Растаможка и покупка авто в беларуси для россии в 2022 году: все нюансы

Что требуется для покупки авто в Беларуси?

Покупка автомобиля в Беларуси возможна за белорусские рубли – в автосалонах, а также за доллары США (преимущественный вид расчета при сделке с физлицами). Помимо суммы, необходимой для приобретения машины у собственника, придется предусмотреть запас денежных средств, которые понадобятся для оформления бумаг в Республике Беларусь – порядка 1500-2000 рублей (Справка-счети оформление Договора купли-продажи), а также оформления документов в России – еще около 8000-11000 рублей (утилизационный сбор, оформление ЭПТС, госпошлины за выдачу регистрационных знаков и свидетельства ТС).

Соответственно, если авто покупается новым в белорусском салоне, придется оформлять:

  • Выписку из электронного ПТС.
  • Договор купли-продажи.
  • ОТТС (Одобрение типа транспортного средства, подтверждающего полную таможенную очистку автомобиля – его легализацию в РБ).
  • Транзитные номерные знаки для следования машины в РФ.

Если приобретается подержанное авто с пробегом, для оформления понадобится:

  • Договор купли-продажи, заверенный печатью ГАИ.
  • Свидетельство о регистрации (СТС) на прежнего владельца, с отметкой ГАИ о снятии с учета.
  • Транзитные номера.

Также не стоит забывать о необходимости оформления на любую приобретенную машину страхового полиса!

Покупка авто в Беларуси через посредника

Спрос рождает предложение, именно поэтому в России в 2022 году активизировали свою деятельность брокеры и прочие посредники, которые за определенную плату готовы подобрать и пригнать новый или подержанный автомобиль из Республики Беларусь в Россию.

Этот вариант подойдет тем, кто не желает тратить время на самостоятельный визит в РБ и оформление бумаг и готов оплатить работу такого посредника. Примечательно, что предложения о подобной помощи поступают и из России, и из Беларуси. В обоих случаях рекомендуется убедиться в безупречной репутации компании (ИП или физлица), а также сравнить запрашиваемые комиссионные.   

Ситуация после 2010 года

В последующие года этот поток резко поубавился, т. к. из Беларуси массовая продажа в Россию просто вымыла выгодные варианты проходных авто, ведь сама республика имеет небольшой автопарк со своими скромными 9-ю млн населения.

А в июле 2011 г. таможенный контроль был вынесен на внешние границы ТС и льготные белорусские таможенные законы были заменены на общие, что подорвало канал поступления иномарок из ЕС по выгодной цене, т. к. ранее НДС на авто в Беларуси бралось не с общей суммы, а лишь с прибыли от сделки.

А с 1 января 2014 г. все экспортируемые в Таможенный союз машины обязали соответствовать экостандарту «Евро-5», что еще более сузило поток бюджетных БУ иномарок.

Потом был обвал валютного рынка и на какое-то время ситуация поменялась в обратную сторону – уже белорусы скупали в России автомобили, которые из-за девальвации рубля стало выгодно покупать.

В настоящий момент ситуация со всем этим стабилизировалась, никакого ажиотажа на авторынке не наблюдается, продажа идет уже в обе стороны в примерно равных пропорциях.

Как раньше в Беларуси покупали автомобили

Ситуация ценового баланса между белорусским и российским авторынком менялась не единожды. Этому способствовали как экономические, так и политические процессы.

В Белоруссии (РБ), на рубеже 2005 – 2010 годов, правительственный курс какое-то время был ориентирован на баланс между европейскими и традиционными стандартами. В связи с этим в стране приняли немало законов, основанных на европейских принципах. В результате, в РБ появилось множество нерастаможенных иномарок, на которых по республике дозволялось ездить даже на номерах ЕС.

Потом был взят курс на полную, в том числе законодательную, интеграцию в Таможенный Союз (ТС). А в июле 2010 г., в связи с некоторыми изменениями нормативных актов о перемещении товаров внутри ТС, сложились очень прибыльные условия для покупки автомашин в РБ и вывоза их в Россию.

На тот момент в республике было много неплохих проходных авто, которые по окончательной стоимости оказывались значительно дешевле российских вариантов. Тут сказывались особенности белорусского налогообложения ввозимых иномарок (НДС) и возможность их беспошлинного ввоза в РФ. На пике этого ажиотажа из страны вывозилось более 300 авто в день.

Добывающая отрасль России и белорусская карьерная техника

Без друзей из соседней республики не обойтись не только в поле или в городе, но и в карьерах.

Фото: Ilya Plekhanov, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

БелАЗ, он же Белорусский автомобильный завод, стабильно входит в топ-7 мировых производителей карьерной техники и бо́льшую часть этой самой техники реализует в России.

Именно на БелАЗе придумали, сконструировали и собрали самый большой самосвал на планете — полноприводный двухосный БелАЗ-75710, грузоподъёмность которого составляет 450 тонн. Может ли кто-то вообще тягаться с этим гигантом? Если говорить не о грузоподъёмности, а о популярности и распространённости в России, то всё-таки может. Правда, большинство конкурентов — например, машины от Komatsu (Япония) или Caterpillar (США) — по понятным причинам сейчас недоступны.

Тяжёлую спецтехнику производят китайские бренды XCMG, Sanyi и LiuGong, причём последняя компания уже озвучила намерение увеличить своё присутствие в России. Правда, речь шла скорее о дорожно-строительной технике, а самосвал в модельном ряду этой марки есть лишь один — 46-тонный LiuGong SGR50. Но, судя по тому, как активно взялись за освоение российского рынка те же китайские грузовики, практически невостребованные ещё полгода назад, случиться может всякое.

Пока, если приглядеться к новостям от российских добывающих компаний, большинство из них отдают предпочтения белорусским машинам. Предприятия регулярно хвастаются новинками от БелАЗа, а на Кузбассе даже работают два именных самосвала, названных в честь трудившихся здесь когда-то передовиков производства.

Кстати, в середине лета на выставке в Гродно БелАЗ представил самосвал-гибрид, оснащённый, во-первых, дизельным мотором ЯМЗ-845, а во-вторых, ещё и силовой аккумуляторной батареей. Опытный образец, который является результатом совместного труда русских и белорусских конструкторов, в ближайшее время отправится на испытания в Кемеровскую область.

Причины использования белорусского авто


Люди не просто так хотят ездить на машине с белорусскими номерами. Всё дело в том, что у иностранцев есть преимущества, которых нет у россиян. И именно поэтому некоторые люди передвигаются на авто, у которого белорусские госзнаки. И подобное, действительно, разрешено, поэтому при выполнении определённых условий человек не нарушает закон.

Преимущества:

  1. Можно не платить назначенные штрафы.
  2. Не нужно погашать транспортный налог.
  3. Есть возможность хорошо сэкономить при оформлении полиса ОСАГО в Белоруссии.

Также стоит отметить, что люди стремились использовать машину с иностранными номерами в России и по той причине, что появились платные парковки. За них человек мог не отдавать деньги, потому как штрафы приходили только людям, чьё транспортное средство зарегистрировано в России. То же самое можно сказать и о таких нарушениях, как движение с повышенной скоростью, пересечение двойной дорожной разметки. За это тоже владелец авто может не платить штраф в РФ. Конечно, есть и определённые трудности, которые касаются машин с белорусскими номерами. Да, российский закон допускает то, что человек будет передвигаться на авто с иностранными госзнаками. Однако он должен понимать, что у подобного решения есть и минусы.

Во-первых, нужно будет каждый год ездить в Белоруссию, чтобы пройти технический осмотр. Также это надо будет делать, чтобы продлить полис ОСАГО и обновить срок пересечения границы.

Экспорт в Россию

Основным рынком сбыта продукции белорусско-китайского автопрома, по планам руководства Белоруссии, должна стать Россия.

Те же намерения подтвердил и премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков.

«На первом этапе на заводе планируется выпускать 60 тысяч автомобилей в год с перспективой увеличения мощностей до 120 тысяч. При этом до 90% продаж предполагается на экспорт, в Россию», — заявил Кобяков в интервью телеканалу ОНТ.

Также по теме


Грузовая перезагрузка: Россия и Белоруссия могут создать совместные автомобильные холдинги

Москва и Минск готовы вернуться к идее создания крупных совместных машиностроительных холдингов, производящих грузовые автомобили….

Однако специалисты автомобильного рынка не уверены в успехе этого предприятия.

По данным эксперта, по итогам 2016 года продажи собранных в Белоруссии Geely составили 5721 автомобиль: 976 — в Белоруссии и 4745 — в России. В РФ позиции этого бренда скромные: в 2015 году было продано 11 617 машин Geely (производства Белоруссии и Китая), в 2016-м — менее 5000.

Ранее китайская корпорация пыталась наладить выпуск легковушек в России, но в 2016 году сборка автомобилей Geely в РФ была прекращена.

Препятствием для масштабных продаж Geely белорусской сборки в России может стать и собственная стратегия развития автопрома РФ, рассчитанная на производство в России автомобилей мировых концернов, считают эксперты. Ежегодные бюджетные вливания в российский автопром оцениваются в сумму до $3 млрд.

Законодательство

Связано данное изменение с тем, что были аварийные случаи, когда виновник не отвечал за содеянное. Человек думал, что раз езжу на авто с белорусскими знаками, то можно не переживать о правилах дорожного движения. Из-за этого возникали проблемы у добросовестных россиян. Как минимум, они не могли получить страховую выплату. А бывало и такое, что виновник попросту скрывался с места аварии.

Если у человека нет документов на транспортное средство, касающихся ввоза, или же был превышен срок нахождения в России, то тогда будет положено наказание. Могут оштрафовать на 2 500 рублей. При тяжёлом нарушении имеют право даже конфисковать автомобиль.

Белорусская строительная и дорожная техника: экспансия идёт

Похожую тенденцию можно наблюдать на рынке белорусской дорожной спецтехники, впрочем, и местная строительная техника не отстаёт.

Основной производитель здесь — холдинг «Амкодор», конкуренцию которому могут составить такие известные в РФ китайские бренды, как XCMG и LIUGONG. Чтобы этого не случилось, начиная с марта, руководство холдинга, похоже, только и делает, что принимает делегации из России или, напротив, самостоятельно наносит визиты в разные субъекты РФ.

Переговоры не прекращаются буквально ни на минуту: на сайте холдинга новости о встречах с представителями тех или иных краёв, республик и областей публикуются едва ли не чаще, чем в России звучит слово «импортозамещение».

Фото: пресс-служба холдинга «Амкодор»

Буквально на днях «Амкодор»:

  • поставил в Брянск 12 погрузчиков, а в Башкирию — 22 экскаватора-погрузчика, причём общее количество переданной производителем в Башкортостан техники уже перебралось за отметку в полсотни;
  • принял участие сразу в нескольких выставках, проходивших на территории России (ими стали международная «ИННОПРОМ-2022» в Екатеринбурге, а также межрегиональные «День Липецкого поля — 2022» в Липецкой области  и «День Тамбовского поля — 2022» в области Тамбовской);
  • поучаствовал и в русско-белорусском мероприятии у себя на родине (в Гродно состоялся IX Форум регионов Беларуси и России, главной целью которого стало укрепление взаимодействия в сфере народного хозяйства);
  • встретился с представителями Республики Мордовия, Хабаровского края, Сахалинской и Липецкой областей.

В основном «Амкодор» поставляет в Россию погрузчики, универсальные погрузчики и экскаваторы-погрузчики (и, судя по количеству заключаемых соглашений и обилию партнёрств, делает это успешно). Но в продуктовой линейке компании есть и другие машины: от бульдозеров и экскаваторов до снегоочистителей и дорожных катков.

Какие машины не требуют растаможки?

Для того чтобы машина, ввозимая из Белоруссии, избежала растаможки, необходимо, чтобы она подпадала под определённые условия.

От уплаты таможенных пошлин водитель освобождается в следующих случаях:

  1. Машина была пригнана на территорию РБ до 1 января 2010 года. Данное условие объясняется тем, что до указанного периода действовали почти идентичные с РФ налоговые ставки, и поэтому считается, что за время эксплуатации автотранспорт покрыл все налоговые издержки.
  2. Производителем машины является государство-член Таможенного союза, что необходимо подтвердить соответствующими документами.
  3. При оформлении автомобиля в РБ был уплачен налог, соответствующий размеру таможенного оформления в РФ.

При ввозе из Белоруссии автотранспорта на европейских номерах все таможенные пошлины и налоги сохраняются и оплачиваются в полном размере.

Где собирают китайские машины?

Производители из Поднебесной давно разработали концепцию, согласно которой лучше всего иметь локальные производства в странах сбыта. Поэтому неудивительно, что есть как минимум 2 крупных предприятия, где собирают китайские автомобили в России, и 1 в Белоруссии. Итак, где в России производят китайские автомобили и какие собирают в Беларуси?

Индустриальный парк под Тулой уже несколько лет занимается сборкой Great Wall и Haval. И ведутся переговоры о подключении сюда же к производству GAC.

«Автотор» в Калининграде оборудован для производства Chery. Здесь же собираются автомобили FAW. Кстати, в планах Чери построить тут же в Калининграде отдельный гигантский завод с оборотом до 150 тысяч машин в год. Но уже несколько лет это остается только в планах. Возможно санкции подтолкнут к более активному их исполнению.

«БелДжи» наладила выпуск Geely в Беларуси.

Кроме того, в разные годы в Липецкой области выпускались Лифаны и Changan.  А под Минском (на заводе «Юнисон») собирались Zotye для РФ.

А также ходят слухи, что скоро появится новое производство китайских автомобилей в России, список пополнит Ульяновский Автомобильный Завод. Именно здесь планируют выпускать некоторые модели Чери. Речь идет, как минимум о Тигго 8, который якобы уже заметили в цехах сборки.

Надо ли растамаживать авто из Белоруссии?

Среди автовладельцев распространено мнение о том, что ввезти автотранспорт из Белоруссии очень просто: кто-то поговаривает о льготном таможенном оформлении, другие утверждают, что эта процедура отменена для машин, ввозимых из стран Таможенного Союза.

Но не всё так однозначно. В этом вопросе нужно разобраться, что мы и попытаемся сделать.

Таможенный союз, в который входит Казахстан, Белоруссия и Россия был образован 1 января 2010 года. И действительно с этого момента процедура таможенного ввоза объектов из этих стран значительно упростилась.

Вопрос о том, надо или не надо растамаживать авто из Белоруссии, зависит от нескольких факторов, о которых пойдёт речь далее.

Стоит ли покупать?

Список, какие китайские автомобили делают в России, мы уже указывали выше. Но вот вопрос: стоит ли брать какой-то из этих авто? Или стоит подождать, пока стабилизируется ситуация с европейскими брендами? Перед тем, как решить стоит ли покупать тачку или нет, взвесьте все за и против.

Преимущества:

  • Дизайн авто во многом скопирован с топовых европейских моделей. Поэтому на дорогах вы вряд ли будете выглядеть хуже.
  • Очень крутая электронная начинка и крайне богатая комплектация. Даже если сравнивать базовые комплектации, Китай вполне может обскакать своих конкурентов.
  • Ненавязчивая политика продавцов. Многие клиенты отмечают, что без труда приобретают ТС без покупки всяких допов, которые европейские бренды навязывают чуть ли не в половину стоимость авто. Хотя возможно это дело времени, и скоро эта политика доберется и до Поднебесной.

Недостатки:

  1. Явно завышенная цена. Ценник в последние месяцы скакнул больше, чем у многих европейских брендов. И это при условии, что последние либо собираются покинуть рынок, либо испытывают трудности с поставками. Хотя, конечно, есть и бюджетные марки.
  2. Проблемы с коррозией, которые не решаются, несмотря на выпуск новых моделей. Да, по гарантии вы можете красить несколько раз а/м. Но стоит ли покупать машину с такой проблемой да по такой цене?
  3. ТС до сих выпускаются без проведения тестирования по безопасности по европейскому образцу. А это значит, что вопрос с безопасностью до сих пор открыт.
  4. Явная проблема с запасными частями. Здесь вообще всё очень сложно.
  • Ценник на них тоже явно завышен.
  • Сроки поставки могут доходить до нескольких месяцев. Эти 2 пункта особенно актуальны по отношению к зч для кузовного ремонта.
  • До сих пор отсутствует какой-то адекватный каталог запасных частей. Дилерские центры жалуются, что найти нужный артикул даже для них подчас непосильная задача.
  • Качество запасных частей оставляет желать лучшего. Многие клиенты отмечают, что зачастую оригинальные детали еще хуже, чем то, что стояло изначально.
  • Еще одна проблема связана с поставками. Зачастую производитель присылает не то, что заказываешь. Либо по одному и тому же артикулу может привезти разные запчасти.

Так имеет ли смысл покупать автомобиль, который собирают в России? Решать, конечно, только вам. Готовы вы ли вы потратить деньги на авто российского производства с таким ценником и такого качества?

Сколько можно сэкономить?

2022 год запомнится не только резкими колебаниями валютных курсов, но и скачками цен на автомобили. Отсюда очень высокой остается вероятность того, что любая сиюминутная экономия или выгода уже завтра может исчезнуть, ведь на это могут влиять, как курсы, так и показатели спроса и предложения машин на рынке.

То, что россияне стали все чаще приезжать в РБ за новыми и подержанными автомобилями, подтверждает наличие существенной разницы в ценах на машины одинаковых марок и моделей. Несколько актуальных и наиболее показательных примеров:

Разумеется, при расчете разницы в ценах стоит учитывать не только официальные курсы валют, но и саму возможность обменять по этим курсам российские рубли или доллары. Кроме того, большой дисконт – это всегда временное явление, поэтому реально сэкономить десятки процентов можно лишь при определенном везении, т. е. «поймав» нужный момент.

Наконец, стоит учитывать не всегда адекватный уровень цен на некоторые модели автомобилей в России, который стал следствием укрепляющегося рубля: дилеры могут намеренно завышать цены, чтобы не оказаться в убытках из-за меняющегося валютного курса. Рекомендация здесь может быть только одна: прежде чем приобрести авто в Беларуси, следует проверить актуальные цены и действовать сразу – не откладывать покупку на потом, так как условия могут поменяться.

Можно ли доверять китайскому автопрому?

Опрошенные «Секретом фирмы» автомобильные эксперты говорят о том, что китайский автопром за прошедшие годы стал значительно качественнее. Теперь китайские машины — это уже не дешёвые копии западных или японских производителей.

«За последние годы ведущие китайские производители предложили такое количество современных интересных моделей и по дизайну, и по комплектации, что и без санкций они продавались весьма неплохо. В 2021 году доля ведущих китайских марок выросла в 2,5 раза. При этом ещё в прошлом и позапрошлом годах выбор был большим. Но люди выбирали китайские машины. И сейчас у них может наступить звёздный час», — заявил автоэксперт Игорь Моржаретто.

По его мнению, вскоре китайские производители постараются занять место на российском рынке, которое освободили другие производители. И китайцы предложат максимальное количество новых моделей для россиян.

«У китайских производителей сейчас развитая дилерская сеть и, главное, есть уверенность в поставках запчастей. В отличие от европейских производителей», — отметил Моржаретто.

С ним согласен и технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов.

«С нулевых годов качество, безусловно, улучшилось. В первую очередь прибавила в качестве кузовная часть, качество лакокрасочного покрытия, довольно достойный уровень стал по отделочным материалам в салоне и по общему качеству сборки. Стоит отметить, что довольно резкий скачок совершили в технологиях, внедряемых в современные автомобили. Об этом даже говорит массовое появление китайских электрокаров и гибридов достойного качества», — заявил он.

Также он отметил китайские машины премиум-сегмента, которые уже не вызывают каких-то глобальных нареканий, как это было буквально 10 лет назад.

Правила пересадки

Открывая завод «БелДжи», Александр Лукашенко сообщил, что в Белоруссии разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами легковых автомобилей, произведённых на этом заводе.

«Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен, поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдём хорошие варианты: лизинг, кредит под небольшие проценты, отсрочка платежа. В ближайшее время документ выйдет», — сказал белорусский президент.

По словам Лукашенко, в планах наращивать объёмы производства.

«Мы же будем увеличивать мощность в два раза. Думаю, что 60 тысяч автомобилей мы продадим и пойдём на 120 тысяч», — сказал Лукашенко.

Также по теме


40% ВВП: как Белоруссия будет погашать рекордный за 25 лет независимости госдолг

По итогам первой половины 2017 года госдолг Белоруссии достиг максимального показателя за четверть века независимости республики. Его…

Чтобы обеспечить гарантированный сбыт новых машин, импортные машины в государственных органах Белоруссии будут постепенно заменяться на собранный в стране автомобиль Geely.

«Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили Geely, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома, — рассказал Александр Лукашенко. — У нас это уже происходит, и мы это сделаем».

Белорусский президент отметил, что и сами работники завода должны пересаживаться на произведённую ими машину. Это будет хорошим показателем качества автомобиля.

Однако перспектива продаж Geely на внутреннем рынке вызывает у экспертов определённые сомнения.

Как приобрести в Белоруссии авто, чтобы не пришлось заниматься растаможкой?

В Белоруссии можно легко купить как подержанное, так и новое авто, даже в рассрочку (отделения Сбербанка в этой стране предоставляют такую возможность).

Главное — найти подходящий вариант, не имеющий описанных выше несоответствий. В этом случае сделка и перевоз авто пройдут быстро и без лишней нервотрепки.

Предлагаем примерную схему действий приобретения автомобиля в республике Беларусь:

  1. Проведите на автопорталах анализ цен и выберите подходящие варианты.
  2. Если в объявлении указаны VIN-код или номер кузова, то пробейте по этим данным машину на юридическую чистоту.
  3. Созвонитесь с продавцом, уточните описание машины, особенно по части соответствия экологическим стандартам и года выпуска.
  4. Проведите предварительный торг, по возможности попросите владельца прислать другие фото или видео авто.
  5. Если приняли решение о возможности покупки, то позвоните и договоритесь о встрече.
  6. К назначенному времени отправляйтесь в Белоруссию к месту встречи и проверьте у продавца паспорт и автомобильные документы.
  7. Осмотрите авто на предмет повреждений, работоспособности АКПП и иных узлов, сделайте тест-драйв, поторгуйтесь и придите с продавцом к окончательному соглашению относительно стоимости.
  8. Выберите вариант заключения сделки (справка-счёт или ДКП), заполните все необходимые документы, подпишите их и завизируйте в ГАИ.
  9. Передайте продавцу деньги за авто.
  10. Далее посредством перегона или автовоза доставьте машину на таможенный пункт.
  11. Предоставьте документы: свой паспорт, ДКП (или справку-счёт), белорусский техпаспорт прошлого владельца, экосертификат.

На авто до получения ПТС ездить не стоит. Это повлечёт за собой штрафные санкции. После получения ПТС авто нужно застраховать и зарегистрировать в ГИБДД РФ в порядке, установленном законом.

Итак, ввезти машину в Россию из Белоруссию без растаможки можно, если авто соответствует условиям, описанным выше. При несоответствии этим требованиям за ввоз непроходного автомобиля на территорию России придётся раскошелиться, поскольку растаможка стоит немалых денег.

Не стоит ждать подарков

Автоэксперт Максим Кадаков считает, что пока рано говорить о том, что западные бренды ушли из России — они только приостановили свою деятельность. И после того, как антироссийская истерия стихнет, производители постараются вернуться. Прежде всего те, у кого есть своё производство в России, так как это огромные инвестиции, цепочки поставок, склады и т. д.

«В нашем представлении можно включить тумблер, и повалят китайские машины или запчасти. Это не совсем так, поскольку автопром — это весьма неповоротливая история. По щелчку ничего не происходит, нужны рыночные сертификаты, нужны расчёты, нужна, например, русификация мультимедиа. Это всё требует времени», — рассказал Кадаков.

Кроме этого, он добавил, что в условиях высокого спроса и ограниченного предложения «никто никаких подарков делать не будет». Пустующие ниши на рынке всегда заполняются по более высоким ценам. И если средняя китайская машина в январе, допустим, могла стоить 2 млн рублей, то в марте в новых условиях она может стоить 2,5–3 млн рублей.

«Пока весь этот вакуум не заполнится — «китайцами» или фирмами, которые будут возобновлять производство, никаких бросовых цен, никаких подарков не будет. Поэтому нам не стоит обольщаться, никто нам в этом смысле не друг и не товарищ. Есть рынок, есть цена, хотите покупайте, не хотите — купит кто-то другой».

Вместо заключения

Конечно, ситуация, в которой на сегодняшний день оказались и российские, и белорусские производители спецтехники, скорее вынужденная, чем нет, и по многим параметрам может откинуть производство назад.

Вместе с тем оба братских народа всегда были известны спорным в обычной жизни, но важным в кризисные времена умением долго запрягать, но быстро ехать. И в критические моменты проявлять максимум смекалки и работоспособности.

Поэтому активное взаимодействие между Россией и Беларусью, помноженное на грядущую (и не менее активную) конкуренцию с Китаем, может привести к любопытнейшим результатам. Как минимум.

Не будем забывать и о том, что Беларусь славится не только производством спецтехники. Налажено в стране и производство коммерческих автомобилей всех категорий. Понятное дело, что здесь российские производители тоже не дремлют, однако вот любопытный факт: в одну из майских недель Минскому автомобильному заводу уже удалось захватить лидерство на российском рынке автобусов.

Кому бы не захотелось большего?

Вступайте в официальный Telegram-канал журнала «Грейдер» и подписывайтесь на нашу официальную группу «В контакте»!

Преимущества покупки автомобиля в РБ сегодня

Несмотря на то, что при покупке авто в Беларуси уже нет прямой финансовой выгоды, их все же там покупают. Это касается машин как с пробегом, так и новых, продающихся в автосалоне. Чем же привлекают россиян подобные сделки?

Оказывается, все довольно просто:

  • Состояние автомобилей в РБ в среднем лучше, чем в РФ;
  • В Минске можно найти недоступную для РФ комплектацию;
  • В РБ иномарки на рынке представлены преимущественно оригинальной сборки, а в РФ рынок насыщен транспортом, сборка которого происходит на ее территории дочерними или франшизными предприятиями.

Еще в Беларуси отмечена много меньшая склонность продавцов к смотке пробега, что в РФ считается чуть ли не обязательной процедурой предпродажной подготовки. Дело порой доходит до курьезов, когда покупатель из России отказывается брать белорусский вариант в пользу машины с меньшим пробегом у себя дома.

В результате некоторые белорусские продавцы, специально сматывают пробег под российского покупателя, и если покупает белорус, то ему говорят, что пробег смотан в психологических целях.

Как растаможить автомобиль из Белоруссии?

Если перевозимый автомобиль был зарегистрирован позднее 2010 года, то пошлину на него необходимо будет заплатить в казну той страны, в которой он приобретается.

Кстати, эта сумма будет намного меньше российской пошлины. Однако недоплаченную часть пошлины всё равно придётся заплатить на таможне РФ в виде сбора.

Второе условие растаможки авто из Белоруссии — это соответствие стандарту Евро-5. Причём легальность процедуры прохождения экологической экспертизы должна быть обязательно подтверждена в базе данных. Иначе дело может затянуться.

Какие автомобили точно соответствуют стандарту Евро 5? К таковым, например, относятся ТС, сошедшие с конвейера ЕС и США после 2010 года, а также автомобили японского, китайского и корейского автопрома, выпущенные в 2013—2014 гг.

Однако если экокласс машины не соответствует требованиям евростандарта, то придётся провести доработку двигательного агрегата и получить подтверждающий документ.

Согласно закону, для доведения двигателей до необходимых экостандартов подходят автомобили не старше 2004 г. выпуска.

Ещё один нюанс растаможки связан с паспортом на ТС. Дело в том, что в Белоруссии не существует ПТС в его российском понимании и варианте.

Техническим паспортом там называют «пластик», именуемый в России Свидетельством о регистрации, и этот документ выполняет обе функции.

ПТС для ввозимых из Белоруссии машин, выдается на российской таможне, однако для этого автомобиль опять же должен иметь требуемый экологический класс.

Таким образом, купить и ввезти (например, автовозом) машину из Белоруссии можно, но ездить на ней без нужного экокласса по дорогам общего пользования недопустимо.

Документы, которые потребуются для растаможки авто из Белоруссии:

  • Свидетельство о регистрации авто на территории страны-члена Таможенного союза;
  • сертификат, подтверждающий соответствие стандарту Евро-5;
  • паспорт и ИНН автовладельца;
  • счёт-справка, подтверждающая процедуру купли-продажи;
  • документ с детальными данными о ТС;
  • квитанция об оплате таможенной пошлины (для авто, зарегистрированных после 2010 года);
  • Сертификат СТ-1.

Как купить авто в Беларуси гражданину РФ?

Физическое или юридическое лицо с российской регистрацией является резидентом ТС/ЕАЭС, поэтому имеет возможность покупать автомобильную технику, произведенную в РБ или легально доставленную в эту страну из-за границы, без уплаты растаможки – наравне с другими резидентами союза.

Вместе с этим, необходимо учитывать следующие рекомендации, которые позволят избежать незапланированных трат либо покупки «кота в мешке»:

  • Предложения новых автомобилей можно искать на сайтах официальных дилеров, работающих в Беларуси. Для поиска машины с пробегом стоит воспользоваться крупнейшими досками объявлений на av.by, avto.abw.by и ab.onliner.by.
  • Подобрав подходящий вариант, необходимо проверить машину на угон по базе МВД Беларуси, проверить дату таможенного оформления авто и убедиться, что транспортное средство не находится в залоге.
  • При покупке б/у авто с рук его придется снять с учета, предъявив в местном отделении ГАИ техпаспорт на машину, договор купли-продажи, заявление на снятие с учета, квитанцию об уплате госпошлины и акт сверки VIN-номера (производится на специальной площадке сотрудником ГАИ).
  • После получения транзитных номеров необходимо сделать справку-счет, которая подтвердит факт покупки авто в РБ и отразит стоимость машины (необходимо для российской таможни).
  • После доставки автомобиля на территорию РФ останется оформить ПТС, уплатить утилизационный сбор, получить таможенный приходный ордер и новые регистрационные знаки.  

Дефицит поставок

Приведённые цифры говорят, что китайские автопроизводители вели активную экспансию и до февраля 2022 года. Но после начала специальной военной операции для китайского автопрома может наступить звёздный час, ведь многие европейские марки заявили о своём уходе с российского рынка. Речь идёт о популярных среди россиян BMW, Wolkswagen, Skoda и других. Производство в России прекратили компании Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Skoda и Stellantis (Peugeot, Citroen и Opel). О временной приостановке заявили и Nissan с Renault.

В агентстве «Автостат» сообщили «Секрету», что многие «классические» производители с 2020 года испытывали дефицит с поставками полупроводников и чипов. Но у производителей из КНР такой проблемы не было, что поспособствовало росту продаж.

«Автопроизводители были вынуждены корректировать свои производственные программы, вследствие чего к дилерам поступало меньше автомобилей, чем они могли бы реально продать. У китайских компаний таких проблем практически не было, так как некоторые из крупных производителей полупроводников расположены в КНР. Поэтому перед покупателями стоял выбор: ждать автомобиль несколько месяцев или пойти к «китайцам» и сразу купить его», — рассказали в пресс-службе агентства. Естественно, многие автолюбители выбрали второй вариант.

Кроме этого, раньше у китайских автозаводов не было полноценного производства в России. Но сейчас открылся завод Haval в Тульской области, а у Geely имеется предприятие в Белоруссии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: