Продолжительность ежедневного междусменного отдыха

Почему в конце поездки не выдают чек?

— Если вы часто пользуетесь службой такси, то попробуйте вспомнить, когда вам последний раз водитель выдавал чек в конце поездки. А ведь это обязательное требование, как и включенный таксометр и обклеенные борта машины. Почему так происходит? Дело в том, что больше половины водителей работают нелегально. Но о том, что по закону требуется от таксистов, мы поговорим позже. А пока предлагаю провести эксперимент  — заказать машину категории «Бизнес» и в конце поездки попросить чек. 

Спустя примерно 10 минут ожидания к нам подъезжает Mercedes-Benz E-класса. Водитель в костюме и защитной маске, удобные кожаные кресла  — поездка проходит замечательно. В конце просим чек, водитель соглашается. Неужели Вячеслав слишком категоричен в своей статистике? Но тут таксист при нас начинает включать таксометр, который должен был работать еще с начала смены (а дело происходит ближе к вечеру). Обычный пассажир бы не заметил подвоха, но от профессионального водителя ничего не утаишь.

— Вы при нас открываете смену в конце поездки? Такой чек будет недействительным. Там будет указана сумма, но не будет информации о времени. 

Не будем описывать в подробностях дальнейший диалог, но недовольный водитель, слегка раскрасневшись от негодования, сказал, что… поездка нам ничего не стоит. Кстати, свои ошибки он признал. Но что-то не верится, что в дальнейшем начнет работать по-другому. А мы пока выходим из машины и продолжаем обсуждать нарушения, с которыми можно столкнуться. 

Как повлиять на ситуацию с чеками? Просите их после каждой поездки. Обязательно проверяйте, проставлена ли там дата, время и нужная сумма.

История профессии

В роли самых первых таксистов выступали извозчики, которые перевозили пассажиров в своих экипажах. Могли подрабатывать «таксистами» и крестьяне, но они чаще всего подряжались на перевозку грузов и в основном в зимнее время. Все это говорит о том, что профессии таксист несколько веков, за время которых она практически не изменилась

Первые пассажиры перевозились на телегах, повозках, санях. Уже начиная с XIX века, перевозчики прочно закрепились в городах, став первым и главным видом транспорта по организованной перевозке пассажиров.

Причем все извозчики проходили регистрацию, платили налог и управлялись специальным органом – думой. Именно на собраниях такой думы фиксировалась плата за провоз пассажира или грузов, устанавливались правила, которым должны были следовать все кучера.

Права и обязанности водителя такси

Водитель такси несет ответственность за сохранность здоровья и жизни своих пассажиров.

Согласно ПП №112, в основные обязанности водителя ТС входит:

  • проверка технической исправности автомобиля перед совершением рейса;
  • своевременно прибыть в пункт назначения;
  • по первому требованию гражданина или сотрудника дорожной инспекции — предъявить водительское удостоверение и техпаспорт авто;
  • приступать к обязанностям только после полноценного отдыха и в хорошем самочувствии;
  • быть вежливым с попутчиками;
  • открывать/закрывать двери, проверять надежность авто и комфорт пассажиров перед началом поездки;
  • оказывать помощь при погрузке и выгрузке багажа;
  • своевременно сообщать пассажиру данные таксометра перед отправкой и в момент прибытия;
  • при перевозке попутчиков в аэропорт или на ж/д вокзал изымается фиксированная оплата за проезд;
  • перевозить граждан по согласованному маршруту. Изменение маршрута допустимо только с согласия пассажира;
  • вызвать дежурный автомобиль, если такси сломалось;
  • предупредить о размере доплаты при стоянке авто или изменении маршрута (пункта назначения);
  • перевозить попутчиков только с согласия пассажиров;
  • сообщать о забытых вещах в салоне авто дежурному диспетчеру;
  • в момент оплаты выдать гражданам чек.

Водитель такси вправе отказать в перевозке, если:

  • попутчик находится под воздействием наркотических веществ или алкоголя;
  • при агрессивном поведении гражданина;
  • если размер и вес багажа превышают допустимые нормы, а также может испачкать салон авто;
  • при перевозке животного без контейнера и намордника;
  • если пассажир отказывается доплачивать за перевозку при изменении маршрута или пункта назначения.

Водителям таксомотороного средства запрещается:

  1. Отказывать в перевозке пассажиров или изменении маршрута без основательных на то причин;
  2. Брать попутчиков без согласия пассажиров;
  3. Перевозить граждан больше. чем того позволяет количество мест в авто;
  4. Самостоятельно обозначать цену за проезд;
  5. Принимать пищу или курить в момент управления автомобилем.

Требования закона при перевозке пассажиров в такси

Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ. Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы. Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.

На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.

Помимо этого, такси должно быть оборудовано специальными указателями, такими как: «шашки», наименование фирмы и номер телефона диспетчерской службы. В салоне авто должны находиться средства безопасности, которые предусмотрены нормами ПДД (огнетушитель, дорожная аптечка).

Необходимые документы для перевозки граждан в такси:

  • лицензия на осуществление деятельности фирмы;
  • документ, подтверждающий принадлежность авто конкретному оператору таксомоторной службы;
  • карточка водителя, с указанием ФИО, должности, категории вождения ТС.

При желании, пассажир может потребовать предъявить эти документы. Также гражданин, перед поездкой вправе поинтересоваться о водительском стаже и медицинских показаниях.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя Пн Вт Чт Пт Сб Вс
Предрейсовый медицинский осмотр 7:30 6:00 17:00 14:00 14:00
Управление автобусом 7:45 6:15 17:15 14:15 14:15
Специальный перерыв для отдыха 17:00
Управление автобусом 17:15
Перерыв 11:45
Обед 13:45 10:00 21:00 19:00 17:00
Управление автобусом 14:45 11:00 22:00 20:00 18:00
Специальный перерыв для отдыха 17:00 14:30 22:00
Управление автобусом 17:15 15:15 22:15
Специальный перерыв для отдыха 19:30 00:00
Управление автобусом 20:00 00:30
Послерейсовый осмотр 20:45 16:45 01:45 01:45 20:45
Междусменный отдых 21:00 02:00 02:00 21:00
Еженедельный отдых 17:00
Рабочее время, ч 10,5 10 8 11 6

Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  1. В понедельник (с 11:45 до 13:45) водитель имеет перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
  2. Рабочее время в понедельник составляет 10,5 часов, для пригородных автобусов это допускается.
  3. Время управления автобусом в понедельник 9,25 часов. Это допускается, но не больше 2-х раз в неделю.
  4. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Это допускается, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель имел перерыв длительностью 3 часа (2 часа — разделение рабочего времени и 1 час — обед). Можно рассматривать ситуацию так, что отдых водителя в понедельник разделен на 2 части (3 часа + 9 часов). Это допускается.
  5. В среду водитель получил еженедельный отдых продолжительностью 48 часов (с 17:00 вторника, до 17:00 четверга). Это полный выходной, которого достаточно, чтобы начать следующую рабочую неделю.
  6. В пятницу длительность первой половины рабочего дня составляет 4 часа 45 минут и в середине этой части есть только 15-минутный специальный перерыв. Этого вполне достаточно, т.к. вторая часть перерыва, длительность которой 30 минут, совпадает с обедом. А фактическое время управления до обеда — ровно 4,5 часа.
  7. В субботу водитель фактически имеет второй выходной день, однако он является междусменным отдыхом, т.к. его продолжительность меньше 45 часов (36 часов). То есть в воскресенье новая расчетная неделя не начинается.
  8. Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания). Время управления автобусом за неделю составило 39,25 часа.

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы — тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 3 000 до 5 000 рублей.

До 1 ноября 2021 года оснащаться тахографами должны были только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. С 1 ноября 2019 года требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовиков категории С. Однако для личных транспортных средств режим управления установлен другим нормативным документом — правилами дорожного движения:

Режим управления личными грузовиками и автобусами

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей

Категории водительских удостоверений

Для управления мотоциклом необходимо наличие водительского удостоверения с открытой категорией А. Наличие в удостоверении категории А говорит о том, что водитель может управлять двухколесным транспортом, а также мотоциклом с коляской, вес которых в полном снаряжении не превышает 400 кг. В этой категории выделяют подкатегорию открытие которой дает возможность управлять моделями мотоциклов с небольшим объемом двигателя.

Категория B — это легковые автомобили, которые имеют до восьми пассажирских мест и массу до 3500 кг. Наличие этой категории говорит о том, что водителю позволено управлять автомобилем с небольшим прицепом (до 750 кг) или транспортным составом с общей массой, не превышающей трех с половиной тонн. Для управления автомобилем с тяжеловесным прицепом водителю необходимо иметь категорию BE.

Для управления грузовыми машинами необходимо наличие открытой категории C. К таким транспортным средствам относятся грузовики весом свыше 3,5 тонн, в том числе с небольшим прицепом. Чтобы управлять грузовиком с тяжеловесным прицепом, необходимо иметь дополнительную категорию CE. Также в категории С выделяют подкатегорию С1 и C1E. Открытие подкатегории С1 позволяет управлять грузовыми машинами в весовом диапазоне 3,5-7,5 тонн. К подкатегории C1E относятся грузовые машины с тяжеловесным прицепом, масса которых превышает 750 кг, при условии что общая масса всего состава не более двенадцати тонн.

Категория D в водительском удостоверении говорит о том, что водителю можно осуществлять пассажирские перевозки, в том числе на транспорте с маловесным прицепом. К таким средствам относятся автобусы и маршрутные такси, число пассажирских сидячих мест которых не превышает восьми человек. Возможность управлять автобусом и маршруткой с прицепом, масса которого свыше 750 кг, дает категория DE. Выделяют подкатегорию D1, которая позволяет управлять транспортом, имеющим от 9 до 16 пассажирских мест, в том числе с небольшим прицепом. Для управления транспортом, относящимся к категории D1, но с тяжеловесным прицепом, необходимо открыть категорию D1E.

Категория Е на данный момент исключена из водительских удостоверений. Ее заменили описанными выше категориями с приставкой Е, например BE, DE или CE. Водитель категории Е может управлять транспортом с тяжеловесными прицепами (более 750 кг). По новым правилам ему необходимо обменять свое удостоверение на новое. Существует два варианта замены удостоверения. Если водитель категории Е открыл ее до 01.01.2001, то новое удостоверение будет содержать все ранее открытые категории с приставкой Е. В случае получения категории Е после этой даты, в удостоверение пойдут только те категории, на которые были сданы экзамены. В новых правилах созданы категории для водителей троллейбусов и трамваев.

Описание профессии водителя

Прежде, чем выехать из гаража, шофер должен проверить исправность механизмов машины и электрооборудования, наличие жидкости, горючего средства и масла. А, возвращая машину в гараж, выполнить техобслуживание для поддержания транспортного средства в рабочем состоянии (заправку горюче-смазочными средствами, смазку, осмотр).

Помимо управления автотранспортом, шофер обязан уметь определять и ликвидировать небольшие неисправности, которые могут возникнуть в пути, контролировать, чтобы пассажиры соблюдали правила посадки и проезда в автотранспорте, а груз был правильно закреплен. Водитель обязан знать ПДД, правила и периодичность проведения работ по техобслуживанию и, разумеется, устройство автомобиля.

На кого не распространяются новые нормы:

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Что именно входит в рабочее время

Рабочее время водителя – это не только периоды, связанные непосредственно с вождением авто. Это также следующие отрезки времени:

  • Перерывы на протяжении трудовой смены, которые нужны для отдыха от управления ТС.
  • Время на подготовку к работе и на ее завершение. Этот период предназначен для подготовки авто к поездке и так далее.
  • Осмотр перед поездкой и после нее.
  • Остановка в зонах погрузки.
  • Простои, возникшие не по вине сотрудника.
  • Время на устранение поломок, возникших в процессе рабочей поездки.
  • Время охраны груза и ТС в процессе стоянки на пункте А и пункте Б, если соответствующее положение прописано в договоре.
  • Если это дальний рейс и на нем занято два сотрудника, в рабочий период включается время, на протяжении которого за рулем находился второй водитель.

Вопрос: В организации работают водители и электромонтажник в пределах завода. Проводится ли специальная оценка нестационарных рабочих мест в отношении работ разъездного характера? Если проводится, то каким образом? Посмотреть ответ

Если день специалиста составляет 7 часов, то это вовсе не обозначает, что все 7 часов человек работает. В это время входят и перерывы, и осмотры, и остановки в пунктах разгрузки.

Важно отметить, что ряд перечисленных отрезков времени учитывается при определении режима не полностью. Пропорции при зачете периодов:

  • Охрана груза – не менее 30%.
  • Управление ТС вторым водителем – не меньше половины.

Все эти нюансы нужно учитывать при определении режима работы.

Вопрос: Можно ли установить водителям, занимающим одинаковые должности, разный размер компенсации (суточных) за разъездной характер работы? Посмотреть ответ

Примеры

Рассмотрим расчет продолжительности труда на примере:

Работа Реально затраченное время Рабочее время
Осмотр перед рейсом 15 минут 15 минут
Вождение Полчаса Полчаса
Погрузка Полчаса Полчаса
Вождение 3 часа 3 часа
Охрана груза 2 часа 40 минут (30%)
Разгрузка Полчаса Полчаса
Итого 6 часов 45 минут 5 часов 25 минут

Длительность рабочего дня указывается в трудовом соглашении. Она учитывается при определении зарплаты.

Как стать водителем

Прежде всего, требуется пройти обучение на курах и получить водительские права. Иногда, некоторые учебные среднетехнические учреждения включают их в свою программу обучения.

Александр Юрьевич

Директор кадрового агентства

(шофер) является одной из наиболее распространенных специальностей. Рабочее место шофера — кабина транспортного средства и гараж, где автомобиль хранится и за ним осуществляется уход. Водитель — работник, который получает деньги за управление легковым (грузовым и специальным) транспортом и автобусами (трамваями, метро) различных типов, а также за транспортировку граждан или товаров. Кроме того, водителем называется профессионал, обучающий вождению других, находясь при этом в автомобиле.

Перечень должностных обязанностей таксиста

Службы такси в России развивались постепенно. Сначала людей, которые занимались частным извозом, называли «бомбилами» — они работали нелегально, назначали цену поездки по своему желанию и не отвечали за качество перевозки.

Чтобы найти такси, клиент обязан был подойти к тому месту в городе, где собирались такие перевозчики и узнать стоимость поездки.

Оплата принималась только наличными, при этом не было никакой отчетности, поэтому сегмент таких пассажироперевозок оставался теневым сектором экономики. Поведение водителей не регулировалось, нельзя было оставить жалобу никому, кроме самого водителя.

Со временем ситуация стала улучшаться, появились службы такси, которые принимали на работу водителей и составляли трудовой договор. С этого момента у таксистов появились определенные обязанности, невыполнение которых давало право работодателю уволить сотрудника.

Некоторые из них:

  • Довезти клиента до точки назначения.
  • Выполнять заказы на технически исправном автомобиле.
  • Поддерживать чистоту транспорта внутри и снаружи.
  • Уметь ориентироваться в городе.
  • Вежливо вести себя с клиентами.

Источник фото: senivpetro/freepik

Место и условия работы таксиста

Таксист соблюдает собственный режим работы, так как он может выходить «на линию» в удобное для него время.

Место работы таксиста — автомобиль. Он может быть личным, либо взят в аренду. Крупные агрегаторы такси предлагают для аренды машины, которые подходят для комфортного выполнения заказов.

Автомобилисты часто берут в аренду машину, если своя не соответствует требованиям компании. Иногда машину берут в аренду, если есть права, но нет своего автомобиля.

Все заказы таксист получает в приложении на смартфоне, которое показывает возможные заказы, стоимость и маршрут. Поэтому он может сконцентрироваться на выполнении заказов, а не на поиске пассажиров.

Многие автомобили такси находятся в плохом техническом состоянии и имеют большие пробеги

Любой владелец такси, будь то частник или крупный таксопарк, старается выжать из автомобиля максимум. Именно поэтому в такси легко встретить автомобиль с огромным пробегом. Есть и такие экземпляры, которые буквально разваливаются на дороге. Это, конечно, нарушение действующего законодательства.

Также, скорее всего, у такого автомобиля купленный техосмотр. Но кого сегодня этим удивишь. Полстраны покупает диагностические карты без показа автомобиля. Так что не удивляйтесь в следующий раз, что на ваш заказ приехал автомобиль с пробегом более 500 тыс. км. Это вполне нормально. Любой владелец автомобиля хочет, чтобы он проехал как можно больше и принес максимальную прибыль. 

Режим труда водителя такси в наше время

В настоящее время, когда государственные таксопарки канули в Лету, им на смену пришли частные конторки, которые сдают обклеенные под такси автомобили всем желающим, кто готов платить 1200-1500 рублей в сутки. И машина им выдается, чаще всего до тех пор пока платят, на ней можно ездить домой и ставить где придется. То есть за техническим состоянием никто не смотрит, пока что нибудь не отвалится.

Получать путевки и проходить медосмотр можно совсем в другом месте, не связанном с дислокацией конторы где взял авто.

В таких условиях ни о каком контроле за условиями и длительностью труда не может быть и речи. Сейчас приезжие из ближнего зарубежья, буквально живут в машинах и работают сутками. Именно поэтому в последние годы резко повысилась аварийность среди автомобилей такси, а не только потому, что такси стало много. Хотя это тоже имеет большое значение.

Бешеные переработки в такси связаны еще с тем, что тарифы на услуги такси сейчас настолько низкие, что для того чтобы только начать зарабатывать что то себе, водитель должен отработать затраты на бензин, аренду авто, проценты за заказы.

На это может уходить до 8 часов рабочего времени. И только после этого водитель зарабатывает деньги лично себе. Поэтому сейчас никого не удивишь работой таксиста по 15-16 часов в сутки по 7 дней в неделю. Это вопиющее безобразие!

Правила работы водителей в «Яндекс Такси»

Существуют общие для всех правила работы в «Яндекс Такси» на своей машине. В их число входит:

  • аккуратный внешний вид водителя;
  • вежливое обращение с пассажирами;
  • чистота и порядок в салоне автомобиля.

Некоторые таксопарки устанавливают дополнительные правила. По отзывам, их соблюдение не затрудняет водителей.

Важный принцип работы в «Яндекс Такси» на личном авто, который привлекает многих водителей, – это свободный график. Каждый выбирает удобное для себя время выхода на линию и количество часов работы.

Личный кабинет водителя «Яндекс Такси»

В отличие от многих таксопарков, никаких временных ограничений сервис «Яндекс» не вводит. Можно работать целую неделю или выезжать на линию по выходным. Многие водители совмещают такси с основной работой. Таким образом они получают хороший источник дополнительного дохода.

Рейтинг и оплата

Правила работы в «Яндекс Такси» на своем авто устанавливают рейтинг для каждого водителя. Он рассчитывается в таксометре автоматически как средняя оценка за 150 последних поездок. Контролировать этот показатель можно в мобильном приложении. Если рейтинг снижается, водитель получает уведомление от программы и может быстро принять меры для повышения своих позиций. Чем выше рейтинг, тем больше заказов получает водитель и тем больше его доход.

Кроме того, на размер заработной платы влияет:

  • количество выполненных заказов;
  • работа напрямую с сервисом «Яндекс» или через посредника (в последнем случае размер комиссионных обычно выше);
  • тарифа, по которому выполняются заявки;
  • города и региона, где работает водитель.

Рейтинг водителя

При выполнении недорогих заказов сервис «Яндекс» начисляет водителям бонусы. Этот принцип работы в «Яндекс Такси» в России на личном авто позволяет водителям компенсировать затраты.

Невыполнение или отмена заказа

Водитель имеет право отменить полученный заказ. Это допускается, если:

  • машина прибыла на место, но пассажир не вышел в течение 10 минут и не отвечает на звонки;
  • в заказе не указано детское кресло, а пассажир едет с ребенком;
  • пассажир уехал на другой машине;
  • водителю не подходит предложенный тариф;
  • поездка не оплачена пассажиром;
  • в пути сломалась машина или попала в ДТП;
  • пассажир ведет себя некорректно или неадекватно.

В сервисе «Яндекс» не предусмотрены денежные штрафы для водителя за отмену заказа. Однако частые отказы могут негативно сказаться на рейтинге и, следовательно, на уровне доходов.

https://youtube.com/watch?v=xi7EC3p3Dgo%3F

Безопасность

Некоторые интересуются, опасно ли работать в такси. Ведь водить умеют не только мужчины, но и женщины. Но на практике, как уже было сказано, таксистами в основном работают мужчины. Почему?

Все это из-за высокой опасности профессии. Во-первых, работа на дороге, за рулем, дается с огромным трудом. Человек управляет источником повышенной опасности (авто), нет никаких гарантий на то, что во время трудового дня не случится авария.

Во-вторых, клиенты бывают разными. Многие ездят на такси. Неадекватный пассажир может повстречаться в любое время. Преступник, бандит, насильник, пьяный или под психотропными веществами — все эти люди могут оказаться клиентами таксиста. Мужчине справиться с подобными неадекватными пассажирами проще, чем женщине.

Отсюда следует, что работа таксистом — это определенные риски. Данную профессию нельзя назвать безопасной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: