«Он не задал мне ни одного вопроса»
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, наблюдавший за происходящим со стороны, так описывал происходящее: «24 июля, после окончания пленарного заседания, я увидел, как президент подошёл к Сталину, и они начали разговаривать одни при участии только своих переводчиков. Я знал, что собирается сказать президент
Важно было, какое впечатление это произведёт на Сталина. Казалось, что он был в восторге
Новая бомба! Исключительной силы! Какая удача! Я был уверен, что он не представляет всего значения того, о чём ему рассказывали. Но на его лице сохранилось весёлое и благодушное выражение. „Ну как сошло?« — спросил я. „Он не задал мне ни одного вопроса«, — ответил президент».
Черчилль посчитал, что Сталин просто не понял, о чем идет речь, но в действительности Иосиф Виссарионович был осведомлен ничуть не хуже самого Трумэна. Тем же вечером он дал указание Вячеславу Молотову переговорить с Игорем Курчатовым об ускорении работ по советскому атомному проекту.
Уинстон Черчилль, Гарри Трумэн и Иосиф Сталин на Потсдамской конференции. Фото: Commons.wikimedia.org
Наркоз
С древнейших времен человечество мечтало избавиться от боли. Особенно это касалось лечения, которое порой было болезненнее самого недуга. Травы, крепкие напитки лишь притупляли симптомы, но не позволяли совершать серьезных действий, сопровождаемых серьезными болевыми ощущениями. Это существенно тормозило развитие медицины. Николай Иванович Пирогов – великий русский хирург, которому мир обязан многими важнейшими открытиями, внес огромный вклад в анестезиологию. В 1847 году он обобщил свои эксперименты в монографии по наркозу, которая была издана во всем мире. Тремя годами позднее он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях. Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом. Также Николай Иванович является автором топографической анатомии, которая не имеет аналогов в мире.
«Если бы мы опоздали, „попробовали« бы бомбу на себе»
Двумя днями позже доклад об успешных испытаниях советской атомной бомбы вручили Сталину. Извещать об этом весь мир Иосиф Виссарионович не стал, предподнеся свой сюрприз Трумэну, занятому в тот момент написанием очередного ультиматума в адрес СССР.
В начале сентября 1949 года американская разведка доложила Трумэну: пробы воздуха в районе Камчатки показывают наличие изотопов, характерных для взрыва атомного заряда.
Если Сталин в 1945 году знал, чего ждать от американцев, то для Трумэна ответный привет стал шоком. Американские ученые уверяли его, что русские не смогут создать свою атомную бомбу до середины 1950-х. 23 сентября 1949 года Трумэн публично заявил, что в СССР произошел атомный взрыв. Заявление было достаточно невнятным: о бомбе как таковой сказано не было. ТАСС ответил заявлением, выдержанном в таком же стиле: «23 сентября президент Трумэн объявил, что, по данным правительства США, в одну из последних недель произведен атомный взрыв. Одновременно аналогичное заявление было сделано английским и канадским правительствами, и вслед за опубликованием этих заявлений в американской, английской и канадской печати, а также в печати других стран появились многочисленные высказывания, сеющие тревогу в широких общественных кругах. В связи с этим ТАСС уполномочен заявить следующее.
В Советском Союзе, как известно, ведутся строительные работы больших масштабов — строительство гидростанций, шахт, каналов, дорог, — которые вызывают необходимость больших взрывных работ с применением новейших технических средств
Поскольку эти взрывные работы происходили и происходят довольно часто в разных районах страны, возможно, что это могло привлечь к себе внимание за пределами Советского Союза. Что же касается производства атомной энергии, то ТАСС считает необходимым напомнить о том, что ещё 6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В
М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что „этого секрета давно уже не существует«».
Официальное объявление о том, что СССР обладает атомной бомбой, к Международному женскому дню — 8 марта 1950 года — приурочит Клим Ворошилов.
Осенью 1949 года, вручая Курчатову звезду Героя Социалистического Труда, Сталин заметил: «Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, „попробовали« бы её на себе». Вечное спасибо тем, кто этого не допустил.
Обложка: Первая советская атомная бомба РДС-1 в музее Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в Сарове. / РИА Новости
Хорошая вещь при капитализме не пропадет?
- Размах крыла — 31,50 м;
- Длина — 58,10 м;
- Крейсерская скорость — 360 км/ч;
- Грузоподъемность — 28 тонн;
- Практическая дальность — 1500 км при волнении моря до 5 баллов;
- Вместимость — 200 пехотинцев.
фото: popularmechanics.com
Маленький орел был идеальным транспортным средством для гипотетической войны. Но страны не стало и без военного вторжения; появилось новое государство, которое крайне нуждалось в деньгах и реализации огромного технического плацдарма.
Каждое КБ, каждое предприятие и завод были отправлены в свободное капиталистическое плавание, но далеко не всем удалось выплыть в этой борьбе.
С развалом СССР прекратилось финансирование проекта, а истекшие межремонтные ресурсы не позволили вылетать «орлятам» в море. Выход тогда увидели в привлечении западных инвестиций, решив обменять секреты технологий (которые на тот момент действительно не были известны ни одной зарубежной корпорации и специализированным оборонным КБ) с делегациями с Запада на надежду выхода на международный рынок. Ведь при должном развитии, как считали и у нас, и на Западе, этот проект мог бы стать третьим важнейшим достижением после появления пассажирских самолетов и разработки реактивных пассажирских лайнеров.
Однако, несмотря на схожесть стоявших перед отечественными конструкторскими бюро (не только имени Р. Е. Алексеева) и западными компаниями задач — создать международный флот экранопланов, — по итогу каждый смотрел на задачи через призму своих возможностей.
Вклад украинских специалистов в развитие автопрома
На протяжении нескольких десятилетий основная нагрузка по перевозке пассажиров в сфере общественного транспорта была возложена на продукцию Львовского автобусного завода (ЛАЗ). Построенный в первые послевоенные годы, он вплоть до распада СССР являлся одним из основных советских предприятий, специализировавшихся в данной области, а в 1992 году был преобразован в совместное российско-украинское предприятие, просуществовавшее в течение 22 лет.
Наибольшую известность среди его продукции получили предназначенные для городских маршрутов автобусы марки ЛАЗ-695, выпуск которых начался в 1957 году. Кроме того, заметный след в истории отечественного автомобилестроения оставили и модели, предназначенные для обслуживания все возраставшего с каждым годом потока туристов. К ним относятся такие разработки, как ЛАЗ-697 и ЛАЗ-699А. В 1963 году завод освоил выпуск новой для него продукции – городских троллейбусов ЛАЗ-695Т.
Киноаппарат
В 1893 году, работая вместе с физиком Любимовым, Иосиф Андреевич Тимченко создает так называемую «улитку» — особый механизм, с помощью которого в стробоскопе удавалось прерывисто менять очередность кадров. Данный механизм позже лег в основу кинетоскопа, который Тимченко разрабатывает совместно с инженером Фрейденбергом. Демонстрация кинетоскопа состоялась в следующем году на съезде русских врачей и естествоиспытателей. Были показаны две ленты: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник», которые были сняты на Одесском ипподроме. Этому событию даже есть документальные подтверждения. Так, в протоколе заседания секции значится: «Представители собрания с интересом ознакомились с изобретением господина Тимченко. И, в соответствии с предложениями двух профессоров, решили выразить благодарность господину Тимченко».
«Россия делает сама»
Первый советский атомный реактор Ф-1 заработал 25 декабря 1946 года. В 1948 году на комбинате «Маяк» заработал первый промышленный реактор А-1, который должен был выработать «начинку» для советской бомбы: оружейный плутоний.
9 июня 1949 года был подписан «Протокол по рассмотрению основных отправных данных для составления технической характеристики объекта РДС-1». За этим названием скрывали технические характеристики первой советской атомной бомбы. Максимальный размах оперения бомбы — 2 м, длина — 3 м 34 см, диаметр — 1,5 м, вес — 4600 кг. Рекомендовалось сбрасывать заряд с высоты от 5 до 10 тыс. м с самолета Ту-4.
15 июня 1949 года Курчатов и Ванников отправили Берии записку, которая означала: работы по созданию атомной бомбы завершены. И в этот момент головы всех троих — Берии, Курчатова и Ванникова, — как, впрочем, и многих других ответственных лиц, были поставлены на кон. Если на испытаниях РДС-1 не покажет результата, на который рассчитывали, этот провал будет стоить очень дорого. И тем, кто работал над бомбой, да и всей стране в целом.
29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прозвучал взрыв. Свидетели говорили, что после того, как закончился обратный отсчет, повисла мертвая тишина. А потом последовал оглушительный удар… Когда Берия спросил, как расшифровывается название «РДС», Курчатов ответил: «Россия делает сама».
Испытания атомной бомбы. Фото: Commons.wikimedia.org
Послевоенные приоритеты отечественного автопрома
Послевоенные годы принесли с собой обострение отношений между бывшими союзниками, оказавшимися по разные стороны железного занавеса, и были отмечены началом всеобщей гонки вооружений. В истории тех лет отмечены эпизоды, когда человечество стояло на гране глобальной ядерной катастрофы – достаточно вспомнить Карибский конфликт 1962 года. Эти обстоятельства во многом определили специфику развития всего народного хозяйства СССР и автопрома как одной из его важнейших составляющих частей.
С начала 50-х и до конца 70-х годов Министерство автомобильной промышленности СССР, поддерживая курс на выпуск грузовых автомашин, отдавало приоритет тем моделям, которые могли с равным успехом использоваться как для поддержания обороноспособности страны, так и в различных областях народного хозяйства. Это были главным образом грузовики двойного назначения, а также многоосные полноприводные тягачи. Одной из наиболее известных разработок тех лет стал грузовой автомобиль ЗИС-164, сошедший с конвейера Московского завода имени Сталина и явившийся результатом глубокой модернизации выпускавшегося ранее автомобиля ЗИС-150.
Автомат
С 1913 года изобретатель Владимир Григорьевич Федоров приступает к работам, заключающимся в испытаниях автоматической винтовки (ведущей стрельбу очередями) под патрон калибра 6,5 миллиметра, которая являлась плодом его разработки. Уже спустя три года такими винтовками уже вооружают солдат 189-го Измаильского полка. Но серийный выпуск автоматов удалось развернуть лишь после окончания революции. На вооружении отечественной армии оружие конструктора находилось вплоть до 1928 года. Но, согласно некоторым данным, в период Зимней войны с Финляндией войсками все же использовались некоторые экземпляры автомата Федорова.
Эпоха «Жигулей»
В середине 60-х годов перед автопромом СССР была поставлена задача наладить массовое производство легковых автомобилей, доступных широким слоям граждан, и тем самым устранить сложности, связанные с их приобретением. В рамках реализации этого проекта летом 1966 года был заключен договор с руководством итальянского концерна Fiat на постройку в городе Тольятти завода по производству легковых автомобилей. Детищем нового предприятия стали автомобили марки «Жигули», производившиеся в небывалом для того времени количестве. В 70-е годы их выпуск достигал 660 тыс. в год, а к началу 80-х возрос до 730 тыс. Этот период принято считать началом массовой автомобилизации страны.
Рождение Ил-38
История семейства Ил-38 началась ещё в 1960 году, когда руководство СССР поручило ОКБ Ильюшина создать противолодочный самолёт для применения в самых различных климатических условиях — от тропиков до арктических широт.
Военные эксперты отмечают, что задача была поставлена после того, как стало известно о появлении у США атомных стратегических подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами.
«Решение по созданию первых Ил-38 было принято после того, как на боевое дежурство вышли американские атомные подводные лодки с ракетами «Поларис», — пояснил в разговоре с RT военный историк и эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов.
За основу было решено взять пассажирский турбовинтовой лайнер Ил-18.
- Турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18
- РИА Новости
При этом конструкторы отказались от оснащения новой машины оборонительным вооружением в виде турелей с авиационными пушками, которые обычно присутствовали на противолодочных самолётах той эпохи. Это позволило снизить массу самолёта, что придало ему больше манёвренности и позволило использовать более короткие взлётно-посадочные полосы.
Также по теме
«Без него не появились бы Су-35 и Су-57»: какую роль в становлении истребительной авиации РФ сыграл самолёт Су-37
25 лет назад впервые поднялся в воздух сверхманёвренный российский истребитель Су-37, оснащённый двигателями с управляемым вектором…
«Противолодочные самолёты должны отличаться целым рядом особенностей, например возможностью длительного нахождения в воздухе и полётов в неблагоприятных условиях. Также машина не должна развивать слишком большую скорость, чтобы можно было осуществлять поиск подводных лодок. Со всеми этими задачами советские конструкторы успешно справились», — рассказал Кнутов.
После государственных испытаний в 1965 году Ил-38 был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР. Серийное производство этих самолётов шло с 1967 по 1972 год — за это время было изготовлено 65 машин.
В 1980-е было принято решение провести модернизацию Ил-38 с установкой на него на тот момент новой поисково-прицельной системы «Изумруд», однако было усовершенствовано только 12 машин.
По словам Юрия Кнутова, в конце 1980-х начались работы по созданию нового поисково-прицельного комплекса «Новелла». Однако после распада СССР в условиях экономического кризиса комплекс оказался невостребованным.
«Проблема упиралась в средства, не хватало финансирования. Использовать самолёты со старым оборудованием, которое морально устарело, было бессмысленно, поскольку у подводных лодок НАТО резко сменилась шумность, сменилась акустика, после чего их стало сложно обнаруживать», — пояснил эксперт.
Из военного «Орленка» — в пассажирский транспорт: что помешало проекту
В майском номере за 1992 год американского научно-популярного журнала «Popular Mechanics» появилась статья о том, что недавно советские, а на тот момент уже российские, экранопланы имеют все исторические шансы стать транспортной технологией будущего. На тот момент о постройке необычных самолетов-кораблей для использования в военных целях страна уже не помышляла, а вот развитие пассажироперевозок на основе ранее полученного опыта и разработок было вполне реалистичным.
Переосмысленный, из секретного проекта, А-90 «Орленок»*
фото: POPULAR MECHANICS / JOHN BERKEY
*«Орленок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолет, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ) проекта 904
«Орленок» времен начала новой страны, самого большого осколка Советского Союза, олицетворял то, каким могло быть будущее российских пассажиро- и грузоперевозок по морям и даже прилегающим океанам.
В этом амбициозном видении путешествий и перевозок флот парящих над водной гладью кораблей-самолетов мог бы стать значительно большим фурором, чем современный Hyperloop. Ведь последний — всего лишь проект, в то время как «Орленок» летал над водой с 1979 года, а его производство было налажено в мелкосерийном производстве.
Всего было построено 5 штук военных экранопланов. Все они вошли в состав авиации ВМФ, и на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.
Жемчужины технологий, рожденные десятилетиями труда лучших умов отечественных инженеров, сотни часов испытательных полетов, аварии, чрезвычайные ситуации и даже человеческие жертвы — все это теперь история. Большая история великих мечтаний и деяний!
Одним из таких украшений был этот самый «Орленок» и несколько других направлений экранопланов СССР, разработка которых началась в далеком 1961 году. В те времена западные инженеры только, так сказать, играли, но так и не смогли продвинуться хоть сколь-нибудь далеко в этом процессе.
Проект среднего или большого экраноплана оказался настолько сложным, что спустя почти 60 лет он так и не был реализован на Западе, а в России по итогу также ушел в небытие. Но об этом мы расскажем чуть ниже.
Гиперзвуковая «Стрела»: догнать и перегнать «Кинжал» России
Военно-воздушные силы США провели успешное испытание перспективной гиперзвуковой крылатой ракеты AGM-183A ARRW. Пуск состоялся 14 мая у южного побережья штата Калифорния. Скорость ракеты в пять раз превысила скорость звука (6125 км/ч). На первый взгляд AGM-183A можно назвать условным аналогом российской ракеты Х-47М2 «Кинжал».
С 2021 года американские военные трижды пытались провести лётные испытания этого гиперзвукового боеприпаса, но каждый раз терпели неудачу. Сейчас американцы реализуют несколько программ для сухопутных сил, ВМС и ВВС. Ближе всех к поставленной цели приблизился проект военно-воздушных сил AGM-183A ARRW (созвучно «Стреле», Air Launched Rapid Response Weapon. — Ред.), упоминаемый иногда как Arrow («Стрела». — Ред.).Система имеет ряд особенностей, отличающих её от других прочих гиперзвуковых комплексов. После запуска ракеты с самолёта и достижения ею заданной точки происходит отделение гиперзвукового блока — небольшого глайдера, который должен поразить цель.
topwar.ru
На бомбардировщик B-52 установлена ракета AGM-183A ARRW. Всего он может нести четыре таких боеприпаса.
Бомбардировщик В-52Н сможет нести на внешних держателях четыре таких ракеты: по две под каждым внешним держателем, при этом габариты Arrow позволяют разместить ракеты внутри самолёта. В апреле 2020 года The Drive сообщило, что один стратегический бомбардировщик B-1B сможет нести до 31 такой ракеты. Речь идёт о внешних и внутренних держателях. Правда, такие возможности самолёты получат лишь после модернизации.
США всё активнее говорят про свои гиперзвуковые ракеты, напрямую связывают с испытанием опытно-боевой эксплуатацией . Так называемое успешное испытание перспективной гиперзвуковой крылатой ракеты AGM-183A ARRW американские эксперты уже представили как возможность американцев «догнать Россию».
Но насколько их желания совпадают с их же возможностями? И как в такие короткие сроки они смогли перейти на гиперзвук? Сами они не смогли бы, кто им помог?
Малолитражки с берегов Днепра
Ощутимую лепту в дело обеспечения советских людей индивидуальным транспортом внес и Запорожский автомобилестроительный завод. В 1961 году на нем был налажен выпуск малолитражного автомобиля ЗАЗ-965, получившего в народе ироничное название «горбатый «Запорожец»». Любопытно, что его конструкция была разработана специалистами столичного автозавода, выпускавшего «Москвичи», и там же планировалось наладить его серийный выпуск, но за отсутствием необходимых производственных мощностей уже готовый проект они передали коллегам с берегов Днепра.
В 1966 году из ворот предприятия вышла обновленная и кардинально отличавшаяся от своего предшественника модель, известная как «Запорожец-966», а в последующие десятилетия появлялись все новые и новые разработки. Их характерной особенностью было воздушное охлаждение двигателя, расположенного в задней части кузова. За все время производства, охватившее период 1961-1994 гг., было выпущено почти 3,5 миллиона машин.
Лампа накаливания
Если произносится «лампа накаливания», то сразу в голове звучит фамилия Эдисона. Да, это изобретение не менее знаменито, чем имя его изобретателя. Однако сравнительно небольшое количество людей знает, что Эдисон не изобрел лампу, а только усовершенствовал её. Тогда как Александр Николаевич Лодыгин, будучи членом Русского технического общества, в 1870 году предложил применять в лампах нити накаливания из вольфрама, закручивая их в спираль. Безусловно, история изобретения лампы не является результатом труда одного ученого – скорее, это череда последовательных открытий, которые витали в воздухе и были необходимы миру, но именно вклад Александра Лодыгина стал особенно великим.
Собственный автомобиль
Отмашкой для начала работ по созданию отечественных образцов паровых автомобилей стало Постановление Совета Министров СССР от 07.08.1947 г. «О механизации лесозаготовок и освоении новых лесных районов». Указанным постановлением НАМИ было поручено разработать конструкцию и построить лесовозный паровой автомобиль, работающий на дровах. Такого в мировом автомобилестроении точно еще не было – чтобы заправить машину, достаточно было подбросить в нее дровишек… Удалённые районы страны нуждались в повышении качества перевозок и их удешевлении. Работай автомобиль на местном топливе, экономический эффект увеличился бы в разы.
За альтернативный проект взялось и Министерство автомобильной и тракторной промышленности (МАТП), которое заказало разработку паромобиля… в Берлине в своем местном техническом бюро. В основу работ легло предложение фирмы Buttentut, находившейся в английском оккупационном секторе Берлина, о создании паровой силовой установки для автомобиля с минимальными переделками базового двигателя внутреннего сгорания. Изменялась головка цилиндров, трубопроводы, система управления. Подобный паромобиль был создан еще до войны на шасси грузовика, переделанного из Ford-Koeln. В том же 1947 году в НАМИ были направлены описание и чертеж паровой машины.
По соглашению с советской стороной фирме Buttentut должны были поставить свежеизготовленное шасси ЯАЗ-200 в комплекте с дизелем ЯМЗ-204, однако по невыясненным причинам ярославцы к 1948 году так ничего в Германию и не прислали. Техническое бюро в Германии решило закупить 85-сильный дизель Ka..mper, который, по заверениям представителей Buttentut, после переделки должен был выдавать 125 л.с. Было закуплено шасси пятитонного грузовика Büssing для установки на него этого двигателя. Пар производился в водотрубном котле с пароперегревателем и экономайзером, построенном по лицензии фирмы Le Mont. По расчетам производительность котла должна была быть на уровне 800 кг пара в час при перегреве до 400 °С и давлении 40 атмосфер. Расчёты эти не оправдались. В конце 1948 года Buttentut по договору поставила советской стороне двигатель и два некомплектных паровых котла. Работа была выполнена некачественно, и к фирме осталось много претензий. На испытательной базе в Берлине двигатель на стенде смог развить только 50 л.с. при 20 атм давления пара. Причины столь низкого показателя банальны – котел был изготовлен из некачественной стали, отсутствовал насос высокого давления и т. д.
В Buttentut отказались исправлять дефекты, и дальнейшие переговоры с немецкой стороной оказались безрезультатными. Надавить на фирму тоже не удавалось, она располагалась в английской зоне Берлина. Ряд неисправностей установки устранили своими силами и отправили ее в СССР. Неизвестно, что случилось с этим комплектом, возможно, его частично использовали для постройки первого советского паромобиля НАМИ-012, который параллельно создавался в НАМИ с весны 1948 года, но это лишь предположение.
При просмотре фотографий кажется, что они засвечены в некоторых местах. На самом деле это обильный густой дым, который сопровождал машину. Машина была постоянно в испарине летом и в ледяных пупырышках зимой.
Пентагон предоставит Киеву беспилотники-самоубийцы
Вашингтон в рамках очередного пакета военной помощи передаст Украине технику, которая ранее не поставлялась ВСУ. По данным The Washington Post, украинская армия получит барражирующие боеприпасы Switchblade, ракеты с лазерным наведением, которые «можно запускать с вертолётов», а также малые разведывательные беспилотники Puma. Общая сумма закупок составит 60,1 млн долларов.
Если дроны-камикадзе семейства Switchblade широко известны, то о другой разработке арлингтонской компании AeroVironment — БПЛА Puma — упоминается не так часто. Тактические беспилотные авиационные комплексы (БАС) 3-го поколения Puma 3 AE активно используются американской погранслужбой с 2019 года и предназначены для разведывательных полётов, обнаружения целей, а также целеуказания. БАС включает в себя модернизированный беспилотник RQ-20 Puma, полезную нагрузку (набор модулей) и наземную систему управления AeroVironment (GCS).
flickr.com/natoarmy
Беспилотник RQ-20 Puma служит дополнением к широкому перечню ленд-лиза.
Набор датчиков Mantis i45 EO/IR позволяет вести наблюдение в любых метеоусловиях. В его составе 50-кратная 15-мегапиксельная (EO/IR) камера, дополнительная 1,2-мегапиксельная камера для слабого освещения, тепловизор и инфракрасная камера.
Новое вооружение служит дополнением к широкому перечню ленд-лиза, включающему: танки 3-го поколения M1A2 Abrams, БМП M2A3 Bradley, САУ M109A6 Paladin, РСЗО на колёсном шасси HIMARS; универсальные пусковые установки РСЗО M270 MLRS, передвижные ЗРК NASAMS 2, ЗРК Patriot и многофункциональные лёгкие истребители 4-го поколения F-16C/D.
Технические особенности проектов
Для обоих проектов был разработан единый корпус. Так же для обоих проектов крейсеров была предусмотрена единая атомная силовая установка.
Что касается отличий то оба проекта друг от друга отличались составом вооружения. Кроме 6-и 305 мм орудий в двух трёхорудийных башнях, крейсера Проекта 1144Бис были оснащены 16-ью пусковыми установками ракет П-1000 «Вулкан».
Так же крейсера Проекта 1144Бис имели довольно мощное зенитное вооружение, основу которого составляли ракеты комплекса С-300, коих на корабле было размещено аж 24 штуки. На средних дистанциях корабль должны были защищать 8 × 8 ракет «Кинжал» (64 ракеты). А в непосредственной близости от корабля защиту от воздушных целей осуществляли 4 × 2 ракетно-пушечных комплекса «Кортик».
Как и на всех советских послевоенных кораблях, авиагруппа крейсера состояла из вертолётов Камова. В частности, «Маршал Жуков» нёс на борту 3 вертолёта Ка-29
Ну последним отличием Проекта 1144 от Проекта 1144Бис было конечно водоизмещение. Если Орланы имели полное водоизмещение 25 860 тонн, то у его собрата оно было естественно больше и составляло 31 120 тонн.