Последнее китайское
В начале нынешнего века стало окончательно ясно: Оке нужен новый двигатель — карбюраторный не укладывался в современные экологические нормы и доживал последние дни. Довести до ума впрысковой вариант штатного двигателя ВАЗ‑11113 так и не удалось. По крайней мере, производители решили, что проще найти импортный мотор. Тюнинговые фирмы, близкие к КАМАЗу, уже опробовали китайский двигатель, созданный по лицензии Suzuki — трехцилиндровый рабочим объемом 0,8 л, мощностью 37 л.с.
Материалы по теме
14 автомобильных марок, исчезнувших в наши дни
А в начале 2000‑х на СеАЗе выбрали тоже китайский, но в прошлой жизни трехцилиндровый двигатель Daihatsu. Когда-то история Оки круто повернулась именно благодаря этой марке, ей же и заканчивалась. В мае 2006‑го от производства Оки отказался ЗМА КАМАЗ. Последним борцом за малолитражку оставался Серпуховской завод, который ВАЗ еще в 2005‑м сбыл с рук.
Итак, китайский мотор, знакомый по микролитражке Chery QQ, при рабочем объеме 1,0 л развивал 53 л.с. С ним работала пятиступенчатая коробка передач. Выпуск СеАЗ‑1116 с таким силовым агрегатом начали в 2006 году, контракт был заключен на поставку 20 000 моторов. Но интерес покупателей к заметно подорожавшей, но сохранившей многие старые «болячки» машине стремительно падал. Ее история завершилась в 2008 году: ровно через два десятилетия после начала серийного производства. Суммарно на всех заводах выпустили около 700 тысяч микролитражек.
Финал стал логичным. И дело не только, даже не столько, в том, что Ока устарела. Изменился сам подход к микроавтомобилю. Нынешние компактные автомобили — динамичные, комфортные, безопасные — уже не могут быть дешевыми, хотя бы потому, что все современные устройства надо «утрамбовать» в очень небольшой объем. Даже в Западной Европе микролитражки нынче далеко не столь популярны, как полвека назад. А специфика нашего рынка и наших условий такова, что компактность, маневренность и экономичность «микриков» не ценят даже горожане. Остаются лишь немногочисленные оригиналы. Вроде того, кого я и сегодня встречаю у Оки почти каждый день. Но тут уж речь совсем о других побудительных мотивах и даже о других чувствах.
Версии возникновения названия реки
Прежде чем выяснить, куда впадает Ока, рассмотрим некоторые гипотезы происхождения ее названия:
- Немецкое слово ahe и латинское aqua в переводе имеют значение «вода».
- Раньше, до славян, берега реки обживали балты, и вполне возможно, что наименование реки основано на балтийских корнях и происходит от литовского слова akas («полынья») или от латышского aka («колодец»).
- Самая распространенная гипотеза – название Оки происходит от слова aki (по-литовски) или acis (по латышски), переводящиеся как «незамерзающее место в озере, реке, болоте…» или «ключ, бьющий из глубины».
Есть еще одна вероятная гипотеза – происхождение названия финно-угорское. Имя реке могли дать племена мещеры, мордвы, мурома и пр.
Какая из этих версий подлинная, ученым еще предстоит разбираться и выяснить.
Дизельные коммерческие модификации
Идея была хорошей, но эра легковых автомобилей на тяжелом топливе для России тогда еще не наступила, как и сейчас. Поэтому модель ЗМА-1901 осталась опытной.
А вот недорогие фургончики ВАЗ‐17013 «Тойма», оснащенные стандартными бензиновыми моторами, выпускались на постоянной основе, хоть и недолго.
ВАЗ-1111 «Ока» так и не стал автомобилем массовым, всеми любимым. Для этого он появился слишком поздно – в 1988 году, когда в СССР уже начали ввозить иномарки.
Если бы модель дебютировала лет на 10 раньше – она стала бы народной. Как не крути, а «Ока» технически совершеннее «Запорожца», который не страдал от недостатка спроса.
Мосты, переправы
На Оке несколько железнодорожных мостов:
- Алексинский;
- Серпуховский;
- Ступинский;
- Коломенский;
- Муромский;
Сартаковский железнодорожный мост
Множество автомобильных:
- Гагаринский;
- Турынинский;
- Щуровский;
- Касимовский;
- Павловский понтонный;
- Сартаковский;
- Озеры понтонный;
- Коробчеевский;
- Дугнинский понтонный;
- Муромский;
- Молитовский;
- Рязанский;
- Канавинский;
- Гнилицкий;
- Мызинский;
- Нижегородский.
Дугнинский понтонный мост
Есть на Оке и паромные переправы:
- Юшта – Прибрежный (Рязанская обл.);
- Луховицы – Белоомут;
- Луховицы – Дединово;
- Луховицы – Ловцы;
- Елатьма – Маяк-Ласинский;
- Павлово – Тумботино (Нижегородская обл.) и др;
Устье Лопасни (Сенькин брод)
Исторически памятное место на реке «Сенькин брод» находится у р. Лопасни. Именно в этом месте средневековые враги-налетчики переходили Оку.
Особенности дизайна
Очевидно, что новая «Ока» — не рестайлинг автомобиля начала 2000-ых годов, а полноценная новинка модельного ряда. Однозначных версий, каким станет новый автомобиль производства «АвтоВАЗ», нет.
Другое предположение состоит в том, что машина могла бы стать миниатюрным кроссовером с уникальной головной оптикой, светодиодными полосами и узкой радиаторной решеткой. Такой автомобиль может заменить Nissan X-Trail или Hyundai Tucson.
Наиболее вероятно, что автомобиль будет основан на Fiat 500. Вдохновившись итальянским подходом к проектированию малолитражных автомобилей, «АвтоВАЗ» может объединить элементы Fiat и Lada.
Сохранятся металлические вставки на широкой решетке радиатора и передняя часть кузова Х-образной формы. Другие детали, судя по рендерам, обновятся: массивная многоугольная головная оптика, передние фары с галогенными лампами. Нижней части бампера предадут округлую форму, а автомобиль кажется длиннее. Внешне задние колеса выглядят меньше передних, что объясняется особой конструкцией крыльев.
Уникальная черта автомобиля Лада «Ока» — оформление задней части кузова. Кузов наклонен вперед, из-за чего автовладельцы столкнутся с недостатком машины – объем багажного отделения уменьшится. На верхней части задней двери может находиться крупный спойлер, в результате чего автомобиль получил спортивный облик. Под спойлером будут расположены крупные стекла, которые гарантируют видимость.
Сзади оптическая система в виде светодиодных лент С-образной формы. Внутри лент расположены фары. Детали помещены в контрастную черную накладку из качественного пластика.
«Окатавры»
Несмотря на небольшие габариты базовой «Оки», владельцы часто жаловались на недостаточную мощность «родного» мотора. В 2002 году компания «Астро-кар» из Набережных Челнов решила усовершенствовать ВАЗ-1111, внедрив ему под капот двигатель от «Таврии». Этот мотор известен под индексом МеМЗ-245 и имеет рабочий объем 1,1 литра.
Силовой агрегат дефорсировали под 80-ый бензин, ведь автомобиль был бюджетным. Мощность упала с 53 до 49 л. с.
Хотя по сути «Октатавры» были обычными переделками, производитель постарался оформить всю техническую документацию, так что автомобили можно было ставить на учет без проблем.
Производитель освоил не только карбюраторные, но и инжекторные модификации. Они получились более динамичными и экономичными.
В компании «Астро-кар» пытались сделать из «Оки» удлиненную версию, известную под именем «Алсу». Проводились работы по внедрению под капот моторов МеМЗ-2457 и МеМЗ-307, с объемом 1,2 и 1,3 литра соответственно. Только дальше прототипов и опытных экземпляров дело не пошло – в продажу такие автомобили не попали.
Опытные электрокары на шасси «Оки»
Во второй половине 1980-х конструкторское бюро АвтоВАЗ работало над созданием электрических городских автомобилей. Ничего странного, что на эту роль выбрали «Оку».
Появление ВАЗ-1111Э совпало с развалом Советского Союза. Вместо того чтобы бросить перспективные разработки, специалисты из Тольятти решили переориентироваться на западные страны и предложить доступные городские электрокары им.
Уже в 1992 году опытная «Ока» ВАЗ-1111Э была заявлена на швейцарском ралли Tour de Sol. Это мероприятие примечательно тем, что в нем участвуют автомобили с электродвигателями. Никаких зарядок в пути не предусматривалось – только солнечные батареи.
Российский автомобиль сразу завоевал второе место в швейцарском ралли, что подтолкнуло конструкторов АвтоВАЗ на дальнейшие работы. Они продолжались до 2001 года.
За это время конструкторы создали несколько десятков опытных образцов. Часть из них принимало участие в различных специализированных ралли для электрокаров. В этих гонках автомобили ВАЗ-1111Э неоднократно занимали призовые места, а однажды даже получили кубок Solar Cup Denmark.
Коротко о модели
История автомобиля «Ока» связана с тремя заводами: Волжским, Серпуховским и Камским. Первоначально транспортное средство создавалось для инвалидов, а его конструкторской особенностью были особо малые размеры. Но в ходе совместных разработок специалистов ВАЗ и СМЗ было создано две модели: для лиц с ограничениями и рядовых граждан.
С особым вниманием подходили к габаритам: длина автомобиля не должна была превышать 3.3 метра в длину, а снаряженная масса – не более 650 килограммов. Базой для конструкторов выступали малолитражные машины японского производства, в особенности Daihatsu Cuore
Так в 1988 году появилась новая «Ока» — с оригинальной внешностью, малыми габаритами, продуманной конструкцией и универсальностью. Минусом стали ограниченные условия эксплуатации – автомобиль не подходил для бездорожья, а мог ездить только на дорогах с твердым покрытием.
Автомобиль неоднократно менял модификацию. В базовой версии 1988-96 гг стоял 0.65-литровый двигатель, в 1996 году появилась модель ВАЗ-11113 с 0.75-литровым мотором.
В 1995 году «АвтоВаз» отказался от производства «Оки», посчитав это невыгодным. В 2006 году приостановил выпуск Камский завод в Набережных Челнах, а в 2008 году произошла окончательная остановка – из-за кризиса Серпуховский автомобильный завод не мог производить финансово нерентабельные машины, поэтому прекратил выпуск.
Водные обитатели и флора
Ока все еще считается одной из самых богатых рыбой рек. В ее водах водится почти 30 видов представителей ихтиофауны. Поэтому рыбалка на Оке крайне популярна. Рыбаки народ бывалый и знают, что сазана (карпа) можно поймать только в нижнем течении. Там отличные зимовальные ямы и обширная пойма. Зато леща можно поймать в любом месте реки и довольно приличных размеров. Какие еще рыбы водятся в реке:
- толстолобик;
- густера;
- жерех;
- голавль;
- плотва;
- красноперка;
- линь;
- белый амур;
- язь;
- карась.
Раньше ловили и осетра с белугой и стерлядью в придачу. Сейчас эти рыбы в реке не встречаются.
Берега облюбовали бобры, ондатры, выхухоли и ондатры. Гнездятся ласточки береговушки и золотистые щурки.
Процветает подводный зеленый мир. Диатомеи, зеленые, сине-зеленые, золотистые, желто-зеленые – всего 151 род водорослей. Высшие водные растения представлены:
- кувшинками;
- камыш;
- ряской;
- водокрасом;
- рогоз;
- осокой;
- аир;
- калужницей;
- трехдольница;
- рдестом;
- стрелолистом;
- тростник;
- кубышкой;
- манник водный;
- щучкой;
- камышом;
- ольхой.
Судоходство и каналы
Река со средневекового периода использовалась, как важный торговый путь. Через притоки и волоки река соединяла Дон, Днепр, Десну с Волгой-матушкой. Пароходство в регулярном виде зародилось в XIX в. Лоции того времени:
- Н. Новгород – Рязань;
- Кашира – устье;
- Коломна – Н. Новгород.
Летом, как притоки, так и сама Ока становились маловодны, что затрудняло проходы судов. Для решения этой проблемы строились плотины и шлюзы. На р. Москве – это Краснохолмский и Бабьегородская плотина. К 1878 г. 6 плотин со шлюзовой системой было введено в эксплуатацию. Это обеспечило нужный фарватер для судов уже до г. Москвы.
Порт Серпухов
Современная навигация представлена в основном судами с небольшой осадкой, а на большей части акватории отсутствует совсем. Сохранившаяся часть представлена туристическими круизными рейсами. Нужно сказать, что количество таких рейсов к 2018 г. возросло в трое. В 2020 г. река обмелела настолько, что круизы по ней все были отменены. Не проводятся работы по углублению и расчистке дна. Это не оставляет надежд судоходству на будущее.
Катастрофы
Глобальных катастроф на реке не было. Только регулярно проваливаются под лед автомобили и гибнут люди. Из наиболее заметных происшествий указаны следующие.
Дата |
Проишествие |
1788 г. | Небывалое по своей силе наводнение. Уровень реки поднялся на 15,3 м. |
1888 г. | Такое же по силе наводнение с поднятие воды до 15 м. |
2019 г. | В Оку упал легкомоторный самолет. |
2019 г. | Прорыв шлюза в Белоомутском узле. В результате внепланового спуска воды из Москвы не успели убрать задвижки на гидросооружении. Стихия смывала 2-х тонные блоки, как перья. Были подтоплены несколько населенных пунктов. |
2020 г. | Теплоход «Бородино» из-за обмеления реки 2 раза сел на мель. Нужно сказать, что навигация в том году была запрещена. Как выяснилось позже, теплоход получил пробоину. Спасали судно буксиром. |
2020 г. | Отстойные воды из карьера прорвали дамбу и хлынули в р. Угру, затем попали в Оку. Вода в реке приобрела коричневый цвет. |
К общероссийской катастрофе относится обмеление Мещер. Проблема связана с осушением болот в советское время. Здесь проходит старица реки, которая все больше заболачивается. Каждый год горят торфяники. Зато теперь здесь в изобилии водятся ядовитые змеи.
Москва-Серпухов
В былые времена прилагательные «маленький» и «дешевый» в отношении к автомобилям, по сути, были синонимами. Европейцы покупали компактные малолитражки сотнями тысяч и даже миллионами. Потом в это дело успешно включились японцы, упорно завоевывая своими «микрами» и европейские рынки. А уж неизбалованные советские граждане мечтали о любом, пусть и совсем маленьком и слабосильном автомобиле, который всё равно комфортней и вместительней мотоцикла с коляской.
Работы в этом направлении в НАМИ вели с середины 1950‑х. Но в серию пошли лишь два автомобиля —ЗАЗ‑965 и серпуховская мотоколяска. Но в размерном классе мотоколясок можно было создать и более приличный, комфортабельный и даже просторный автомобиль. И пример был совсем рядом — в социалистической Польше, где с 1973‑го по итальянской лицензии делали заднемоторный Fiat 126, получивший прозвище Малух («Малыш»).
Материалы по теме
Как рождался советский передний привод
Проект подобного автомобиля НАМИ‑0204, правда не воплощенный в металле, в середине 1970‑х появился и в СССР. В это же время НАМИ активно начал работы по переднему приводу. Идея состояла в том, чтобы доказать работоспособность такой компоновки для любого класса автомобилей, производимых в СССР. Поэтому прототипы делали из того, что было: Волгу — из Волги с двигателем Москвича‑412, Жигули — из Фиата‑124 и агрегатов Peugeot 204, а самый компактный автомобиль — из польского Fiat 126, переставив его двухцилиндровый 650‑кубовый 23‑сильный двигатель вперед. Такой автомобильчик получил обозначение НАМИ‑0219.
Но идея нового микроавтомобиля зрела и в Серпухове, где много лет делали простецкие мотоколяски с мотоциклетными двухтактными моторами и коробкой передач с последовательным переключением. Конечно, конструкторам хотелось создать нечто современней и интересней. И заручившись поддержкой министерства, серпуховское КБ и НАМИ стали работать вместе.
Характеристики
То место, куда впадает Ока, находится на расстоянии 1498,6 километров от истока. Площадь бассейна реки составляет 245 тыс. квадратных километров. Воды этого природного водоема текут по территориям семи российских областей. Из всей общей длины на Московскую область приходится 176 километров. Это самая большая река Подмосковья.
Основное питание – дождевое и снеговое. На всем пути Оки образуется множество рукавов и пойменных озер, представляющих собой идеальные места для рыбалки. Самые распространенные виды рыб: чехонь, плотва, жерех, голавль, налим и лещ. В низовьях встречаются щуки, язи и судаки, на песчаных отмелях водятся стерляди, а в заводях – сомы.
Прыжки в ширину
Девяностые годы в истории нашего автопрома по-своему уникальны множеством попыток создать что-то свое, новое, необычное. А не только торговать чужим. Попытки эти были часто наивны, иногда авантюрны, но порой и интересны. На эти годы пришелся и расцвет российского тюнинга, который, разумеется, не миновал и Оку.
Для начала обычно кто во что горазд освежали внешность. Потом дело доходило до амортизаторов и колес. Ставили более практичные 13‑ и даже 14‑дюймовые колеса, а заодно — усовершенствованные тормоза с вакуумным усилителем от ВАЗ‑2110. Появился даже вариант с четырехцилиндровым британским мотором Rover рабочим объемом 1.3 л и мощностью 63 л.с. Ехала такая Ока, конечно, очень резво. Но любой более-менее серьезный тюнинг, особенно в условиях единичного производства, поднимал цену Оки до Жигулей, а то и до компактной иномарки.
Однако интерес к Оке не угас и на ВАЗе — даже после того, как ее сняли с конвейера. В первой половине 1990‑х на выставках показывали компактные концепткары дизайнера Евгения Лобанова, построенные на узлах Оки. В 1998‑м, вновь использовав старое название, представили Оку‑2. Но если все эти машины, по сути, были макетами, то очередная Ока‑2 ВАЗ‑1121 2003 года — уже полноценным ходовым автомобилем. Причем симпатичным и интересным на ходу.
Исток и притоки
Место рождения Оки – это родник возле с. Александровка Орловского региона. Исток благоустроен, украшен деревянными скульптурами, рядом построена часовня. Бывавшие там люди, говорят, что возле родника «Русью пахнет и как будто рядом находится кто-то любящий тебя».
Исток возле с. Александровка Орловского района
В реку впадает 150 рек, речушек и ручьев. Некоторые всего 10 км длиной, некоторые появляются весной и к середине лета полностью пересыхают. Самый знаменитый – это Москва-река. К наиболее значительным притокам относятся:
- Литобеж;
- Цветынь;
- Озерна;
- Ракитня;
- Плиска;
- Березуйка;
- Каменка;
- Неполодь;
- Рыбница;
- Тросна;
- Лисица;
- Кнубрь;
- Крома;
- Очка;
- Оптуха;
- Речица;
- Мезенка;
- Орлик;
- Ицка;
- Руда и др.
От перечисленных названий притоков, действительно веет чем-то родным, русским, близким душе.
К притокам также относятся ручьи Добрый и Бударин и имеют длину более 1,4 км. Сама Ока впадает в Волгу. Цвет воды у этих рек разный и на протяжении нескольких километров по Волге еще можно отличить воды Оки.
Ока в истории
Берега реки были обжиты еще во времена, когда в прибрежных лесах бродили мамонты. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки древних городищ и стоянок. Палеолит, неолит, ново-каменный век, затем бронзовый и железный – во все эти периоды на Оке жили люди.
Также, благодаря археологическим раскопкам выяснилось, что речная долина возникла до ледникового периода. Когда-то, на месте Мещеры плескалось древнее море. Климат был тропический. Затем морские воды отступили. После этого пришло похолодание. С таянием льдов стали появляться реки. Возможно, Ока, также пост-ледниковая река.
Где протекает Ока?
Свое начало она берет в Глазуновском районе Орловской области. Это небольшое село Александровка. Место это представляет собой памятник ландшафтного дизайна, имеющего региональное значение. Беря исток из этого места, небольшая река течет до города Орел, у которого сливается с более крупным Орликом. Воды этих двух рек устремляются в направлении к Тульской области.
Далее река Ока, сливаясь с Улой, течет к Калуге, где соединяется с Угрой, после чего, делая резкий поворот в восточном направлении, течет через два города — Тарусу и Алексин. После них Ока поворачивает на север и у пригорода Протвино вновь сворачивает на восток.
Куда впадает река Ока? До того места река проходит длинный путь. Через Тульскую область она попадает в Московскую область и у города Коломна сливается с Москвой-рекой, после чего берет направление на юг. Протекая в Рязанской области по холмистым местностям, Ока соединяется с местной рекой Проней и вновь поворачивает на север, где недалеко от Касимова соединяется с Мокшей.
Далее река, с заметными излучинами протекая через Рязанскую область (Ермишинский район), проходит между Нижегородской и Владимирской областями, рядом с такими городами, как Муром, Павлово и Дзержинск.
Американская «Ока»
Мало кто знает, но в 2007 году в США была сделана попытка создать свой автомобиль на базе ВАЗ-1111. Нет данных о том, кому в голову пришла такая странная идея, но фирма «Oka Auto USA» была создана в Неваде специально для этого проекта.
Есть мнение, что владелец компании – это человек, переехавший из СССР или России и прекрасно осведомленный о дешевизне ВАЗ-1111. Коммерческое название «Оки» для США было Oka NEV ZEV.
Ничего особенного в конструкции автомобиля не применялось. По типу работы он напоминал известные всем советским гражданам тележки-электрокары, используемые на крупных рынках и заводах.
Естественно, что при такой малой мощности, скорость электрокара не впечатляла. Она составляла всего 40 км/ч при аналогичном запасе хода. Впрочем, в магазин съездить хватало, как и на работу и обратно, при условии передвижения в родном городе.
Стоимость Oka NEV ZEV составляла от 8 до 10 тысяч долларов. В России этот автомобиль с бензиновым двигателем в то время предлагали от 4 500 «американских рублей». Примерно в такую цену модель и обходилась ВАЗ-1111 фирме «Oka Auto USA». Разницу за покупку модели без двигателя «съедала» перевозка через океан. Сколько уходило на переоборудование – история умалчивает, но явно не более 2 тысяч долларов.
Вряд ли проект Oka NEV ZEV стал коммерчески успешным. Неизвестно, сколько автомобилей удалось переоборудовать производителю, но про такие электрокары в США не знают даже местные автоэксперты.
Туризм и достопримечательности
Тем не менее туризм на Оке вполне себе процветает. Знаменитые круизные туры стали очень популярны. «Московская кругосветка» длительностью 10 дней – единственный, который предлагает кольцевой маршрут, проходящий по Оке и Волге с остановкой в старинных городах.
- Приокско-Террасный природный заповедник. Находится возле Серпухова. Уникальное место, взятое под охрану ЮНЕСКО.
- Исторические застройки в Алексине, Павлове, Муроме, Нижнем Новгороде.
- Коломенские и рязанские кремли.
- Остатки Дивягорска, построенного в XI в., как крепость.
- Касимовские православные и мусульманские памятники.
- Многочисленные музеи Циолковского, Есенина, Цветаевой, Чижевского, Паустовского.
- Шуховская башня в г. Дзержинск.
- Поленово под Тулой.
Приокско-Террасный природный заповедник
Люди едут и к истоку реки. Это место считается святым. Бездетные пары и семьи с детьми, просто туристы пьют воду из истока и купаются.
Самые живописные места отданы под базы отдыха и санатории с лечением водой из минеральных источников.
Древнерусская крепость Дивягорск
Поэты и писатели, жившие на берегах Оки писали о ней красивые строки. Называли реку украшением Руси, песенной, нестареющей, светлой.
Стройки и перестройки
Новая микролитражка, наряду с иными перестроечными переднеприводными моделями ВАЗ, ЗАЗ и АЗЛК вызвала в стране огромный интерес и тоже стала символом прорыва СССР и, в частности, его автопрома, к новым горизонтам. О машине, как водится, очень много писали еще до начала производства. Оку называли тогда молодежной. Многие трактовали это так, что по цене машина будет доступна чуть ли не студентам. Потом, правда, оговорились: речь о том, что автомобиль проектировали, в основном, молодые инженеры и дизайнеры. Что, кстати было правдой. А стоил ВАЗ‑1111 в 1989 году 3500 рублей — как и ЗАЗ‑968М с 30‑сильным мотором и на 400 рублей дешевле, чем 40‑сильная версия Запорожца. Но Ока была намного современней машин из Запорожья.
Первым заводом, начавшим в конце 1987 года серийное производство Оки, стал Камский. Правда выпуск поначалу был мизерным — за 1988‑й изготовили 129 автомобилей. В прессе стало появляться даже имя Кама, но просуществовало оно недолго. ВАЗ в 1988 году выпустил 300 товарных автомобилей, понемногу производство версий для инвалидов начал и Серпуховской завод, вошедший по этому поводу в объединение АвтоВАЗ и переименованный из мотоциклетного в автомобильный — СеАЗ.
Гидрология и климат
Река подпитывается на 59% талыми водами, на 20% дождями и еще 21% дают ей подземные ключи. Площадь водного зеркала 245 тыс. км². Объем годового стока 1200 м3/с. Общая протяженность почти 1500 км. К окскому бассейну относится 1655 рек.
Замерзают окские воды в октябре-январе, в зависимости от места положения. Ледоход начинается в марте-мае. Толщина речного льда составляет местами 60 см. В районе Каширы даже в лютые зимы река не замерзает. Этому способствует сбрасываемая теплая вода с Каширской ГРЭС. Паводок непродолжительный, но с мощным подъемом уровня до 14 м. Русло расширяется еще на 6 км.
Климатический пояс нахождения реки – умеренный. Температурные значения колеблются незначительно от -10 С (зимой) до +18 С (летом).
Характеристики реки:
Полноводность
6/10
Судоходность
5/10
Глубоководность
5/10
Загрязненность
8/10
ЕлАЗ-1121
Когда ВАЗ-1111 «Оку» начали запускать в серийное производство, кому-то из чиновников пришла мысль создать новую малолитражную машину, но уже лучше приспособленную к советской действительности.
Это должен был быть полноценный пятидверный автомобиль с двигателем собственной разработки. Вместо половинки мотора от ВАЗ-2108, модель получила силовой агрегат на 0,82 литра с мощностью 40 л. с.
ЕлАЗ-1121 планировали производить на тракторном заводе в Елабуге. Собственный двигатель должен был обеспечить компактному автомобилю динамику не хуже, чем у «Таврии», в идеале – как у ВАЗ-2108.
Чтобы упростить работы, было решено обратиться к итальянцам – концерну Fiat. Они с Советским Союзом давно наладили партнерские отношения – помогали строить и запускать АвтоВАЗ.
Так как своих наработок по двигателю не имелось, а ставить агрегат от «Запорожца» или «Таврии» не хотелось, было решено последовать по пути ВАЗ-2108. Напомним, что этот автомобиль помогали «доводить до ума» специалисты компании Porsche.
Так как ЕлАЗ-1121 разрабатывали инженеры-конструкторы из Тольятти, они обратились к немцам, а те помогли с новым двигателем. Хотя, опытных образцов силовых агрегатов Porsche не сделали – просто подсказали.
В 1991 году ЕлАЗ-1121 должен был стать на конвейер. Только этого не произошло – Советский Союз доживал свои последние дни, а потом и вовсе развалился. До 1993 года специалисты еще пытались что-то сделать, но проект так и остался на стадии разработок.
В заключение
Куда впадает Ока? В одну из величайших рек России, являющуюся самой длинной в мире и самой многоводной в Европе. В реку, которая по своей протяженности занимает четвертое место и с которой связано множество исторических событий государства. Несет свои воды река Ока в центральную водную артерию страны, протекающую по ее европейской части. Бассейн Волги занимает территорию, равную половине площади Европы. Река имеет более 150 притоков (рекордный показатель во всем мире), среди которых и Ока с живописными берегами.
А Оку в старину называли поясом богоматери, так как она защищала центр Руси – все самое нерушимое и святое. Поэт К. Паустовский, живший когда-то в г. Тарусе, расположенном на берегу Оки, назвал ее самой русской рекой.