Трактор дт-54

Ходовая часть

По сравнению с предшествующими моделями, ДТ54 получил модернизированную ходовую часть. Она состоит из:

  • Двух траков;
  • Две ведущие звездочки;
  • Направляющие колеса;
  • Поддерживающие ролики;
  • Предохраняющие накладки.

Гусеницы состоят из звеньев, соединенных между собой при помощи пальцев. Составляющие гусениц изготовлены из стали высокого качества. Это увеличивает ресурс траков.

Гусеничные ленты приводятся в действие ведущими звездочками. Для предотвращения провисания верхней части гусеницы предусмотрены поддерживающие ролики. Натяжение траков осуществляется направляющими колесами.

Для предотвращения трения траков о картер, производитель устанавливает предохранительные накладки. Одновременно с защитой картера они являются направляющими для гусеничной ленты.

Отличительной особенностью ДТ54 от предшествующих моделей тракторов является то, что все подшипники ходовой части закрыты крышками. Они предотвращают вытекание смазки и попадание пыли во время работы механизма. Некоторые пылезащитные крышки имеют места для установки тавотниц. Это позволяет осуществлять смазку узла, не демонтируя защитную крышку.

Устройство

Трактор ДТ-54 имеет классическую компоновку с расположенным впереди двигателем, задним расположением трансмиссии и кабиной над ней. Стандартные гусеницы могут быть заменены на более широкие для применения в заболоченной местности.

Фото трактора ДТ-54

Двигатель

В тракторе применяется дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-54, блок цилиндров и головка блока выполнены из чугуна, смесеобразование – вихрекамерное. После модернизации, при которой стали использоваться поршни из алюминиевого сплава, уменьшились значения угла опережения подачи топлива и начал использоваться генератор Г-46В переменного тока мощностью 180 Вт, двигатель получил обозначение Д-54А.

Для крепления на раму трактора двигатель имеет 3 опоры. Передняя, закрепляемая на переднем брусе рамы, является шарнирной, что позволяет компенсировать возможные перекосы рамы трактора во время движения и предотвратить поломку опор. С 1952 г. двигатель начал комплектоваться счетчиком моточасов.
Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель ПД-10 (впоследствии – модернизированная версия ПД-10М) мощностью 10 л.с.

Трансмиссия

Установленная 5-ступенчатая КПП может быть дооснащена ходоуменьшителем с передаточными числами 6.79 и 2.20, позволяющим трактору двигаться со скоростями, начиная с 0.53 км/час. Используется сухое однодисковое сцепление, вал муфты вращается на 2-х шарикоподшипниках.

Задний мост, выполненный в отдельном от КПП корпусе, позволяет раздельно управлять муфтами поворота и тормозами. Он состоит из 3-х отсеков, в среднем расположена центральная передача. В боковых отсеках находятся сухие фрикционные многодисковые муфты поворота.

Такая конструкция облегчает регулировки и увеличивает интервалы между ними, а также упрощает управление трактором. Следует сказать, что разделенный на отсеки задний мост начал устанавливаться на ДТ-54 только в 1956 году.

Ходовая

Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.

Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление. В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.

Кабина

На тракторе ДТ-54 применялась закрытая двухместная кабина, оснащенная мягким сиденьем, органами управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начала оснащаться отопителем и питьевым бачком.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.

Схема трактора ДТ-54

Тракторы для сельхозработ

Тракторы, предназначенные для сельхозработ, имеют некоторые особенности, связанные с их эксплуатацией (например, необходимость обработки больших площадей, работа машин в различных погодных условиях). Именно поэтому сельскохозяйственные тракторы должны соответствовать ряду важных требований:

  • Возможности осуществления ремонтных работ в полевых условиях.
  • Возможности быстрой замены навесных или прицепных устройств.
  • Возможности бесперебойной работы совместно с некоторыми агрегатами как на повышенных, так и на малых скоростях.
  • Универсальности устройств, с помощью которых производится соединение трактора и навесного оборудования.

Для максимального соответствия всем предъявляемым требованиям сельскохозяйственные тракторы оснащаются двигателями с повышенным числом оборотов, многоступенчатыми КПП, подрессоренными подвесками, универсальными навесными системами (например, маятниковой, рычажной или рычажно-маятниковой), ходоуменьшителями.

Тракторная техника для сельхозработ, которая выпускалась в Советском Союзе, подразделялась на классы в зависимости от силы тяги на крюке. Например, трактор «Риони» — 0.2, трактор Т-25 – 0.6, Т-40 – 0.9, МТЗ-50 и 80 – 1.4, трактор Т-54С – 2.0, ДТ-75 – 3.0, Т-4А – 4.0, К-700 – 5.0, Т-130 – 6.0.

Тракторы для сельскохозяйственных работ подразделяются на два типа – общего назначения и пропашные.

Основные характеристики сельскохозяйственной техники

Основные показатели всех моделей и тяговый класс тракторов таблица ниже:

Устройство

Конструкция трактора состоит из расположенного в передней части силового агрегата, трансмиссии, размещенной сзади и кабины над ней. Коробка передач обладает пятью ступенями. Возможна установка уменьшителя хода, способствующая движению с малой скоростью. Сцепление однодисковое. Задний мост располагается независимо от коробки передач. Позволяет осуществлять контроль муфт поворота и тормозов по отдельности. Мост делится на три части. В средней части установлена основная передача. В отделениях сбоку располагаются поворотные муфты. Трактор производит движение гусеницами. Гусеничная лента перемещается за счет ведущего колеса. А также имеется направляющее колесо и два ролика для поддержки. Модели, выпущенные после 1956 года, оснащаются специальными накладками для гусеничной ленты для предупреждения соприкосновения с картером. Еще эти накладки играли роль направляющих.

Передовые решения

Характеристика трактора ДТ-54 будет неполной, если не указать на его технические особенности, которые на момент его производства были действительно передовыми. Так, в частности, в машине применили центробежный тип очистки масла с использованием для этого полостей шеек коленчатого вала. Такой подход позволил существенно увеличить срок безаварийной эксплуатации силовой установки. На самом же двигателе монтировали передовой фильтр для масла, оснащенный реактивной центрифугой. На пробке сливного отверстия картера стоял магнит, защищающий рабочую жидкость от металлических включений.

Габаритные размеры

  • Длина с прицепным устройством – 3,660 м.
  • Ширина – 1,865 м.
  • Высота – 2,30 м.
  • Дорожные просвет – 260 мм.
  • База (расстояние между осямикрайних опорных катков) – 1,622 м.
  • Колея (расстояние между серединами гусениц) – 1,435 м.
  • Удельное давление на почву – 0,41 кгс/см2.

Коробка передач трактора ДТ-54 была 6-ти ступенчатая, из которых пять передач для движения вперед и одна назад. Диапазон рабочих скоростей трактора варьировался от 3,5 до 8 км/ч. Тяговое усилие трактора составляло от 1000 до 2850 кг.

Кабина

На тракторе «ДТ-54» установлена закрытая двухместная кабина, оснащённая мягким сиденьем, минимальным набором органов управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начали также комплектовать отопителем и питьевым бачком ёмкостью 2,5 литра.

После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.

Естественно, ни о каком комфорте в кабине говорить не приходится. Тогда и понятия-то такого, применительно к технике, просто не было. Кабина хоть и закрытая, но не герметичная, и совершенно не защищена ни от шума, ни от вибрации, ни от пыли. К тому же, у трактора «ДТ-54» достаточно тяжёлое, особенно по нынешним меркам, управление рычагами и муфтой сцепления.

В кабине трактора «ДТ-54» и спинка сиденья на бак навешивалась, и при заправке солярка частенько попала под спинку, так как бак топливный был, фактически, вместо задней стенки кабины трактора.

Навесное оборудование

Стоит отметить, что данный трактор был разбит на несколько моделей, к которым прилагалось то или иное дополнительное навесное оборудование. Но в основном из этого оборудования трактор может использовать различные плуги как навесного, так и прицепного типа. Для эксплуатации трактора в сельском хозяйстве имеется следующий набор узлов дополнительного навесного оборудования:

  •  Различные плуги, такие как ПН-4-35, ПРН-4-35 и  ПБН-2-60.
  •  Агрегаты для культивирования почвы, а именно  КРН-3, КРН-5, КРН-3К и 3КПН-3В.
  •  Оборудование, предназначенное для кошения, а  именно КН-14.
  •  Оборудование, предназначенное для боронирования, а именно ЗБДН-2 и ЗРБН-3.
  •  Рассадочные агрегаты СРН-8.
  •  Машина, предназначенная для посадки деревьев  СЛН-1.
  •  Сельскохозяйственная машина, предназначенная для полива кормовых, овощных, зерновых и технических культур, которая также активно применяется в работе на лугах и пастбищах ДДА-100М.

Трактор ДТ-54 и его модификация ДТ-54А: устройство, технические характеристики, фото и видео

Время любит создавать легенды. Выбрав кандидатуру, оно потом слегка ретуширует ее недостатки, подчеркивает особенности и преимущества, окружает в итоге ореолом известности и всеобщего уважения.

Рассматриваемый трактор ДТ-54 и стал такой легендой советского машиностроения, продержавшись в производстве заслуженно долго, и еще дольше — в эксплуатации, т.к. и сейчас еще можно встретить эти машины, честно трудящиеся на полях.

Снялся этот трактор и во многих советских фильмах.

Первый ДТ-54 был выпущен в 1949 на Сталинградском тракторном заводе. Эта отечественная модель существенно превосходила все тракторы, выпускаемые до этого в стране, обеспечивая отличные характеристики, экономичность, простоту, надежность и ремонтопригодность конструкции.

В том же году выпуск начался и на Харьковском заводе. В 1952 году производством этой машины стал заниматься Алтайский тракторный завод, в начале 60-х годов оставшись единственным производителем этого трактора.

Эта модель пришла на смену трактору АСХТЗ-НАТИ, выпускавшегося с 1937 года. В отличие от предшественника, керосиновый двигатель был заменен на дизельный, полузакрытая кабина стала полностью закрытой, а впоследствии и отапливаемой.

Помимо этого множество передовых конструктивных изменений существенно улучшили характеристики машины.

Последний ДТ-54 сошел с конвейера в 1979 году. За все время был выпущен без малого миллион этих тракторов, ориентированных в первую очередь для применения в сельском хозяйстве для вспашки 4-х или 5-корпусным плугом, возможно использование различных навесных агрегатов и прицепного оборудования.

Ходовая

Рама трактора изготовлена из двух швеллерных балок с поперечинами и передним брусом. С каждой стороны используются по 2 подрессоренные каретки с балансирами, цилиндрическими пружинами и двумя опорными катками.

https://youtube.com/watch?v=FQC29nTMk2o

Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и 2 поддерживающих ролика.

Сама гусеница состоит из 41-го звена, имеющих цевочное зацепление.

В 1956 году стали применяться специальные накладки, выполняющие одновременно две функции: в качестве направляющих для гусеницы и для предотвращения трения ее о картер коробки передач.

История тракторов в СССР

По инициативе Ленина разработке и производству механизированной сельхозтехники было уделено особое внимание. Принцип единого тракторного хозяйства предполагал не только выпуск «железных коней», как называли трактора, но и комплекс мер по организации научно-исследовательской и испытательной базы, организации снабжения запчастями и ремонта, открытию курсов мастеров, инструкторов и трактористов

Первый трактор в СССР выпустил Коломенский завод в 1922 году. Руководителем проекта стал основоположник отечественной школы тракторостроения Е. Д. Львов. Колесная машина получила название «Коломенец-1» и символизировала начало новой эпохи на селе. Ленин, несмотря на тяжелую болезнь, лично поздравил конструкторов с успехом.

В этом же году в Кичкассе предприятие «Красный прогресс» произвело трактор «Запорожец». Модель была несовершенной. Ведущим было всего одно заднее колесо. Маломощный двухтактный мотор на 8,8 кВт разгонял «железного коня» до 3,4 км/час. Передача была только одна, передняя. Мощность на крючке – 4,4 кВт. Но и это транспортное средство значительно облегчало труд сельчан.

Не сидел без дела легендарный изобретатель Мамин. Он усовершенствовал свою дореволюционную конструкцию. В 1924 году трактора СССР пополнились моделями семейства «Карлик»:

  • Трехколесный «Карлик-1» с одной передачей и скоростью 3-4 км/час.
  • Четырехколесный «Карлик-2» с реверсом.

Трактор ДТ-74

Машина на гусеничном ходу, относится к тяговой категории 3,0 т, создана в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода на основе тракторов моделей ДТ-54А и Т-75. Производство трактора велось с 1962 по 1983 год заводами в Харькове (под маркой ХТЗ) и Рубцовске (под маркой АТЗ). Всего было изготовлено более 880 000 машин.

Особенностью трактора стало применение 4-цилиндрового дизеля СМД-14А с системой жидкостного охлаждения.

Усовершенствование процессов сгорания топлива позволило поднять мощность до 75 л.с. Мотор оснащался оригинальным воздухоочистителем с циклонной камерой, соединяющейся трубопроводом с выпускным коллектором. При работе двигателя поток выхлопных газов создавал разрежение, которое вытягивало из фильтра скапливающуюся пыль.

Технические характеристики трактора удалось повысить с применением механической 6-скоростной коробки передач и усиленной муфты сцепления, оснащенной 2 дисками. На коробке по заказу устанавливался ходоуменьшитель. Поздние трактора ДТ-74 стали оснащаться модернизированной коробкой, имеющей 1 передачу заднего хода вместо 2. Вал привода навесного оборудования имеет привод от муфты сцепления.

Описание габаритов и вес машины:

  • длина — 4 225 мм,
  • ширина — 1 845 мм,
  • высота — 2 325 мм,
  • вес снаряженный — 5 910 кг.

Гидравлическая система оснащалась расходным баком, установленным под крылом на правой стороне. На поздних выпусках использовался модернизированный механизм навески, укомплектованный телескопическими нижними тягами и верхним амортизатором. Навеска собиралась по 2 и 3-точечной схеме.

Модификации трактора

Трактор ДТ-54 сходил с конвейера в таких вариантах:

  • ДТ-54А-С1 – модель оборудовалась раздельной агрегатной гидравлической системой навесного типа и механизмом, дающим возможность закреплять орудия труда.
  • ДТ-54А-С2 – машина выпускалась со всеми агрегатами навесного исполнения, за исключением главного цилиндра и механизма, удерживающего вспомогательные орудия.
  • ДТ-54А-СЗ.
  • ДТ-54А-С4 – навесная система машины была полностью аналогична трактору ДТ-54А-С1, но отсутствовали выносные цилиндры. Именно этот вариант рекомендовали к использованию во всех областях Советского Союза.

Стоит заметить, что даже после того, как ДТ-54 перестали выпускать, трактор все же не прекратил свое существование. На его основе были разработаны такие известные модели, как Т-74, Т-75, ДТ-75. О степени популярности ДТ-54 можно легко судить, посмотрев многие советские фильмы. Трактор был участником съемок таких кинокартин: «Иван Бровкин на целине», «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», «Калина красная», «Первый парень».

Также трактор был установлен в качестве памятника во многих городах и селах России. Стоит транспортное средство на постаменте и во дворе Азово-Черноморской государственной аграрной академии. А в 1958 году Государственный банк республики Вьетнам принял решение поместить изображение машины на аверсе купюры номиналом 5 донгов.

Трактор ДТ- 54, технические характеристики которого приведены в статье, является достаточно мощной машиной. Его основные показатели таковы:

  • Конструктивная масса – 5400 кг.
  • Длина с прицепом – 3660 мм.
  • Высота – 2300 мм.
  • Ширина – 1865 мм.
  • Клиренс – 260 мм.
  • Расстояние между осевыми линиями середины гусениц – 1435 мм.
  • Показатель удельного давления на грунт – 0,41 кгс/см 2 .
  • Количество передач вперед – 5.
  • Число передач назад – 1.
  • Скорость перемещения вперёд – 3,59–7,9 км/ч.
  • Скорость езды назад – 2,43 км/ч.
  • Марка мотора – Д-54.
  • Емкость бака для горючего – 185 литров.
  • Расход топлива – 205 грамм на одну лошадиную силу мощности двигателя.

Это интересно: Обзор трактора ДТ-75 и его модификаций

Другие модели

Обозначение ДТ-15 имеет китайский малогабаритный колесный трактор, оснащенный одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 15 л.с. Мотор запускается электрическим стартером или вручную. Ручной пуск осуществляется пусковой рукояткой, которая используется для прокручивания коленчатого вала через храповик. Трансмиссия машины включает в себя 3-скоростную коробку с дополнительным демультипликатором. Ведущие колеса расположены сзади, дифференциал не оснащен блокировкой.

Для выполнения работ на уклонах выпускалась специальная гусеничная машина ДТ-57. Конструкция трактора позволяла работать на склонах с болотистым или скальным грунтом крутизной до 25°. Машина могла применяться в высокогорных районах, находящихся на высоте 2000 м. Дизель Д-54А оснащался модернизированным маслозаборником, который исключал масляное голодание мотора при движении трактора по склонам. Система охлаждения стала закрытой, что позволило избежать образования накипи.

На машине применены направляющие колеса увеличенного диаметра, оснащенные дополнительной рессорой продольного расположения. Кабина оператора оснащена 2 рабочими местами, установленными симметрично относительно органов управления. При работе трактора применялся реверсивный способ, который позволял избегать разворотов машины в конечных точках траектории движения.

Прицепное и навесное оборудование одинакового типа устанавливалось на передней и задней частях машины. Дублированная навесная система оборудована единой гидравлической сетью. В состав гидравлики включен предохранительный элемент, предотвращающий одновременное использование передней и задней навесок.

Под обозначением ДТ-35 подразумевается отечественный трактор пропашного типа, выпускавшийся на Липецком тракторном заводе до 1960 года. Машина имеет официальное название КД-35, модернизированные тракторы, выпускавшиеся с 1950 года, назывались КДП-35. Отличием доработанной машины стала измененная ходовая часть, получившая расширенную колею и узкие гусеничные ленты.

На машинах применялись 4-цилиндровые дизельные моторы моделей Д-35 и Д-40, развивавшие мощности 35 и 45 л.с. соответственно. В состав трансмиссии входила 5-скоростная коробка передач, оснащенная механическим приводом переключения. Ходовая часть оснащалась гусеницами с шириной звена 280 и 200 мм. Для работы с навесным оборудованием применена гидравлическая система с магистралями, выведенными на заднюю часть машины.

Видео обзор

Обзор работы трактора ДТ-54

Обзор культивации почвы трактором ДТ-54

Олег, 58 лет:

«С этого трактора началась моя трудовая деятельность. Машина выносливая, проходимая, с отличными тяговыми характеристиками — пятиконтурный плуг тащил на раз. Редко ломалась, быстро восстанавливалась, детали можно было переточить или снять с другого трактора. Зимой тяжело запускался, пускачу приходилось работать на полную катушку, пока дизель мало-мальски не прогреется.»

Михаил, 50 лет:

«В 90-е я приобрел ДТ-54 для частного использования, работал и отвалом, и плугом, лес тягал, вытаскивал машины из грязи. Трактор стал источником заработка. Помню дверца заедала, приходилось работать с открытой кабиной. Трактор был хороший, в обслуживании неприхотливый, ремонты проводил нечасто, но в условиях тракторной бригады — лебедка и все такое. Отслужил свое и с почетом ушел на пенсию.»

Легенда советский полей


В зависимости от завода изготовителя, кабина трактора имела различное исполнение дверей. На данном тракторе производства ХТЗ, установлены сдвижные двери

Серийное производство ДТ-54 первым осуществил Харьковский тракторный завод (ХТЗ) в августе 1949 года. Сталинградский завод припозднился на два месяца, а в Рубцовске (АТЗ) выпуск трактора организовали только в июне 1952 года. В народном хозяйстве трактор оценили по достоинству. По сравнению с предшественником ДТ-54 имел куда более высокие тягово-скоростные характеристики и при этом был на 30-40% экономичнее. Кроме того трактор получился легче и дешевле АСХТЗ-НАТИ. Как следствие себестоимость работ на ДТ-54 оценивалась ниже почти на 30%.

Среди трактористов и эксплуатационников новейший трактор завоевал большой авторитет. После устранения детских болезней к середине 1950-х, ДТ-54 считался самым надежным трактором СССР. Наработка его двигателя до капитального ремонта составляла около 4000 моточасов, что по тем временам являлось показателем очень приличным.


ДТ-54 в работе с плугом П 535-У

ДТ-54 являлся машиной крайне универсальной. На нем с равным успехом осуществлялась вспашка полей и мелиорация болот, строительство дорог и торфозаготовка. Вдобавок на базе 54-го было создано несколько модификаций, в том числе газогенераторная (ГБ-58), болотоходная (ДТ-55) и электрическая версии (ХТЗ-12). Трактор выпускался массово на всех трех заводах: на ХТЗ до 1961 года, на ВгТЗ (бывший СТЗ) до 1962 года, а на АТЗ вплоть до 1979 года. Всего за это время заводы собрали 957900 экземпляров.

Трактор ДТ 54 (Гусеничный) – Технические характеристики

В СССР гусеничная техника была востребована в сельском хозяйстве. Трактор ДТ54 стал одной из самых массово выпускаемых гусеничных машин с 1949 по 1979 год.

ДТ54 использовался не только в советском союзе, он пользовался популярностью в более чем 30 государствах планеты.

За время производства было выпущено более 950 000 единиц техники.

Назначение машины

На протяжении 30 лет ДТ54 выпускался одновременно на трех тракторных заводах. Он предназначен для выполнения сельскохозяйственных работ на почвах различной степени твердости. Тяговые характеристики позволяли использовать трактор для выполнения следующих работ:

  • Вспашка. Машина может работать с пятикорпусным плугом;
  • Культивация;
  • Посев;
  • Уборка урожая;

СПРАВКА: Дополнительно модель может укомплектовываться фронтальным отвалом. Это позволяет использовать ДТ54 на строительных площадках в качестве бульдозера.

Трактор оказывает минимальное давление на плодородные слои почвы. Это возможно, благодаря большой площади соприкосновения ходовой части с поверхностью. Дополнительно производители оснащали трактор широкими гусеницами. Это повышало проходимость машины и позволяло использовать ее в болотистой местности.

Технические характеристики ДТ 54

По сравнению с предшествующей моделью СТЗ-НАТИ, трактор ДТ54 имел высокие тяговые свойства и технические показатели. Улучшенные характеристики машине придавал дизельный силовой агрегат. Он был неприхотлив к качеству топлива, и имел большой моторесурс.

Габариты модели

Трактор легенда ДТ54 имеет следующие габаритные размеры:

  1. Снаряженная масса машины – 5400 килограмм;
  2. Длина с прицепным устройством в крайнем верхнем положении – 3660 миллиметров;
  3. Высота от почвы до верхнего края крыши – 2300 мм;
  4. Ширина по наружным краям траков – 1865 мм;
  5. Дорожный просвет в районе коробки переключения передач – 260 мм;
  6. Колея по центрам гусениц – 1435 мм;
  7. Максимальное давление на поверхность – 410 г/см2;
  8. Тип ходовой части – гусеничная;
  9. Кабина – цельнометаллическая;
  10. Коробка переключения передач – механическая;
  11. Количество передач для движения вперед – 5;
  12. Количество передач для движения назад – 1;
  13. Максимальная скорость движения – 7.9 км/ч;
  14. Объем топливного бака – 185 литров.

ВНИМАНИЕ: Машина оснащается раздельной тормозной системой. Это позволяет выполнять разворот практически на одном месте

Силовой агрегат

Гусеничный трактор ДТ54 оснащен дизельной силовой установкой. Мотор надежен и неприхотлив к условиям работы.

Основная часть поломок силовой установки – мелкие неисправности, которые можно устранить в полевых условиях в кратчайшие сроки.

Простота конструкции позволяет трактористу выполнять ремонт самостоятельно, без привлечения высококвалифицированных механиков.

Мотор имеет следующие технические характеристики:

  • Тип силового агрегата – дизельный четырехтактный;
  • Количество цилиндров – 4;
  • Расположение цилиндров – рядное;
  • Объем силовой установки 7.45 л;
  • Полная масса агрегата – 1100 килограмм;
  • Мощность – 54 лошадиных силы;
  • Диаметр цилиндров – 125 мм;
  • Ход поршня от верхней, до нижней мертвой точки – 152 мм;
  • Газораспределительный механизм – клапанный;
  • Максимальный расход дизельного топлива – 205 грамм/л. с за один час работы.

Двигатель имеет комбинированную систему охлаждения. Масло охлаждается, проходя через трубчатый радиатор. Циркуляция жидкости в системе охлаждения осуществляется водяной помпой. Комбинированная система позволяет использовать  машину в любых климатических условиях.

Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового одноцилиндрового пускателя. Его мощность составляет 10 лошадиных сил. После запуска основного агрегата привод пускателя выходит из зацепления автоматически. Запуск двухтактного пускателя осуществляется путем раскручивания маховика кожаным шнуром.

Кабина и пост управления

Производители оборудовали модель ДТ-54 цельнометаллической кабиной. В кабине установлено двухместное сидение и элементы управления машиной.

Кабина закрытого типа с остеклением. К задней стенке кабины крепится спинка сидения и емкость для топлива. На передней стенке расположен щиток контрольно измерительных приборов.

Он позволяет оператору контролировать работу систем во время управления трактором. На полу кабины расположены педаль сцепления, акселератора и две педали раздельного тормоза.

Определение номинального тягового класса

Понятие номинального тягового класса, рассчитанное по ГОСТ 27021-86, является исчерпывающей, подробной характеристикой, показывающей не только эффективность силового агрегата, но и насколько эффективна конструкция самой машины при имеющейся эксплуатационной массе. Рассчитывается исходя из нормальных условий (стерня средней плотности, влажность почвы — 8-18%), в зоне максимального значения КПД и равняется максимально развиваемому агрегатом усилию.

Ниже приведена таблица соответствия классов сельскохозяйственной техники рассчитанных по ГОСТ 27021-86 классам применяемых для разделения по классам техники по стандарту ISO (ISO 7301-77, 7302-79, 7303-82).

Тяговый класс в стандарте ГОСТ 27021-86 Ниже 0,6 0,6; 0,9 0,9; 1,4; 2 2;3;4 5;6;8 Соответствующий класс в стандартах ISO 7301-77, 7302-79, 7303-82 1 1 2 3 4

Таким образом, в описании зарубежной техники можно увидеть такую запись тягового класса как (5-8), что фактически будет соответствовать 4 классу тяги в стандарте ISO для сельскохозяйственной техники. Примером такой записи в отечественной технике может служить трактор с колесной базой ПТЗ(К-744Р1-Р4). Стало это возможным с применением в разных двигателей и расширенной колесной базы на третьей и четвертой ревизии аппарата.

Технические характеристики

Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.

Двигатель

Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.

  • Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
  • Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
  • Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
  • Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
  • Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
  • Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
  • Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
  • Степень сжатия – 16.
  • Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
  • Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
  • Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.

Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.

Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.

В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.

В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.

В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.

Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.

Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.

Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.

До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия. Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.

Ходовая часть

Жесткий каркас трактора ДТ-54 собран из 2-х прочных швеллерных балок, соединенных поперечинами. Спереди установлен передний брус. По обе стороны рамы имеются каретки с балансирами, опорными катками и подрессоренными пружинами. Гусеница состоит из 41 трека с цевочным зацеплением. Натянуто гусеничное полотно между звездочкой, ведущим и опорным катками.

Гидравлика

Для облегчения работы с навесным функциональным оборудованием используется гидравлическая система раздельно-агрегатного типа. Состоит гидросистема из гидронасоса и распределителя с тремя клапанами.

Достоинства и недостатки

Отзывы владельцев машин ДТ-54А и 74 позволяют выделить ряд положительных сторон техники:

  • возможность работы с агрегатами для культивирования почвы,
  • маневренность,
  • проходимость,
  • ремонтопригодность,
  • низкая цена, возможность применения запасных частей от другой техники,
  • возможность модернизации двигателя СМД-14А путем установки турбины и измененной поршневой группы.

Видео: 2 легендарных трактора ДТ-54 и МТЗ-5

В данной линейке представлены идентичные по назначению более мощные и совершенные гусеничные тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-75. К сожалению, унификация запасных частей и механизмов небольшая, что отрицательно сказывается на ремонтопригодности эксплуатируемых машин ДТ-54.

Модификация ДТ-54А отличается от базовой разработки доработанной электропроводкой и более совершенным светотехническим оборудованием, а также, увеличенным до 250 литров топливным баком.

Типы тракторов/минитракторов

Все тракторы подразделяются на два типа – на колесном и гусеничном ходу. Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Тракторы на колесном ходу отлично подходят для эксплуатации даже на городских дорогах, так как они могу развивать довольно высокую скорость движения. К недостаткам можно отнести небольшую силу сцепления с грунтом, из-за чего ограничивается сила тяги трактора. Если колесный трактор работает на мягком рыхлом грунте, то возможна пробуксовка колес машины. Чтобы устранить этот недостаток были сконструированы модели тракторов с приводом на все четыре колеса. Полноприводные тракторы не пробуксовывают на мягкой почве, но из-за большого веса машины они сильно утрамбовывают грунт. Чтобы уменьшить силу давления колес трактора на почву используются шины увеличенной ширины, а на особо тяжелых типах тракторов применяются сдвоенные колеса.

Тракторы на гусеничном ходу обладают еще большей силой тяги, чем колесные тракторы. К недостаткам относится невозможность их эксплуатации на асфальтированных покрытиях. Только тракторы с резинотросовыми гусеницами могут использоваться на асфальте без риска его повреждения. Несмотря на то, что скорость движения тракторов на гусеничном ходу не превышает 40 км/час, эти машины не оказывают сильного давления на почву из-за большой площади соприкосновения с ней. Гусеничные тракторы нашли широкое применение в сельскохозяйственной отрасли и промышленном хозяйстве.

Минитракторы- это тракторы, как правило, на колесном ходу, но имеющие несколько меньшие габариты чем их старшие собратья. Двигатели минитракторов обычно имеют мощность не более 40-50 л.с. Например, в ассортименте нашей компании предлагаются такие минитракторы: MITSUBISHI MT180D, TYM T233 и их вариации, включая экскаваторы-погрузчики. TYM T433, T503, T723 и T1003 являются уже полноразмерными тракторами.

От того, для каких целей предназначается трактор, целиком зависит его конструктивное решение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобильный журнал Архмез
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: