Автовладельцам возместят 90% затрат на переоборудование автомобиля с бензина на газ

Введение

     Национальный 
автопром переживает самый масштабный
кризис сбыта за последние годы.
Непрерывный рост цен с 1998 года привел
к тому, что теперь дешевые иномарки
отнимают рынок у подорожавших отечественных 
авто.

     За 
первый квартал 2005 года продажи российских
автомобилей упали на 14%, в то время 
как иномарок увеличились в полтора 
раза. В прошлом году продажи автомобилей 
российского производства выросли 
на 10%, а иномарок удвоились. Очевидно
было, что значительный рост продаж
продолжится и в этом году. Однако
всем места на рынке уже не хватило.

     В
начале 2009 года некоторые отечественные 
заводы, в частности крупнейший «АвтоВАЗ»,
пробовали объяснять спад производства
длительными новогодними каникулами.
Однако оказалось, что дело не в производстве,
а в сбыте. Кризис отразился почти 
на всех российских автопроизводителях.
В первом квартале «АвтоВАЗ» снизил
продажи на 9,7% по сравнению январем
— мартом прошлого года до 165688 автомобилей,
«ИжАвто» — на 41,2% до 10127, ГАЗ — на 39,7%
до 10027, УАЗ — на 37,4% до 5791. Единственным
исключением из общего правила стала
«Рослада», которая собирает «девятки»,
продажи которой выросли на 74%
до 5297 машин.

     В
среднем, по данным Минпромэнерго, глава 
которого Виктор Христенко представлял 
программу развития автопрома, продажи 
отечественных легковых автомобилей 
в первом квартале сократились на
14% — с 232 до 200 тысяч. Продажи новых 
импортных иномарок выросли почти 
вдвое — с 46 тысяч до 80 тысяч.

     Российский 
автопром уже дважды переживал кризис.
Но в 1998 году его буквально спас дефолт,
благодаря которому цены на наши автомобили
снизились в несколько раз. А три года
назад наплыв подержанных иномарок был
остановлен повышением таможенных пошлин.
Но сейчас помощи российским автозаводам
ждать неоткуда: рубль стабилен, а повышение
пошлин на иномарки не значится в планах
правительства.

     По 
мнению экспертов, российский автопром
сам довел себя до кризиса, постоянно 
повышая цены на автомобили. «Они 
по привычке считают, что управляют 
рынком, — отмечает независимый эксперт 
автомобильного рынка Сергей Алексейчук.
— Но столкнулись с дешевыми иномарками
— Daewoo Nexia, Hyundai Accent». По оценке инвесткомпании
«Атон», «автомашины российских
производителей воспринимаются как 
продукция низкого качества».
Поэтому повышение цен вкупе 
с ростом конкуренции со стороны 
иномарок ведет к тому, что тот 
же «АвтоВАЗ» «рискует утратить
основное конкурентное преимущество —
низкие цены». По данным журнала «Авторевю»,
в московских салонах стоимость
«десяток» составляет 8250-10600 долларов.

    Проблемы 
автозаводов вредят не только его 
акционерам или сотрудникам, но и 
всей экономике. Старший экономист 
компании «УралСиб» Владимир Тихомиров 
подсчитал, что на долю автопрома 
вместе с поставщиками комплектующих 
приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает
он, рост ВВП в первом квартале составил
бы не 4,9%, а 5,2%.

ГАЗон NEXT 10 (LNG/CNG)

Новый среднетоннажник, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большой протяженности, был представлен Горьковским автозаводом на газовом форуме в Санкт-Петербурге в октябре 2019 года.

Автомобиль оборудован битопливным силовым агрегатом ЯМЗ-534, развивающим мощность до 170 л.с.

Каблук Волга и другие: какие новинки готовит Группа ГАЗ?

В конце марта средства массовой информации растиражировали сообщение о том, что ГАЗ может возродить марку Волга, — но уже применительно к коммерческим автомобилям. Об этом в интервью газете Ведомости заявил Зигфрид Вольф, председатель совета директоров Группы ГАЗ. По его словам, эту марку мог бы носить автомобиль «меньше, чем Газель», такой как, например, Volkswagen Caddy.

Отличная идея! Поскольку единственная на се годняшний день российская каблукоподобная модель Лада Ларгус существенно уступает иномаркам по объему кузова.

А ведь подобная машина уже была у ГАЗа — точнее, ее концепт. В 2006 году на Московском автосалоне демонстрировался ГАЗ CityVan, каблучок грузоподъемностью 800 кг как раз на шасси тогдашней Волги и с бензиновым мотором Chrysler. Но тогда дальше макетного образца дело не пошло.

Грузовую версию Волги выпускал под именем Трофим завод Гидропривод под Тулой (фото из архива Максима Чернявского)

Еще можно вспомнить, что в середине двухтысячных существовала полуофициальная переделка по имени Трофим: на заводе Гидропривод в Кимовске Тульской области у Волг отпиливали заднюю часть пассажирского кузова, превращая их в грузовички либо фургончики. Удивительно, но в интернете до сих пор есть сайт с рекламой давно не существующих Трофимов!

Если перспективный каблук Волга — проект отдаленного будущего, то о ближайших перспективах Группы ГАЗ уже можно рассказать подробно: мы получили расписание газовских новинок на ближайшие годы и даже месяцы.

Новые модели ГАЗ 2019-2020 года

Надежные, функциональные и недорогие в обслуживании автомобили ГАЗ стабильно пользуются в России и за ее пределами большой популярностью и мы предлагаем узнать больше о том, какие новинки выпустит отечественный производитель авто в 2019-2020 году, а также оценить самые интересные новые модели на фото.

Современная территориальная организация автомобильной промышленности

     В
автомобилестроении Российской Федерации 
сложилась четкая специализация 
предприятий на выпуск отдельных 
типов машин. Только «старые» заводы
в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде
(ГАЗ) выпускают одновременно грузовые
и легковые машины. Все остальные 
специализируются на выпуске отдельных 
видов и типов машин: грузовых
машин среднего тоннажа в Центральном 
районе (Москва, Брянск), в Волго-Вятском 
районе (Нижний Новгород), Уральском 
районе (Миасс), грузовых машин небольшого
тоннажа – в Поволжском районе
(Ульяновск). Автобусы разной вместительности 
производят в Центральном районе
(Ликино), в Волго-Вятском районе
(Павлово), Уральском (Курган). Легковые
автомобили высшего класса выпускает 
Москва, среднего – Волго-Вятский 
район (Нижний Новгород), малолитражные 
машины – Поволжский (Тольятти), Центральный 
район (Москва), Уральский (Ижевск), а 
микролитражные – Юго-Западный (Луцк)
районы.

     Каждый 
из этих районов имеет свою специализацию
(Центральный главным образом 
на производстве грузовых машин, а Поволжский
– преимущественно легковых). Районы
автомобильной промышленности формируются 
на Урале (Ижевск, Миасс, Курган). В восточных 
зауральских районах страны автомобилестроение
только начинает складываться (Чита). Роль
зауральских заводов в производстве
автомашин еще не велика. В этих
районах только формируются те предпосылки,
которые обусловили создание районов 
автомобильной промышленности в 
европейской части страны.

     Автомобильная
промышленность включает в свой состав
помимо выпуска машин также производство
моторов, электрооборудования, подшипников,
прицепов и т.д., которые выпускаются на
самостоятельных предприятиях.

     Автомобильные
моторы делают не только сами автозаводы,
но и ряд специализированных заводов
(Ярославский – для грузовиков,
Заволжский – для автозавода в 
Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский
– для «Москвичей»).

     Большинство
этих заводов разместилось вне центров 
автомобилестроения. Они поставляют
свою продукцию в порядке кооперации
сразу нескольким автозаводам (например,
Ярославский – Минскому, Кременчугскому
и др.; Омский, Тюменский и Уфимский
– Московскому и Ижевскому 
автозаводам).

    В
постсоветской России, как и в 
других республиках бывшего СССР,
возникли новые центры автомобилестроения,
основанные на сборке иномарок из деталей 
импортного производства: Узбекистан
(DAEWOO), Беларусь (FORD, MAN), Калининград (General
Motors), Таганрог (Hyundai), Всеволожск (Ford) и
т.д.

Статистика по мировому авторынку 2021

За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах: в аналогичный период 2020 года из-за пандемии были закрыты многие автосалоны, следовательно, и продажи были низкими. Поэтому в первые шесть месяцев 2021 года на всех основных рынках произошел двузначный рост продаж легковых автомобилей:

  • Китай увеличил показатели на 27% (9,83 млн);

  • США – на 29% (8,294 млн);

  • Европа – на 27% (6,486 млн);

  • Япония – на 12%;

  • Бразилия – на 32%;                 в совокупности до 3,914 млн

  • Россия – на 37%;

  • Индия – на 93% (1,495 млн).

Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода (в 2019 году объем рынка новых автомобилей составлял 90,3 млн) не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.

На это повлиял не только высокий спрос на полупроводники со стороны производителей бытовой техники, но и проблемы с поставками из-за неблагоприятных погодных условий и ЧС: пожар весной 2021 года на фабрике микрочипов Renesas Electronics привел к сокращению мирового автопроизводства. Если в первом квартале автопроизводители потеряли 1,4 млн машин, то во втором квартале – 2,6 млн. Четвертый квартал, по данным АЕБ, также оказался провальным: дефицит полупроводников, повышение цен на авто и уменьшение финансовых запасов у потенциальных покупателей привели к снижению продаж. Объемы продаж в мире с октября по декабрь 2021 года снижались на 18-20%.

Рис. 1. Мировой рейтинг самых популярных автомарок 2021

Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире, по данным агентства JATO Dynamics, остается Toyota. За прошедший год Toyota выпустила 10,5 млн машин, включая марки Lexus, Daihatsu и Hino, что на 10% больше, чем в 2020 году. По всему миру компания продала 7,35 млн легковых автомобилей. Больше всего автомобили этой корпорации востребованы на рынках США (2,03 млн), Китая (1,64 млн) и Японии (1,22 млн).

На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5% (до 8,9 млн машин). При этом отставание от Toyota за 2021 год только увеличилось. Из 8,9 млн произведенных машин Фольксваген продал 4,57 млн: почти половину (2,11 млн) на китайском рынке. Марки Nissan и Ford показали падение мировых продаж на 1% и 10% соответственно, а Hyundai поднялся на два позиции, увеличив количество продаж на 6%.

В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж (на 4%). Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11% (1,92 млн), Audi — на 2% и Lexus — на 16%. Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).

Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.

Рис. 2. Мировой рейтинг самых крупных автомобильных рынков в 2021 году (млн шт.)

По объемам продаж на первом месте оказался Китай: за год там продали 21,12 млн легковых автомобилей. На китайском рынке даже увеличился спрос впервые за последние четыре года. США и Япония стабильно занимают вторую и третьи строчки. А вот Индии за год удалось почти полностью восстановить свой рынок, который сильно обвалился из-за ковидных ограничений в 2020 году. Несмотря на то, что у Канады нет собственного автопрома легковых машин (только многочисленные заводы международных брендов), стране удалось подняться с 9-го места на 6-е. Россия закрывает десятку крупнейших авторынков мира.

Мировое потребление газа в 2020 году сократится

Перспективы природного газа, согласно прогнозу компании Вritish Рetroleum до 2050 года, более устойчивы, чем у нефти, что объясняется его ролью в поддержке быстрорастущих экономик развивающихся стран по мере их декарбонизации и сокращения доли угля в энергобалансах, а также как источника энергии с почти нулевым содержанием углерода.

Но под давлением более выраженного перехода на возобновляемую энергетику, доля газа все же будет снижаться. Так, спрос на газ выйдет на пик в середине 2030-х годов, достигнув 26% энергобаланса в «Быстром» сценарии, а затем к 2050 году снизится до 21%.

В новом докладе Международного энергетического агентства, который посвящен рынку газа, отмечается, что по итогам 2020 года мировые газовые рынки испытают самый большой в истории шок спроса.

Пандемия ударила по уже снижающемуся спросу на газ. Его потребление, как ожидают эксперты агентства, упадет на 4% в 2020 году. На это повлияет последовательное воздействие более низкого спроса на отопление из-за теплой зимы, осуществления ограничительных мер почти во всех странах и территориях для замедления распространения вируса и более низкого уровня экономической активности из-за вызванного COVID-19 макроэкономического кризиса. Согласно оценке МЭА, мировой спрос на газ в 2020 году уменьшится на 150 млрд кубометров.

Столкнувшись с этой проблемой, рынки природного газа переживают сильную корректировку предложения и торговли, что приводит к исторически низким спотовым ценам и высокой волатильности. В этой связи, по мнению экспертов, возможны риски отрицательных цен на газ в Европе.

Начавшийся из-за пандемии кризис будет иметь более долгосрочные последствия для рынков природного газа. Самым пострадавшим рынком в МЭА назвали европейские страны, где зафиксировано падение спроса на газ на 7% в годовом исчислении. На развитые рынки Европы, Северной Америки и Азии приходится около 75% потерянного потребления газа в 2020 году. Тем не менее эксперты МЭА ожидают, что спрос на природный газ постепенно восстановится в 2021 году.

В конце мая агентство Reuters, ссылаясь на газовых трейдеров, сообщило о том, что цены на природный газ в Европе с поставкой в короткие сроки могут опуститься до минусовых значений.

Reuters проводит параллель с фьючерсами на американскую нефть WTI, которые в апреле торговались ниже нуля. Нулевые или отрицательные цены будут означать, что продавцы газа в Европе будут вынуждены отдавать газ бесплатно или даже доплачивать, чтобы его забрали.

Шок, вызванный итогами конавирусной пандемии первой половины нынешего года, вызвал настоящую бурю на мировых газовых рынках. Цены обвалились до невиданно низких отметок, хранилища переполнялись, газовые компании в США, поднявшиеся на сланцевой волне, массово банкротились.

Газель NN

На базе новой платформы LCV, разработанной сотрудниками ГАЗа, уже в 2020 году начнут собирать новый коммерческий автомобиль, получивший аббревиатуру NN. Как она расшифровывается – большая тайна. Сам Вадим Сорокин предлагает несколько вариантов на выбор, от банального «New Next» до патриотичного «Нижний Новгород».

Глубокая модернизация затронула практически все системы. Новая Газель NN порадует такими инновациями, как:

  • новый дизайн передней части;
  • светодиодная оптика, получившая стильную подсветку и ходовые огни;
  • CAN-шина, которая в дальнейшем позволит внедрять такие инновации, как автоматизация управления и современные ассистенты для водителя;
  • большой сенсорный дисплей для управления мультимедийными функциями;
  • удобный мультируль с функцией подогрева;
  • камеры кругового обзора.

В автосалонах новые модели ГАЗ с приставкой NN должны появиться в конце 2020 или начале 2021 года.

Грузовики и спецтехника

В СССР и России производство грузовиков было одной из важных отраслей промышленности – это не только КамАЗы, но и продукция ГАЗ, «Урал», ЗиЛ и не только. В 90-е годы появилась «Газель», которая буквально спасла малый бизнес, дав дешевый малотоннажный грузовик Правда, модельный ряд российских грузовиков долгое время был достаточно ограничен, и современные седельные тягачи транспортным компаниям приходилось закупать за границей.

Сейчас все иначе – благодаря льготам, субсидиям и другим видам поддержки от государства производить грузовые автомобили стало выгодно и внутри страны. Соответственно, картина по производителям грузовых автомобилей выглядит следующим образом:

Как видно, лидируют ГАЗ, КамАЗ и УАЗ, а также «Соллерс» (который сохранил производство Ford Transit). При этом в России выпускаются и грузовики Volvo, Scania, и менее известные марки.

Модельный ряд у лидеров такой:

  • Камский автозавод – больше всего выпускал трехосных грузовиков для бездорожья КАМАЗ-43118, самосвалов КАМАЗ-65115 и магистральных грузовиков КАМАЗ-5490;
  • Горьковский автозавод – примерно 2/3 всего выпуска пришлись на модели «Газон NEXT», также много произвели и классических «Газонов»;
  • «УРАЛ» – в структуре производства лидируют двухосные бортовые грузовики «Урал-43206», «Урал-4320», «Урал-М» и NEXT.

При этом грузовиков иностранных марок за прошлый год в России выпустили больше 28 тысяч штук, и больше всего – 5240 – выпустили на заводе Volvo в Калуге.

Основную часть выпуска грузовых автомобилей разбирает бизнес – «Газпром», «Россети», «Роснефть», «Итеко» и другие, но некоторая часть идет и на экспорт.

В сложной конъюнктуре

Специалисты МЭА считают, что в 2021 году рост спроса на нефть отыграет большую часть снижения потребления в 2020 году. При этом само увеличение добычи в 2021 году агентство оценило в 1,7 млн барр. в сутки.

По мнению экспертов, такой прогноз связан с ожиданием ослабления карантинных мер в условиях пандемии и восстановления экономического роста. В случае нехватки предложения на рынке страны ОПЕК+ и страны-производители, не являющиеся участниками соглашения, смогут нарастить добычу.

Согласно прогнозу МЭА, рынок может предоставить производителям нефти возможность увеличить добычу быстрее, чем предусматривают условия сделки ОПЕК+. Производство в странах, не входящих в картель, может восстанавливаться более интенсивно, чем ожидалось. В этом случае участники потеряют часть рынка, как это произошло в конце 2019 года, когда сокращением добычи ОПЕК+ пользовались производители нефти из США и других стран, которые наращивали свой экспорт. Это стало одной из главных причин разногласий России и Саудовской Аравии в начале 2020 года, что привело к развалу предыдущей сделки ОПЕК+.

Конъюнктура на рынке будет довольно сложной для производителей нефти, считают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ. Накопленные в 2020 году избыточные запасы так и не будут распроданы до 2022 года. Когда во второй половине 2021 года дефицит станет значительным, возрастут риски активного восстановления добычи в США, смягчения условий соглашения ОПЕК+ или даже отклонений от их выполнения.

Как себя чувствует автопроизводство в России

Вопреки мнениям некоторых скептиков, автопроизводство в России существует: отрасль дает более 90% всех продаваемых в стране автомобилей, и уже очень давно не ограничивается продукцией АвтоВАЗа и УАЗа. Государство уже долго ведет политику импортозамещения, и она дает некоторые результаты – производителям становится выгодно открывать заводы в России, чем импортировать готовые автомобили.

Что касается статистики, то за последние 10 лет она выглядит примерно так:

Как видно, основной пик производства приходится на последний докризисный 2013 год – тем не менее, до 2018-го автопроизводство росло. Наибольший объем, как видно, дает производство легковых автомобилей, которые уже давно стали основой автопроизводства в России – тогда как автобусов производили совсем немного. Одно из объяснений – часть автобусов (с числом мест до 9) попала в категорию легковых автомобилей.

Кроме того, в России сокращается выпуск троллейбусов – если в 2010 году их выпустили 406, то в 2019-м – всего 74. Одна из причин – переход на производство электробусов (хотя выпускаемые троллейбусы оснащаются функцией автономного хода).

Но все же график показывает – кризис на российском авторынке начался даже раньше, чем наступил коронавирус (который обрушил и так падающее производство). 2019-й стал важным годом для автопроизводителей – Минпромторг подписал несколько новых специнвестконтрактов, по которым компании обязуются локализовать производство в России до определенного уровня, а государство компенсирует им утилизационный сбор и помогает с льготами.

Это не помогло некоторым игрокам – компания Ford предпочла остановить производство на заводе во Всеволжске и вообще оставить в России только сегмент легких грузовых авто. Годом ранее закрылись «Дервейс» и «Ставрополь-Авто», которые специализировались преимущественно на китайских брендах.

Лидерами по продажам в легковом сегменте в 2019 году стали такие модели, как:

  • Lada Granta – 135,8 тысяч единиц;
  • Lada Vesta – 111,5 тысяч единиц;
  • KIA Rio – 92,5 тысяч единиц;
  • Hyundai Creta – 71,5 тысяч единиц;
  • Hyundai Solaris – 58,7 тысяч единиц.

Тем не менее, кризис был заметен уже в прошлом году – так объем продаж падал, а примерно 5% от всех проданных легковых автомобилей приобретал бизнес (это и Lada Largus, и «Соболь», и Volkswagen Multivan), помогло этому и развитие каршеринга в Москве и регионах.

Развития рынка альтернативного транспорта пока незаметно – электромобилей в России около 6300 единиц (0,014% от общего числа), а природный газ в разных формах используют порядка 2% от всех автомобилей (и почти половина из них – это торговые и газовые компании).

В 2020-м ситуация для автопроизводителей стала намного хуже – началось все с проблем с поставками комплектующих из Китая и затем стран Европы, а сейчас основное негативное влияние на рынок оказывает падение доходов населения из-за вынужденного простоя экономики весной.

Ситуация после 24 февраля 2022: как повлияли санкции на авторынок

Согласно прогнозам аналитического объединения S&P Global Mobility, в 2022 и 2023 годах ожидается сокращение мирового производства легковых машин из-за экономических проблем, связанных с ухудшением геополитической ситуации. Количество автомобилей может уменьшиться на 2,6-4 млн.

При оптимистичном раскладе (сокращении на 2,6 млн) Европа потеряет 1,7 млн единиц, миллиона из которых рынок лишится из-за пониженного спроса и ограниченного экспорта на рынках России и Украины. Оставшиеся потери в 700 тыс. эксперты связывают с недопоставками важных комплектующих. За март этого года компании BMW и Volkswagen уже уменьшили объемы производства, так как украинские заводы прекратили поставлять жгуты электропроводки.

При пессимистичном раскладе за два года производство снизится на 4 млн автомобилей, а за ближайшие восемь лет (с 2022 по 2030) – на 25 млн.

Из-за санкций рвутся цепочки поставок, что ведет к сокращению или остановке производства многих брендов. Кроме того, следует ожидать роста цен на энергоносители и сырье. К примеру, возможно нарушение логистики по поставкам палладия, 40% которого экспортируется из России. Недопроизводство машин скажется на отложенном спросе: хотя неудовлетворенную покупательскую способность, которая на начало 2022 года составляла 12% (нехватка 10 млн машин), к середине марта удалось сократить на треть.

Почему увеличились государственные субсидии за переход на ГМТ?

В России уже несколько лет действует программа по переводу российского автотранспорта на компримированный природный газ (КПГ). В ноябре 2019 года замминистра энергетики Антон Инюцын заявил, что в период с 2020 по 2024 год правительство направит на развитие газомоторной отрасли 50 млрд.рублей. На развитие заправочных станций с ГМТ должно ежегодно выделяться 3,5 млрд.руб. На переоборудование автомобилей – 700 млн.рублей.

По данным на март 2020 года, на территории России расположено 484 заправки с газомоторным топливом, из них 329 принадлежат группе «Газпром». Объем реализации КПГ на заправках «Газпрома» в 2019 году вырос на 30%, до 779,3 млн куб.м.

По словам Новака, его предложение несет антикризисный характер для автовладельцев: участие в программе по переводу транспорта на КПТ поможет существенно сэкономить на затратах на топливо, поскольку стоимость ГМТ втрое ниже стоимости бензина и солярки.

Современное состояние российского автомобилестроения

Из старых крупных автозаводов в РФ работают АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ. За последние 10 лет открылись совместные предприятия с различными иностранными компаниями.

Отставание автопрома России в производстве легкового транспорта компенсируется выпуском тяжелых автобусов и спецтехники.

Активно развивается АвтоВАЗ, совершенствуя свою Ладу. В 2015 открыт автосалон Lada в Венгрии. Выпускает автобусы Липецкий автомобильный завод. Заслуженные «Пазики» превратились в современные низкопольные автобусы марки ПАЗ. На выпуске сельхозтехники и больших автобусов специализируется ГолАЗ. Тяжелые «Уралы» продолжают сходить с конвейеров УралАЗ. Первая в РФ частная компания АК «ДЕРВЕЙС» появилась в 2002 году на Северном Кавказе.

Вид автотранспортного средства Состояние отечественного производства Сравнение по итогам 2013 года (данные OICA)
Тяжелые автобусы Первенство в Европе. 173 148 единицы – Китай

23 107 единицы – Россия

12 460 – Евросоюз

Спецтехника, грузовые автомобили
Марка КамАЗ популярна в РФ и мире: грузовики, магистральные тягачи, военная техника.
Свои заводы размещены в Казахстане, Эфиопии, Пакистане, во Вьетнаме. Грузовик «КамАЗ» –неоднократный победитель «Дакара».

Легковой сектор
В коммерческих и промышленных целях широко используются ГАЗель, Соболь, Садко, Волга.

Внедорожники
Полноприводные УАЗы активно трудятся в армии, подразделениях МЧС, МВД.

Cruise 2.0

Среди новых автобусов выделяется модель для междугородних перевозок под названием Cruise 2.0. Модификация 2019 года получила свежий экстерьер, а также полностью измененный салон с пассажирскими креслами премиум-класса. Кроме того, для повышения комфорта установлено более производительное климатическое оборудование, добавлено современная мультимедийная система.

Автобус по-прежнему базируется на шасси Scania. Впервые для отечественных моделей на Cruise 2.0 применен комплекс помощи водителю АДАС и использована система Off-Board для удаленной диагностики специалистами наиболее важных систем, оборудования и агрегатов.

Что и куда идет на экспорт

Минпромторг России активно поощряет импортозамещение и локализацию автопроизводства в России – например, участвовать в льготных госпрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» могут только те модели, которые набирают определенное количество условных баллов за локализацию. Это фактически протекционизм, к тому же это поощряет экспорт.

Такая политика принесла свои плоды – в 2019 году российские автопроизводители экспортировали за границу продукции на 4 миллиарда долларов, что на 17% больше показателя прошлого года. На сегмент легковых авто и легких грузовиков пришлось 44% экспорта, а основная масса вывезенных за границу машин направилась в страны СНГ.

Например, АвтоВАЗ за год поставил за границу порядка 50 тысяч автомобилей, основными рынками стали Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, еще почти 16 тысяч экспортированных автомобилей пришлось на Renault. А Volkswagen отправил за границу почти 25 тысяч произведенных в России автомобилей.

По моделям экспортный рейтинг будет таким:

  • Skoda Kodiaq (производство ГАЗ, Нижний Новгород) – около 10 тысяч штук;
  • Lada 4×4 – около 8 тысяч штук;
  • Lada Vesta – примерно 6 тысяч автомобилей;
  • Lada Xray – 1500 единиц;
  • Volkswagen Polo – 1400 единиц;
  • Hyundai Solaris – 1008 единиц;
  • Lada Largus – 803 единицы;
  • Kia Rio – 635 машин;
  • Lada Granta – 605 штук;
  • Skoda Rapid – 465 машин.

На 2020 год у производителей были большие планы, но как и во всем остальном, их разрушил коронавирус. Так, рост экспорта до 4,2 миллиардов долларов мог загрузить российские заводы, которые без него работали бы с неполной загрузкой из-за спада спроса на внутреннем рынке. Однако сейчас спад будет во всех странах мира, а восстанавливаться рынки начнут не раньше, чем в 2021 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: