«атланты построили петербург»: как альтернативщики перепридумали историю города

Кто водит альтернативные экскурсии по Петербургу

Экскурсовода С. я нашла, изрядно измучив поисковик: за один клик на альтернативные туры не выйти. Мы встречаемся у Исаакиевского собора — главного доказательства атлантической версии происхождения Петербурга («Зачем такие огромные двери для обычных людей? а вот эти большие ступени?»). Гиду на вид лет 50, голос — зычный, немного хриплый. Говорит много, как будто отрепетированно, использует словечки типа «насрать» и «хреномундия».

Московские гости опаздывают почти на час, С. курит и от нечего делать рассказывает свою историю. Потомок блокадников (отец родился в 1943-м в Ленинграде), окончила кафедру этнографии ЛГУ, затем получила еще два высших образования. С 1986 года водила группы интуристов. Разочаровалась в профессии. Какое-то время таксовала. Во второй половине 2010-х попала на экскурсию «Магический Петербург» — и поняла, что на историю города можно посмотреть другими глазами. Написала (но не издала) две книги про Атлантиду и Гиперборею. Хвастается интервью на «Рен-ТВ».

На экскурсии, по ее словам, приходит до 57 человек. Но это не основной заработок — С. возглавляет один из институтов в Петербурге. Считает, что прилагательное «альтернативная» нужно убрать: история как история. Говорит, что у большинства популяризаторов нет исторического образования: например, один из ее соратников — в прошлом артист балета, который набрал вес и ушел из профессии.

Экскурсия С. стоит от 500 рублей («но лучше 600 или 700»). Другой тур с альтернативной историей, который я смогла найти, — дороже: 5500 рублей для группы до четырех человек (зато на автомобиле). На визитке экскурсовода написано «Crazy Гид». В рекламном анонсе — фотография интеллигентного вида мужчины в очках, который позирует рядом с большой каменной головой в усадьбе Сергиевка. Происхождение головы неизвестно; это очередной любимый артефакт альтернативщиков.

Еще один относительно известный местный альтернативщик — Игорь Гусев (не путать с латвийским историком). Но большинство популяризаторов не живут в Петербурге.

Исаакиевский собор

Беглец. Олег Бубела. Классика, которую хочется забыть

Но забыть не для того, чтобы перечитать. А чтобы избавить голову оттого, что туда напихал автор. 

Чуть ли не основатель жанра (конечно, нет), но был одним из очень ярких творческих деятелей, вдохновителем многих других, которые были после. Знают о нём далеко не многие, потому что автор по какой-то причине не хочет переписать первую часть первой книги, которая не очень вразумительно. Бубела явно расписывался в тот момент, но потом у него перо встало в нужную скважину и пошла работа.

Множество гениальных идей, которые потом были растасканы на других известных попаданцах. Но вся гениальность автора разбивается о стену Всесильности Главного Героя, Который Всех Побеждает Одной Лёвой. И принцесс ещё всех забирает себе и не только принцесс. 

Книга «Беглец» из цикла Совсем не герой от автора Олег Бубела.

Даже подросток, не слишком искушённый в выборе, в какой-то момент 5й книги понимает, что это совсем перебор. Главный герой, во-первых, супермаг, который сильнее всех, как минимум раза в три, во-вторых, он побратался с не меньше, чем тремя-четырьмя расами. Алекс полудракон, полуэльф, полукаджит, полу- ещё кто-то. 

Читать стоит ради того, чтобы в серии книг Барлиона понять отсылку автора к Бубеле, когда Имератор произносит слова: «И пусть Бубеле икается». Наслаждение от нахождения такой пасхалки, которая доступна дай бог паре тысяч людей — просто невероятное. 

В каком порядке идут книги цикла «Совсем не герой»

  1. 1. Беглец (2010)
  2. 2. Воин (2011)
  3. 3. Убийца (2011)
  4. 4. Герой (2011)
  5. 5. Дракон (2011)
  6. 6. Адепт (2012)

Особенно обратите внимание на пятую книгу серии, которая в своем абсурде настолько преисполнилась, что даже смогла стать популярной. 

Полноприводный универсал ВАЗ-2111


Внешне Lada 4WD себя никак не проявляла

Полноприводный ВАЗ-2111 был создан инициативной группой Производственного управления ВАЗа. Следует отметить, что Лады со всеми ведущими колесами строились силами различных тюнинговых фирм еще с середины 1990-х. Рецепт создания этих машин был довольно прост, и заключался в адаптации импортных «полноприводных» агрегатов в отечественную трансмиссию. Вазовцы решили пойти по проторенной дорожке и позаимствовали вискомуфту, редуктор и заднюю подвеску от Volkswagen Golf Syncro.

Работала трансмиссия следующим образом: посредством оригинального механизма отбора мощности, крутящий момент передавался через вискомуфту на задний редуктор. В обычных условиях движения практически весь крутящий момент передавался на передние колеса, однако при их пробуксовке, часть момента автоматически перераспределялась на задние колеса. Карданная передача представляла собой компиляцию из стандартных подвесных опор и полуосей от Нивы. Ее разместили в туннеле пола рядом с выхлопной системой. Заднюю подвеску на диагональных рычагах собрали на легком подрамнике вместе с вискомуфтой и угловым редуктором. Амортизаторные стойки использовались штатные, дорожный просвет также сохранили стандартный. Вообще распознать полноприводную «одиннадцатую» можно было только по шильдикам Lada 4WD на задней двери.


Ключевой узел трансмиссии — муфта GKN и редуктор от Volkswagen Golf Syncro

Проведенные испытания показали полную жизнеспособность концепции. Полноприводный ВАЗ-2111 предсказуемо управлялся и уверенно передвигался на легком бездорожье. При этом на сухом асфальте полноприводная сущность автомобиля себя никак не проявляла. Единственный и главный недостаток машины заключался в высокой стоимости. Импортные компоненты значительно удорожали автомобиль. К примеру если базовый универсал стоил порядка 130 тысяч рублей, то полноприводная модификация оценивалась в 200-210 тысяч, и то при условии более-менее массового производства.

Что говорят петербургские краеведы

Экскурсовод и лектор Анна Север в черные минуты включает ролики Алексея Кунгурова, чтобы поднять себе настроение. За последние три года ей не раз доводилось сталкиваться с альтернативщиками: «Все начинается с Исаакиевского собора, это точка невозврата. Они смотрят на него и говорят: „Это невозможно!“ А дальше трясут старыми гравюрами, указывая на неправильные пропорции зданий; демонстрируют карты Петербурга, изданные в Швеции (делая вывод, что это была шведская территория); указывают на высокие погреба, говоря, что дома ушли в землю, и так далее».

Я опросила десять петербургских экскурсоводов и краеведов. Большинство из них рассказали, что сталкивались с адептами альтернативной истории на своих мероприятиях и в соцсетях. Роман Везенин недавно публиковал на фейсбуке скриншоты сообщений про квартиры для атлантов. Ярослава Плотникова говорит, что «альтернативный вопрос» приходится на одну из десяти ее экскурсий. Любовь Шиф отмечает, что такие вопросы поступали несколько раз в течение последних трех месяцев. Другие гиды начали замечать альтернативщиков еще три-пять лет назад.

Ксения Верхозина

экскурсовод

Был случай с туристами из Израиля. Дама мечтала увидеть Исаакиевский собор, она даже специально отель выбрала недалеко от него. Всю экскурсию по городу слушала меня увлеченно, ничто не предвещало неожиданных реакций. И вот когда мы поднялись к колоннам Исаакия, она стала их обнимать. Ну ладно, это бывает. Но вдруг на мои рассказы о том, как их изготавливали и устанавливали, она с многозначительной таинственной улыбкой сказала, что это невозможно и она-то точно знает, кто и когда построил собор. Источник знаний не раскрыла.

Атланты дворца Белосельских-Белозерских

Объектный поход — Руслан Ароматов. Удачное попадание в запросы читателей

Атмосфера — главное достоинство книги. Автор не претендует на звание лучшего фантаста, но подошёл к созданию своего детища с душой. Это чувствуется, когда главный герой ассоциирует движение по жизни с восхождением на гору — Руслан явно занимается альпинизмом. 

Ароматов, как ребёнок, который узнаёт что-то новое — сразу же восторженно делиться этим со своими читателями. Автор восторженно рассказывает о подземельях гномов, их величественных городах — создаётся ощущение присутствие внутри мира. Главный герой смешной и целеустремлённый. Он нравится девушкам, людям, которые его встречают — понравится и читателю. Автор не делает из героя миссию и «супер крутого» героя, на которого все смотрят с воздыханием. 

Дэн случайно окажется в магическом мире, но основная особенность его приключений в красочной наполненности. Он как будто путешествует по миру, людям и магическим нишам, рассказывая нам о своём трипе. Это подкупает.

Руслан Ароматов — цикл «Объектный поход.

Интересная магия, которая построена по принципу «заклинание — программа». А главный герой во всём действии, как творец, который стремится к творчеству и красоте. Вот он создаёт новое заклинание, которое выбивается из общих законов, вот идёт изучать фехтование, но как будто из эстетичного интереса.

Читатель сможет найти много связей со своей жизни: о том, как преодолевать трудности, о постоянном стремлении к познанию. 

После порядочного времени, проведённого с героем, автор наигрался и начал создавать полноценную картину мира. Теперь мы видим интересные идеи о мироустройстве, войне вселенных и рас. 

Ещё одна особенность: книги жанра фантастических попаданцев чаще всего изобилуют невероятными магами, которым никто не помеха и море по колено. Автор придумал своего рода режим запрета заклинаний, который уравнивает их с обычными людьми в определённом пространстве. В этой, казалось бы, мелочи проявляется весь стиль автора, его точность в мелочах и уравновешивании сил его мира.

Какой порядок в серии «Объектный поход»

  1. 1. Объектный поход (2007)
  2. 1.1 Необъявленная перемена (2007)
  3. 2. Точка сборки (2008)

Обязательно к прочтению, потому что автор отвечает всем критериям выбор автор-попаданца: вас погружает в сюжет, читается легко и персонаж эмоции.

«Атлант расправил плечи»

Великаны были в два раза выше обычных людей. Жили в Атлантиде (или в воевавшей с ней Гиперборее, или в Тартарии — сведения разнятся). Столица ее находилась на территории современного Петербурга. Тогда же построили Исаакиевский собор, Александровскую колонну (оба сооружения снабжали древний город электричеством), одели Неву в гранит и возвели квартиры с пятиметровыми потолками. Затем был потоп, а к 1703 году — когда вода спала — Петр I (которого подменили в юном возрасте) пришел и откопал наследие атлантов.

И почему раньше Исаакий воспринимался как само собой разумеющееся, а не как Храм цивилизации Великанов? Так всегда бывает, когда привыкаешь. Привыкнуть можно к любому чуду*…

*Из книги, посвященной альтернативной истории Петербурга.

Звучит как зачин фэнтезийного романа, но, на самом деле, это сюжет роликов на ютьюбе, посвященных альтернативной истории Петербурга. Впрочем, великаны фигурируют далеко не во всех теориях. Альтернативщики всецело сходятся только в невозможности появления города на Неве в начале XVIII века. Их аргументы: вес и вид колонн, обилие гранита, «подземные» этажи домов, старые гравюры и карты.

Софья Лурье

экскурсовод

Это какой-то новый вид теории мирового заговора: в поколении моих родителей были люди, искавшие Шамбалу, потом все увлеклись поисками засекреченных НЛО, теперь родился этот красивый миф об истинном золотом веке. Подоплека, как я поняла, в том, что эти самые великаны знали рецепт добычи альтернативной бесплатной энергии, которую и скрывают от народа «так называемые историки».

Надо сказать, что хорошо проработанная альтернативная история — обаятельная вещь: чем больше погружаешься во вселенную атлантов, которые жили в квартирах с пятиметровыми потолками, играли в петанк гранитными шарами, умели добывать электричество из воздуха и для его переработки построили ТЭЦ, известную нам как Исаакиевский собор, тем больше хочется в это верить. Надеюсь увидеть если не блокбастер, то хотя бы комикс о жизни и трагической гибели наших предков-великанов на невских берегах.

Зимний дворец

Империя Оствер. Василий Сахаров. Реалистичное отображение боевой фантастики

Автор действительно пишет, словно по уставу. Персонажи чёткие, ни шагу вправо или влево. То же самое с действиями сюжета. Всё чётко, распланировано, с чётко выверенными роялями, артефактами и плюшками для героя. Читать приятно, а мироустройство так вообще — гениальное.

Книга из цикла об Уркварте Ройхо «Империя Оствер». Василий Сахаров.

Автор придумал, что есть некая Империя Оствер. И она расположена на 4 материках из, почти полностью их занимая. Такой сеттинг сразу делает честь автора. Хотя можно вспомнить Алмазный меч, Деревянный меч Ника Перумова, больно уж похоже, но пишут совсем по-разному ребята. Да и добротно всё Василий сделал. Максимум вдохновлялся работами Ника.

Порядок чтения цикла «Империя Оствер»

  1. 1. Уркварт Ройхо (2012)
  2. 2. Чёрная свита (2013)
  3. 3. Протектор Севера (2013)
  4. 4. Колесо Войны (2013)
  5. 5. Ройхо Ваирский (2014)
  6. 6. Имперская окраина (2014)
  7. 7. Восточный фронт (2015)
  8. 8. Тень Императора (2015)
  9. 9. Тайная стража (2018)

Игорь Дравин. Чужак. Попаданец в сталкер-фэнтези

Мы уже упоминали эту серию в Топе книг про попаданцев в магические миры, там обязательным условием было присутствие магии в книге. В этой статье скорее важнее факт драчливости. Мы подобрали книги так, чтобы книги в каком-то смысле были похожи на боевик. Быстро развивающиеся события, меньше философии и куча драк. 

Особняком в этом плане стоят два автора. Первый из них — Игорь Дравин. В серии Чужак, вы встретитесь с совершенно обособленным и самостоятельным миром. У автора всё хорошо с фантазией, поэтому это не будет какой-то копипаст на Толкина или тому подобное. Нет, этот автор придумал множество новых механик в своём мире.

Обложка книги «Чужак. Рейнджер» от автора Игоря Дравина.

Главный герой попадает в город при Погани. Это подземелья, где можно убивать чудовищ и добывать разные артефакты, которые являются постоянными спутниками магических аномалий.

Порядок чтения цикла Чужак, в который входит 11 книг.

  1. 1. Чужак. Ученик (2010)
  2. 2. Чужак. Охотник (2010)
  3. 3. Чужак. Барон (2010)
  4. 4. Чужак. Рейнджер (2010)
  5. 5. Чужак. Боевик-универсал (2011)
  6. 6. Чужак. Мэтр (2011)
  7. 7. Чужак. Тёмный (2012)
  8. 8. Чужак. Принц-консорт (2013)
  9. 9. Чужак. Маски сброшены (2013)
  10. 10. Чужак. Охота (2014)
  11. 11. Чужак. Миротворец (2015)

Как видно из хронологии событий — автор крайне плодовит на своё творчество. Удивительно то, что первые четыре книги, которые он написал за год (видимо, давно писал и сразу четверокнижие в свет вывел) самые лучшие из всей серии по свой наполненности и колоритности. Потом автор немного теряет динамику, с переменным успехом, возвращаясь к  к качественному и перебиваясь слишком слабыми врагами для чересчур крутого главного героя. 

Но на 11 книге он всё-таки завершил эпопею, что уже само по себе — невероятно.

2. Цикл «Дорога домой». Виталий Зыков, который задумал сделать из раба Бога

Главный герой первым делом попадает в гостеприимные объятия рабовладельцев, тогда как другие его соотечественники из России попадают в демократическое государство, где их обхаживают со всех сторон. 

Попаданцы, которые, казалось бы, должны держаться вместе — быстро разбретаются по уголкам мира Торна. Каждого из них используют в своих политических интригах лидеры государств. Только Ярику «повезло» — он просто в рабстве. Наслаждается, так сказать.

Виталий Зыков — серия «Дорога Домой».

Серия будет перенасыщена драками, битвами, потерями и политическими склоками. Однако автор мастерски лавирует по всем уголкам мира, как бы рассказываю сагу о Торне, нежели историю безымянного раба. Но скоро о нём заговорят.

Серия из 6 книг «Дорога домой» — как правильно и в каком порядке читать

  1. 1. Безымянный раб (2004)
  2. 2. Наёмник Его Величества (2005)
  3. 3. Под знаменем пророчества (2006)
  4. 4. Владыка Сардуора (2009)
  5. 5. Власть Силы (2015)
  6. 5.1. Власть Силы. Том 1: Война на пороге 
  7. 5.2. Власть Силы. Том 2: Когда враги становятся друзьями
  8. 6. Великие Спящие (2019)
  9. 6.1. Великие Спящие. Том 1: Тьма против Тьмы
  10. 6.2. Великие Спящие. Том 2: Свет против Света

Думаю, даже невооружённым взглядом видно какие перерывы автор делал между книгами. Чертовски хорошая серия, но Зыков реально замучил своих поклонников, потому что ждать продолжения по 3-4 года просто невозможно. Хотя контент очень годный, потому что последние книги принимают совсем уж большой масштаб уровня Второй Мировой, только в фантастическом мире.

Военные игры

«Доктор Стрейнджлав» родился из чувства страха, которое Кубрик испытал во время Карибского кризиса. Кризис миновал, но бурление умов не утихало. В 1966 году вышел первый фильм-размышление на тему: «Что будет после атомного взрыва». В английской псевдодокудраме «Военная игра» последствия ядерной атаки СССР на Британию были столь ужасными, что BBC не решилась поставить фильм в эфир. Впервые его показали в 1985 году, на новом витке холодной войны.

На пике нового противостояния Востока и Запада фильмы, транслирующие всеобщее беспокойство, выходили один за другим. В американских «Военных играх» 1983 года школьник-хакер взламывает компьютерную сеть Пентагона и чуть не развязывает Третью мировую, играя с искусственным интеллектом, принимающим его действия за атаку Советов. Финал игры и фильма четко формулирует перспективу:

Телевидение пугало еще сильнее. В один год с «Военными играми» вышел реалистичный до дрожи американский фильм «На следующий день», успевший ужаснуть и отечественных зрителей: в Союзе его показали в 1987-м, когда обстановка в мире нормализовалась. После выхода фильма сформировалось мнение, что ядерную войну переживут только тараканы. Это до сих пор одна из лучших постапокалиптических кинокартин, в том числе потому, что из всей фантастики в ней — только ядерный удар. А в том, что события тогда могли развернуться таким образом в любой момент, ничего фантастического нет.

Почему альтернативная история Петербурга стала такой популярной

Александр Соколов еще в 2016 году разбирал миф «Петербург построили атланты». Максим Атаянц, будучи специалистом по архитектуре античности, на недавней конференции «Ученые против мифов» рассказывал, что Исаакиевский собор возвели никакие не великаны. И все же популярность альтернативной истории, кажется, только растет.

Научный сотрудник Музея истории Петербурга Наталия Цендровская считает, что одна из причин распространения теории — «в каком-то всеобщем согласии, что кругом обман и правды не добьешься. А направить свою безумную энергию в это совершенно безопасное и интересное русло — в самом деле прекрасный способ бегства от реальности».

Александровская колонна

Александр Соколов

научный журналист, редактор портала «Антропогенез.ру»

Почему люди любят фэнтези и фантастику? Может быть, тут отчасти та же причина. Людям нравится приобщение к тайне, люди любят разоблачать заговоры. Это наивный тип мышления, тянущегося к загадкам.

Подобные истории красиво упакованы. Таинственным голосом под яркий видеоряд вам рассказывают, что истинная история Петербурга гораздо древнее. Что здесь была загадочная цивилизация, и в начале XIX века случилась чуть ли не ядерная война. Вам показывают цокольные этажи и говорят: «Ну кто строит дома с окнами под землей? На самом деле, их засыпало из-за потопа». Можно найти фотографии тех же домов сразу после постройки, уже с с цокольными этажами — но для этого нужно приложить какие-то усилия. Гораздо проще поверить в глобальную катастрофу.

Одна из причин — очень плохое знание истории, в том числе истории архитектуры Петербурга. Мы действительно видим в городе много античных мотивов. Мода на классицизм, использование античных элементов в строительстве начиная с XVI века прокатилась по Европе и пришла в Петербург. Исаакиевский собор был ответом на собор Святого Петра в Риме, построенный, в свою очередь, в римском стиле начала нашей эры. Использованные при возведении Исаакия технологии, актуальные для XIX века (включая гальванопластику), свидетельствуют о том, что собор не древний. Но неспециалист таких вещей не видит. Он считает, что раз здание похоже на античное, значит, и построили его в древности.

Портик Нового Эрмитажа

Александра Архипова

антрополог, РАНХиГС

Как правило, многие люди охотно верят или, по крайней мере, распространяют информацию, которую принято называть лженаучной. Прививки вызывают аутизм, а древний народ, живший на территории Древнего Рима, — это мы с вами. Вдумайтесь: «этруски» — «это русские». Таких историй легион. Причин их возникновения и распространения несколько, в каждом конкретном случае могут действовать разные. Например, раздражение и недовольство официальной медицинской пропагандой или школьным образованием могут приводить к тому, что люди охотнее принимают простые объяснения, которые предлагают друзья и коллеги, потому что гораздо проще и приятнее верить «такому, как я».

Но немаловажную роль в распространении таких вещей играет эффект когнитивного искажения Даннинга и Крюгера, открытый в 1999 году. Согласно результатам экспериментов этих психологов, люди, которые недостаточно компетентны (нет образования и профессионализма), имеют завышенные представления о своих способностях. А люди с высоким уровнем компетенции, как правило, склонны недооценивать себя и свой уровень знаний.

В результате первые могут делать ошибочные выводы, принимают неудачные решения в сложных ситуациях и плохо понимают, какой массив данных стоит за научной картиной мира. Им кажется, что археологи/антропологи/лингвисты/историки делают свои выводы на основании одного камня, одного собора, одной даты. А так и мы можем. И тогда «скучное школьное знание» о том, что Питер построил Петр I, равно тому, что атланты. А еще и прикольнее!

Фатерлянд

Рассматривая альтернативные сценарии развития мира, британцы и дальше были беспощадны к своим соотечественникам. Путешествующий во времени Доктор Кто в эпизоде «Инферно» (1970) попадает в параллельную реальность, где нацистам служат его лучшие друзья, в том числе милейший Бригадир, которого обожают поклонники классического сериала. А в 1978 году вышел мини-сериал «Замок англичанина», в котором альтернативная история проявляется сразу на двух уровнях. Главный герой — сценарист сериала о вторжении нацистов в Британию в 1940 году — живет в Британии 1970-х в мире победившего нацизма. И хорошо живет, вымарывая из сценариев еврейских персонажей по просьбе руководства.

В том же году в жанре альтернативной истории выступили американцы: на экраны вышел фильм «Мальчики из Бразилии» по одноименному роману Айры Левина. Грегори Пек сыграл затаившегося в джунглях Йозефа Менгеле, который собирается возродить Третий рейх, произведя армию клонов Гитлера. Помешать ему должен «охотник за нацистами», прототипом которого был Симон Визенталь, а сыграл Лоренс Оливье.

Филип Дик называл Рутгера Хауэра «идеальным ледяным арийцем». Ревнители расовой чистоты должны были раз за разом полыхать в аду, когда эта белокурая бестия последовательно выбирал роли борца голландского Сопротивления, заключенного концлагеря Собибор и, наконец, в 1994 году снялся в «Фатерлянде» — экранизации бестселлера Роберта Харриса. В фильме Хауэр сыграл немецкого полицейского, который жертвует собой ради свержения нацистского режима в альтернативных 1960-х. «Фатерлянд» остается самым известным фильмом о Второй мировой войне в жанре альтернативной истории, хотя вышел не самым удачным. В его защиту можно сказать, что для воссоздания невероятно подробно прописанного в романе мира лучше бы подошел формат современного сериала, с большими возможностями и солидным бюджетом.

В тех же 1990-х в мейнстримном кино американцы обратились к этой теме с простой и ясной целью: «Давайте что-нибудь взорвем». Так получился фантастический боевик «Филадельфийский эксперимент — 2», где бывший ковбой Мальборо Брэд Джонсон объединяется с группой темнокожих парней и героически побеждает нацизм в альтернативном мире, образовавшемся в результате военного эксперимента.

Первый же сезон сериала «Человек в высоком замке» по роману Филипа Дика показал, как можно развернуться, если создателям дать денег. Материальный мир, в котором выигравшие войну Германия и Япония поделили территорию США, проработан очень скрупулезно — от костюмов до предметов американской старины, вошедших в моду среди японских аристократов.

Лунный заговор

Создатели альтернативных историй предпочитают играть в войну, но некоторых авторов больше интересуют возможные сценарии развития цивилизации, связанные с появлением новых технологий. Так, в ретрофутуристической антиутопии «Гаттака» человечество сосредоточилось на генной инженерии и начало лепить породу «идеальных людей», по пути отсеивая «негодных», чтобы не портили общую картину. К отбракованным людям относится персонаж Итана Хоука, не успевший родиться в пробирке, а зачатый обычным способом. В холодном мире, снятом в теплых ретро-фильтрах 1950-х, он подделывает свой генетический материал, чтобы получить высокий социальный статус.

Lada 4WD — попытка №2

Тем не менее вазовцы были настроены весьма оптимистично и спустя год подготовили очередную вариацию полноприводного универсала. На сей раз автомобиль получил собственный индекс ВАЗ-21116-04. Отличий от предшественников было несколько. Прежде всего путем установки 15″ колес и высоких пружин, конструкторы увеличили дорожный просвет до 180 мм. Кроме того взамен базового 1,5-литрового мотора применили двухлитровый двигатель Опель мощностью 150 л.с., хорошо знакомый по «горячей» десятке ВАЗ-21106.

Кроме того перенастроили и незначительно переработали полноприводную трансмиссию. Взамен импортного редуктора установили более дешевый нивовский. Крутящий момент к нему передавался через алюминиевые карданные валы разработанные специально для Lada 4WD. Вискомуфту оставили прежней, но ее характеристики изменили. Так даже в штатном режиме на заднюю ось подавалось до 30% крутящего момента. В случае пробуксовки, этот показатель увеличивался до 50%. Другими словами ВАЗ-21116-04 имел самый настоящий постоянный полный привод!


Двухлитровый мотор Opel C20XE в подкапотном пространстве «десятого» семейства

Как отмечали журналисты, ездовой характер 111-ой стал заметно ярче. Скорость срабатывания муфты была значительно увеличена, отчего автомобиль управлялся «точнее» нежели предшественник, особенно в быстрых поворотах. Кроме того с немецким мотором, отечественный «сарай» демонстрировал весьма достойную динамику — до 100 км/ч он разгонялся всего за 9,8 секунды, а максимальная скорость достигала 190 км/ч. Другое дело, что импортный двигатель значительно увеличивал конечную цену. Ориентировочная стоимость ВАЗ-21116-04 оценивалась в 480 тысяч рублей. По тем временам очень внушительная сумма! Впрочем, машину планировали оборудовать, в том числе родным 16-клапанником. Более того тольяттинцы намеривались локализовать вязкостную муфту, что в теории позволило бы сделать полноприводный ВАЗ-2111 всего на 20% дороже базовой модели.

Пользовался бы такой автомобиль популярностью в нашей стране? Безусловно. Однако организация серийного производства Lada 4WD требовала немалых финансовых средств. В начале двухтысячных с большим скрипом шла постановка Калины на производство, а общий дефицит бюджета предприятия составлял 300 млн долларов. В этих условиях денег на полноприводный универсал так и не нашлось. А жаль!

Особенность книг боевой фантастики в жанре попаданцев

Подобные книги, как мы и говорили, отличаются исключительным стремлением к боевым действиям. Главный герой не попадает в мир, чтобы стать там прославленным ремесленником или гением медицины. Он приходит воевать, превозмогать и побеждать. Это жанр мы любим за то, что он позволяет немного пофантазировать и представить себя на месте героев, будто и мы могли бы попасть в другой мир, став миссией и завоевав всеобщую любовь. 

Герои в большинстве случаев позитивны и целеустремлённы. У них нет времени на то, чтобы распускать нюни или пить пиво по вечерам — они стремятся чего-то достичь. Попаданчество — это феномен мечты, которая оформлена в книжном переплёте. У героев всё получается и им всегда везёт. 

Но в этом же и кроется минус жанра. Авторы не хотят делать своих генов слабыми, хотя бы где-то, потому что тогда это перестанет быть мечтой и станет похоже на обычную жизнь в другом мире. С кучей проблем, ипотек и кредитов, которые так и норовят отдалить нас от мечты.

Эти книги нужно читать, чтобы помечтать, пожить в перерывах между работой. Поэтому не стоит ждать от них грандиозных задумок, перепитий сюжетных линий и глубоких мыслей. Про попаданцев пишут обычные люди для людей.

Политкорректная история

Альтернативная история приобрела в последнее время популярность по очевидной причине: она дает возможность переписать историю. А историю всегда переписывают под запросы времени. Этот запрос сейчас — политкорректный тренд.

Отчасти это отражается в смене пола, расы и сексуальной ориентации персонажей оригинальных произведений. Иногда она оправдана замыслом первоисточника. В сериальной экранизации романа Стивена Кинга «11.22.63», где спасение Кеннеди оборачивается апокалипсисом, белая административная работница мисс Мими стала темнокожей, хотя сомнительно, что в 1960-х годах, куда попадает главный герой, она могла бы занять такую должность. Попаданчество используется для борьбы с расизмом. Но сценарий сериала писал сам Кинг, у которого и в романе остро стоит расовый вопрос — в экранизации он просто стал нагляднее, и мы можем порадоваться тому, что человечество всё дальше уходит от пещерных времен.

Иногда же политкорректным трендом орудуют не как хирургическим инструментом, а как циркулярной пилой. В прошлогоднем сериале «Хранители» переписана история самих «Хранителей». Первым американским супергероем альтернативного мира оказывается темнокожий бисексуал, и никогда еще сексуальность персонажа не была так притянута за уши. В сериале она ни на что не влияет, мало того, персонаж любит свою жену и ребенка. Единственная постельная сцена с другим супергероем вызывает только недоумение. Темнокожим становится и доктор Манхэттен, пожелав принять обличье случайного покойника. Конечно, персонаж с божественными способностями мог бы при желании выглядеть как лебедь, рак и щука.

Грон. Роман Злотников. Вторая жизнь старика из спецслужб

Главный герой отставной спецагент, который прошёл целую жизнь в армии. Он умирает от рук грабителей, чтобы очнуться в другом мире в теле ребёнка. Так называемый феномен «переселения душ». Книг в серии много, автор пишет логично, закономерно. У вас будет возможность насладиться прекрасным слоганом и хорошо продуманным миром. 

Грон — серия книг о переселении души попаданца в фантастический мир. Причем не один.

Грон сильно изменит этот мир. Пройдя путь от пастуха до короля (чем-то схоже с Зыковым, но разница в авторах колоссальна).

Грон — очередность книг

Цикл не законченный и состоит из 6 книг.

  1. 1. Обреченный на бой (1999)
  2. 2. Смертельный удар (1999)
  3. 3. Последняя битва (2002)
  4. 4. Прекрасный новый мир (2008)
  5. 5. Пощады не будет (2009)
  6. 6. Сердце башнит (2015)

7. Грон-7. Еще не опубликована, но продолжение уже анонсировано.

Особенность попаданцев и это, в частности, в жестокости, которую они испытывают по отношению к врагам. Люди, казалось бы, из нашего мира — спокойно убивают и лишают жизни. В данном случае человек всю жизнь убивал, но на старости лет попал в другой мир и снова всю жизнь убивал. У Злотникова есть определённая философия на этот счёт, с которой вам ещё предстоит познакомиться.

Эпилог

После экскурсии, изрядно замерзнув, мы с С. и москвичами заходим в кофейню. Гид рассказывает о Ленине и блокаде, египетских пирамидах и Вашингтоне. А потом вдруг говорит, что, по ее мнению, все беды в мире — «от белой расы». Один из москвичей напрягается, начинает что-то бубнить про китайцев. Другая экскурсантка быстро переводит тему на великанов:

— А все-таки почему от нас скрывают правду?

— Да ничего от нас не скрывают, — отмахивается С. — Просто историю и археологию не финансируют, вот никто ничего и не изучает.

Решив, что с этой мыслью трудно спорить, откланиваюсь. Иду мимо портика Нового Эрмитажа с десятью гладкими рослыми атлантами. Великаны смотрят на прохожих совсем не ласково.

Эквилибрист. Михаил Катюричев. Я никогда не буду здесь своим

Идеальный пример становления автора вместе с книгой. История рассказывает о молодом человеке, который попадает в мир магии тёмным магом, единственным на всю страну, которого бояться и ненавидят. Его не убивают только из-за какого-то пресловутого Равновесия. Герой страдает всю книгу, его предают, он всё равно выпутывается, а его снова предают. Только он начал кому-то верить и вот опять. 

Довольно жестокая мысль об изгое по праву рождения, читай «не такой, как всё», но с не самыми весёлыми победами. 

Серия «Эквилибрист» от автора Михаил Катюричев.

Живой язык повествования без лишнего нытья, но с преодолением. Во многом, цикл жестокий, поэтому можно отнести к жанру дарк фэнтези. О жанрах мы рассказывали в статье Поджанры и виды фэнтези.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: