В чем разница между понятиями «водитель» и «шофер»

Краткое описание: кто такой водитель?

Водитель – это очень распространенная и всегда востребованная профессия. Существует немало ее разновидностей. Так, водитель может быть экспедитором, курьером, таксистом, охранником, он может заниматься международной транспортировкой грузов, и так далее. Соответственно, для трудоустройства на вакансию водителя необходимы права соответствующей категории, опыт вождения и наличие навыков, соответствующих специфике предлагаемой должности. На водителе лежит ответственность за здоровье пассажиров и/или сохранность грузов, поэтому он должен уметь принимать правильные решения в экстренных ситуациях.

Профессиональные обязанности

Шофер обязан:

  • перед выездом из гаража проверять состояние основных систем автомобиля (тормозной, рулевой), наличие топлива, воды, моторного масла;
  • производить ежедневное техническое обслуживание (смазка, заправка, мойка, осмотр);
  • профессионально управлять транспортным средством для безопасной перевозки людей и грузов;
  • обеспечивать сохранность груза и комфорт пассажиров;
  • соблюдать правила дорожного движения и следить за показаниями приборов;
  • правильно оформлять документацию;
  • устранять мелкие поломки, при необходимости вызывать ремонтную бригаду;
  • оказывать первую медицинскую помощь.

Кроме того, в зависимости от используемого транспорта на шофера могут возлагаться и другие обязанности: обеспечение посадки и высадки пассажиров, управление дополнительными механизмами и т.д.

MO

Профессия моего папы – водитель-дальнобойщик. «Я люблю путешествовать по разным городам, наблюдать за обычаями разных народов», – рассказал мне папа. В детстве он, как многие мальчишки, мечтал стать космонавтом. После школы учился в техникуме на механика, и эта профессия ему понравилась. Вот он и решил свою жизнь посвятить большегрузным машинам.

Сейчас у него своя машина. Она очень большая, удобная. В ней есть холодильник, кровать, шкафчики, всё самое необходимое. В обязанности папы входит доставлять груз из одной точки России в другую. И всё это надо сделать вовремя, без опозданий. Ведь в дороге может случиться всякое: и пробки, и гололёд, и туман. Нужно быть очень внимательным, быстро реагировать и правильно поступать в той или иной ситуации.

Рабочий график не предусмотрен, и его нельзя составить на месяц вперёд. Машина в дороге может сломаться, поэтому у папы с собой много нужных инструментов, гайки, отвёртки, насосы, запасные колёса, лампочки. «Если вы работаете дальнобойщиком, всегда имейте с собой запас еды и инструментов», – советует папа

В этой профессии важно знать правила дорожного движения, ехать строго по указанному маршруту, не сбиться с пути

Интересно ехать, смотреть вперёд и по сторонам. Узнаёшь про нашу страну много интересного, например, как живёт другой народ, как выглядят другие города. От папы я узнал, что если ехать в Москву через Рязань, то по дороге будет город Луховицы, где можно купить бесподобных огурчиков, свежих и солёных. Там даже есть памятник огурцу.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Недостатки профессии шофер

Наряду с явными преимуществами у работы водителя имеются серьезные недостатки. В частности, у шофера достаточно часто бывает ненормированный рабочий день, в ходе которого ему приходится сталкиваться с многочасовым ожиданием. А длительное пребывание в одной позе приводит к профессиональным заболеваниям и проблемам со спиной.

Ни один шофер не застрахован от необходимости управлять автомобилем в сильную непогоду, а это сопряжено с высоким риском. Также в поездке машина может сломаться, и ее потребуется ремонтировать «здесь и сейчас». Для этого водителю иногда приходится забираться под автомобиль, независимо от погодных условий (и в снег, и в дождь), что способно негативно сказаться на состоянии здоровья.

Существенным недостатком данной профессии можно назвать и то, что некоторые водители (например, дальнобойщики) большую часть времени проводят в рейсах, из-за чего им сложно организовать личную жизнь.

Консультант в автосалоне

Консультант в автосалоне sims-avto.ru – это представитель марки, который должен помогать клиентам на этапе выбора и оформления автомобиля. Его зарплата и карьерный рост зависят от того, насколько тонко он чувствует клиентов и сколько продает автомобилей.

Непосредственно оклада консультанты в основном не получают. Зарплата складывается из продаж автомобилей и дополнительных услуг. Выработка у каждого человека разная, в зависимости от его навыков, но в среднем консультанты получают от 60 000 рублей.

Требований практически никаких. Только опрятный внешний вид и чёткая речь. Конечно, плюсом будет разбираться в автомобилях и умение убеждать людей.

Где можно получить профессию шофер

Стать шофером может только обладатель водительского удостоверения, поэтому, прежде всего, необходимо пройти обучение в автошколе или профессиональном среднеобразовательном учреждении – техникуме или колледже – и сдать экзамен в ГАИ. При этом нужно помнить, что определенная категория дает право управлять только определенными видами транспорта. При этом, чтобы получить категорию D, которая позволяет управлять автобусами, нужно иметь как минимум трехлетний стаж вождения в категориях В и С.

Для официального трудоустройства на должность шофера важно не только наличие водительского удостоверения, но и опыт вождения (как правило, работодатели требуют стаж от двух лет). Поэтому для освоения данной профессии предпочтительнее получение образования в техникуме или колледже

В ТОП лучших колледжей по данному направлению вошли:

  • Санкт-Петербургский техникум «Автосервис»;
  • Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева;
  • Тольяттинский машиностроительный колледж;
  • Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  • Санкт-Петербургская академия транспортных технологий.

Где можно получить профессию шофер

Стать шофером может только обладатель водительского удостоверения, поэтому, прежде всего, необходимо пройти обучение в автошколе или профессиональном среднеобразовательном учреждении – техникуме или колледже – и сдать экзамен в ГАИ. При этом нужно помнить, что определенная категория дает право управлять только определенными видами транспорта. При этом, чтобы получить категорию D, которая позволяет управлять автобусами, нужно иметь как минимум трехлетний стаж вождения в категориях В и С.

Для официального трудоустройства на должность шофера важно не только наличие водительского удостоверения, но и опыт вождения (как правило, работодатели требуют стаж от двух лет). Поэтому для освоения данной профессии предпочтительнее получение образования в техникуме или колледже. В ТОП лучших колледжей по данному направлению вошли:

В ТОП лучших колледжей по данному направлению вошли:

  • Санкт-Петербургский техникум «Автосервис»;
  • Московский автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева;
  • Тольяттинский машиностроительный колледж;
  • Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  • Санкт-Петербургская академия транспортных технологий.

Основные задачи водителя

Водитель обязуется выполнять ряд требований и задач, которые зависят от того, каким именно транспортом он управляет.

В целом, к основным его задачам относятся:

  1. Проверить перед выездом работу транспортного средства и удостовериться в возможности его эксплуатации.
  2. Устранение неполадок в транспортном средстве перед его эксплуатацией, если это является возможным для водителя.
  3. Соблюдать все правила дорожного движения на дороге, так как водитель является участником дорожного движения.
  4. Иметь при себе документацию для дорожной полиции и предоставлять документы по требованию сотрудников.
  5. Доставить пассажиров или груз в целостности и сохранности.

Чем отличается шофер от водителя

Те, кто заподозрил, что слово нерусское — правы. Оно пришло из французского языка вместе с началом индустриальной эры, когда стали появляться всякие паровые машины.

Немного иностранной речи, для понимания сути:

Производное от них — chauffeur, переводится, как «кочегар» или «истопник». Да, эти люди подкидывали в топку уголь или дрова, и всех, кто имел дело с первыми самоходками, работавшими на пару, тоже называли «шофёр».

Двигатель совершенствовался, транспортных средств появлялось всё больше, а название профессии таким же и осталось.

«Шоферня чумазая» — так называли этих людей бесполезные белоручки, потому что настоящий специалист, работавший с машиной, всегда занимался ею сам: от и до. Знал её устройство до винтика и считал ниже своего достоинства доверять машину механику.

Чуть что не так: мигом и под машину закатится, и под капот нырнёт, поколдует там, и можно дальше ехать. Промасленная спецовка и грубые рабочие руки — вот это настоящий шофёр.

Были среди них и уникальные мастера. Такому достаточно выхлоп из трубы понюхать или ладонь на капоте заведённой машины подержать — диагностику выдавал стопроцентную!

Кто же тогда «водитель»? А тот, кто водит. В те времена водителями называли тех, кто обучился лишь рулить, да на педали давить.

Заглохнет машина, встанет, а он и не знает, куда там сунуться. Ремонтом или даже устранением мелких неполадок они не занимались.

Кому-то это казалось трудной и непостижимой наукой, а кто-то считал это грязной работой. Они предпочитали только кататься, а не «саночки возить».

Понятно, что отношение шоферов к водителям было снисходительным, а то и насмешливым. Ладно, если это дамочка или неоперившийся пацан, а когда здоровый мужик стоит и растерянно пинает колесо, потому что больше ничего не может — это смешно.

Сегодня слово «шофёр» уходит в прошлое, потому что специалистов такого класса — чтобы и управлял машиной, как ас, и в технике разбирался — почти не осталось. Есть те, кто водит, и есть те, кто ремонтирует. Разделение чёткое.

Справедливости ради замечу, что современные машины стали очень сложными электронными механизмами, а производители делают всё, чтобы не только продать нам машину, но и привязать кошельком к автосервису. Поэтому сейчас мало кто сам делает ремонт — себе дороже.

Но я не понимаю тех, кто ленится сам даже омывайку в бачок залить и едет на СТО. Как в том анекдоте: «Друг, машину поменяй, а то пепельница уже полная!»

Если есть среди вас шофера — моё вам искреннее уважение, как исчезающему виду.

«Зубочистки», «буратинотранс» и «воровайка»

Очевидно, что у того, кто придумывал эти термины для дальнобойщиков, было отличное чувство юмора. Как вы уже поняли по фотографии, эти три слова означают перевозку бревен на лесовозе. Только вот смысл этих слов совершенно разный. «Зубочистки» – это бревна, которые перевозит лесовоз. Это значение было заимствовано из американского сленга дальнобойщиков (Toothpicks). 

«Буратинотранс» – так называют лесовозы в Ленинградской области. «Воровайка» – это грузовые машины-лесовозы, которые занимаются перевозкой незаконно вырубленного леса. Чаще всего так называют лесовозы в Сибири, где часто встречаются незаконные делянки по вырубке леса. 

Особенности должностной инструкции

В трудовом законодательстве нет требований к составлению должностной инструкции. Поэтому работодатели имеют большие возможности для адаптации документа для своих нужд. Тем не менее есть и определенные деловые стандарты, которых стараются придерживаться при составлении инструкции. Так, типовая должностная инструкция включает следующие части:

  • Общие положения.
  • Функции специалиста.
  • Трудовые права.
  • Меры ответственности специалиста.

К этим четырем базовым разделам работодатели могут добавить следующие:

  • Условия труда.
  • Должностные связи.
  • Принципы оценки специалиста.
  • Квалификационные требования.

Чем крупнее работодатель и чем больше работников, тем больше смысла во включении дополнительных разделов, которые предупреждают возможные конфликты и непонимания.

Общие положения

Базовый раздел, в котором описывают общие рабочие положения. В их число входит:

  • кто будет временно заменять водителя;
  • кому подчиняется водитель;
  • кто принимает решение по приему на работу водителя и его увольнению;
  • чем руководствуется водитель;
  • квалификация водителя и требуемые от него знания.

Особенно важны пункты, в которых перечислены требования к квалификации на данную должность, а также требования к навыкам, которые должны соотносится с функциями, перечисленными далее.

Внимание! Если водитель требуется на грузовик определенной марки или определенной грузоподъемности, то следует отдельно упомянуть об этом в перечне навыков

Функции

Раздел включает как типовые обязанности водителя любой машины, так и те, которые должен выполнять именно водитель грузовика. К первой группе относится заправка машины, уход за ней и тому подобное. Вторая группа включает перевозку грузов, проверка их состояния и комплектации и другие специфические вещи. В разделе обязательно упоминают соблюдение ПДД и правил безопасности.

