Движение по полосам

Примеры из практики

Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда. Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.

Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов. Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб. (3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).

Наказание водителю, повернувшему навстречу одностороннему движению

Водитель, поворачивающий там, где это запрещено, обязательно нарушает знаки 5.7.1 и 5.7.2. Нарушением является уже выезд во встречном направлении на дорогу, имеющую одну сторону. Пусть данный знак официально сообщает о том, куда можно проезжать, он автоматически запрещает ехать в обратную сторону. Наказание прописано в ст. 12.16 ч. 3 КоАП. Согласно данной статье, если двигаться во встречном направлении по дороге, движение по которой осуществляется в одну сторону, такой водитель будет либо оштрафован на 5 000 рублей, либо лишен прав на вождение автомобиля, пока не истечет от четырех месяцев до полугода.

В принципе, такое действие могло бы расцениваться в качестве нарушения дорожных знаков, тем самым уменьшив наказание водителю. Но это было бы слишком мягким наказанием, поскольку тот, кто выезжает навстречу общему потоку транспорта, очень сильно рискует спровоцировать ДТП, и тем самым подвергает опасности жизни: свою, пассажиров, а также тех, кто будет в транспорте, с которым столкнется его машина. Тем более, сразу несколько нарушений ПДД, вызванных одним действием, уже являются причиной для максимально строгого наказания.

Если водитель нарушает сразу несколько ПДД, наказание будет более строгое

Ограничение скорости и грузовые автомобили

К предписывающим знакам также отнесены знаки 4.6-4.7, устанавливающие ограничение и отмену ограничения минимальной скорости (на синем фоне белая цифра). Цифра на знаке показывает, меньше какой скорости ехать на данном отрезке дороги нельзя.

Если вы видите знак 4.6, разрешается ехать со скоростью выше той, что указана на занке.

Знаки 4.8.1-4.8.3 регламентируют поведение на дороге автотранспорта, на котором есть специальные опознавательные таблички «Опасный груз». В соответствии с установленными знаками, им дозволяется следовать лишь по тем направлениям, на которые указывает знак: прямо, налево, направо.

Движение по полосам на трассе

Чтобы на проезжей части произвести по полосам правильное движение водитель обязан:

  • определить какое имеет эта дорога количество полос для передвижения (для движения транспортных средств друг за другом ширина полосы может быть 2-4 м);
  • двустороннее или одностороннее движение на этом участке;
  • знать в каком месте находится дорога, где он перемещается (населенный пункт или нет).

Довольно просто узнать, какое количество полос на дороге при наличии знаков направлений движения по полосам 5.16.1, 5.15.3, 5.15.7, 5.15.8 или линий разметки. В случае когда они отсутствуют, то водитель обязан визуально разделить пополам проезжую часть и перемещаться правее середины, а определять число полос в одном направлении, учитывая установленные интервалы (не меньше 50 см) и габариты транспортного средства.

На дорогах с двусторонним передвижением, которые имеют больше четырех полос, запрещено выезжать на ту сторону дороги, которая предназначается для встречного движения (пункт 9.3 ПДД), даже во время отсутствия каких-то линий разметки. Это нарушение, как правило, связано с обгоном. Разделение противоположных потоков на этой дороге указывается сплошной двойной линией разметки, которую пересекать категорически запрещается.

Если в одном направлении на дороге находятся три, и больше полос, то принимать левую крайнюю разрешено лишь при интенсивном движении, если заняты остальные полосы, а также во время разворота, поворота налево или обгона. Грузовым транспортным средствам с разрешенным весом больше 2,6 тонн левый крайний ряд разрешается занимать лишь во время разворота или поворота налево.

На участках вне населенных пунктов, на дорогах, которые обозначаются знаками 5.4 «Дорога для автомобилей» и 5.2 3 «Автомагистраль», а также на которых разрешается передвижение со скоростью больше 85 км/ч, водители транспорта обязаны по возможности передвигаться максимально близко к правому краю дороги. Запрещено принимать левые полосы движения, если находится свободная правая (пункт 9.5 ПДД).

На проезжей части существуют дороги с двусторонним движением, у которых только 3 полосы. По крайним полосам производится прямолинейное передвижение автомобилей, а на перекрестках с двух данных полос производится поворот направо. Средняя полоса предназначена для маневрирования или движения в двух направлениях, это:

  • объезд;
  • обгон;
  • на перекрестке разворот или поворот налево.

Скорость передвижения транспортного средства на проезжей части тоже влияет на положение. Когда автомобиль, по его состоянию или техническим причинам, не может превышать свою скорость больше 45 км/ч, он обязан перемещаться по правой крайней полосе, и лишь в случае обгона, объезда или перестроения перед разворотом, поворотом налево переезжать в левые полосы (пункт 9.6 ПДД).

При наличии трамвайных путей попутного движения, которые расположены слева от водителя, а также расположены в одном уровне с дорогой их разрешается использовать для движения, когда заняты все полосы в этом направлении. Причем не должно быть помех для движения трамваев. Запрещается выезжать на рельсы встречного направления. При отсутствии знаков «Направления передвижения по полосам» перед перекрестком, трамвайные рельсы попутного направления являются крайним левым положением для разворота или поворота налево.

Я еду с максимально разрешённой скоростью и могу занять левую полосу – это правда?

Нет! Один из самых распространённых мифов заключается в том, что якобы, если двигаться с самой высокой допустимой планкой скорости, то можно занимать левый ряд вне зависимости от участка дороги и условий, перечисленных выше. Корни этого мифа кроются в логической цепочке обязанности уступить левую полосу тому кто едет быстрее – уступать то в нашем случае некому, кроме нарушителей скоростного режима.

Правда же заключается в том, что даже если вы едете, к примеру, 110 км/ч при разрешённых 90, вы не имеете права двигаться по левой полосе. ПДД вообще предписывают запреты занимать её в перечисленных выше случаях вне зависимости от скорости.

Категории дорожных знаков

В России, как и в других странах, принявших Венскую конвенцию о знаках дорожного движения, все дорожные указатели по классификации разделены на 8 категорий.

1. Предупреждающие

Назначение предупреждающих знаков – информировать водителя о приближении к зоне, которая может представлять опасность для автомобиля, других участников движения или пешеходов. Водитель должен учитывать информацию и принять меры к повышению безопасности движения. Например, снизить скорость, быть готовым к полной остановке или более внимательно смотреть на обочины. Нарушить требования таких знаков нельзя – они лишь информируют водителей, а не несут запрета на совершение какого-либо маневра.

2. Запрещающие

Запрещающие знаки информируют о полном запрете совершения какого-либо маневра – обгона, остановки, поворота, разворота, проезда и т. д. Нарушение требований этих указателей является нарушением ПДД и наказывается штрафом. Также к этой группе относятся знаки, отменяющие ранее наложенный запрет.

Знаки этой группы устанавливаются перед пересечением или перекрестком, а при необходимости – не далее 25 м в населенных пунктах и не более 50 м – за их пределами. Действие запрета прекращается после соответствующего знака или перекрестка.

3. Знаки приоритета

Используются для определения очередности проезда нерегулируемых светофором пересечений, перекрестков и участков дороги с недостаточной шириной полотна. Среди них – классические указатели «Уступите дорогу», «Главная дорога» и др.

4. Предписывающие

Предписывающие указывают на обязательность выполнения какого-либо маневра – поворота или движения прямо. Невыполнение предписания считается нарушением ПДД и наказывается штрафом.

Также подобными знаками обозначаются велосипедные и пешеходные дорожки. Продолжить движение в этом направлении можно только на велосипеде или пешком.

Обычно предписывающие знаки имеют форму окружности с синим цветом фона. Исключением являются «Направление движения ТС с опасными грузами», которые имеют форму прямоугольника.

5. Знаки особых предписаний

Регулируют ввод или отмену особых режимов движения. По своему значению они соединяют в себе функции разрешительных и информационных указателей, одновременно информируя участников движения о вводе особого режима передвижения и указывая на разрешение какого-либо действия. В эту группу входят знаки, обозначающие автомагистраль, пешеходный переход, остановки общественного транспорта, жилые, велосипедные и пешеходные зоны, начало и конец населенного пункта и т. д.

6. Информационные

Информационные знаки извещают участников движения о месторасположении населенных пунктов, а также о вводе обязательных или рекомендуемых режимов движения. Знаками этого типа водители и пешеходы информируются о местонахождении пешеходных переходов, расположении улиц, городов и сельских поселений, остановок, рек, музеев, гостиниц и т. д.

7. Знаки сервиса

Знаки сервиса играют исключительно информационную роль и не несут предписаний для участников движения. Их функция – информирование водителей или пешеходов о расположении сервисных объектов – больниц, АЗС, телефонных аппаратов, моек, станций ТО, мест отдыха и т. д.

8. Знаки дополнительной информацией (таблички)

Используются вместе с основным знаком. Назначение табличек – ограничение действия либо уточнение основного дорожного знака. Также таблички могут содержать дополнительную информацию, важную для участников движения.

Таблички выполнены в виде белого прямоугольника, изредка – квадрата. Изображения или надписи на таблички наносятся черным цветом. В подавляющем большинстве случаев указатели дополнительной информации располагаются под основным знаком. Чтобы не перегружать водителя информацией, допускается одновременное использование не более двух табличек вместе с основным указателем.

Верховный суд изменил отношение к знаку «Направление движения по полосам»

С выходом в свет Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2, от 09.02.12г., ситуация вокруг данного дорожного знака частично поменялась. В данном Пленуме указано, что движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Разворот и поворот в зоне действия данного знака, до настоящего времени, не образует объективную сторону ни какого административного правонарушения.

Если у Вас возникли вопросы по этой статье, то Вы можете задать их на форуме по ПДД, где получите ответы от автора (Sovetnik, он же модератор форума) и сможете узнать мнение других лиц или оставте свой коментарий.

Знак начало полосы

Дорожный знак «Начало полосы» указывает водителю, что на дороге начинается дополнительная полоса (на подъеме или полоса торможения):

Обратите внимание, что на этом знаке может быть изображен миниатюрный знак «Ограничение минимальной скорости», который подробно рассматривался в статье «Знаки пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, ограничение минимальной скорости». В этом случае по полосе, на которой нарисован знак, можно двигаться только с указанной или большей скоростью

Нарушение требований этого знака наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей

В этом случае по полосе, на которой нарисован знак, можно двигаться только с указанной или большей скоростью. Нарушение требований этого знака наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Есть в ПДД и еще один знак, имеющий название «Начало полосы»:

Он указывает, что дополнительная полоса появляется в середине трехполосной дороги. На знаке 5.15.4 может быть дополнительно нанесен один из запрещающих дорожных знаков, накладывающий ограничение на группу транспортных средств.

Трехполосные дороги, на которых средняя полоса по очереди используется для движения то в одном, то в другом направлении, были широко распространены 15-20 лет назад, однако последнее время они мне не попадаются. Также как и знаки 5.15.4.

Особенности движения по встречной полосе

Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

  1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
  2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
  3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
  4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

На перекрестке

К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

  1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
  2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
  3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
  4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

При перестроении

При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

  1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
  2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.

По дороге с реверсивной полосой

Специальных знаков, указывающих, что на проезжей части имеется реверсивная полоса, в ПДД не предусмотрено. Есть знак 5.8, указывающий на реверсивное движение на дороге, знак 5.10 означающий, что скоро пересечение с дорогой с реверсивным движением.

Реверсивные светофоры тоже не имеют отношения к обозначению полос. Они регулируют движение транспортных рядов.

Реверсивные полосы обозначаются разделительной разметкой 1.9. Если она одна, полос, соответственно, две. Если разметок на полотне несколько, то полос реверса будет столько, сколько полос имеют соответствующие границы.

Если светофор не функционирует или его просто нет, реверсивную линию пересекать разрешено, если от водителя она находится справа. Если имеются границы реверса с двух сторон, выезжать на такую полосу нельзя.

Что разрешено при начале кругового движения

На основании 8.5 ПДД, на круг можно въезжать с любой полосы. На кольцевом движении есть одна особенность: въезд разрешен в тот ряд, где водитель находился до начала круга.

Например, с правого ряда проезжей части в левый ряд кругового движения въезжать запрещено.

Направления движения по полосам

Знак «Направления движения по полосам» указывает на число полос перед перекрестком, а также на направления, в которых можно двигаться по каждой из перечисленных полос:

Например, приведенный выше знак разрешает:

  • Поворот направо из правой полосы.
  • Движение прямо из центральной и левой полос.
  • Поворот налево из левой полосы.
  • Разворот из левой полосы

Похожее значение имеют и знаки «Направления движения по полосе»:

При этом их отличие от знака предыдущего состоит в том, что устанавливаются они над каждой из полос и регулируют движение именно по той полосе, над которой установлены.

Рассмотрим особенности знаков 5.15.1 и 5.15.2:

  • Знак, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот.
  • Знаки не распространяются на общественный транспорт.
  • Знаки, установленные перед перекрестком, распространяются на весь перекресток (если на перекрестке нет знаков 5.15.1 или 5.15.2, дающих иные указания).

Последний пункт рассмотрим несколько подробнее. На российских дорогах попадаются перекрестки с круговым движением, перед которыми установлены знаки, регулирующие направления движения по полосам. Подразумевается, например, что въехавший по правой полосе водитель должен выехать с перекрестка направо, въехавший по левой полосе должен выехать налево и т.п.

Подобная организация движения обычно вводит водителей в заблуждение. Поэтому напомню несколько правил, позволяющих ориентироваться на подобном перекрестке.

1. Независимо от того, по какой полосе Вы въехали на перекресток, Вы в любой момент можете перестроиться на другую полосу (если это не запрещено разметкой).

2. Выезжать с кругового движения можно только по крайней правой полосе. Исключение — если перед выездом установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие выезд с нескольких полос.

На практике на подобных перекрестках (с круговым движением) ориентироваться довольно тяжело, ну а попадающие на них в первый раз водители только добавляют хаоса. Так что разумным будет строить свой маршрут таким образом, чтобы на «непонятные» круговые движения не попадать, т.к. виновником практически любого ДТП на таких перекрестках может оказаться любой из водителей.

Вернемся к знакам 5.15.1 и 5.15.2. В некоторых случаях (в соответствии с ГОСТ) могут устанавливаться и предварительные дорожные знаки, однако рассчитывать на них все же не следует. Соответственно, знаки, регулирующие направление движения по полосам, следует искать непосредственно перед перекрестком.

Что касается наказаний за нарушение требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, то они довольно разнообразны и зависят в основном от того, какие еще пункты правил будут нарушены.

Например, если водитель проедет прямо по полосе, из которой разрешен только поворот, то он получит предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Если же повернуть налево, там где это запрещено, и оказаться на одностороннем движении (во встречном направлении), то здесь уже речь пойдет о 5 000 рублей или лишении прав на 4-6 месяцев.

Штраф за «Направление движения по полосам»

Штраф за нарушение требований дорожных знаков «Направление движения по полосам».

Знаки «Направление движения по полосам» предписывают двигаться в определенных направлениях, назначенных для каждой из полос и указанных стрелками на знаках.

Игнорирование данных предписаний есть нарушение правил расположения ТС на проезжей части.

За нарушение требований знаков «Направление движения по полосам» предусмотрен штраф по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ в размере 1500 рублей на момент публикации.

Чаще всего это нарушение выглядит как проезд в направлении «прямо» по левой или правой полосам, предназначенным для поворотов налево и направо, соответственно.

Другим вариантом нарушения являются повороты из полос, на которых знаками предписано движение в направлении «прямо».

Кроме невыполнения требований ПДД эти нарушения способны привести к ДТП либо к напряженным ситуациям, которые, в свою очередь, могут спровоцировать ДТП.

Наглядный пример можно посмотреть в статьях Поворот направо из третьей полосы, Поворачиваю, как хочу и Опережение по «новой» полосе.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы о безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Опережение по «новой» полосе;Поворот направо через выделенную полосу;Перестроение на дороге. Безопасность маневра;Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо;Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей
<< Знаки особых предписаний 5.11.1 — 5.14.3Знаки «Начало полосы» и «Конец полосы» >>

Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке

Кто может ехать под знак движение запрещено. Запрещающие знаки

Стоя на светофоре в первом ряду и собираясь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду. Бывают случаи, когда водитель левой машины при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами. Это нарушение и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее

Поворачивая направо, требуется уступить дорогу велосипедистам, которые движутся прямо (если таковые имеются) и пешеходам, переходящим проезжую часть (п. 13.1 ПДД)

Это нарушение и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее. Поворачивая направо, требуется уступить дорогу велосипедистам, которые движутся прямо (если таковые имеются) и пешеходам, переходящим проезжую часть (п. 13.1 ПДД).

В статье Поворот направо. Опасные ситуации эти самые «нюансы» расписаны более подробно. Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным автомобилям. Эту особенность нужно учитывать, тем более, если есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правого ряда. Подробнее об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.

Сплошная с одной и прерывистая с другой (1.11)


Комбинированная линия разметки, когда сплошная линия проведена с одной стороны и пунктирная линия — с другой, позволяет пересечь эту линию только с пунктирной стороны.

  1. Разделять потоки входящего трафика;
  2. Прокрутка в том же направлении, если смена полосы движения разрешена только с одной полосы;
  3. Отмечены места въезда и выезда на АЗС, парковки и т.д., где движение осуществляется в одном направлении.

Чаще всего применяется на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении. Здесь эти знаки будут периодически меняться, позволяя встречным или попутным транспортным средствам пересекать их, совершая обгоны. Если бы таких знаков не было, медленно движущееся транспортное средство, например трактор, соберет за собой ряд машин, которые вынуждены медленно следовать, чтобы не нарушать правила.

остановить эту маркировку сбоку от сплошной линии можно только в одном случае — когда автомобиль завершит обгон (вернется на свою полосу движения).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: