Прицельная данность: почему ускоряется модернизация российской армии

Создание «брата»

Пока проходила испытание первая модель, конструкторы стали задумываться о тех вещах, которые бы хотелось убрать, переделать или добавить. Так и встала задача по созданию нового «Бурлака». Осенью-зимой 2020 года новый вездеход был почти полностью закончен, а весной 2020 г. были проведены первые испытания.

Его возможности выше, чем у первой модели, поэтому сейчас все, кто связан с экспедицией, склоняются к тому, чтобы сделать две машины такого типа (то есть второй модели) и уже на них отправиться по намеченному маршруту.

Технические данные «Бурлака-2» таковы:

  • Двигатель является турбодизельным, марки «Тойота», его мощность — 170 л. с. Находится он спереди, что позволило улучшить сцепление с дорогой.
  • Также установлен подогреватель двигателя «Бинар», который помогает завестись даже в очень холодную погоду.
  • Коробка передач является автоматической.
  • Режимов трансмиссии два: повышенная 1/1, пониженная 1/2.55.
  • Для полного торможения, тормозные диски установлены и на заднем, и на среднем мостах.
  • Шины являются двухслойными, низкого давления. Их наружный диаметр — 1 700 мм, в ширину они — 72- мм, диаметр внутри — тридцать два дюйма.
  • Суммарное водоизмещение всех колес — 7 200 кг.
  • Скорость, с которой вездеход передвигается по твердой поверхности, — 60 км/ч, а максимальная — 88 км/ч. В воде агрегат двигается со скоростью 6 км/ч.
  • Объем бака — 360 литров, расход — около тридцати литров на сто километров.
  • Длина, ширина, высота: 6,6 метров; 2,9 метра; 3,2 метра. Масса вездехода «на сухую» — почти четыре тонны, при заполнении — семь тонн.

Салон имеет восемь спальных мест, хотя вмещать может и 10 человек. Есть кухня, умывальник и душ. С помощью устройства, которое топит и фильтрует снег, можно получать почти 30 л чистой воды за один раз. Имеются две печки и два отопительных прибора, которые работают автономно.

Грузоподъемность вездехода, при которой он может продолжать плавать, — 2 тонны.

Армия роботов на страже России

Новые технологии в российской армии пока носят точечный характер, а роботизированные системы, предназначенные для различных функций и условий, не имеют четкой коммуникации. Связующим звеном остаются люди, поэтому весь потенциал роботехники ещё не раскрыт. Идея объединить роботов и построить четкую координацию совместной работы различных машин пришла инженерам концерна «Вега», входящим в состав ОПК.

Проблема состоит в различных системах управления и программного обеспечения. Другими словами, устройства «разговаривают» на разных языках и для их объединения нужно унифицировать протокол сопряжения. Разрабатываемый суперкомпьютер станет мозгом единой роботизированной системы. Мощный компьютер будет обладать производительностью 8 терафлопс равной 8 триллионов операций в секунду. Базировка будет осуществляться на шасси КАМАЗ с высокой проходимостью, что обеспечит центру управления мобильность.

Сравнение по численности армии

Как вы уже догадались, сейчас пойдут числа. Откуда они берутся? Сомнения справедливы – официальные источники не публикуют данные об оснащении армии. Есть в свободном доступе информация, случайно просочившаяся, данные зарубежных разведок, аналитика. Это означает, что приведенные ниже значения не являются верными, их и не нужно знать, чтобы привести сравнение на 2022 год. Достаточно только установить порядок превосходства той или иной армии. Реальная картина кардинальных изменений не принесет, поэтому мы ограничимся примерными данными, которые будем в некоторых случаях округлять.

Боеспособность армии напрямую зависит от общей численности населения. Если в России примерная численность составляет 143 млн. человек, то в США она практически в два раза больше – 315 млн. человек. Что дают эти данные? В случае перехода к военным действиям придется пополнять ряды ВС из числа гражданского населения. В США число привлеченных граждан окажется выше.

Цифры вязы теоретические, так как практически задействовать резерв по максимуму не сможет ни одна, ни другая страна. Причиной тому является нехватка вооружения, экипировки и средств. Но преимущество США в том, что восполнение потерь в их армии будет производиться гораздо эффективнее.

Достаточно сложно сравнивать армии и по численности контингента. Если в России число военнослужащих доведено до 1 млн. человек, то из них примерно 300 тыс. солдат-срочников. Армия же США полностью укомплектована профессиональными контрактниками. Ее численность составляет 1,4 млн. человек. Сравнивать эти два параметра практически бессмысленно.

Пентагон предоставит Киеву беспилотники-самоубийцы

Вашингтон в рамках очередного пакета военной помощи передаст Украине технику, которая ранее не поставлялась ВСУ. По данным The Washington Post, украинская армия получит барражирующие боеприпасы Switchblade, ракеты с лазерным наведением, которые «можно запускать с вертолётов», а также малые разведывательные беспилотники Puma. Общая сумма закупок составит 60,1 млн долларов.

Если дроны-камикадзе семейства Switchblade широко известны, то о другой разработке арлингтонской компании AeroVironment — БПЛА Puma — упоминается не так часто. Тактические беспилотные авиационные комплексы (БАС) 3-го поколения Puma 3 AE активно используются американской погранслужбой с 2019 года и предназначены для разведывательных полётов, обнаружения целей, а также целеуказания. БАС включает в себя модернизированный беспилотник RQ-20 Puma, полезную нагрузку (набор модулей) и наземную систему управления AeroVironment (GCS).

flickr.com/natoarmy
Беспилотник RQ-20 Puma служит дополнением к широкому перечню ленд-лиза.

Набор датчиков Mantis i45 EO/IR позволяет вести наблюдение в любых метеоусловиях. В его составе 50-кратная 15-мегапиксельная (EO/IR) камера, дополнительная 1,2-мегапиксельная камера для слабого освещения, тепловизор и инфракрасная камера.

Новое вооружение служит дополнением к широкому перечню ленд-лиза, включающему: танки 3-го поколения M1A2 Abrams, БМП M2A3 Bradley, САУ M109A6 Paladin, РСЗО на колёсном шасси HIMARS; универсальные пусковые установки РСЗО M270 MLRS, передвижные ЗРК NASAMS 2, ЗРК Patriot и многофункциональные лёгкие истребители 4-го поколения F-16C/D.

«Катюша», «Зося» и Т-34

Был не только обеспечен рост массового производства вооружения и боеприпасов, но и созданы качественно новые образцы стрелкового вооружения, наземной и зенитной артиллерии,  в рекордно короткие сроки поставлены на конвейер, а затем активно применялись советскими войсками в военных операциях Великой Отечественной войны.

Легендарная «Катюша» — одна из первых в мире систем залпового огня была принята на вооружение за день до начала Великой Отечественной войны.

Впервые эту машину реактивной артиллерии БМ-13 применили в бою 14 июля 1941 года близ железнодорожной станции города Орша в Белоруссии, уничтожив скопление немецкой боевой техники на железнодорожном узле. А к осени 1941 года БМ-13 широко применялась на разных фронтах, зачастую меняя ход боевых действий.

«Катюша» делала залп зарядом из 16 ракет за 7-10 секунд. В ходе войны было произведено около 7 тысяч установок, причем выпускали разные модификации «Катюши» с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет. БМ-13 сняли с производства в октябре 1946 года.

В феврале 1942 года на вооружение Красной армии была принята 76-миллиметровая дивизионная пушка ЗиС-3.

Это  универсальное орудие, способное одинаково эффективно уничтожать вражеские танки, артиллерию, минометы, полевые фортификационные сооружения, а также пехоту. Пушку назвали ЗиС-3  потому, что производилась она на заводе им. Сталина в Горьком (сейчас Нижний Новгород). Это название «ЗиС» было принято расшифровывать как «залп имени Сталина», но сами артиллеристы дали ей  прозвище «Зося».

Эта «боевая подруга» могла вести огонь как из глубины обороны с закрытых позиций, так и прямой наводкой по противнику на передовой. Впервые ЗиС-3 массово применили на Курской дуге, а впоследствии — при штурме Берлина.

Эта пушка стала самой массовой артиллерийской системой Второй мировой войны.

И хотя выпуск ЗиС-3 прекратился почти сразу после войны, она до сих пор стоит на вооружении в Камбодже, Намибии, Никарагуа и Судане. А в Европе в последний раз ее успешно применяли в боях в ходе гражданских войн на Балканах в 90-х и начале «нулевых» годов.

Легендарный средний танк Т-34 был разработан накануне войны.

Его приняли на на вооружение с условием довести основное бронирование до 45 миллиметров, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы. К началу Великой Отечественной  успели выпустить чуть более тысячи Т-34.  В военные годы производство этого танка развернули на заводе «Красное Сормово» в Горьком, на «Уралмаше» в Свердловске, «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле и в основном — на Челябинском тракторном заводе.

В 1944 году серийно стали выпускать модификацию Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием.

Всего было изготовлено более 84 тысяч Т-34.

Этот простой в производстве и обслуживании танк стал «долгожителем» — после Великой Отечественной войны он в 1950-1980-е годы поучаствовал во многих вооруженных конфликтах в Азии и Африке, а в Европе в последний раз применялся в бою в 90-х во время войны в Югославии.

Помимо тысяч единиц боевой техники, советская промышленность в 1941-1945 годах поставила на фронт сотни тысяч орудий и минометов, несколько миллионов единиц стрелкового оружия, сотни миллионов снарядов и мин, десятки миллиардов патронов.

От Т-34 до «Арматы»: самые знаменитые отечественные танки

T-34. Легендарная «тридцатьчетверка»

Средний танк периода Великой Отечественной войны стал выпускаться в СССР с 1940 года. В течение 1942–1947 годов он был основным танком нашей армии. В 1945 году был модернизирован в Т-34-85. Война стала своеобразной «разгонной полосой» для этого типа танков. В послевоенный период они поставлялись ряду дружественных стран, одной из первых стала Северная Корея. Стоит отметить, что спустя более чем 70 лет после окончания Второй мировой войны этот танк продолжает применяться в некоторых военных конфликтах. Так, в прошлом году в Сети появилось видео, на котором армия Йемена применяет в бою советский танк Т-34-85 против повстанцев-хуситов.

Т-55. Танк для ядерной войны

Т-55 – советский средний танк, созданный на базе первого серийного послевоенного танка Т-54. Первый в мире серийный танк, способный вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Кроме того, машина первой имела комплекс активной защиты. Всего с 1958 года было выпущено свыше 23 тыс. танков, которые поставлялись во многие страны мира, где находятся на вооружении до сих пор. Во время вооруженного конфликта в Сирии эти танки применялись неоднократно.

Т-64. Революционное заряжание

Т-64 – первый советский танк, который первый в процессе своего развития получил обозначение «основной». Создание машины началось в начале 1960-х годов, а выпуск – в 1962 году. Хотя внешне машина мало чем отличалась от Т-55, на деле разница между ними была колоссальной. Касалось это, в частности, автоматического механизма заряжания пушки (что позволило увеличить ее скорострельность и исключить из экипажа заряжающего), прицела-дальномера, который позволял более точно определять расстояние до цели. Кроме того, планетарные механизмы поворота трансформировали в бортовые коробки передач, созданные по такому же принципу. Традиционная коробка передач в танке фактически отсутствовала.

Т-72. Рабочая лошадка войны

Т-72 «Урал» – самый массовый танк второго поколения. Всего с 1974 года было произведено более 30 тыс. машин. Принимал участие во всех вооруженных конфликтах современности, начиная с ирано-иракской войны в 1980 году и заканчивая событиями на Украине (используется обеими сторонами конфликта) и войной с боевиками в Сирии. Модификация танка Т-72Б3 получила динамическую защиту ВДЗ «Контакт-5» и «Реликт», пушку 2А46М-5-01. Все эти изменения позволили довести некоторые характеристика танка до уровня Т-90А.

Т-90. «Владимир» на экспорт

Т-90 «Владимир» – российский основной боевой танк, глубокая модернизация танка Т-72Б. В период с 2001 по 2010 год Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке боевым танком.

Все танки, находящиеся сегодня на вооружении российской армии, подлежат модернизации до уровня Т-90М «Прорыв-3». Их вооружение – 125-мм гладкоствольная пушка, рассчитанная на 45 выстрелов без подзарядки с интенсивностью до 10–12 выстрелов в минуту на расстояние до семи километров.

Т-14. Великолепная «Армата»

Новейший российский танк на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» был представлен на Параде Победы в 2020 году. Это первый в мире серийный танк, реализующий концепцию «сетецентрической войны». Она подразумевает, что Т-14 будет использоватсья как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и эскорта из танков Т-90 своего тактического звена. Танк имеет круговой доплеровский АФАР-радар средней дальности, ультрафиолетовые HD-камеры наблюдения с круговым охватом на 360°, способные детектировать работу двигателей техники по выхлопу из ионизированного газа. Еще одной особенностью «Арматы» является то, что экипаж танка находится в так называемой бронекапсуле, что значительно увеличивает его выживаемость. В данный момент танк находится на этапе заводских испытаний, ведется процедура военной приемки и устранения недостатков.

Снегоход «Бурлак»: технические характеристики

Рассматриваемая техника не разочарует даже самых востребованных пользователей. Технические характеристики вездехода выглядят вполне достойно среди конкурентов. Ниже представлены основные параметры технического плана:

  • Силовая установка – бензиновый четырехтактный мотор мощностью 6,5 лошадиные силы. Агрегат работает в большом диапазоне температур, обеспечивает быстрый запуск в самых сложных условиях, экономичен и не требует особого ухода. В качестве горючего применяется бензин марки АИ-92, АИ-95. Средний расход составляет 1,5-2 литра в час.
  • Конструктивно снеговой автомобиль сделан таким образом, что вполне реально его починить самостоятельно в полевых условиях.
  • Управление транспортом также не вызывает нареканий.

Комфортное передвижение обеспечивает съемная спинка кресла и удобные подножки для ног. Полностью снегоход «Бурлак» собирается из шести модулей. Они оснащены эффективной и быстрой системой фиксации, а также быстросъемными креплениями кулачкового типа. Сборка и разборка агрегата занимает минимум времени и не требует использования специального инструментария.

Рассматриваемый снеговой внедорожник может транспортировать водителя и пассажира со скоростью до 25 км/ч, при полной нагрузке скорость снижается примерно в два раза.

Развитие советских танков от Т-54 до Т-90

Советский Союз всегда лидировал в области танкостроения. Конечно, другие страны тоже сделали свой весомый вклад в развитие бронетехники, но, благодаря гениальным конструкторам, у СССР на вооружении стояли самые удачные и эффективные танки.

После окончания Великой Отечественной войны, полным ходом шло совершенствование танка Т-44, преемника знаменитого Т-34. Конструкторы добивались уменьшения габаритов танка, при этом наращивая огневую мощь. В результате работ появился успешный Т-54. К сожалению, корпус этого танка не позволял дополнительно наращивать бронирование, а пушка Д-10Т имела низкую точность при стрельбе на ходу. Модернизация Т-54 продолжалась, и её итогом стало появление танков Т-55 и Т-62. Они участвовали в большом количестве конфликтов и продолжают стоять на вооружении некоторых стран по сей день.

Параллельно с разработкой Т-62, полным ходом шло создание абсолютно нового танка, впоследствии получившего название Т-64.

Танк Т-64 стал революционным для своего времени. Его характеристики были настолько высоки, что его наличие в армии СССР держалось в секрете, и танк не экспортировался в другие страны. Главными новшествами нового танка стали: применение автомата заряжания, 115-мм пушка 2А21 (Д-69), корпус с большими углами наклона броневых листов, комбинированная многослойная броня и новая ходовая часть. Благодаря применению автомата заряжания экипаж сократился до 3 человек. Использование 115-мм пушки стало, по сути, ответом на разработки стран НАТО, в частности на 105-мм пушку L7.

В 1967 году танк Т-64 был модернизирован. Вместо пушки 2А21 была установлена 2А46 калибра 125-мм. Новый танк получил название Т-64А и стал основным боевым танком, который был способен выполнять широчайший круг боевых задач. Далее танк неоднократно улучшался.

Несомненно, танк Т-64 – был лучшим в мире до начала 80-х годов. Однако, его производство оказалось слишком дорогим и трудоёмким по сравнению с Т-62. Встал вопрос о разработке удешевленного варианта танка Т-64, который имел бы аналогичное вооружение и компоновку.

Новый танк получил название Т-72, и стал своеобразным гибридом Т-62 и Т-64. Хотя первые образцы были созданы на базе Т-64А, в дальнейшем шла унификация с дешевым Т-62.

Танк Т-72 действительно оказался более массовым и простым, чем Т-64 — вооружение осталось прежним, конструкция ходовой части и башни существенно изменилась, бронирование нового танка стало слабее, применен другой автомат заряжания под новую башню.

Именно в это время произошло разветвление развития советских танков. С одной стороны модернизировался Т-72, а с другой Т-64. Причём, оба танка считались перспективными.

Дальнейшим развитием Т-64 стал первый в мире танк с газовой турбиной – Т-80. Помимо мощного двигателя, на танке были опробованы новейшие системы управления огнём. Есть сведения, что реактивный танк предназначался для тех же задач, что и БТ-7 в 1930 годах – быстрый бросок через Европу и выход к Ла-Маншу.

Танк Т-80 мог развить скорость по шоссе до 80 км/ч, что давало неоспоримое преимущество над танками стран НАТО. Поскольку танк Т-80 – прямой наследник Т-64, он сохранил многие его конструктивные особенности. Наиболее совершенной модификацией “восьмидесятки” является Т-80У, который был разработан в 1987 году и стоит на вооружении России.

С 1985 года на все танки Советского Союза стала устанавливаться динамическая защита “Контакт-1”, в несколько раз повысившая живучесть машин. Контейнеры с взрывчаткой ослабляли кумулятивную струю и не позволяли ей прожечь броню танка.

Итогом развития Т-72 стал танк Т-72БУ созданный в 1989 году. Через три года он был принят на вооружение под названием Т-90.

По сути, танк Т-90 — это Т-72 с новой башней, системой управления огнем от танка Т-80, встроенной динамической защитой “Контакт-5” и комплексом активной защиты “Штора-1”. Пушка была 2А46 улучшена и стала намного точнее.

В связи с развалом СССР, закупка вооружения резко сократилась. В результате за 20 лет(!) было принято на вооружение около 400 танков Т-90. Для сравнения – на экспорт было поставлено свыше 1000 танков за этот же период.

Хотя большинство экспертов считают Т-90 наиболее совершенным танком России, с этим можно поспорить. Во-первых, не стоит забывать, что Т-72 – это ослабленная модификация Т-64. То есть, реактивный Т-80 серьёзно превосходит Т-72 и, возможно, Т-90. Но производство “восьмидисяток” осталось в Украине, и у России нет другого выхода, кроме как закупать Т-90.

По характеристикам, Т-90 и Т-80У – прямые конкуренты американского M1A2 “Абрамс”. Будем надеется, что они никогда не встретятся в реальном бою.

В статье использовано фото танка Т-64 Чобиток В. В. с сайта https://armor.kiev.ua

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

Брифинг Министерства обороны Российской Федерации о ходе проведения специальной военной операции на территории Украины по состоянию на 24 января 2023 года

https://youtube.com/watch?v=BbVQ7uoV5gE

Новый брифинг Минобороны РФ по ситуации на утро 24 января 2023

  • Оперативно-тактической авиацией, ракетными войсками и артиллерией группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации за сутки нанесено поражение 63 артиллерийским подразделениям на огневых позициях, а также живой силе и военной технике в 97 районах.
  • Средствами противовоздушной обороны за сутки сбито три украинских беспилотных летательных аппарата в районах населенных пунктов Кременная Луганской Народной Республики и Жовтневое Харьковской области. Также перехвачено 14 реактивных снарядов системы залпового огня HIMARS в районах города Донецк, населенных пунктов Авдеевка, Пилипчатино Донецкой Народной Республики, а также Червонопоповка Луганской Народной Республики.

Танки 1945–1965 гг.

После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.

Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский  «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.

Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг

В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.

В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.

Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.

Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.

Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.

Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.

Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.

Танк Т-90М (объект 188 М)

Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.

Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»

Новая версия Т-90М «Прорыв-3» также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
«Инвар». От танка Т-14  также
взята современная система управления огнем «Калина» с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.

По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет «Корд». На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.

Мобильность и защищенность

Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
«Штора-1». По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы «Туча». В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты «Афганит» (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.

Лазерный датчик системы «Штора-1»

Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони типа «Реликт». С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.

В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.

Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня «Бурлак». А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе «Черный орел» (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.

Объект 640 «Черный орел»

История

Нынешние танки России 2021 даже не вспомнят о созданном в 1925 году Т-18, а ведь он дал начало многим популярным моделям. Кстати, это был очередной прототип, на этот раз Фиата-3000. Получился он не таким удачным, но это был большой шаг вперед. Долгое время создавались разные копии, своего придумать в те времена еще не могли. Наконец в годы Мировой конструкторы решили создать свой собственный агрегат, которым стал Т-34. Они были почти не конкурентными на фоне соперников, но все равно поставлялись на фронт.

Тогда правительство России запустило дешевые и легкие машины Т-60, а позже Т-70, которые все прозвали саранчой, настолько быстро они заполняли фронт, и сколько танков в России такой модели было на тот момент, невозможно сосчитать.

В послевоенное время самым первым из массовых стал Т-54, на который была установлена пушка с калибром 100 миллиметров. Немного позже танки армии России пополнили Т-55. СССР шагало далеко вперед остальных и как только советские конструкторы прознали о выпуске единиц с 105-тимиллиметровым орудием, то тут же взялись за производство Т-62, получившего калибр 155 мм и это случилось впервые в истории. Больше нас интересуют современные танки России 2021, которые состоят на вооружении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: