Правила пользования нерегулируемой «зеброй»
Если на проезжей части нет людей, водитель не должен останавливаться перед «зеброй». Автомобилист обязан затормозить, только если человек уже ступил на полотно. Некоторые пешеходы располагаются у края тротуара и начинают ждать, пока кто-либо не сбавит скорость. Конечно, такое поведение помогает перестраховаться. Однако с точки зрения закона поступать так неверно.
Сначала нужно оценить расстояние до приближающихся машин. Если транспорт уже близко, водители могут не успеть остановиться. Поэтому нужно дождаться более подходящего момента. При этом следует посмотреть и налево, и направо
Не менее важно оценить скорость, с которой движутся машины. Даже если автомобиль далеко, он может оказаться возле «зебры» через несколько секунд, если будет ехать быстро
Не стоит перебегать дорогу, чтобы быстрее оказаться на другой стороне. Водитель может растеряться, если увидит суетящегося пешехода. Подсознание автомобилиста подскажет ему, что происходит что-то нестандартное. Он может резко надавить на педаль тормоза и спровоцировать ДТП. Двигаться слишком медленно тоже нельзя. Нужно идти с обычной скоростью, не меняя при этом траекторию.
На проезжей части нельзя останавливаться, даже если транспорт далеко. Иногда по каким-либо причинам завершить переход не получается. В этом случае нужно остановиться на линии, проходящей посередине дорожного полотна
Перед тем как возобновлять движение, важно убедиться в отсутствии опасности
Особую бдительность нужно проявлять при переходе дороги, которая состоит из четырех и более полос. Если перед «зеброй» остановилась машина, это не значит, что на соседней полосе никого не окажется. Большой автомобиль ограничивает обзор тем, кто приближается в попутном направлении. Поэтому из-за грузовика может внезапно выскочить «легковушка» или мотоцикл. При переходе нужно аккуратно заглянуть за габаритный транспорт, немного замедлившись перед этим.
Виды наземных переходов
Их можно разделять по способу, который используется для пересечения дороги:
- Те, которые находятся на одном уровне.
- Подземные сооружения.
- Надземные переходы, напоминающие мост над проезжей частью.
По месту расположения их можно разделить:
- находящиеся у перекрёстка;
- такие, которые расположены на перегоне.
На некоторых переходах установлено регулирование, а на других оно отсутствует. В первом случае могут иметься вызывные устройства, с помощью которых пешеход может нажатием кнопки установить себе разрешающий сигнал.
В других случаях применяются такие, которые пропускают пешеходов через определённые промежутки времени. Иногда предусматривается «островок безопасности».
Может ли пешеход переходить дорогу по диагонали
Несмотря на распространение мнения о безнаказанности, пешеходы все же могут понести наказание за нарушение ПДД, что выражается в административной ответственности в виде штрафа.
Одним из наиболее частых нарушений становится неправильный переход дороги, вследствие чего возникают аварийные ситуации.
Согласно имеющимся данным статистики, большая часть случаев неправильного поведения на дороге приходится на пересечение перекрестков. Для уменьшения времени ожидания, пешеходы стараются перейти их наискосок. Здесь следует разобраться, какую степень опасности несут в себе такие действия и насколько законными они являются.
Пересечение перекрестка по диагонали. Последний раз обновление правил дорожного движения касательно этого вопроса осуществлялось в 2015 году
Особое внимание в них уделялось пешеходным переходам диагонального направления. В ПДД четко прописан тип разметки 1.14.1, 1.14.2, наносимый на поверхность дорожного полотна и предназначающийся именно для пересечения дороги по диагонали
Определить это можно по двум признакам:
Прежде всего, должна иметься разметка, нанесенная под углом по диагонали, соединяющая противоположные углы перекрестка
Наличие «зебры» заставляет водителей концентрировать свое внимание на том, что переход проезжей части пешеходом будет осуществляться по нестандартной траектории. Для самих же людей показывается направление движения строго по определенной линии;
Во-вторых, нанесение диагональной разметки на дорожное полотно может осуществляться только при наличии светофоров, отсекающих потоки транспорта во время перехода пешеходов через дорогу.
Переход дороги по диагонали возможен только при наличии светофора При переходе дороги на нерегулируемом перекрестке, пересечение под углом категорически запрещено, так как не всем водителям удастся заметить пешеходов и своевременно отреагировать на их появления. В такой ситуации вероятность аварии значительно увеличивается. Здесь пересечение дороги возможно только в направлении, перпендикулярном проезжей части и максимально быстро. Перед началом движения необходимо удостовериться, что дорога свободна от транспортных средств в обоих направлениях. Согласно ст. 12.29 КоАП РФ, за подобное нарушение назначается штраф в размере 500 рублей.
Перекресток такого рода должен быть регулируемым
Правила пересечения дороги. Согласно п. 4.3, пешеходы обязаны переходить дорогу исключительно по пешеходным переходам. Если же они отсутствуют, переход следует осуществлять за максимально короткое время по линии тротуара или обочины. При переходе через дорогу под углом, пешеход на какое-то время поворачивается спиной к транспортным средствам и не имеет возможности полного контроля ситуации. Поэтому процесс намного растягивается по времени.
Пешеходы должны проявлять повышенное внимание
Заключение. Переход дороги по диагональной траектории не только бессмысленный, но и крайне опасный. Здесь от пешехода требуется максимальная концентрация внимания, так как проезжая часть является зоной повышенного риска.
Обгон на пешеходном переходе
- Перед пешеходным переходом, который имеет дорожный знак с двух сторон или разметку, следует сбросить скорость.
- Полностью остановиться перед стоп-линией. Если подобная остановка не будет совершена и автомобиль выехал на пешеходный переход, то это расценивается как правонарушение и автолюбитель облагается штрафом.
- Дождаться, пока все переходы перейдут через дорогу или подождать, пока загорится разрешающий движение свет на светофоре.
- Медленно начать движение.
Сумма взыскания составляет 5000 рублей. Она актуальна в 2019 году. Также за обгон на пешеходном переходе существует более суровое наказание – лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Помимо этого, если выполнить повторный подобный маневр, то водителя за это могут лишить прав, сроком на 1 год. Если же такое правонарушение было снято на видеорегистратор, установленный на дороге, то нарушителю приходит письмо с квитанцией, в которой указана сумма взыскания, размер которой составит 5000 рублей.
Особенности выезда на пешеходный переход
Шофер должен снизить скорость за несколько метров перед «зеброй»
Водитель, останавливаясь перед переходом, должен сделать это за несколько метров. Если он проскочит это расстояние и затормозит на зебре, он снизит видимость для других участников дорожного движения. Они не смогут вовремя увидеть пешеходов и могут не затормозить.
Зебра, обозначающая переход через дороги означает, что водителям не разрешено делать такие манёвры:
- делать остановку машины таким образом, чтобы колёса находились на переходе;
- выполнять движение, используя задний ход;
- оставлять транспорт на «зебре» и выходить из него по своим делам;
- выполнять разворот прямо на переходе даже в той ситуации, когда в этот момент никто не переходит дорогу.
Важно помнить, что иногда впереди едущий автомобиль не даёт возможности увидеть, идёт ли кто-нибудь по «зебре» в этот момент. Правила предусматривают такую ситуацию
В этом случае надо подстраивать свою скорость в соответствии с едущим впереди транспортным средством. Если оно тормозит, те машины, которые едут за ним, обязаны тормозить, предполагая, что на переходе есть пешеходы.
Иногда на регулируемом переходе машинам разрешается делать левые или правые повороты. В этом случае проезд разрешён только тогда, когда это не мешает людям, переходящим улицу. Ходя пешеходы имеют преимущество, тем не менее в этой ситуации нужно, чтобы они тоже старались не создавать аварийных ситуаций для машин, которым необходимо сделать поворот.
Так всегда водители должны пропускать пешехода на зебре или не всегда
Почти все пешеходы уверены, что на зебре водитель всегда должен пропускать пешехода. В результате молодые люди идут не глядя, водители психуют, что чуть не сбили. В общем, здесь вопрос-то юридически регулируемый, но мало кто об этом знает.
В целом да, должен пропускать.
П. 14.1 ПДД (правил дорожного движения): Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Несколько лет назад в ПДД появился пункт, согласно которому водители при приближении к пешеходному переходу обязаны снижать скорость и пропускать пешеходов. С того момента многие решили, что любой автомобиль должен пропускать пешеходов при любых условиях на «зебре». Но немногие помнят про другой пункт правил, в котором говорится о том, что пешеходы могут ступать на проезжую часть для её перехода только после того, как убедятся в собственной безопасности.
