Посторонним вход воспрещен
Задание на создание необычного автомобиля конструкторы Горьковского завода получили в 1959 году, когда в серию пошла Чайка ГАЗ‑13 — один из символов оттепельного подъема советской промышленности и космической эры. Помимо единичных лимузинов ЗИЛ, ни один советский автомобиль по динамике с ГАЗ‑13 сравниться не мог. Чайка достигала 100 км/ч за 18 секунд.
Материалы по теме По течению «Волги» Партийным и государственным чиновникам, которых предстояло возить на ГАЗ‑13, нужно было сопровождение. А Чаек на всех охранников не напасешься. Кроме того, КГБ быстрые автомобили, сравнимые по скорости с иномарками, на которых по городам СССР ездили дипломаты и прочие западные деятели, нужны были и для других целей — для скрытного наблюдения. А, к слову, западногерманские автомобили Mercedes-Benz 220 SE и Opel Kapitan достигали 100 км/ч примерно за 16 секунд — на чём за ними гнаться, если что?
Прежде для спецслужб делали Победы ГАЗ-М20Г с шестицилиндровыми моторами от ГАЗ‑12 ЗИМ. Но на рубеже 1960‑х в основу секретной машины решили положить Волгу ГАЗ‑21.
Упихать в моторный отсек Волги огромный V8 — немалое искусство.Упихать в моторный отсек Волги огромный V8 — немалое искусство.
Ведущим конструктором ГАЗ‑23 стал Борис Дехтяр — специалист по автоматическим трансмиссиям, участвовавший в создании ГАЗ‑13 и ГАЗ‑18. Чтобы уместить под капот Волги двигатель от Чайки (V8 рабочим объемом 5,52 л), его пришлось наклонить на 2 градуса. Но зазоры все равно оставались минимальными. В итоге методом проб и ошибок добились, что мотор устанавливали в автомобиль с точностью до 1 мм!
Нареканий от придирчивого заказчика не было — даже по поводу уже поездивших машин с просевшими подушками двигателя. Мотор работал с трехступенчатой автоматической коробкой передач от той же Чайки. Только, в отличие от нее, у Волги было не кнопочное управление коробкой, а такой же рычаг, как на обычных ГАЗ‑21 с механической коробкой. Ведь одним из основных требований заказчика была внешняя неотличимость ГАЗ‑23 от стандартной массовой Волги. Так что, даже заглянув в салон (что маловероятно), прохожий не сразу разобрался бы, что это не обычная машина. А хитростей маленьких и больших в ее конструкции совсем немало.
ДАЕШЬ РЕКОРД!Конечно, ГАЗ‑23 не планировали ни к продаже, ни, тем более, на экспорт. Однако интересно сравнить его с самыми мощными европейскими седанами подобного класса начала 1960‑х. Наша Волга по мощности занимает в этом ряду почетное место. Самый мощный в начале 1960‑х седан Mercedes-Benz 220 SE оснащали мотором 2,2 л мощностью 115 л.с.Самый мощный в начале 1960‑х седан Mercedes-Benz 220 SE оснащали мотором 2,2 л мощностью 115 л.с.Opel Kapitan и вовсе имел всего лишь 90‑сильный двигатель в 2,6 лOpel Kapitan и вовсе имел всего лишь 90‑сильный двигатель в 2,6 лМотор немецкого BMW 3200 L при рабочем объеме 3,2 л выдавал 140 л.с.Мотор немецкого BMW 3200 L при рабочем объеме 3,2 л выдавал 140 л.с.Топовый Jaguar MK II 3.8 вооружили двигателем мощностью 220 л.с. при 5500 об/минТоповый Jaguar MK II 3.8 вооружили двигателем мощностью 220 л.с. при 5500 об/мин |
ГАЗ М-20Г «ПОБЕДА»
Это “Победа”, но не простая, а секретная. Модель – настоящий «фантом», до современности не дожил ни один экземпляр. Разработка предназначалась для сопровождения кортежей правительственных делегаций, и, предположительно, всего машин было не более сотни.
Машина, которой сегодня нет – ГАЗ М-20 «ПОБЕДА» во всей красе
В распоряжении водителя оказывался 6-ти цилиндровый двигатель мощностью в 90 л.с., скорость авто достигала 130 км/ч. В то время это было много. Внешняя схожесть со стандартной “Победой” могла ввести в заблуждение, но крышка багажника открывалась только изнутри
Разумная предосторожность для людей, которым нужно держать под контролем все ситуации. Убирая заднее сиденье и открывая крышку багажника, доставали пулемет и «решали проблему» погони
Tatra 613
Tatra 613 начала собираться в 70-х годах в чехословацком городе Пршибор, хотя дизайн этой машины создавался итальянской дизайнерской компанией Carrozzeria Alfredo Vignale. В СССР первая партия этих автомобилей отправилась в 1980 году и оказалась в распоряжении КГБ. Чекисты положительно оценили машину с 3,5-литровым мотором мощностью 168 л. с., который позволял Tatra 613 разгоняться до внушительных по тем временам 190 км в час. Иномарка также оснащалась независимой передней подвеской, электростеклоподъемниками, кондиционером и обогревом заднего стекла. Для тех времен это был очень комфортный и надежный автомобиль.
От своих коллег решили не отставать и сотрудники МВД, которые чуть позже также заказали небольшую партию Tatra 613. Считается, что в большинстве случаев в СССР эта машина использовалась силовиками для перевозки высокого руководства. Кроме того, чешские автомобили обеспечивали безопасность в столице во время проведения летних Олимпийских игр.
Экстерьер
Специальная машина была спроектирована так, дабы внешне его было почти невозможно различить с 21-й моделью. Многие внешние панели кузова почти ничем не отличаются от панелей 21-й модели. Если открыть капот, то сразу можно заметить маску радиатора, какая очень отличается от 21-й.
Получается, что правый вместе с левым брызговиком радиатора получились уникальными и не схожи с похожими деталями 21-й Волги. Крышка капота во внешней части очень схожа с предшественником, однако с внутренней стороны применили оригинальный усилитель капота. Горизонтальная площадка, которая находится за бампером, установленным впереди, имеет вырезы для жалюзи радиатора.
Кожух радиатора отопителя имеет выштамповку, чтобы сделать более простым доступ к прерывателю-распределителю, именно тогда, когда есть нужда демонтировать его с машины. Кузов машины серьезно усилили, например, появилось наличие усиленных наваркой вспомогательных полос металла передних лонжеронов и полноценной оригинальной маски радиатора.
Весить стал специальный седан на 300 килограмм больше. Примерно до середины 1964 года стекла дверей на 23-й модели изготавливали из стекла триплекс, тогда как на 21-й Волге на дверях всегда стояли закаленные стекла. Конструкторский состав полагал, что стекла из триплекса тяжелее разбить так, дабы злоумышленники не смогли попасть в машину.
ГАЗ-24-24, ГАЗ-24-25, ГАЗ-24-34
ГАЗ-24-25
В след за началом массового выпуска ГАЗ-24, появилась и его супермодификация ГАЗ-24-24. Новая «Волга КГБ» получила модернизированный 8-цилиндровый мотор от Чайки объемом 5,53 л мощностью 195 л.с. В паре с ним по-прежнему работал 3-ступенчатый «автомат». Как и на предыдущей «догонялке», кузов ГАЗ-24 усилили в передней части, сообразно усовершенствовали подвески и тормоза. Кроме того серьезно перекомпоновали моторный отсек. Там разместили гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель тормозов, отказоустойчивый двухконтурный коммутатор системы зажигания и более мощную аккумуляторную батарею. Снаряженная масса быстроходной «двадцатьчетверки» составляла 1750 кг. Разгон 0-100 км/ч — 15 секунд, максимальная скорость 190 км/ч.
ГАЗ-24-34
Существовала также экспортная модификация ГАЗ-24-25 в основном применявшееся Девятым управлением КГБ. В техническом плане она полностью соответствовала ГАЗ-24-24, но имела экранированное электрооборудование и дополнительные крепления для аппаратуры спецсвязи в багажнике. По мере начала выпуска в 1987 году ГАЗ-24-10 появилась соответствующая версия спецмашины — ГАЗ-24-34 получившая все преимущества модернизированной Волги, и двигатель оснащенный системой принудительной вентиляции картера.
По сравнению с предшественником, выпуск 8-цилиндровых ГАЗ-24 был куда обширнее — всего с 1979 по 1991 год выпустили 2131 экземпляра всех модификаций.
ГАЗ-23: 300-килограммовый кузов
Не менее легендарная машина, которую любили все сотрудники КГБ. Модель “Волги” выпускали почти 8 лет и за это время довели все детали до совершенства. Всего авто 603 штуки, но цифра примерная и, возможно, у кого-то в дедовском сарае хранится знаменитая Волга ГАЗ-23. Правда, в продажу «машина сопровождения» не поступала, уходила в гараж спецслужб прямо с конвейера, но потом автопарки продавали ее почти «не глядя».
Легенда КГБ – ГАЗ 23 в полной комплектации мог догнать и перегнать любую машину
Сходство с обычной Волгой заканчивалось сразу, как только поднимали капот ГАЗ-23. Начинка «машины особистов» была настолько мощной, что поражала воображение. К 8-цилиндровому двигателю объемом 5,5 л и мощностью 195 л.с. прилагалась автоматическая коробка передач. Усиленный кузов автомобиля весил на 300 кг больше стандартного, замок багажника открывался изнутри, мощная подвеска могла выдержать езду по бездорожью. Разогнаться машина могла до 170 км/ч – это немало.
Конструктивные особенности
Задача перед конструкторами стояла не простая. В серийном кузове необходимо было собрать совершенно другой автомобиль, оснащенный самым мощным на тот момент истории восьмицилиндровым, V-образным двигателем ГАЗ-13 с автоматической коробкой перемены передач.
Для того чтобы такой «монстр» разместился под капотом «Волги» требовалось провести модернизацию мотора. Благодаря чему на свет появился двигатель ГАЗ-23. Вдобавок, двигатель еще пришлось развернуть по часовой стрелке на пару градусов. 1962 год ознаменовался производством нового автомобиля специального назначения ГАЗ-23 небольшими партиями. Тормозная система доставила немало хлопот конструкторам. Так как материал, из которого изготавливались тормозные накладки серийной «Волги» оказались не способными выдержать температурные нагрузки, возникающие при торможении «волка в овечьей шкуре». Пришлось разработать новый материал для тормозных накладок, а барабаны отлить из чугуна, которые позже стали устанавливать на серийные ГАЗ-24.
История создания
В 60-х годах прошлого века Комитет государственной безопасности поручает Горьковскому заводу начать разработку легкового автомобиля для специальных задач. Машина предназначалась для эксплуатации при выполнении операций специального назначения. Также предполагалось использовать это авто для сопровождения правительственных кортежей. Машина должна была иметь более высокую мощность по сравнению с гражданскими версиями. При этом автомобиль должен ничем не выделяться в транспортном потоке.
Проект отдали ведущему конструктору завода, Борису Акимовичу Дехтярю. В качестве силовой части для ГАЗ-23 выбрали самый мощный и наиболее технологичный на то время восьмицилиндровый мотор ГАЗ-13 вместе с АКПП. Кузов представлял собой обыкновенный серийный ГАЗ-21.
Кроме этого, в процессе разработки инженеры применили массу уникальных на тот момент конструктивных, а также технологических решений. Так, двигатель устанавливался с наклоном вдоль оси коленвала – угол составлял 2 градуса. Это делалось для того, чтобы исключить контактирование мотора с различными навесными элементами под капотом.
Двигатель V8 для ГАЗ-23 без каких-либо улучшений установить в стандартный кузов седана было невозможно. По этим причинам было решено провести мелкие доработки. В итоге специалистам удалось адаптировать кузов и подкапотное пространство. Среди доработок по мотору можно выделить новый масляный поддон, другой выпускной коллектор и еще много переделок.
Инженерный состав проекта провел много времени за разработками. Особенно много усилий было потрачено на тормозную систему. Она осталась от ГАЗ-21 и просто не справлялась с повышенными мощностями. Но эта проблема была устранена. Для автомобиля ГАЗ-23 «Волга» конструкторами была создана совершенно новая тормозная система, механизмы которой не были так подвержены воздействию высоких температур.
Специальный автомобиль изготавливали в течение 8 лет. За все это время с конвейеров завода сошло 603 экземпляра модели 21. Сейчас такое авто “Волга” можно отыскать лишь у коллекционеров, в музеях, либо у любителей ретро-техники.
ГАЗ-23
ГАЗ-М-20Г
Тенденция оснащать легковые автомобили для спецслужб двигателями повышенной мощности на ГАЗе зародилась еще до начала войны. Первым автомобилем, который примерил на себя импортный мотор Ford V8 стал ГАЗ-М-1. Достоверно не известно сколько таких машин было изготовлено, но с началом войны все они были разукомплектованы, а двигатели использовались в военной технике. После окончания войны почетная миссия ведомственного автомобиля перешла к ГАЗ-М-20. На базе Победы горьковские специалисты создали ГАЗ-М-20Г, оснащенный 6-цилиндровым мотором мощностью 90 л.с. от ГАЗ-12 (ЗИМ).
ГАЗ-23Б с улучшенной отделкой интерьера
В 1962 году по заказу КГБ СССР была создана специальная модель Волги «повышенной динамики» — ГАЗ-23. Автомобиль оснащался 195-сильным двигателем V8, автоматической трехступенчатой коробкой передач и главной передачей от ГАЗ-13 Чайка. Внешне автомобиль в задачи которого вменялось скрытое наблюдение или сопровождение, никак себя не выдавал и выглядел аналогично ГАЗ-21. Даже выхлопные патрубки V-образного мотора были сведены в один, как на стандартных Волгах.
Под скорлупой кузова отличий имелось гораздо больше. Специалисты серьезно усилили передние лонжероны кузова, а также установили новый увеличенный радиатор системы охлаждения. Подвески переработали — спереди внедрили усиленные пружины с прутком увеличенного диаметра, а сзади рессоры увеличенной толщины. Кроме того путем установки оригинального тормозного цилиндра и барабанов с износостойкими колодками, значительно повысили эффективность тормозной системой.
Уникальный универсал ГАЗ-22В V8 для кинофотолаборатории
В результате всех переработок по сравнению с ГАЗ-21 масса ГАЗ-23 увеличилась на 300 кг (до 1780 кг). При этом динамические данные «догонялки» серьезно возросли. Так до 100 км/ч «Волга КГБ» разгонялась всего за 16 секунд, на 18 секунд меньше чем стандартная машина и на 2 секунды меньше нежели Чайка! Максимальная скорость ГАЗ-23 составляла 170 км/ч.
Всего с 1962 по 1970 год собрали 603 экземпляра. Интересный факт — один из автомобилей имел кузов универсал и внешне соответствовал ГАЗ-22В. Кроме того под нужды собственной кинофотолаборатории в единственном экземпляре газовцы создали уникальный универсал с люком в крыше и технической «начинкой» ГАЗ-23. Создание этой машины никак не афишировалось, и по документам она проходила как ГАЗ-22В.
Модификации
Наряду с базовой версией седана на заводе выпускали также и несколько модификаций. Так, ГАЗ-23А отличается от базовой наличием механической КПП. Индексом А обычно обозначали специальные автомобили. Исходя из этих же целей в комплектации было дополнительное оборудование – особый замок для багажника, а также два аккумулятора.
«Волга» ГАЗ-23 Б отличалась от базового седана более интересной внешней отделкой. На окнах имелись хромированные окантовки. На подоконных участках также был хром. Им было покрыто и левое зеркало (напомним, что здесь использовалось только одно зеркало заднего вида). Данный автомобиль должен был стать экспортным, чтобы служить двойником таких же экспортных ГАЗ-21.
Историки, которые занимаются изучением отечественной автомобильной промышленности, сумели найти в архивах Горьковского завода информацию и технические документы на еще одну модификацию – ГАЗ-23А1.
Однако никаких подробностей по данной версии спецавтомобиля не известно. В документации значится лишь то, что ГАЗ-23А1 – это автомобиль со спецоборудованием.
От тех же специалистов по истории отечественной автопромышленности можно услышать, что изготавливали небольшое количество 23-х в кузове универсал. В целом, это даже не 23-я, а 22-я модель. Под капотом автомобиля ГАЗ-23 универсал находился тот же восьмицилиндровый двигатель. Однако это неподтвержденная информация. Таких машин сейчас не осталось.
BMW R11
Нередко сотрудники НКВД и милиции использовали и мотоциклы. Особой популярностью у работников силовых структур пользовались BMW R11, которые закупались в 1920-е и 1930-е годы. Мотоцикл комплектовался четырехтактным двухцилиндровым оппозитным двигателем M56 мощностью 18 лошадиных сил. BMW R11 с прессованной стальной рамой весил 162 кг и мог разогнаться до 100 км в час. Также немецкий мотоцикл при желании оснащался боковым прицепом. В Германии R11 с коляской активно закупались армией и использовались для поставок продовольствия и оперативного перемещения солдат. В СССР конкуренцию баварцу в те времена мог составить ПМЗ-А-750, выпускавшийся в период с 1935 по 1939 год на Подольском механическом заводе в Подмосковье. Этот мотоцикл также поставлялся в силовые ведомства, однако такой популярностью, как BMW, у сотрудников не пользовался.
Плюсы и минусы
Плюсы машины
- Хорошее кузовное качество;
- Повышенная коррозионная стойкость, где присутствует применение фосфатирования конструкционной стали;
- Взаимозаменяемость многих деталей;
- Приятный внешний облик автомобиля;
- Неплохая аэродинамическая составляющая машины;
- Мощный силовой агрегат;
- Высокий дорожный просвет;
- Приемлемый объем багажного отделения;
- Просторный салон;
- Удобные и мягкие сидения;
- Автоматическая коробка переключения передач;
- Лучшие по тем временам динамические характеристики;
- Наличие радио;
- Мягкая подвеска, которая позволяет проглатывать большинство ям и выбоин;
- Небольшой тираж производства;
- Осталось очень мало моделей;
- Применяли силовые структуры для погони за нарушителями.
Минусы машины
- Большая масса машины;
- Отсутствуют гидравлические усилители различных механизмов;
- Нет ремней безопасности;
- Рулевая колонка не регулируется;
- Тяжело купить автомобиль.
Интерьер
Попадая в салон, легко встретить рукоятку разблокировки открывания багажного отделения изнутри. Ее спрятали промеж кресел и спинки кресла заднего пассажира, сидящего справа. В качестве рычага применяется ручка тяги управления жалюзи радиатора либо рукоятка тяги замка капота. Данная ручка довольно «умна».
Ее расположили так, дабы во время закрывания двери, установленной сзади, она утапливалась, вследствие чего замок багажного отделения был заблокирован. Получается, что с незаблокированным багажным отделением можно тронуться лишь с открытой правой задней дверью, что само по себе даже неудобно.
Это сделали для того, дабы работники Комитета Государственной Безопасности не забывали блокировать дверь багажного отделения. Во всем остальном салон ГАЗ-23 копирует салон ГАЗ-21. Тут есть то же трехспицевое рулевое колесо огромного размера, за каким расположился выпирающий вверх спидометр.
Панель приборов довольно простая и понятная. Ключ зажигания находится слева внизу. Правее от него не забыли установить радио, дабы работники силовых структур могли проводить свободное время более интереснее. Уже всем привычный циферблат часов тоже на месте.
ЗИЛ-41072
На закате СССР для сопровождения VIP-кортежей была разработана особая модификация лимузина ЗИЛ, которая получила индекс 41072. Впрочем, среди сотрудников спецслужб этот автомобиль получил негласное наименование «Телохранитель» или «Скорпион». Внешне от обычного седана спецверсия отличалась проблесковыми маячками и особым поручнями, с помощью которых охрана важных лиц могла размещаться снаружи автомобиля. Также на крыше «Скорпиона» устанавливался огромный люк, из которого в случае необходимости можно было вести огонь по нападающим. В салоне машины оборудовали множество карманов для оружия и боеприпасов. Также лимузин получил радиоэлектронные комплексы «Персей» и «Пелена» для подавления сигналов, активирующих взрывные устройства на радиоуправлении. Наконец, в случае необходимости седан снаряженной массой 3,4 т на максимальной скорости 190 км/ч мог сметать любые автомобили и препятствия, представляющие опасность для кортежа.
Источник
«Волга» ГАЗ-23
Более массовой моделью в КГБ стала легендарная «Волга» ГАЗ-23. Спецверсия для силовиков оснащалась 5,5-литровым двигателем V8 c отдачей 195 лошадиных сил. С таким агрегатом седан разгонялся до «сотни» за 16 с, а максимальная скорость составила 170 км в час. Неудивительно, что в народе эта машина получила прозвище «догонялка».
Внешне от обычной «Волги» такой автомобиль ничем не отличался. Понять, что перед ним машина чекистов, опытный шпион мог лишь по звуку двигателя. Кроме того, автомобиль мог окрашиваться в любой цвет. По утверждениям некоторых любителей раритетных машин, которые имели дело с реставрацией ГАЗ-23, кузова этих седанов имели несколько слоев краски и, вероятно, не раз перекрашивались для служебных заданий.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Автомобиль ГАЗ-23 оснастили восьмицилиндровым V-образным 5.53-литровым силовым агрегатом, который выдавал целых 195 лошадиных сил. В качестве применяемого бензина был А-93 либо Б-91 «Экстра» и А-98, либо А-95.
23-я модель рознилась силовой установкой от «Чайки» тем, что промеж правого лонжерона и картера гидравлического трансформатора получился узковатый промежуток, какой должен был пропускать правую приемную выхлопную трубу, какая шла от правого выхлопного коллектора. Исходя из этого, требовалось в конструктивную часть силового агрегата сделать вырез.
Сам мотор установили на машине с наклоном по часовой стрелке, дабы сделать его немного выше рулевой колонки. Благодаря этому удалось сделать минимально возможный зазор промеж коллектором и трубой колонки руля.
На машине применили оригинальные подушки передней опоры силового агрегата, где обе их части одинаковые (левая и правая). Основание подушки имеет четыре отверстия и присоединяется к 4 шпилькам блока цилиндров. Двигатель ГАЗ 23 Волга получился очень мощным для тех годов.
Система охлаждения
Она многим похожа и имеет наличие водяного насоса, вентилятора, радиатора охлаждения, жалюзи радиатора, водомасляного радиатора, радиатора отопителя и систему патрубков. Помпа стоит идентичная с «Чайкой».
Трансмиссия
ГАЗ-23 имеет отличительную коробку переключения скоростей от «Чайки». У первой есть управление режимами, из коробки виднеется наличие рычажка. Сама коробка установлена автоматического типа и является гидромеханической с тремя ступенями. Переключение осуществляется с помощью рычага на колонке руля.
Режим «Д» позволял переключать передачи в автоматическом режиме от 1-й до 3-й, смотря, какая скорость передвижения и степень нажатия на педаль тормоза. Чем с большим усилием нажимать на педаль газа, тем быстрее будет переключаться скорость с одной на другую.
Подвеска
Автомобиль специального значения получил независимую рычажно-пружинную, смонтированную на штампованной разъемной поперечине рамы из стали, подвеску, установленную впереди. Саму подвеску прикрепили к лонжеронам поддвигательной рамы 10 болтами.
Промеж поперечиной подвески и рамой установили шумоизолирующие прокладки из резины. Передняя подвеска получила наличие систем рычагов, которые вращаются на резьбовых шарнирах, витых цилиндрических пружин и амортизаторов двойного функционирования. Есть и наличие амортизаторов, какие установили вовнутрь пружин.
Установленная сзади подвеска имеет две продольные полуэллиптические рессоры, которые работают вместе с парой гидравлических рычажных амортизаторов двухстороннего действия. Специальный седан получил десятилистовые рессоры, толщина каких составляет 6.5 мм.
Тормозная система
Система тормозов представлена простыми барабанными механизмами. Из-за повышенной массы автомобиля и его динамических характеристик были сделаны небольшие улучшения колодок и самих тормозных барабанов.
Число мест | 5 |
Габаритные размеры | |
Длина | 4810 мм |
Ширина | 1800 мм |
Высота | 1650 мм |
База | 2700 мм |
Колея передних колес (по грунту) | 1410 мм |
Колея задних колес | 1420 мм |
Радиус поворота | 6,3 м |
Вес снаряженного автомобиля | 1860 кг |
Наибольшая скорость | 160 км/ч |
Двигатель | |
Тип | бензиновый четырехтактный карбюраторный |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно |
Диаметр цилиндров | 100 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Рабочий объем | 5,53 л |
Степень сжатия | 8,5 |
Мощность максимальная при 4400 об/мин | 195 л. с. |
Трансмиссия | |
Коробка передач | планетарная трехступенчатая с автоматическим переключением передач и рычажным выключением |
Передаточные числа: | |
первая передача | 2.84 |
вторая передача | 1.62 |
третья передача | 1.00 |
задний ход | 2.00 |
Карданная передача | открытого типа, имеет два вала с промежуточной опорой и три кардана с игольчатыми подшипниками |
Главная передача | коническая гипоидная, передаточное число 3.38 |
ГАЗ-24 “ВОЛГА”: авто ручной сборки
Об этой машине ходят легенды, и она по праву занимает 1 место ТОП-секретных машин КГБ. Модель была похожа на стандарт ГАЗ-24, а вот начинку взяли у секретной машины и дополнили мощными узлами. Мотор на 8 цилиндров поддерживал 105 л.с., стандартная скорость в инструкции составляла всего 160 км/ч, но при особой нужде шофер разгонял «ласточку» до 180 км/ч.
ГАЗ-24 ВОЛГА – автомобиль ручной сборки
Все модели авто действительно собирались только вручную, поэтому все экземпляры различались деталями. Некоторые салоны обшивали велюром, плюшем, дополняли кондиционером.
Многие специалисты полагают, что возможности ГАЗ-24 “ВОЛГА” не открыты до сих пор. Секретные архивы КГБ не спешат открывать тайны, а нам остается только гадать, ведь именно эти “ВОЛГИ” использовали самые высокие партийные «шишки», тем более что примерное количество машин составляет 1000 единиц.
ЗАЗ-966: мощный мотор и легкий кузов
Эту неказистую, на первый взгляд, машину, называли «турбо-кирпич». Название авто получило от постоянного участника гонок, товарища Кирпичникова. Гонщик с огромным опытом и стажем выступал на ЗАЗ-966, причем проигрывать Кирпичников вовсе не любил, поэтому свой “Запорожец” с мотором “Волги” он любовно усовершенствовал и довел ходовую часть практически до абсолюта.
Тот самый «турбо-кирпич», переживший время
Убойное сочетание мощного мотора и легкого кузова сделало свое дело – по скорости машина была «на голову» выше всех прочих моделей и с легкостью покоряла трассы вне зависимости от их сложности. Правительство не могло оставить в стороне такого изобретателя и заинтересовалось идеями тов. Кирпичникова. Итогом сотрудничества стали два «ложных» Запорожца, успешно использованных на нужды КГБ СССР.
Машины применяли для скрытого наблюдения, а чтобы было комфортно, модели оснастили парой радиаторов охлаждения, короткими глушителями. Мощности и скорости авто позавидуют и сегодняшние компактные суперкары – «турбо-кирпич» разгонялся до 150 км/ч.
ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013
ГАЗ-31013 в предсерийном варианте оформления кузова
В 1981 году параллельно с ГАЗ-24, Горьковский автозавод приступил к производству «номенклатурной» Волги ГАЗ-3102. От базовой модели она отличалась улучшенным экстерьером и интерьером. Модернизации подверглась ходовая часть, впервые в практике завода появились дисковые передние тормоза и тандемный вакуумный усилитель. Кроме того предусмотрев зоны деформации кузова и изменив расположение топливного бака, конструкторы улучшили пассивную безопасность автомобиля.
Чиновникам строгий ГАЗ-3102 очень понравился, так что появление «догонялки» на его основе было лишь делом времени. Первые 4 автомобиля под индексом ГАЗ-31012 собрали в 1985 году. По традиции от базовой машины — «Волга КГБ» отличалась усиленными кузовом, подвеской и тормозами. Донором силового агрегата послужил ГАЗ-14.
Помимо закамуфлированного под «ноль вторую» ГАЗ-31012, в 1988 году начался выпуск ГАЗ-31013. В отличие от собратьев этот автомобиль никак не скрывался и щеголял сдвоенными патрубками выхлопной системы и стандартным селектором АКПП.
Выпуск моделей 012 и 013 получился довольно ограниченным, до 1991 года собрали всего 136 автомобилей.
ГАЗ-M1
Служебный автомобиль НКВД ГАЗ-M1 и был тем самым пресловутым «черным воронком», на котором перевозили арестованных советских граждан. Впрочем, сами чекисты предпочитали именовать свою служебную машину более ласково — «Маруся». Гражданский ГАЗ-М1 мог комплектоваться двигателями объемом 3,6 (65 л. с.) и 3,9 л (95 лошадиных сил). Однако специально для НКВД была подготовлена «заряженная» версия автомобиля с мотором Ford V8. После начала войны некоторые «Маруси» лишились этого импортного агрегата, который после начала боевых действий начали переставлять на танки Т-60.
Кстати, ведомственный автомобиль не всегда красился в черный цвет — иногда сотрудники НКВД ездили и на «воронках» с бежевым кузовом. Кроме того, въезжающий во двор ГАЗ-M1 мог и не являться предвестником очередного ареста. До войны такой автомобиль в Москве также использовался и в качестве такси. Отличить машину извозчика от «черного воронка» можно было по другой окраске кузова и специальному фонарю над рамкой лобового стекла. Помимо этого, не стоит забывать, что ГАЗ-М1 стал настоящим героем войны, побывав на всех фронтах Второй мировой.
За рулем «догонялки»
Благодаря невероятной мощи под капотом еще никому не удалось с первого раза плавно тронуться с места. Из-за того, что при нажатии на педаль акселератора, после преодоления небольшого сопротивления, она неожиданно «проваливается». Любой новичок за рулем «догонялки» по неопытности сразу же оставляет свою подпись на асфальте в виде черного следа, к всеобщему недоумению окружающих. Но после приобретения некоторого опыта, задиристый норов ГАЗ-23 поддается укрощению. С тормозами проблем не возникает, все как у всех. Для удержания автомобиля во время кратких остановок в режиме «Д» достаточно правой ноги. В случае длительных стоянок имеет смысл удерживать машину нажатием на педаль тормоза левой ногой или включить нейтраль «Н». Переключение передач производится в автоматически в режиме «Д». Если трогание с места происходит плавно, переключение с первой передачи на вторую производится почти сразу после старта.
Движение на первой передаче совершенно не ощутимо, чуть позже, также незаметно происходит переход на третью. Когда педали акселератора придается незначительное усилие, то включение третьей передачи происходит уже при наборе скорости 15 км/час. Если с места производится «спортивный старт», то переключение передач производится на других скоростных режимах, что позволяет двигателю развить более высокие обороты. В режиме скоростного преследования переход со второй передачи на третью производится уже на 70 или 80 км/час. При управлении машиной в таком режиме во время переключения передач ощущаются рывки.
Во время проведения тест-драйва автомобиля ГАЗ-23 до набора скорости в 90 км/час — в салоне полная тишина. При наборе более высокой скорости появляется шум от встречного, наружного воздушного потока. При разгоне до 130 км/час в салон начинает немного просачиваться звук от работы мотора. Даже после набора 140 км/час чувствуется, что запаса мощности хватит еще намного. И только на скорости 150 км/час рокот мотора полностью заполняет салон, но не настолько, чтобы вызвать раздражение. При движении на высоких скоростях передок ГАЗ-23 не приподнимается над асфальтом, как у ГАЗ-21. Зато во время преодоления плавных перекатов проезжей части, задок автомобиля начинает подпрыгивать, чего не наблюдается на простой «Волге». Очевидно, такое происходит благодаря «весомому» двигателю и сказалась недоработка распределения нагрузки по осям. Напомним, что спецавтомобиль разрабатывался на базе серийной модели.
Mercedes 28/95
Первыми автомобилями спецслужбы обзавелись еще во времена Российской империи. Наряду с остальными ведомствами небольшое количество машин получило и Министерство внутренних дел. Порой автопарк сыщиков пополнялся весьма экзотичными моделями, такими как переделанный английский автомобиль Humber, копия французского Dion-Bouton или итальянский Diatto-Clе’ment.
По одной из версий, московским силовикам достался четырехдверный фаэтон Mercedes 28/95. Автомобиль оснащался атмосферным шестицилиндровым бензиновым двигателем, который работал совместно с шестиступенчатой коробкой передач. Впрочем, особой нужды у силовиков того времени в таком транспорте не было — сыщики и жандармы со своими поручениями могли справиться, передвигаясь пешком или наняв повозку.
ЗИС-115: легенда СССР
Эта модель открывает ТОП-5 машин и располагается на 5 месте. Модель внешне повторяла ЗИС-110, который любили все работники партаппарата.
Шикарный лимузин ЗИС-115 – легенда СССР
ЗИС-115 оснастили бронированным корпусом, каждую деталь машины маркировали индивидуальным номером – ни о каком угоне речи быть даже не могло. Авто принимали в условиях, приближенных к военным, и предварительно обстреливали. Многослойное стекло окна было толщиной в 0,75 см, а масса была такой большой, что подъемники дополняли гидравлическими домкратами. Всего машин было порядка 32 единиц, информация о точном количестве и распространении ЗИС-115 секретная. То есть официально машины и вовсе не существовало, архивы «похоронены» в недрах КГБ.
ГАЗ-М20Г
После войны автопарки силовых структур массово пополнили трофейные автомобили, а также американские машины, поставленные в СССР по лендлизу. Поэтому КГБ получил свой первый отечественный спецавтомобиль лишь в 1956 году. Это был особый ГАЗ-М20Г, который внешне ничем не отличался от стандартной «Победы». Однако спецмодификация для чекистов оснащалась шестицилиндровым двигателем ГАЗ-12 ЗИМ объемом 3,5 л и мощностью 90 л. с. вместо обычного 50-сильного. Такая «Победа» могла набрать сотню всего за 30 с и разгонялась до 132 км в час. Также в распоряжении силовиков того времени были средства радиосвязи и специальное звуковое оборудование. Еще одна особенность ведомственного ГАЗ-М20Г — открывающийся изнутри багажник. По легенде, его можно было использовать в качестве бойницы для обстрела преследователей.
Все машины для КГБ собирались вручную после специального запроса из ведомства. Если машины по разным причинам покидали гараж ведомства, все спецоборудование демонтировалось. Историки считают, что всего было выпущено около 100 специальных «Побед», а до наших времен сохранилось всего несколько экземпляров таких автомобилей.
Подводим итоги
В целом, автомобиль в кузове седан ГАЗ-23 не сильно-то и отличался от предшественника – ГАЗ-21. Разве что технической начинкой, для чего его и создавали. А так, внешних отличий очень мало, и только знатоки смогут отличить машины.
Седан создавали для силовых структур, чтобы их машины во время погони за нарушителями могли превосходить их транспортные средства, что повышало бы шанс догнать их. Даже сегодня подобный силовой агрегат выглядит очень мощным, а что можно сказать о прошлом веке, когда появился данный автомобиль?
Первую сотню специальный седан преодолевал всего за 16 секунд, а максимальная скорость составляла 160 км/ч. Конечно, мотор потребляет слишком много топлива, но в те времена подобной проблемы просто не существовало. ГАЗ-23 получился модернизированным, красивым и мощным.
Внутри было удобно сидеть, а автоматическая коробка помогала плавно набирать скорость. Но стоит заметить, что сегодня не многие знают о существовании подобной модели, поэтому надеемся, что наша статья помогла Вам хоть немного познакомиться с ней.