Советский Детройт
До Великой Отечественной войны автомобильная революция в СССР (гражданский сектор частных автомобилей) была медленной и сложной – задачи перед страной стояли совершенно другие, не до частных машины было. Хотя попытки создать нечто массовое для граждан начались еще с 30-х годов.
Все изменилось с приходом новых экономических и социальных реалий после так называемой «оттепели», инициированной Никитой Хрущевым. Именно в это время страна смогла сделать второй подход в этом направлении, и его масштабы оказались крайне впечатляющими.
В качестве исполнителей, наставников, помощников и партнеров КПСС выбрала итальянцев. И связано это было не только с выпуском Фиат удачной модели Fiat 124 (в 1967 году модель получила признание и стала «Автомобилем года» ), но также расчет был политический.
В течение нескольких десятилетий, приходящихся на середину двадцатого века, коммунистическая партия пользовалась высокой социальной поддержкой и объединила несколько миллионов работающих итальянцев, в том числе из компании Фиат.
Помимо братской идеологии, руководство Туринского концерна также увидело немалые деньги в Советском Союзе. Акт о сотрудничестве, подписанный АвтоВАЗом в 1967 году, обошелся в пересчете на сегодняшние деньги в четыре миллиарда долларов США. Это стало крупнейшей промышленной инвестицией в истории СССР. Но даже такие вложения были ничто по сравнению с целью.
Устаревшие стандарты – автомобиль Москвич
Автомобиль Москвич история создания
Силовая структура кузова проектировалась во времена, когда конструкторские технические средства в нашей стране не позволяли должным образом придерживаться наметившейся тенденции уменьшения массы автомобилей при увеличении жесткости несущей структуры. Приходилось выбирать: или продолжать делать тяжелые, медленные и прожорливые, но крепкие машины, или соответствовать современникам по весовым параметрам при скромной ходимости. Выбор пал на проверенный временем путь (“Жигули”, например, были намного легче, но и ржавели быстрее). Это, правда, привело к тому, что о “слабеньких” больше заботились, “Москвичи” же беспощадно перегружали.
Автомобиль Москвич история создания
Слабые места – автомобиль Москвич
Несмотря на крепость, у всех кузовов, ведущих свой род от 408-ой модели, множество слабых мест. Самые опасные из них были в местах крепления механизма рулевого управления и “домика” задних рессор. Вибрация и перегруз быстро уставали там область разветвленных микротрещин, через которые коррозия стремительно разрушала толстый металл лонжеронов и пола. Глубокие “карманы” в задней части передних крыльев были менее страшны с точки зрения активной безопасности, но на пассивную влияние оказывали. Попадая в пространство, не продуваемое воздухом, мокрая грязь практически не высыхала, постепенно убивая несущую способность щита мотора очагами ржавчины.
Автомобиль Москвич история создания
Недостатки и преимущества левостороннего движения
Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения, их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше. Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.
Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге, что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.
ЖИГУЛИ
Прокручивайте галерею, чтобы смотреть фотографии
История этого автомобиля начинается с 1966 года, когда в г. Тольятти было решено построить крупный завод. В 1970 году с конвейера сошел ВАЗ-2101. Логотип для модели придумал Александр Декаленков – ею стала ладья. Спрос на машины был огромен, через 2,5 года количество выпущенных машин превысило 1 млн. Помимо базовых моторов 1,2 литра появились версии на 1,3 – 1,6 л, а также мелкие серии дизельных модификаций и моделей с моновпрыском.
Прототипом для первых моделей «Жигулей» стал Фиат-124. 2105 и 2106 – это детище советских конструкторов. Дизайн 2108 разрабатывала компания Porsche, когда встал вопрос о модернизации продукции. За границу первую модель «Жигулей» начали поставлять в 1973 году, но уже под брендом «Lada». Как выяснилось, в Европе слово «Жигули» ассоциировалось с «Жиголо». Автомобили Lada выпускаются и по сей день – это бюджетная версия автомобилей, рассчитанная на массовое использование.
Интересно! На первых логотипах стояло название города – Тольятти. Иностранцы перепутали буквы и вместо «Я» написали «R». Партия с браком была небольшая, и эти логотипы разобрали работники завода «на память».
Советская мечта
Владелец ВАЗ-21011 1978 года выпуска Игорь уверен, что
первые «Жигули» уже стали классикой и с каждым годом будут все интереснее для коллекционеров.
При этом пока эти машины еще можно купить относительно недорого, кроме этого
нередко продаются экземпляры в отличном техническом состоянии.
«В основном берут для души машину, у кого-то ностальгия,
получается автомобиль для выходного дня — сел, прокатился, настроение улучшилось»,
— говорит автовладелец. Некоторые коллекционеры при этом уверены, что покупка первых
«Жигулей» — хорошее вложение денег, так как в перспективе их стоимость
возрастет.
«Сейчас на рынке еще можно купить ВАЗ-21011 за 40-60 тысяч
рублей, но если автомобиль восстановлен до заводского состояния, то стоимость
взлетает до 250-300 тысяч. В перспективе такая машина будет стоить полмиллиона»,
— утверждает он.
Оранжевая «копейка» имеет необычную историю — она вот уже 38
лет служит одной семье. Сначала машина перешла от деда к сыну, а затем и к
внуку. Последние годы автомобиль уже не эксплуатировался, но всего равно успел
накатать приличные 72 тысячи километров.
Несмотря на серьезный трудовой стаж, «Жигули» в отличном
состоянии, не хватает только стоковой резины. «Реставрация практически не
проводилась — только заднее крыло перекрашивалось из-за царапины», — продолжает
Игорь.
По его словам, главная ценность для коллекционера —
оригинальные детали, чем больше их осталось, тем дороже машина. Некоторые даже
ставят на «Жигули» самодельные реплики советских аккумуляторов, которые не
выпускаются уже несколько десятков лет.
Как отмечает Игорь,
по сравнению с другими популярными советскими олдтаймерами, к «Жигулям» относительно
просто найти оригинальные запчасти. Впрочем, последнее время они начали
дорожать — например, оригинальное зеркало для «копейки» стоит в интернете
порядка пяти тысяч рублей.
В честь юбилея «Жигулей» вспоминаем историю российской «классики»
Автомобильная история СССР , в гражданском ее направлении, с легковыми автомобилями, мотоциклами, мотороллерами и другим транспортом личного использования, вряд ли удивит своим грандиозным размахом привыкших к изыскам и огромному выбору автомобилистов Запада. Но тем не менее автомобили в частных руках в СССР были, их было немало, и каждому человеку, как минимум взрослевшему в конце 80-х – первой половине 90-х, эти автомобили близки и приятны сердцу. Что уж говорить про тех людей, которые сами владели всеми этими видами «Москвичей», «Побед», «Волг» и, конечно же, «Жигулей».
Хоть со второй половины 50-х годов все автолюбители Советского Союза и мечтали о «Волге», как машине статусной, очень дорогой, удобной, мощной, красивой… но настоящим открытием и всенародным любимцем все же стали те самые «Жигули» – детище АвтоВАЗа. Именно этот бывший Фиат 124, улучшенный для непростой эксплуатации на дорогах нашей страны, стал по-настоящему грандиозным событием, успех которого удивил не только автолюбителей из СССР, но даже заставил зауважать наш автопром европейцев и американцев!
Седан быстро стал экспортным хитом СССР, превзойдя своего итальянского прародителя в целом ряде инженерных решений, надежности, ремонтопригодности и, главное, цене (ВАЗ-2101 действительно стоил копейки по общемировым стандартам). А еще решением начать производство среднеразмерного седана было положено начало строительству завода-гиганта АвтоВАЗ (основан 20 июля 1966 года) – советского аналога Детройта.
Несколько дней назад той самой «Единичке» стукнуло 50 лет! 19 апреля 1970 года с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, которым было суждено стать первенцами в многомиллионной армии стальных коней Советов. Автомобиль начал постепенно становиться для советского человека не роскошью, а средством передвижения, в понимании о таковом в те года.
Последний рестайлинг – автомобиль Москвич
Последний рестайлинг был проведен на АЗЛК в 1975 году. Вместо моделей 408 и 412 в программе завода появились соответственно 2138 и 2140. Индексы 2136 и 2137 достались универсалам. Черная пластмасса решетки радиатора и плоско-граненые поверхности капота, несмотря на эклектику с рисунком боковин и общей архитектурой кузова, которые явно родом из 60-х годов, довольно органично смотрелись в облике 2140. Машина, конечно, потеряла в элегантности, но выглядела собранней, бодрее. В общем, помолодела. Интерьер был полностью изменен.
По признанию многих спортсменов и тех, кто подолгу находился за рулем, посадка водителя в “Москвичах” была практически образцовой. Конечно, если ее сравнивать с таковой у отечественных машин. Даже в большой 24-й “Волге” спереди было сидеть менее удобно, что уж говорить про “Жигули”, где взаимное расположение органов управления и кресел предназначено для коротконогих длинноруких ссутулившихся человеческих особей. И человеческих ли? Такое телосложение свойственнее приматам. Кстати, в “Москвиче-2141” посадка хуже, чем у предшественника. Увы! Толи посадочный манекен от старости развалился, то ли вообще его потеряли, поскольку десятилетия прошли без разработки новых кузовов.
Автомобиль Москвич история создания
Коробка с угрозой уничтожения
В это время суток Ленинский проспект кажется почти пустым, но лет 35-40 назад так выглядела самая лютая московская «пробка». Поэтому передвигаться на советской классике в современном трафике сложновато. Салонное зеркало маленькое, боковое — всего одно, слева, да и то непанорамное. При перестроениях вертишь головой, как летчик-истребитель в ожидании заходящего со стороны солнца вражеского самолета. Ведь современные автомобили проворнее наших старичков, появляются словно из ниоткуда. В обеих машинах выручают лишь тонюсенькие, как спички, стойки кузова: пассивная безопасность на ретро-уровне, зато обзорность аквариумная.
Алюминиевый москвичевский мотор с чугунными гильзами тяговит и отлично поддается форсировке, но на трассе шумноват. Вазовская «четверка» слабее, зато тише и экономичнее. На обоих седанах капот открывается вперед
И тут бы отдать победу в городском зачете «Москвичу» за тяговитый уфимский 1,5-литровый мотор УЗАМ-412 (75 л.с.). На первых двух передачах при старте с места 2140 уделывает «шестерку» с «трешечным» движком (1,5 л, 72 л.с.) и более длинной трансмиссией. Поэтому встраиваться в поток на московском седане проще. Но его подвела как раз коробка передач, а точнее — привод переключения: отвратительная избирательность и огромные ходы. Поначалу с трудом удавалось нащупать третью ступень. Пробовал и с двойным выжимом сцепления включать, и после четвертой… А оказалось, надо отводить рычаг чуть ли не к правой двери. Но боязно, ведь где-то там притаилась и задняя передача, у которой нет страховки от случайного включения. Чуть ошибся — «Сталинград» в коробке…
Теперь понятно, почему на гоночные «Москвичи» зачастую ставили жигулевскую механику. Вот это четкий агрегат! Рычаг здесь тоже неуклюже-длинный, однако ступени втыкаются с первого раза безошибочно, поисковые перемещения минимальные и даже задняя врубается по-человечески — от себя до упора и назад. При этом есть страховка: рычаг надо слегка утопить вниз.
История – Ретро автомобиль москвич
С появлением нового 1,5-литрового мотора моделей “Москвича” удвоилась. 408-й и силовые агрегаты рука об руку прошли через две модернизации кузова. “Старичок” сдался только ближе к 80-м годам, несмотря на архаичную конструкцию и свою маломощность. Уфимский двигатель продержался на конвейере еще долго, находя применение под капотом не только в различных интерпретациях модели 412/2140, и в более поздних ижевских и московских москвичах типа “Ода”, “Орбита” и “Москвич-2 141 ” – “Алеко”.
Автомобиль Москвич история создания
В 1969 году кузов “Москвичей” слегка обновили. Хрома спереди не убавилось, слегка поменялся дизайн решетки радиатора. Фары стали прямоугольными, задние фонари горизонтальными, вертикальным остался только треугольник поворотника. Впоследствии в салоне появились мягкие накладки на панели приборов, поменялась комбинация приборов: плавная кривая шкалы спидометра уступила место трем круглым циферблатам.
Под капотом тоже происходили изменения. На 1,5-литровом моторе периодически сменились модели карбюраторов. Материал и технология литья блоков цилиндров пересматривались несколько раз. До 1974 года блоки были из АЛ9, их получали литьем в землю, после стали АК8М в кокиль под давлением. Второй вариант легче на 4 кг, и его можно отличить по ажурным ребрам (которые выполняли кроме жесткостных функций еще и теплоотводящие) и по белесо-серо-серебристой поверхности. У старого образца материал имел алюминиево-серебристую шершавую поверхность и развитые толстые фланцы.
Автомобиль Москвич история создания
Отличия были и внутри. В новом тонкостенном блоке масляная магистраль была в два раза большем диаметра (20 мм), а вокруг посадочных мест под гильзы цилиндров появились треугольные каналы, что затрудняло расточку блока под гильзы большего наружного диаметра. Но и эти, другие изменения, такие как двухконтурная система тормозов с вакуумным усилителем или появление новых моделей резины колес, не сильно сказывались на технических характер „Москвича-412” и его последователей. На протяжении многих лет это было все тот же автомобиль, с тем же мотором и той же завывающей на всех режимах движения трансмиссией.
Автомобиль Москвич история создания
Подвеска
Ходовая часть классических ВАЗов также осталась без изменений. Передняя подвеска здесь – независимая, двойные поперечные рычаги на пружинах
Важно знать, что конструкция передней подвески «Жигулей» содержит опасный конструктивный недостаток. Вес кузова передается здесь на колесо, через нижний шаровый шарнир, который работает как подвес – нижний рычаг подвески, на который приходится вес кузова, подвешен на нижнем шаровом шарнире
Когда этот шарнир изнашивается, он выскакивает из «чашки» и колесо подворачивается.
Вы наверняка видели, стающую на обочине «классику» с вывернутым колесом – это как-раз такой случай. К сожалению, это может произойти не только на малой скорости, и не всегда машину удается остановить на своей обочине. Чтобы избежать аварийной ситуации, проверяйте нижние шаровые опоры, через каждые 5-10 ткм пробега, и если есть люфт – меняйте их, не задумываясь.
Задняя подвеска на «Жигулях» – зависимая, мост на пружинах, закрепленный 4-мя продольными и 1-й поперечной тягой. Эта конструкция обладает высокой надежностью и выносливостью, но плохо ведет себя на скорости и в поворотах. Тормоза, спереди – эффективные дисковые, сзади – дешевые и выносливые барабаны.
В целом, подвеска на «классике» высокая и энергоемкая, она позволяет ездить по самым плохим дорогам, а вот на асфальте эта машина хоть и мягкая, но валкая. Без сомнений, подвеска «Жигулей» создана для плохих дорог и это подтверждает внушительный дорожный просвет в 17 см.
Своеобразный рестайлинг – автомобиля Москвич
На первых ИЖ-2125 “Комби”, предлагавшихся в качестве альтернативы московским универсалам, ставилась самая красивая декоративная решетка радиатора из всех когда-либо использовавшихся на родственных москвичовских кузовах. Потом, к сожалению, новый дизайн решетки радиатора ижевских машин до конвейера не дошел. Проблемы с поставкой комплектующих вынудили остановиться на варианте дизайна, подходящем скорее трактору или газонокосилке, чем легковому автомобилю.
Автомобиль Москвич история создания
С новой мордой (иначе и не скажешь) более-менее органично смотрелся только “каблук”, хетчбэки же и седаны выглядели ужасно. Этот своеобразный рестайлинг по сути своей подобен фанерным листам, вставленным в окна взамен разбившемся стекла, или повешенной на проволоке пластиковой бутылке с водой вместо сломавшегося водопроводного крана. Другие заводы бережнее относились к внешности своей продукции. Например, у “Москвича-412”, производимом в Болгарии, была крупноячеистая декоративная решетка радиатора, которая выглядела даже солиднее, чем у первоисточника.
Автомобиль Москвич история создания
В рамках социалистической кооперации кроме самих машин в странах соцлаreря изготавливались отдельные детали и узлы. Болгарские поршневые кольца для уфимских моторов можно найти на рынках запчастей даже сейчас. А вот прямоугольные фары из ГДР (такие ставились на тамошние машины Wartburg 353 до 1985 года да, некоторые модификации седанов Skoda 105/120, а также на микроавтобусы РАФ и другую пассажирско-грузовую технику) – большая редкость.
Автомобиль Москвич история создания
Славное прошлое автомобиля Москвича
Были времена, когда из партии автомобилей, предоставленных очередникам трудового коллектива, начальнику доставался “Москвич”, а подчиненные довольствовались “Жигулями” с их проблемами качества распредвaлов первых лет и крестовин карданных передач.
Автомобиль Москвич история создания
Купить в магазине запасные части просто так было нельзя, и автолюбители записывались в очередь на приобретение указанных деталей сразу после покупки нового авто. Естественно, уважающий себя руководитель не мог допустить своего участия в лихорадочном ожидании открытки-приглашения из магазина, поэтому и выбирал Москвич, тем более тот был мощнее и быстрее тольяттинской “копейки” ВАЗ 2101.
Это потом, спустя много лет, последняя модель завода – Москвич-2141 с многочисленными клонами – рождалась в муках, продавалась вместе с головной болью в качестве приложения для будущего владельца и закончила бесславно конвейерную жизнь вместе с почившим АЗЛК. А в конце 1960-х предприятие это выпускало вполне конкурентную по европейским меркам продукцию.
“Золотыми страницами” в его истории были машины, носившие индекс 412, которые на фоне тогдашних западных одноклассников выглядели вполне современно. В эпоху, когда еще не был построен автозавод в Тольятти, московские малолитражки внутри страны вообще были “нашим всем”. Конечно «Волги», а тем паче ЗиЛы и “Чайки” считались намного лучше, но были скорее несбыточной мечтой, нежели реальной целью для приобретения.
Автомобиль Москвич история создания
ВАЗ классика — Расходы
Помимо низкой цены автомобиля при покупке, «классика» привлекает еще и доступными ценами на ремонт и обслуживание. Запчасти и расходники на «жигули» стоят максимально дешево – дешевле просто ничего нет. При этом, классика – это самая распространенная машина в нашей стране, ее количество исчисляется миллионами. Одной только «семерки» ВАЗ-2107 на учете стоит более 1.7 млн.штук. Поэтому купить запчасти на классику вообще не проблема, их даже не нужно заказывать – они продаются буквально везде.
Поскольку на «Жигули» ставились маломощные моторы до 82лс, то и страховка с налогом здесь обходятся весьма недорого. Одним словом, «классика» вас точно НЕ разорит.
Купить хорошие «Жигули», в 2020-м году, можно за 50-60 тыс.р, а за 70 вполне реально подыскать экземпляр с инжекторным мотором в идеальном состоянии, после 1-2 хозяев. Все конкуренты за эти деньги будут в плачевном состоянии и даже будучи на ходу, в ближайшее время потребуют серьезных денежных вложений.
Что касается вопроса имеджа, то став старыми и доступными «Жигули», безусловно, растеряли свой авторитет, но не полностью. Много лет назад, в великой стране, они были настолько желанны, что даже сейчас, вокруг них все еще сохраняется некий ореол солидности. Поэтому хорошо сохранившаяся «классика», сегодня по-прежнему вызывает интерес и уважение.
В итоге, друзья, мы приходим к выводу, что «классика», на сегодня, имеет много недостатков и, по сути, одно весомое преимущество – доступность. Давайте еще раз перечислим основные плюсы и минусы «Жигулей»
Недостатки
- Низкий уровень комфорта и безопасности
- Низкая надежность и долговечность
- Быстрое старение и потеря в цене
Преимущества
- Большой выбор при покупке, ликвидность при продаже
- Доступность расходников, запчастей, обслуживания и ремонта
- Дешевая страховка и налог
Безусловно, сегодня, это уже автомобиль не для всех, но тогда кому-же он подойдет? «Классика» — это хороший вариант для коротких НЕспешных поездок, на НЕбольшие расстояния, например по деревне, поселку или небольшому городку. Если у вас в округе плохие дороги – это как раз ее стихия. Ну а молодые водители любят «классику» за доступный тюнинг и за то, что на ней можно раздавать боком.
Kak-Kupit-Auto.ru
Ссылки:
Узник сырого подземелья и самоход из Якутии
Общего в советских седанах хватает. Оба появились в 1976 году как результат глубокой модернизации более ранних моделей. Имели схожие габариты, массу и заднеприводную компоновку с продольным расположением двигателя. А еще навсегда вошли в летопись своих заводов. 2140 для АЗЛК, а «шестерка» для ВАЗа стали трех- и четырехмиллиоными автомобилями. И к вопросу о престиже. К примеру, аварийная световая сигнализация и полноценный электрообогрев заднего стекла на «Москвиче» появились раньше. Не говоря уже о краске «металлик». Блестящие цвета с романтичными названиями «Снежная королева», «Страдивари» или «Аллигатор» вазовским, да и вообще советским, машинам тех лет не снились.
Хотя судьбы героев этого теста стали словно отражением народных стереотипов. О «шестерке» нынешний владелец Александр мечтал с детства. Незакрытый гештальт остался с той поры, когда в семье трудилась вазовская «трешка», а дефицитная и дорогая 2106 была родителям не по карману. Казалось бы, что сложного найти сейчас тольяттинскую классику? Но «живых» машин советского выпуска почти не осталось. Чуть не сгинула в подземелье и эта белоснежная красавица. В свое время ее притащил из Германии армейский офицер, но что-то у него с «шестеркой» не задалось — автомобиль с детским пробегом 30 тысяч километров поставили гнить в сырой гараж. Когда Александр приехал в Коломну на осмотр, обнаружил заросшее плесенью нечто. Загаженный салон идеально подходил для выращивания картошки. Она бы там вскоре и сама проросла, но коллекционер разглядел сквозь грязь редкое экспортное исполнение «шестерки» с контрастным черным велюровым салоном, хромированными молдингами по кромкам колесных арок, шильдиками на задних крыльях. Так ВАЗ — 21061 1986 года выпуска отправился на реставрацию. Потребовалось полностью заменить истлевшую электрику, перекрасить кузов и поколдовать над агрегатами.
Если за желанные «Жигули» пришлось отдать 40 тысяч рублей, то «Москвич» достался Александру случайно и за спасибо. Убитый временем 2140 имел шансы стать садовой клумбой, хотя сходил с конвейера совсем с другой перспективой. Судя по заводским табличкам на кузове, седан 1980 года выпуска страстного цвета «Пицунда» тоже предназначался для экспорта, однако вместо заграницы загремел в. Якутию. В славном городе Алдан машину приобрели в семью некогда репрессированного москвича. В сохранившемся техпаспорте есть отметки даже о покупке покрышек (кто забыл, шины тогда тоже приходилось «доставать»). Отработав в крае вечной мерзлоты, «Москвич» отправился в столичный регион. Своим ходом. И даже доехал, но по месту новой прописки со временем оказался ненужным и почти погиб. 15 лет машина стояла на приколе мятая, с разбитыми стеклами. В итоге ее хотели просто выбросить. Так к реставраторам попал 2140, на 95% состоящий из оригинальных деталей. Сохранились даже якутские черные номера старого образца. Разве что боковое зеркало временно поставили жигулевское, родное пока найти не удалось.