История
Фирма вышла в свет в 2007 году и в течение полугода объявила о создании суперкаров в России, чем вызвала удивление большей части отечественных автомобилистов. За такой небольшой период времени у компании появилось представление о новом спорткаре, его стиль, создание и разработка базовых элементов, маркетинговая политика и другие решения.
Дебют новинки состоялся в 2008 году в столице России. Президент фирмы Николай Фоменко заявил, что Маруся начнет реализовываться и пользоваться популярностью и на отечественном рынке, и зарубежом. Также он отметил, что российскому суперкару по зубам посоперничать даже с таким именитым брендом, как Lamborghini.
Главным отличием Marussia от иностранных брендов, как считал Николай, станет ее цена — она будет дешевле. Если автопроизводители из Европы при создании крыши пользуются лонжеронами, встроенными в кузов, то в российской новинке все сделали проще крышу выполнили из углепластика, для производства которого не требуются дорогостоящие цехи металлообработки.
Многие автолюбители называют этот автомобиль «Лада Маруся», но это неправильно, так как это независимый проект и к АвтоВазу он отношения не имеет.
Технические характеристики
Подобно тому как отличаются друг от друга двойняшки, так и Marussia B2 имеет некоторые отличия от спорткупе B1. В первую очередь по части техники. Загляните под капот – и вы найдете там неповторимый движок объемом 2,8 л Marussia-Cosworth, который таит в себе небывалую мощь 420 лошадиных сил. Впрочем, возможны и вариации – на выбор покупателя предлагаются еще два бензиновых шестицилиндровых мотора V-образной формы. А еще спорткар агрегатируется исключительно автоматической КПП. Механики здесь нет и в помине. Любая из модификаций используется А-95 и набирает 250 км/час на хорошей дороге.
Примечательно, что почти все детали «Маруси» отечественного производства. Покупными являются лишь движок, принадлежащий англичанам, тормозная система, рулевая колонка и АКПП. Они приобретались для того, чтобы автомобилю было проще пройти сертификацию в ЕС. На спортивный автомобиль российского производства устанавливают три вариации силовых агрегатов. Самый слабый из них имеет 300 лошадиных силы, а его объем равняется 3.5 литрам. Это атмосферник с V-образными шестью цилиндрами. Дальше идет пара моторов по 2.8 литра, которые были турбированные. Они могут выдавать 360 и 420 конских силы. Их поставляет компания Cosworth. Данные силовые агрегаты изготавливались непосредственно фирмой Marussia Motors заодно с фирмой Cosworth (Англия), какая изготавливает силовые агрегаты для спортивных машин (например, Формула-1).
Машины получили оснастку подушек безопасности для водителя и пассажира, сидящего впереди, систему мультимедиа с видеокамерами, навигационную систему и жесткий диск на 320 Гб. Устройство машины представляется в форме сварного кокпита, ширина которого 1 400 мм, и алюминиевыми листами, которые приклепаны. На кокпите закрепляются быстросъемные подрамники. Рычаги подвески на ШСках. Панели кузова были произведены из карбона с применением автомобильной клавы, на некоторых стареньких автомобилях они сделаны с применением стеклопластика. Мотор установили на жесткие опоры, находящиеся на подрамнике. Сам же подрамник устанавливался на резиновые подушки. Большое количество элементов шасси изготавливались из листового материала с последующей гибкой. Двигатель установили по середине автомобиля, а если говорить точнее, прямо за передними креслами. Разгоняется 420-сильная версия Marussia B2, которая веси всего лишь 850 кг за 3.8 секунды.
Российский спорткар Marussia B1 появился в продаже по цене 15 млн рублей
Автомобильная марка Marussia давно ушла в небытие, оставив в наследство три десятка прототипов среднемоторных купе. Одна из этих машин недавно появилась на сайтах объявлений.
«Маруся» начинала ярко: щедрые инвестиции предпринимателя Андрея Чеглакова, амбициозные планы артиста Николая Фоменко, ставшего лицом компании, эффектный дизайн и впечатляющие характеристики первого российского суперкара. Проект стартовал в конце 2008 года, а уже в 2010 году компания планировала продать более тысячи машин.
Выставленное на продажу купе Marussia B1, как уверяет продавец, находится в идеальном состоянии
Реализовать эти замыслы не получилось, и в 2011 году проект пришлось запускать заново, заказав доработку конструкции спорткара у финской компании Valmet — разработанная собственными силами модель Marussia B1 оказалась непригодной даже к мелкосерийному производству. Так появилось купе второго поколения — Marussia B2, правда, на его запуск уже не хватало денег.
Потом ещё были безуспешные попытки организовать выпуск кроссоверов, принять участие в проекте «Кортеж» и раскрутить собственную команду «Формулы-1», но к 2014 году компания дошла до такого состояния, что уже не могла платить зарплату сотрудникам. В дальнейшем о «Марусе» вспоминали только в связи с новостями о банкротстве и распродаже активов.
Несколько лет назад сразу шесть прототипов автомобилей марки приобрела новосибирская компания «VIP-Service», когда-то пытавшаяся стать дилером «Маруси». Один из этих автомобилей теперь выставили на продажу. Это среднемоторное купе Marussia B1, выпущенное в 2014 году и оснащённое «ниссановским» двигателем V6 3.5 мощностью 300 л. с.
Одним из недостатков модели B1 стал очень тесный даже по меркам спортивных машин салон
Сайт Wroom.ru выяснил, что этот автомобиль пытались продать два года назад за 10 миллионов рублей. Тогда, судя по всему, этого сделать не удалось, так как в паспорте технического средства указано, что владелец машины не менялся с 2016 года. Теперь за «Марусю B1» просят уже 15 миллионов рублей .
Кстати, запуская проект, Николай Фоменко обещал, что товарные спорткары Marussia будут стоить по 100 тысяч долларов. Даже по нынешнему курсу это семь с небольшим миллионов рублей — вдвое дешевле цены из объявления. Наценка за уникальность машины?
• Это было интересно? Подпишитесь на наш телеграм-канал — там есть наши новости, рассказы про интересные машины и фотографии с курьёзами.
Технические характеристики
Тип | Объем | Мощность | Крутящий момент | Разгон | Максимальная скорость | Количество цилиндров |
---|---|---|---|---|---|---|
Бензин | 2.8 л | 360 л.с. | 520 H*m | 4,2 сек. | 250 км/ч | V6 |
Бензин | 2.8 л | 420 л.с. | 600 H*m | 3,8 сек. | 250 км/ч | V6 |
Бензин | 3.5 л | 300 л.с. | 330 H*m | 4,7 сек. | 250 км/ч | V6 |
Подробнее
Коснемся техническое части, она не имеет каких-либо существенных отличий от начинки Marussia 1. Доступны также три модификации. Все три силовых агрегата это бензиновые V-образные «шестерки» с объемами 3.5 литра, 2.8 литра и вновь 2.8 литра. На менее мощною модификацию с объемом двигателя 3.5 литра ранее устанавливалась силовая установка от компании Renault, а теперь Marussia B2 козыряет с двигателем от Nissan 350Z.
- 2.8-литровые установки – это разработки компаний Cosworth и Marussia Motors. Работают они в паре с шестиступенчатой автоматической коробкой передач, а привод везде осуществляется на заднюю ось.
- 3.5-литровый атмосферный мотор выдает мощность 300 лошадиных сил и крутящий момент 410 Нм, что позволяет разгонять углепластиковый спорткар до сотни за 4.7 секунды.
Турбированные моторы объемом 2.8 литра могут развивать мощность 360 л.с. и 420 л.с., а их крутящий момент составляет 520 Нм и 600 Нм соответственно, что сокращает разгон до 100 км/ч до таких показателей, как 3.8 секунды и 4.2 секунды.
Для каждого мотора стоит ограничение максимальной скорости на отметке в 250 км/ч, а ездят они все на 95-ом бензине. Спереди и сзади автомобиль оснащается спортивной независимой подвеской и имеет двойные поперечины по схеме «пуш-род».
Marussia B2 немного подорожала по сравнению со своим предшественником. За модификацию с атмосферным силовым агрегатом придется выложить 5 400 000 рублей, а за топовую турбовую версию 6 400 000 рублей. На момент банкротства было выпущено лишь 14 экземпляров.
Главное ее преимущество перед конкурентами именитых брендов – стоимость. Специалисты и критики посчитали, что автомобиль действительно имеет низкую стоимость, но вот про соотношение цены/качества они ничего не сказали. Завод компании находится в Москве, а трудится на нем 500 человек, собирая Б2 собственноручно.
К сожалению, уже в 2014 году проект Marussia Motors был закрыт в связи с банкротством.
А что на деле?
А на деле прототип появился не с нуля, поэтому давайте начнем по порядку. Главным конструктором и, пожалуй, испытателем будущей Marussia B1 стал молодой инженер Игорь Васильевич Ермилин. За основу для российского суперкара он использовал свой же прототип «Феникс», который разрабатывался на замену ненадежной серии гоночных спортпрототипов Lada Revolution, участвовавшей в одноименном монокубке Национальной гоночной серии «АвтоВАЗ».
«Феникс» представлял из себя алюминиевый монокок с мотором Alfa Romeo 2.0 Twin Spark мощностью 152 «лошадки», агрегированным с пятиступенчатой коробкой передач Hewland LD 200 — такой симбиоз славился своей надежностью в жестких условиях эксплуатации. Увидев «Феникса» Николай Фоменко вдохновился на создание российского суперкара, предложив молодому инженеру взяться за разработку гражданской гоночной машины. Ермилин как раз был свободен, поскольку проект Lada Revolution закрылся на фоне экономического кризиса 2008-го года, а у инженера была мечта в виде омологации гоночной FIA GT. Так и началось сотрудничество.
Желтая Marussia B1
Желтая Marussia B1
Желтая Marussia B1
Желтая Marussia B1
Желтая Marussia B1
Разработка будущей «Маруси» велась вокруг стальной рамы необходимой для омологации, в которую встроили монокок из соединенных друг с другом с помощью заклепок алюминиевых листов. И только потом монтировалось и подгонялось шасси и силовая установка. Алюминиевый монокок в стальной раме должен был обеспечить достаточную жесткость для прохождения краш-тестов. Осталось дело за дизайнерами, однако приоритетом для них была не техническая сторона вопроса и как оно вообще будет всё работать, а маркетинг. пиар и wow-эффект.
Marussia B1
Предложенный дизайнерами вариант устроил инвесторов, Фоменко и публику. Тем временем Игорь Ермилин параллельно работал над инженерной версией B1, потому что знал, что продемонстрированный инвесторам вариант не поедет. Но о конфликте между «красиво» и «работает» мы подробнее остановимся в этом материале немного позже. Маркетинговую версию Marussia B1 успешно оцифровали и начали создание прототипов, в которые наспех внедрили бензиновые «атмосферники» Nissan VQ35 мощностью 240 «лошадиных сил» с пятиступенчатыми «автоматами» Aisin, потому что 152-сильный мотор от Alfa Romeo вообще никак не соответствовал понятию «суперкар».
Marussia B1 на треке
Marussia B1 на треке
Marussia B1 на треке
Ниссановский VQ35 хорош на легкой машине. Но поскольку суперкар не сочетается со словом «скромно», зато звучит рядом с «люкс», да и оправдать возросшую цену до 95 000 долларов США тоже как-то нужно (изначально планировалось продавать не дороже 50 000 долларов США), в нее «понапихали» роскоши в виде электроприводов вообще всего (дверей, капота, сидений и руля), шести камер, дорогой отделки салона с мониторами на которых можно было смотреть фильмы (ведь это распространенное занятие за рулем суперкара). В результате прототип «потолстел» до 1150-1250 килограммов, тогда как первый образец «Маруси» весил вменяемые 950 кг.
По задумке инженера Ермилина первые товарные версии гоночной Marussia B1 должны были быть ориентированы больше на комфорт, поэтому ниссановского 240-сильного мотора должно было хватить, чтобы разогнать суперкар с 0 до 100 км/ч примерно за 5 секунд, а максимальная скорость должна была быть 250 км/ч — тогда такие характеристики еще не считались ущербными для автомобилей такого класса. Позже планировалось ставить на «Марусю» этот же форсированный до 360 лошадиных сил мотор как на Renault Megane Trophy плюс «механика» и 480-сильную версию этого же двигателя как на Formula Renault 3.5 плюс секвентальный «полуавтомат».
Но этому не суждено было сбыться.
Денег нет
В результате постоянных переделок и удорожания машины у Николая Фомина закончились деньги. В начале 2014-го года Marussia Motors начала процедуру ликвидации, большинство работников были сокращены, часть ушла в НАМИ, Зарплата за последние два месяца работникам предприятия не была выплачена (по некоторым данным — за шесть месяцев). Суммарно долгов перед бывшими сотрудниками и поставщиками накопилось на более чем 150 миллионов рублей (по обменному курсу 2014-го года это было больше 3,8 миллионов долларов).
В октябре 2014-го суд признал ООО «Маруся Инжиниринг», дочку ООО «Маруся Моторс», банкротом, но активов на погашение долгов не хватило. Однако со слов бывших сотрудников оборудования хватило бы чтобы покрыть все долги, но оно было распродано до объявления банкротства. У Marussia Motors была также вторая дочерняя , которая занималась продажами машин Marussia. За все время она реализовала 4 машины, хотя в июне 2011-го Фоменко заявлял, что 700 машин проданы по предварительным заказам. Обе дочки Marussia Motors контролировались базировавшимся в Люксембурге оффшором Marussia Lux S.A., доли в котором принадлежали Николаю Фоменко и Антону Колесникову, они же являлись и его управляющими. Незадолго до объявления банкротства оба управленца ушли со своих постов, в итоге офшор стал числиться за каким-то панамцами.
Интерьер Marussia B2
В 2014-ом также прекращает свои выступления в «Формула-1» команда «Маруся», главной заслугой которой стали многомиллионные долги. Так. Ferrari они остались должны 21 миллион евро, McLaren — 8,9 миллиона евро, Pirelli — 1,2 миллиона евро. Также не был выплачен 1 млн евро британским налоговым службам, 3,9 млн спонсорам гонщика Макса Чилтона. Помимо этого команда «Маруся» задолжала гонщику Тиму Глоку, руководству нескольких трасс «Ф-1» и Международной автомобильной федерации (FIA).
В 2016-ом году банк «ФК Открытие» выдвинул иск Фоменко и Колесникову в размере 65-миллионов за выданный ранее кредит в 60 миллионов на строительство суперкара Marussia. Фоменко утверждал, что ничего не брал, на договорах не его подпись и вообще его не было в стране когда эти документы подписывались. Тем не менее, после заключения экспертизы о том, что подписи принадлежат Фоменко, суд постановил вернуть деньги. Далее произошли странные события. Банк «ФК Открытие» уступает кредитные требования некоему Павлу Губнину, который в свою очередь отказывается от иска. В июле 2016-го суд прекращает дело.
Интерьер Marussia B2
Сегодня известно о существовании только трех «Марусь» на ходу с номерами, остальные пошли под «распил» и в качестве доноров под другие проекты. В 2018-ом году компания VIP Service пыталась продать в России одну восстановленную Marussia B1 с тем самым мотором VQ35 от Nissan. Цену выставили в 10 миллионов рублей, но СМИ сообщали, что покупатель не нашелся. В 2019-ом в продаже появилась Marussia B1 2014-го года выпуска за 15 миллионов рублей. Купил её кто-то или нет неизвестно.
Какую роль сыграл во всем этом Ефим Островский не упоминается, но как соучастник в очередном проекте, в котором растворились сотни миллионов чьих-то рублей, он отметился опять.
Что касается инженера Игоря Ермилина, который обменял молодость на опыт, то у него в гараже остался прототип шасси №6 с алюминиевым кузовом (последняя версия перед закрытием проекта Marussia), его собственная разработка в виде гоночной Marussia B1 GT, которая навряд ли когда-то увидит свет, и воспоминания о мечте возродить FIA GT.
Первый российский спорткар Marussia B1
Автомобиль Marussia B1 является прорывом в отечественном автомобилестроении. Распространяться информация о фирме Marussia Motors начала в 2007 году, а уже в течение полугода представители компании официально заявили о создании российского спорткара, что вызвало большой ажиотаж среди автолюбителей. Основателем, кстати, является отечественный шоумен Николай Фоменко. Инженеры и маркетологи очень быстро разработали основные элементы автомобиля, его стиль и маркетинговые решения.
Уже в 2008 году состоялась официальная презентация российского спорткара. Презентация состоялась в России в ходе автовыставки московского автосалона. Уже в ходе презентации руководитель компании заявил, что Маруся Б1 это не только первый российский спорткар, но и полноценный конкурент для таких именитых брендов, как Ferrari и Lamborghini. Отличаться он будет лишь в цене, которая обязательно порадует покупателей.
Существенная экономия средств осуществляется из-за простой технологии изготовления крыши автомобиля. Российские инженеры изготавливают ее просто из углепластика, а иностранные производители используют технологию, позволяющую встраивать в крышу лонжероны, что требует огромных расходов из-за необходимости использования процессов металлообработки и дорогостоящих цехов.
Внешний вид
Marussia B2 обладает эффектным экстерьером, благодаря чему фанаты мгновенно окрестили ее «русским бэт-мобилем». Смелые грани и экспрессивный характер авто видны с первого взгляда. Дизайн получился ярким и необычным – сложно поверить в то, что Marussia действительно производиться в России.
Каждая деталь здесь, каждый изгиб формы купе – это железные мускулы, работающие насилу и мощь. Благодаря тому, что кузов авто выполнен из пластика, массу автомобиля удалось снизить до 1100 кг. Отдельно стоит отметить яркую раскраску «Маруси», состоящую из алого и матового черного цветов. Черные участки обладают тактильным эффектом и на ощупь напоминают кожу.
Салон
Не менее презентабельно у Marussia B2 выглядит и ее интерьер. Оказавшись за рулем авто хочется сразу же выдавить педаль газа в пол. Острые грани, уникальные формы торпеды и огромные воздуховоды так и говорят о дерзком характере автомобиля. Причем радуют материалы из которых изготовлен салон. Очень много углепластика и натуральной кожи.
Несмотря на малое количество различных кнопочек и «переключалок» для спорткара у «Маруси» огромный набор полезных функций, которые доступны уже в базовой комплектации. Возможно, этим она подкупает своих покупателей. В базе имеется полный электропакет, климатическая система, хорошая аудиосистема, навигация и много другое. А ручная сборка такого салона должна говорить о высоком качестве.
На центральной консоли расположился огромный дисплей, который выводит изображение с 5 камер кругового обзора. Он выводит изображение специально разработанного компьютера для Marussia на четырехядерном процессоре с поддержкой спутниковой навигации ГЛОНАСС, Wi-Fi и даже интегрированным с завода скайпом. Должен порадовать владельцев и полностью виртуальный щиток приборов.
Дизайн
У Б2 очень эффектный дизайн. В голове он не укладывается со словосочетанием «российский автомобиль». Фанаты даже успели окрестить Marussia как «русский бэт-мобиль». А и вправду, их дизайн достаточно схож. Он обзавелся смелыми гранями и экспрессивным характером. Огромные фальшрешетки радиатора и воздухозаборники, имеющие острые углы говорят об спортивности и агрессивности автомобиля.
Все детали имеют дутые формы и массивные изгибы, схожие с огромными железными мускулами, которые добавляют мощи. Дополняет неповторимый образ Marussia B2 ее эффектный окрас.
Спереди автомобиль выглядит особо эффектно: массивные крылья, над которыми едва возносится купол крыши, от которого спускается вниз лобовое стекло. Продолжением стекла можно считать капот, который имеет отрицательный угол. Но главной изюминкой спереди можно считать переднюю оптику, которая вмонтирована в огромные передние воздухозаборники, опускающиеся до самого низа автомобиля.
Сбоку B2 отличается от В1 воздухозаборниками, ограничивающие дверной проход, а сама дверь теперь не имеет накладок и погружена вглубь конструкции. В глаза бросается лобовое стекло, которое расположилось не только спереди, еще и по бокам. На В2 устанавливаются старые 20-дюймовые диски.
Не менее эффектно Marussia B2 смотрится и сзади. Купол крыши продолжается постепенно, сходя вниз до самой крайней грани задней части автомобиля. А раздвоенный выхлоп теперь с середины бампера перекочевал в самую верхнюю его часть. Верхняя кромка задней части имеет волнообразную форму, где идут раздвоенная задняя оптика, раздвоенный выхлоп и вновь раздвоенная оптика.
Касаемо габаритов кузова, они имеют следующие значения:
- длина – 4635 мм;
- ширина – 2000 мм;
- высота – 1100 мм;
- колесная база – 2680 мм;
- снаряженная масса автомобиля – 1100 кг.
Технические характеристики
Полноценно ответить на вопрос какими техническими характеристиками обладала Marussia B1 нельзя. Никаких тесты она не проходила, в серию машина так не пошла, по факту был выпущен ряд прототипов с разными силовыми установками и все цифры что мы приводим — это то что планировалось «на бумаге». А смогла ли бы она достичь этих параметров в реальных условиях уже, наверное, никогда и не узнаем.
Цена указана в российских рублях на то время, когда машину планировалось продавать.
Двигатель | Примерная цена | Топливо | Привод | Разгон до 100 км/ч | Макс. скорость |
3.5 AT (300 л.с.) | 4 500 000 руб. | АИ-95 | Задний | 4,7 с | 250 км/ч |
2.8 T AT (360 л.с.) | 5 200 000 руб. | АИ-95 | Задний | 4,2 с | 250 км/ч |
2.8 T AT (420 л.с.) | 5 400 000 руб. | АИ-95 | Задний | 3,8 с | 250 км/ч |
Marussia B2
Технические проблемы
Начнем с того, что Фоменко заявлял, что 80% процентов деталей машины произведены в России. На деле это была «солянка» из импортных комплектующих, часть из которых ставилась в том числе на дешевые автомобили. Так, электроусилитель руля был заимствован у… малолитражки Renault Twingo. В итоге, оказавшись в чужеродной для себя стихии, он перегревался и отказывался работать. Биксенон был заимствован у Volkswagen Touareg, приводы и одногаечные ступицы производства шведской SKF подошли от Ferrari F430, но в итоге их пришлось переделывать, потому что эти комплектующее оказались запатентованными и в серию с ними никак.
Тормоза на прототипы ставили разные, в том числе американские Wilwood, причем все меньшего чем позволяли колеса размера, потому что с большими дисками тормоза быстро блокировались при резком торможении. После испытаний тормозов немецкой компанией Continental было принято решение замены на более мощные от британской AP Racing, а в итоге пришли к Alcon, тоже родом из Великобритании.
Marussia B1
Интерьер Marussia B1
В прототипах Marussia была реализована регулируемая подвеска — в случае необходимости можно было увеличить клиренса на 50 миллиметров нажатием одной кнопки. Сначала в шасси ставили российские амортизаторы «Плаза», но позже отказались от них в пользу немецких KW, подготовленных к системе гидроподъема. Потом «внезапно» оказалось, что маркетинговый экземпляр кузова не очень подходит для гонок — были проблемы с охлаждением из-за малого размера воздухозаборников, а задний диффузор, вместо того чтобы прижимать машину к земле, пытался запустить ее в «космос». Спокойно, «Маруся», космос то мы уже освоили.
Белая Marussia B1
Белая Marussia B1
Белая Marussia B1
Были проблемы и с охлаждением мотора с включенным кондиционером. Оказалось, что вентилятор обдува при включенном кондиционере не работает, а компрессор подогревает мотор
Также планировалась замена материала монокока с алюминия на углепластик, с которым проще работать на этапе доводки автомобиля, но почему-то в итоге монокок оказался тяжелее и жестче чем планировалось, но это уже было не важно. Так и не решив до конца все проблемы, руководство принимает решение о запуске «Маруси» в серийное производство