Способы определения расстояния
Известно, что соблюдать дистанцию водитель учится с опытом. Но получение этого бесценного опыта можно ускорить тренировками. Вариант практики, которая поможет с уверенностью и без боязни ездить по российским дорогам, следующий:
- Шаг 1. Пристройтесь на безопасное на ваш взгляд расстояние за едущим впереди автомобилем.
- Шаг 2. Найдите на обочине или на самой дороге предмет, который будет выступать точкой отсчёта (столб, разметка).
- Шаг 3. После того, как движущаяся впереди машина минует эту точку, высчитайте, за какой время доберётесь до неё вы. Если это время покажется достаточным для того, чтобы в экстренной ситуации успеть затормозить, можно считать такое расстояние безопасным.
Ездить в плотном потоке автомобилей, особенно в пробке, значительно труднее, поскольку выше шанс торможения автомобиля спереди. В солнечную сухую погоду дистанция может быть небольшой, около двух метров, особенно если невысока средняя скорость движения.
Также нужно учитывать транспорт, который движется сзади. Если вы слишком резко затормозите или совершите непредсказуемый маневр, это может закончиться аварией. Кроме того, на случаи особой наглости, когда в расстояние между вами и едущим впереди пытаются вклиниться, желательно реагировать как можно спокойнее и не пытаться вырваться вперёд.
Одна небольшая ошибка на дороге может привести к тому, что придётся потратить много времени и сил на ремонт своей машины.
Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения. Первый из них – деление скорости движения надвое. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Чтобы определить безопасную дистанцию, достаточно посмотреть на стрелку спидометра.
Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.
Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует еще одна шпаргалка. Это так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.).
Параметр «дистанции» актуален для тех собственников транспортных средств, которые перемещаются по городу вслед за другими автомобилями, по той де траектории движения.
Он помнит, что, тот, кто оказался позади и въехал в бампер соседней машины, будет признан виноватым лицом «без суда и следствия».
Ситуация: В потоке машин каждый отвечает сам за себя. Минимальная дистанция составляет всего лишь 2 метра. Но никто не застрахован, что первая машина в длинном ряду внезапно затормозит из-за неожиданного препятствия (пешехода, велосипедиста, мотоциклиста или неживого предмета).
Что тогда ожидает других, последующих участников движения? Все зависит от «Его Величества случая».
А величина устанавливается индивидуально, в зависимости от текущей обстановки и скорости движения автомобиля.
Учитывается все, как, например:
- погодные условия;
- состояние дорожного полотна;
- время года;
- стаж владельца машины;
- скорость реакции индивидуума.
Чтобы избежать столкновений на дорогах, необходимо соблюдать расстояние до соседних транспортных средств. Безопасный промежуток может варьироваться в зависимости от погодных условий и времени суток.
Также обязательно нужно учитывать техническое состояние автомобиля и максимальную разрешенную скорость на конкретном участке дорожного полотна.
Что по этому поводу говорят ПДД? О чем важно знать водителю, чтобы быстро сориентироваться в потоке машин?
Закон не конкретизирует с точностью до метра промежутки, которые должен соблюдать автомобилист. Правилами дорожного движения подразумеваются два основных расстояния: дистанция до едущей впереди машины и боковой интервал. Обе эти величины человек должен определять самостоятельно. Получается, что безопасность участников дорожного движения зависит от глазомера отдельно взятого водителя.
Пункт 9.10 ПДД гласит, что водитель обязан выдерживать дистанцию, которая не позволит произойти столкновению. Норма также обязывает соблюдать оптимальный боковой интервал. При этом закон подразумевает, что правильность расчетов остается на совести водителя. Как же не ошибиться?
Разновидности иллюзий восприятия (обмана чувств)
Могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии):
- Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
- Оптические — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной диспаратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы)
- Звуковые, например, тон Шепарда.
- Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, видимый в окне движущегося поезда пейзаж выглядит находящимся в непрерывном движении; или же, к примеру, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более лёгкий, покажется более тяжёлым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология)).
- Слуховые — искажённое восприятие характеристик звука: силы, ритма, расстояния до источника звука.
- Тактильные (иллюзии осязания) — иллюзии восприятия тактильных ощущений.
- Обонятельные, вкусовые — проявляются в виде изменения качества ощущений, например, сладкое ощущается кислым.
- Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.
- Иллюзия восприятия времени — искажённое восприятие хода времени, например, kappa effect, chronostasis.
Картинки, вызывающие оптические иллюзии |
---|
Статическая картинка может вызвать иллюзию движения при рассматривании (особенно при наклонах головы) Если смотреть на 4 чёрные точки в центре больше минуты, а потом перевести взгляд на белый фон, то появится портрет |
Иллюзии в психиатрии
Основная статья: Иллюзия (психиатрия)
-
Иллюзии в психиатрии — возникающие как следствие психического расстройства. Данная форма иллюзий не связана с описанными выше внешне сходными феноменами, обусловленными законами физиологии и оптики.
- Слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные.
- Парейдолии (парейдолические иллюзии) — особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.
- Аффективные (психические иллюзии, эмоциональные иллюзии) — возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.
- Иллюзии осознаваемости (воплощённой осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом[источник не указан 583 дня]; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда[источник не указан 583 дня]. Согласно иным классификациям, подобное ощущение является галлюцинацией общего чувства.
Иллюзия пересекающихся окружностей
Еще одна геометрическая иллюзия заставляет нас думать, что круги, состоящие из маленьких квадратов, пересекаются между собой.
Конечно же, глазам своим верить стоит не всегда. Картинка перекрывающих друг друга кругов на самом деле обманчива. А секрет иллюзии заключается в нескольких концентрических кругах внутри нее. Правда, контрастные элементы мешают зафиксировать их и подсчитать, сколько же именно кругов оказалось в поле зрения. Именно это и сбивает фокус, запутывая мозг.
Наша зрительная система получает мешающие друг другу сигналы. Один импульс сообщает о кругах, другой – о спиралях. Но в этом споре побеждают именно закрученные объекты, ведь все визуальные элементы мы просто не можем отследить. Мозг решает упростить для себя эту задачу, переведя картинку в понятную для него трехмерную спираль.
Для раскрытия секрета иллюзии можно поверх нее наложить линии. Так будет проще зафиксировать местоположение объектов. И быстро станет понятно, что на самом деле все четырехугольники формируют пять концентрических кругов.
Польза для науки
Хотя на первый взгляд такие картинки – ерунда, просто развлечение, но благодаря оптическим искажениям ученые могут наиболее точно понять, как работает человеческий мозг.
В 2010 году в конкурсе «Illusion Contest» первое место занял Кокити Сугихара, который соорудил бумажную конструкцию с четырьмя наклонными желобами.
Кажется, что шарики нарушают законы гравитации и катятся вверх, но это не так.
Движение в условиях недостаточной видимости
Вождение автомобиля в условиях недостаточной видимости можно свести к четырем основным категориям:
- Во время дождя;
- При тумане;
- При ослеплении солнцем;
- Под влиянием иных погодные явления.
Во время дождя
Важная особенность при вождении в дождливую погоду
— снижение сцепления покрышек с покрытием дороги. На мокрой поверхности коэффициент сцепления падает в полтора — два раза, ухудшается управляемость машины, а тормозной путь увеличивается.
Особое внимание необходимо обратить на такие опасности, как:
-
асфальтобетонное дорожное полотно
, скрытое под опавшими листьями деревьев или грязью; -
период сразу после начала и по окончания
дождя.
При движении с высокой скоростью по мокрой дороге, между дорожным покрытием и колесами автомобиля может образоваться водяной клин, или как его еще называют «эффект аквапланирования».
В отличие от движения с низкой скоростью, когда вода между поверхностью дороги и шиной автомобиля вдавливается в рисунок протектора, на высокой скорости этого не происходит.
Признаком начала аквапланирования может служить внезапно возникшая легкость в управлении авто.
Для борьбы с явлением необходимо применить торможение двигателем.
При тумане
В случае когда видимость ограничена туманом, от водителя требуется много больше внимания и опыта, чем при езде в дождливую погоду. Зачастую при авариях, вызванных туманом, количество поврежденных автомобилей измеряется десятками, множество людей получают травмы.
В случае густого тумана нужно немедленно прекратить движение и ждать улучшения погодных условий.
Для этого погодного явления может иметь следующее воздействие на водителя:
- значительно снижет расстояние видимости;
- формирует обман зрения;
-
нарушает ориентирование
в пространстве; -
искажается восприятие скорости
и расстояние до объектов; -
сильное напряжение оказывает влияние
на психику водителя.
В случае продолжения движения, необходимо:
-
замедлить скорость
так, чтобы её значение не превышало половину видимого расстояния в метрах; -
использовать ближний свет
вместе с противотуманными фарами; -
для увеличения расстояния видимого перед автомобилем
, периодически приближать глаза к лобовому стеклу. -
открыть окно водительской двери, прислушиваться к шумам
, издаваемым транспортными средствами.
Ни в коем случае не следует:
-
приближаться к впередиидущему
авто; -
осуществлять стоянку авто
в пределах дороги; -
осуществлять обгон
или опережение.
При ослеплении солнцем
Прямые солнечные лучи, направленные в глаза уменьшают обзорность водителя, снижают его концентрацию и приводят к переутомлению. Особенно это актуально утренний и вечерний период, солнце находится прямо над горизонтом и солнечные лучи падают параллельно земле.
В случае когда дорожное покрытие, чередуясь, проходит сквозь солнечные и затененные участки, у водителя возникает резкое ухудшение видимости
В таких случаях от водителя потребуется усиленное внимание.. При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора
, и задних фонарей впередиидущих транспортных средств
При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью
При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора
, и задних фонарей впередиидущих транспортных средств. При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью.
Оптимальным решением будет использование противосолнечного козырька, закрывающего от прямых солнечных лучей.
Под влиянием иных погодных явлений
При выпадении первого снега дорожное покрытие представляет особую опасность. Снег быстро накатывается и образует ледовое покрытие либо накат, что, вместе с существенно уменьшившейся видимостью, приводит к росту числа аварий.
Видимость на дороге имеет важнейшую роль.
До девяноста процентов информации необходимой для безопасного продолжения движения, водитель получает благодаря зрению. Устройство человеческих глаз требует времени на адаптацию к темноте. Однако, ночью зрение в значительной степени притупляется.
Так, в темное время суток, или в сумерках водитель намного хуже различает сложившуюся на дороге обстановку. Искажается восприятие цветов. Зеленый кажется более светлым чем красный, а тот в свою очередь – черным. Скорость реакции снижается в несколько раз. В среденем на время от 0,6 секунды и более.
Если для ночного движения можно воспользоваться дальним светом фар, то в условиях сумерек он уже плохо освещает дорогу
Необходимо включить противотуманные фары, понизить скорость двигателем и повысить внимание
Хрономиражи
Если описанные ранее примеры вполне объяснимы, то хрономиражи можно отнести к самым удивительным оптическим иллюзиям. Их природа так до конца и не изучена, а официальная наука до сих пор спорит, насколько реально такое явление и чем оно вызвано. Хрономираж отличается от обычного тем, что воспроизводит какое-либо историческое событие или «возможное будущее». Прямо в воздухе внезапно появляются замки, дворцы, легендарные личности. Такое зрелище встречается редко, но есть «особые места», где чаще всего можно нечаянно столкнуться с прошлым:
- Лиссабон. Здесь видели старинный замок, охваченный огнем.
- В китайском городе Пенглай множество людей наблюдало прекрасное будущее: на месте обычного провинциального городка вдруг появился мегаполис с суперсовременными высотками, авто и людьми.
- В Ярославской области на Плещеевом озере часто можно встретить древнерусских воинов.
Хрономиражи наблюдались в Стокгольме, Ирландии, Англии, России и Франции. Некоторые из них удалось сфотографировать, другие подтверждаются только рассказами очевидцев, причем под действие зрительного обмана попадали иной раз довольно большие группы людей. Значит, о галлюцинациях не может быть и речи, ими страдают индивидуально.
Что подразумевается под остановочным путем?
1. | ? | Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. |
2. | ? | Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки. |
3. | ? | Расстояние, соответствующее тормозному пути, определенному технической характеристикой данного транспортного средства. |
Под остановочным путем подразумевается расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Остановочный путь всегда больше тормозного, так как до начала торможения ТС успевает переместиться на расстояние, зависящее от времени реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода.
10. Иллюзия Корнсвита
Как и иллюзии Маха и одновременного контраста, иллюзия Корнсвита использует градиент и центральную линию, чтобы создать впечатление того, что одна сторона изображения темнее другой. Но на самом деле они одинаковы! Вы можете понять это, когда секции расположены параллельно.
Каждый ромб использует одинаковый градиент, но они будто становятся темнее сверху вниз
Эта иллюзия создает похожий эффект, как и две вышеупомянутые, но кое в чем она отличается:
- В примере полос Маха эффект возникает в зонах, близких к краю каждого оттенка. Иллюзия Корнсвита влияет на восприятие всей фигуры.
- В иллюзии Корнсвита светлый край кажется светлее, а темный край — темнее. Это противоположно обычным эффектам контраста.
Скорость при ограниченной видимости
Далее, разберем ситуации закрытого обзора. Пример. Та же ситуация, изображенная на рисунке выше. Проезжаем мимо припаркованных машин по 2-му ряду, едем 60. Вдруг из-за одной машины выходит на дорогу пешеход, которого вы не видели — машина загораживала обзор. А у вас — 60 км/ч и 30 метров остановочного пути… (играет похоронный марш…). Личный опыт: если я еду по 2-полосной дороге, обе стороны которой заставлены машинами (засажены кустами, застроены и т.п.) — моя скорость не более 20 км/ч
И неважно, что говорят ПДД, хоть 80 км/ч. Главное обеспечить себе остановочный путь или возможность ухода в сторону
Нет такой возможности? Снижаем скорость.
Я часто рассказываю об этом, и столь же часто мне возражают, мол, если так ездить, будешь раздражать водителей сзади, которые тебе моргают фарами, сигналят, злятся… И здесь же ученики задают вопрос: как быть, если сзади сигналят? Все просто. Если мне сигналят, я не обращаю внимания и еду дальше. Конечно же, я против создания помех другим водителям, да и пробок у нас и без этого хватает. И сам с трудом сдерживаю эмоции, когда вижу впереди себя медлительного и нерасторопного водителя.
Но давайте отделим мух от котлет. Одно дело, когда водитель сдерживает поток машин сзади из-за своей беспечности. Например, он неосознанно снизил скорость, потому что отвлекся на телефон и набирает смс, хотя здесь можно и нужно двигаться быстрее. Конечно, в этом случае гнев водителей сзади оправдан, и водитель-«тормоз» неправ. Я, конечно, не любитель набирать смс за рулем, но гипотетически в этой ситуации я бы отреагировал – либо ускорением (возможно, с откладыванием написания смс), либо уходом в сторону – в общем, освобождением дороги для проезда других участников дорожного движения.
И совсем другое дело, когда водитель сдерживает торопыг сзади как раз потому, что он грамотный, правильно оценил ситуацию и принял сознательное решение снизить скорость до 20 км/ч в угоду безопасности. Тогда он прав, а лихачи – нет. Они, конечно, этого не знают, но лично мне от этого ни холодно, ни жарко. Вообще, современное безопасное вождение – его еще называют «защитное вождение» (от англ. defensive driving) – подразумевает, что водитель управляет не только автомобилем, но и дорожной ситуацией вокруг себя. Грубо говоря, «парни, вы будете ехать с той скоростью, с которой считаю нужным двигаться я, если превышение этой скорости в данный момент опасно». Правда, если у меня есть возможность уйти в сторону, например, в карман между припаркованными машинами, я так и делаю – пусть летят и рискуют, это уже их дело. Пропускаю и продолжаю двигаться, как нужно мне. Да и мало ли, может у человека пожар дома случился или жена рожает, ему вообще не до чего сейчас, пускай едет… Если же возможности уйти в сторону нет, я ничего не предпринимаю и навязываю свой режим движения.
Так что в ситуации с закрытым обзором при недостаточном расстоянии до возможной помехи законы физики ЗАПРЕЩАЮТ вам ехать даже с разрешенной ПДД скоростью. Особенно это актуально при проезде мимо стоящего на остановке автобуса/троллейбуса. Конечно, еще в 80-х в младших классах школы нас учили обходить автобус сзади, а трамвай спереди. Но мы же с вами понимаем, как дело обстоит в реальности… Готовьтесь к появлению пешехода спереди автобуса: направляйте взгляд в дорожный просвет, увеличивайте боковой интервал, снижайте скорость.
Основные сведения
Нередко у водителей в силу различных причин возникает вопрос — что под собой подразумевает термин недостаточная видимость?
Это обусловлено правилами безопасности движения на дороге. Нередко даже видимость дороги менее 100 м становится причиной серьезных ДТП, в которых гибнут люди.
Существует множество различных нюансов, связанных с подобных явлениями. Стоит ознакомиться заранее со следующими важными вопросами:
- определения;
- предупреждающие знаки.
Определения
В правилах дорожного движения применяется сразу два различных понятия, которые обозначают недостаточную видимость.
К таковым относятся:
- «ограниченная видимость»;
- «недостаточная видимость».
Ограниченная видимость | Когда в направлении движения водителя видимость ограничивается какими-либо рельефами местности, растительностью или же зданиями, иными предметами, объектами. Подразумевается, что недостаток обзора присутствует по причине размещения каких-либо искусственных объектов. После преодоления которых видимость будет полностью восстановлена. Фактически, под «ограничителем» видимости может выступать любой объект |
Недостаточная видимость | Согласно правилам дорожного движения, официально принятым в РФ, это видимость дорожного полотна в направлении движения менее 300 м. Причиной подобного может быть туман, дождь, снегопад или же сумерки. Фактически, любые погодные условия, имеющие определенную длительность в течение времени. Также недостаточная видимость может иметь место из-за задымления, возникающего в результате пожара |
Существуют определенные действия, которые следует предпринимать в случае возникновения обозначенных выше ситуаций.
Вплоть до гибели водителя и других участников дорожного движения в ДТП
Важно заранее определиться, что означает термин недостаточная видимость
В то же время сколько метров обзора должно быть недоступно для водителя в случае ограниченной видимости не указывается.
Помимо обозначенных выше терминов стоит также рассмотреть:
- темное время суток;
- дневные ходовые огни, ДХО.
Дальность в 300 метров выбрана для того, чтобы при соблюдении скоростного режима была возможность избежать аварии, иных проблем на дороге.
Так как данное расстояние является достаточным для любого водителя для принятия превентивных мер на дороге. Соблюдение скоростного режима позволит избежать гибели людей, различных иных проблем.
Предупреждающие знаки
В условиях недостаточной видимости нередко сложно различить какие-либо объекты на дороге, несущие своим присутствие потенциальную опасность для водителя и его пассажира.
Именно поэтому в ПДД присутствует ряд специальных предупреждающих знаков.
Они устанавливаются на определенном удалении от потенциально опасных объектов, позволяют узнать заранее о их наличии и предпринять соответствующие меры. Например, снизить скорость или же вовсе остановиться.
Перечень таковых знаков достаточно обширен. Наиболее важными являются следующие:
№1.1 | Обозначается железнодорожный переезд со шлагбаумом |
№1.3.1 | Однопутная железная дорога |
№1.3.2 | Пересечение двух и большего количества железнодорожных путей |
№1.4.1 | Данный знак обозначает, что через ровно 150 метров от него имеет место расположение железнодорожного полотна |
№1.4.2 | Монтируется в 100 м от установленного железнодорожного полотна |
№1.4.3 | Данный предупреждающий знак монтируется в 50 м от железнодорожного полотна |
№1.5 | Обозначает, что через 50-100 м будет иметь место пересечение дороги с трамвайными путями |
№1.6 | Через некоторое расстояние располагается равноправный перекресток |
№1.11.1 | Предупреждающий знак о наличии опасного поворота направо — если в населенном пункте — 50-100 м; если вне населенного пункта — 150-300 м |
№1.11.2 | Знак, предупреждающий об опасном повороте налево — в населенном пункте — 50-100 м; вне территории населенного пункта — 150-300 м |
№1.12.1 | Дорога поворачивает направо через 150-300 м |
Полный перечень знаков, которые обозначают какие-либо потенциально опасные объекты, достаточно обширен.
Именно поэтому по возможности нужно ознакомиться с ними со всеми. Таким образом можно будет избежать большого количества самых разных проблем на дороге, ДТП.