Как это начиналось
С 1946 на горьковском автозаводе выпускался легковой автомашина «Победа» ГАЗ-М-20. К моменту начала своего производства, «Победа» имела довольно современную конструкцию и передовой дизайн. Однако уже в начале 50-х годов ее внешний вид гораздо устарел, также от уровня мировых лидеров отставала агрегатная доля. Назрела насущная необходимость заменить ее моделью более совершенную технически и нынешней по внешнему дизайну. К созданию нового автомобиля приступили к ноябрю 1953 года. Собственно тогда ведущий конструктор Невзоров Александр Михайлович отобразил на ватмане первую черту. Дизайн «Волги» определился уже на этапе проектирования. Его автор, художник Лев Еремеев, к тому поре достаточно опытный в своем деле, применил мировые тенденции автомобильной моды заключительных лет. В первую очередь это касалось американского «стайлинга», который в те годы доминировал с авиационными и, частично, ракетно-космическими мотивами. Он смог создать довольно выразительный образ динамичного, нынешнего и достаточно элегантного авто. Сложная пластика кузова, в некоторой мере противопоставлялась утилитарно-функциональным обводкам «Победы».
Волга имела немало сложную пластику кузова чем Победа
А в 1954 началось производство многоопытных образцов. Специально для нового авто было разработано две коробки передач — механическая и самодействующая. Обе трехступенчатые. Главная передача первоначально была конусной, а не гипоидной, как в моделях, какие выпускались с 1957 года. Автомобиль был оснащен независимой передней подвеской и гидравлическими рычажными амортизаторами. Задняя, естественно, независимая подвеска была выполнена из долевых полуэллиптических рессор. Шины размером 6,70-15. Капот автомашины был украшен взмывающим хромированным оленем, от которого широкий молдинг шел к фронтальному стеклу.
Москвич-412 (1967)
Двигатель продаж — реклама. А лучшая реклама — победа в спорте! Так рассудили инженеры Московского автозавода, в 1968 году отправляя своё новое детище на ралли «Лондон-Сидней». Причём гоночная модель минимально отличалась от серийной: доработанная подвеска, штурманские приборы на передней панели, дополнительный бензобак. 16 тысяч километров супермарафона — и дебютант занимает четвёртое место на финише (из 96 стартовавших)! А потом — пьедесталы на ралли «Тур Европы-71», «-72», «-74»! Неказистый «Москвичок» становится международным бестселлером.
Среди старых заводчан ходит байка, будто на сертификационный краш-тест во Францию отправился именно его гоночный вариант, с усиленным кузовом, а вдобавок — с ящиком отборного армянского коньяка в багажнике…
Впрочем, думается, объективная причина успеха — всё-таки в том, что «412-й» являлся первой советской машиной, при разработке которой серьёзное внимание уделили пассивной безопасности. В лучшие годы доля экспорта «Москвичей» составляла 55-75% от общего объёма производства
В Бельгии даже работал завод, собиравший их для местного рынка из машинокомплектов под маркой Scaldia.
Технические характеристики 3110
По ходу выпуска модели 3110 машина постоянно модернизировалась, и в конструкцию вносили изменения.
Габаритные размеры волги 3110 Так с 2000 года вместо термопластиковых черных бамперов завод стал выпускать объемные бампера, окрашенные в цвет автомобиля. С 2002 года на «Волгах» стала устанавливаться передняя подвеска с шаровыми опорами, вместо шкворней на ней были шаровые опоры. В 2003-ем на задней подвеске появился стабилизатор поперечной устойчивости – он уже был толще. Также на машине сменили боковые зеркала – теперь они стали более объемными. Технические характеристики ГАЗ 3110:
- Тип – четырехдверный седан;
- Количество мест – 5, включая водителя;
- Расположение двигателя – продольное;
- Длина – 4, 87 м;
- Ширина – 1,8 м;
- Высота – 1,42 м;
- Дорожный просвет – 0, 156 м;
- Расстояние между колесными осями – 2,8 м;
- Колея передних колес – 1,5 м;
- Колея задних колес – 1,45 м;
- Снаряженная масса – 1,4 тонны;
- Тип привода колес – задний (4х2);
- Объем багажного отделения – 500 литров.
Технические новации
Автомобиль имел централизованную систему смазки (ЦСС). Нажимая на особую педаль можно было направить жидкое масло из бачка в маслопроводы в 19 точек смазки, размещённые в передней подвеске и в шарнирах рулевых тяг. В условиях сельской местности, когда автомашина двигался по колее, маслопроводы часто деформировались и обрывались. В городах «Волги» на лагерях оставляли масляные лужицы в подарок коммунальщикам — неизбежное последствие прокачки ЦСС. Запоздалее, в 1959 году, от использования этой системы отказались, заменив ее традиционными резиновыми втулками и пресс-масленками. 10 октября 1956 года завязалась история создания Волги — выпущены три первых производственных образца автомашины «ГАЗ-21». На них устанавливался расточенный до 2,432 л нижнеклапанный победовский двигатель, имевший мощность 65 л.с. Этот автомашина стал известен как «21Б».
На первых Волгах стоял расточенный двигатель от Победы
Собственный двигатель был введён на автомобиль только к 1957 году. Этот мотор был верхнеклапанный. Привод распредвала выходил через косозубые текстолитовые шестерни. Блок цилиндров и головка отливались из сплава алюминия. Рубаха охлаждения имела «мокрые» гильзы. Двигатели современных «Волг» имеют тот же пролетарий объем, что и первый — 2,445 л. Мотор «ГАЗ-21» и «ГАЗ-21А» имел 70 л. с. при 4000 об./мин. и максимальным крутящем моменте 17 кгс при 2200 об./мин. Впервые в отечественной практике автомобилестроения на «Волге» серийно применялась самодействующая трансмиссия, представлявшая собой «спарку» планетарной коробки, имевшей 3ступени, и гидротрансформатора. Однако в краю ощущалась напряженная ситуация с качественным маслом и высококвалифицированным сервисным сервисом. 700 горемык, владевших машинами с автоматами так и не нашли выхода. В итоге с 1958-го года «Волга» выпускалась только с механической 3-скоростной коробкой. Долговечность кузова обеспечивалась не числом железа, хотя именно это чаще приходится слышать, а высокой антикоррозийной защитой. Толщина листа на днище и кровле была всего 1,1 мм, детали оперения имели еще меньшую — 0,9 мм. Но «черноволосый» кузов после промывки и травления проходил фосфатизацию, а затем грунтовку методом погружения. Кузов «окунали» вторично и сушили. Загрунтованную поверхность выравнивали вручную. С обеих сторон днища напылялась противошумная мастика, являвшаяся добавочным защитным слоем. Особенно тщательно промазывались колесные ниши и швы. Затем кузов мазали синтетической эмалью.
Официально новая модификация
В 60-х годах, а точнее уже в 1961 году деятельно начался поиск формы для принципиально нового автомобиля. Конструкторы Горьковского Автомобильного Завода утилитарны сразу после выхода ГАЗ-21 пытались создать что-то новоиспеченное, освежить форму автомобиля. Но «двадцать первая» пережившая 3 рестайлинга, несмотря на их эффективность (разумеется же, исходя из ресурсов, которые тогда имелись у конструкторов), к концу 1970 года была уже морально устаревшей. Изначально проектировать желали под 4 типа двигателя:
- Алюминиевая «четверка» на базе движка ГАЗ-21. Объемом 2,5 литра, назначенная скорее для работы в такси.
- Базовый V-образный движок на 6 цилиндров, объемом в 3 литра.
- V-образный на 8 цилиндров, 5,53 литра. Особая версия для силовых структур.
- И импортный дизель на 4 цилиндра для Европы. Там, исходя из эксперимента продаж уважали дизельный «Волги».
Двигатель, который изначально планировался как базовый (V6, 2.99 л., 136 л.с.), к старту серийного производства из экспериментальной стадии так и не вышел. Но его желали освоить на 2 этапе работы, когда уже серийное производство будет запущено. Но случилось так, что в начине 70-х цены на нефть подскочили, и трехлитровый двигатель посчитали лишним для автомашины среднего класса.
ГАЗ 3111
Модификация 3111 создана дизайнерами горьковского автомобильного завода Игорем Безродных и Сергеем Плотниковым. Для изготовления демонстрационного образца из пластика специалисты ГАЗ обратились к американцам.
На основе разработанных русскими дизайнерами моделей кузова и салона был изготовлен макет ГАЗ-3111. Его впервые показали в московском автосалоне в 1998-м году. Рядом стояли 3103 и 3104. ГАЗ 3111 на всероссийской выставке «Дизайн 98» получила приз «Проект года».
Для производства этого автомобиля Горьковскому заводу пришлось взять кредит на покупку нового сварочного и окрасочного комплекса. Для 3111 организовали второй сборочный цех с новым оборудованием. Сборку должны были завершить до 25 декабря 1999 года. Но первые три машины вышли на три дня позже. Они были собраны вручную, так как сборочный конвейер был смонтирован лишь частично. А сварочный комплекс к тому времени не был даже поставлен на завод. В результате на конвейер Волга 3111 встала только летом 2000.
Она могла похвастаться высоким уровнем комфорта. Автомобиль был оснащен четырьмя стеклоподъемниками, подогревом сидений, кондиционером, бортовым компьютером. Впервые для российского автопрома рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету. Появился логотип на двери и дисках. Но до полномасштабного производства этот экземпляр так и не дошёл по ряду причин.
Во-первых, высокий ценник из-за ручной сборки, из-за чего конкурировала не с отечественными авто, а с иномарками. Во-вторых, в 2000 году контрольный пакет акций ОАО «ГАЗ» был выкуплен компанией Базовый элемент, новое руководство поменяло приоритеты, и выпуск модели 3111 в августе 2002 года был официально прекращен.
За все время, учитывая экспериментальные версии, завод изготовил не более 500 автомобилей.
«Третья серия» (1962 год)
Автомобиль был снова модернизирован, уже более радикально. Модернизированные модели условно называются «третьей серией». Они более всего распространены количественно. Полностью изменился внешний дизайн:
- появилось новой оформление решетки радиатора, названное «китовым усом». Она имела 37 вертикальных стоек и впоследствии часто встречалась на других моделях ГАЗ;
- бампера были сделаны без «клыков», имели горизонтальное членение на две половины;
- с капота убрали фигуру оленя и молдинг.
Общая дизайнерская идея «Волги» 1962 года: больше чистых линий, меньше хрома. Салон так же несколько модернизирован. Изменилось внешнее оформление, введены более долговечные отелочные материалы: кожзаменитель, повинол для отделки потолка, шерстяная ткань на диванах.
ГАЗ 21 — автомобиль третей серии
Технические изменения
Двигатель стал немного мощнее, в 75 л.с., рычажный амортизатор заменен на телескопический. Убрали версию с АКПП. Кроме того, перешли на обладающий большей прочностью цельнобоковой кузов, заменивший раннюю версию, сваренную из отдельных деталей. В 1965 году на Горьковском автозаводе произошла последняя модернизация 21-й модели. В машине усилили лонжероны, установили более эффективный стеклоочиститель и отопитель.
Ступицы на передних колесах оснащались роликовыми подшипниками вместо шариковых. 15 июля 1970 года сошел с конвейера последний автомобиль «Волга» «ГАЗ-21». Это автомобиль модификации «21УС», номер кузова 334312, цвета антрацит, он занял почетное место в заводском музее. Всего с 1956 по 1970 год выпустили 638875 машин «ГАЗ-21» и «ГАЗ-22».Этот автомобиль пришелся в нужное время, а покидая конвейер, унес целую эпоху. Эпоху длиною в14 лет.
