Разработки советских инженеров, которые так и не вышли в серийное производство

Ядерный бомбардировщик Ту-95ЛА

Гонка вооружений между США и Советским Союзом не заканчивалась на ракетах и космических кораблях. Во времена «холодной войны» гонка вооружений распространилась и на экспериментальные самолеты, которые, по сути, не имели практического применения. 

Так, наша страна в ответ на разрабатываемый США атомный бомбардировщик Convair NB-36H Crusader решила создать отечественный самолет Ту-95ЛА. Эта модификация самолета предназначалась для транспортировки ядерных боеприпасов. Самолет обеспечивал транспортировку первых серийных российских ядерных бомб РДС-3, РДС-4 и термоядерных бомб типа РДС-6С (РДС-37). Позднее самолет перевозил более совершенные бомбы новых поколений. 

УАЗ 3170 — перспективный внедорожник без будущего

Автомобили корпорации УАЗ получили просто невероятные возможности развиваться в конце 1980-х годов. Тогда было финансирование, перебирали моделями и вариантами использования средств. Но сегодня, к сожалению, приходится только вспоминать о былой славе. УАЗ 3170 в виде прототипа конца 80-х напоминает Pajero от Mitsubishi, который появился несколько позже.

Из этого можно сделать вывод, что русские инженеры и дизайнеры имели шанс предвосхитить развитие сферы внедорожников в России и получить реальное увеличение производственных мощностей и продаж. Но всем известное событие начала 1990-х лет убило эту перспективу

Предлагаем посмотреть фрагменты испытаний данной линейки на следующем видео:

№ 8 — Сахалинский тоннель

То, что успели построить: Сахалинский тоннель

Этот тоннель протяженностью 10 км начали строить в начале 50-х и планировали закончить работы в 1953 году, а в 1955 уже ввести в эксплуатацию. То есть в планах было завершить строительство тоннеля в очень сжатые сроки. В работах принимали участие около 27000 человек (заключенные и рабочие). Тоннель представлял собой переход от мыса Лазарева до мыса Погиби. Он бы позволил также соединить Транссибирскую магистраль с Японией. На мысе Лазарева успели прорыть ствол шахты и создать недалеко от берега небольшой искусственный остров. Строительство было прекращено из-за смерти Сталина. 

В 2018 году, кстати, рассматривали возведение аналога Сахалинского тоннеля — моста. Но окончательное решение в то время принято не было. Через год было все же решено построить мост между островом и материком.

Сахалинский тоннель: схема

7.

Подлодка для туристов
В 1990 году в СССР построили небольшую подводную лодку для туристических экскурсий «Нептун». Лодка проекта «Ихтиандр» была разработана в КБ «Рубин». Её корпус был изготовлен из легированной стали и имел длину 28 метров, ширину — четыре метра. Обзор обеспечивали 22 иллюминатора. Лодка имела серьёзные ограничения — погружаться в море она могла лишь в том случае, если волнение было менее двух баллов, а температура воздуха — выше нуля и ниже +35 градусов.

Уже после падения СССР лодку доставили на остров Антигуа в Карибском море, где планировалось отбить вложенные в проект миллионы, совершая по семь экскурсий в день три года подряд. Но проект не задался: местные спасатели решили, что лодка не отвечает правилам безопасности, и её запретили эксплуатировать.

«Нептун» был оттранспортирован в Северодвинск, где долгое время ржавел у причала. Поговаривали, что к отстранению подлодки от погружений была причастна американская компания Atlantis, ведь «Нептун» был прямым конкурентом её продукции.

Наука и технологии
25 августа, 2021
984 просмотра

«Царь-бомба»

30 октября 1961 года Советский Союз провел ядерные испытания, в рамках которых было взорвано самое мощное и разрушительное оружие из всех когда-либо созданных человечеством. Это была водородная бомба AN602, получившая прозвище «Царь-бомба». Мощность взрыва составила от 50 до 60 мегатонн. Это эквивалентно более чем 1500 бомбам, сброшенным на Хиросиму и Нагасаки.

Также мощность «Царь-бомбы» в 10 раз превышала общую мощность всех взрывчатых веществ, используемых во Второй мировой войне. Во время испытания «Царь-бомбы» были полностью уничтожены близлежащие деревни (были предварительно эвакуированы). Также от взрыва на расстоянии 100 километров начались пожары. В том числе даже на расстоянии 1126 км в зданиях вылетели окна. Бомба была протестирована всего один раз.  

Мозговое радио Кажинского

В 1923 году ученый Бернард Кажинский предложил схему прибора, превращающего импульсы головного мозга в звуковые сигналы. Он считал, что человеческий мозг способен излучать и воспринимать радиоволны.

Опыты проводились над животными цирка Владимира Дурова. С помощью прибора Кажинский смог передать собаке приказ зайти в комнату и взять определенную книгу. Однако после эксперимента подопытные отказывались выполнять команды дрессировщика.

Они устранили Кажинского и перепоручили проект группе других ученых. В результате им удалось создать аппарат, превративший армию из тысячи солдат в послушных роботов. Однако изготовление машины оказалось слишком затратным, поэтому запуск их массового производства так и не состоялся.

ЗИЛ 4102 — прототип крутого седана 1989 года

Время было тяжелое, но корпорация ЗИЛ работала в полную силу, выпуская автомобили для коммерческих задач, а также обновляя линейку так называемых «членовозов». Термин хоть и не однозначный, но происходит он от звания «член ЦККПСС», а не от других вариаций этого слова.

ЗИЛ 4102 задумывался именно таким «членовозом», но на самом деле авто вышло бы прекрасным конкурентов Mercedes тех времен. И если бы корпорация занялась производством в серию, то в 1990-х годах новые русские покупали бы далеко не Мерседесы, гоняясь за этим представителем отечественного автопрома. Но на проекте все и заглохло.

Волга — ГАЗ 3111 с попыткой улучшить ситуацию

Еще одним невоплотившимся проектом было обновление Волги, которая в 1990-х годах уже испытывала невероятные трудности с продажами. Корпорация ГАЗ активно вела работы и имела несколько прототипов для замены старой модели авто. ГАЗ 3111 — самый реальный претендент на выпуск автомобиля в серию. Это авто предлагало следующие особенности:

  • значительно измененный кузов, дизайн машины получил серьезнейшие изменения, которые могли бы привести машинку к успеху;
  • новый двигатель ЗМЗ с непосредственным впрыском должен был также перерасти в дизельный проект для легковушки;
  • также обещали производство автомобилей с передним и полным приводом, которые стали бы даже более популярными в России;
  • в салоне мало чего кардинально изменилось, так что говорить о потенциальном огромном успехе было слишком разное.

В 1998 году проект даже пошел в серию, запустившись в производство в малом количестве. Пробная партия начала продажи с огромной ценой, да и репутация ГАЗ на то время была не слишком предсказуемой. Вот такие необычные особенности можно было высмотреть в прототипе ГАЗ, который загубила чрезмерная стоимость и отсутствие народного интереса.

Москвич 2141 — завершение жизни московского автомобильного бренда

В конце 1990-х годов Московский автозавод должен был либо свершить революцию, либо просто уйти с рынка навсегда. Случилось, как мы понимаем, второе, но этому предшествовала неплохая попытка создать более презентабельное авто, чем вы могли бы себе представить. Это Москвич 2141.

Корпорация создала очень достойную технику с хорошими характеристиками и неплохой задумкой. В длинном исполнении машинка даже обзавелась версией с полным приводом. Но проблема в том, что прототипы были собраны из бракованных запчастей, да и качество производства уже сильно страдало. Это было последнее, на что оказался способен легендарный Москвич.

№ 9 — Мост через Керченский пролив

Мост через Керченский пролив во времена СССР

Еще один проект, который не был полноценно реализован. Переправа через Керченский пролив была задумана еще при царе, Николае II. Но воплотить идею собирались уже в Советском Союзе. Удивительно, но изначально вел стройку Гитлер: по его инициативе и появилась первая переправа через пролив во время оккупации земель Крыма.

Когда эти территории были освобождены, Сталин решил построить мост длиной 4,5 км через пролив. Однако конструкция прожила всего год: ее повредил лед, пришедший из Азовского моря. Также выявилась масса ошибок в проектировании. Остатки моста разобрали, а стройку в то время так и не возобновили снова, хотя варианты переправы прорабатывались.

Сейчас существует Крымский мост, также называемый Керченским. Это транспортный переход через пролив, состоящий из автомобильного и железнодорожного мостов. Протяженность — 19 км. Это самый длинный мост из всех, когда-либо возведенных Россией. Таким образом идея все-таки была воплощена, но уже не в СССР.

Крымский мост: наши дни

ВАЗ-Э1101

Разработка этой модели началась в Тольятти еще до начала массового производства «Жигулей». В то время инженеры приступили разработке оригинальных модификаций переднеприводных автомобилей. Руководство автозавода поддержало инновационный подход к делу. Главным разработчиком модели ВАЗ-Э1101 стал Лев Мурашов. Над дизайном автомобиля работал Юрий Данилов. В итоге, в 1971 году была создана экспериментальная модель компактного трехдверного автомобиля с необычным дизайном. Инженеры укомплектовали его 0,8-литровым бензиновым двигателем, развивающим 50 лошадиных сил. 

ВАЗ-Э1101 имел четырехступенчатую механическую коробку передач. В ходе разработки ВАЗ-Э1101 получил негласное прозвище «чебурашка». Все шло, как по маслу. Автомобиль проходил испытания, по результатам которых его конструкция дорабатывалась. Однако в назначенные сроки ВАЗ-Э1101 так и не вышел в массовое производство. Причины такого резкого сворачивания выпуска до сих пор неизвестны. 

№ 6 — Терра-3

«Терра-3» в СССР

В советское время много думали и о безопасности страны. В 60-е годы планировалось построить «Терра-3» — стрельбово-лазерный комплекс. Это проект системы противокосмической и противоракетной обороны, который имел бы поражающий элемент на лучевой основе.

Работы по строительству «Терра-3» велись с 60-х на Балхашском полигоне. Но в 70-е ученые выяснили, что мощности имеющихся лазеров просто не хватит, чтобы сбивать ракеты, и реализация проекта сошла на нет. Успели смонтировать систему наведения. Полностью все работы были прекращены после распада Союза, а в конце 90-х часть объектов была уничтожена. То, что осталось, перешло на баланс органов туризма, частично было разворовано, а руины посещают туристы.

То, что осталось от «Терра-3»

Противотанковые собаки

Во время Второй мировой войны многие страны, чтобы получить преимущество на поле боя, использовали животных. Но это не новая идея. История войн уже с таким сталкивалась. Например, еще в конце 1300-х годов монгольские вожди использовали горящих верблюдов, чтобы победить врага на поле боя. И, что удивительно, это имело стратегический успех. Напомним, что верблюдов покрывали соломой, пропитанной маслом, поджигали и гнали в сторону врага.

Великая Отечественная война была еще одной попыткой вооружить животных с целью получения преимущества в военных действиях. Так, наше военное ведомство использовало специально обученных собак, задача которых была проходить с прикрепленными к ним минами под немецкими танками и активировать заряд. 

По некоторым данным, собаки уничтожили таким образом более 300 немецких танков. Тем не менее от четвероногих помощников решено было отказаться в связи с тем, что их трудно было заставить бежать в нужном направлении. Дело в том, что собаки уничтожали первый танк, который встречался им на пути. Конечно, на поле боя подобное недопустимо. И все-таки отважные собаки внесли свой неоценимый вклад в победу над фашизмом.

Экраноплан “Каспийский Морской Монстр”

Гонка вооружений заставляла СССР постоянно работать над созданием новых все более мощных орудий для убийства. Одним из таких проектов стало конструирование самого большого в мире ракетоносца-экраноплана «Лунь».

Его габариты потрясали воображение: размах крыла в 44 метра, 73,8 метров в длину и 380 тонн взлетной массы. Вполне естественно, что такая махина не осталась незамеченной американцами, которые смогли наблюдать за полетом ракетоносца из космоса.

Сейчас посмотреть на этого «монстра» можно в Дербенте. Ракетоносец разместили в парке «Патриот» в этом году, тогда как ранее он находился в Каспийской флотилии.

УАЗ Симба (3165) — проект для каждого россиянина

Если бы в свое время вместо Патриота на конвейер стала бы Симба, финансовые проблемы завода УАЗ были бы решены на долгие годы. Так считают не только эксперты, но и автомобилисты России. Симба — прекрасный концепт, который представлен в форме вэна, грузовичка и фургона. У машинки были такие особенности:

  • впрысковые двигатели уже в 1999 году, современная техническая база с определенной долей надежности и выносливости;
  • просто уникальная и универсальная форма кузова с огромными практическими преимуществами перед соперниками;
  • вполне актуальный дизайн, как для тех времен, очень хорошо выполненный интерьер с отлично продуманной планировкой;
  • грузовые возможности вэна были просто невероятные, это универсальная и очень нужная на российском рынке машинка даже сегодня.

Но проблема оказалась банально простой — завод со своими минимальными оборотами просто не потянул проект. 4 года компания повозила прототипы на выставки, поговорила про обещания и определенные модификации, а затем в 2003 году проект прикрыли до лучших времен. Кажется, что и сегодня немного перелицованная Симба была б к месту на рынке.

Персональный компьютер и первый советский ноутбук

Еще в 40-х годах ХХ века в СССР начали работы над электронными вычислительными машинами (ЭВМ). Первая рабочая машина была создана в Киеве группой советских инженеров под руководством Лебедева. Довольно долго ЭВМ использовали в основном на производстве, в профильных учебных заведениях и в НИИ. Только в начале 80-х у некоторых советских граждан стали появляться персональные компьютеры. Однако чаще всего это были не отечественные машины, а Apple или IBM.

Разработкой персональных компьютеров занимались многие советские НИИ. «Электроника МС-1504» стал первым отечественным ноутбуком, который пошел в серийный выпуск в начале 90-х годов. Об этой машине, весом 3,5кг, можно сказать, что она имела 16-битный процессор и 640кбайт оперативной памяти. Разрешение экрана – 640х200.

Интересный факт: первый прототип современной микроволновой печки появился в СССР еще в 1941г., но начавшаяся война помешала, как дальнейшим разработкам этого направления, так и внедрению этого устройства в серийное производство. Только в 1978 году советские микроволновки начали выпускать с конвейера, однако широкой популярности у пользователей они не нашли из-за высокой цены (350 рублей).

3.

Лазерные технологии
Начиная с 1950-х годов СССР начал разрабатывать системы применения лазеров. Результатом программ стало проявление летающей экспериментальной лаборатории А-60 на базе самолёта Ил-76. У самолёта были две функции — научная и военная. Он предназначался для исследования распространения лазерных лучей в атмосфере и для подавления разведки врага. В носовой части самолёта на месте метеорадара был установлен лазер наведения, а основной боевой лазер скрывался за защитными створками в специальной башне. Для снабжения лазера энергией были установлены турбогенераторы. Первый полёт лаборатории состоялся в 1981 году, но самолёт сгорел во время испытаний в 1991 году. В настоящее время в России ведутся разработки нового проекта с использованием лазера — «1А2».

В 1983 году на вооружение Советской армии поступил лазерный самоходный комплекс «Сангвин», который должен был бороться с самолётами противника, поражая их оптико-электронные приборы. Боевые лазеры устанавливали на кораблях и даже на вертолётах. Вершиной инженерной мысли стал наземный противокосмический комплекс «Терра-3», который должен был сбивать баллистические ракеты противника.

Не обошлось и без стрелкового лазерного оружия. В 1984 году советским учёным удалось разработать пистолет для космонавтов. Он должен был работать в вакууме и ослеплять противника.

Но настоящим апогеем лазерных технологий в СССР стал орбитальный комплекс «Скиф», способный наносить оптике противника невосполнимый урон. К несчастью, этот комплекс так и не смогли запустить в космос. В 1987 году при запуске ракета-носитель «Энергия» упала в Тихий океан вместе с динамическим макетом комплекса.

5.

«Летающий» автомобиль
В 1962 году в СССР был изобретён «летающий» автомобиль ГАЗ-16. Официально он назывался автомобилем «повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой». Автомобиль был разработан на Горьковском заводе под руководством конструктора Алексея Смолина при участии инженеров авиазавода им. Орджоникидзе и центра НАМИ.

По сути, это был универсальный автомобиль, сочетающий в себе качества обычной машины и судна на воздушной подушке. Он был сконструирован на автомобильном шасси с волговской подвеской и с двигателем от «Чайки», выдающим 195 л.с., и мог развивать 170 км/час на шоссе. Воздушная подушка приподнимала авто над дорогой на 150 мм. При движении над водой машина создавала сильный туман.

Нагнетание воздуха под днище автомобиля производилось как вентиляторами, так и маршевыми винтами газотурбинного двигателя от вертолёта Ми-2, мощность которого составляла 394 л.с. Фрагменты автомобиля и сейчас хранятся в музее Горьковского автозавода.

ВАЗ 2151 — еще один несостоявшийся Жигуль

Еще один крайне увлекательный проект — универсал ВАЗ 2151. Он должен был заменить «Четверку» и стать новым культовым воплощением классики. Привлекательная внешность была создана в 2002 году еще без продажи большинства акций завода заграничным инвесторам. И это демонстрирует способность корпорации на определенные смелые решения.

Машинка оказалась намного современнее Классики, стала надеждой компании, но уже через год после начала активных работ с автомобилем завод испытал крупнейший кризис в истории, и вопрос с производством ВАЗ 2151 остался нерешенным. По сей день концепт остается довольно привлекательным продолжением линейки ВАЗ.

Танк «Штопор»

Во времена «холодной войны» военные инженеры искали способ переброски войск по непроходимым дорогам. Затем российские конструкторы наткнулись на идею зарубежных инженеров использовать для этих целей специальный приводной винт, выполненный в виде штопора. В итоге на свет появился мини-танк, который прозвали «Штопор». 

Во время испытаний танк показал потрясающую проходимость по бездорожью. Однако подобное транспортное средство совершенно бесполезно на обычных дорогах или плоской и твердой почве. Также этот танк мог двигаться только вперед и назад и не мог поворачиваться. В том числе танк был невероятно медленным и ненадежным. Тем не менее он вошел в малую серию и поставлялся для нужд армии в арктических районах, где подобное транспортное средство действительно полезно. 

2.

Летающая подводная лодка
В 1930-х годах Иосиф Сталин, возлагавший надежды на создание мощного военно-морского флота, приказал воплотить в жизнь проект летающей подводной лодки военного инженера Бориса Ушакова.

В 1934 году Ушаков разработал и представил начальству проект мощного гидросамолёта, способного погружаться под воду и наблюдать за обстановкой через перископ. Проект передали в Научно-исследовательский военный комитет. Но, к сожалению, технологии СССР 1937 года не были настолько передовыми, и техническое воплощение летающей подводной лодки застопорилось. Споры между Ушаковым и военными чиновниками привели к тому, что инженер решил сам найти средства для постройки гидроплана. Он считал, что его проект просто необходим ВМФ СССР.

С его помощью можно было без проблем преодолевать минные поля, скрытно подходить к городам противника и производить разведку с воздуха. Всего три подлодки Ушакова нужны были, чтобы создать заслон кораблям противника на рубеже 10 километров. Гидросамолёт был оснащён отдельными отсеками для двигателей, жилым помещением и отсеком для гребного электродвигателя. Но в 1938 году военная комиссия хотя и признала, что проект реализовать можно, но всё же закрыла его. Официальной причиной стала низкая скорость передвижения самолёта под водой.

Лазерный танк 1К17 «Сжатие»

Но из всей техники, которую мы вам представили, наиболее поразительным является секретный дорогой танк 1К17 «Сжатие», оснащенный лазерами. Эта машина была разработана в конце 1980-х годов в качестве мобильной военной лазерной установки, предназначенной во время боевых действий для уничтожения оптического электрооборудования на самолетах, транспортных средствах и ракетах противника.

Наши власти в те годы делали большую ставку на этот танк с лазерными установками. Это был один из самых секретных военных объектов, разрабатываемых нашей страной. Тем не менее нашим спецслужбам не удалось удержать в секрете этот проект. В итоге рабочие рисунки лазерного танка попали на Запад. 

Главное в танке, конечно, лазер, работа которого зависела от 30 килограммов дорогих искусственных рубинов, необходимых для фокусировки. Сами понимаете, что, несмотря на применение искусственных рубинов, стоимость лазерного танка была невероятной. Естественно, по этой причине массовое серийное производство танка с лазерным оружием на борту было невозможно. 

Система частично-орбитального бомбометания

В 1960-е годы наша страна разработала программу «Система частично-орбитального бомбометания». Это были специальные ракеты, которые выходили на низкую околоземную орбиту, а затем поражали объект на Земле. Траектория полета ракеты не позволяла противнику вычислить точку прицеливания. Теоретически ракета в полете могла поразить цель в любой момент.

В 1967 году наша страна подписала договор о космосе, в котором обязалась не размещать ядерное оружие на околоземной орбите. Правда, это обязательство не коснулось доставки самого оружия на орбиту. Так что теоретически вместо ядерного заряда наша страна вправе была в этом комплексе использовать доставку на орбиту других видов оружия. В рамках этой программы было разработано три проекта. Один проект – 8К69 – был введен в эксплуатацию. Всего было создано 18 пусковых установок. 

Планшетный микрокомпьютер

Еще в 80-х годах минувшего века на Западе и в СССР стали появлятся прототипы современных планшетов. В 1986г. завод «Электроника» выпустил лимитированную партию микрокомпьютеров «Электроника МК-90». Такие устройства не имели сенсорных экранов, так что набирать текст нужно было на обычной мини-клавиатуре, встроенной рядом с экраном. Устройство имело такие параметры: оперативная память 16 кбайт, а постоянная – 32 кбайт.

Пользователи тогда не были готовы к таким устройствам, и большой популярности карманные компьютеры тогда не снискали. Помимо этого, «Электроника МК-90» стоила баснословно дорого: 3500 рублей, что составляло годовой заработок советского инженера.

№ 3 — База «Звезда» на Луне

Каким представлялся проект «Звезда»

Именно советский человек первым отправился в космос, потому не удивительно, что ряд грандиозных проектов советских ученых и архитекторов планировалось не ограничивать масштабами Земли, а реализовать на других планетах и космических спутниках. Первая советская космическая база «Звезда» должна была появиться прямо на поверхности Луны. 

Это был бы беспилотный модуль, питаемый ядерным реактором. Внутри как в небольшом городке находились бы автоматизированные исследовательские аппараты. Они бы помогли детально изучить поверхность спутника Земли. А затем планировалось создать и жилые зоны прямо внутри главного беспилотного модуля. Постепенно, передвигаясь по поверхности Луны, удалось бы узнать все тайны спутника.

От реализации идеи отказались: слишком дорого. Проект требовал огромную сумму в размере 50 млрд рублей. Во время его разработки шла «холодная» война, и государство не могло быть настолько расточительным в тот период времени.

Лучшие российские военные изобретения.

Кто-то ругает нашу страну за отсутствие собственных технологий в мире электроники. Кому-то не нравится, что мы не умеем делать iPhone. Есть те, которые недовольны отечественными автомобилями. Так что, нашей стране нечем похвастаться перед миром?

На самом деле есть. Ведь когда речь идет о танках, самолетах, пушках и т. п., то наша страна традиционно впереди планеты всей. Особенно это касается различных военных технологий. Давайте вспомним о самых смелых, неординарных и невероятных российских военных изобретениях, которые удивили и даже напугали весь мир.

Все мы знаем, что перед серийным выпуском любого транспортного средства требуется тщательная разработка и множество экспериментов над концептами. Это же касается и военной техники. Правда, в отличие от обычных гражданских автомобилей военная техника требует от конструкторов более кропотливой работы. Именно поэтому при разработке военных машин необходимы неортодоксальные концепции. Но и этого мало.

Для того чтобы создать поистине невероятную военную машину, нужно уметь воплощать в жизнь самые безумные идеи. С этим у нас, как вы знаете, нет проблем. В нашей стране никогда не было недостатка в неординарных конструкторах и инженерах. В итоге в ХХ веке наша страна создала множество странных огромных танков, самолетов, кораблей, поездов, подводных лодок и оружия. 

Примечательно, что российские военные инженеры всегда любили создавать летающую технику. Именно поэтому в нашей стране были построены летающие танки, летающие подводные лодки, летающие корабли и т. д.

Многие военные проекты, к сожалению, так и не получили своего продолжения, оставшись только в стадии разработки. Хотя некоторые изобретения можно было увидеть в действии во время Великой Отечественной войны. И это неудивительно. Ведь когда нашему народу угрожает опасность, мы традиционно объединяемся и начинаем удивлять весь мир. Так получилось и в период Второй мировой войны. Ведь именно в те годы наши военные инженеры создали множество удивительных военных технологий и техники. 

Но, увы, на сегодняшний день многие невероятные изобретения забыты. К счастью, не все. 

Давайте вспомним о самых невероятных российских военных изобретениях ХХ века. 

Воздушный авианосец: Проект «Звено»

Речь идет о воздушном судне, несущем на себе (внутри – на борту либо снаружи – на внешней подвеске) другую авиатехнику. Вам кажется, что мы говорим о каком-то фантастическом фильме? На самом деле нет. Был в нашей стране и такой проект, который получил название «Звено». 

Он предполагал перевозку небольших самолетов более крупным авианосцем. Это позволяло увеличить радиус действия военной авиации.

В рамках проекта «Звено» было построено 10 самолетов на базе огромных бомбардировщиков ТБ-3. Экспериментальные авианосцы были предназначены для перевозки самолетов малых размеров, которые могли стартовать прямо с авианосца. 

Примечательно, что эти авианосцы совершили около 30 боевых вылетов на раннем этапе Второй мировой войны.

Киборг — человека и робота

О проекте по созданию киборгов в СССР до сих пор известно крайне мало. По словам Юрия Воробьевского, которому удалось посмотреть учебное видео для закрытых лабораторий, ученые собирали из частей тела раненых солдат некоего робота с титановыми суставами.

Подавая импульсы в определенные участки мозга, им удавалось заставить его двигаться. Вероятно, данные исследования не увенчались особым успехом, поскольку сейчас о них мало что известно.

Гонка вооружений заставила СССР бросить все усилия на создание невероятных орудий для убийств. Почти все эксперименты были строго засекречены и простые люди о них ничего не знали. Не исключено что что-то подобное происходит и сейчас, но узнаем мы об этом не так скоро, как хотелось бы.

Тяжелый танк Т-42

В довоенные годы в мире наблюдалась бешеная гонка танковых вооружений. Каждая страна старалась сделать самые большие и мощные супертанки. Не стала исключением и наша страна. В 1931 году под руководством немецкого инженера Эдварда Гротта в конструкторском бюро завода «Большевик» был разработан супертяжелый танк Т-42.

Танк Т-42 весил 100 тонн и вмещал в себя 14 членов экипажа.

Также этот «зверь» имел три башни с различными тяжелыми и легкими пушками. К сожалению, для такого тяжелого танка требовался какой-то особо мощный двигатель, который так и не был изобретен. С существующими же тогда моторами Т-42 был слишком медленным, что, естественно, потенциально делало его уязвимым на любом поле боя. Так что этот танк так и не стал реальным, оставшись только в виде проекта. 

АЗЛК Истра

Данный проект действительно уникальный даже для современности. Однако именно этот автомобиль так и не вышел в продажу. До наших дней дошло всего несколько проектных экземпляров, которые хранятся в качестве экспонатов на опустевшем, некогда популярном заводе АЗЛК.

Передовая автоматическая коробка передач, электронный бортовой компьютер, выезжающая вверх единая дверь, ультрасовременный салон, приборы ночного видения и хороший кондиционер – все это было упаковано в стильный дюралевый кузов.


Эта машина даже сейчас кажется какой-то космической

Начинкой машины являлся дизельный двигатель, потребляющий малое количество топлива и работающий на рапсовом масле.

№ 2 — Главный Туркменский канал

Канал Туркменский

Еще один проект, который позволил бы спасти засушливые районы, но в Туркмении. Его реализация дала бы возможность увеличить площади посевов хлопка, а также организовать судоходство между Амударьей и Волгой. Длина запланированного канала — 1,2 км, глубина — 7 м, ширина — 100 м. Заодно создали бы и ирригационные каналы (около 10 тысяч км протяженностью в целом), 2000 единиц водоемов и сразу три ГЭС. Примерно 25% стока Амударьи хотели провести по высохшему руслу бывшей реки Узбоя.

Стройка началась в 1950 году. В ней участвовали и местные жители, и заключенные. Количество строителей в 1953 году достигло почти 7300 рабочих и 10 тысяч заключенных. Количество работающей на проекте техники измерялось тысячами единиц: например, самосвалов было около 5000. Огромное количество грузов, необходимых для реализации Туркменского канала, направлялось сюда со всего СССР.

К сожалению, строительство канала было остановлено после смерти Сталина. Инициатор прекращения работ — Берия. Затем определенные расчеты показали, что проект нерентабельный, и его вовсе закрыли. На момент полного окончания работ на строительство Туркменского канала уже было потрачено более 21 млрд рублей, в переводе на современные рубли — 2,73 трлн.

Туркменский канал на почтовой марке

Теория для практики

Работы по новой теме стартовали в 1934 г. и выполнялись автомобильной кафедрой Военной академии механизации и моторизации Красной Армии (ВАММ РККА) по инициативе А. О. Никитина. К исследованиям привлекались другие организации, имевшие необходимую научно-техническую базу.

К тому времени легковые автомобили развили скорости до 100-110 км/ч, чему способствовало применение новых конструкций шасси, более мощных двигателей и т.д. Зарубежный опыт показывал, что дополнительный прирост характеристик можно получить за счет совершенствования кузова автомобиля и сокращения сопротивления воздуха.

Варианты моделей для продувки в аэродинамической трубе. 1 — серийный ГАЗ-А; 2 — будущий опытный образец; 3,4,5 — другие варианты аэродинамических компоновок. Графика журнала «Мотор»

Исследования в ВАММ начались с теоретической проработки имеющихся вопросов и поиска оптимальных решений. Удалось найти основные идеи, способствующие улучшению характеристик. В то же время, их можно было комбинировать разными способами и получать отличающиеся результаты.

А. Никитин с коллегами проработали четыре варианта обтекаемого кузова и собрали соответ­ст­вующие масштабные модели для продувки в аэродинамической трубе Московского авиационного института. Вместе с ними планировалось испытать модель машины ГАЗ-А с исходным кузовом типа «фаэтон». Четыре тестовые модели имели значительное сходство, но отличались формами разных агрегатов, а соответственно и характеристиками.

Испытания показали резкое сокращение коэффициента сопротивления воздуха при прямом обдуве модели. Для разных моделей он составлял 31–66 проц. от характеристики исходного автомобиля. Также проводились исследования с боковым ветром, показавшие явные преимущества новых кузовов.

Испытания модели ГАЗ-А в аэродинамической трубе. Фото журнала «Мотор»

Подробные результаты расчетов и испытаний были опубликованы в журнале «Мотор», №2 за 1935 г. Автором статьи «Обтекаемый автомобиль на шасси ГАЗ-А» был сам А. Никитин.

ЗИЛ-4102

Когда был создан автомобиль ЗИЛ-4102, то посчитали, что он должен стать прямым преемником знаменитого лимузина ЗИЛ(а), который использовался в течение многих лет Государственными слугами и высшими лицами Коммунистической партии СССР.

ЗИЛ-4102 оснащался передним приводом а также имел элементы кузова из углеволокна, а именно: -панель крыши, крышка багажника, капот и бампера.

В 1988 году было построено два прототипа авто. Изначально было запланировано, что данная модель будет оснащаться тремя видами двигателей, т.е., 4,5-литровым V6, 6,0-литровым V8 бензиновыми моторами и 7,0-литровым дизельным агрегатом, а так же имел электрические стеклоподъемники, десять аудио динамиков, CD-плеер, бортовой компьютер и белый кожаный салон.

Подводим итоги

Существуют тысячи прекрасный концептуальных автомобилей во всем мире, которые кажутся идеальным решением для покупателя. Но на самом деле, многие внешние факторы влияют на выпуск и серийное производство транспортного средства. Существуют десятки особенностей, которые стоит учитывать в данном смысле. Для каждого завода есть свои сложности в изготовлении транспортных средств. Бюджеты на производство огромные, поэтому каждая модель проходит множество стадий испытаний и планирования. Иначе экономическое существование компании будет невозможным по определению.

Поэтому многие визуально прекрасные концепты не находят своего потенциального покупателя. Иногда корпорации не рискуют запускать смелые проекты, потенциальную продажу которых очень сложно определить. Только сегодня АвтоВАЗ начинает активно запускать новые автомобили в серию, а другие концерны стали сборочными конвейерами для многих европейских, японских и корейских компаний. Такая судьба явно не способствует развитию отечественного производства автомобилей. А какие неотправленные в серию автомобили вам кажутся наиболее перспективными?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: