Туристические/междугородные
Конкретно туристических автобусов в линейке производителя практически нет. Машины дальнего следования предназначены в основном для осуществления междугородных поездок. Однако, в некоторых источниках возможно встретить информацию, в соответствии с которой отдельные «междугородники» относят к «туристам». Классификация пассажирского транспорта по назначению демонстрирует незначительные отличия между туристическими и междугородными моделями. Отсюда видимо и различные данные.
туристический/междугородный автобус МАЗ-152А. Фото МАЗ
Производитель отмечает, что туристическим автобусом является 251-ой, для туристических поездок подходит МАЗ-232. Таким образом, средние и большие машины МАЗ дальнего следования обладают следующими характеристиками:
мягкие комфортабельные регулируемые пассажирские сиденья, располагаемые вдоль движения, в значительном (в сравнении с городскими моделями) количестве;
удобные регулируемые водительские сиденья на пневмоподушке;
вместительный салон;
мощные двигатели от ведущих предприятий отрасли: Mercedes/Mercedes-Benz, Cummins, MAN.
багажные отделения, располагаемые под полом пассажирского салона, и полки для ручной клади в салоне;
большие боковые и лобовое окна, обеспечивающие хороший обзор как водителя, так и пассажирам;
грамотно продуманная, профессионально спроектированная и воплощенная планировка салона;
грамотные системы отопления, кондиционирования и освещения;
богатая базовая комплектация;
возможность оснащения модели широким перечнем дополнительных опций, в частности, холодильник, кухня, биотуалет, спальное место для водителя;
мягкая подвеска, что особенно важно при длительных поездках;
системы для безопасного преодоления расстояний, в частности, ABS, тахограф.
Туристический (экскурсионный) автобус МАЗ-251. Фото МАЗ
Особый интерес пользователей Интернета вызывает несколько моделей: , , , .
Троллейбусы[править]
МАЗ 103Т в Минске
Т203 и…
…и Amber Vilnis 12 AC. Найди 10 отличий
Производство троллейбусов на МАЗе было освоено в 2001 году и началось с модели МАЗ 103Т. Как можно понять по названию, данный троллейбус был основан на базе одноименного автобуса МАЗ 103 и большая часть деталей взаимозаменяемы.
В 2006 году производство перенесли на завод РУП «Белкоммунмаш». В 2008 году был представлен новый троллейбус МАЗ-ЭТОН Т203, на базе чего бы вы думали? Правильно, автобуса МАЗ 203. В Литве он производится как Amber Vilnis 12 AC.
Троллейбусы МАЗ также стали собирать южные соседи на заводе «Южмаш» под названием Днiпро Т103. Срачи по поводу «что лучше – Днiпро или Богдан» не утихают среди украинских транспортных фанатов до сих пор. С 2017 года днепровцы также освоили сборку полностью низкопольной модели Днiпро Т203. Кстати, в троллейбусах МАЗ всех версий на четыре сиденья больше, чем в автобусах в этом же кузове – за счёт отсутствия шахты сзади.
Городские: гармошки, низкопольные, трехосные и прочие
Производитель предлагает городские модели среднего, большого и особо большого классов вместимости. Одиночные и сочлененные («гармошки») автобусы предназначены для перевозки пассажиров на маршрутах средней и большой загруженности. Машины отличаются количеством осей, преобладают двух- и четырехосные, трехосная модель в линейке всего одна — это МАЗ-107, производство которой осуществляется с 2001 года. В 2019 году появилась информация о намерении завода с 2020-го начать сборку трехосного туристического лайнера, который заменит МАЗ-251, отличительной особенностью модели являются наружные панели, сделанные из композитных материалов. Городские автобусы МАЗ имеют следующие характеристики:
- просторный салон;
- несколько широких дверей для удобной и оперативной посадки/высадки пассажиров;
- широкие проходы;
- большие накопительные площадки;
- низкопольная конструкция с системой книлинга;
- количество посадочных мест ограничено с целью повышения удобства и свободы передвижения по салону.
Автобус МАЗ-107. Фото МАЗ
Популярными моделями городских МАЗов являются следующие: ; ; ; ; ; ; ; ; ; .
***
Возвращаясь к юбилейной дате, стоит напомнить, что Минский автозавод также участвовал и в становлении других предприятий. Например, МАЗовские корни имеют сразу три белорусских автопроизводителя: БЕЛАЗ, МОАЗ и МЗКТ. Кроме того, именно специалисты Минского автозавода разработали первый самосвал КАМАЗ – он был собран в экспериментальном цехе МАЗа в 1971 г.
МАЗ сыграл решающую роль в развитии белорусского автомобилестроения. На Минском автозаводе был собран первый в Беларуси самосвал, а сейчас МАЗ продолжает идти в будущее, выпуская всевозможную автомобильную технику высокого качества, внедряя последние технологии. И спустя 75 лет можно проследить тот колоссальный путь, который прошел завод от военной разрухи до создания самой передовой техники, будь то автобусы или самосвалы.
Подготовил АндрейХолодцов
Примечания[править]
- как показала война в Афгане, при подрыве на мине грузовика такой компоновки водила взлетает в воздух
- Правда, один фейл в них таки обнаружился — в длиннющем трёхосном автобусе ровно 24 сиденья, как в том самом пазике или ЛиАЗе-5256. При этом маневрирование и повороты на 15-метровой трёхосной махине требуют особого водительского мастерства. Но в Нерезиновой модель весьма ценилась для перевозки мясных толп.
- Правда, сидячих мест оказалось маловато, всего 17, а более длинную версию так и не осилили.
- Впрочем, на родине КамАЗов всё же собирают газовый вариант МАЗ-206 под названием Lotos-206
Если сесть в поезд, он может тебя переехать | |
---|---|
Мета | Top Gear • VIP-атрибуты • Автожур • Автомобильные номера • Зарубежный автопром • ОСАГО • Отечественный автопром |
Заповедники | /au/ • /tr/ • auto.ru • ru_auto • Южный Порт |
Типажи | Автомобилист • Автостопщик • Байкер • Велосипедист • Дальнобойщик • Дачник • Женщина за рулём • Колхозник • Красномордый • Метробабка • Пешеход • Спонсор • Стритрейсер • Таксист |
Вёдра передвижения | Chery • Daewoo Lanos • Daewoo Matiz • Hummer • Marussia • Renault Logan • Tucker • АвтоВАЗ (Калина • Нива • Ока • Тазик) • Бумер • Волга • Газель • Гелендваген • Ё-мобиль • Запор • Конструктор • Москвич (АЗЛК • Ижевский завод) • Олени • Субару • Трабант • УАЗ • Форд Фокус • Членовоз • Электромобиль |
Лоховозки | Автобус • Газенваген • Детская железная дорога • Маршрутка • Метро (в этой стране) • Монорельс • Пассажирский поезд • Скорая помощь • Скотовоз • Трамвай • Троллейбус • РЖД • Электричка |
Хрустоциклы | Harley-Davidson • Hyosung • Урал • Прочие мотоциклы • Скутер |
Летающие гробы | De Havilland Comet • Кукурузник • Суперджет • Ту-124 • Ту-154 |
Шушпанцеры | БелАЗ • КамАЗ • Колхида • КрАЗ • МАЗ • Урал • Шишига • ВЛ85 • Шагарь |
Кошмары | Автосервис • Ара-тюнинг • Взрывы в метро • ГИБДД • День жестянщика • Дороги России • Коктейль Лужкова • Мигалки • Навител • Ночные Волки • Синие ведёрки • Пробка • Резина «Таганка» • Трафик |
Направления | Вокруг • M4 • Нахуй |
Спецсоревнования | Автосрачи • Дорожный контроль • Зацепинг • Ралли • Рулесрач • • Формула 1 • Электричкинг |
Мемы | • Multi-Track Drifting • Автобус 410 • Автобус ЛАЗ • Биокатализатор топлива • Ведро компрессии • Живой щит • Как в дорогих иномарках • Кравчучка • Метод Кочки • Метро-2 • Метро на МКАД • Мое место парковки • Монорельсовый кот • Мотороллер • Музей Красинца • Овощи • Паровозик на Тиречево • Петровско-Разумовская • Планёр Гимли • Продажа Toyota Celica • Саня Поддубный • Счастливый билет • Сраный трактор • Фликер • Что будет, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом? |
Фанаты | Транспортные фанаты (в интернетах) • Авиасиммер • Автобусники • Железнодорожный симмер • Железнодорожные маньяки (Болашенко) • Метрофанаты • Пира • Рыбакин • Трамвайщики |
РОЖДЕНИЕ «СТЕКЛОПЛАСТИКОВОГО МАЗА»
Вклиниться в нишу, которую традиционно занимают «пазики», мазовцы решили еще в 2000 году — когда грузовик МАЗ-4370 только появился на свет. Однако второпях чуть не наступили на грабли!
Стремясь к максимальной унификации, минчане водрузили на грузовое шасси оригинальный кузов, «скрестив» его с кабиной от… СуперМАЗа. Автобусик, названный МАЗ-156, выглядел довольно странно — и, поняв это, минчане решили полностью переделать кузов.
То, что получилось в результате, — на фотографии в заголовке. Новый МАЗ-256, как и его предшественник, базируется все на том же шасси «Зубренка» с дизелем ММЗ и коробкой передач ЗИЛ (даже колесная база не изменилась).
Но по дизайну и технологии изготовления кузова это — совсем иная машина, и цифра 2 в ее индексе говорит о том, что автобус — второго поколения.
Во-первых, его проектирование велось методом математического моделирования. Во-вторых, изменена технология вклейки стекол (они приклеиваются «встык», без прежней декоративной накладки). А главное — кузов стал полностью стеклопластиковым, с панелями, наклееными на каркас!
Сами панели изготовила фирма ТехноАртДизайн из Владимира (она же делает стеклопластиковые «маски» для автобусов ПАЗ Аврора и ЛиАЗ). Кстати, первый экземпляр, с которым мы знакомились, был «одет» в пластик в самом Владимире, а затем окрашен. Но в будущем, при серийном производстве, панели станут приходить в Минск, и красить автобусики не придется: пластик будет цветным.
Технические характеристики
Рассматривая модель с внешней стороны, специалисты отмечают, что кузов несущий с вагонной компоновкой. Причем двигатель уместно расположился в заднем свесе. Кстати говоря, высокая мощность двигателя говорит сама за себя: еще бы, ведь это Мерседес Бенс. Спереди установлено большое лобовое стекло.
Здесь также предусмотрен отдельный комфорт для людей с ограниченными возможностями: специальный откидной трап приспособлен для удобной посадки и высадки таких пассажиров.
Автобус способен развивать высокую среднюю скорость: от 94 до 106 км/ч. Более точное число зависит от исполнения машины.
Представленный на авто рынке МАЗ 203 имеет следующие размеры: габаритная длина машины составляет 12000 мм, ширина достигает около 2550 мм, а высота ни много ни мало 3300-3500 мм.
Автотранспорт обладает массой всего 18 000 кг: причем 6500 – это фронтальная ось, а большая часть 11500 кг приходится на задний мост
Можно также обратить внимание на колеса автобуса, которые оснащены тормозным оборудованием с пневмоприводом
Рассматривая МАЗ 203 и его технические характеристики, следует также заметить, что в комплектацию входит гидравлический усилитель рулевого управления.
Салон
Сидячих мест здесь не так много: число варьируется от 24 до 30. Однако большим плюсом считается, что автобус МАЗ 203 способен вместить общее число пассажиров в несколько раз больше. Особенно в час пик он вмещает в себя до ста человек.
Сиденья в салоне раздельные, они установлены в четыре ряда: сдвоенные – по левому борту и одиночные – по правому. Кроме больших окон здесь есть три стеклянные двери, предназначенные для пассажиров, а еще имеются поручни для безопасности во время поездки.
Также в салоне автотранспорта может находится кондиционер, но это опять же зависит от комплектации.
Еще одним весомым отличием считается широкий проход и высокие потолки, что позволяет даже самым высоким людям не опускать голову.
В месте, предназначенном для водителя нет ничего необычного, но тут есть все для комфортной и удобной работы: все необходимые устройства.
Маз 203 069
Эта модификация транспорта мало чем отличается, но все же, ее можно назвать более усовершенствованной. Внутри автобуса могут сидеть всего 26 человек. Есть электронная система пожаротушения и тонированные стекла. Кроме этого, имеется перегородка, которая отделяет место для работы водителя и салон с пассажирами.
Также в МАЗ 203 069 предусмотрена вентиляция, которая осуществляется двумя способами: либо при помощи небольшого люка, либо благодаря открывающимся форточкам.
На фото модификация 988, которая отличается сдвоенными креслами с двух сторон.
Руководство по эксплуатации
Современный автобус МАЗ 203 оснащен двухконтурными тормозами вместе с системой ABS, а еще здесь установлен довольно-таки хороший мотор.
Рабочий объем | 7,2 л |
Самая большая мощность | около 225 кВт |
Транспорт может похвастаться большой топливной экономичностью. Это доказывает тот факт, что в больших городах на 100 км расходуется всего 25 литров дизеля.
Коробка передач — автоматическая. Классического рычага у коробки нет, зато управление осуществляется кнопками. Максимальная мощность у силовой установки составляет 231 лошадиную силу. Этого достаточно для оптимального передвижения транспорта.
Ходовая часть
Кузов считается несущей конструкцией. Зависимая подвеска используется в машине спереди. Благодаря четырем телескопическим амортизаторам и пневматическим подушкам осуществляется гашение колебаний. Рулевой механизм редукторного типа и снабжен гидравлическим усилителем.
Цена и преимущество
Приобрести такое средство передвижения можно на автомобильном рынке. С 2017 года стартовая цена начинается от 8 000 000 рублей. Автотранспорт хоть и мало чем выделяется, но все же может похвастаться:
- отоплением салона;
- привлекательным дизайном;
- системой пожаротушения;
- подогревом двигателя;
- громкой связью;
- кнопкой для просьбы остановиться на остановке.
И это далеко не все функции представленного средства передвижения. Автобус совмещает в себе такие качества, как комфортность, удобство, но и довольно приличную стоимость. За дополнительную плату транспорт можно усовершенствовать новейшим оборудованием.
Транспорт пользуется большим спросом в крупных городах Украины: Киев, Львов, Запорожье. Но также популярен и в России, странах Европы и Белоруссии.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ
Водитель чувствует себя вполне комфортно: у сиденья (кстати, тоже мазовского производства) — пневмоподвеска и большой диапазон продольной регулировки. Правда, максимальную высоту хотелось бы чуть увеличить – но, это, пожалуй, дело привычки.
Руль регулируется по углу наклона в огромном диапазоне (от панели приборов до собственных коленей) — для этого надо нажать удобную педальку слева от рулевой колонки.
А вот отрегулировать руль по высоте не удалось. Усилие, с которым пришлось дергать руль вверх, сопоставимо с усилием штангиста, идущего на мировой рекорд! Увы, тяжелая атлетика — не мой вид спорта…
Однако — пора познакомиться с автобусом в деле. Помня, что подо мной практически стандартное «грузовое» шасси, не задумываясь, включаю вторую передачу. Тянусь к крану стояночного тормоза…
А вот и серьезный эргономический прокол. Довольно короткий рычаг КПП в положении «включена вторая» умудрился «накрыть» рукоятку «ручника» заторможенного автобуса. Тронуться, конечно, можно — но при старте на подъем это уже мешает.
Минский 136-сильный дизелек (его выпускают на заводе, который расположен совсем недалеко от МАЗа) без труда «вытягивает» машину на второй передаче. Но дальнейший разгон проходит не очень-то активно — а скорее, вяло. И это при том, что в салоне не было пассажиров!
Впрочем, сами мазовцы признают, что 136 «лошадей» для этого автобуса маловато. (Даже в технических данных, напечатанных на лобовом стекле, указан 155-сильный двигатель ММЗ — но, видимо, с ним что-то «не срослось».)
В перспективе мазовцы собираются делать ставку на более мощный немецкий дизель Deutz: он должен не только «оживить» автобус, но и уменьшить внутренний шум.
Кстати, о шуме: в районе водителя и передних пассажиров он явно превышает норму — похоже, не меньше чем на пару децибел. Если двигатель ММЗ останется в гамме, то с шумом придется бороться — иначе машине не удастся пройти сертификацию!
Заодно отметим вибрации под ногами передних пассажиров, сидящих справа: конструкторам стоит обратить внимание на это место. Зато с плавностью хода все нормально: на хороших дорогах даже сзади почти не трясет
Правда, даже при прямолинейном движении автобус иногда плавно переваливается с боку на бок, с рессоры на рессору — но в поворотах ведет себя вполне достойно, без пугающих кренов
Зато с плавностью хода все нормально: на хороших дорогах даже сзади почти не трясет. Правда, даже при прямолинейном движении автобус иногда плавно переваливается с боку на бок, с рессоры на рессору — но в поворотах ведет себя вполне достойно, без пугающих кренов.
Сказать, что машина идеально «держит прямую», увы, нельзя — руль «пустоват», и все время приходится подруливать. А тормоза срабатывают неожиданно резко — и при этом автобус уводит влево (скорее всего, не отрегулирован зазор между колодками и барабаном).
Впрочем, все это — недостатки «грузового» шасси, на котором построена машина (пожалуй, за исключением настройки регулятора тормозных сил). А вот не очень удобное расположение педалей тормоза и «газа» уже на совести конструкторов автобуса.
Зато порадовали сцепление и коробка передач: благодаря усилителю сцепление включается намного легче, чем у грузовика, а передачи переключаются более четко — похоже, за счет более короткого рычага.
История создания[править]
Самое безопасное место при столкновении с МАЗом — в МАЗе. |
Народная мудрость |
В 1938 году когда Минск еще был большой деревней, будущий автозавод начинал зарождаться как автомастерские ремонтной службы 26-й танковой дивизии в деревне Красное Урочище. И неизвестно как бы дальше было, но в 1941 году случилось то что случилось. Немцам приглянулись автомастерские для ремонта своих танчиков а также и для создания своего завода бесплатным трудом заключенных красноармейцев. Строительством автосборочного завода руководил официальный представитель Daimler-Benz по поставкам автомобилей для рейхсканцелярии Якоб Верлин. Однако данный завод просуществовал недолго, немцы отступая хотели его разрушить, но не успели и завод был поврежден не сильно. После освобождения для восстановления было согнано пару рот партизан и в августе 1944 года вышло постановление о создании автосборочного завода, была организована сборка ленд-лизовских автомобилей.
Военные машины
На МАЗе выпускались и военные тягачи. В июне 1954 г. при заводе было создано специальное «закрытое» КБ для разработки полноприводных военных машин. Первым появился автомобиль МАЗ‑535 (8×8) с двигателем мощностью 375 л.с., за которым вскоре последовала и усовершенствованная машина – МА‑537 с двигателем в 525 л. с.
В армии такие МАЗы использовали в качестве тягачей и носителей мощного вооружения, а в народном хозяйстве машины работали в отдаленных районах для доставки труб или особо тяжелых грузов. Эти машины оказались крайне удачными в плане надежности.
Зенитная система С‑300 на базе автомобиля МАЗ‑543М.
Следующей вехой в создании полноприводных военных машин стала разработка и производство одного из самых известных военных автомобилей – МАЗ‑543 с двумя кабинами, получившего неофициальное название «Ураган». По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ‑543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ‑537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы. На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525‑сильный дизель Д12А‑525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.
Боевая машина 9А52‑2 реактивной системы залпового огня «Смерч» на доработанном шасси грузового автомобиля МАЗ‑543М.
Этот полноприводный автомобиль фактически стал высшим достижением советского военно-автомобильного комплекса. Высокая мощность, надежность конструкции, качество сборки и проходимость, приспособленность к эффективной эксплуатации в любых дорожных условиях и климатических зонах, а также относительно невысокая собственная масса, достигнутая путем широкого применения легированных сталей, алюминия и стеклопакета – вот основные достоинства этой превосходной машины. Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ‑543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль советской армии.
МАЗ в постсоветском периоде
Распад Советского союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ‑543, но их продолжали собирать по заказам небольшими партиями для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения. К середине 2000‑х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543‑й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования. С 1986 г. по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ‑543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS‑2400. 7 февраля 1991 г. военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром.
За 75 лет на Минском автозаводе разработали более 500 моделей автомобилей. Грузовики марки МАЗ можно встретить по всему миру – от Владивостока до Каракаса, ведь продукция завода поставляется в сорок стран мира.
Сегодня МАЗ по-прежнему выпускает грузовые автомобили различного назначения, а также прицепы, автобусы и троллейбусы. Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят и седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего более 500 моделей и модификаций. А ряд моделей соответствует высоким экологическим стандартам Евро‑5 и Евро‑6. Автобусы МАЗ стал выпускать с 1992 г. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы успешно работают на различных маршрутах по всему миру. За свой дизайн, функциональность, качество и надежность они неоднократно были удостоены высоких наград на международных автомобильных салонах и специализированных выставках. Пассажирская техника МАЗ представлена 15 моделями в более чем ста исполнениях. Отметим, что к Чемпионату мира по футболу 2018 г. МАЗ поставил
в Россию свыше 1 тыс. автобусов. МАЗы закупались для 10 российских городов, в том числе для Москвы, Санкт-Петербурга и Самары.
МАЗ-216066.
Особенно примечателен автобус МАЗ‑216, впервые представленный в 2018 г. Новая минская «гармошка» оснащена толкающим приводом, кондиционером пассажирского салона с функцией обогрева и блоком микроклимата в кабине водителя. Кроме того, версия МАЗ‑216066 комплектуется крышными вентиляторами: четыре в салоне, один в кабине водителя. Новый автобус оснащается мультиплексной системой управления электрооборудованием, электронно-цифровым тахографом, системой видеонаблюдения, автоматической электронной системой пожаротушения. Информационная система работает совместно с системой информирования пассажиров.
Главная особенность этого автобуса в том, что двигатель и коробка передач расположены в хвостовой части прицепа, ведущим является мост второй секции. Это отличает его от других подобных гармошек МАЗа. Благодаря такой конструкции повысился комфорт пассажиров: на месте моторного отсека появилась большая накопительная площадка, на которой оборудованы места для крепления сразу двух инвалидных колясок. Значительно ниже теперь будет и уровень шума во время движения. Данный автобус рассчитан на перевозку 171 человека, при этом в салоне размещено 40 мест для сидения. Модификация МАЗ‑216066 комплектуется 326‑сильным двигателем Mercedes OM 926 LA.EEV/3 экологического стандарта Евро‑5. При этом моторный отсек новой «гармошки» спроектирован так, что в него без проблем поместится и двигатель уровня Евро‑6. Коробка передач – автоматическая. Максимальная полная масса автобуса 28 т, а максимальная скорость – 85 км/ч. Автобус также оснащен электронными системами торможения (EBS) и управления уровнем пола (ELC). Кроме того, особенностью автобуса является и механизм сочленения секций фирмы Hubner (Германия): данная модель механизма применена впервые именно на МАЗ-216.
МАЗ-6516М9-620.
АВТОБУСЫ РОДОМ ИЗ МИНСКА
Вы знаете, с чего началась история мазовских автобусов? Мы, признаться, тоже не знали.
И потому были весьма удивлены, увидев на заводских задворках самый первый образец. Он был построен в 1991 году на удлиненном шасси «большого» грузовика МАЗ и напоминает скорее армейскую бронетехнику, чем автобус!
Еще более удивительно, что его ужасный клепаный кузов сделан… за границей — в Словении, на фирме под названием Kovinarska Vrhnika (которая, кстати, не имеет никакого отношения к автобусам).
Между прочим, этот «бронетранспортер» до сих пор возит заводчан на дачные участки и «пролезает» там, куда другим автобусам не стоит и соваться. Но выходить на рынок с таким внешним видом было нельзя — и минчане прекрасно это понимали.
Поэтому в 1992 году МАЗ купил лицензию у знаменитой фирмы Neoplan — и выиграл дважды. С одной стороны, у МАЗа не было никакого опыта проектирования и производства автобусов (взгляните еще раз на «бронетранспортер»!). И потому заграничная помощь оказалась как нельзя кстати.
В то же время, хитрые минчане вовсе не собирались закупать за границей комплекты деталей — на что, собственно, и рассчитывал Neoplan. «Мы специально не раскрывали немцам возможности нашего завода до подписания контракта», — улыбаются мазовцы…
В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде» (их цена была запредельной, около $200000). А затем завод начал внедрять отечественные комплектующие, заодно приспосабливая конструкцию к нашим условиям.
Конечно, не все было гладко на этом пути. Например, минчанам не удалось наладить выпуск портального ведущего моста — и потому пришлось делать мост более простым, а заодно на 8 см поднимать пол в «корме». Затем мазовцы сделали ставку на моторы Renault, но они оказались недолговечными (теперь низкопольные МАЗы оснащаются двигателями Mercedes).
Сегодня доля импорта — если не считать силового агрегата, — не превышает 8 процентов (это клей, лаки-краски, пластик, тормозная аппаратура, механизмы открывания дверей). Разумеется, стала приемлемой и цена: МАЗ-103 с мерседесовским мотором стоит около $100000. От прежних Неопланов в нынешних минских автобусах осталась, пожалуй, только форма кузова!
Что касается самого производства, то на фоне просторных цехов подмосковного ЛиАЗа оно кажется откровенно тесным. Это неудивительно: за прошедшие семь лет объем выпуска увеличился со 110 до 650 автобусов в год — и, похоже, скоро АМАЗу придется «расширяться».
Кстати, автобусы здесь делают не на конвейере, а на стапелях — причем все модели одновременно. Бок о бок готовятся низкопольные МАЗы-103, МАЗы-104 с высоким полом, сочлененные «гармошки», трехосные «длинномеры», туристические машины Вазола… А теперь — и маленькие автобусы на грузовом шасси.
Эксплуатация
Каких-то конкретных неисправностей не наблюдается, однако, среди отзывов можно встретить повышенный расход топлива в городском цикле – до 55 литров на 100 км/пути. Также зачастую выходят датчики положения кузова. Резинки на дверях пропускают пыль. В остальном же моторы легко «бегают» до 600 000-700 000 км пробега без серьезных вмешательств. Хромает качество запасных деталей.
` reviewsOverall ` / 5 Пользователей ( Оценок)
Надежность
Удобство и комфорт
Ремонтопригодность
Ходовые качества
Количество отзывов Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Проверенный отзыв
{` review`.`rating_title `}
Показать еще {{ pageNumber+1 }}