Март, апрель и май 2015 года: Совсем не весеннее настроение
До наступления второго квартала 2015 года казалось бы, что хуже уже не будет. Но во втором квартале кризис показал свою истинную силу. В первую очередь это коснулось автомобильного Российского рынка:
Март: продажи новых авто — минус 42,5%.
Апрель: — минус 41,5%.
Май: — минус 37,6%.
Для многих автомобильных компаний второй квартал текущего 2015 года стал серьезным испытанием. У некоторых автомарок (автофирм) продажи машин рухнули аж на 70%.(!)
Дата 18 марта 2015 года ознаменовалась еще одной шоковой новостью. С нашего авторынка уходят такие авто-компании, как «Opel» и «Chevrolet».
Продажи новых машин: история успехов и неудач
За январь-май 2022 года в России из салонов продано 318 114 автомобилей. Год назад за такой же период цифры были в 2,2 раза выше: 703 873 новых машин нашли своих владельцев. Если сравнивать май к маю, то ситуация выглядит ещё более печальной: в 2021 г. за этот месяц продали 147 378 машин, в 2022 г. – всего 24 268.
В нынешнем году самыми популярными марками остаются Lada (67230 за 5 мес. 2021 г. и 160123 – за 5 мес. 2022 г.), Kia (41868 / 89543), Hyndai (37092 / 71866). Примечательно, что меньше всего в продажах потеряли полу-премиальные «китайцы». Так, Geely просел всего на 6% (6883 / 7302), Changan – на 8% (1855 / 2018). Сильнее других от падения спроса пострадал Lifan, утратив 87% продаж (за 5 мес. 2021 г. — 368 машин, за 5 мес. 2022 г. – 48 автомобилей), Lexus, у которого 81% падения (1758 / 9048), Skoda (13990 / 42728).
Но если коснуться истории, то такие ситуации мы уже проходили. Посмотрите и на графике, как менялись продажи новых автомобилей в былые времена.
После резкого подъёма в 2012 году, когда количество новых проданных машин приблизилось вплотную к 3 млн., наступил спад, нижняя точка которого – в 2017 и 2020 гг. Оба раза мы переживали кризис: геополитический и пандемийный. На уровень 2013 г. выйти так и не удалось, а рынок восстановил не более 60% от «сытых» лет, которые закончились в 2012 году.
2013-й я бы в расчёт не принимал, потому что в тот период повышенные продажи были связаны с динамикой курсов валют. После резкой девальвации российского рубля к доллару и евро машины раскупали ушлые россияне и «иностранцы»: белорусы, казахи, прибалты. Спрос не восстановился, потому что благосостояние граждан не сразу достигло уровня 2012 года.
Хотя зарплаты в долларах вышли на докризисный уровень, инфляция за эти годы сделала цену автомобиля значительно выше. Второй фактор нынешней ситуации – это недостаточное предложение. Сборочные производства на территории России замерли, поставки из-за рубежа на паузе.
Сделать выводы о том, когда кризис закончится, можно будет лишь по итогам 2022 года. Придётся учесть не только зарплаты (в долларах они, похоже, вырастут), но и предложение. Мой предварительный прогноз: если санкционное давление сохранится, то продажи автомобилей в РФ в 2022-2023 гг. составят 50-60% от докризисных лет, то есть на уровне 800-900 тысяч единиц в год.
Падение продаж автомобилей, рост цен на новые автомобили и рост цен на топливо…
2015 год стал для автомобильного рынка России в буквальном смысле шоковым во всех его отношениях. Постоянный рост цен, снижение доходов населения с огромной растущей инфляцией, падение также нефтяных котировок на мировых биржах, а вместе с тем беспрецедентное обесценивание Российской валюты сделали свое злое дело, обвалили таким образом наш рынок автомобилей. В этих условиях для 70% населения России приобретение нового автомобиля стало несбыточной мечтой. К большому и глубокому сожалению, эти экономические индикаторы говорят нам о том, что восстановление рынка автомобилей в стране на уровень 2012 года стоит ожидать не раньше чем через 6 — 7 лет.
И нам друзья ничего делать естественно не остается, как жить в этих тяжелейших экономических условиях рассчитывая только на самого себя. Давайте уважаемые друзья вместе вспомним, как начинался экономический кризис в нашей стране и как выглядел автомобильный рынок России в беззаботные когда-то годы, когда котировки нефти были выше 100 долларов за бочку и большинство нашего населения думало о том, что теперь так будет продолжаться всегда. Также, давайте так же вместе с вами пройдемся по всем этапам этого падения авторынка от начала и до сегодняшних наших дней.
Обращаем уважаемые читатели ваше внимание на следующее, что по мере появления новой статистики продаж новых автомобилей в стране, а также изменения котировок нефти и курса рубля по отношению к мировым валютам, мы будем периодически обновлять поступающую к нам информацию дополняя тем самым историю одного из самых тяжелых кризисов в Российской Федерации (России) за последние годы
Какие бренды рискуют потерять рынок?
По итогам мая 2022 года нарисовалось много аутсайдеров. Падение продаж у Skoda к маю 2021 года составило 92% (805 машин против 9561), у «Фольксвагена» – 94% (579 / 9115), у «Тойоты» – 94% (456 / 7349), у Volvo – 96% (38 / 919). Меньше всех пострадали Changan, который «сбросил» 27% (321 / 442), «УАЗ», потеряв 41% продаж (1302 / 2199), Geely с минусом 55% (907 / 2001).
В целом в зоне риска по уходу из России сейчас абсолютно все бренды, представленные на рынке. Сильно утратили позиции востребованные продукты от АвтоВАЗа (Москвич или Лада?), Renault, Haval, Audi, Mazda и других популярных марок. И это тоже плохая новость для россиян: выбор транспорта сильно сузится.
Есть ли смысл покупать машину прямо сейчас?
Сначала оговорим в общем: цены на новые автомобили в российских салонах сейчас крайне высокие. И причины – сугубо внутренние: в мире не отмечается ни сильного ажиотажа на личный транспорт, ни глобальных проблем с производством. Поэтому мы имеем дело с двумя сценариями: оптимистичным и пессимистичным.
Первый вариант – это снятие санкций, восстановление производства в России и рост благосостояния. Когда спрос превысит предложение, цены резко пойдут вниз. Пессимистичный сценарий предполагает ситуацию, при которой новые машины в Россию будут завозить лишь окольными путями («параллельный импорт»). Предложение останется низким, а потому цены вырастут ещё сильнее.
Обратим внимание на «народные» автомобили. Стоимость самой дешёвой Lada X-Ray в салоне составляет 1,1 млн
руб., или около 18400$ по актуальному курсу. Более дорогие варианты не кусаются, а отхватывают руки целиком: от 1,5 млн. за Lada X-Ray Instinct. В декабре 2019 г. самая простая X-Ray стоила около 0,8 млн.руб., что на тот момент составляло около 12500$ (+6000$). А кто-то рассказывал, что деньги вкладывать нужно в недвижимость!
Ещё одна народная модель – Polo Sedan, который по надёжности сравнивают с легендарным Passat B3 или Audi 100. Цены на Polo Sedan в комплектации Respect стартуют с 1,5 млн.руб., что превышает 25000$. В июне 2019 г. топовая версия Connect стоила 945,9 тыс.руб., а в долларах – около 15 тысяч (+10000$).
Если мы коснёмся премиального сегмента, то там – такие же тенденции. Итак, лето 2022 года – не самое лучшее время для покупки машины в салоне. Обладателям крупных сумм в иностранной валюте (долларов и евро) есть смысл либо подождать, либо съездить за автомобилем в Европу. Там за 20-25 тыс. евро можно купить нечто получше Polo российской сборки…
2013 год: Все у нас хорошо
Нефть на мировом рынке супер-дорогая. Курс самого рубля к доллару по-прежнему устойчив. Средняя стоимость рубля составила по итогу 2013 года 31 рубль за доллар США. Но не смотря на внешнюю и кажущуюся стабильность различные экономические индикаторы экономики уже говорили о том, что с ней что-то не так. В первую очередь на это сразу же отреагировало ВВП страны, которое по отношению к 2012 году начало замедляться. На это сразу же отреагировал и сам рынок новых автомобилей. Так к примеру, по итогам 2013 года продажи новых машин снизились на 5% закончив текущий год с результатом продаж в 2 млн. 777 тыс. 447 штук автомобилей.