КАМАЗ-Мастер о дебюте капотника марки на Дакаре: «Ждите, скоро будет!»
Руководитель «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин на вопросы болельщиков об угрозе капотника «МАЗа» позициям команды на Дакаре ответил, что они его не боятся. И пообещал скорое появление капотного КАМАЗа на гонке., но ставку на него команда не делает.
Белорусская команда доминировала со своим новым грузовиком 6440RR на «Шелковом пути» минувшим летом. Ни на одном из этапов гонщики «КАМАЗ-Мастер» не смогли приблизиться к Сергею Вязовичу на расстояние менее 16 минут и вышли вперед только после его переворота.
«Как руководитель команды и пилот в прошлом, я всегда любил и люблю сильных соперников. «МАЗу» и Сергею Вязовичу хочу пожелать только успешных стартов и финишей на новом капотном грузовике, удачи. Мы ценим соперников, которые представляют захватывающее соперничество, борьбу, интригу и интерес для болельщиков, – сказал Владимир Чагин в прямом эфире на официальном канале «КАМАЗ-мастер» на YouTube.
«Можно ли сказать, что мы боимся? Нет, мы рады любому сильному сопернику и готовы оказать достойное сопротивление.
Безусловно, это хорошая машина. Мы видим, какое преимущество у капотника перед машиной бескапотной компоновки. Неслучайно сейчас капотники есть у всех команд. Это очень правильная тенденция. Я и сам, когда первый раз проехал на капотнике, понял, какой это прогрессивный автомобиль, насколько он лучше в управляемости, насколько лучше у него плавность хода.
За машиной такой компоновки большое будущее в ралли-рейдах.
Капотник в нашей команде есть. Но, во-первых, для того, чтобы знать, что это такое. У наших соперников капотные грузовики. Нет такой практики, чтобы сказать «Жерар , дай я прокачусь на твоей машине», поменяться до или после старта. Каждый бережет свои технологии, свою изюминку, свой эксклюзив. Поэтому, чтобы нам знать ощущения наших соперников, мы эту машину и сделали.
Были приятно удивлены. Но, конечно, нашим основным автомобилем является бескапотник, который узнаваем и внешне выглядит как серийная продукция. Мы должны быть как можно более близки к машине, которая сходит с главного конвейера нашего завода».
На вопрос о том, когда ждать дебют капотника «КАМАЗа» на Дакаре, Чагин ответил: «Очень скоро. Не буду длинно комментировать. Ждите, скоро будет».
Отметим, что в 2019 году КАМАЗ капотной компоновки выставлялся на ралли-рейд «Золото Кагана» для тестирования и обкатки, а вот на «Шелковый путь 2019» этот грузовик уже не поехал.
«Тяжелая артиллерия» сорок первого «Дакара»
«Сильные соперники – это всегда интрига и дополнительный интерес к гонке, это добавляет азарта и мотивации», – прокомментировал Эдуард Николаев сильный состав участников грузового зачета «Дакара-2019».
В «тяжелом» зачете гонки, помимо КАМАЗов, участвуют 7 Iveco, 3 Tatra, 10 Man, 3 МАЗа, 1 Ginaf, 4 DAF, 3 Renault, 1 Mercedes, 2 Ford, 1 Liaz и 2 Hino. Считается, что основную конкуренцию российской команде составляют лишь несколько соперников – Iveco, Tatra, Renault, МАЗ, Liaz.
На гонку в полном составе – четырьмя экипажами – возвращается команда Жерара де Роя. В первую очередь на победу претендует сам Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар» в 2012 и 2016 годах, призер гонки в 2004, 2009 и 2014 годах. В общей сложности, гонка этого года станет для голландца 17-м по счету «Дакаром».
Кроме Жерара де Роя на победу от команды Iveco будет претендовать талантливый аргентинский гонщик Федерико Вильягра. Легенда аргентинского автоспорта по прозвищу «Койот» семь раз становился победителем национального чемпионата по классическому ралли. Прошлый «Дакар» запомнился беспрецедентным поединком Вильягра – Николаев. Основных соперников – Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер») и Федерико Вильягру (Iveco) – в генеральной классификации после 12-ти этапов гонки разделяла всего одна секунда. На предпоследнем этапе Сан Хуан – Кордоба, из-за поломки коробки передач аргентинец сошел с дистанции.
В этом году команда Iveco подготовилась к «Дакару» основательно: страховать де Роя и Вильягру будет надежный Тони Генугтен и опытный Маурик ван ден Хювель. Большое преимущество в песках грузовикам Iveco предоставят автоматические коробки передач Allison. Кроме того, двигатели, подготовленные в отделении Fiat Powertrain, имеют крутящий момент в 5500 Нм.
Среди других сильных соперников – экипажи команды Renault. Как показал «Шелковый путь-2018», капотный грузовик Renault CBH 385 лидера команды Мартина ван ден Бринка постоянно совершенствуется. Для того чтобы приблизить вес к минимальным разрешенным на «Дакаре» 8500 килограммам, в машине широко используются композитные и легкие материалы. Например, из алюминия сделаны два топливных бака машины общим объемом 850 литров.
Традиционно сильный состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс), Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы) и LIAZ Big Shock Team (лидер команды Мартин Мацик). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая участвует в ралли тремя экипажами – Сергея Вязовича, Александра Василевского и Алексея Вишневского. Моторы на двух машинах подготовлены чехами из Buggyra Racing. На машине Василевского все еще используется 18-литровый мотор Тутаевского завода. На этот двигатель для ограничения мощности установлены рестрикторы – устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбокомпрессоры. Напомним, что согласно регламенту соревнований с января 2019 года в «Дакаре» могут участвовать только грузовики с моторами объемом не выше 13 литров.
История двигателей КАМАЗ-Мастер
Модель грузовика | Годы | Двигатель | Конфигурация | Объём | Мощность | Крутящий момент |
---|---|---|---|---|---|---|
КАМАЗ 4310 С | 1988-1995 | КАМАЗ-7403 | Дизель, турбо, V8 | 10,85 л | 305 л.с. | 1050 Нм |
КАМАЗ 49251 | 1994-1995 | Cummins N14-500E | Дизель, турбо, L6 | 14,01 л | 520 л.с. | 1700 Нм |
КАМАЗ 49252 | 1994-2003 | ЯМЗ 7Э846 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 750 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 49255 | 1997-1998 | ЯМЗ 3Э847 | Дизель, турбо, V12 | 25,86 л | 1050 л.с. | 3724 Нм |
КАМАЗ 49256 | 2001-2002 | ЯМЗ 7Э846.10 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 830 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 4911 | 2002-2007 | ЯМЗ 7Э846.10 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 850 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 4326 | 2007-2013 | ЯМЗ/ТМЗ 7Э846.1007 | Дизель, турбо, V8 | 18,47 л | 850 л.с. | 2700 Нм |
КАМАЗ 4326/2013 | 2013-наст.вр. | Liebherr D9508 | Дизель, турбо, V8 | 16,16 л | 920 л.с. | 4200 Нм |
ГКП* | 2015-2016 | Caterpillar C13 (Buggyra) | Дизель, турбо, L6 | 12,5 л | 980 л.с. | 4000 Нм |
КАМАЗ 4326/2017 | 2017-наст.вр. | Cummins ISZ-13 | Дизель, турбо, L6 | 13 л | 980 л.с. | 4300 Нм |
Пряные нотки тест-драйва
Для текущих тестов и тренировок команды по краешку национального природного парка «Нижняя Кама» на окраине Набережных Челнов проложен небольшой спецучасток, длиной около десяти километров, который позволяет произвести короткие тесты, а также отработать пилотам индивидуальные настройки ходовой части и силового агрегата. Как говорят сами пилоты, по меркам «Дакара» – это автобан! 10-тонная машина набирает скорость с невиданной для грузовика прытью. Пока под колёсами довольно мягкий грунт и относительно прямой участок дороги пилот разгоняется до 140 км/ч. Затем ландшафт меняется на лесистый, и поневоле замирает сердце, когда после проезда очередной лужи, на дне которой раскисшая грязь, пилот в борьбе с заносом мастерски лавирует по разбитой лесной грунтовке на огромной скорости, в каких-то сантиметрах от деревьев. Трамплин, прыжок! КАМАЗ, оторвавшись на мгновение от земли всеми четырьмя колёсами, приземляется. Для обывателя это просто буря эмоций, для пилота – будничная работа…
Ради чего создавали
Первый вопрос, который может возникнуть у болельщиков: собственно говоря, ради чего камазовцы тратили время и ресурсы на разработку капотника, раз их проверенная временем «стандартная» модель на последних «Дакарах» раз за разом опережает капотники де Роя и Лопрайса? Однако в Набережных Челнах склонны согласиться с тем, что в настоящее время именно капотный вариант — самый перспективный путь в ралли-рейдах.
В теории всё логично: за счёт отодвинутой назад кабины машина получает более близкую к идеальной развесовку. Как следствие – грузовик должен лучше двигаться по песку, грамотнее приземляться при прыжках и быть более манёвренным. И немаловажный бонус: экипажу тоже должно стать комфортнее, поскольку теперь он будет сидеть дальше от передних колёс, а значит, позвоночник будет подвергаться меньшим нагрузкам
Это повысит выносливость экипажа, что немаловажно как на длинном спецучастке, так и в ходе двухнедельного марафона
Правда, пока всё сказанное выше – лишь теория. Капотник только-только подготовлен, его первые испытания пройдут перед четвёртым этапом чемпионата России по ралли-рейдам, в котором обновлённый «КАМАЗ», естественно, примет участие. Так что какие-то первые выводы будут готовы только после 1-4 июля, когда и пройдёт гонка от Элисты до Астрахани.
Новый «КАМАЗ» — вид сбоку
Фото: Евгений Кустов, «Чемпионат»
Подвеска и ходовая часть гоночных КамАЗ-43509
Серьёзные изменения коснулись и подвески гоночного автомобиля. Для улучшения технических характеристик, её подвергли серьёзной оптимизации, потратив на эти работы более года, пока они принесли реальные плоды.
Спортивные КамАЗы 43509 были переставлены на новые 22,5-дюймовые колёса. Это обеспечило автомобилю уверенное движение при низком давлении в шинах, а также превосходную управляемость. Данное конструктивное решение обеспечило также более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.
Кроме того, характеристики автомобиля КамАЗ-43509 были улучшены за счёт использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия. Усовершенствования в подвеске предоставили возможность осуществлять настройку пружин и рессор индивидуальным образом для каждой конкретной машины.
Центр тяжести в КамАЗ-43509 был смещён (опущен ниже) – за счёт перекомпоновки внутреннего кузовного оснащения (узлов топливной системы и бака для горючего). Такое техническое решение не только уменьшило опасность опрокидывания спортивного грузовика во время гонок, но также и повысило среднюю скорость автомобиля во время прохождения им извилистых участков трасс. Автомобиль стала более отзывчивым на резкие и стремительные изменения направлений при движении.
В кабине Камаза 4326
При рассмотрении грузовика для Дакар нужно понимать, что в классическом исполнении кабина отличается от спортивной версии. Так, стандартныйвариант создан в 1970-х и выпускался сериями еще с 1976-го. Внутри предусмотрено три места и сидения с гидроподъемником. В базе спальное место не предусмотрено, но габариты кабины составляют 1,58х2,304х1,42 м. Внутри ширина составляет 2,08 м.
В некоторых вариантах предусмотрена не только простая, но и удлиненная версия кабины с компактным местом для отдыха, а также большей высотой. Внешняя длина кабинной части со спальником составляет 1,98 м. С начала 2000-х на Камаз была установлена обновленная версия кабины К2. Главной особенностью стала большая высота уже в базе, которая выросла с 1,42 до 1,535 м, а также увеличенным внутренним объемом.
Камаз для Дакара имеет внешне похожую кабину, но с определенными особенностями
В частности, особое внимание уделено организации рабочего места для экипажа. Основной прибор, который хорошо виден водителю — спидометр, а за остальными показаниями следит уже механик
В задачу третьего члена экипажа (штурмана) входит прокладка правильного маршрута.
В центре панели между механиком и водителем (пилотом) предусмотрены все навигационные устройства. При этом услышать что-либо внутри кабины из-за большого шума нереально, поэтому у каждого участника поездки предусмотрен шлем. Он подключается к внутренней связи, по которой и организовано общение.
В течение всей гонки механик может следить за показаниями камер в машине (их четыре). Одна дает информацию по ситуации с правого бортаспортивного грузовика, а остальные устанавливаются внутри. Это сделано для своевременного информирования экипажа о возгорании внутри машины. Благодаря камерам, пропустить этот момент вряд ли получится.
На дверце со стороны механика предусмотрена сумка, где имеется все необходимое для мелкого ремонта. В этом случае можно быстро сделать нужную работу путем опрокидывания кабинной части и анализа сложившейся ситуации.
Стоит также отметить, что кабина авто получила две пары подпружиненных элементов крепления, как у всех грузовых автомобилей. При поездке это сразу заметно по существенном снижению раскачивания в процессе движения по бездорожью.
КАМАЗ снова готовит к серии капотник?
Максим Чернявский
Капотный КАМАЗ? Хорошая шутка — правда, уже не очень смешная. Впрочем, на сей раз, похоже, все серьезно — и у челнинского гиганта в гамме появится-таки долгожданный капотник. По крайней мере, опытный образец уже существует.
Это полноприводный тягач КАМАЗ-65223 снаряженной массой 12,5 тонны. Создан он, как и все новые модели, в сотрудничестве с Мерседесом: кабина и капот у него позаимствованы у модели Zetros.
Тягач Mercedes Zetros хоть и мелко-, но серийная машина
От него же, возможно, тягач унаследует и агрегаты — 12-литровый дизель и 16-скоростную механическую коробку передач ZF. А вот рама у него окажется иной, собственного производства. Как и мосты: они будут не немецкими, а, вероятнее всего, китайскими. Своих подходящих у КАМАЗа нет, а использовать немецкие нельзя, иначе получится почти копия Цетроса, чего Даймлер вряд ли допустит.
КАМАЗ 43509К Капотник для Дакара?
Интересно, поможет ли этот тягач омологировать наконец гоночный капотник КАМАЗ-Мастера? Ведь, несмотря на внешнее сходство, общего у гражданской машины со среднемоторным КАМАЗ-43269 нет практически ничего, кроме узла капот-кабина.
Может, теперь капотный КАМАЗ-Мастер выйдет на старт Дакара?
Конечно, создавался тягач совсем не по этой причине. Да и на дорогах общего пользования новый тягач, скорее всего, будет редкостью. А вот газовики-нефтяники наверняка новинку оценят. Собственно, с оглядкой на бездорожье ее и сделали — Уралу Next в недалеком будущем, вероятно, придется потесниться.
Предыдущий капотник целиком базировался на собственной конструкции
Что же до истории, то капотный КАМАЗ появляется далеко не в первый раз. Еще в далеком 2003 году челнинцы показали бортовик 4355 с пластиковым носом. А в 2006-м наш редактор познакомился с краном на его шасси и отметил низкое качество сборки. После нескольких опытных образцов идея с капотником надолго заглохла. И вот теперь, похоже, возрождается.
«Рояль в кустах»
Впрочем, главная интрига крылась совсем не в полётах в ограниченном профилем кресла и ремнями пространстве. И не в эффектных кадрах взметающих тучи песка или парящих над землей болидов цвета неба. В команде нам презентовали новый гоночный КАМАЗ с капотной компоновкой.
Слухи о том, что такой КАМАЗ появится, ходили давно. «Капотную» компоновку для участия в гонках испробовали еще в 1988 году. А в нынешних «Дакарах» её активно используют конкуренты «КАМАЗ-Мастер» Жерар Де Рой и Алеш Лопрайс. Теперь они выступают в одной команде, так что стимул создать аналогичную машину был очень большой.
Дело в том, что капотная компоновка имеет ряд серьёзных преимуществ, перед привычной «кабина над двигателем».
Во-первых, строгий регламент не позволяет смещать стык мотора и КП больше, чем на 1400 мм от передней оси. В результате, как ни крути, а смещение 800-килограммовой кабины «в базу», позволяет перераспределить нагрузку по осям в соотношении 45:55 %. Машина перестаёт «закапываться» в песках и грязи, легче преодолевает любые подъёмы и увереннее держится на трассе при прохождении скоростных поворотов. Ну и конечно же лучше «заходит на посадку», после взлёта на очередном трамплине нос не стремится перевесить корму и спровоцировать «кульбит» через кабину после приземления.
Во-вторых, ралли-рейды – это не только гонка моторов, но и соревнование экипажей
Причём речь идёт не о мастерстве, которое, безусловно, очень важно, но и о физических возможностях организма
И в этом плане размещение экипажа не над передней осью, а «в базе» – значительный «плюс». Ведь передняя ось принимает на себя все «сюрпризы» дорожного полотна и с радостью шлёт «доклады» о них в виде ударных и вертикальных нагрузок находящимся в кабине. А выдерживать такой непрерывный «поток информации» на протяжении многих часов очень тяжело. Смещение кабины за переднюю ось позволяет значительно улучшить комфорт экипажа, а значит, сохранить его работоспособность на максимальном уровне намного дольше.
Да, в реальной жизни всё не так, и основная масса грузовиков – «бескапотники». При грузоперевозках капот «крадёт» полезное пространство для груза и усложняет маневрирование за счёт худшей обзорности. Но гоночные болиды везут не товар на склад, а экипаж к победе. Да и выписывать идеальные «восьмёрки» в степях и пустынях особо незачем. Так что в теории наличие капота у гоночного грузовика – однозначное благо.
«Дакар-2019»: особенности и цифры
Одиннадцатый южноамериканский и сорок первый в целом по счету ралли-марафон пройдет по территории одной страны – Перу. Это является главной особенностью гонки в этом году. Бесконечные тихоокеанские пляжи и высокие дюны стали решающими факторами при выборе в пользу Перу. Итак, старт и финиш в одном и том же месте, а большинство этапов закольцованы, но, несмотря на это, ни один из десяти спецучастков не будет повторяться. Продолжительность ралли составит 11 дней: 17 января гонка финиширует в Лиме.
Общая протяженность маршрута составит 5600 км, из них почти 3000 километров – спортивные спецучастки. Таким образом, гонщики смогут в полной мере продемонстрировать свое мастерство, техническое превосходство и серьезную подготовку. «Дакар-2019» стал особенным и по составу участников: в ралли принимают участие 135 новых участников. Как отмечают организаторы гонки, количество новобранцев растет с каждым годом: в 2017 году их было 82, а в прошлом – уже около сотни.
Всего на старт в столице Перу в разных номинациях вышли 334 экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов и квадроциклов, 126 джипов и 41 грузовик. Российские участники представлены в трех категориях, а самое большое число наших – в классе грузовиков, где «КАМАЗ-мастер» выставил четыре экипажа:
№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.
КамАЗ «летучий»
Модель 4911 Extreme — это и есть тот легендарный КамАЗ, участвующий в ралли «Париж-Дакар», а также в «Шелковом пути». Этот «выпускник» Камского автозавода, находящегося в Набережных Челнах (Татарстан), — не только спортивный грузовик. Он призван экстренно доставлять грузы, следуя по трассам с осевой нагрузкой до 78 кН, по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Машину можно эксплуатировать в различных климатических зонах при температуре +50. -30°С.
Почему же КамАЗ из «Дакара» был прозван болельщиками «летучим»? Машина поразительно легко и изящно отрывается от земли, словно гигантская птица. За счет изменения рамы, конструкции рессор, обновления ароматизаторов грузовик мягко приземляется на колеса при прыжках даже с большой высоты без ущерба для экипажа.
Первая гонка «летучего» грузовика состоялась в 2003 году. Тогда, на ралли «Телефоника-Дакар», машина заняла первое и третье место. Не раз КамАЗ 4911 Extreme становился победителем «Каппадокии», «Хазарских степей», «Дезерт Челлендж», чемпионата и Кубка РФ. А после дакаровских гонок всегда следовали модернизации и доработки машины.
Французская компания «Элигор» и российский завод «Электрон» (Казань) выпускают модельки масштаба 1:43 данной модели спортивного КамАЗа.
Коробка передач
На спортивных грузовиках предыдущего поколения использовались КПП механического типа. Но сейчас существует официальное разрешение на установку и применение «автоматов» в гоночных авто категории Т4-2.
Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.
Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».
Как показал себя новый грузовик «КАМАЗа» на «Шёлковом пути» — впечатления Дмитрия Сотникова
«Помню, мы покинули базу команды примерно в три часа утра. Выехали за ворота базы и встретили рассвет. Солнце просвечивало кабину практически насквозь, и у всех троих было полное ощущение, как будто мы на улице. Такой простор и ощущение лёгкости из-за новой кабины с большими стёклами». Так могла бы начинаться какая-нибудь литературная история, но на самом деле всё это реальность. Реальность для Дмитрия Сотникова и его напарников по экипажу «КАМАЗ-мастера», которые получили в своё распоряжение новый грузовик КАМАЗ-435091.
От премьерного показа в Набережных Челнах на площадке перед зданием Генеральной дирекции «КАМАЗа» до победного финиша в первой гонке новинки прошло около двух недель. За это время увидеть грузовик на перегонах между спецучастками от Омска до Горно-Алтайска своими глазами смогли тысячи человек, а ещё больше имели возможность наблюдать за выступлением модели в телеэфире. Но опробовать машину довелось пока только одному человеку. Триумфатор двух главных ралли-рейдов 2021 года Дмитрий Сотников
В кабине КамАЗ-43509
Отличия КамАЗ-43509 от предыдущих моделей гоночных грузовиков команды «КамАЗ-мастер» состоят не только во внешнем дизайне. В данной машине конструкторами были полностью заменены аналоговые приборы на три цифровых дисплея, связанных CAN-шиной. Дисплеями оборудовали места всех трёх членов экипажа: водителя, штурмана и механика. В интерьере новых кабин многое поменялось. Были убрали аналоговые приборы и вообще всё лишнее, а оставили только самое необходимое.
В числе этого необходимого оборудования – и видеотерминал ОКО, который подключен к облачной платформе Omnicomm, одного из давнишних партнёров гоночной команды «КамАЗ-мастер». Данное устройство собирает, хранит и передаёт в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-видеокамер. Они фиксируют абсолютно все события, даже в режиме ночной съёмки. Терминалом также фиксируется местопорасложение грузовика. Такое решение помогает на тренировках и при перегонах автомобилей к местам соревнований. Но перед стартами гонок видеотерминалы ОКО демонтируются, потому что использование систем мониторинга запрещается.
В новых грузовиках были применены новые датчики дизтоплива, гораздо более корректные по сравнению с теми, что использовались ранее. Точность их показаний достигает 99,5%. Такие датчики способны показывать расход горючего в двух режимах – мгновенном, либо в пересчёте на сотню километров.
Модифицирован был и руль, в целях облегчения управление тяжёлой машиной – теперь её водителю-пилоту требуется тратить немного меньшее усилие, что помогло сократить время на преодоление разнообразных извилистых участков.
По словам водителя-пилота «КамАЗ мастер» Айрата Мардеева, «самый главный инструмент любого пилота – это руль. Все данные по автомобилю показываются на мониторе за рулём
На него выводится вся самая основная информация: давление масла, обороты двигателя, давление наддува, температуры все, скорость… Это главный прибор, на который водитель обращает внимание. Да и то не постоянно, потому что точно такой же прибор имеется у механика – и бо́льшую часть времени за всем следит он
Водитель следит за показаниями в каких-то нестандартных ситуациях – к примеру, чтобы увидеть, какая включена передача, и оценить реакцию автомобиля».
Кнопки разного цвета на руле – это управление монитором (переключение страниц, вывод разных показаний). Есть страница основная, а есть – дополнительные. К примеру, с уровнем дизтоплива в баке. Это нужно скорее для дублирования – на тот случай, если у механика что-то откажет – пилот может посмотреть. Также данными рулевыми кнопками меняется баланс тормозов. Если не нравится торможение, если какая-то ось блокируется, можно чуть-чуть подкорректировать. Либо когда одна из осей начинает перегреваться».
Подрулевые лепестки отвечают за стабилизаторы поперечной устойчивости. Они отключаемые. На извилистых дорогах пилоты КамАЗ-43509 оба стабилизатора подключают, а на прямолинейном бездорожье – выключают.
Красная кнопка на подставке для левой ноги является кнопкой пневмосигнала. Она используется, если на трассу выбежало животное или выскочил автомобиль. Пилот среагирует быстрее механика, потому что он всегда смотрит на дорогу, а механик со штурманом могут изучать свои приборы. Поэтому пилот посигналит быстрее.
В кабине гоночных КамАЗ-43509 нет никакой изоляции – ни шумо-, ни вибро-, ни теплоизоляции, только голый металл. Экипажи пользуются кондиционерами, чтобы пыли было меньше держать окна закрытыми. Но, так как кондиционер всё же отнимает часть мощности у двигателя, пусть и небольшую её часть, его часто отключают как лишнего потребителя и довольствуются вентиляторами.
У штурмана в кабине КамАЗ-43509 – приборы от компании ERTF, которая уже далеко не первый год сотрудничает с «Дакаром» и занимается всей навигацией гонки. Один GPS штурман использует в качестве одометра, второй показывает курс, взятие всех точек. Чуть ниже располагается прибор терратрип. Он выступает дублирующим одометром – на тот случай, если что-либо случится с GPS. Но основной прибор работает гораздо точнее.
Описание капотного грузовика
Во многом, решение о создании копотной версии КамАЗа было принято на основе соперничества, которое уже стало визитной карточкой ралли «Дакар». Речь идет о противостоянии КамАЗ-мастер и Жерара де Роя, выступающего в команде IVECO. Грузовик этой фирмы относится именно к копотной версии, что дало дополнительный толчок к принятию такого решения.
Это обусловлено тем, что регламент ралли «Дакар», оговаривающие все технические данные и их соответствие данному документу, не оставляет особого простора для действий у разработчиков. Проще говоря, нельзя поставить мотор с произвольной мощностью, либо какую-нибудь другую деталь, не соответствующую требованиям.
В виду того, что у КамАЗа нет своих версий капотных кабин, а их проектирование и производство может затребовать очень больших средств, было принято решение позаимствовать кабину от другого производителя. Благо, связь между российскими и немецкими коллегами уже достаточно прочно налажена.
Грузовик сконструирован на базе КамАЗ 4326, что привело практически к полному повторению ходовой части данной модели. А вот двигатель от предыдущей версии не подошел: ни один из моторов линейки Liebherr не отвечал новым требованиям. Было принято решение о заключении арендного договора с чешскими коллегами из Buggyra, на основе которого, двигатель Caterpillar был внедрен в новый капотный грузовик.
Посмотрите все новые модели Камаза.
На видео особенности капотного КамАЗа.
Данный мотор имеет достаточно высокие показатели мощности, о чем говорят удачные выступления грузовиков на ралли, оборудованных данным двигателем. Однако, это вряд ли является выходом из ситуации, что и понимают конструкторы на заводе, поэтому было принято решение о конструировании своего собственного двигателя, в течение ближайших лет.
Кроме того, конструкторов не устраивает подвеска на новых грузовиках. Речь идет о том, что машина достаточно высоко поднята от земли, что может быть следствием использования подобного двигателя. В дальнейшем, разработчики хотят скорректировать данную посадку, немного снизив её.
Но самым главным вопросом, решение которого тоже требует определенных действий, является система охлаждения в копотной версии КамАЗа. Дело в том, что в предыдущих моделях раллийных грузовиков, оба теплообменника наддувочного воздуха были расположены по краям, в дали от водяного радиатора. В копотной версии всё находится в непосредственной близости друг от друга, так что в случае возникновения каких-либо поломок на маршруте, экипажу придется оперативно реагировать на все эти проблемы сразу.
КамАЗ 4326
В целом, характеристики КамАЗа 4326 можно полностью спроецировать на новый капотный грузовик, за исключением нового двигателя от Caterpillar. Вся «начинка» осталась той же: коробка передач от ZF, мосты Sisu, раздаточная коробка фирмы Steyr, а также подвеска Reiger.
1100 «лошадей» и скорость 210 км/ч – коротко о «КАМАЗе», который выйдет на трассу «Шелкового пути»
29 июня в компании «Омскдизель» состоялся День клиента. День клиента – традиционное мероприятие, которое ПАО «КАМАЗ» проводит ежегодно в различных городах России.
Разгон до 100 км/ч за 8 секунд
В этом году акция «День клиента» была приурочена к началу ралли «Шелковый путь», которое стартует 1 июля в центре Омска, на Соборной площади.
Маршрут заезда длиной 5400 километров протянется через Россию и Монголию. Выйдут на дистанцию машины в различных номинациях: мото-, квадроциклы, багги и грузовики.
В грузовом зачете на трассу выйдут 16 машин, из них 7 – на «КАМАЗах».
Команда заслуженного мастера спорта международного класса, пятикратного победителя ралли «Дакар» Эдуарда НИКОЛАЕВА выйдет на дистанцию на легендарной модели «КАМАЗ МАСТЕР». Этот спортивный грузовик, спроектированный и выпущенный с конвейера в единственном экземпляре для гонок, гости праздника смогли увидеть собственными глазами.
Под капотом у «МАСТЕРа» работают 1100 «лошадей», объем двигателя – 13 литров.
Гости «Омскдизеля» с интересом рассматривали габаритный гоночный «болид», задавали вопросы экипажу, брали автографы и фотографировались у грузовика-легенды.
Каждый второй грузовик, проданный в регионе – КАМАЗ
В День клиента постоянным партнеры компании «Омскдизель» были представлены три поколения самых востребованных автомобилей, которые уже сегодня можно приобрести в Автоцентре КАМАЗ.
Центральное место на площадке занял флагман «KАМAЗа» серии К5 – тягач 54901. Модель отличают современные двигатель и коробка передач, аэродинамичная форма кабины. Высокая и широкая кабина разработана так, чтобы сделать работу водителя максимально комфортной. Пол ровный, есть два спальных места с матрасами и встроенный холодильник. Бортовой компьютер показывает температуру и уровень масла в двигателе. С его помощью можно совершать звонки, оставив руки свободными, слушать музыку, во время отдыха – смотреть видео и общаться через мессенджеры…
В ходе деловой программы мероприятия гостям подробно рассказали о технических характеристиках новинки, а также, на каких выгодных условиях ее можно приобрести в лизинг. Омичи, пришедшие на День клиента, по достоинству оценили комфортабельность, современность, технические характеристики и дизайн КАМАЗа-54901.
Источник
Технические характеристики
Как было сказано ранее, капотная версия КамАЗа была основана на базе модели КамАЗ 4326, что не могло не сказаться на общей схожести технических данных и характеристики.
Таким образом, технические характеристики копотного КамАЗа будут следующими:
- полный вес – 10 200 кг;
- снаряженная масса – 8 900 кг;
- колесная формула – 4×4;
- максимальная развиваемая скорость – 163 км/ч;
- длина грузовика – 690 см;
- ширина грузовика – 255 см;
- высота грузовика – 305 см;
- марка мотора – Caterpillar C13;
- тип двигателя – дизельный, оснащенный турбонаддувом;
- максимальная мощность – 980 л.с.;
- крутящий момент – 4000 Нм при 1500 оборотов в минуту;
- общее количество цилиндров – 6;
- расположение – рядное;
- объем цилиндра – 12,5 л;
- объем бака с горючим – 1000 л;
- коробка передач – ZF 165251;
- тип коробки передач – 16-ступенчатая механическая;
- тип сцепления – фрикционное;
- сцепление – ZF MFZ430;
- тип привода – пневматический с электронным управлением.
Смотрите испытание грузовика на видео.
В виду того, что капотный грузовик является новой разработкой, не имея ещё регистрационного и порядкового номера в линейке, стоимость данной модификации ещё остается неизвестной. Вполне возможно, что цена будет озвучена в дальнейшем, после проведения необходимых испытаний и серийного выпуска автомобилей. О ценах на автомобили Камаз прочитайте в в другой нашей статье.
Заключение
Данный грузовик должен стать, как предполагают разработчики, следующим шагом в линейке спортивных машин КамАЗа. Однако, ожидать немедленных результатов явно не стоит.
Об этом и говорит сам Владимир Чагин, заметивший следующее: «Ожидать сиюминутных побед на ралли «Дакар», выступая на новой капотной версии, пока что не стоит. Ещё очень много мелких нюансов, которые стоит учитывать, но одно можно сказать уже сейчас: делать какие-либо выводы нужно только после проведения длительных заездов и испытания в условиях сложно проходимых трасс и пустынь».
Экипаж КамАЗа в ралли
Совершенно очевидно, что экипажу потребуется первичная адаптация, ведь специфика езды на капотной версии и на старых моделях явно отличается. Другим немаловажным нюансом является совершенно иной двигатель, используемый в капотной модификации. Более привычный Liebherr давно и прочно вписался в комплектацию спортивных КамАЗов, как же себя поведет Caterpillar, пока не очень ясно.
По всей видимости, избежать первичных проблем на новом КамАЗе всё-таки не удастся. Однако, это естественный процесс, который является частью всего развития в целом.
В любом случае, конструкторы нового КамАЗа извлекут немаловажный урок из этой затеи: либо данный вектор развития окажется крайне успешным, который приведет к завоеванию новых побед, либо данное направление будет признано нецелесообразным. Но последнее маловероятно, в виду высказанных ранее преимуществ. В любом случае, все любители автоспорта, в скором времени, смогут наблюдать новый капотный КамАЗ-мастер на различных соревнованиях.
Ознакомьтесь также со всем модельным рядом техники Камаз – тут.
Итоги
Популярность автомобиля Камаз на гонках Дакар не осталась незамеченной. За последние годы много автомобилей было продано не только в России, но и за границу. Так в 2021 году этот параметр составил около 13,5 тысяч единиц, а в 2020-м — почти 30 000. Для сравнения еще 10 лет назад это число было почти в 10 раз меньше. К наиболее важным покупателям относится Индия, Пакистан, Казахстан, Иран, Вьетнам и ряд других стран.
Если сравнивать с основной моделью, гоночная машина претерпела ряд заметных изменений. В частности, увеличилась мощность двигателя, появилась возможность работать на газе. На 40 см был смещен двигатель машины, а саму кабину пришлось переместить на 20 см. Кроме того, разработчики использовали много зарубежных компонентов, что сделало автомобиль более надежным.