Шедевр советского автостроения (зил-115 (41047)

Модификации

На базе «ЗИЛ-4104» было создано несколько модификаций различного предназначения:

  • Модель 41041, автомобиль сопровождения, с укороченной колесной базой. Уменьшение длины и веса машины существенно улучшило ее маневренность и придало высокие динамические свойства.
  • «ЗИЛ-41042» — санитарная версия для перевозки высших чинов в медицинские учреждения. Автомобиль был только черного цвета и обслуживался бригадой из трех квалифицированных врачей. В салоне не было никакого реанимационного оборудования, только носилки, расположенные в середине.

Модификация 41043 — автомобиль спецсвязи, выпускался на базе 41042, универсала. На крыше находилась вращающаяся параболическая антенна правительственной связи, а кузов был экранирован, во избежание электронных помех.

«ЗИЛ-41044» — парадный фаэтон для транспортировки министра обороны и командующего парадом на Красной площади. Всего было выпущено три автомобиля, один из которых находился в резерве.

Модификация 41045 — все осталось неизменным, но с кузова убрали блестящие молдинги, хромированные накладки с колесных арок, другие элементы, украшающие автомобиль. Это было вызвано сменой генсека КППС в 1983 году.

Технические характеристики

Кузов

Кузов автомобиля — закрытый цельнометаллический четырёхдверный семиместный с тремя рядами сидений типа лимузин, установленный на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Передние крылья съемные, задние приварные. Передний салон отделён от пассажирского подъёмной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две, для переднего и заднего салонов, независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъёмники, всеволновый стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира. Все стёкла — трёхслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проёмы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания, либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения имели велюровую обивку[источник не указан 448 дней].

Двигатель

Двигатель автомобиля — атмосферный, бензиновый, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный (90°), рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 315 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, «мокрые» чугунные гильзы. Два верхних (по одному в каждом блоке) распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. По два клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. Четырёхкамерный карбюратор, два электрических бензонасоса перед топливным баком. Два масляных радиатора, один — с охлаждением от системы охлаждения двигателя, другой — с воздушным охлаждением. Две дублирующие друг друга 12-вольтовые контактные транзисторные системы зажигания. Генератор переменного тока (1,15 кВт), две аккумуляторных батареи общей ёмкостью 120 А·ч.

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трёхступенчатой планетарной коробкой передач. Селектор переключения передач расположен на тоннеле между передними сидениями. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на уклоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места. Привод на задние колёса карданным валом с промежуточной опорой, гипоидная главная передача в неразрезном заднем мосту.

Шасси

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион диаметром 28 мм, расположенный вдоль рамы, который действовал на нижний рычаг. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Малолистовые рессоры большой длины (1550 мм) имели полиэтиленовые прокладками между листами. Телескопические амортизаторы спереди и сзади.

Рулевой механизм — винт-шариковая гайка и зубчатый сектор, с гидроусилителем. Передаточное число — 17,5. Для удобства управления, положение рулевого колеса можно регулировать.

Дисковые вентилируемые тормоза спереди (диаметр дисков — 292,2 мм, толщина — 33 мм) и сзади (315,7х32 мм). Двухконтурный гидравлический привод, каждый контур которого действует на тормозные механизмы всех колёс. Один общий вакуумный усилитель и два отдельных гидровакуумных усилителя в каждом контуре. Барабанный стояночный тормоз встроен в ступицы дисков задних тормозов. Приводился в действие педалью слева от водителя. Растормаживание стояночного тормоза — автоматическое.

Штампосварные колёса, размерность шин — 9,35-15″ (235-15″).

Замена карбюратора как спецоперация

Жизнь стала стремительно меняться, что отразилось даже на качестве советских правительственных лимузинов. В середине 1980-х во время официального визита Горбачева во Францию сотрудники ГОНа прямо во дворе Елисейского дворца в Париже за несколько минут поменяли огромный четырехкамерный карбюратор К-259. Выхода не было: бензин растворил в приборе… одну из прокладок!


Кортеж Михаила Горбачева в Норильске, 1988 г.

Кортеж Михаила Горбачева в Норильске, 1988 г.

Ремонт происходил под прикрытием (в прямом смысле) сотрудников охраны, которые сделали все, чтобы «операцию» увидели как можно меньше людей.

Первые и последние образцы

Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент заводы «Вольво» и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.

Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».

БРОНЕНОСЕЦ ПЕРЕСТРОЙКИ

Открывая дверь, с непривычки помогаешь себе второй рукой. Быстро и даже элегантно это получалось только у натренированных ребят, успевавших распахнуть дверцу самоходного сейфа строго в момент его остановки. Захлопнул дверь — оказался в отдельном мире, где не слышно всего того, что как-то излишне суетно мелькает за толстенными стеклами. Стекла в дверях, кстати, не опускаются. А правая, дальняя от водителя часть ветрового немного искажает картину. Говорят, это особенно неприятно при долгой езде в темноте. Впрочем, представить себе такой автомобиль в дальнем ночном путешествии сложно. Где-то далеко, под полированной «рояльной крышкой» многозначительно заворчал гигантский V8. Максимально аккуратно и плавно трогаю огромный броненосец. Чувствую, что автомобиль способен стартовать куда энергичнее. Но пять с половиной тонн дорогущего (сегодня не менее, а кабы не более дорогого, чем во времена молодости ЗИЛа) металла и натуральных материалов не допускают даже мысли о вольном обращении с машиной. Посадка в стиле 1930-1950-х: шофер прижат к рулю. Если дать ему больше свободы, придется ущемить главного пассажира или удлинить автомобиль метров до семи. А это даже для флагмана шестой части суши многовато. Впрочем, водители ЗИЛов управляли ими виртуозно, творя за рулем огромных и, казалось бы, неповоротливых машин форменные чудеса. Я же, хоть и осмелел немного, еду по-прежнему предельно аккуратно, словно за спиной действительно особо важная персона, размышляющая о судьбах страны за занавешенными окнами лиму… А вот и нет! ЗИЛ-41052, строго говоря, седан: перегородки между салоном и местом водителя нет. Вместо нее лишь низкий бронированный «заборчик», обитый, как и весь салон, совсем не веселеньким по расцветке, но очень добротным сукном. Ну а обсуждать простор на регулируемом заднем диване даже как-то неприлично.

Спец автомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)

Когда появился автомобиль ГАЗ- 13 с 8-цилиндровым двигателем мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой передач, то места ему в системе КГБ не нашлось. Несколько экземпляров таких машины были поставлены в страны соцлагеря – эскортные «Чайки» с поручнями вдоль крыши с люком и убиравшимися подножками.

Вместительная санитарная машина ГАЗ-13С-РАФ

Но в 1973 году по заказу 4-го ГУ Минздрава СССР на базе «Чайки» начали создавать вместительные скоростные машины для медслужбы. Они шли последними в правительственных кортежах, их использовали для доставки важных персон в медицинские учреждения.

Собирал ГАЗ-13 «скорая помощь» Рижский автобусный завод. Это были автомобили с полным комплектом медоборудования, с продольными носилками и застеклённым кузовом. Эти машины были окрашены в чёрный цвет, за что их окрестили «Черная докторша». Всего до 1982 года было собрано около двух десятков машин. Несколько из них использовались в качестве похоронных катафалков. Для «простых смертных» эти автомобили были признаны громоздкими и очень дорогими.

Санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-2920 на базе Чайки ГАЗ-14

Тормозная система

Тормоза автомобиля – дисковые механизмы, установленные на всех имеющихся колесах. Система оснащена гидравлическим приводом. Регулировка зазоров осуществляется в автоматическом режиме. Также в наличии внутренняя система охлаждения, состоящая из двух контуров, каждый их которых непосредственно воздействует на все колёса. Кроме этого, каждый контур оборудован вакуумным усилителем. Такой агрегат стоит на главном цилиндре стояночного тормоза – этот уже барабанный механизм на задних колесах. Активация его происходит за счет нажатия на педаль. В момент начала движения машины стояночный тормоз прекращает свою работу.

Правительственный ЗИЛ-41047: любопытные факты о советском лимузине

Во времена СССР грозный лимузин ЗиЛ-41047 был доступен лишь для партийной элиты. Довольно сложно его приобрести и сегодня, но уже из-за огромной стоимости на вторичном рынке. Журналисты портала quto.ru собрали 7 интересных фактов об этом уникальном автомобиле, олицетворяющем всю мощь советского автомобилестроения.

Рестайлинг рестайлинга

Как правило, правительственные ЗиЛы модернизировались одновременно со сменой партийного руководителя. Созданную во время правления Леонида Ильича Брежнева модель 4104 слегка модернизировали для следующего генсека Юрия Андропова — так появилась модель 41045, выпускавшаяся с 1983 по 1985 гг. С приходом к власти Михаила Горбачева появилась еще более усовершенствованная версия 41047.

Представительский гигант

Под стать своему элитарному статусу, ЗиЛ-41047 обладал по-настоящему исполинскими габаритами, затмевающими удлиненные версии западных представительских седанов. Лимузин имел колесную базу в 3 880 мм и общую длину в 6 339 мм, что перекрывало даже показатели знаменитого Maybach 62 с колесной базой и длиной 3 828 и 6 165 мм соответственно. Для советской элиты рангом пониже существовала и «короткая» версия ЗиЛ-41041 с длиной 5 750 мм и колесной базой 3 300 мм.

Техническая «начинка»

ЗиЛ-41047 получил тот же силовой агрегат, что и его предшественник 41045. Бензиновый V8 объемом 7,7 литра с алюминиевыми головками развивал 315 л.с. и работал в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Однако динамикой, несмотря на столь мощный мотор, лимузин не поражал. До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 12 сек., а максимальная скорость составляла 190 км/ч. Все-таки внушительная масса более 3,5 т давала о себе знать.

Точечные модернизации

Уже через три года после начала выпуска ЗиЛ-41047 подвергся ряду доработок. Например, в автоматической КПП модернизировали муфту свободного хода и некоторые другие узлы.

Еще лимузин начали комплектовать специальными шинами R16 марки «Гранит» шириной 265 мм (вместо прежних 245 мм). Их особенностью были жесткие боковины (наподобие современной технологии run flat), а также они заполнялись особым гелем вместо воздуха — это позволяло продолжать езду на автомобиле даже после пробоя колеса.

Крепость на колесах

Как и положено правительственным лимузинам, ЗиЛ-41047 имел и бронированный вариант с индексом 41052. По сути, это была даже не модернизированная версия базового седана, а настоящая бронекапсула с заново созданным кузовом, лишь внешне повторяющим облик оригинала.

Толщина стали в бронированном 41052 составляла от 4 до 10 мм. В машине применялись пуленепробиваемые стекла с толщиной от 43 мм в ветровом и 47 мм в боковых окнах. Топливный бак был выполнен из специального многослойного и пожаробезопасного материала и имел свойства к самозатягиванию повреждений. Масса подобного «сейфа» составлял более 5 тонн. Всего в этой версии выпустили 13 лимузинов.

ЗиЛ для охраны кортежей

Еще одна редкая специальная модификация модели 41047 — ЗиЛ-41072 «Скорпион». Этот автомобиль разработали в 1989 году специально для охраны правительственных кортежей, а также для выполнения особых задач во время возникновения непредвиденных ситуаций.

«Скорпион» был оборудован специальными поручнями для бойцов спецназа снаружи и внутри кузова, люком в крыше для ведения стрельбы, а также поворотными креслами для удобства контролирования окружающей обстановки в случае опасности. Еще у него имелся механизм мгновенного открывания заднего окна, для быстрого попадания / покидания салона.

Конец истории

В 2015 году компания «МСЦ6 АМО ЗИЛ» приобрела оборудование у московского завода и продолжила штучный выпуск короткобазных модификаций ЗиЛ-41041. Последняя такая машина была продана осенью две тысячи семнадцатого.

ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)

Базой для спец автомобилей ЗИЛ стал 7-местный лимузин ЗИЛ-4104 мощностью 315 «лошадок», который собирался вручную с 1976 года. На этой базе появились ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047, и до 2000 ода было собрано 12 таких машин, среди которых были автомобили охраны, связи, сопровождения и медслужбы.

Санитарный автомобиль ЗИЛ-41042 на базе ЗИЛ-41047

Самым известным в этом семействе был ЗИЛ-4104, который называли «кремлёвская скорая». Его использовали для доставки первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ. Кстати, этот просторный автомобиль с носилками из натуральной кожи и местом для трёх врачей без проблем преобразовывался в катафалк.

Машина сопровождения ЗИЛ-41049 с системой правительственной связи

Уже в 1980-е это автосемейство пополнилось автомобилем спецсвязи ЗИЛ-41043 с параболической антенной и экранированной защитой. А две последние машины спецсвязи были выпущены в 2000 году.

Устройство и технические характеристики ЗиЛ-4104

Технические характеристики:

  • Вместимость — 7 человек;

Длина — 6,3 метра;

Ширина — 2,1 метра;

Высота — 1,5 метра;

Колёсная база — 3,88 метра;

Клиренс — 17 сантиметров;

Вес — 3,9 тонны;

Двигатель — карбюраторный;

Объём силового агрегата — 7,7 литров;

Мощность силовой установки — 315 лошадиных сил при 4-4,6 тысячах оборотах;

Коробка передач — автоматическая;

Максимальная скорость — 190 км/ч;

Разгон до 100 км/ч — 13 секунд;

Средний расход топлива — 22 литра на 100 км;

Объём бака — 120 литров.

Закрытый цельнометаллический кузов оснащён четырьмя дверьми. Рассчитан на перевозку семерых человек. Задний и передний ряды отделены друг от друга стенкой со стеклянной перегородкой. Средние сиденья можно откидывать назад. Комфортные условия достигаются за счёт систем кондиционирования, отопления, вентиляции. Дополнительным элементом считается всеволновой стереофонический радиоприёмник, а также электрические стеклоподъёмники. Для участия в парадах и праздниках разработали модификацию открытого типа (41044).

Двигатель

Силовая установка питается бензином, оснащена восемью цилиндрами, расположенными в V-образной форме. При 4-4,6 тысячах оборотах достигается максимальная мощность в 315 лошадиных сил. Для понижения массы транспорта головка и блок цилиндров делаются из прочного алюминия. В каждом блоке есть по одному верхнему распредвалу, которые работают за счёт двухрядной роликовой цепи. Каждый цилиндр имеет два клапана с гидрокомпенсаторами зазоров.

Двигатель ЗиЛ-4104 работает вместе с четырёхкамерным карбюратором и двумя электрическими бензонасосами. Есть два масляных радиатора. Один работает от системы охлаждения автомобиля, другой — от воздушного охлаждения. Для системы зажигания выбран транзисторный тип.

АКПП

Автоматическая коробка передач дополнена гидротрансформатором и имеет три передачи. Для смены ступеней используется селекторный переключатель, расположенный между передними сиденьями. В конструкции КПП имеется механический стопор, позволяющий удерживать машину на спуске. Деактивируется автоматически при начале движения. Два карданных вала разделены промежуточной опорой. Задний мост представляет собой неразрезную штампованно-сварную балку. Главная передача гипоидного типа имеет передаточное отношение 3,62 или 3,31. Для установки ступицы колёс применены конические роликоподшипники.

Подвеска

Рама сварного типа состоит из штампованных лонжеронов и поперечин. Независимая передняя подвеска бесшкворненного типа установлена на поперечных рычагах. Мягкость и плавность движения достигнуты за счёт упругих торсионов, которые помещены вдоль рамы. Для предотвращения колебаний и вибрации от неровностей дорожного покрытия в устройство включены телескопические амортизаторы. Задняя подвеска представлена продольными полуэллиптическими малолистовыми рессорами большой длины. Ширина одного листа — 7,5 сантиметров, а толщина — 8 миллиметров. Между листами находятся полиэтиленовые прокладки, которые также снижают колебания и вибрацию при передвижении по неровному покрытию. Конструкция рессор дополнена реактивными штангами. Сварные колёса имеют глубокий обод. Для соединения со ступицами используют С-шпильки. Бескамерные шины имеют размер 9,35-15.

Рулевой механизм состоит из двух основных частей:

  • Винт с гайкой на циркулирующих шариках;

Рейка с зубчатым сектором.

Тормоза

Тормозная система представлена дисковыми механизмами на всех колёсах. Она дополнена гидравлическим приводом и автоматической регулировкой зазоров. В устройстве присутствует внутренняя система охлаждения. Состоит из двух контуров. Каждый контур оказывает воздействие на все колёса. В каждом контуре есть вакуумный усилитель, также им оснащён главный цилиндр. Стояночный тормоз представлен барабанным механизмом на задних колёсах. Он активируется при помощи нажатия педали. После начала движения стояночный тормоз автоматически выключается.

Электрооборудование питается от 12-вольтной системы. Она работает за счёт генератора, выдающего мощность в 1,15 кВт, и двух аккумуляторов (по 120 А.ч. каждый). Для улучшения освещения дороги в тёмное время суток или при плохих погодных условиях передние и противотуманные фары оснастили галогенными лампами.

С этим читают

Модификации ЗИЛ-41047

Модификации
ЗИЛ-41047 Является базовой моделью с семью посадочными местами в кузове лимузин, база колес 3 880 миллиметров (1985-2000 год)
ЗИЛ-41041 Выпускали с 1986-го по 2000 год. Модель сделана на платформе лимузина (41047) и является автомобилем сопровождения в 5-местном кузове седан с обрезанной базой до 3 300 миллиметров. Благодаря тому, что машина стала не такой длинной (5 750 миллиметров) и не такой тяжелой (до 3 160 килограмм), повысились ее динамические данные. Официально построение таких транспортных средств не завершилось, однако, в реальности они не производятся. В общей сложности произвели 26 моделей.
ЗИЛ-41042 Вместе с проектированием лимузина, специалисты готовили к производству его санитарное исполнение – машину в кузове универсал с индексом 41042. Для выделения на фоне государственной колоны, подобные транспортные средства окрашивали в черную краску. Из-за этого их часто называли «Черным Доктором». Невзирая на распространенные мнения, оснащение данной модификации не подходило под условия реанимированного авто. ЗИЛ-41042 подходил для транспортировки влиятельных пациентов при необходимой госпитализации. Транспортное средство предусмотрено на экипаж из 3 врачей и одного больного, для которого предусмотрено лежачее место. Кузовную длину увеличили, а сверху медицинской части внутреннего убранства устанавливали надстройку. Кормовая дверь имела 2 отделения: то, которое располагалось вверху поднималась, а внизу – откидывалось. Масса универсала составляла 3.9 тонны. Кормовая дверь, расположенная слева, была искусственной, за ней находилась «запаска» и инструмент. Внутри советский универсал смогли отделать очень качественно, даже носилки изготавливали, применяя натуральную кожу. Выпущенные через время на «тележке» 41045 и 41047 медицинские универсалы обладали тем же индексом – ЗИЛ 41042. Построенные лимузины на «тележке» 41047 выделялись наличием монолитной кормовой двери, которая поднималась вверх. В общей сложности изготовили 4 санитарные машины.
ЗИЛ-41043 Представляет машину специальной связи, которая выпускалась с 1980-1983 года на платформе универсала (41042). Такое исполнение обладало экранированной системой электрического оборудования и вмонтированной в крышу параболистической антенной правительственной связи.
ЗИЛ-41044 Фаэтон С наступлением 1981-го, предприятие имени Лихачева построило парадный фаэтон с индексом 41044, который имел складываемый в автоматическом порядке верх (продолжительность опускания и поднимания не превышала 20 секунд), и «прячущееся» в автоматическом порядке рамки боковых стекол. Отличия от штатной версии были следующими: авто получило пару дверей, правое кресло отсутствовало, а по центру внутреннего убранства устанавливали тумбу с поручнем. Вдобавок ко всему ЗИЛ-41044 Фаэтон оборудовали несколькими микрофонами, а также была радиостанция и антенны. В общей сложности выпустили 3 подобные «машинки».
ЗИЛ-41045 Такая модификация изготавливалась с 1983-го года по 1985-й. После прихода следующего Генсекретаря центрального комитета коммунистической партии Советского Союза (1983 год), лимузин перенес косметический рестайлинг внешнего плана. Было принято решение демонтировать блестящие накладки с арок колес, а молдинг, который шел по порогу, поместили выше – на двери. Радиаторная решетка, вместе с фарами, была изменена, кормовые фонари получили немного другое исполнение.
ЗИЛ-41046 Служил связным транспортным средством, производившимся на «тележке» ЗИЛ-4104. С внешней стороны такое исполнение ничем не выделялось от штатного. На версии 41046 стояла экранированная электрическая проводка и технология специальной связи «Кавказ».
ЗИЛ-41048 Авто произвели в 1984-м в количестве одного экземпляра, которое отличалось своеобразным климат-контролем.
ЗИЛ-41049 Представляет машину специальной связи на платформе 41047. В общей сложности произвели только 2 экземпляра.
ЗИЛ-4105 «Бронекапсула» Это бронированная версия машины имела 3 версии. Как описывалось выше, в качестве структуры взяли, так называемую, бронекапсулу. Уже сам кузов строили вокруг нее.
ЗИЛ-41072 «Скорпион» Представляет машину охраны специального назначения, построенную в 1989 г. Эту версию, оснастили широкими подножками, внешними и внутренними поручнями по бокам автомобиля и внутри него. Люк на крыше подходит для «непредвиденных обстоятельств». Советская модификация обладала конструкцией сиюминутного раскрывания кормового окна. Разработчики предусмотрели особенную планировку интерьера при помощи поворотных кресел. Всего выпустили 8 подобных машин.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: