АвтоВАЗ — это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады — настоящие иномарки
Лада стала иномаркой во всех смыслах этого слова. Разбираемся, кому принадлежит отечественный автогигант.
Даже сейчас Лады за что только не ругают: за низкое качество, за высокую цену, несуразный внешний вид. Однако стоит признать, что Лада из 2000-х и Лада сейчас — совершенно разные машины.
Обсуждая это, не все понимают, что Лада по-сути и является иномаркой. Почему? Все просто: АвтоВАЗ за десятилетие плавно перешел под контроль иностранной компании. Для понимания кратко перескажем путь блуждания завода.
Еще в 2007 году компания Renault купила 25% акции АвтоВАЗа, но с такой долей она не могла влиять на политику завода. А хотела. И 2012 год стал переломным в истории российского автопроизводителя: альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создают совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому достается более 75% акций АвтоВАЗа. То есть завод по сути переходит под контроль Alliance Rostec Auto B.V.
Главы альянса «Renault-Nissan» Карлос Гон и корпорации Ростех Сергей Чемезов подписывают соглашение о продаже части АвтоВАЗа
А кто же владел самой Alliance Rostec Auto B.V. и, главное, в каких долях? 60% компании принадлежало Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Впоследствии цифры могли меняться, но лишь в одну сторону: франко-японский альянс процент за процентом увеличивал долю в Alliance Rostec Auto B.V. Соответственно Renault-Nissan по факту стал основным акционером АвтоВАЗа и мог принимать структурные решения.
Интересный момент: компания Alliance Rostec Auto B.V. оказалось почему-то зарегистрировала в голландском офшоре. Так называемая оптимизация налогов через подобные зоны распространённая практика у частных фирм, но когда речь идет о госкорпорации и главном автозаводе страны, то такая ситуация вызывает лишь недоумение.
Шли годы, и к 2018 году голландская Alliance Rostec Auto B.V. уже завладела более 95% АвтоВАЗа. В ее структуре также произошли изменения: Nissan полностью вышел из проекта, продав свои акции французам. В итоге у Renault оказалось на руках 67% акций, доля Ростеха снизилась до 33%.
На данном этапе владельцев стал тревожить один вопрос: так как оставшиеся 4% акций АвтоВАЗа торгуются на Московской бирже, АвтоВАЗу приходится раскрывать всю структуру собственников, финансовые потоки и прибыльность, то есть быть публичной компанией.
По всей видимости такая открытость раздражала собственников, поэтому Alliance Rostec Auto B.V. объявляет о принудительном выкупе оставшихся 4% акции автопроизводителя с биржи. К началу 2019 года дело сделано: голландская фирма становится 100% собственницей АвтоВАЗа и автогигант становится частной закрытой компанией.
После этого Ростех решает еще снизить свою долю в автопроизводителе и продает французам 8% своих акций Alliance Rostec Auto B.V.
На данный момент структура собственников Alliance Rostec Auto B.V. (и соответственно АвтоВАЗа, раз ей принадлежат 100% акции автопроизводителя) такая: 75% владеет Renault и лишь 25% владеет госкорпорация Ростех.
По всей видимости в этом момент правительство спохватилось: огромный завод на 3/4 перешел под контроль иностранной компании, которая единолично может принимать стратегические решения. В добавок к этому 100% акции принадлежит компании в Голландии.
Чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния, глава Ростеха Сергей Чемезов пообещал до конца 2019 года перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V. в России. Однако этого до сих пор не сделано, да и без желания французов сделать это невозможно: у Renault контрольный пакет.
Вот так и получается, что в период санкций и тотального импортозамещения главным автопроизводителем страны владеют французы, а зарегистрирован он и вовсе в офшоре.
10/ Возрождение традиций массового спорта
Развитие спорта и поддержка здорового образа жизни − важные составляющие социальной политики Ростеха. При поддержке Корпорации за 12 лет было проведено множество ярких спортивных мероприятий. Год назад Ростех начал реализацию инициативы президента по возрождению Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы». Напомним, что согласно майским указам президента к 2024 году около 55% россиян должны систематически заниматься физкультурой и спортом.
«На предприятиях Ростеха по всей стране заняты свыше полумиллиона человек. Учитывая то, что участвовать в спортивных мероприятиях смогут не только сотрудники, но и члены их семей, можно говорить о том, что «Трудовые резервы» дадут старт массовому спорту в России», – отметил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов. При этом открытость была и остается ключевым принципом работы общества – в «Трудовые резервы» может вступить любой желающий, а не только работник промышленного предприятия.
Только за прошлый год было организовано и проведено более 30 мероприятий, среди которых турнир по хоккею памяти А. Рагулина, первые международные соревнования − Мировые корпоративные игры, а также региональные турниры среди сотрудников предприятий и корпораций. Помимо традиционных видов спорта, в программе мероприятий – инновационные, как, например, дрон-рейсинг. Этой спортивной новинке нет и пяти лет, а уже второй год подряд проводится крупнейший в России фестиваль дронов – Rostec Drone Festival.
После Летних корпоративных игр, которые прошли в июне в Крыму, ближайшим крупным событием станет Кубок Северной столицы по мини-футболу, который состоится 14 декабря в Санкт-Петербурге. А совсем скоро – 28 ноября – пройдет еще одно масштабное спортивное мероприятие для Ростеха – корпоративные соревнования по единоборствам «Ударная десятка». Изначально этот проект задумывался в честь 10-летия Госкорпорации в 2017 году. Участниками соревнований тогда стали около 7000 человек в 16 городах присутствия Госкорпорации. В прошлом году «Ударная десятка» переросла масштабы внутрикорпоративного чемпионата, и к спортсменам Ростеха присоединились команды «Аэрофлота», «Уралкалия», ВТБ и других крупных компаний.
3/ Оборонные технологии на страже здоровья
В 2013 году в стране был задан курс на диверсификацию оборонно-промышленного комплекса. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Владимир Путин особо подчеркнул необходимость перехода оборонных предприятий на производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Именно рынок медицинского оборудования был обозначен как наиболее перспективный, где у предприятий ОПК есть соответствующие компетенции и технологии.
Государство должно обладать собственными медицинскими технологиями во всех критических важных областях здравоохранения. Сейчас российские медицинские изделия уже занимают около 25% внутреннего рынка, а к 2030 году этот показатель должен достичь 50%. Для сравнения – доля импортных медизделий на российском рынке в 2011 году составляла 94%. И в этом большая заслуга предприятий Ростеха, которые производят широкую линейку медтехники – для кардиологии, хирургии, онкологии, неонатологии, офтальмологии и других областей медицины.
Создание высокотехнологичного медицинского оборудования стало важной составляющей стратегии Госкорпорации. На сегодняшний день выручка Ростеха от продаж медоборудования и фармацевтической продукции составляет около 30 млрд рублей
К 2025 году этот показатель должен вырасти более чем вдвое – до 80 млрд рублей.
Входящий в Ростех холдинг «Швабе» – один из удачных примеров такой конверсии. Сегодня холдинг занимает половину российского рынка перинатального оборудования. Одна из последних новинок – мобильный неонатальный инкубатор BONNY. Это первый отечественный аппарат подобного типа. Медицинскую технику производят и другие холдинги Госкорпорации: «Техмаш», «Росэлектроника», «Калашников» и др. Всего каталог медицинских разработок Ростеха сегодня включает порядка 500 наименований. Это конкурентные продукты, не уступающие и даже превосходящие по качеству зарубежные аналоги.
12/ Внедрение новой системы обращения с отходами
Госкорпорация Ростех принимает активное участие в разработке комплексной системы обращения с отходами, которая создается буквально с нуля в рамках нацпроекта «Экология».
Сегодня на мусорных полигонах оказывается 95% бытовых отходов. Ожидается, что уже к концу 2022 года процент полигонных захоронений сократится до 15%. Важнейшие шаги на пути к этому – раздельный сбор отходов населением, профессиональная сортировка на специальных комплексах, а также строительство современных заводов термической переработки, которые преобразуют отходы в электричество. И на каждом из этих этапов ответственная роль отводится компании «РТ-Инвест» Госкорпорации Ростех.
Московская область и Татарстан уже сортируют отходы в обязательном порядке с 1 января 2019 года. Во дворах установлены разные контейнеры для «чистых» и «грязных» отходов. Скоро пластиковую, стеклянную и алюминиевую тару можно будет также сдать и в специальные фандоматы.
Строительство специальных комплексов по переработке отходов (КПО) – второй важнейший этап системы утилизации отходов. В Московской области появятся 12 таких комплексов, четыре из них уже сегодня строит «РТ-Инвест». В их числе – крупный комплекс по переработке отходов в подмосковном Мячково. Первая линия его сортировочного цеха была запущена совсем недавно, в этом октябре. КПО в Мячково позволит закрыть огромный, площадью 22 га, полигон «Воловичи» под Коломной.
Современный КПО может эффективно перерабатывать во вторсырье до 50% от общего объема отходов. Фракции, которые не перерабатываются, будут отправляться на термическую переработку, то есть на заводы. И речь идет не о классических МСЗ, а совершенно новом подходе к переработке отходов. Оказывается, мусор может стать возобновляемым источником энергии, почти как энергия солнца или ветра. Сегодня существует устойчивый международный термин Waste-to-energy (W2E) – «Энергия из отходов». Поэтому проекты строительства заводов «РТ-Инвест» в Подмосковье и Татарстане получили одноименное название.
«РТ-Инвест» построит пять пилотных заводов «Энергия из отходов» – четыре в Подмосковье и один в Казани. Техническим партнером в этом проекте выбрана швейцарско-японская компания Hitachi Zosen Inova, которая уже построила около 500 таких заводов в Европе и по всему миру. Первые два завода в Московской области должны заработать в 2021 году, еще два – в 2022 году. Завод в Казани откроется не позднее 2022 года.
7/ Экспорт лучшего: переход на гражданские рельсы
В 2018 году «Рособоронэкспорт» − единственная государственная компания – посредник по экспорту военной и гражданской продукции Ростеха − поставил за рубеж продукции на рекордную сумму 13,7 млрд долларов. Твердый портфель зарубежных заказов на российскую военную технику достиг цифры в 55 млрд долларов. Этих показателей удалось достичь в условиях сложной внешнеполитической обстановки и мощнейшего санкционного давления на российский оборонно-промышленный комплекс, Госкорпорацию и ее организации.
Сегодня продукция для военных ведомств составляет основу экспорта, но Ростех поставил перед собой амбициозную цель – увеличить к 2025 году долю гражданской продукции в общей выручке до 50%. По результатам 2018 года этот показатель составил чуть более 30%. В ближайшие пять лет предстоит значительно нарастить производство гражданских продуктов, востребованных как на российском, так и на зарубежном рынках.
Корпорация может предложить мировому сообществу широкий набор гражданской продукции. Например, холдинг «Вертолеты России» представляет на рынке новые модели гражданских вертолетов различного назначения. В 2018 году многоцелевые машины «Ансат» и Ми-171А2 совершили демонстрационный тур по странам Юго-Восточной Азии, результатом которого стало подписание ряда контрактов. Гражданский сектор отечественного вертолетостроения активно развивается, а отличная репутация наших военных машин помогает продвигать «гражданку» за рубежом. Ведется большая работа по постпродажному обслуживанию и ремонту вертолетной техники на местах. Организация системы поддержки всего жизненного цикла продукции Ростеха за рубежом – одно из перспективных направлений развития Корпорации.
Холдинг «Швабе» предлагает иностранным партнерам проекты комплексного освещения городов «Светлый город», которые уже несколько лет успешно реализуются в регионах России. Кроме того, «Швабе» и другие предприятия Ростеха в кооперации осуществляют строительство и оснащение оборудованием медицинских центров, включая производство современного неонатального оборудования. Сегодня медицинская техника «Швабе» поставляется в 95 стран.
Грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗа также активно поставляются на экспорт. В 2018 году автогигантом было отгружено чуть более 4 тыс. автомобилей и сборочных комплектов деталей. КАМАЗ 14 раз становился «Лучшим российским экспортером». Не отстает от КАМАЗа и ПАО «АВТОВАЗ»: экспорт производителя легковых автомобилей по итогам 2018 года вырос на 57% по сравнению с предыдущим годом и составил примерно 38 тыс. автомобилей. Машины под маркой Lada продаются в 34 странах.
Какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано
Отечественный автопроизводитель, контрольный пакет акций которого принадлежит иностранцам, сообщил о снижении апрельского уровня продаж в три раза по сравнению с мартом.
За весь апрель, включая продажи модели Niva, реализовано 10 055 автомобилей LADA. В марте 2020 года было продано 32,8 тыс. авто.
В апреле 2020 года Granta осталась самой востребованной моделью АВТОВАЗа. За месяц было реализовано чуть более 3 тыс. этих автомобилей.
LADA Vesta в прошлом месяце продано 2,9 тыс. штук. Тройку лидеров замыкают пассажирские версии семейства Largus – 1 286 автомобилей.
В пресс-службе АВТОВАЗа говорят, что показатели довольно низкие, но это ожидаемо. И даже называют их неплохими для периода самоизоляции. По собственной оценке компании, АВТОВАЗ сохранил лидирующую позицию на рынке в сегменте легковых и легковых коммерческих автомобилей.
Напомним, что не так давно стало известно об увеличении цен на весь модельный ряд LADA. Как отмечают в компании, очередной рост цен связан с тем, что расчеты с некоторыми поставщиками АВТОВАЗ осуществляет в долларах и евро.
Комментарий
Григорий Басистый, депутат думы г.о. Тольятти, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»:
— Скажите, какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано в марте, апреле или июне? Правильно, никакой. Так же, как и по барабану большинству россиян то, сколько кубов газа, нефти выкачали и продали газпромы и роснефти, или сколько добыли золота и алмазов другие компании! Народу от этого не холодно, не жарко. Потому что прибыли идут в карман малой горстке людей. И будь продажи на АВТОВАЗе даже рекордными, на зарплате рабочих это никак не отразится. Хозяева же предприятий все равно получают госпомощь от России, невзирая на их гражданство. Да и многие олигархи-россияне давно уже не живут в своей стране. А значит, что и всю полученную в России прибыль они тратят отнюдь не на Родине.
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 12 (549), 15 мая 2020 года Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07
голоса
Рейтинг статьи
2/ АВТОВАЗ: возрождение автогиганта
Одним из ярких достижений Ростеха стало возрождение национального автогиганта АВТОВАЗ, крупнейшего производителя легковых автомобилей в Восточной Европе. В 2009 году предприятие находилось на грани банкротства: продажи неуклонно падали, производство было фактически приостановлено. Специалисты Ростеха разработали для АВТОВАЗа антикризисную программу, основой которой стало международное партнерство с Renault. Была проведена рекапитализация предприятия, в рамках которой АВТОВАЗу была выделена государственная поддержка в размере 54,8 млрд рублей, а Renault, один из основных акционеров, предоставил технологии и запустил на площадках завода производство автомобилей марок Renault и Lada на базе единой платформы В0.
По оценкам экспертов, одной из причин неэффективности АВТОВАЗа в период кризиса стало низкое качество выпускаемых автомобилей. Новый антикризисный план включил в себя программу по контролю качества, реализация которой привела к росту качества продукции АВТОВАЗа в 10 раз к 2012 году. В том же году был выпущен первый автомобиль LADA Largus на новой платформе.
Благодаря совместным усилиям Ростеха и партнеров сегодня продукция АВТОВАЗа лидирует по продажам в России, производитель наращивает экспорт машин в ближнее и дальнее зарубежье. Заводы группы выпускают автомобили по полному циклу производства и автокомпоненты для трех брендов: LADA, Renault и Datsun. На данный момент в производстве АВТОВАЗа находятся пять семейств LADA: Vesta, XRAY, Largus, Granta и LADA 4х4. Также компания поставляет компоненты для московского завода Renault и производств Renault в Бразилии, Турции и Алжире.
Lada Duster
В перспективе АвтоВаз сможет выпускать Дастер второго поколения под брендом Лада. В мае директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга – Денис Пак, объявил, что достигнута некая договоренность с Renault по поводу кроссовера Рено Дастер, т.е о возможности его производства в России, но под маркой Лада.
Если это и случится, то скорее всего не ранее 2023 года. Дастер под брендом Лада может оказаться не единственным внедорожником, который АвтоВАЗу удастся представить в самое ближайшее время. Как известно, тольяттинцы совместно с французами активно работали над проектом новой Нивы третьего поколения, причем разработка находилась на завершающей стадии.
До начала действия в отношении России санкций московский завод Рено собирал Дастеры второго поколения в достаточно широкой гамме версий: передне- и полноприводные, на «механике» и с вариатором, с обычными бензомоторами (1.6, 117 л. с. и 2.0 143 л. с.) и их турбовариантами (1.3, 150 л. с.), а также с дизельными двигателями (1.5, 109 л.с).
1/ Ростех – партнер в развитии
Ростех зарекомендовал себя надежным партнером для иностранных компаний. За 12 лет Госкорпорация и ее холдинги заключили целый ряд важных соглашений, в том числе с такими международными гигантами, как Boeing, Airbus, Daimler, Renault, Pirelli.
Задолго до ребрендинга в 2014 году, когда официальным слоганом Госкорпорации стала фраза «Партнер в развитии», Ростех уже реализовывал его на практике. Например, в 2009 году начал развивать отечественную металлургию совместно с крупнейшими мировыми авиастроителями. Между Корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» и американским Boeing было подписано соглашение о создании совместного предприятия, которое осуществляет обработку штамповок для самолетов американской компании. Сегодня «ВСМПО-АВИСМА» – мировой лидер по производству титана и его основной поставщик для Boeing, Airbus и Embraer.
На протяжении своей 12-летней истории Ростех создал ряд совместных предприятий с привлечением иностранных инвесторов и продолжает сотрудничество по ряду направлений, несмотря на санкционную политику. Тесное партнерство сложилось у Госкорпорации с одним из крупнейших мировых производителей шин – Pirelli. Ростех и итальянская компания основали совместное предприятие Pirelli Tyre Russia и наладили выпуск шин премиального класса.
В сфере автомобильной промышленности – сразу два успешных примера сотрудничества. Во-первых, немецкий концерн Daimler является давним партнером КАМАЗа. Еще в 2009 году челнинский автогигант и Daimler AG создали совместное предприятие – Mercedes-Benz Trucks Vostok. Оно занимается как производством грузовых и специальных автомобилей Mercedes-Benz, так и их распространением и сервисным обслуживанием на территории России. С 2013 года КАМАЗ стремится максимально локализовать производство в России. Например, начался лицензионный выпуск кабин Daimler не только для себя, но и для СП Mercedes-Benz Trucks Vostok. Сегодня кабинами немецкой компании оснащено большинство новых моделей, в числе которых и магистральный тягач КАМАЗ-5490. Второй пример успешного партнерства в области автопрома – это сотрудничество АВТОВАЗа с Renault, благодаря которому удалось обновить производство и вернуть АВТОВАЗ на лидерские позиции.
В двигателестроении и авиапроме Ростеху также удалось наладить сотрудничество с мировыми лидерами отраслей. На самолетах SSJ 100 эксплуатируется двигатель SaM-146 совместной разработки Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и французского промышленного гиганта Safran. «Вертолеты России» и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) договорились о создании совместного предприятия по сборке вертолетов Ка-226Т.
Проекты, реализуемые Ростехом с зарубежными партнерами, отличаются многообразием – это не только создание СП по производству высокотехнологичной продукции, но и привлечение инвестиций в российские предприятия, а также обмен технологиями.
11/ Вклад в энергонезависимость Крыма
В 2014 году Украина фактически поставила Крым в условия энергетической блокады, прекратив поставки электричества на полуостров. Собственная крымская генерация на тот момент приходилась на четыре ТЭЦ общей мощностью 162 МВт, техническое состояние которых имело высокую степень износа. Для подключения Крыма к российской энергосистеме в срочном порядке был построен энергомост на Кубань. Следующим шагом по восстановлению энергонезависимости полуострова стало строительство новых электростанций.
Запуск Балаклавской и Таврической ТЭС в марте 2019 года можно по праву назвать историческим событием для Крыма. Введенные в эксплуатацию в Севастополе и Симферополе электростанции обеспечивают 90% энергопотребления региона. Суммарная номинальная мощность двух станций составляет 940 МВт. Строительством обеих ТЭС занималось внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт», входящее в Госкорпорацию Ростех.
Каждая из двух электростанций оснащена двумя современными парогазовыми энергоблоками ПГУ-235 МВт. Основной вид топлива для станций – природный газ, предусмотрена также работа на резервном топливе. Оборудование разработано в сейсмостойком исполнении, выдерживающем землетрясение амплитудой 9 баллов. В результате введения в эксплуатацию двух новых электростанций общий объем энергетической мощности полуострова составил порядка 2070 МВт. Это обеспечило полное покрытие потребности полуострова с учетом резервирования, а при необходимости даст возможность передачи мощности в соседние регионы.
6/ Цифровые проекты национального масштаба
Госкорпорация принимает активное участие в инициированной государством «цифровизации» российской экономики. На предприятиях Корпорации не только выпускаются сотни продуктов с цифровой составляющей, но и разрабатываются масштабные инфраструктурные проекты, такие как «Умный город», «Электронное здравоохранение», «Электронное образование».
Лидерами в этой сфере выступают Национальный центр информатизации (НЦИ) и холдинги «Швабе», «Росэлектроника», Концерн «Автоматика». Так, к примеру, программно-аппаратный комплекс «Цифровая школа»Концерна «Автоматика» уже успешно используется в 350 учебных заведениях России.
НЦИ реализует крупнейший инфраструктурный проект, предусматривающий создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Иркутской области на сумму 1,2 млрд рублей. Впрочем, системы и элементы «Умного города» разработки предприятий Ростеха – «умное» освещение, системы управления дорожным движением, интеллектуальные системы мониторинга объектов ЖКХ, улиц, дорог и т.д. – внедряются и в других регионах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. При этом Госкорпорация может предложить целый комплекс решений в этой сфере не только России, но и на экспорт. Согласно статистике, мировой рынок таких технологий растет примерно на 20% ежегодно.
Проект «Электронное здравоохранение» уже охватывает тысячи государственных медицинских организаций России, а к 2025 году этот показатель достигнет 95%. НЦИ по заказу Минздрава РФ работает над ключевой составной частью данного проекта – Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Благодаря этой системе, к примеру, стал доступен онлайн-сервис записи к медицинским специалистам. Россияне стали активно пользоваться им – порядка 16 млн записей ежемесячно. И это лишь некоторые успешные примеры того, как инфраструктурные проекты, в реализации которых участвует Ростех, приносят реальную пользу государству, а жизнь граждан делают более комфортной.
Проект Ростеха по построению ИКТ-инфраструктуры Чемпионата мира по футболу стал рекордным по географическому разбросу мест, где оказывались услуги связи. Всего связью было обеспечено 230 объектов в 30 городах 17 регионов России. Прошедший в России чемпионат стал рекордсменом и по некоторым техническим составляющим. К примеру, впервые в истории ЧМ телетрансляции со всех стадионов проходили в формате Ultra HD. Для этого была построена сложнейшая инфраструктура связи, обеспечивающая для каждого стадиона суммарную пропускную способность в 200 Гбит/с. Телевизионные трансляции прошли без сбоев на 220 стран. Члены оргкомитета чемпионата признали ИКТ-инфраструктуру России самой совершенной и продвинутой в истории турниров FIFA.
5/ Перинатальные центры: детские жизни – в приоритете
Снижение младенческой смертности является одним из целевых показателей национального проекта «Здоровье». По поручению правительства Ростех реализовал масштабную часть программы по строительству и оснащению перинатальных центров на всей территории Российской Федерации. Это современные многофункциональные комплексы, в которых оказывается поддержка беременным, родовспоможение, а также ведение женщины и ребенка после родов. Перинатальный центр отличается от обычного роддома комплексным подходом к вопросу рождения детей. Кроме собственно организации родов, здесь решают проблемы зачатия, вынашивания ребенка, принимают многоплодные роды, выхаживают недоношенных детей.
Зимой 2018 года в рамках программы был открыт пятнадцатый региональный центр. Ростех построил перинатальные центры в Архангельске, Брянске, Гатчине, Махачкале, Назрани, Оренбурге, Пензе, Пскове, Петрозаводске, Смоленске, Тамбове, Улан-Удэ, Ульяновске, Уфе и Якутске. Общая пропускная способность центров – 45 тысяч пациентов в год, а в октябре текущего года в перинатальных центрах, построенных Ростехом, родился 100-тысячный ребенок.
Реализация проекта по развитию перинатальных центров позволила российским компаниям, занимающимся разработкой медицинского оборудования, продемонстрировать свои возможности на внутреннем рынке наравне с иностранными конкурентами. Холдинг «Швабе» стал одним из ключевых поставщиков неонатального оборудования для новых центров. Разработки холдинга повышают уровень отечественной медицины, а самое главное – ежедневно сохраняют жизни сотням детей.
4/ На защите иммунитета страны
Еще четыре года назад доля импортных вакцин в России составляла порядка 70%. Сегодня уже более половины всех поставок приходится на отечественные препараты. Иммунобиологическую безопасность страны помогает обеспечить Национальная иммунобиологическая компания («Нацимбио») – фармацевтический холдинг в составе Госкорпорации Ростех. Предприятия «Нацимбио» поставляют почти 90% объема вакцин Национального календаря профилактических прививок.
Холдинг ежегодно наращивает объемы продукции, производимой на собственных мощностях по полному циклу. Для массовой вакцинации от гриппа «Нацимбио» поставляет препараты «Совигрипп», «Ультрикс» и «Флю-М», которые производят НПО «Микроген», ООО «Форт», входящие в холдинг, и многолетний партнер компании СПбНИИВС. В сезоне 2019/2020 к привычному перечню присоединилась новинка – первая российская четырехвалентная вакцина «Ультрикс Квадри», соответствующая всем рекомендациям ВОЗ, в том числе по содержанию антигена, которая защищает сразу от четырех актуальных штаммов гриппа.
Среди других новинок «Нацимбио» – первая отечественная пятикомпонентная комбинированная вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, гепатита B и гемофильной инфекции по принципу «пять уколов в одном». До недавнего времени в России сделать прививку одновременно от пяти заболеваний можно было только иностранными препаратами. Новая отечественная пентавакцина разработки «Нацимбио» по своим характеристикам ничем не уступает зарубежным аналогам. Как отметил исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко, регистрация первой российской пентавакцины – еще один шаг к обеспечению иммунобиологической независимости страны. В ближайшей перспективе «Нацимбио» предложит рынку еще три поливакцины от социально значимых заболеваний.