«Сохранять жизни»
На возможность появления в России беспилотного основного танка обратили внимание и на Западе. Так, в августе прошлого года американское военно-аналитическое издание The National Interest выпустило материал под заголовком «Россия разрабатывает безэкипажный танк Т-14 «Армата»?»
Также по теме
«Обеспечить превосходство над лучшими аналогами»: серийные поставки танков «Армата» в армию начнутся в 2022 году
Серийные поставки танков Т-14 «Армата» российским военным начнутся в 2022 году, заявил главный конструктор Уральского конструкторского…
В нём обсуждались характеристики машины, а также возможные технические решения, которые придётся применить для превращения Т-14 в робота.
«Одна из проблем с дистанционно управляемыми машинами состоит в том, что необходимо, чтобы те, кто управляет ими на расстоянии, обладали «ситуационной осведомлённостью». Но в случае Т-14 этот момент, похоже, учтён. По периметру внешней обшивки танка расположены широкоугольные камеры. Они дают круговой обзор на 360 градусов и позволяют экипажу владеть ситуацией. Размещённый наверху башни прицел командира также предоставляет всю полноту обзора, в то время как прицел наводчика оснащён перископом прямого обзора и лазерным целеуказателем», — отмечали авторы издания.
По мнению The National Interest, «если безэкипажный вариант действительно находится в работе, то, возможно, это попытка заинтересовать иностранных покупателей».
Военный эксперт Юрий Кнутов, со своей стороны, считает, что будущий российский полностью роботизированный танк предназначен для нужд как Вооружённых сил РФ, так и заинтересованных иностранных заказчиков.
В свою очередь, военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин в разговоре с RT отметил, что сейчас российская армия обеспечена танками, бронированными машинами пехоты и другой техникой, поэтому в разработке полностью роботизированных танков нет срочной необходимости и на апробирование подобных технологий есть достаточно времени.
- Танк Т-14 «Армата»
- РИА Новости
«Учитывая, что сегодня отсутствует угроза большой войны, а есть лишь определённые очаги напряжённости, нет смысла тратить огромные средства на запуск серийного производства танка Т-14 на базе «Армата» в срочном порядке», — пояснил эксперт.
При этом разработка такой перспективной техники крайне важна, уверен Литовкин.
«Она позволяет сохранять человеческие жизни в различных условиях боя, а также более эффективно сдерживать и поражать противника. Россия стремится обновлять вооружённые силы и иметь необходимую технику для сдерживания вероятного агрессора. В рамках этой концепции и ведётся масштабное исследование и испытание беспилотных боевых машин», — рассказал аналитик.
Юрий Кнутов подчёркивает, что у российского ОПК есть всё необходимое для успешного создания беспилотного основного боевого танка.
«С точки зрения оснащения Вооружённых сил РФ создание подобных машин станет прорывом, который позволит России быстрее и эффективнее реагировать на поле боя, ведь эти машины включены в единую сетевую систему управления войсками. Чем больше роботов будет появляться, тем больше будет шансов отразить любую военную угрозу», — заключил Кнутов.
«Одно из самых перспективных направлений»
Российский танк Т-14 на базе тяжёлой гусеничной платформы «Армата» был разработан концерном «Уралвагонзавод». Разработка началась в 2010 году, а впервые танк продемонстрировали публике на параде Победы 9 мая 2015 года.
Создатели машины неоднократно отмечали, что Т-14 — не только единственный в мире танк третьего послевоенного поколения, он также обладает рядом уникальных технических решений, главным из которых стала полностью необитаемая башня танка с дистанционным цифровым управлением. Командир и экипаж располагаются в изолированной бронекапсуле, откуда ведётся управление машиной и башней с основным оружием танка — 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82.
- Танк Т-14 «Армата»
- РИА Новости
Это уникальное техническое решение позволяет сохранить жизни экипажа даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта. При этом броня танка выдерживает лобовое попадание современных противотанковых ракет и снарядов.
Первые сведения о начале работ по созданию на базе платформы «Армата» боевого беспилотного танка появились в 2017 году. Тогда заместитель генерального директора «Уралвагонзавода» Вячеслав Халитов заявил, что вопрос о роботизации платформы прорабатывается, однако предварительно должны быть завершены теоретические и экспериментальные работы.
Также по теме
«Один из лучших в мире»: в России начали серийное производство и поставки в войска танков Т-90М «Прорыв»
«Уралвагонзавод» приступил к серийному изготовлению и поставкам в Вооружённые силы Российской Федерации основных боевых танков Т-90М….
«Сегодня технологии продвинулись настолько и разработки в области робототехники идут вперёд таким темпом, что следует всерьёз задуматься о роботах как о новом виде оружия», — подчеркнул Халитов.
В 2018 году агентство РИА Новости со ссылкой на доклад 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны сообщило, что беспилотный танк, разрабатываемый на базе новейшей боевой платформы Т-14 «Армата», получил название «Тачанка-Б».
«Тачанка-Б» — разработка аванпроекта безэкипажной роботизированной ударной платформы тяжёлого класса на базе изделия Т-14 для семейства бронетанковой техники нового поколения», — говорится в докладе.
Уже в августе 2020 года «Уралвагонзавод» сообщил, что танк Т-14 «Армата» проходил испытания в беспилотном режиме. В концерне отметили, что «появление тяжёлых беспилотных боевых машин — вопрос ближайшего будущего».
«В рамках проводимых по заказу Минобороны НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — RT) специалисты концерна проводят комплекс работ по созданию роботизированных боевых машин переднего края. В ходе работ в беспилотном режиме тестировался в том числе и танк Т-14 «Армата». Это одно из самых перспективных направлений развития бронетехники, которое позволит изменить расстановку сил на поле боя», — рассказали в концерне.
Что делают крупные компании
В России есть крупные ИИ-проекты, локомотив индустрии — большие компании: они вкладывают деньги в технологии и видят в этом финансовую перспективу. Так, «Сбер» планирует вложить в искусственный интеллект около 2 млрд долларов в ближайшие четыре года и заработать за то же время порядка 6 млрд.
Откуда берётся доход? «Сбер» продаёт свои разработки как сервис. В 2020 году банк запустил систему виртуальных ассистентов «Салют»: они оплачивают покупки, переводят деньги и выбирают кино на вечер — достаточно дать нужную голосовую команду. Чтобы пользоваться функциями в полной мере, предлагают купить ТВ-приставку SberBox и смарт-дисплей SberPortal.
Вот так это выглядит на практике:
Плюс к этому банк оптимизирует внутренние процессы с помощью ИИ. Использует собственную систему распознавания лиц — она позволяет быстрее и проще идентифицировать клиентов. Недавно система получила международный приз и сейчас считается лучшей в России.
«Сбер» решает и общественно значимые проблемы: расшифровывает рукописи Петра Первого и помогает ставить диагнозы с помощью нейросетей. Тестирует ИИ при подборе сотрудников — система анализирует резюме кандидата и определяет риск его быстрого увольнения.
Успехи положительно влияют на имидж компании. Консалтинговое агентство Brand Finance включило «Сбер» в топ-3 сильнейших брендов мира. Одна из причин высокой оценки — успехи в развитии инноваций.
Не отстаёт и «Яндекс». Компания одной из первых в России стала разрабатывать беспилотные автомобили и сегодня внедряет полезные ИИ-решения для бизнеса. У «Яндекса» есть собственные разработки, которые конкурируют с продуктами Google и Amazon.
Среди них Yandex SpeechKit — сервис распознавания и синтеза речи на нескольких языках. Вы наверняка знаете его по голосовой станции «Алиса». «Яндекс» вывел технологию в массы — сегодня каждая компания может внедрить её в свою IT-инфраструктуру.
SpeechKit позволяет общаться с клиентами без участия операторов. Робот запишет клиента на услугу, узнает, доволен ли покупатель сервисом, и сделает серию холодных звонков. Система распознаёт речь, строит общение по скрипту и передаёт данные менеджерам. Это экономит время и не вредит конверсии — только 4% клиентов понимают, что общаются с роботом.
Скриншот: Yandex SpeechKit
«Яндекс» позаботился о естественности голосов: система состоит из миллиона различных фонем. Сервис оценивает текст и подбирает интонации, которые будут звучать максимально органично.
Успехи в использовании ИИ делает и тяжёлая промышленность. В прошлом году компания «Северсталь» внедрила решения «Рубан» и «Аделина». Они управляют непрерывно-травильным агрегатом на Череповецком металлургическом комбинате. «Аделина» вычисляет нужную скорость управления агрегатом, а агент «Рубан» корректирует её на оборудовании. Разработка следит за производством каждую секунду и помогает реагировать на сбои быстрее.
Робот-промоутер
Студенты из Перми задумали сделать робота, способного не только к самостоятельному передвижению, но и к общению с людьми. Они создали Promobot, который определяет возраст и половую принадлежность человека, распознает лица. Он владеет огромным словарным запасом, подключен к интернету и может дать ответы на многие вопросы. Такой робот подходит для выполнения функций продавца, официанта или администратора. Promobot используют некоторые пермские торгово-развлекательные центры и банки. Стоимость его составляет десять тысяч долларов, что намного дешевле корейских аналогов.
Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)
Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.
Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.
Боевой танк России T-80БВМ
На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М «Инвар»
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел «Сосна-У» с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.
Радиостанция Р-168-25 У-2
Особенности трансмиссии
В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.
Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором расход значительно снижен.
Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.
У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа «Реликт».
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.
По схеме «двойной икс»
Как сообщается на сайте «Ростеха», «Ланцет» был разработан компанией ZALA AERO (входит в концерн «Калашников»). Он представляет собой беспилотный аппарат с интегрированной боевой частью, который способен совершать продолжительный полёт над полем боя, самостоятельно обнаруживать цель и по необходимости уничтожать её, спикировав подобно управляемой ракете.
Конструкция «Ланцета» выполнена по необычной аэродинамической схеме «двойной икс», отмечают в компании.
«Она позволяет совершать пикирование на очень высоких скоростях, сохраняя при этом полезную нагрузку большой массы, при этом масса самого БПЛА — всего 12 кг. Такая схема на подобных аппаратах применяется впервые», — подчёркивали в «Ростехе».
Также по теме
«Выполняют боевые задачи»: Минобороны показало применение электромагнитных комплексов борьбы с БПЛА
Российское Минобороны продемонстрировало кадры применения электромагнитных комплексов в зоне СВО. В оборонном ведомстве отметили, что…
По словам разработчиков, «Ланцет» может пролететь десятки километров и произвести удар с хирургической точностью. При этом оператор контролирует действия дрона с помощью телевизионного канала наведения. Беспилотник не теряет видеоконтакт с оператором до момента соприкосновения с целью.
В состав комплекса входит не только боевая часть, но и модуль разведки, навигации и связи, который может определять координаты по разным источникам и объектам и не имеет жёсткой привязки к спутниковой навигации.
Известно, что существует как минимум две модификации данного дрона: «Ланцет-1» и «Ланцет-3».
Они отличаются продолжительностью полёта, собственным весом и массой боевой части. Так, по данным «Ростеха», первый «Ланцет» может находиться в воздухе 30 минут и несёт 1 кг полезной нагрузки при общем весе 5 кг. «Ланцет-3», в свою очередь, весит 12 кг и способен поднять 3 кг полезной нагрузки. Продолжительность его полёта при этом составляет 40 минут.
В последние недели Минобороны разместило серию видеосъёмок, на которых видна успешная работа «Ланцетов» в ходе специальной военной операции на Украине.
Так, 13 октября был обнародован ролик, на котором с помощью «Ланцета» уничтожается внедорожник ВСУ. А 29 октября оборонное ведомство продемонстрировало видео уничтожения украинского ЗРК «Бук-М» и двух 155-мм гаубиц М777.
У компании ZALA AERO есть ещё один дрон-камикадзе — «Куб-БЛА». На сайте «Ростеха» указывается, что преимуществами этого комплекса являются скрытый запуск, высокая точность выстрела, бесшумность и простота в обращении.
«Беспилотник, габариты которого не превышают 1210 х 950 х 165 мм, может совершать полёт продолжительностью 30 минут со скоростью от 80 до 130 км/ч, при этом масса полезной нагрузки достигает 3 кг», — говорится в материалах компании.
Как отмечал Сергей Чемезов, «Куб-БЛА» — это «очень точное и максимально эффективное оружие, с которым очень трудно бороться с помощью традиционных средств ПВО».
- Образец «Куб-БЛА», представленный на форуме «Армия-2019»
- РИА Новости
Беспилотная бронетехника — новый вектор развития Армии РФ
Всё верно, все три машины, показанные на «Армии-2022» имеют возможность дистанционного управления. И если в «Армате» и БМП-3 остаётся место экипажу, а беспилотный режим выделен как чрезвычайная опция, то «Маркер» уже полноценный беспилотник, в котором экипаж даже не подразумевается.
Такой вектор развития МО РФ выбрало неспроста. Разговоры о повышении выживаемости экипажей шли ещё с прошлого столетия, но только получив опыт СВО, руководство наконец решило взяться за эту проблему серьёзно. И правда, в сегодняшней войне средства разведки (в основном БПЛА) делают из танка лёгкую цель. И хоть бронетехника всё ещё полезна и способна выполнять возложенные на неё тактические задачи, количество потерь слишком велико, чтобы оставлять всё как есть.
Обученный, опытный танковый экипаж — слишком дорог для Армии, чтобы не беречь его. С этой мыслью появилась сверхзащищённая «Армата», а потом и понимание, что танкисту в принципе нечего делать в гуще боя. Отсюда и идея сделать танк беспилотным, пойдя по пути авиации. Успешное применение летательных аппаратов с дистанционным управлением подталкивает применить подобный подход и в наземной бронированной технике.
2018
Россия
Зарубеж
Продажи БЛА к 2018 году достигнут $8,35 млрд. Источник неизвестен.
По данным FAA на 31 декабря 2018 года в США насчитывалось свыше 900 тысяч зарегистрированных владельцев БЛА, причем общее число дронов в Америке на тот момент превысило 1.25 млн. / RoboTrends.ru
2018.08.21 США проигрывают Китаю гонку дронов. В последнее время американские компании все чаще отмечают зависимость от китайских комплектующих БЛА, в частности — высококачественных электромоторов. Одновременно американские потребители отмечают крайне высокую стоимость отечественных аппаратов и систем, управляемых специализированным ПО, такие обычно стоят от $6 тысяч и более. Быстрого рецепта по исправлению ситуации, похоже, не существует — необходимо основывать и взращивать отечественные компании в каждом сегменте цепочки снабжения. Зависимость от Китая ощущается не только при приобретении двигателей, китайские поставщики сегодня лидируют и в области литий-ионных телефонных батарей.
В 2018 году американские гражданские ведомства задействовали БЛА порядка 10,3 тысяч раз (в 2017 году цифра была на уровне 5 тысяч). Порядка 38% от кейсов приходятся на аппараты Бюро по управлению земельными ресурсами (BLM) — такие данные приводит Министерство внутренних дел США. Министерство располагает примерно 530 дронами и пользуется услугами 360 операторов. Аппараты BLM используются для разметки и картографирования очагов возгорания, мониторинга лесных пожаров и отслеживания огня ночью — в условиях, когда пилотируемая авиация остается на земле. /
Что будет дальше
Для развития рынка в России был создан федеральный проект «Искусственный интеллект». Финансируется он из средств федерального бюджета — в том числе из тех, что выделили на реализацию национальной программы «Цифровая экономика РФ».
Скриншот: проект «Искусственный интеллект»
Всего на проект отвели 86,5 млрд рублей. Федеральный бюджет заплатит 29,4 млрд рублей, внебюджетные источники — 6,9 млрд, 55 млрд отдельно выплатит Сбербанк.
Куратором проекта назначено Минэкономразвития. Предусмотрены дополнительные гранты в размере 12 млрд рублей — из этих денег будут финансировать коммерческие и научные проекты.
«Это уже вторая попытка системно заняться ИИ в России. Несколько лет назад ИИ не выделяли как отдельное и ключевое направление работы — он был частью сразу нескольких федеральных программ. Хорошо, что появился отдельный проект со своим финансированием и ответственными.
Объём финансирования, если сравнивать его с расходами по аналогичным проектам в ЕС, США или Китае, не слишком велик — другие страны заявляют объёмы в несколько раз больше. Нужно надеяться, что средства будут расходовать на наиболее перспективные направления. В любом случае этот ФП включит в повестку многих руководителей государственных предприятий, и это, несомненно, даст толчок развитию рынка ИИ в целом и небольшим средним компаниям в частности. «Цифра» со своей стороны также планирует принять участие в реализации ФП».
Комментарий генерального директора Цифровой индустриальной платформы Александра Смоленского
Суммы действительно небольшие: Китай, например, тратит на ИИ . И, если смотреть прогнозы, бороться с Китаем и Америкой в целом пока бессмысленно. В документе «Разработка Федерального проекта по искусственному интеллекту» к 2030 году разница по баллам всё ещё большая — в 5,5 раза. 78 баллов у России против 424 у Китая и США.
Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media
А вот посоревноваться с Европой и Канадой кажется возможным — уже к 2024 году разрыв планируется меньше чем в 2 раза (49 баллов у Великобритании, Канады и Германии против 29 у России). IDC прогнозирует рост российского рынка до 555,1 млн долларов США уже к 2024 году. Сбудутся ли эти прогнозы?
«В тех отраслях, где мы работаем, а это в первую очередь промышленность, — не видим отставания в прикладных решениях. В чём-то мы опережаем конкурентов, в чём-то они нас — это совершенно нормальное соревнование. В объёме внедрений Россия, наверное, отстаёт от каких-то стран, но масштабного исследования, выраженного не в деньгах, а в количестве реально работающих систем, во влиянии на бизнес-показатели, нам пока не попадалось. Чтобы выбиться в лидеры, России потребуется увеличить объёмы финансирования раз в 5–10 и сделать ИИ явным национальным приоритетом на всех уровнях. Но даже без этого ожидать, что Россия полностью проиграет гонку за ИИ, тоже не стоит. Для этого нет серьёзных оснований», — сообщил Skillbox Media генеральный директор Цифровой индустриальной платформы Александр Смоленский.
«Гонка в целом идёт не в ту сторону. Самая сущность и научная ценность искусственного интеллекта позабыта: корпорации внедряют лишь точечные прикладные решения. Россия могла бы возглавить самый правильный путь — путь познания человеческого разума, а не создания очередных проектов, которые распознают какие-то объекты. У нас существенный кадровый потенциал, серьёзные теоретические и прикладные наработки — мы могли бы это сделать», — поделился Денис Онацик, основатель Агентства искусственного интеллекта.
Что происходит в России с беспилотными автомобилями
Многие из читателей уже видели беспилотники на дорогах
Первые беспилотные автомобили появились на дорогах общего пользования в России ещё в 2018 году в Москве и Татарстане.
В 2020 появился первый цифровой полигон для тестирования беспилотных автомобилей и инфраструктуры. Следом на дороги массово вышли самоуправляемые машины «Яндекса», автомобили компании «Старлайн» и МАДИ.
Текущие испытания беспилотных автомобилей в России пока ещё проходят с инженером на водительском кресле. Куда деваться: вне полигонов по федеральному законодательству именно оператор должен прийти на помощь в критической ситуации, в том числе при риске ДТП или поломке.
Сейчас в список список регионов, допустимых для проведения тестирования, увеличился до 13 и включает, в частности, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также Владимирская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области.
Уже сейчас правительство открыло коридоры для беспилотных фур на трассах М11 «Нева» Москва-Петербург и строящейся М-12 Москва-Казань-Екатеринбург.
Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях
Вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко говорит, что эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей завершится к 2022 году, по крайней мере — для легковых автомобилей.
Впрочем, «Яндекс» планировал вывести на дороги общего пользования около 1 тысяч таких машин ещё в 2019, постепенно наращивая мощности. Что-то из этого даже получилось – о них пишут СМИ, а некоторые могли увидеть подобные автомобили собственными глазами.
Но неужели кроме них нет никого, кто пытается найти свою нишу в условиях таких перспектив?
МГТУ-КамАЗ-6561 Геркулес
Карьерный беспилотный самосвал не заставил себя ждать: как лидер отрасли, КамАЗ уже в июле 2021 года разработанную совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана модель КамАЗ-6561 с шарнирно-сочленённой рамой и двумя степенями свободы, получившую имя «Геркулес».
Беспилотный карьерный самосвал КамАЗ
Автомобиль выполнен по схеме «последовательный гибрид», имея ДВС и электрический генератор. Первый приводит в действие генератор, второй даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.
Проект задуман пару лет назад и уже готов к серийному выпуску
Гибридное устройство позволяет местами передвигаться на электричестве, экономя до 15% топлива по сравнению с дизельными аналогами.
Есть и система рекуперация, которая происходит при спуске в карьер. Напротив, при подъёме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору.
При длине в 10,1 метра самосвал оказывается одним из наиболее шустрых и поворотливых на рынке благодаря своей схеме. Кроме того, неплохим получился и КПД: при снаряженной массе в 31 тоннe «Геркулес» перевозит до 40 тонн.
Даже при сохранении водителя, продвинутый ADAS может многое изменить к лучшему в промышленности
В самосвале применяется система автономного вождения ADAS пятого уровня, которая обеспечивает движение в карьере без участие водителя, но водительское место сохранено полнофункциональным.
Он и режим дистанционного управления, позволит запустить производство и эксплуатацию новинки без длительной сертификации и законодательных решений по дорожным беспилотникам (сверхтяжёлая техника сейчас требует обязательного наличия водителя на дорогах общего пользования).
Цифровизация России
Правительство активно развивает это направление, считая его одним из перспективных. Разработана программа реализации цифровой экономики до 2024 года. К осени 2018 года планируется сформировать законодательную базу для регулирования криптоэкономики и технологии блокчейн, а к зиме перейти к правовым аспектам функционирования смарт-контрактов. В тот же период создадут программное обеспечение для управления «роем» беспилотников.
В 2019 году начнется внедрение связи 5G, а искусственный интеллект будет интегрирован в систему обработки данных медицинских учреждений. В 2020 году планируется создать отечественный квантовый компьютер, ввести биометрическую аутентификацию в различные сферы повседневной жизни и постепенное использование роботов в качестве штатных сотрудников. К 2021 году появится уникальный конструктор виртуальной реальности, с помощью которого можно будет создавать собственные продукты.
Помимо этого, будут развивать IT-инфраструктуру, кибербезопасность, интернет вещей и многое другое. Суммарно на реализацию программы будет выделено 100,46 млрд рублей из бюджета и 336,1 млрд из внебюджетных источников.
Что из себя представляет БТ-3?
Полноценному беспилотнику не нужно ни десантное отделение, ни места экипажа, поэтому объём бронекорпуса БМП-3 можно сократить почти вдвое, увеличив бронирование оставшегося и уменьшив силуэт.
В качестве вооружения планируется установить модуль «Байкал» с 57 мм основным орудием и ПТУР «Атака». Таким образом танк получит мощные средства борьбы как с пехотой/укреплениями противника, так и с бронетехникой.
За счёт высвободившейся массы появляется возможность установить динамическую защиту, а в перспективе и КАЗ, что снизит вероятность поражения носимыми противотанковыми средствами и беспилотниками.
Беспилотный танк — каким он должен быть?
По аналогии с БПЛА к беспилотной бронетехнике предъявляются аналогичные требования, но со своей спецификой :
1. Компактность
Без экипажа появляется возможность сократить заброневое пространство, а значит получить лучшую защищённость и незаметность при той же массе.
2. Низкая стоимость
Нужно понимать, что беспилотник будет использоваться на самых тяжёлых участках фронта, а значит станет расходным материалом. Поэтому каждая единица бронетехники должна стоить относительно недорого.
3. Унификация с существующими машинами
Беспилотный танк будет работать в одной среде с другой бронетехникой, а значит использование тех же запчастей, снабжение теми же боеприпасами и обслуживание теми же рем.бригадами, что и основной техники станет залогом успешного использования.
4. Своевременное (здесь и сейчас!) внедрение
К сожалению, мы уже проспали появление БПЛА, как важнейшего класса техники, и теперь придётся догонять остальные страны. Этого нужно не допустить в области беспилотных танков, а значит времени выдумывать новую платформу или ждать «Армату» у нас нет. Нужно использовать старые наработки, запускать машины в серию и получать бесценный опыт и только на его основании строить новую перспективную технику.
Volgabus MatrЁshka
История проекта длительная и запутанная: компания Volgabus то получала гранты, то оказывалась Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях” target=”_blank” rel=”noopener noreferrer nofollow”>банкротом, то снова восставала из пепла.
Киберпанк в жизни. Но это не единственный проект Volgabus
Беспилотная коммерческая модульная система MatrЁshka состоит из модулей, в которых расположены кузовные элементы, энергетическая установка и движущие электроприводы.
Разрабатывается сразу 3 варианта:
- базовая версия M2 с грузовым контейнером объемом до 3 кубометров,
- грузовая платформа M2С6 для перевозки контейнеров различного назначения (мобильные диагностические комплексы, пожарные насосные системы, передвижные накопители энергии до 200 кВч),
- пассажирская M2B8 на 8–12 человек.
Пассажирскую версию успели протестировать и показать на множестве автосалонов. Получилось неплохо: купейная компоновка футуристического салона показывает неплохую вместительность и обеспечивает комфорт внутреннее пространство.
Двигатель и модульные LiFePO4-аккумуляторы собственной разработки обеспечивают до 130 км хода при ограниченной скорости в 30 км/ч.
Платформа использует полный привод, управление обеспечивает оригинальная операционная система реального времени с телеметрией всех узлов автомобиля.
Предполагается интеграция всех систем в одно приложение, которое будет отвечать за диагностику, управление и маршрутизацию перемещения. Кроме того, Volgabus рассчитывает предлагать полный цикл эксплуатации, предлагая аренду автомобилей, техническое и гарантийное обслуживание транспортного средства.
Несколько экземпляров автомобиля прошли полную обкатку. Дело за правительством
Модульная схема позволяет быстро менять неисправный или требующий ТО модуль, не снимая платформу или смартбус с эксплуатации. При этом на замену модуля уходит не более 15 минут.
Модульность обеспечивает возможность проводить быструю замену центральной части кузова для выполнения различных работ, а так же менять требующие ремонта модули, не выводя транспорт из эксплуатации — прямо во время зарядки.
Прогнозы и тренды в области беспилотников — Беспилотники (дроны)
Подборка данных, а также ссылки на заметки по теме «Прогнозы и тренды в области беспилотников»
2035
Россия
2022.11 Оценка НТИ — «при системной поддержке отрасли» в 2035 году объем отечественного рынка может превысить 500 млрд руб.
В 2016 году группа Аэронет оценивает, что в 2035 году в воздухе над территорией страны будет одновременно находиться не менее 100 тысяч БЛА. Поэтому система должна быть автоматической и надежной.
2030
Россия
2022.11.17 Вице-премьер Мантуров заявил, что объем российского рынка БЛА в 2030 году составил 120 млрд руб.
2025
Россия
К 2025 году над территорией России будут постоянно находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов. Глобальный рынок беспилотников по оценкам автора дорожной карты AeroNet может составить более $200 млрд, из них на долю России может прийтись более $35-40 млрд. / RoboTrends.ru по материалам AeroNet
Зарубеж
2020.11.03 ResearchAndMarkets обновили прогноз по развитию глобального рынка беспилотных систем: как ожидается, его объемы достигнут $51.97 млрд к 2025 году (в 2020 году — $20.8 млрд) со среднегодовым приростом на уровне 20.1%. Объемы глобального рынка оборудования для обеспечения передачи данных с борта беспилотника вырастут на $3.07 млрд в период с 2020 по 2024 год. / robotrends.ru
2019.11.12 По информации ResearchAndMarkets.com объем рынка БЛА вырастет с $19.3 млрд в 2019 году до $45.8 млрд к 2025 году, причем среднегодовой прирост составит порядка 15.5%. Предположения о росте основываются на массовом распространении коммерческих и военных БЛА, что связано, в том числе, с оптимизацией сенсоров и систем управления — в частности, всевозможных автопилотов и систем уклонения от столкновения. Основным сдерживающим фактором остается старая и неэффективная законодательная система большинства развитых стран.
2016.09.03 Пока что в США зарегистрировано 20 тысяч беспилотных аппаратов. Коммерческое “дроноводство” создаст в США свыше 100 тысяч рабочих мест и прибыль свыше $82 млрд в ближайшие 10 лет. К 2025 году, как ожидается, БЛА будут совершать до миллиона полетов в день. В пределах года в США начнут использовать свыше 600 тысяч коммерческих БЛА.
К 2025 году продажи беспилотников могут вырасти до 90 млн штук. При этом 2/3 выручки будет приходиться на развлекательные беспилотники / ABI Research в 2015 году
2015.02 Teal Group прогнозирует, что объем индустрии беспилотников вырастет до $14 млрд в 2025 году. Суммарно за ближайшие 10 лет объем индустрии составит порядка $93 млрд / RoboTrends.ru по данным
К 2025 году продажи беспилотников в Китае могут превысить $11 млрд (75 млрд юаней). Такой прогноз в 2016 году дала компания iResearch. Основными областями применения, как ожидается, будут: аэросъемка, опыление сельскохозяйственных растений, защита лесов, системы безопасности. /
Беспилотный грузовик EvoCargo
Малотоннажник EVO-1 компании EvoCargo полностью основан на российских разработках и представляет собой продуманный гибридный концепт с питанием от электрических батарей и водородных топливных элементов. Вторые используются для генератора, когда аккумуляторы будут разряжены.
Беспилотная перевозка груза между контрольными точками серьёзно снизит себестоимость самых разнообразных товаров
Компоновка позволила сократить время заправки до 5 минут. Этого достаточно на 1000 километров без остановки, снизить массу аккумуляторов и повысить ремонтопригодность.
На дороге EVO-1 чувствует себя отлично
Грузовик разработан как полностью беспилотный: в нём отсутствуют кабина, кресло, рулевая система управления. Видимая «надстройка» — своеобразная «рубка» для оборудования, обеспечивающих как самостоятельное перемещение транспорта, так и взаимодействие с подключённой инфраструктурой «умной дороги» стандарта V2X.
Для внедрения своих беспилотников EvoCargo предлагают сервис электрических магистральных перевозок, позволяющий клиентам обойтись без покупки грузовика и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километраж.
Подробностей немного. Но грузовик EvoCargo уже ездит, в отличие от многих зарубежных конкурентов
Тестовый запуск беспилотных грузовиков EVO-1 из 3 единиц на территории испытательного центра в Москве успешно прошел в марте 2021 года в полностью в автономном режиме с заданной скоростью с учетом дорожных знаков и разметки.