Немецкий «зоопарк»
В свою очередь власти ФРГ заявили о решении поставлять Украине БМП «Мардер». Здесь надо уточнить, что и в Европе боевые машины, подобные БМП-1, появились позднее, чем в СССР. Фирмы «Рейншталь АГ — Транспорттехник» (г. Кассель) и «МАК Машинбау» (г. Киль) приступили к производству неплавающей боевой машины пехоты «Мардер» («Marder» в переводе «куница». — Авт.) в 1969 году. Поставки в войска начались с октября 1970 года, и до 1975 года обе фирмы совместно выпустили более 2000 БМП.
Вместимость БМП «Мардер» 10 человек, в том числе 3 члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) располагаются в башне. Боевое отделение с вращающейся двухместной башней находится в средней части корпуса. Впереди справа от механика-водителя расположен многотопливный дизель компании «Даймлер-Бенц» мощностью 600 лошадиных сил, обеспечивающий запас хода в 520 километров.
flickr.com/bronpancerna
Защищена «Куница» не хуже «Леопарда».
Бронекорпус БМП «Мардер» сварен из листов катанной стальной брони. Защищённость повышена большими углами наклона листов корпуса. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм, бортовая — от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными лёгким стальным каркасом. Для маскировки на башне слева от лафета установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатомётов.
По защищённости БМП «Мардер» приблизилась к основному немецкому боевому танку «Леопард-1». Её защита обеспечивает непоражаемость лобовой и бортовой проекций машины при обстреле из 30-мм пушки бронебойным оперённым подкалиберным трассирующим снарядом. Вместе с тем «Мардер» стала и самой тяжёлой среди серийных боевых машин пехоты — её вес, в зависимости от модификации, от 28,2 до 33,5 тонны. Она, напомним, не умеет плавать и тяжела для мостов, которые могут встретиться на Украине.
До 2011 года эти бронемашины не раз подвергались модернизации, самая последняя получила обозначение «Мардер» A5А1. В этой БМП установлена система кондиционирования воздуха, использовано мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Однако модернизации подверглось всего 35 машин, которые вряд ли попадут в зону специальной военной операции. Самая распространённая версия «Мардер» А3 выпускалась с 1989 по 1998 год, 40 машин этой серии и планируется отправить Украине.
globallookpress.com
Любят немцы чего-нибудь раздавить красиво.
В 2009-2011 годах бундесвер использовал порядка 20 машин «Мардер» в боевых действиях в Афганистане. И считается, что БМП неплохо себя зарекомендовала в сложных климатических условиях и при этом снискала популярность у личного состава за высокую огневую мощь, хорошую броневую защиты и надёжность. Следует только заметить, что «Мардер» использовалась исключительно при невысокой интенсивности боевых действий и отсутствии у противника современного вооружения. На Украине совсем другая война.
А вот про свою новейшую боевую машину пехоты «Пума» (нем. «Schützenpanzer Puma» — «Бронетранспортёр пума»), разработку и выпуск которой осуществляют концерны KMW и RLS, немцы пока помалкивают. В базовой конфигурации «Пума» представляет собой авиатранспортабельную боевую машину пехоты с дистанционно управляемой необитаемой башней и компактным боевым отделением.
Планировалась, что бундесвер для замены устаревших БМП «Мардер» получит 410 таких машин, однако в 2012 году заказ был сокращён до 350 единиц при увеличении стоимости одной БМП до 7 млн евро. Первые образцы «Пумы» были изготовлены в декабре 2010 года, серийные поставки начались с апреля 2015 года, а уже к августу 2021 года весь заказ был выполнен.
flickr.com/bronpancerna
На недавних учениях несколько «Пум» вышли из строя по вине электроники.
Массовая поставка натовской бронетехники безусловно продлит вооружённый конфликт на Украине, но ничто не замедлит темпов её утилизации. На 18 января 2023 года Вооружённые силы Украины уже потеряли 7563 танка и других боевых бронированных машин. И счёт не закрыт.
Бронетанковый прецедент
Начало января, одиннадцатого месяца специальной военной операции, ВСУ встретили чередой тактических поражений: прорыв обороны под Артемовском и Соледаром, срыв наступательных операций под Сватово и Кременной, неудачные попытки отбить позиции под Угледаром и Ореховом.
Тем не менее отсутствие сильных холодов и, как следствие, распутица, сковывающая маневры тяжелой техники, все же временно стабилизировали линию фронта и заставили обе стороны отказаться от попыток наступать крупными силами. По крайней мере, на время.
Эту передышку НАТО решило использовать для укрепления военной мощи своего союзника
Первыми о подготовке нового пакета военной помощи традиционно объявили США. Его объем стал крупнейшим за всю историю конфликта — 2,85 миллиарда долларов. Туда вошли несколько десятков БМП М2 Bradley с крепкой комбинированной броней, 25-миллиметровой пушкой и противотанковыми ракетами, военные машины с усиленной противоминной защитой, сотни зенитных ракет RIM-7 Sea Sparrow, адаптированных под советские системы ПВО «Бук», а также гаубицы, внедорожники, артиллерийские снаряды, стрелковое оружие.
Следом за США о намерении вооружить Украину заявила Германия. Немецкие власти пообещали поставить дополнительную батарею зенитно-ракетных комплексов Patriot, а также 40 БМП Marder, предназначенных для поддержки тяжелых танков.
Солдаты бундесвера рядом с бронетранспортером «Мардер» во время военных учений
Фото: Fabrizio Bensch / Reuters
Содержимое американского и немецкого пакетов вполне укладывалось в логику прежних военных поставок, которые на Украине оценивали как полумеры. Bradley и Marder по своим характеристикам хотя и превосходят устаревшие советские БМП-1, полученные ВСУ из бывших стран социалистического лагеря, без взаимодействия с танками едва ли могут противостоять современным механизированным подразделениям Вооруженных сил России. Впрочем, недавние заявления других стран НАТО дали Киеву надежду на изменение ситуации.
5 января стало известно, что Франция намерена предоставить Украине легкие колесные танки AMX-10 RC. Эти быстроходные машины, оснащенные мощной 105-миллиметровой пушкой, способной пробивать броню современных танков. И хотя они появились на вооружении французской армии еще в 1970-е годы, хорошо зарекомендовали себя в конфликтах с участием альянса.
Вплоть до этого момента западные страны воздерживались от передачи Украине тяжелой бронетехники западного производства, аргументируя это риском эскалации конфликта
Исключение составляли гусеничные самоходные артиллерийские установки и зенитные комплексы, считающиеся оборонительным оружием. И, несмотря на требования Украины, страны-члены НАТО раз за разом отказывались менять сложившиеся правила игры.
Но уже 14 января вслед за Францией и Великобритания пообещала отправить на Украину танки. Речь идет о 14 машинах Challenger 2, производившихся вплоть до 2009 года. Они должны стать самыми современными танками, которые когда-либо имелись в распоряжении ВСУ.
Отправляя танки Challenger 2 на Украину, мы начинаем выходить на новый уровень поддержки, оказываемой Соединенным Королевством
канцелярия премьер-министра Великобритании
Французский разведывательный танк AMX 10 RC (на переднем плане) и немецкие бронетранспортеры Boxer во время совместных учений Hillfield 2013
Фото: Fabrizio Bensch / Reuters
Также Великобритания пообещала передать Украине еще 30 самоходных гаубиц AS90, сотни тысяч снарядов 155-го калибра, в которых особенно остро нуждаются войска, а также бронетранспортеры Bulldog.
«Это показывает, как далеко мы продвинулись в нашей готовности смотреть Путину в глаза и не пугаться его риторики, и мы, наконец, отправляем это столь необходимое вооружение на Украину», — объяснил в эфире радио «Би-би-си» решение властей председатель комитета Палаты общин по обороне Тобиас Эллвуд.
Иными словами, к началу весны Вооруженные силы Украины гарантированно будут располагать как минимум одной ротой танков западного образца
В совокупности с переданными бронетранспортерами командование уже может рассчитывать на формирование новых ударных подразделений. При этом поставки тяжелой техники из Великобритании скорее всего не станут последним подарком западных партнеров. Ведь создав прецедент в этом вопросе, Лондон вдохновил на аналогичные шаги других членов НАТО.
Легкая бронированная техника 1945–1965 гг
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Советские бронетранспортеры
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
БТР-152. СССР.1947–1952 гг.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.
БТР-50. СССР. 1954–1970 гг
БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.
БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время
БТР США
Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.
Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).
Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг
«Преодолевать любые препятствия»
По словам военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, отличительной особенностью «Бумеранга» является его модульная система.
Виктор Литовкин полагает, что такие машины сегодня востребованы в российской армии, однако вряд ли они смогут в ближайшей перспективе полностью вытеснить проверенные временем БТР-82.
«Подобные машины сегодня в российской армии востребованы. «Бумеранг» надёжно защищает экипаж, в том числе и от противотранспортных мин. Однако вряд ли «Бумеранги» сразу заменят имеющиеся БТР-82, поскольку те ещё довольно долго прослужат российской армии», — сказал аналитик.
- Бронетранспортёр БТР-82А во время третьего этапа всеармейского конкурса «Морской десант — 2021» на тактическом поле «Мыс Клерка» полигона Бамбурово в Приморском крае
- РИА Новости
Стоит отметить, что «Бумеранг» и БТР-82, также производящийся в ВПК, имеют ряд существенных конструктивных различий.
Так, БТР-82 ниже «Бумеранга» (2725 мм против 3185 мм), его полная боевая масса меньше (16 т против 28,6 т). Кроме того, этот бронетранспортёр в различных модификациях используется в войсках уже не одно десятилетие, поэтому его эксплуатация и обслуживание в армии хорошо налажены, говорят эксперты.
В то же время «Бумеранг» обеспечивает несравнимо более высокую защиту личного состава, обладает более мощным двигателем и может передвигаться быстрее БТР-82 (100 км/ч против 80 км/ч). Кроме того, у БТР-82 высадка и посадка десанта осуществляется в основном через боковые двери, что в условиях боя является не самым безопасным решением. Помимо этого, говорят аналитики, БТР-82 создан на базе ещё советских образцов бронетранспортёров и фактически достиг предела своих модернизационных возможностей.
«БТР-82 практически исчерпал свои возможности, поэтому «Бумеранг» более предпочтителен. У «Бумеранга» современный класс защиты, в том числе противоминной, современная система управления огнём, которая обнаруживает цели, идентифицирует их и позволяет вести по ним высокоточный огонь. К тому же у «Бумеранга» модульная система», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.
Также по теме
«Прорыв в современном танкостроении»: как Россия готовится продвигать танк Т-14 «Армата» на мировом рынке
Россия представит на крупнейшей оружейной выставке Ближнего Востока IDEX 2021 танк Т-14 «Армата». Об этом сообщила госкоропорация…
Аналитики не исключают вариант, при котором обе машины могут использоваться в войсках параллельно.
«Машины будут применяться для различных целей, так как всё-таки они довольно сильно отличаются друг от друга», — говорит Виктор Литовкин.
Эксперты полагают, что на данном этапе говорить о перспективах «Бумеранга» на зарубежных рынках преждевременно, потому что машина ещё не прошла цикл испытаний и не принята на вооружение в ВС РФ.
«Пока эта машина не займёт прочное место в рядах вооружённых сил России, трудно говорить о том, как она будет продаваться за границей. Теоретически «Бумеранг» может заинтересовать любые страны, кроме тех, что входят в НАТО или находятся под контролем США. То есть речь идёт об Индии, Китае, Ираке, Египте, Алжире и других наших традиционных партнёрах в военно-технической сфере», — сказал Виктор Литовкин.
Схожей позиции придерживается и Алексей Леонков.
Боевое применение
Доподлинно известно о боевом применении БМП-3 российскими армейскими подразделениями в Первой Чеченской кампании.
При использовании бронемашины часто возникали всяческие проблемы, но историки оружия связывают их с очень плохой обученностью личного состава частей. Это, в свою очередь, объясняется тем, что более опытные военнослужащие в тот период были командированы за границу.
Боемашины применялись армией ОАЭ в ходе начатой в феврале 2015 интервенции во время гражданской войны в Йемене, ориентировочно передавались боеформированиям повстанцев. Там и произошла единственная достоверно подтвержденная боевая потеря БМП-3: одна из бронемашин, использовавшихся пехотинцами ОАЭ, выведена из строя подрывом на противотанковой мине, поставленной хуситами.
Преимущества и недостатки
Офицеры-практики и хорошо поинформированные независимые специалисты сходятся в оценке, что ТТХ БМП-3 вполне отвечают условиям эксплуатации, в которых несут службу сухопутные подразделения ВС РФ.
По их отзывам, боемашина:
- прекрасно плавает, преодолевая водные преграды без специальной предварительной техподготовки;
- надежна как в жарком, так и холодном климате;
- обладает отличными ходовыми качествами, по сравнению с предыдущими машинами — «копейкой» и «двойкой», благодаря переносу двигателя в заднюю часть корпуса (не распространяется на модификации с мотором спереди — см. ниже);
- характеризуется повышенной живучестью по той же причине;
- отличается комфортным расположением мотострелков и удобным ведением огня через бортовые амбразуры.
Эксперты высоко оценивают вооружение боемашины.
Еще один, более существенный недостаток, — отсутствие в списке характеристик БМП-3 механизма изменения клиренса, что отрицательно влияет на проходимость боемашины и точность огня на пересеченной местности.
Современная бронетехника
Ближе к концу ХХ в. бронетехнику стали «затачивать» под локальные войны. Главными задачами современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и вернувшихся в строй бронеавтомобилей стали патрулирование, сопровождение автоколонн и ведение боевых действий против «партизан» – в том числе и в городах.
Опыт применения боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 показал, что их 30-мм пушка слабовата. Поэтому была разработана БМП-3 со 100-мм пушкой, которая может стрелять управляемыми противотанковыми снарядами, пробивающими 750-мм броню. Машина сохранила и малокалиберную пушку. Обе пушки соединялись в общую жесткую конструкцию, что повышало точность стрельбы. При необходимости защиту БМП-3 усиливали установкой «Шторы-1» – комплекса электронного противодействия высокоточному оружию (ПТУР и артиллерийским снарядам с лазерным или иными видами наведения), а также системой активной защиты «Арена» и модулями динамической защиты «Кактус». Сочетание защищенности и огневой мощи сделало БМП-3 популярной у военных. Даже «разборчивая» страна Объединенные Арабские Эмираты приняла на вооружение русскую машину, предпочтя ее и американской БМП «Брэдли М2», и британской БМП «Уорриор».
БМП «Уорриор». Великобритания. 1987 г.
БМП-3. СССР/Россия. 1987 г.
Опыт боевого применения бронетехники в локальных конфликтах потребовал усилить защиту пехоты. В результате появились БТР и БМП на основе танков. Инициатором здесь стала армия Израиля. Первые израильские тяжелые бронетранспортеры были переделаны из трофейных и устаревших танков, а в новейшем БТР «Намер» использован корпус и шасси современного танка «Меркава Мк. IV», и этот транспортер сейчас считается самым защищенным в мире. Еще одной новинкой стала бронированная машина поддержки танков (БМПТ). Ее создали для городских боев и противодействия засадам бронетехнике, где нужна не одна мощная пушка, а несколько огневых точек, одновременно стреляющих в разных направлениях. Российская БМПТ на базе танкаТ-72 за свою огневую мощь получила прозвище «Терминатор». По расчетам специалистов, каждая такая машина в бою сможет заменить несколько БМП со взводом пехотинцев.
Тяжелый БТР «Намер». Израиль. 2008 г.
БМПТ «Терминатор-2». Россия. 2006 г.
По окончании Второй мировой войны бронеавтомобили были вытеснены БТР и БМП. Однако широкое использование мин в локальных войнах конца XX в. привело к созданию нового класса бронетехники – бронеавтомобили, стойкие к подрыву мин и защищенные от атак из засад (MRAP – Mine Resistant Ambush Protected). Их отличает большой дорожный просвет (расстояние от земли до днища), бронированное клиновидное днище, «рассеивающее» энергию взрыва мины под автомобилем и ее осколки, и амортизированные кресла экипажа и десанта, смягчающие удар при взрыве. Первыми к идее создания таких машин пришли в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в ходе ряда африканских войн. Американцы оценили идею во время боевых действий в Ираке и Афганистане, а российские генералы – по опыту войны в Чечне. Бронеавтомобили MRAP становятся все более востребованы: помимо ЮАР (RG33), тяжелые БА выпускают в России (КамАЗ 63968 и «Урал» 63099 ), США («Кугуар»). Еще более популярны легкие бронеавтомобили, например, итальянский Iveco LMV и российский «Тигр».
БА RG33. ЮАР. 2007 г.
КамАЗ 63968. Россия. 2013 г.
«Урал» 63099. Россия. 2013 г.
Iveco LMV. Италия. 2001 г.
ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. 2005 г.
Iveco LMV. Италия. 2001 г.
Вопрос «колеса или гусеницы» для бронетехники продолжает оставаться актуальным. Главной сейчас считается цена эксплуатации. Например, новый американский колесный БТР «Страйкер» в содержании вдвое дешевле, чем гусеничная БМП «Брэдли М2». Но там, где требуется большая проходимость, цена вопроса отодвигается на второй план. Поэтому Российская армия заказала два вида легких гусеничных бронированных платформ: колесный «Бумеранг» и гусеничный «Курганец-25».
БТР «Страйкер». США. 2003 г.
Гусеничная платформа «Курганец-25». Россия. 2015 г.
Унифицированная боевая колесная платформа «Бумеранг». Россия. 2016 г.
Поделиться ссылкой
Замечания о сравнении «слонов и китов»
Война – это не настольная или компьютерная игра и в ней не различают, как в спорте категории по массе – воюют все против всех. А сравнивают почему-то БМП с БМП, хотя тактику борьбы между такими машинами никто не отрабатывал. Если танкист увидел бронированную машину, он не раздумывает над тем, какая у нее броня – легкая или танковая, и применяет тот боеприпас, который поражает любую бронированную цель.
Совершенно непонятно, почему отдельные «специалисты» частенько пытаются сравнивать различные БМП на поле боя. Дуэльные ситуации хорошо подходят для абстрактных сравнений и компьютерных игр. На поле боя друг другу противостоят боевые системы, но не отдельные машины. БМП – не снайперы и не охотники только на «себе подобных», их задача – прорваться в тыл врага за танками, а не воевать друг с другом. Они должны с минимальными потерями доставить пехоту, не выбирая на поле боя однотипные машины.
Если обратиться к справочным данным современных боевых машин, то они похожи между собой. На бумаге разницу никогда не увидишь, кроме очевидной – плавает ли техника или какое вооружение на ней стоит. Например, на всех образцах современной БТТ стоят встроенная термодымовая аппаратура и дымовые гранатометы. Но вряд ли в справочниках будет указано, что наши гранаты способны создать дымовые завесы на удалении 250-300 м перед фронтом наступающих подразделений, а на зарубежных машинах они маскировали только каждую машину по отдельности.
Перечисление различных видов имеющегося оружия на каждой машине ничего само по себе не характеризует. так как отсутствуют показатели его эффективности. Для танкового пушечного вооружения приводится калибр, скорострельность, виды выстрелов и боекомплект. А ведь танк – это средство поражения и должен характеризоваться также производительностью поражения каждой цели, куда как составляющие входят кучность, меткость, боевая скорострельность, время на поражение. Это прямая характеристика вооружения, но ее не найдешь в табличных данных.
Есть и не менее важные факторы, не учитывающиеся при сравнении, в частности, способность хотя бы на некоторое время лишать противника возможности оказывать активное противодействие. Для БМП эта задача сводится к ведению огня на подавление. Давным-давно Военная академия БТВ для пулеметов нормального калибра дала характеристику подавляющего огня – 47 пуль в минуту на погонный метр фронта. Этому показателю соответствовала лишь одна из отечественных БМП, а много ли западных машин выполнит данный «норматив»?
Тактико-технические характеристики БМП К-17 Бумеранг
- Боевая масса БМПК К-17 – 25 т
- длина корпуса 8,45 м
- ширина – 3 м
- Высота крыши 2,25 м, вместе с модулем 3,5 м.
- Клиренс регулируется между 100 мм и 450 мм.
- Силовая установка 750 л.с. – 12-цилиндровый V-двигатель турбодизельный ЯМЗ-780.
- Ручная коробка передач переключается в режим АКП, всего 6 передних и 2 задних передачи.
- Для облегчённых версий может использоваться двигатель 510 л.с., такой, как был установлен к параду 9 мая 2015 года. Уникальная трансмиссия.
- Скорость по шоссе 100 км/ч, по пересечённой местности – 50 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
- Запас хода 800 км.
Ходовая
Превосходная плавность хода средней бронированной машины на регулируемой гидропневматической подвеске. Ощущается динамичность мощного двигателя под управлением БИУС (бортовой информационно-управляющей системы).
- Высока проходимость.
- Плавучесть.
- Устойчивость к опрокидыванию.
- Угол поворота колёс Бумеранга вдвое меньший от «Patria», «Boxer», «VBCI».
Преимущества и недостатки экранопланов
Проект базы морских экранопланов
Уже на стадии изучения эффекта и эскизных проектов стало ясно, что переход от подводных к воздушным крыльям позволит достичь кораблям авиационных скоростей.
Реактивные экранопланы с поддувом реактивных струй двигателей под крыло показывают расчетную (и практическую, как оказалось позже) мореходность на взлете и посадке до 5 баллов.
В том случае, если тяги достаточно для горизонтального полёта вне зоны экранного эффекта в условиях работы классической аэродинамики мореходность становится практически не ограниченной.
Проект тяжелого авианесущего экраноплана
Это, в свою очередь, обеспечивает предельную транспортную безопасность. Да что там: у экраноплана аэродром всегда снизу — сядет даже при отказе всех двигателей.
Возможность быстрого маневрирования и подъема позволяет безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.
Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также «воздушных ям» и «болтанки».
Так что за ними будущее.
Аргументы не нужны, когда есть факты
Ну и все эти пространные размышления о необходимости плавучести, её достоинствах, возможностях, тактических перспективах, просто не имеют места, ведь факта её использования нет!
Всё оружие, все возможности оружия рано или поздно находят применения. Кроме ядерной бомбы, но тут уж, надеемся, никто не против. Да и плавучесть у БМП не ядерная бомба, будем честны. Её не применяют, потому что она излишня. Конечно, должны быть машины амфибии, но на специальной основе, предназначенные для решения узкого круга задач, таких, например, как морской десант, но никак не на регулярной основе внедрённые в самую массовую бронетехнику.
История разработки БМП-3
Первая в мировой истории боемашина пехоты была сконструирована в СССР в 1965, а уже в следующем году впервые построена и после недолгих испытаний поступила в войска.
Конструкторско-проектная организация входила в структуру Курганского машиностроительного завода (ныне — ПАО «Курганмашзавод»), в советские времена занимавшегося производством боемашин пехоты, и сейчас изготавливающего БМП, а также технику на их базе. Коллектив СКБМ начал разрабатывать «тройку» в 1977 году.
Дальнейшие события из истории машины:
- 1983-1986 г.г. — испытания новой бронемашины;
- 1987 — первые изделия поступили в распоряжение мотострелковых войск;
- 9 мая 1990 — первая демонстрация публике во время парада в Москве в честь 45-летия Победы;
- 1990-е — несмотря на экономический кризис, ударивший по российской оборонке, Курганмашзавод продолжает активно строить БМП, начинается экспорт бронемашин в Объединенные Арабские Эмираты, Корейскую Республику, Кувейт, Республику Кипр;
- 1997 — Китай купил права на собственное изготовление боевой части БМП-3 для употребления при сборке своих боемашин «Тип 04» или ZBD-04;
- 2015 — презентация на оружейных выставках модификаций «Витязь», «Деривация», «Драгун»;
- 2018 — подписание контракта на поставки Вооруженным Силам РФ БМП-3 с установленным непревзойденным боевым модулем «Эпоха»;
- Июнь 2020 — начало испытаний бронемашин с БМ «Эпоха».
Сегодня, помимо России, боемашина состоит на вооружении силовых структур двенадцати государств — трех бывших субъектов СССР и девяти стран дальнего зарубежья.
Вооружение
О «Бумеранге» к сожалению информации о тактико-технической характеристике и двигателях пока нет, ее держат под секретом. Но тот вариант БМП, продемонстрированный 9 мая, содержит:
- боевое вооружение, управляемое дистанционно;
- автоматическое орудие 30-мм 2А42;
- пулемет ПКТ;
- комплекс противотанковых ракет, управляемые ракеты «Корнет».
- Автоматическая пушка содержит боевой комплект в 500 снарядов.
Ведется огонь:
- Оператором наводчиком.
- Командиром бронетранспортера.
Боевые комплекты изолируют от близкого соседства с десантным отделом и командой.
«Бумеранг» также оснащают многообещающим автоматическим боевым вооружением АУ-220М или «Байкал» (так неофициально назвали эту боевую единицу). У него в наличие 57 мм пушка со скоростью 120 выстрелов за минуту, боевой комплект рассчитан на 200 выстрелов, расстояние произведенных выстрелов 12 км.
Это орудие скорострельное и способно поразить любые цели, но исключения все-таки имеются, это тяжелые танки и специализированные долговременные огневые точки. Эксперты отмечают, что 57 калибр способен вести огонь на поражение по:
- легковым бронемашинам;
- укрытиям неприятеля;
- высотным целям.
«Байкал» необитаемое вооружение в виде башни, управляется из бронемашины.
Легкая бронетехника 1965–1985 гг
Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.
Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.
Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.
БМП-1. СССР. 1966 г.
Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.
В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.
БМП-2. СССР, 1980 г.
Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.
Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.
БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.
БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.
БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.
БТР-70. СССР. 1972 г.
БТР-80. СССР. 1984 г.
Бронепоезд
В 1930-е годы в СССР была популярна песня о том, что «мы
мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Как выяснилось, она не
утратила актуальности. Российские бронепоезда стали курсировать по зоне
специальной военной операции.
Они не похожи на своих предков эпох
Гражданской или Великой Отечественной войн. Это уже не те забронированные монстры.
Они ведут родословную от времен противостояния с Китаем в 1970-х годах. Тогда
для охраны железнодорожного сообщения рядом с китайской границей были созданы
броневые поезда БП-1.
Они состоят из бронированного тепловоза, броневагонов с
бойницами для стрельбы, зенитной бронеплощадки с зенитной установкой ЗУ-23-2, а
также платформы с танком или БМП. Впереди и сзади поезда прицеплены специальные
балластные платформы: в случае наезда на мину взрыв произойдет под ними, а не
под самим составом.
По данным Минобороны, в зоне СВО действуют таких два бронепоезда
под названием «Волга» и «Енисей». Они предназначены для охраны, инженерной
разведки, ремонта путей и мостов. Непосредственно в боевых действиях поезда не участвуют.