вес прицепа — не выше 750 кг. Если
Вы открыли С, то в 2021 году С1 Вам будет присвоена автоматически
Но если
управлять большими фурами по 20 тонн не предвидится, то можно отдельно открыть
только С1.
С1Е
Приставка буквы Е к подкатегории С1 означает
разрешение на управление грузовиком, масса которого не превышает 7.5 тонн и
присоединенным к нему прицепом. Вес последнего не должен превышать массу
тягача. Еще одно ограничение — общий вес состава допустим 12 тонн.
Будка с прицепом
Пример ТС с категорией C1E
D1
Такую отметку с действующими датами должны
иметь водители маршрутных такси, внутри которых предусмотрено 9-17 посадочных
мест (всего). Это большинство модификаций удлиненный «ГАЗелей»,
Mercedes Sprinter и пр. Присоединять к такому автомобилю прицеп с весом не
превышающим 750 кг разрешается без дополнительных отметок в удостоверении.
Поэтому получится транспортировать одновременно например катер и пассажиров.
D1E
Разновидность подкатегории D, где допустима
комбинация пассажирского автотранспорта с количеством посадочных мест 9-17 и
более тяжелым прицепом свыше 750 кг. Но ФЗ «О безопасности дорожного
движения» устанавливает ограничение на общий вес состава — он не должен
превышать 12 тонн.
Стоит
знать! В случае D1 и D1E прицепы с весом до 750 кг и свыше 750 кг должны быть
только грузовыми. В них разрешено перевозить сумки, коробки, технику и пр., но
не пассажиров. А вот с DE подсоединяемый прицеп может быть с дополнительными
сиденьями, оборудованными для безопасной перевозки людей.
ВЕ
В 2021 году с такой отметкой в ВУ можно
управлять легковыми автомобилями, к которым присоединен тяжелый прицеп. По
характеристикам допускается:
- превышение массы прицепа более 750
кг; - превышение общего веса тягача и
прицепа свыше 3.5 тонн; - присоединяемое буксировочное
устройство может весить больше, чем сам тягач.
Чтобы вести по дороге такой состав, требуется
отдельная подготовка (сложности заключаются во вхождении в повороты,
перестроении, движении задом и т. д.). В ГИБДД сдается дополнительный экзамен.
СЕ
Разновидность относится к автопоезду. Прицеп
может быть свыше 750 кг. Общая масса состава бывает 20 тонн и более. Управлять
автопоездом очень сложно, поскольку у него огромные габариты. После загрузки
автомобиля движение по некоторым дорогам и мостам может быть запрещено.
Автопоезд
Пример ТС с категорией СЕ
DE
Теоретически приставка литеры Е указывает на
наличие прицепа. Но поскольку к большому автобусу не практикуют присоединять
грузовые прицепы свыше 750 кг (хватает собственных багажных отсеков), к
разновидности DE чаще всего относятся сочлененные автобусы
(«гармошки» и другие модификации). У них есть шарнирная часть для
присоединения и собственная ось с шасси, поэтому вождение требует
дополнительных навыков, подготовки и сдачи отдельного экзамена.
Категории водительских прав в 2023 году с расшифровкой
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 196, в 2023-м году в РФ действует:
- 10 категорий водительских прав;
- 6 подкатегорий водительских прав.
Таблица с краткой расшифровкой категорий водительских прав в 2023 году:
Категория и отметка в ВУ, подтверждающая правомочие на управление соответствующей разновидностью автотранспортного средства | Описание вида ТС |
A | Мотоциклы. |
B | Легковые машины, а также небольшие грузовики, обладающие общей массой не свыше 3500 кг. |
BE | Легковые машины, использующиеся вместе с “большими” прицепами. |
C | Грузовики с весом более 3500 кг. |
CE | Грузовые машины, относящиеся к категории C, оборудованные “большим” прицепом. |
D | Транспортные средства, специально предназначенные для пассажирских транспортировок, с числом мест, кроме водительского, более 8-ми. |
DE | Сочлененные автобусы или машины категории D, сцепленные с “большим” (тяжелым) прицепом. |
Tm | Трамваи. |
Tb | Троллейбусы. |
M | Мопеды, а также легкие квадрициклы. |
Описание A
Наличие в ВУ разрешающей отметки напротив категории A свидетельствует о праве водителя управлять мотоциклами.