Пункт 4.5 ПДД разрешает пешеходу на нерегулируемом переходе выходить на проезжую часть только после только, как он оценит расстояние до приближающихся автомобилей и убедится в безопасности перехода. Иными словами, если транспортное средство слишком близко, а его скорость такова, что он не сможет уже безопасно остановиться, не прибегая к экстренному торможению, пешеход не имеет права выходить на проезжую часть.
Пункт 14.1. в свою очередь требует от водителя снизить скорость или остановиться перед переходом для того, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть, или вступивших на нее для перехода.
На деле обычно возникают такие ситуации.
Первая самая частая. Сплошной поток машин и пешеходы просто боятся что-то делать, ждут, когда он схлынет. Как ни странно, закон на стороне водителей. Понятно, что кто-то из водителей рано или поздно остановится и пешеходы пройдут. И это возможно, но для пешеходов лучше не кидаться под колеса: в худшем случае закон вряд ли будет на их стороне.
Вторая ситуация: пешеходы ждут просвета в потоке движения и идут. Видимо, наиболее правильный вариант. Водители обычно уступают.
Третья ситуация: пешеходы, часто молодежь, бесстрашно бросаются вперед при любом потоке движения. Как уже стало ясно, не стоит так делать.
Все ли ясно юридически?
Как ни странно, ПДД не до конца описывают ситуацию с пешеходами на перекрестке. Если на перекрестке нет пешеходного перехода, нет светофора, то водитель не должен уступать пешеходу, если движется прямо. Но и пешеход не должен переходить дорогу, не удостоверившись в безопасности перехода. В итоге получается:
-если пешеход переходит дорогу и видит, что на его полосу будет поворачивать автомобиль, то он имеет приоритет;
-если же он хочет перейти перекресток перпендикулярно прямолинейному движению машины, без светофора и пешеходного перехода, то здесь у него приоритетов нет.
По новым правилам 2020 года водитель обязан остановиться уже тогда, когда пешеход находится на тротуаре неподалёку от зебры. Считается, что если водитель этого не сделал, то создал помеху пешеходу. Да, иногда водители делают это. Пешеходы порой даже пугаются. А, если пешеход не собирается переходить и говорит по мобильному или курит, то что, застопорит все движение?
Есть и другие неясности. Например, в ПДД говорится о «пешеходах», то есть во множественном числе, из чего в случае худшего варианта развития событий с единственным пешеходом, суд формально может сделать вывод в пользу водителя.
Есть и иные закорючки, на которые нет четкого ответа. Но ведь ежедневно миллионы людей переходят улицу по зебре. Они даже не понимают четко, что закон прописывает в этих случаях. Не то, чтобы это рассказывали в школах, но даже юристам не всегда понятно. Россия с десятками миллионов авто не может объяснить гражданам и водителям, как именно им следует себя вести на переходе.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
Итак, начнём мы с того, как нужно на 2023 год пропускать пешеходов на переходе.
Как правильно пропускать пешехода?
Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?
А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.
Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине
Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД
Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:
Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость
Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать
Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.
На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.
- Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
- Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
- Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:
Но это теория, а на практике…
Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).
А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их “развод”.
Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.
Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:
- свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
- инспектор обязан всесторонне рассматривать дело об административном нарушении (статья 26.11 КоАП), а это значит, что он при наличии возможности обязан привлечь самого пешехода как свидетеля,
- Верховный суд РФ не так давно постановил, что одного только протокола о нарушении недостаточно, и этот документ сам по себе доказательством не является, поэтому от инспектора нужны доказательства непропуска пешехода (при обжаловании лучше напомнить об этом решении суда).
По новым правилам 2023 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.
Где можно переходить проезжую часть пешеходу?
Пешеходные переходы
Переходы бывают двух типов: регулируемые и нерегулируемые. Первые оснащены светофором. С ними все ясно: пересекать дорогу можно только когда загорится зеленый свет. Передвижение пешеходов по вторым регулирует пункт 4.5 ПДД. Согласно этой норме перед пересечением проезжей части пешеходу необходимо сначала осмотреться, визуально оценить расстояние до ближайших машин, а также их скорость и перейти только в том случае, если он будет уверен, что это будет для него абсолютно безопасно.
Подземные и надземные переходы
Особых правил для передвижения по подземным и надземным переходам не существует. Они отличаются высокой безопасностью, ведь пользуясь ими, пешеход не встречает на своем пути автомобили. Обозначаются эти типы переходов своими собственными знаками. Для надземного это человечек, поднимающийся по лестнице, а для подземного – спускающийся.
Перекресток
В случае, если поблизости отсутствуют пешеходные переходы, правила допускают пересечение дороги по перекрестку. Двигаться при этом необходимо по линиям, продолжающим обочины или тротуары. Ни в коем случае нельзя пересекать перекресток прямо посередине или наискосок.
Что делать, если нет перехода и перекрестка?
Когда нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, можно перейти проезжую часть в их отсутствие при условии, что на ней нет сплошной разделительной полосы. Делать это нужно прямо перпендикулярно дорожному полотну под углом 90 градусов к нему, чтобы сделать время нахождения на ней максимально коротким. Перед началом движения нужно удостовериться, что нет приближающихся машин. В случае, если пешеход пересек часть дорожного полотна, а перед ним начали движение автомобили, он должен остановиться на центральной линии разметки, а затем подождать, пока машины проедут.
Не допускается пересечение дороги, если на ней есть ограждения.
Другие варианты
ПДД предусматривают и другие места, в которых можно пересечь проезжую часть. Это, например, велосипедная дорожка. По ней можно не только переходить дорогу, но и просто передвигаться. Однако следует помнить, что на велосипедной дорожке велосипедисты и транспорт, передвигающийся со скоростью не больше 20 км/ч имеют преимущество перед пешеходом и он обязан их пропустить.
Новые правила проезда
Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Согласно ПДД и Закону о пешеходах, если прохожий стоит непосредственно перед зеброй и разговаривает по мобильному телефону, водитель не обязан уступать ему дорогу. Уполномоченные лица объяснили это нововведение необходимостью стимулирования быстрого пересечения проезжей части по зебре. Они считают, что подобное изменение значительно сократит количество заторов на дорогах.
Последнее не являются редкостью ни в мегаполисах, ни в малонаселенных пунктах. В связи с этим водители иногда останавливаются непосредственно на зебре. С вступлением в силу нововведений это запрещено. Согласно новой редакции, правила дорожного движения на пешеходном переходе следующие: во время затора водитель должен предотвратить остановку на зебре. Как это сделать? Водитель должен проанализировать, имеется ли хотя бы минимальный риск того, что ему придется затормозить на переходе. При наличии такой вероятности он должен остановить транспортное средство перед зеброй. Водитель может продолжить движение при отсутствии прохожих и при наличии достаточного места за переходом.
Если же управляющий автомобилем человек не смог предотвратить данную ситуацию, ему придется понести наказание. Это обусловлено следующими факторами:
- Транспортное средство, которое остановилось непосредственно на зебре, создает помеху для пешеходов. Последние будут вынуждены изменить траекторию движения.
- Автомобиль, остановившийся на зебре, значительно снижает степень видимости для других участников дорожного движения. Из-за этого другие транспортные средства могут начать ехать, не заметив переходящих по разметке людей.
В обоих перечисленных случаях существенно повышается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием прохожих.
Кроме того, водители обязаны уступать дорогу прохожим, если они встретились во время выезда или въезда на прилегающую территорию. Во всех ситуациях преимущество имеют слепые пешеходы. Уступить дорогу необходимо и людям, направляющимся к маршрутному транспортному средству со стороны дверей на автобусную остановку.
Когда пешеходу разрешено идти по дороге?
Пешеходу можно ходить по краю проезжей части, если:
-
Он передвигается в инвалидной коляске и мешает другим пешеходам;
-
либо переносит вещи, которые мешают другим пешеходам;
-
дорога не оборудована тротуаром, обочиной или дорожкой для пешеходов.
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут… идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Абзац 1-2 п. 4.1
По какой стороне дороги нужно идти согласно правилам, смотрите в таблице:
По какой стороне? | Кто? |
---|---|
По правой (по ходу авто) | Инвалиды в колясках; Пешеходы с велосипедом/мотоциклом в руках; Организованные колонны пешеходов |
По левой (навстречу авто) | Все остальные. |
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Абзац 3 п. 4.1