ГАЗ 22 — универсал Волги
История создания Волги знает и другие модификации
ГАЗ-22 — универсал (прототип и первые экземпляры выпускались с оформлением второй серии), машина стала каретой скорой помощи. ГАЗ-23 — стал машиной сопровождения, «быстроходной модификацией», имевшей двигатель и автоматическую коробку передач от лимузина «Чайка». Устанавливался двигатель V8, объемом 5,53 л., мощностью 160, а позже 195 л.с. Имел усиленный кузов и ходовую часть. Выпускался в очень ограниченном количестве, по некоторым данным 608 экземпляров. Для нужд силовых ведомств. Фургон ГАЗ-22А — создан в 1961 году. Серийно не выпускался, но на его бае строились фургоны авторемонтных заводов.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Данную красавицу оснастили рядным четырехцилиндровым карбюраторным силовым агрегатом ЗМЗ 21, объем которого составляет 2.5 литра. Это позволяет развить мощность в 75 лошадиных сил. Среди его особенностей можно выделить нижневальную систему – распределительный вал установили в нижней части блока, а функционирование клапанов производится сквозь специализированные штанги.
Также он имеет наличие мокрых гильз из чугуна (а сам блок сделали из алюминия) – он не нуждается в расточке. Все что необходимо – заменить поршневую группу вместе с гильзами. Мотор получился достаточно надежным, к высоким оборотам относится негативно, однако низкие обороты позволяют ему перевозить большие грузы, включая и прицеп.
Карбюратор имеет наименование К124, а также специальное окно, какое позволяет узнать количество горючего внутри него. Двигатель обладает немалым аппетитом. Перед силовым агрегатом установили необходимый зимой элемент – жалюзи. Сначала, на непрогретом моторе, их нужно закрывать, после заводишь его и ожидаешь, пока он нагреется.
После, очень важно не забыть открыть, по-другому он просто закипит, ведь с самого начала автомобиль имел водяную систему охлаждения. Потребляет мотор на 100 км порядка 13.5 литра в комбинированном цикле
Максимальная скорость на уровне 130 км/ч.
Трансмиссия
Разработчики синхронизировали необычный силовой агрегат вместе с 3-ступенчатой механической коробкой переключения скоростей с переключателем, установленным на рулевом колесе. Коробка имеет свои моменты, такие как отсутствие синхронизатора на передние и задние хода, посему, требовался двойной выжим сцепления.
Подвеска
Впереди решили установить независимую пружинную подвеску. Вплоть до 1960 года применяли централизованную систему смазки подвески, однако последняя была очень сложной и часто на дорожном участке оставались пятна. Поэтому есть необходимость в частом смазывании. Также впереди можно увидеть стабилизатор поперечной устойчивости.
Третья серия позволила иметь на седане наличие телескопических амортизаторов взамен устаревших рычажных. Задняя часть машины обладала зависимой подвеской с разрезным мостом на продольных рессорах, где были телескопические амортизаторы. Недостаток данного моста такой – вслед за разъединением чулков, собирать их очень тяжело, преимущественно выставлять пятно контакта.
Рулевое управление
Оно было лишено усилителей и применялись устаревшие шкворня. Рулевая колонка не регулировалась. Был маятниковый механизм.
Тормозная система
Система тормозов представляет собой наличие барабанных механизмов, где отсутствует усилитель на педаль. Не забыли про стояночный тормоз, какой расположили на коробке передач, как в прошлых всех машинах.
Логично, что благодаря этому блокируется карданная передача. Не обошлось без ложки дегтя, ведь когда седан стоит одним колесом на асфальте, а вторым на мокром либо скользком покрытии и в гору, то он может поехать.
Кузов | 4-дверный седан (модификация ГАЗ-22 – 5-дверный универсал) |
Количество дверей | 4/5 |
Количество мест | 5 |
Длина | 4770 мм |
Ширина | 1695 мм |
Высота | 1620 мм |
Колесная база | 2700 мм |
Колея передняя | 1410 мм |
Колея задняя | 1420 мм |
Дорожный просвет | 190 мм |
Объем багажника | 170 л |
Расположение двигателя | спереди продольно |
Тип двигателя | карбюраторный, 4-цилиндровый, с алюминиевым блоком цилиндров и чугунными мокрыми гильзами, верхнеклапанный |
Объем двигателя | 2432 см3 |
Мощность | 65/3800 л. с. при об/мин |
Крутящий момент | 167/2200 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КПП | 3-ступенчатая с синхронизатором 2-й и 3-й передачи |
Подвеска передняя | независимая рычажно-пружинная |
Подвеска задняя | зависимая рессорная |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | 9 л/100 км |
Максимальная скорость | 120 км/час |
Тип привода | задний |
Снаряженная масса | 1460 кг |
Разгон 0-100 км/ч | 34 сек. |
Другие реализованные варианты
В середине семидесятых являются 2 ходовых прототипа нового автомобиля «Волга». Один из автомобилей имел оригинальную 4-х фарную систему освещения, от которой, впрочем, потом отказались в прок привычной глазу 2-х фарной. Больше всего изменений претерпела эмблема авто – стилизованный щит. Радиаторная решетка была выполнена в его конфигурации, а так же штамповка на капоте и общее решение передка. В 1967 году Автоэкспорт запускает в производство новоиспеченную модель под знаменитым брендом, и это его сама серьезная стратегическая ошибка. Торговли ГАЗ-21 начинают резко падать, а «двадцать четвертая» к тому поре не выпускалась еще даже опытным тиражом. Реклама, которая показывалась для потребителей из-за рубежа, была акцентирована на просторный салон, простоту конструкции и размеры этой машины. На рекламных брошюрах лишь симпатичные молодые девицы, красочные пейзажи, либо изображение огней ночного города. На Закат «Волга» продавалась с облагороженным салоном и радиоприемниками с FM-диапазоном и красивым окрасом-металлик.
ГАЗ 24 Волга — второе поколение Волги
Для обитателей Европы, привыкших к красоте, простоватый на вид салон ГАЗ-24 был бы не очень привлекателен, особенно учитывая немалые размеры авто. В 72-м году, к программе по производству присоединяется универсал (ГАЗ 24-02), у какого продумана система трансформации кузова и 3-мя рядами сидений. Автомобиль с семейство местами мгновенно становится ведомственным. Многие помнят такси и «скорую» тех лет. Такая машина была мечтанием людей, у которых есть дача. Правда попадал он в руки лишь по большенному блату, и то, после списания из автопарка или по личному распоряжению властей. Собственно таким образом такую машину получил знаменитый актер Юрий Никулин. В универсале ему было весьма удобно перевозить свой цирковой инвентарь. Была так же и служебная модель на базе новоиспеченной волги. «Дубль», как называли ее работники спецслужб, или ГАЗ 24-24. Эта машина была натуральным советским Muscle car: мощный двигатель, элегантный кузов, трансмиссия от Чайки. Не машина, а зверь! Официально «Дубль» не был в природе. Так что водители данной машины были призраками по факту — водили то, чего нет.
Газ 24-95
Модель стала идеальной для высокопоставленных лиц, увлекающихся охотой и рыбалкой. В 1973-м году из Кремля пришла просьба собрать машину для Леонида Ильича Брежнева. Нужен был седан нового поколения с полным приводом. Проект возглавил Дегтярь, в 1974 приступили к разработке.
Целый год руками собирали автомобили ГАЗ 24-95. Два из них планировали отправить в Москву заказчикам. Одна машина предназначалась для использования в охотничьем хозяйстве Завидово для Леонида Ильича. А другую хотел получить Устинов. Ещё два заказа было сделано для горьковского обкома партии. Один ушел по назначению, а другой получили военные, последний же экземпляр оставили на заводе. Возможно, на нём ездил директор Киселёв или начальник испытательного отдела Тихонов.
Высота ГАЗ 24-95 составляла 167 см. Характерная особенность конструкции — отсутствие рамы. До наших дней дошло три экземпляра. Один был продан жителю из Нижнего Новгорода, но сейчас поменял уже несколько владельцев. Второй находится в Москве в Музее ретро автомобилей. Там хранится экземпляр Брежнева. Третий находится на заводе.
Новоиспеченные веянья
На дворе 82-й год. «Двадцать четверка» кардинально изменяется и превращается в ГАЗ-3102. Седан с нынешней внешностью на рынок не идет, а распространяется только среди работников партии. В 85-м году в серию спускают ГАЗ 24-10 с новым салоном, радиаторной решеткой из пластика, другими ручками и неказистыми пластиковыми колпаками колес. Кузов этой машины усовершенствовался несколько раз. В 1992 году выпускается ГАЗ-31029. В 1996 в свет сходит ГАЗ-3110. А в 2004 году выходит последний оригинальный автомашина ГАЗ-31105.
ГАЗ 3102 — измененная «24ка»
В 2010 году объявляют о закрытии Волга Сайбер из-за нерентабельности этой модели. Скорее всего, это был последний легковой автомобиль под брендом Волга. Вот так, пришлась к концу история, наверное, самой популярной и престижной марки автомашин Советского Союза. Спустя 20 лет после исчезновения самой края СССР исчез и ее автомобиль. На Горьковском Автомобильном Заводе были попытки запустить в серию кардинально новоиспеченную машину.
Волга Сайбер — последняя выпущенная Волга
Выпускались в свое пора ГАЗ 3105, ГАЗ-3111, ГАЗ-3115, но так случилось, что они не снискали большенного признания. Будучи выражением высочайшего стиля, этот динамичный невысокий силуэт затерялся за заворотом истории, слегка блеснув на прощание
Теперь история автомобилей Волга сделалась важной частью нашей общей истории автомобилестроения, подчас печальной, но не менее увлекательной
Лимитированный ГАЗ-3111 «Волга» получил салон из кожи крокодила
ГАЗ-3111 «Волга» является машиной, которая предполагалось, что придет на замену устаревшей ГАЗ-3110 «Волга» и будет идейным продолжением представительских автомобилей ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка».
Презентация дебютного концепта состоялась в 1998 году, а спустя определенный период у автомобильного завода получилось наладить мелкосерийное производство. Тем не менее, было выпущено в общей сложности 400 экземпляров, вслед за этим выпуск был прекращен. Это было обусловлено сложностью новой машины в производстве.
Сейчас эти авто считается коллекционными моделями. Их приобретают и реставрируют для разных частных коллекций, при этом есть автомастерские, которые разрабатывают реплики на их основе, оснащая современными зарубежными двигателями.
Один из таких проектов разработало КБ им. Смирнова для одного частного лица, пожелавшего расширить собственную коллекцию отечественной мелкосерийной машиной, модернизированной путем применения в отделке интерьера качественных современных материалов. Проект был назван «Охотником на крокодилов».
В качестве отделочного материала салона выбрали крокодиловую кожу белоснежного оттенка с рубиновой окантовкой «кедр» вместе с типичными логотипами завода. Кроме того, интерьер украсили логотипами ГАЗ-12 и ГАЗ-21, скорее всего, для обозначения преемственности авто.
На капоте появилась еще одна нетипичная для ГАЗ-3111, однако, культовая деталь — хромированный олень. Стилизованные логотипы «Волга» также установили на передние двери и колесные диски. Все элементы «под дерево» прошли тщательную реставрацию: с течением времени они становились негодными, поскольку их изготовили из стекловолокна.
Все металлические ниши в багажном отделении были закрыты с нуля изготовленными деталями, которые тоже были обшиты крокодильей кожей. На финальной стадии проекта для подчеркивания статуса и изысканности люксовой машины, изготовили коврики из натуральной шерсти, покрывало в багажное отделение, а еще вместо напольного ковролина была использована натуральная кожа с рубиновой художественной прострочкой.
Помимо обновления интерьера и экстерьера специалисты КБ модернизировали и шасси. Они усовершенствовали тормозные механизмы: появились передние суппорты Brembo с символикой «Волгы», а взамен барабанных тормозов установили дисковые. В связи с увеличившимися суппортами, авто укомплектовали легкосплавными дисками на 18 дюймов, тоже получившими символику «Волга» на рубиновом фоне.
Некоторые изменения в комплектации
Некоторые потребители предъявляли особые требования к автомобилю, что было учтено производителем. В 1962 году установили 160-сильный мотор V8 от «Чайки», а так же гидроусилитель руля и коробку-автомат на секретную модель «ГАЗ-23». Эта машина не значится в популярных каталогах, ее эксклюзивный заказчик — КГБ.
ГАЗ 23 — Волга с двигателем от «Чайки»
Машина была на 100 с небольшим кг тяжелее базовой модификации, развивал скорость более 160 км/ч и с места до сотни разгонялся за 16 секунд (сравните с 34 секундами «ГАЗ-21Л»). Усилитель тормозов не нашел себе места в подкапотном пространстве и тормозная система не изменилась. Всего «ГАЗ-23» было выпущено 603 машины. В том же 1962 в модельном ряду появился 5-местный универсал «ГАЗ-22», имевший разделенную по горизонтали заднюю дверь. Сложенный задний диван образовывал ровную площадку для крупногабаритных грузов массой до 400 кг. В народ универсал ГАЗ-22 не попал и в личном пользовании не появлялся.
Создание эпохального автомобиля
Первая «Волга» марки ГАЗ 21, показалась на свет еще в 1956, и сразу стала неким символом наступившей в пятидесятых-шестидесятых годах «оттепели». Этот автомашина снимали в фильмах и до сих пор продолжают снимать. Он успешно экспортировался, получая при этом награды на престижных интернациональных выставках. Он был, безо всякого преувеличения, единственным автомобилем «премиум-класса», как сообщают сейчас, доступным для простых советских граждан.
ГАЗ 21 — первая выпущенная волга
Собственно «Волга» была первой среди «доступных» автомобилей, кто обзавелся самодействующей КПП — невиданной доселе «буржуйской» диковинкой. Это была действительно удачная и незаурядная машина, и, пожалуй, самый культовый автомашина из всех, кто разрабатывался и выпускался в СССР.
«Вторая серия» (1959 год)
Автомашины, выпускавшиеся в конце 1958 — начале 1959 годов называют «переходными», а начиная с 1959 и до 1962 «другой серией». К концу 1958 года автомобиль модернизировали, большей долей внешне. Изменили форму передних крыльев, увеличив колесные арки, передок в цельном повторял оформление внешнего вида прототипа 1955 года (именуемый часто «акульей пастью», имевший 16 прорезей решетки радиатора). Соответственно, изменившаяся облицовка радиатора обусловила появление новоиспеченного замка капота. Механическая часть и салон остались неизменными, желая постепенно некоторые изменения вносились в производство.
ГАЗ 21 — автомобиль другой серии
В феврале 1959 года внешние и внутренние изменения в оформлении машины приобрели приметные и неискушенному потребителю формы:
- появились катафоты в задних фонарях;
- стекла фонарей также изменились, получив иное внутреннее оребрение;
- изменился фонарь на заднем номерном знаке (не сделалось радиальных ребер;
- новую панель приборов сделали с флокированной (запоздалее ее обтянули коже заменителем) верхней частью, чтобы исключить отражения на фронтальном стекле, отвлекающие водителя;
- более богато оформлен приемник;
- введён омыватель для лобового стекла.
Были в дизайне и другие, менее приметные изменения. Модернизация агрегатов и узлов автомобиля началась в 1960 году. Автомашина получила современную проводку, теперь «минус» был на массе (до этого был «плюс»), прибрали, наконец централизованную смазку, внесли и другие улучшения и изменения. Кузов усилили, введя специальные усилители. Всего выпустили более 140 тысяч автомашин всех модификаций. ГАЗ-М-21 из «второй серии» был представлен на экспортном рыноке, и имел определенный успех. В основном за счет своей надежности и неприхотливости. Это, пожалуй, один-единственное достижение такого уровня, которое знает история Волги на зарубежном рыноке.
ГАЗ 3103, 3104
Газ 3103 – редкая и красивая Волга. Модель была упрощенной, но зато её увидели в 98-м году в автосалонах. Дизайнеры интересно оформили плавные линии и завоевали награду на выставке «Дизайн 98». Кроме внешности эта машина цепляла передним приводом и растянутой колёсной базой до 2820 мм. Салон стал вместительным.
На двойные поперечные рычаги была поставлена передняя подвеска. Тормоза были дисковые на всех колёсах. Блок АБС, фары и основная оптика для этой модели разрабатывалась немецкими коллегами из компании HELLA, двигатель от ЗМЗ 406 был тихим, его мощность составляла 150 лошадиных сил при объеме 2.3 литра. На коробке передач сэкономили, поставили не автомат, а старую пятиступенчатую механику.
Комплектация была хорошей. Машина стала первой в стране, у которой были подушки безопасности. К услугам автолюбителя кондиционер, аудиосистема, полный электропакет, велюровые сиденья Lear. 3103 и 3104 по факту один и тот же автомобиль, у них одинаковый кузов, но у 3103 передний привод, а у 3104 полный привод на все колёса.
К сожалению, удача от этой модели отвернулась. Большую роль сыграл кризис 98-го года. Рубль упал, а доллар поднялся до небес. Повысились и цены на авто. Эти события выбили из колеи горьковский автозавод. Производство машин включало в себя зарубежную комплектацию, например сиденья. Было сложно, но проект 3103 был в работе до 2000 года. Потом поменялось руководство, пришел Деребаско, и самая красивая из Волг стала музейным экспонатом.
ГАЗ-3110
Ближе к концу 90-х Горьковский завод сумел побороть кризис. Так, на свет появилась новая модель «Волги» — ГАЗ-3110.
Помимо гидравлического усилителя, сюда штатно устанавливали электрокорректор фар и дисковые тормоза на переднюю ось. На автомобиле впервые использовалась более низкопрофильная резина (195 на 65 диаметром 15 дюймов). Конструктивно модель отличалась наличием нового рулевого редуктора, карданного вала с промежуточной опорой и неразрезным задним мостом. Был в этой «Волге» и двухрежимный обогрев заднего стекла, а также масляный радиатор. Производитель впервые использовал новую технологию окраски кузова (на комплексе «Хайден-2»). Использовалась двухкомпонентная эмаль «металлик».
Это был значительный шаг вперед для автомобиля «Волга». Какая машина отечественного производства на то время имела подобный «пакет» оснащения? АвтоВАЗ приступил к этому значительно позже. Тем не менее качество сборки у «Волги» не особо впечатляло, говорят отзывы автомобилистов. Пластик на бамперах не выдерживал больших температур и летом начинал плавится. Шумоизоляция внутри тоже отсутствовала. Не было и подушек безопасности. Качество отделки было посредственным, на уровне дешевых иномарок. Автомобиль не выдерживал жесткой повседневной эксплуатации – быстро гнил кузов (несмотря на применение новой технологии грунтования), стирались элементы салона и сиденья. Сейчас найти 3110 в хорошем состоянии довольно трудно. Сколько стоит такая «Волга» (машина)? Цена на нее составляет от 1,5 до 3 тысяч долларов (так как модель серийно уже не выпускается).
Будет ли завод выпускать новые версии Волги
Публика настолько в восторге от представленных моделей Газ-24, что сразу задалась вопросом: будет ли налажен серийный выпуск таких автомобилей? Стоит понимать, что это только личные фантазии дизайнера, который не сотрудничает с производителем Волги. Поэтому можно не ждать новинок.
Внешне Волга получилась очень современнойВ настоящее время Горьковский автозавод в принципе не планирует возрождать такую машину.
Глава предприятия некогда делился, что производство приостановлено, потому что модель не является прибыльной. Конкурировать с многочисленными брендами и их продуктами на сегодня она не в силах.