В соответствии с п. 1.2. ПДД, мотоциклом признается ТС, у которого два колеса и которое имеет:
- или двигатель с мощностью более 50 кубов (если мотоцикл оборудован двигателем внутреннего сгорания);
- или максимальную техническую скорость более 50 км/ч (при электродвигателях).
При этом с A можно ездить как на “обычных” мотоциклах, так и на оборудованных боковой коляской.
Обращаем внимание, что получать категорию водительских прав B1 в 2019 году, необходимую для вождения трициклов и квадрициклов, не нужно (достаточно A), если таковой имеет:
- мотоциклетную посадку;
- массу не более 0,4 тонн;
- максимальную эффективную мощность двигателя не более 15 киловатт.
Описание B
С наличием категории водительских прав B автомобилист получает право ездить на:
- легковых машинах с числом мест не более 8 и массой не свыше 3500 кг;
- вышеуказанных легковых автомобилях, сзади которых есть прицеп, имеющий массу не больше 750 килограммов.
Также с данной категорией можно ездить на легковой машине с прицепом массой и более 750 кг, при одновременном соблюдении следующих условий:
- масса прицепа равна или меньше массы автомобиля без нагрузки (см. п. 15 лицевой стороны ПТС);
- вес всей конструкции (машина + прицеп) не более 3500 кг.
Описание BE
В 2019 году потребуется категория водительских прав ВЕ в том случае, если не соблюдаются массовые характеристики для легковой машины с прицепом, указанные в предыдущем пункте. То есть BE нужно, когда:
- масса прицепного устройства больше 750 кг и превышает вес машины без нагрузки;
- а также в случае, если общая тяжесть конструкции (прицеп + машина) превышает 3500 кг.
Описание C
При наличии категории в водительском удостоверении C водитель может управлять:
- среднеразмерными грузовиками (весом от 3500 до 7500 кг);
- тяжелыми (свыше 7500 кг).
Также с данной категорией допускается ездить на указанных грузовых машинах, если они оборудованы прицепом, вес которого не более 750 кг.
Обращаем особое внимание, что в 2019 году категория водительских прав C не дает правомочий на управление легкими грузовиками с весом до 3500 кг – для этого нужно получить категорию B
Описание CE
Чтобы ездить на средних и тяжелых грузовиках, оборудованных прицепом весом более 0,75 тонн, потребуется наличие CE.
Описание D
Имея разрешающую отметку в ВУ “D”, гражданин получает право совершенно на законных основаниях ездить на любых автобусах (в том числе, и оборудованных прицепами весом до 0,75 тонн).
Описание DE
Если планируется вождение сочлененного автобуса, либо же “обычного” с прицепом массой более 0,75 тонн, то потребуется разрешающая отметка вышеуказанной категории.
Чтобы ездить на трамваях, в 2019 году потребуется категория водительских прав Tm, на троллейбусах – Tb.
Описание M
Наличие данной отметки в ВУ обуславливает право автомобилиста водить:
- мопеды;
- а также легкие квадрициклы.
На основании аб. 2 ч. 7 ст. 25 ФЗ № 196, если есть любая другая категория или подкатегория, то получать отдельно M для управления мопедами не нужно. Например, при наличии A, B, C, D (всех или любой из вышеперечисленных).
Подкатегории водительских прав в 2023 году с расшифровкой
В 2023-м существует 6 подкатегорий водительских прав:
Подкатегория | Краткое описание разновидности ТС |
A1 | Мотоциклы с небольшой мощностью и объемом двигателя. |
B1 | Трициклы, квадрициклы (без мотоциклетной посадки). |
C1 | Средние грузовики (от 3500 до 7500 кг), в том числе, с прицепом, если его масса не свыше 750 кг. |
D1 | Автобусы с небольшим числом сидячих мест (не более 16). |
C1E | Средние грузовики с “большим” прицепом. |
D1E | Небольшие автобусы с “большим” прицепом. |
Описание A1
Если нужно водить маломощные мотоциклы (с двигателем до 125 кубов и мощностью не больше 11-ти кВт), то получать A не нужно – достаточно будет A1.
В соответствии с аб. 2 ч. 2 ст. 26 ФЗ № 196, права на данную категорию доступны для получения уже в 16 лет.
Описание B1
Категория водительских прав B1 потребуется, чтобы ездить на квадрициклах и трициклах.
Квадрициклы – это ТС с 4-мя колесами, имеющие скорость не более 50 км/ч и двигатель до 15 кВт (около 20 лошадиных сил).
Трициклы – транспортные средства с теми же характеристиками, только трехколесные.
Описание C1
Данная отметка в ВУ нужна тем, кто не планирует управлять тяжелыми грузовиками. То есть она потребуется для желающих водить:
- грузовики с весом от 3,5 до 7,5 тонн;
- или же грузовики, обладающие такой же массой, но сцепленные с прицепом, тяжесть которого равна или менее 0,75 тонн.
Описание D1
С представленной категорией возможно управлять небольшими автобусами или маршрутными такси, число сидячих мест в которых – от 9 до 16 включительно.
Классические примеры транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, соответствующих вышеуказанным требованиям:
- ГАЗель-3221.
- Renault Trafic Passenger.
Описание C1E
Если есть соответствующая разрешительная отметка С1Е в водительском удостоверении, то в 2023 году можно управлять средними грузовиками (от 3,5 до 7,5 тонн), которые оборудованы тяжелыми прицепами, то есть имеющими вес свыше 750 кг.
Важные условия:
- масса прицепного механизма не должна превышать вес автомобиля без нагрузки;
- а общий вес конструкции (средний грузовик + прицеп) не должен быть свыше 12 тонн.
Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, потребуются права с разрешающей отметкой CE.
Описание D1E
Данная пометка в ВУ позволяет водить автобусы с небольшой пассажировместимостью (до 16 мест) с тяжелыми прицепами (то есть с массой свыше 750 кг), при одновременном соблюдении условий:
- масса прицепного устройства равна или меньше весу автомобиля без нагрузки;
- совокупный вес прицепного агрегата и автобуса не превышает 12 тонн.
Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, потребуются права с открытой категорией – DE.
Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?
Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.
Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.
- Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию «B» при открытой категории «C», или открыть «A» при действующей категории «B».
- Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию «D». Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории «B», «C» или «D1». В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории «D», чтобы открыть «DE».
- Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на «автоматах». Чтобы пересесть на «механику» потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.
Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения
Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления
Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.
Требования для получения D
Формально (по закону), для оформления права на управление автобусами категории D необходимо:
- достичь 21 года;
- пройти обучение в автомобильной школе;
- не иметь соответствующих медицинских противопоказаний;
- успешно сдать теорию, практику на специализированном автодроме, а также экзамен, который проводится в условиях городского автомобильного движения.
Судя по ч. 2 ст. 25 ФЗ № 196, право на оформление категорий B, C, D, A, и других, дается:
- тем, кто сдал экзамены;
- кто достиг соответствующего возраста.
Исходя из п. 17 Постановления № 1097, а к экзаменам допускаются те, кто:
- имеет медсправку, что у него нет противопоказаний к вождению;
- прошел обучение в автошколе.
При этом где-либо в законодательных актах не сказано, что для открытия D нужно иметь столько-то лет водительского стажа или другие категории.
Зато об этом говорится в неофициальных источниках и даже на сайтах многих автошкол. Там сказано, что для поступления на обучение нужно:
- иметь уже открытые B и C;
- обладать стажем вождения свыше 3 лет;
- сделать медицинскую книжку;
- не иметь противопоказаний к вождению машины.