Эргономика
Обзор на рабочем месте – лучше не придумаешь! Я неплохо уселся, обнаружив две регулировки водительского сиденья (это немало для авто, разменявшего шестой десяток) с пухлой подушкой и короткой спинкой без подголовника. Глянул в маленькие кругляши зеркал заднего вида, установленные на отдельных хромированных «куриных ножках», попробовал на ощупь светлое и тонюсенькое по сегодняшним меркам рулевое колесо, в ступице которого красовался рубиновый, что кремлёвские звёзды на башнях, логотип автозавода.
Водительское место… Просто загляденье!
ДВ/СВ-радиоприёмник АТ-64 от «Москвича».
Основное внимание педальному узлу, потому что здесь четыре педали, и это при живой и здравствующей АКП. Перечисляю слева направо: стояночный тормоз, раздвоенная по обе стороны рулевой колонки тормозная педаль и акселератор
Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы.
Селектор АКП. «Д» — «Drive»Тут аж 4 педали: стояночный тормоз, двойная тормозная педаль и акселератор.Обивка дверей без излишеств — норма для 60-х
Вытягиваем хромированный грибок воздушной заслонки карбюратора и несколькими оборотами стартёра пускаем немного доработанный короткоходный (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм) «130-й» двигатель. Через несколько секунд самоустраняется большой люфт рулевого механизма, спасибо мощному насосу ГУР, а слух ласкают густые басы, подтверждённые полутора сотнями «кобыл» и четырьмя сотнями ньютонометров крутящего момента, который достигается уже чуть выше полутора тысяч оборотов в минуту, хотя, по ощущениям, вообще чуть ли не с холостых – величина рабочего объёма движка имеет значение!
Новейший на то время карбюраторный двигатель V8 (с заводским номером 009). Доступ к большинству узлов приемлемый. Сложности могут возникнуть только с заменой свечей зажигания.
Французский триумф
В судьбе «Юности» звездный 1967 год мог стать и переломным. В начале мая Советский Союз впервые принял участие в ХVIII Международной автобусной неделе, проходившей во французском г. Ницца. Будучи крупнейшим в своей области специализированным мероприятием, она включала XV туристическое ралли из разных городов Европы в Ниццу, различные виды конкурсов и технические испытания автобусов. Наряду с ЗИЛ-118 интересы страны представляли ПАЗ-665 «Турист», ЛАЗ-699 «Турист» и ЛАЗ «Украина». Соперниками наших машин были самые именитые конкуренты со всего света.
Подготавливая «Юность» к столь престижным состязаниям, автозаводцы верили в свое детище, но что успех будет носить триумфальный характер, никто не мог даже предположить. Победителем ралли, завоевавшим главный большой приз Президента Французской республики (Севрскую вазу), был признан Интурист СССР за организацию и проведение маршрута ЗИЛ-118. За участие в этом же соревновании представителям ЗИЛа были присуждены бронзовая медаль Комиссариата по туризму и вымпел инициативного туристического комитета г. Ниццы.
В конкурсах и технических испытаниях участвовало 129 машин 50 фирм. «Юность» доказала, что может на равных бороться с любым соперником. В ее копилке оказались самые значимые награды. Большой приз конкурса – кубок Оргкомитета – машина получила по совокупности тягово-скоростных свойств, уровню внешнего шума и плавности хода. В конкурсе кузовов ЗИЛ-118 вместе с другими отечественными автобусами присудили серебряную медаль Французской федерации кузовостроения. Всего же наша машина увезла на родину 12 призов, это не удавалось ни одному отечественному автомобилю ни до, ни после «Юности».
Советским автобусом самым серьезным образом заинтересовались многие зарубежные компании. Западные бизнесмены быстро смекнули, какие выгоды может принести машина, не имеющая мировых аналогов. Но представителям Автоэкспорта в ответ на предложения приобрести крупные партии ЗИЛ-118 оставалось лишь разводить руками, ведь в наличии было всего 7 машин, построенных практически вручную.
Громкие успехи «Юности» и ее международное признание так и не привели к выделению средств на серийное производство. Хотя массовый выпуск автобусов мог бы заметно удешевить себестоимость и правительственных лимузинов.
ЗИЛ-118К
Но ЗИЛ-118 был слишком хорош, чтобы о нем просто забыть. И потому уже в 1971 году появилась модернизированная версия «Юности». Любопытно, что изначально на предприятии новому микроавтобусу присвоили индекс ЗИЛ-119, однако, вскоре его поменяли на ЗИЛ-118К.
Сложно сказать, что подтолкнуло создателей «Юности» на авантюру с модернизацией. Два десятка «сто восемнадцатых» собранных за несколько лет и отсутствие финансирования должны были поставить жирный крест на модели, но ей дали второй шанс. Скорее всего, специалисты действовали, как говорится, не благодаря, а вопреки. На заводе имени Лихачева понимали, что им удалось создать действительно классный для того времени микроавтобус и им не хотелось закапывать свой проект.
ЗИЛ-118К
ЗИЛ-118К получил измененную внешность. Он не стал лучше или хуже предшественника, а вышел другим. Микроавтобус получил чуть более сдержанную, даже строгую, но все равно стильную внешность. А главное, сохранил особенность «Юности» – большую площадь остекления, а значит и заполненный светом салон. При этом, исчезли изогнутые стекла, которые украшали заднюю часть микроавтобуса. Их место заняли привычные и скучные стойки. Что касается компоновки и оснащения самого салона, то здесь не произошло каких-то заметных изменений. Так, легкий косметический «ремонт», сделанный, скорее, для «галочки».
В основу микроавтобуса лег лимузин ЗИЛ-114. Соответственно, от него достались платформа, подвески и трансмиссия (3-ступенчатый «автомат»). А вот силовой агрегат взяли от «сто тридцатого» ЗИЛа. Был и второй вариант – мотор от «Урала».
Судьба была чуть более благосклонна к новому микроавтобусу в отличие от «Юности». На протяжении нескольких лет ЗИЛ-118К использовался в государственных структурах. Экземпляры были закуплены в гараж особого назначения, Министерство обороны, КГБ, для развоза жителей гостиницы Интурист и некоторых других. Также на базе микроавтобуса был создан специальный реанимобиль, который трудился на управление Минздрава СССР.
Но все равно, того, о чем так мечтали создатели, не произошло. Ни «Юность», ни ЗИЛ-118К массовыми так и не стали, хотя эксперты отмечали их многочисленные достоинства. Модернизированный микроавтобус даже пережил развал СССР, его мелкосерийное производство было свернуто только в 1994 году. К тому моменту было выпушено 86 экземпляров. От каких-либо дальнейших работ по созданию третьего поколения отказались. Стране было явно не до нового футуристического микроавтобуса.
Покупатель – Генри Форд
Некоторое оживление в ситуацию внес деловой визит в СССР в конце 1960-х годов автомобильного короля Форда Генри II, внука основателя компании. Вместе с другими на переговорах рассматривались вопросы о продаже лицензии на производство ЗИЛ-118 под маркой Ford либо даже о совместном выпуске машины. Мэтр американского автопрома по достоинству оценил сбытовые возможности «Юности». Вообще Генри-младшего так очаровал автобус, что он отказался от предоставленного в его распоряжение ЗИЛ-114, объяснив это так: «Пусть лимузином пользуется моя дочь, а я буду ездить на «Юности», которая нисколько не хуже». Таким образом, отечественная промышленность могла взять своеобразный реванш за некогда построенный в СССР компанией Ford Горьковский автозавод. Однако переговоры окончились безрезультатно, и Г. Форд уехал из Советского Союза разочарованный. Как искушенный автостроитель и один из крупных «акул капитализма», он отлично понимал, какую возможную прибыль упустила его компания. Возможно, причиной провала сделки стало то обстоятельство, что на ЗИЛе все еще лелеяли надежду организовать серийное производство автобуса своими силами и поставлять его в другие страны через «Автоэкспорт». Не исключено, что использовавшиеся в конструкции автобуса узлы и агрегаты, унифицированные с такими же у правительственных лимузинов, переводили проблему из экономической плоскости в политическую.
Складывалась парадоксальная ситуация. Автобус, получивший международное признание, успешно прошедший межведомственные испытания, имеющий значительный потенциал на внутреннем рынке и большие экспортные возможности, обусловленные значительным интересом со стороны фирм США, ФРГ, Японии, Австрии и др., повторял судьбу автомобилей высшего класса, строившихся для удовлетворения потребностей ограниченной группы партийных и государственных чиновников. Советские специалисты на зависть западным соперникам создали самобытную машину, которая стала пионером в новом, весьма перспективном классе пассажирских автомобилей. Дальнейшие события, когда по образу и подобию нашего автобуса ряд фирм разработал подобные модели, прочно занявшие свое место на рынке коммерческого транспорта, это только подтвердили.
Подобный ход событий привел к тому, что к 1970 г. было собрано не более 13 автобусов ЗИЛ-118 первого поколения, т. е. по 1–2 единицы в год.
Но автобус продолжал жить, и доказательством тому послужило создание по заказу Центрального телевидения СССР опытного образца передвижной автономной телерепортажной установки ЗИЛ-118Т. Машина оказалась удачной, поскольку ее появление серьезно расширило возможности оперативной съемки.
Бытует мнение, и, увы, во многом справедливое, что отечественное автомобилестроение следует в фарватере западных автомобильных компаний. Но это не помешало ЗИЛ-118 оказать вполне определенное влияние на изменение модельного ряда многих зарубежных компаний, включивших в свою производственную программу автобусы, прообразом которых послужил ЗИЛ-118 «Юность».
Сегодня на постсоветском пространстве сохранились считанные единицы ЗИЛ-118. Один из них находится в реставрационной фабрике-музее «Самоходъ» в городе Краматорске. Умелые и заботливые руки украинских специалистов подарили этой замечательной машине вторую жизнь. Отрадно, что реставраторы из «Самохода» стремятся восстановить «Юность» в первозданном виде во всех подробностях. Краматорским умельцам удалось полностью реконструировать силовой агрегат, который вместе с передней подвеской и рулевым управлением находится на специальной раме, и ходовую часть. Тщательнейшим образом идет реставрация кузова и интерьера, подбираются истинные цвета окраски. Чтобы избежать ошибок и неточностей, подробно изучается историческая и техническая литература. Возрожденный ЗИЛ-118 украсит любую коллекцию.
Автомобиль Юность
В конце 1950-х годов специалисты завода имени Лихачева решили проявить инициативу и создать массовый автобус. За основу энтузиасты взяли представительский ЗИЛ-111. Поскольку это не являлось первостепенной задачей, то инженеры, чаще всего, трудились над проектом вечерами после работы. А возглавил группу специалистов Николай Гринчар.
Быстро стало понятно, что из «сто одиннадцатого» ЗИЛа создать полноценный автобус не получится, поэтому задачу пересмотрели и остановились на варианте с микроавтобусом. От «донора» новой модели досталось шасси, автоматическая коробка передач, а также некоторые другие узлы. А вот подвеску пришлось модернизировать. Инженеры ее усилили, спереди добавили стабилизаторы поперечной устойчивости, поскольку микроавтобус весил значительно больше, нежели «исходник». Вслед за подвеской специалисты переработали тормозную систему и рулевой механизм.
Изначально планировалось, что микроавтобус «переварит» силовой агрегат от «Урала» на 170 л.с. Но в ходе испытаний стало понятно, что этот двигатель не подходит. И на ЗИЛ-118 решили поставить мотор от «сто одиннадцатого». Это был шестилитровый агрегат V8, выдававший 200 л.с. Правда, мощность в конечном итоге снизили до 150 «лошадок».
По факту, с технической точки зрения ЗИЛ-118 не представлял из себя ничего необычного, главная его особенность заключалась в экстерьере и интерьере. Ничего подобного в Советском Союзе еще не делали. Микроавтобус, получивший дополнительное название «Юность», представлял собой модное в те годы футуристическое направление в автомобилестроении. Стремительный, летящий силуэт, большая площадь остекления делали микроавтобус не рядовым «советским гражданином», а полноценным «гостем из будущего». Не подкачал и салон, который полностью соответствовал экстравагантной внешности. Удобные кресла, много света, внушительный по размерам сдвижной люк в крыше, системы отопления и вентиляции, точки индивидуального освещения, вешалки для одежды, качественная шумоизоляция, даже пепельницы и те присутствовали.
Одобрение Хрущева и никаких гарантий
Первым делом ЗИЛовцы показали свое новое творение Никите Хрущеву. Тот, конечно, был удивлен и впечатлен таким микроавтобусом. А затем, в 1967 году, была проведена международная автобусная неделя, которая прошла во французской Ницце. Надо сказать, что Советский Союз впервые участвовал в этом мероприятии. И сразу же феноменальный успех. ЗИЛ-118 «Юность» удостоился двенадцати наград, став лучшим на выставке.
Но одобрение партийной верхушки и европейский триумф никак не помогли «Юности». Оказалось, что производство микроавтобуса слишком дорого. Энтузиасты собрали лишь два десятка экземпляров, после чего от «сто восемнадцатого» отказались.
Вполне подходит современности
Для дефорсированной V-образной «восьмёрки» ЗИЛ-130 (позднее он носил индекс ЗИЛ-508) четыре тонны снаряжённой массы «Юности» – не нагрузка, ведь двигатель рассчитан на более тяжёлые грузовики и даже автопоезда. Вспомним хотя бы ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОДАЗ-885.
Перевожу селектор АКП в положение «Д», плавненько натягиваю акселератор и автобус весьма стремительно, но в то же время очень плавно набирает скорость.
Рама ЗИЛ-111, которая лежит в основе «Юности», имеет длинную базу, дополнительные надрамники образуют ещё и длинные свесы. Эти факторы требуют определённой специфики контроля за габаритами, в общем, не очень большого автобуса (габаритная длина 6,9 м).
«Юность» легка на полигоновские подъёмыизящное зеркало
Автобусные навыки вождения вспоминаются из-за посадки в переднем свесе и хвостатой задней части. Однако свойственная лимузинам, но не автобусам, удлинённая колёсная база напоминает о себе в поворотах, стремясь зарезать бортом траекторию. Недостаточный контроль при помощи малюсеньких круглых зеркал с лихвой компенсируется отличным обзором гигантской площади остекления радужного кузова. Тормоза работают вполне адекватно, а объёмный двигатель, хоть и скромный по мощностным показателям, и морально устаревшая двухступенчатая АКП успешно и неоднократно справились с группой уклонов, крутизной до 18% и горным серпантинам автополигона НИЦИАМТ.
Безупречно работал и ГУР, никак не выдавая своего присутствия: на высокой скорости рулевое колесо наливалось тяжестью следящего действия и обратной связью, а при медленных манёврах руль становится легче лёгкого.
Передняя подвеска от ЗИЛ-111, но со стабилизатором.Задний мост с амортизаторами двустороннего действия.Выключатель массы. Оставался неизменным и на последних моделях ЗИЛ-41047.Главный тормозной цилиндр от более поздней модификации, для двухконтурной тормозной системы.Ведущий мост модернизированный от ЗИС-110. Конические подшипники ступиц регулируются корончатой гайкой.
Подвеска мягкая, иногда кажется даже слишком, но эта конструкция не для скоростной рулёжки, а для комфортной и быстрой, но не дёрганой езды. Вы станете утверждать, что такая езда невозможна? Спросите любого водителя ГОНа (ГОН – Гараж особого назначения, входит в структуру ФСО) – они вам всё объяснят.
Если разогнаться выше 80 км/ч, что происходит довольно быстро, курсовая устойчивость ухудшается – «Юность» первого поколения начинает «гулять», требуя корректирующих действий достаточно большой амплитуды. У более поздних модификаций микроавтобусов, ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207, построенных на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-115, ЗИЛ-41047, этой проблемы нет, так как там в передней подвеске появились торсионы. Напомню, в основе ходовой части ЗИЛ-118 лежит легковой ЗИЛ-111. Но, осмысливая эти замечания, я пришёл к удивительному выводу. Предмет сегодняшнего теста, один из немногих автомобилей, который несмотря на возраст вполне пригоден и для сегодняшнего движения. Далеко не на каждом современнике «118-й» «Юности» я бы решился отработать смену в большом городе. А здесь это мне вполне по силам, только сменю джинсы на лёгкие шорты, а вместо рубашки с длинными рукавами одену «майку-алкашку». Увы, чёрт возьми, в таком наряде как-то неприлично водить представительские машины…
Что до расхода топлива, то о нём не принято думать за рулём подобного спецтранспорта, да и стоил низкооктановый бензин в то золотое время оттепели сущие копейки…
изящество в мелочах