Глобальный мир или цивилизационная война?
Экономика стала глобальной, а политика остается национальной. В 1993 году в журнале Foreign Affairs вышла статья «Столкновение цивилизаций?» выдающегося американского политолога Сэмюэла Хантингтона. После крушения биполярного мира он предвидел отнюдь не «конец истории», а возникновение нового, многополярного конструкта, в котором неизбежны войны и столкновения, а основными действующими силами станут уже не страны, а целые цивилизации.
Великая французская революция в конце XVIII века породила такое понятие, как «нация», и с тех пор «войны между королями прекратились, и начались войны между народами». Такая модель продержалась до наступления Первой мировой, а после русской революции трансформировалась в противостояние идеологий. Во Второй мировой их было уже три: либерально-демократическая, коммунистическая и фашистская.
Новый мир, по мнению Хантингтона, не намерен становиться единым социокультурным пространством. Наоборот, он превратится в арену столкновения восьми цивилизаций: западной, индуистской, исламской, конфуцианской, латиноамериканской, православно-славянской, японской и африканской. Каждая из них отличается от других языком, историей, религией, обычаями, институтами и субъективной самоидентификацией людей.
Да, глобализация ведет к тому, что границы стран размываются и люди расселяются по всему миру, теряя традиционную идентификацию с местом жительства и национальностью. Однако в чужеродной среде, по Хантингтону, цивилизационная «самость», которая часто сводится к религии, наоборот, «обостряется». Когда сирийские беженцы попадают в Германию, многие из них постепенно перестают идентифицировать себя как представителей Сирии. Зато у них крепнет и актуализируется другое самосознание: они в большей мере, чем прежде, ощущают себя мусульманами, не разделяющими фундаментальных ценностей западного либерального общества, — в том числе потому, что они гораздо менее важны в остальном мире. Индивидуализм, свобода (как личности, так и рынка), плюрализм мнений, верховенство закона и демократия не находят такого отклика в мусульманской, или китайской, или индуистской цивилизации. Запад был и остается доминирующей силой — и есть три пути взаимодействия с ним.
Первый — полная изоляция и устранение из жизни мирового сообщества, до самого недавнего времени этой дорогой, никуда с нее не сворачивая, шла Северная Корея.
Второй сценарий избирают страны, которые соглашаются примкнуть к Западу и вестернизироваться, принимая демократические ценности и институты вроде либерализма и рыночной экономики.
Третий путь — попытка догнать Европу и США в экономическом и военном плане, не перенимая их ценностей. Наиболее показательным примером здесь может служить опыт Японии: Страна восходящего солнца модернизировалась и вписалась в западное общество, не утратив своей культурной идентичности и сохранив статус отдельной цивилизации.
Резюме
Глобализация – это субъективный естественный процесс, который протекает на протяжении всего времени существования нынешней цивилизации.
Анализ исторических событий показывает, что процесс был запущен как минимум во времена расцвета Древнего Египта, а ненаучные источники (Библия, мифы народов) утверждают, что ранее уже существовала единая цивилизация, но потоп разделил людей).
Есть у понятия и несколько неосвещённых сторон: концепция (что это?) – цель и система путей и способов её достижения; обязательное наличие тех, кто процесс возглавляет, направляет его – глобалистов.
В общем, процесс шел, идет и будет идти. Вопрос только в какую сторону, кем он будет подталкиваться и будет ли в результате плюсов больше, чем минусов для населения планеты.
Ютуб-канал «ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ»
Признаки и проявления глобалистических процессов
Характерными чертами процесса являются:
- Усиление роли ТНК (транснациональные корпорации) – предприятий, которые функционируют на территории более чем двух стран, им принадлежит большинство патентов (что это такое?) на технологии и открытия, их капитал превышает состояние более половины государств мира. Их владельцы контролируют немалую долю мирового рынка высоких технологий и финансовых потоков.
- Наличие общей информационной сети, объединяющей человечество – интернет.
- Общие стандарты – наличие унификации и стандартизации, которые дают возможность международного сотрудничества в множестве сфер. Примеры: создание ISO, СИ и сертификатов продукции.
- Создание общего языка – ныне глобализаторы делают таким английский.
- Манипуляции сознанием масс – направленное психологическое воздействие на значительные группы людей для вызова у них определённых намерений, которые редко совпадают с их собственными: телевидение, реклама, искусство.
- Единая мировая валюта – большую часть XX века ею являлся доллар, однако его эпоха подходит к завершению.
- Производство, основанное на принципах разделения труда, в том числе международного.
Глобализация в духовной сфере
По мнению многих исследователей, глобализация в культуре стала возможна из-за утраты интереса подрастающих поколений к национальной самобытности. Процессу интеграции способствует приобщение миллионов жителей Земли к одним и тем же событиям: крупным концертам, спортивным соревнованиям, которые транслируются во многих странах. Кратко рассмотрим примеры глобализации в области духовной культуры.
- Повсеместный интерес к массовой культуре проявился в кинематографе. Так, создаваемые в Голливуде блокбастеры привлекают множество зрителей. Актёры из США известны во всём мире.
- Расцвет шоу-бизнеса привёл к вытеснению национальных традиций.
- Проведение международных музыкальных конкурсов (например, Евровидение) влияет на предпочтения представителей разных стран.
- Международные конкурсы красоты («Мисс мира») диктуют стандарты красоты.
Рис. 3. Конкурс красоты.
Что мы узнали?
Глобализация — это процесс взаимного влияния государств, образования единого политического, культурного, экономического пространства. Он имеет проявления во всех сферах жизни общества. К основным причинам глобализации относится развитие науки и техники, налаживание торговых связей, стремление решить проблемы сообща.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Пропасть между богатыми и бедными
В былые времена проблема богатства и бедности называлась проблемой Север – Юг. Север – это развитые страны, народы которых проживали в относительном комфорте. Юг – развивающиеся и отсталые государства, погрязшие в нищете, болезнях, голоде. Для них характерен огромный долг перед развитыми странами.
В эпоху глобализации, развития информационного общества проблема разрыва между бедными и богатыми приобрела особую остроту. В глобализации принимают участие отдельные регионы, города, организации, люди. Они имеют свои запросы и интересы. Они взаимодействуют как сетевая структура, преодолевая национальные и другие барьеры. Это новое «сетевое общество».
В мире наблюдается огромный разрыв между включенными и не включенными в информационную глобальную структуру. Это хорошо видно по примеру Индии. Всего несколько километров разделяют процветающий Бангалор, специализирующийся на компьютерных программах, от нищих регионов, где есть болезни и голод. Такое наблюдается по всему миру. Даже в мировых центрах есть трущобы.
Нет причин винить глобализацию в бедности. Она ее не создает, а лишь подсвечивает контрасты на разных уровнях – от международного до локального. При этом глобализация обогащает всех, кто подключен к глобальным структурам. Если нынешние тенденции сохранятся, разрыв между богатыми и бедными странами будет лишь увеличиваться.
Ученые предупреждают о «войне культур», «столкновении цивилизаций», настаивают на необходимости «диалога культур». Если в эпоху индустриализации богатые нуждались в бедных, поскольку те создавали богатство, то в эпоху информации «бедняки» никому не нужны. Богатые нуждаются в образованных, квалифицированных работниках.
Сторонники и критики глобализации сходятся во мнении, что все противоречия нужно немедленно решать. Мировое сообщество должно объединить усилия для предотвращения войн за отделение в условиях дробления политического пространства
Также важно предупредить конфронтацию между богатыми и бедными странами, регионами, чтобы на этой почве не развился фундаментализм
Каковы проявления глобализации в современном мире
Основой этих различных видений глобализации называют нежелание точно определить, что понимается под термином «культура». Большую часть XX века антропологи определяли культуру, как общий набор убеждений, обычаев, идей, объединяющих людей узнаваемыми, самоопределёнными группами. Ученые многих дисциплин оспаривали это понятие культурной согласованности, тем более, стало очевидно — члены сплочённых групп радикально отличались своими мировыми социальными взглядами.
Культура уже не воспринимается системой знаний, унаследованной от предков. Как результат, многие социологи теперь рассматривают культуру, как совокупность идей, атрибутов, ожиданий, меняющихся по мере реагирования людей на изменчивые обстоятельства. Действительно, к концу XX века крах барьеров, навязанных западной идеологией, идеологией КПСС, ростом электронной коммерции, повсеместно увеличивал воспринимаемую скорость социальных изменений.
Термин «местная культура» обычно используется, чтобы охарактеризовать опыт повседневной жизни конкретных, идентифицируемых мест, отражая чувства обычных людей в отношении уместности, комфорта, правильности атрибутов, определяющих личные предпочтения, меняющиеся вкусы. Учитывая силу местных культур, трудно утверждать, что реально существует всеобъемлющая глобальная культура. Утешители, оснащённые реактивными двигателями, могут чувствовать себя комфортно, работая глобальной сетью, отключённой от конкретных местностей, но такие люди составляют очень небольшое меньшинство; их число недостаточно для поддержания согласованной культурной системы.
Более важно спросить, где эти глобальные операторы держат свои семьи, какими родственными нитями они оперируют, если таковые имеются; являются ли они временным образом жизни или постоянным состоянием? Для большинства людей место, местность по-прежнему имеют значение. Даже транснациональные рабочие, обсуждаемые Аппадураем, коренятся местными сообществами, связанными общим восприятием, представляющими собой соответствующий, исполняющий образ жизни
Минусы глобализации
Не все страны могут воспользоваться возможностями глобализации. Для некоторых из них она вызывает серьезные проблемы. Малоприбыльные отрасли приходят в упадок. Разрушаются традиционные уклады жизни. Определенные слои населения остаются за бортом, не сумев приспособиться к современным условиям.
ТНК практикуют передачу развивающимся государствам устаревших технологий. За что их многие критикуют. Страны требуют расширить доступ к современным достижениям Запада, разработать правила для регуляции общемировых процессов. Глобализация повысила уязвимость национальных экономик, что вызывает немало опасений.
Глобализация в политике
В политической сфере глобализация возникла в связи с объединением государств для достижения определённых целей. Примерами проявления данного процесса является:
- создание военных блоков (таких, как НАТО);
- всемирных организаций (ООН);
- территориальные объединения (ШОС, СНГ).
Помимо этого, в мире действуют организации правового характера, например, Международный суд в Гааге, Европейский суд.
Некоторые учёные считают, что глобализация в области политики со временем должна привести к образованию единого мирового правительства, которое будет управлять всеми странами. Это, с одной стороны, приведёт к всеобщей демократизации и повсеместной справедливости, с другой стороны, нарушит естественный ход истории.
↑ Процесс глобализации
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями, государствами, растет взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяются его контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей на всей Земле. Все эти явления определяются как глобализация.
Глобализация– процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности: экономической, политической, научной, социальной и культурной.
Экономика и культура разных стран интегрируются на самых различных уровнях, образуя сложный и запутанный клубок связей и противоречий. Благодаря глобализации повсеместно достигается экономия на издержках производства, расширяется ассортимент и повышается качество товаров на национальных рынках; становятся доступными достижения науки, техники и культуры.
↑ Последствия глобализации
Последствия глобализации | |
ПОЗИТИВНЫЕ | НЕГАТИВНЫЕ |
– появилась возможность производить товары в тех регионах мира,где их производство обойдется дешевле;– появилась возможность реализовывать товар там, где это даст максимальную выгоду;– снизились издержки производства;– появилась возможность для дальнейшего развития производства;– возросла прибыль;– появилась возможность сконцентрировать усилия на разработке новых передовых технологий;– плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-исследовательские разработки;
|
|
Дискуссии по поводу глобализации не утихают до сих пор. Ведь как бы ни были велики успехи экономического глобализма в последние два десятилетия, они так и не сняли с повестки дня необходимость преодоления противоречий между богатыми и бедными странами, преодоления пропасти между экономикой развивающихся и развитых стран. Неоднозначна и взаимозависимость экономик отдельных
государств: ведь успех и кризис в развитых странах ощутимо сказывается по всему миру. Власть становится бессильна перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов.
Всеобщность социальных и культурных интеграционных процессов – не единственное свойство глобализации. Она связана, прежде всего, с новой интерпретацией всей общественной жизни на Земле. Данная интерпретация состоит в том, что в современную эпоху по сравнению с прошлыми историческими эпохами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества. Последнее сегодня представляет принципиально новую суперсистему, спаянную общей судьбой и общей ответственностью.
Демографическое влияние на развитие глобализации в современном мире
Тезисы «столкновения цивилизаций» Хантингтона предполагают: крупные восточноазиатские общества составляют альянс «конфуцианских» культур, имеющих общее наследие учений Конфуция, древнего китайского мудреца. Однако образ жизни начала XXI века городов: Токио, Сеул, Пекин, Тайбэй, Гонконг показывает гораздо больше доказательств глобализации, чем конфуцианство.
Известные отличительные черты конфуцианства — уважение к родителям, традициям предков — эти города не придают особого значения, чем Бостон, Лондон, Берлин, являясь следствием (среди прочего) устойчивого сокращения численности семьи, охватившего восточноазиатские общества с 1980-х. Установленные государством ограничения численности семьи, позднего деторождения, сопротивления браку среди высокообразованных работающих женщин, подорвали основные принципы конфуцианской Азиатской семьи.
Показатели рождаемости Сингапур, Японии упали ниже уровней замещения, занимая рекордно низкие уровни Гонконга; показатель рождаемости Пекина, Шанхая, других крупных городов Китая, также быстро снижается. Подобные события означают — Европа, подобная Восточной Азии, может ощутить финансовый кризис, поскольку означает — сокращение числа рабочих будет поддерживать постоянно растущую когорту пенсионеров.
Согласно прогнозам, к 2025 году у Китая будет 274 миллиона человек возраста старше 60 лет, чем весь 1998 год Соединенных Штатов. Перспективы других стран Восточной Азии намного хуже: 17,2 процента из 127 миллионов жителей Японии возраста старше 65 лет (2000); к 2020 году этот процент может возрасти до 27.
Между тем, «конфуцианские» общества Азии сталкиваются с параллельной революцией семейных ценностей: супружеская семья (сосредоточенная эмоциональными связями между женой и мужем) быстро заменяет патриархальную совместную семью (ориентированную поддерживать престарелых родителей, бабушек, дедушек). Подобное преобразование происходит даже среди отдаленных сельских районов северо-западного Китая, где супружеские пары теперь жить будут, имея свой собственный дом («неолокальное» место жительства), отличаясь от дома либо места родителей жениха («патрилокальная» резиденция).
Дети, рожденные такими супружескими ячейками, сильно отличаются от своих старших родственников, воспитанные совместными семьями: сегодняшние отпрыски, вероятно, будут баловать только детей, известными «Маленькими императорами», «Маленькими императрицами». Современные восточноазиатские семьи характеризуются идеологией потребительства, являющейся диаметрально противоположной неоавторитарной конфуцианской риторике, продвигаемой политическими лидерами, например, сингапурским Ли Куан Ю, Гонг-Кон, Тунг Че-Хва рубежа XXI века.
Италия, Мексика, Швеция (среди других стран) также испытали резкое сокращение размера семьи, рождаемости конца 20-го века. Укореняются новые семейные образования — транснациональные рабочие, поддерживающие семейные гнёзда более чем одной стране. Многочисленные доминиканские семьи, несомненно, стали очевидны до появления дешевых авиабилетов, сотовых телефонов, но новые технологии изменили качество жизни (к лучшему) сообществ диаспор.
Таким образом, глобализация семейной жизни больше не ограничивается трудящимися-мигрантами развивающихся стран, занимающих низкооплачиваемую работу, предлагаемую развитыми капиталистическими обществами. Транснациональная семья всё чаще становится признаком высокого социального статуса и изобилия.
Процесс глобализации и кто его подталкивает
На протяжении последних нескольких тысяч лет процесс протекает поэтапно:
- Предшествующий – завершился неудачей, ибо не осознавался большинством населения планеты пока скорость развития технологий не обогнала скорость смены поколения людей (25 лет). Из-за того, что технический процесс обогнал нравственное, этическое и культурное развитие человечества, он приблизил его к гибели ввиду неумелого обращения с достижениями цивилизации;
- Нынешний – осознаётся людьми как объективно протекающий процесс, которым управляют политические элиты, научное сообщество, закрытые общества (масоны), ТНК (транснациональные корпорации) ввиду того, что оказывает заметное влияние на жизнь государств и людей (за исключением некоторых племён, живущих первобытным строем на протяжении веков).
Глобализация касается объединения всех сфер жизни и деятельности человечества: политической, финансовой, научно-технической, религиозной, культурной. Отчасти они интегрируются друг в друга, частично – разрушаются и растворяются в истории.
В прошлом процесс стимулировался развитием торговли, войнами, политической деятельностью, на современном же этапе он перешел в фазу объединения мира на научно-технологической и экономической почвах.
В качестве движущей силы процесса по разным версиям выступают как объективные, так и субъективные причины. Например, есть версии, что
- Глобализация порождается и направляется высокопоставленными личностями, которые преследуют личные и коллективные интересы, оставаясь при этом анонимными, и заботиться о судьбах большинства «глобализаторы» не собираются. Это так называемая теория заговора, которую пытаются дискредитировать те, кого она разоблачает.
- Поддерживается теми странами, которые на данным этапе больше всего от глобализации выигрывают. Раньше это были США, а сейчас — Китай. По-моему, это самая объективная версия, хорошо отображающая текущие реалии.
- Процесс естественный и неотвратимый (как саморегулируемый рынок). Данный подход с трудом выдерживает критику, но продвигается в массы активной либерально настроенной прослойкой общества. Их вроде бы мало, но их вопли слышны отовсюду.
Но что бы не было движущей силой процесса — он идет. Стираются границы между странами, убирается национальная самоидентификаци (все должны стать гражданами мира), облегчается возможность перемещения.
Экономическая и финансовая составляющие процесса – его ключевые аспекты, ввиду чего в мире сокращается количество изолированных друг от друга экономических единиц – они становятся частями единой системы или уничтожаются.
Глобализация в нынешнем мире кажется процессом неизбежным, и помешать ей может разве что только глобальная катастрофа вроде всемирного потопа, существование которого (и не одного) подтвердило и научное сообщество.
Хотя, таким потопом, например, может стать повторение «великой депрессии», но только в масштабах всего уже почти глобального мира.
Наиболее яркий пример объединения человечества в прошлом – миф о Вавилонской Башне. При её строительстве единая цивилизация была разделена на множество мелких явлением, которое оказалось сильнее человека.
Что такое глобализация?
Моделью, объединяющей в себе все лучшее от глобализации, можно считать идеальный интернет — свободное пространство без запретов. Доступ к любой информации, контакты с единомышленниками и покупка товаров по всему земному шару, тысячи бесплатных сервисов, возможность исследовать мировую историю и культуру, получить онлайн-образование и найти работу за пределами своего города и страны — это достижения глобализации.
Мир без глобализации проще всего представить на примере ограниченного интернета, в котором закрыт доступ к внешним ресурсам, нельзя покупать импортные товары и скачивать иностранные фильмы, музыку, книги. Мессенджеры не работают или позволяют связаться только с соотечественниками. За контентом строго следит цензура, а пользователи не имеют права высказывать противоречащие идеологическим догмам мысли. В своей крайней форме такой подход характерен для КНДР, где доступ в интернет можно получить только с личного разрешения Гения Руководства Ким Чен Ына, а все остальные вынуждены пользоваться интранетом, внутренней северокорейской сетью.
С каждым годом «глобальная деревня», как говорил Маршалл Маклюэн, становится все теснее. Однако этот процесс может протекать по двум противоположным сценариям: однополярный мир, где люди свободно передвигаются по всему земному шару, зарабатывают деньги в разных странах, активно влияют на происходящее, самостоятельно выбирают мировоззрение, сексуальную ориентацию и формируют политические предпочтения, — и многополярный мир принципиально не согласных друг с другом цивилизаций-гегемонов, в котором границы крепки, а над планетой собираются тучи войны и глобальной экологической катастрофы.
Всем ли выгодна глобальная экономика?
В ближайшем будущем глобализация экономики при современных темпах развития технологий ударит по высоко- и низкоквалифицированным кадрам. Утверждение, что она выгодна всем, основывается на предположении, что людям, занятым в той или иной сфере деятельности, в случае необходимости удастся легко ее сменить. Южнокорейский экономист Ха Джун Чхан приводит такой пример: «С их точки зрения, если США подпишут Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) с Мексикой, многие сотрудники автомобильной промышленности в Америке потеряют свои места, но не понесут убытков, поскольку смогут быстро переучиться и получить работу в индустриях, которые будут расширяться за счет NAFTA, — например, в программировании или инвестиционном банковском деле».
Попробуйте-ка представить себе 50-летнего автомеханика Джо, который 20 лет собирал машины и теперь должен за пару месяцев выучить язык программирования, чтобы прокормить свою семью, — и зыбкость этих экономических теорий станет очевидной. В большинстве обеспеченных стран существуют механизмы борьбы с такими разрушительными последствиями: государственные субсидии и бесплатные курсы переквалификации. Лучше всего они работают в Скандинавии, а в США в последние годы, наоборот, сокращают финансирование подобных проектов.
Чем опасна унификация культур
Прежде всего, такая тенденция может стать причиной исчезновения малых культур, а, соответственно, и оскудения культурного многообразия. Кроме того, подведение культурного наследия под единый стандарт и форму, становится причиной шаблонности нашего мира и общества. Новая глобальная культура, которая так активно взращивается в Интернете, не обладает исторической памятью, подкрепленной этнонациональными и религиозными смыслами отдельных народов.
Другой крайностью, вызываемой процессами культурной стандартизации, является повышенная потребность в самоутверждении. Т.е. некоторые народы или отдельные организации настолько рьяно стараются сохранить элементы своего образа жизни, что такое стремление нередко принимает агрессивную форму. Противовесом унификации является чрезмерная замкнутость, гипертрофированная гордость своей самобытностью, и как результат этнорелигиозные конфликты, радикализация.
Быть как все – это плохо?
Угрозой является не просто отсутствие уникальности, хотя и для развития личности шаблоны лишь препятствие, но более значимые для всего общества риски. Этнокультурное разнообразие – это не только различие в нарядах или обычаях, это еще и различные подходы к решению тех или иных проблем. В одних культурах доминируют технические знания, для других важен достаток (в денежном эквиваленте), для третьих – вероисповедание.
Эти отличия формировались на протяжении многих лет, и кто знает, может в далеком или близком будущем знания наших предков, которые сохранятся, помогут человечеству преодолеть катаклизмы (социальные или естественные). Именно поэтому необходимо стремиться к сохранению специфической этнической картины мира, а не ее усреднению.
Необходим баланс и контроль на государственном уровне. Если правильно подойти к процессу унификации культур, то это станет ключом к мирному взаимодействию и культурному взаимообогащению.
Противоречия глобализации
Глобализация в ходе своего развития сталкивается со множеством проблем, часть из которых связана с инертностью общества, историческим прошлым, но и с теми противоречиями, которые она сама в себе несет. В качестве таких тормозящих факторов называют милитаристские и неолиберальные методы глобализации, несущие политические, экономические, технологические и культурные противоречия.
Под влиянием сопротивления глобализация чаще принимает форму регионализации и выливается в создание таких организаций, как НАТО или АСЕАН. Универсализация мира поднимает проблему создания единой правовой основы, управленческих механизмов и т.д. В новой мировой системе стоит задача выработки основных требований к качеству товаров и услуг, ответственности за их соблюдение, технологические принципы производства.
В условиях влияния мировых процессов на конкретное государство, по мнению Д. Хелда, возникает ситуация, когда само государство оказывается неспособным проводить самостоятельную национальную политику, а сам процесс управления как будто «ускользает» от национального правительства. Эта проблема ставит перед собой задачу выработки эффективных стратегий поведения на международной арене с ориентацией на национальный успех, а не только достижение пользы для интегрированного мира. Стоит учитывать и то обстоятельство, что интеграция участников не предполагает их равноправие, а точнее, равноправие оказывается только декларативным принципом, в то время как реальная политика преференций по-прежнему разделяет стран на лидеров и аутсайдеров.