Важно! Если водителю выдается фирменная одежда для работы, то следует в отдельном пункте упомянуть обязанность ухода за ней

Ответственность

Раздел включает 3-4 пункта, где описаны нарушения, за которые может быть привлечен к ответственности водитель грузовика. Описание дается в общем ключе, без упоминания конкретных мер наказания, так как степень ответственности определяется в ходе разбирательств, в том числе судебных, с выяснением всех нюансов.

Права

Раздел отведен под перечисление прав водителя грузовика. Обычно сюда включают 5-6 типовых пунктов, такие как право на получение информации, право на внесение предложений по совершенствованию работы и другие. Если работодатель предоставляет водителю льготы, типа спецодежды и оплаты переподготовки, то в разделе следует в отдельном пункте упомянуть об этом.

Условия труда

Водитель грузового автомобиля — профессия, требующая от работника не только квалификации и обладания определенными навыками, но и ответственности, аккуратности и других качеств. Такие работники ценятся работодателем, что подчеркивается с помощью специального раздела, в котором перечислены льготы и поощрения для водителей. Эти условия прописываются на основе трудового законодательства, но могут быть расширены работодателем за пределы необходимого минимума.

Для водителя грузовика, который несет ответственность не только за него, но и за перевозимые грузы, важно качество инструкции. Поэтому после составления инструкция согласовывается с юристом и другими специалистами

После внесения всех правок инструкцию нужно распечатать на фирменном бланке компании и ознакомить с ней водителя. Подписывая инструкцию, работник соглашается с её содержимым. Также подписи ставят руководитель компании и те лица, с которыми согласовывалась инструкция.

«Прокатиться на спонсоре», «пролететь со свистом» и «повело»

Вы замечали, как иногда большегрузные автомобили пристраиваются за другими фурами? Порой таким образом водитель фуры, пристраиваясь в хвосте другой грузовой машины, прячется от камер фотовидеофиксации

Но чаще водители встают за другой фурой, идущей с подходящей скоростью, чтобы не обращать внимание на камеры контроля скорости. Это на жаргоне дальнобойщиков называется «прокатиться на спонсоре». 

«Пролететь со свистом» – то есть проехать большой участок дороги без остановок на высокой скорости. Слово «повело» означает опасную ситуацию у автомобиля с прицепом. Это начальная стадия «ножниц», когда ситуацию еще можно исправить и еще можно выровнять прицеп. «Ножницы» – фигура, которую образуют тягач и прицеп при движении, когда прицеп выносит на встречную полосу.

Шофер и водитель — в чем между ними разница?

Почему-то сейчас все реже используется слово «шофер». На своем посту его сменило более официальное, но при этом менее колоритное название — «водитель». Есть ли в них разница?

В среде водителей оба эти слова что-то вроде званий, ими принято называть автомобилистов в зависимости от опыта и уровня мастерства управления транспортным средством. Так «водитель» — это человек, который более менее сносно умеет управлять машиной, соблюдает все правила, при этом ведет себя на дороге вежливо, не мешая другим участникам движения и пешеходам.

Занимающие самую низкую ступень в данной классификации именуются «ездунами». Чаще всего именно о них все шуточки о том, что права и машину то он купил, а вот ездить так и не научился. Как правило, такие автомобилисты сразу выделяются из потока, не заметить его невозможно. Здесь и беспорядочные перестроения, и подрезания, и парковка наперекор всем. Конечно, помимо не самого приятного прозвища «ездун», они имеют множество других, самого разного происхождения.

А вот шофер — это настоящий ас, можно сказать, гуру автомобильного дела. Он не только прекрасно водит, такие люди чувствуют автомобиль, прекрасно разбираются во всех тонкостях его устройства. Ходят слухи, что особо просветленные шоферы могут «поставить диагноз» автомобилю по запаху выхлопа. Конечно, в реальности это не так, но все же довольно близко к истине. К слову, во времена Советского Союза шоферами именовались не просто те, у кого было водительское удостоверение и автомобиль, а тех, для кого это было профессией.

Интересно, что само слово «шофер» пришло из французского языка. Только в стране Эйфелевой башни и круассанов оно значит истопник или кочегар, а пишется так — «chauffeur».

В Россию оно перекочевало во времена, когда начали появляться повозки с паровыми двигателями. В них как топливо использовались дрова, которые забрасывали в топку для приведения всей системы в движение. Соответственно, тех, кто управлял таким транспорт звали шоферами.

Сейчас же «шофер» переходит в группу устаревающих слов и практически не используется. Однако автомобилисты старой закалки именуют себя именно шоферами, а никак не водителями.

Когда в СССР появились «водители»?

Первоочередное значение слова «водитель» – тот, кто водит. То есть водителем могут называть исключительно водителя автотранспорта, который управляет им, но не занимается его ремонтом, доверяя мастерам. В те времена, когда появилось слово «шофер», еще и знать не знали о ремонтных мастерских, управлять машиной было сложно, так что человек регулярно самостоятельно ремонтировал ее, что-то подмазывал или подкручивал. Вот его и называли «шофером».

В СССР шоферами называли не просто людей, которые прекрасно водили автомобиль. Этим званием именовался тот, кто умел в нужный момент определить неисправность, без сторонней помощи совершить ремонт. Шоферы могли без проблем разобрать автомобиль на запчасти, а потом снова собрать его. Так что шофер – это две профессии в одной.

В современных условиях шоферов становится все меньше, ведь зачем самостоятельно заниматься ремонтом своего средства передвижения, если есть куча автомастерских, которые выполнят работу любой сложности. В большинстве случаев сегодня профессия шофера разделилась на две – водителя и механика. Каждый занят своим делом. Сложно сказать, является это правильным подходом, или нет. Об одном можно говорить с уверенностью – если вы не в состоянии самостоятельно провести ремонт своего автомобиля, то точно недостойны именоваться «шофером». Тогда вы просто водитель.

Теперь вы знаете исторические предпосылки различий между «водителем» и «шофером».

Гонщик

Гонщика можно считать скорее не работником, а спортсменом, ибо гонщик – это тот, кто профессионально участвует в автомобильных гонках.

Гонщик управляет специальным, произведённым на заказ, гоночным автомобилем. Каждый такой автомобиль — это эксклюзив и совершенство. Автогонщик по своим профессиональным качествам должен соответствовать этому чуду техники и инженерной мысли.

От того, насколько гонщик чувствует свой автомобиль и сливается с ним в едином порыве, зависит успех соревнований. Управление автомобилем — это определенная координация движений, у гонщика она опережает сознание. Это должны быть автоматические реакции, которые нарабатываются множеством повторений, зависят от опыта. Гонщик достаточно много времени уделяет тренировкам, поэтому, когда он участвует в соревнованиях в режиме реального времени, какие-то вещи у него получаются автоматически.

Родственные определения

Понятия шофер и водитель относятся непосредственно к управлению автомобилем. В обязательном порядке водители и шоферы проходят обучение в автошколах, получая водительские права. При этом у этих понятий имеются определенные различия, о которых необходимо в обязательном порядке помнить, чтобы правильно ориентироваться в таких терминах.

Шофер – это в большей степени специальность, которая подразумевает управление автомобилем. Тогда как водители – это преимущественно обычные автолюбители, которые в личных целях используют автомобиль. Считается, что водитель — это человек, который в настоящее время находится за рулем, тогда как шофер – обобщающее понятие, то есть человек, который имеет непосредственное отношение к управлению легковыми или грузовыми автомобилями. Для шофера управление машиной – это в первую очередь работа, а такой водитель является настоящим профессионалом.

Особенности русского языка

Мало кто знает, но слово шофер имеет французское происхождение. Именно в этой стране так начали называть в начале прошлого века всех водителей. Изначально это определение и слово прижилось в русском языке, в котором можно найти много таких заимствований. Однако в последующем начали также использоваться слово водитель, которое имеет старорусское происхождение, объясняя способность что-либо водить (в прошлом это были различные телеги с дровами и углем).

Еще в советские времена существовало четкое понятие, что шофер – это, прежде всего, человек, работа которого связана с управлением автомобиля. В отдельных случаях правильно по-русски говорить не водитель-любитель, а именно шофер-любитель и так далее.Однако в современном русском языке отмечается тенденция в отказе от использования такого термина. Поэтому даже дальнобойщиков, которые за рулем проводят большую часть своей жизни, сегодня все чаще называют водителями.

Считается, что шоферы — это профессиональные водители, которые имеют большой опыт работы. При этом допустимо употребление такого понятия и в отношении обычного опытного водителя, непосредственно работа которого не связана с управлением автомобилем. Впрочем, если назвать шофером даже начинающего водителя, который только получил права, это не будет лексической ошибкой, а такое определение допускается правилами русского языка.

Подведем итоги

Понятие водитель и шофер с точки зрения языка близкие. Первый термин больше используется в отношении простых автовладельцев, которые в личных целях используют свои автомобиль. Тогда как шофер – это водитель-профессионал, для которого управление машиной является работой, приносящей ему доход. Впрочем, сегодня отмечается тенденция, когда даже профессиональных шофёров все чаще называют водителями, и подобное также считается правильным с точки зрения русского языка.

15.08.2020

Недостатки профессии шофер

Наряду с явными преимуществами у работы водителя имеются серьезные недостатки. В частности, у шофера достаточно часто бывает ненормированный рабочий день, в ходе которого ему приходится сталкиваться с многочасовым ожиданием. А длительное пребывание в одной позе приводит к профессиональным заболеваниям и проблемам со спиной.

Ни один шофер не застрахован от необходимости управлять автомобилем в сильную непогоду, а это сопряжено с высоким риском. Также в поездке машина может сломаться, и ее потребуется ремонтировать «здесь и сейчас». Для этого водителю иногда приходится забираться под автомобиль, независимо от погодных условий (и в снег, и в дождь), что способно негативно сказаться на состоянии здоровья.

Существенным недостатком данной профессии можно назвать и то, что некоторые водители (например, дальнобойщики) большую часть времени проводят в рейсах, из-за чего им сложно организовать личную жизнь.

Кто такой шофер

Шофер – это профессиональный водитель, который не только управляет вверенным ему транспортным средством (легковым, грузовым, пассажирским или специальным), но и отвечает за его техническое обслуживание и сохранность.

Название профессии имеет французские корни и происходит от chauffeur (в переводе — «кочегар»). Только в начале ХХ века за этим словом окончательно закрепилось привычное нам значение – «водитель». Этимология объясняется тем, что до изобретения автомобиля шофером во Франции называли кочегара на паровозе, и когда во второй половине XVIII века Кюньо изобрел паровую повозку, человека, который одновременно управлял ею и топил, подбрасывая в топку уголь, стали называть шофером.

В конце XIX века был создан первый бензиновый ДВС (двигатель внутреннего сгорания), и оснащенную им самодвижущуюся повозку назвали автомобилем. В Российской империи автомобили появились в 1895 – а вместе с ними к нам пришла и профессия шофера. Отметим, что со временем слово «шофер» стало употребляться все реже и реже. Даже в официальных документах (например, в ПДД) употребляется осовремененное название этой профессии – водитель.

Тем не менее, слово «шофер» полностью из обихода не исчезло: на бытовом уровне принято разделять два понятия:

  • водитель – определение, включающее в себя всех лиц владеющих/управляющих автомобилем;
  • шофер – человек, профессионально занимающийся управлением транспортных средств.

Сегодня шоферы требуются во всех сферах жизнедеятельности человека, и в зависимости от места работы они могут выполнять как основные, так и дополнительные обязанности. Например, существуют водители-охранники, курьеры, перевозчики, экспедиторы, таксисты, специалисты по международным перевозкам и так далее. В любом случае список обязанностей шофера включает:

  • управление транспортным средством;
  • доскональное знание и следование ПДД;
  • ежедневный техосмотр автотранспортного средства и своевременное устранение неполадок;
  • своевременное прохождение ТО в сервисном центре;
  • поддержание чистоты ТС;
  • проработка маршрута следования;
  • заполнение маршрутных и транспортных листов;
  • обеспечение безопасности пассажиров и/или сохранности груза;
  • выполнение поручений непосредственного руководителя.

В отдельных случаях в обязанности шофера может входить вежливое общение с пассажирами и прием платы за проезд, знание иностранных языков, погрузка и разгрузка груза, его передача и другие задачи, на которых специализируется конкретная компания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: